1894
Бенигно Симеон «Игно» Акино-старший (тагальское имя — Benigno Simeon "Igno" Aquino, Sr; также известный как Бенигно Акино-старший)
филиппинский политик, спикер парламента Второй Филиппинской республики с 1943 по 1944 годы. Его внук Бенигно Акино III был президентом Филиппин с 2010 по 2016 годы. Родился в городе Мурсия (ныне — Консепсьон), провинция Тарлак, Центральный Лусон, Филиппины, в семье Сервильяно Акино и Гуадалупе Камбао. У него было два родных брата — Гонсало (1893) и Амандо (1896), и сводный брат, Эрминио (родился в 1949). Окончил католический колледж в Маниле и впоследствии — Университет Святого Томаса, где он получил диплом юриста в 1913 году, а на следующий год был принят в коллегию адвокатов. В 1923 году Бенигно Акино получил от отца 1200 гектаров земли в окрестностях Консепсьона и при финансовой поддержке зятя, Мануэля Уркико, создал ферму и сахарный завод, после чего сочетал адвокатскую практику с предпринимательской деятельностью и был известен в округе как «юрист по профессии, фермер по роду занятий». В 1919 году Акино был впервые избран в палату представителей парламента Филиппин от 2-го округа провинции Тарлак, в 1922 и 1925 годах переизбирался по этому же округу. В 1928—1934 годах был сенатором Филиппин (1931—1934 — лидер большинства в Сенате). В 1931 году входил в состав делегации, которая вела переговоры с правительством США о предоставлении независимости Филиппинам. В 1935 году снова избран членом палаты представителей от 2-го округа провинции Тарлак и представлял округ до 1938 года. В 1938 году президент М.Кесон назначил Б.Акино министром сельского хозяйства и торговли, эту должность Акино занимал до 1941 года. В должности министра Акино проводил курс на защиту природных ресурсов страны, поддержку филиппинских товаропроизводителей, механизацию сельского хозяйства, содействие внешней торговли Филиппин. Свою зарплату министра он жертвовал на благотворительные нужды, в частности, приюту Сан-Хосе. Во время японской оккупации Филиппин Б.Акино возглавил прояпонскую ультраправую партию KALIBAPI (единственную политическую партию, разрешённую оккупационными властями) и стал одним из двух заместителей председателя комиссии по подготовке независимости Филиппин Х.Лауреля. После провозглашения в 1943 марионеточной Второй Филиппинской республики Б.Акино был избран спикером Национальной ассамблеи (парламента). В декабре 1944 года, ввиду успешного наступления филиппинских и американских войск против японской армии, правительство Второй Филиппинской республики, включая Акино, переехало сначала в Багио, а оттуда — в Японию, где после капитуляции Японии было арестовано американскими оккупационными властями и помещено в тюрьму Сугамо. 25 августа 1946 года Б.Акино был доставлен обратно на Филиппины и предан суду по обвинению в государственной измене. На суде Акино сделал заявление о непричастности к государственной измене и подал прошение об освобождении под залог. 11 сентября 1946 года он был временно выпущен из тюрьмы, после чего жил в Консепсьоне. К 1947 году Акино сблизился с тогдашним президентом Мануэлем Рохасом и был готов вернуться к политической деятельности. Но Рохас находился под сильным влиянием властей США, которые увязывали финансовую помощь Филиппинам с недопущением в политику «коллаборационистов», поэтому возвращение Б.Акино в политику не состоялось. 20 декабря 1947 года Б.Акино умер в городе Манила, Филиппины, от сердечного приступа во время просмотра матча по боксу. Через четыре дня после его кончины дело по обвинению в государственной измене против него было закрыто.
Личная жизнь
В мае 1916 года он женился на Марии Уркико, в этом браке у него было два сына и две дочери. После смерти Марии в 1928 году, Б.Акино в 1930 году женился на своей троюродной сестре, Aуроре Акино (девичья фамилия), в этом браке у него было семеро детей — Мария Аурора, Бенигно, Мария Герарда, Мария Гуадалупе, Агапито, Поль и Мария Тереза.
1894
Антонио Гомесанда (испанское имя — Antonio Gómezanda)
мексиканский пианист и композитор. Родился в городе Лагос-де-Морено, Мексика. В 1907 году отправился в Мехико изучать медицину, однако затем всё же решил посвятить себя музыке и в 1912 году окончил Национальную консерваторию, где его учителями были Мануэль Понсе и Хулиан Каррильо; затем совершенствовал своё мастерство в Париже под руководством Эдуара Рислера, в 1922—1923 годах брал уроки инструментовки в Берлине у Рихарда Хагеля. Концертировал, помимо Мексики и Техаса, в Испании, Италии. Германии, Венгрии, Австрии и Чехословакии, став первым мексиканским пианистом, выступившим с Берлинским филармоническим оркестром. Вернувшись в Мексику, в большей степени сосредоточил внимание на композиции. Написал, в частности, пять фортепианных сонат, Мексиканскую фантазию для фортепиано с оркестром (1922) и другие произведения. Кроме того, Гомесанде принадлежит музыка к кинофильму Хуана Хосе Сегуры «Крестьянская фантазия» (1943). Умер в городе Мехико, Мексика, 24 марта 1961 года.
1894
Дуглас Грейси (Douglas Gracey)
генерал Британской Индийской армии и пакистанских вооружённых сил, принимал участие в Первой и Второй мировой войне. Родился в городе Музаффарнагар, штат Уттар-Прадеш, Британская Индия, ныне Индия. В сентябре 1915 году начал проходить службу в Британской Индийской армии в звании младшего лейтенанта. Во время Первой мировой войны принимал участие в сражениях во Франции, был дважды награждён Британским военным крестом. Во время Второй мировой войны командовал подразделениями Британской Индийской армии во время Иракской и Сирийско-Ливанской операций. После окончания Второй мировой войны занимал должность командующего сухопутными войсками Пакистана с 11 февраля 1948 по 15 января 1951 год. Умер в графстве Суррей, Англия, Великобритания, 5 июня 1964 года.
Награды: Военный крест; Командор ордена Британской империи; Рыцарь-командор ордена Индийской империи; Рыцарь-командор ордена Бани

1894
Мари Дюба (французское имя — Marie Dubas; настоящее имя — Анна Мари Дюба, Anna Marie Dubas)
французская певица-комедиантка, актриса, одна из первых основательниц жанра французской песни. Выступала в мюзик-холлах. Мари родилась в городе Париж, Франция, и начинала свою карьеру как актриса театра (она сама поступила в Высшее театральное училище), но стала известной как певица. Мари вдохновляла Иветта Гильбер. Мари начала петь в маленьких кабачках на Монмартре, выступая с произвольными номерами. Быстрый успех позволил ей сыграть в опереттах и в музыкальных комедиях; таким образом она стала главой афиши, в 1920-х и 1930-х годах Мари начала выступать в таких местах, как «Парижское казино» и «Бобино». В 1932 она утвердила на эстраде жанр сольного вечера (два часа на сцене, без микрофона). Наиболее знаменитая песня — «Мой легионер» (музыка Маргерит Монно, cлова Раймона Ассо), которого она исполнила в 1936. Она создала также «Добряка Кабуло» (на стихи Франсиса Карко), «Изумительное танго», и интерпретировала в 1933 «Молитву Шарлотты» Жана Риктюса. К 1939 году популярность Мари стала так высока, что она отправилась в турне по США. Дочь польского еврея, она была вынуждена при вступлении гитлеровцев во Францию уехать в Лозанну, где и оставалась до конца войны. Вернувшись, узнала, что её сестра и племянник были отправлены в концентрационный лагерь. Большую роль Мари Дюба сыграла в становлении личности Эдит Пиаф. Она снова поднялась на театральные подмостки в 1954, во время открытия «Олимпии». В 1958 Мари ушла из театра. Умерла в родном городе в результате долгой болезни 21 февраля 1972 года.
Похоронена в Париже, на кладбище Пер-Лашез.
Награды: Кавалер ордена Почётного легиона.

1894
Сергей Иванович Петриковский
российский революционер, советский военный деятель, генерал-майор инженерно-технической службы (1943). Родился в городе Люблин, Царство Польское, Российская империя, в мещанской семье православного вероисповедания. Отец Петриковский Иван-Варфоломей Семенович — учитель, мать Петриковская (Костецкая) Изабелла Ивановна — домохозяйка. Закончил Люблинскую гимназию, хорошо владел польским языком. С 1911 года — член РСДРП, большевик. В 1914—1915 — студент Петроградского университета, активист «Правды», работал при думской фракции большевиков.
Первая мировая война и Революция
В 1914 ездил по партийному заданию в Краков к В.И.Ленину и организовал транспортировку людей и литературы через Люблин.
В марте 1915 арестован и сослан в Восточную Сибирь. Летом 1916 призван в армию. Участвовал в создании большевистских организаций в воинских частях. Будучи солдатом 1-го запасного пулеметного полка Петроградского гарнизона, участвовал в Февральской Революции 1917 года в Петрограде. Член Василеостровского райкома и Военной организации ЦК РСДРП(б), делегат Петроградской и Апрельской конференций РСДРП(б). Работал в Василеостровском райкоме партии Петрограда с Верой Слуцкой. 1 сентября 1917 года Петриковский, после окончания четырёхмесячного ускоренного курса Владимирского военного училища, был произведён в прапорщики и направлен для продолжения службы в Харьков. Активный участник Октябрьской революции в Харькове: был председателем Военно-революционного комитета, в декабре 1917 был назначен начальником революционного гарнизона Харькова.
Гражданская война
В марте 1918 года, в связи с оккупацией Харькова немецкими войсками, эвакуировался в Москву. Летом 1918 года работал в «нейтральной зоне» между Украинской державой и Советской Россией в качестве начальника штаба повстанческого участка Унеча — Зерново. Занимался формированием первых регулярных украинских советских воинских частей. Действовал под псевдонимом Петренко Пётр Николаевич. В сентябре 1918 года был назначен начальником штаба 1-й Украинской повстанческой дивизии, некоторое время исполнял обязанности начальника дивизии. Известен как один из участников переговоров с немцами во время так называемых «лыщичских братаний» в ноябре 1918 года. В январе 1919 года был назначен начальником штаба Заднепровской дивизии с исполнением обязанностей командира 2-й бригады. Вместе с начдивом П.Е.Дыбенко вёл переговоры с Н.И.Махно и Н.А.Григорьевым, войска которых впоследствии вошли в состав этой дивизии.
Из воспоминаний С.И.Петриковского:
«Мне пришлось вести первые переговоры с атаманом Григорьевым о переходе его отрядов на сторону Советской власти. Вместе с Павлом Ефимовичем мы ездили первыми советскими представителями в Гуляйполе к батьке Махно, где договаривались об условиях вхождения его отрядов в Красную Армию …»
С марта 1919 года командовал группой войск на Крымском направлении, участвовал в освобождении украинскими советскими войсками Крыма. В апреле 1919 года был назначен начальником 1-й Крымской дивизии, затем замнаркомвоенмора Крымской ССР с исполнением обязанностей начальника штаба Крымской советской армии. А.Е.Скачко справедливо сетует в телеграмме П.Е.Дыбенко: «Прошу сообщить о скольких головах тов. Петренко, ибо он у вас состоит начальником штаба дивизии, командует второй бригадой, и он же предназначен к командованию Крымской бригадой…».
При уходе войск Антанты из Севастополя в середине апреля 1919 заключил с ними соглашение о перемирии. Под соглашением поставили свои подписи Сергей Петриковский, комиссар дивизии Астахов и французский полковник Труссон. В июне 1919 года был арестован по приказу Л.Д.Троцкого за самовольное заключение соглашения с противником. По ходатайству Дмитрия Ульянова перед Лениным обвинение с Петриковского было снято, он был освобождён от ответственности и откомандирован в 12-ю армию для формирования кавалерийской бригады. В августе 1919 года был назначен командиром Особой кавалерийской бригады 12-й армии при 44-й стрелковой дивизии (бригада лишь формально входила в состав дивизии). После гибели Н.А.Щорса в сентябре 1919 года был отстранён от командования кавбригадой и направлен в штаб армии, где назначен руководить работой по организации партизанского движения в тылу армии Деникина. В декабре 1919 года был откомандирован в распоряжение М.В.Фрунзе и в январе 1920 назначен военным комиссаром 25-й Чапаевской дивизии. В мае 1920 года был командирован в распоряжение Реввоенсовета Юго-Западного фронта, в июне 1920 назначен начальником 52-й стрелковой дивизии и командиром группы войск на Перекопском направлении. В сентябре 1920 года был назначен начальником 40-й стрелковой дивизии. В октябре 1920 был освобожден от командования 40-й дивизией по состоянию здоровья и направлен в штаб Южного фронта. В 1921—1922 годах — военком Главного военно-хозяйственного управления и заместитель военкома Главначснаба РККА.
Мирное время
После гражданской войны С.И.Петриковский работает на различных административно-хозяйственных должностях. С 1932 года обучается и в 1937 году с отличием заканчивает Военно-воздушную академию имени Жуковского. В 1935 приказом Наркома обороны СССР Петриковскому С.И. присвоено звание бригадный комиссар, в 1938 — бригинженер.
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны — на ответственной работе в военной промышленности. С 1943 года — генерал-майор инженерно-технической службы. В начальный период войны осуществляет инспекторские поездки по фронтам, затем назначается начальником Центральной авиаремонтной и научно-экспериментальной базы ВВС.
Послевоенные годы
После войны работал заведующим военной кафедрой Московского авиационного технологического института. Принимал активное участие в общественно-политической жизни, выступал на радио и телевидении с воспоминаниями о революции и встречах с Лениным. В 1962 году провел частное расследование обстоятельств гибели Н.А.Щорса и пришёл к выводу, что начдив был преднамеренно убит. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 25 января 1964 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды: Орден Ленина; два ордена Красного Знамени; Орден Отечественной войны I степени; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Сочинения: Петриковский Сергей Иванович — автор ряда статей о революции и гражданской войне в России: С.И.Петриковский. Вера Слуцкая // Славные большевички / Сборник подготовлен Е.Д.Стасовой, Ц.С.Бобровской (Зеликсон) и А.М.Иткиной. — Москва : Госполитиздат, 1958. — Страницы 259—269. — 323 страницы. — 100,000 экземпляров.
[700x497]
1894
Джон Бойнтон Пристли (John Boynton Priestley)
английский романист, эссеист, драматург и театральный режиссер. Родился в Брадфорде (графство Йоркшир). В Тринити-Холле Кембриджского университета с отличием успевал по многим дисциплинам, зарабатывал на жизнь журналистикой. Отслужив в Первую мировую войну в пехоте, в 1922 начал в Лондоне карьеру профессионального литератора (книжные обзоры, рецензии, эссе, биографии Дж.Мередита и Т.Л.Пикока, Краткая история английского романа – A Short History of English Novel, 1927). Романы Добрые друзья (Good Companions, 1929) и Улица Ангела (Angel Pavement, 1931) доставили ему славу выдающегося прозаика, а пьеса Опасный поворот (Dangerous Corner, 1932) выдвинула в число ведущих драматургов. Руководя двумя лондонскими театрами, он поставил около 16 своих пьес, в том числе Ракитовую аллею (Laburnum Grove, 1933), Райский уголок (Eden End, 1934) и Когда мы женаты (When We are Married, 1938). Недолгое пребывание в Аризоне подвигло его на создание автобиографической книги Полночь в пустыне (Midnight at the Desert, 1937). К позднему творчеству Пристли относятся злободневные публикации периода Второй мировой войны; романы Дженни Вильерс (Jenny Villiers, 1947), Фестиваль в Фарбридже (Festival at Fairbridge, 1953) и Доктор Солт уезжает (Salt is Leaving, 1966); пьеса Визит инспектора (An Inspector Calls, 1946); сценарий фильма Последний праздник (Last Holiday, 1950); книга рассказов Другое место (The Other Place, 1953); пространное «личностное» эссе Человек и Время (Man and Time, 1964); сборник Эссе пяти десятилетий (Essays of Five Decades, 1964) и автобиография Вместо деревьев (Instead of Trees, 1977). Осуждая социальную несправедливость, он прославлял в человеке духовное начало и порицал материальный интерес, перекликаясь в этом с Ч.Диккенсом и Дж.М.Барри. Умер Пристли в Стратфорде-на-Эйвоне 14 августа 1984 года.
1895
Георгий Константинович Евграфов
советский учёный в области мостостроения; доктор технических наук (1938), действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (1957), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Родился в городе Кронштадт, Российская империя. В 1922 году окончил Петроградский институт инженеров путей сообщения. С 1930 года находился в Москве, преподавал в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (с 1934 года — профессор), с 1930 года и до конца жизни был заведующим кафедры мостов. Одновременно работал в НИИ транспортного строительства (в 1931—1935 годах). Занимался Г.К.Евграфов изучением воздействия различных нагрузок на мосты, расчетами мостовых конструкций и другими работами. Также руководил разработкой новых технологий в мостостроении, участвовал в проектировании многих крупных мостов в Москве — Крымского, Новоарбатского, метромоста через Москву-реку, двухъярусного моста у стадиона «Лужники», а также в других городах — мост через Оку в Нижнем Новгороде, мост через Волгу у Саратова, мост через Днепр в Запорожье и других. Был автором научных работ по различным аспектам мостостроения, среди которых «Курс разводных мостов» (1933), «Техника железных дорог» (1948), «Мосты на железных дорогах» (1955). Жил в Москве на 1-й Брестской улице, 12. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 августа 1967 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища (130 секция).
Награды: Орден Ленина; Орден Отечественной войны I степени (28 декабря 1946); Два ордена Трудового Красного Знамени медали; Орден «Знак Почёта»; Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958).
Сочинения: Мосты на дорогах, 3-е издание, Москва, 1955; Проектирование мостов, Москва, 1966 (совместно с Н.Н.Богдановым).
1895
Фёдор Тимофеевич Ремизов
советский военный деятель, генерал-лейтенант танковых войск (1943 год). Фёдор Тимофеевич Ремизов родился в селе Кручёная Балка, Медвеженский уезд, Ставропольская губерния, Российская империя (ныне в Сальском районе, Ростовская область).
Первая мировая и гражданская войны
В 1915 году был призван в ряды Русской императорской армии и в чине унтер-офицера принимал участие в боевых действиях на Кавказском фронте Первой мировой войны. В марте 1918 года вступил в ряды отрядов Красной гвардии под командованием Морозова и Крайнюка, действовавших под Царицыном. В мае вступил в ряды РККА, после чего служил 1-й Донской советской кавалерийской бригаде, а затем в 21-м кавалерийском полку (4-я кавалерийская дивизия, 1-я Конная армия) в качестве красноармейца, командира взвода, помощника командира эскадрона и начальника разведки полка, командира эскадрона.
Межвоенное время
В ноябре 1921 года Ремизов был направлен на учёбу в 6-ю Таганрогскую кавалерийскую школу, после окончания которой с сентября 1923 года вновь служил в 21-м кавалерийском полку (4-я Ленинградская кавалерийская дивизия) на должностях командира учебного взвода, помощника командира и командира эскадрона. В 1924 году вступил в ряды ВКП(б). В сентябре 1925 года был направлен на учёбу в Военную академию имени М.В.Фрунзе, по окончании которой в августе 1929 года был назначен на должность командира эскадрона 37-го кавалерийского полка (7-я кавалерийская дивизия). В марте 1930 года был направлен на учёбу на Ленинградских автобронетанковых курсах РККА, по окончании которых в августе 1930 года служил в 11-м бронетанковом дивизионе (1-й Конный корпус, Украинский военный округ) на должностях помощника командира и командира дивизиона. В ноябре 1931 года был назначен на должность командира 1-го механизированного полка (1-я кавалерийская дивизия), в марте 1934 года — на должность командира 22-го механизированного полка (22-я кавалерийская дивизия, Забайкальский военный округ), в сентябре 1937 года — на должность преподавателя тактики Пензенского кавалерийского училища, в феврале 1938 года — на должность старшего преподавателя тактики Пензенского артиллерийского училища, а в январе 1939 года — на должность помощника командира по стрелковой части 5-го механизированного корпуса. Принимал участие в походе в Западную Украину в 1939 году, а также при присоединении Прибалтики в 1940 году. В мае 1940 года был назначен на должность начальника 1-х Слуцких стрелково-пулемётных курсов, в июле — на должность заместителя командира 3-го механизированного корпуса (Прибалтийский военный округ), а в августе 1940 года — на должность командира 18-й танковой дивизии (7-й механизированный корпус, Московский военный округ).
Великая Отечественная война
Дивизия под командованием Ф.Т.Ремизова с начала июля на Западном фронте вела тяжёлые оборонительные бои на Западной Двине и Днепр, прикрывая направление Борисов — Смоленск — Ярцево. С 6 по 8 июля дивизия приняла участие в провальном контрударе фронта из района севернее Орши по направлению на Сенно. В августе 1941 года Ремизов был назначен на должность командира 127-й танковой бригады, участвовавшей Смоленском сражении. В октябре того же года был назначен на должность командира 145-й танковой бригады, участвовавшей в Можайско-Малоярославецкой, Клинско-Солнечногорской оборонительной и наступательной операции, в боях за Волоколамск, а также при прорыве обороны противника на реке Лама и его преследовании на гжатском направлении. В мае 1942 года был назначен на должность заместителя командующего 20-й армией по танковым войскам, в июне того же года — на должность командира 27-го танкового корпуса, формировавшегося в составе Московского военного округа, в сентябре — на должность заместителя командующего войсками Калининского фронта по танковым войскам, затем — на должность начальника автобронетанкового управления, 6 апреля 1943 года — на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками Калининского фронта, а в декабре 1943 года — на должность командующего Тульским военным танковым лагерем, обеспечивавшим формирование и обучение танковых и механизированных частей для действующей армии. В июле 1944 года был назначен на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Прибалтийского, а затем — на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками 4-го Украинского фронтов, участвовавших в Ленинградско-Новгородской, Прибалтийской, Моравско-Остравской и Пражской операциях.
Послевоенная карьера
После окончания войны Ремизов был назначен на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками Прикарпатского военного округа, а затем — на должность командующего бронетанковыми и механизированными войсками Южно-Уральского военного округа. Генерал-лейтенант танковых войск Фёдор Тимофеевич Ремизов в августе 1947 года вышел в запас. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 2 мая 1974 года.
Похоронен на Введенском кладбище (29 участок).
Награды: Два ордена Ленина; Три ордена Красного Знамени; Орден Кутузова I степени; Орден Суворова II степени; Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»; Медаль «За оборону Москвы»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Ордена Белого льва «За Победу» (Чехословакия); Военный крест (1939; Чехословакия); Кавалеры ордена «Крест Грюнвальда» III степени (ПНР); Военная памятная медаль (Чехословакия); Медаль «За Одру, Нису и Балтику» (ПНР); Медаль «Победы и Свободы» (ПНР).
Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 2. — Страницы 172—173. — ISBN 5-901679-12-1; Великая Отечественная. Комдивы [Текст] : военный биографический словарь : в 5 томах. / Д.А.Цапаев (руководитель) и другие ; под общей редакцией В.П.Горемыкина. — Москва : Кучково поле, 2011. — Том 1. — Страницы 633—635. — 736 страниц. — 200 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0189-8.
[518x700]
1896
Иван Васильевич Бастеев
командир 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии 47-й армии Воронежского фронта, полковник. Родился в деревне Белозерки, Чембарский уезд, Пензенская губерния, Российская империя (ныне не существует, место бывшей деревни - на территории Каменского района Пензенской области), в семье крестьянина. Русский. Окончил церковно-приходскую школу в 1909 году. В сентябре 1915 года призван в Русскую императорскую армию. Служил в 98-м запасном пехотном полку (Пенза). Участник Первой мировой войны: с марта 1917 года - отделенный командир, помощник командира взвода 79-го пехотного Усть-Двинского полка 45-й пехотной дивизии на Западном фронте. В январе 1918 года демобилизован. В Красной Армии с августа 1918 года, по мобилизации. С августа по октябрь 1918 - старшина роты Пензенского стрелкового полка, затем учился на 2-х Московских курсах комсостава, с февраля 1919 - на 1-х Харьковских курсах (в их составе воевал на Южном фронте), с октября 1919 - на 1-х Московских курсах комсостава, которые окончил в ноябре 1919 года. Участник Гражданской войны: с ноября 1919 года - командир взвода под Петроградом, с февраля 1920 - командир взвода и роты 397-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта. Участвовал в борьбе против банд Григорьева, войск генералов А.И.Деникина и Н.Н.Юденича, польской армии. Награждён орденом Красного Знамени. После Гражданской войны - командир роты в 133-м стрелковом полку той же дивизии (Киев), с марта 1923 - в 298-м стрелковом полку 100-й стрелковой дивизии (Киевская губерния), с октября 1924 - на учебе. В 1925 году окончил курсы «Выстрел». Командовал ротой в том же полку, в 1928 году окончил Высшую военно-педагогическую школу (Ленинград). Член ВКП(б) с 1928 года. С 1928 года - преподаватель Нижегородской бронетанковой школы. В 1928 году окончил Ленинградские автобронетанковые курсы усовершенствования комсостава РККА. С мая 1932 - преподаватель тактики Горьковского бронетанкового училища, с апреля 1933 - командир 18-го и 40-го отдельных танковых батальонов в Приморской группе войск Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии, с апреля 1935 - начальник военно-учебной части Красноярского лесотехнического техникума, с ноября 1936 - военрук Сталинградского тракторного техникума, с октября 1938 - начальник штаба 19-го механизированного полка 19-й танковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Майкоп), с 1940 - начальник автобронетанковой части Краснодарского миномётного училища Северо-Кавказского военного округа. В 1941 году заочно окончил 3 курса Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина. После нападения гитлеровской Германии на СССР продолжал служить в училище. Подполковник И.В. Бастеев - участник Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. С ноября 1941 - командир 10-го отдельного дорожно-эксплуатационного полка 56-й отдельной армии, на Южном, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. С августа 1942 - заместитель командира 76-й морской стрелковой бригады. Участник Ростовской оборонительной и Ростовской наступательной операций 1941 года, участник битвы за Кавказ и Краснодарской наступательной операции. С мая 1943 - командир 89-го стрелкового полка на Степном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участник Курской битвы. Командир 89-го стрелкового полка (23-я стрелковая дивизия, 47-я армия, Воронежский фронт) полковник Иван Бастеев проявил героизм в ходе битвы за Днепр. В сентябре 1943 года его полк стремительно форсировал Днепр севернее города Канев Черкасской области Украинской ССР, захватил плацдарм и успешно отразил многочисленные атаки противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, полковнику Бастееву Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 10 ноября 1943 года по 10 ноября 1944 года И.В.Бастеев командовал 23-й Киевско-Житомирской Краснознаменной стрелковой дивизией на 1-м Украинском, Белорусском, 1-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах. Во главе её участвовал в Киевской наступательной и Киевской оборонительной операциях 1943 года, в Калинковичско-Мозырской, Полесской, Белорусской, Прибалтийской наступательных операциях. С ноября 1944 года - на учёбе в академии.
[469x700]
Генерал-майор И.В.Бастеев.
В апреле 1945 года окончил ускоренный курс Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В августе 1945 – июле 1946 – начальник кафедры общей тактики и спецродов войск Военного педагогического института. В июле-октябре 1946 – начальник кафедры тактики Высшей офицерской школы ПВО. В октябре 1946 – июне 1947 – начальник кафедры общей тактики Военной академии артиллерийской радиолокации. С июня 1947 года - начальник штаба Управления Советской военной администрации провинции Бранденбург (Германия). С ноября 1948 года – начальник штаба Управления военных комендатур советского сектора Берлина. В феврале-декабре 1950 - заместитель командира 29-го гвардейского стрелкового корпуса (в Группе советских войск в Германии). С апреля 1951 года генерал-майор И.В.Бастеев – в отставке по болезни. Жил в Харькове. Скончался 29 октября 1951 года. Похоронен в Харькове (Украина). Генерал-майор (2 ноября 1944). Награжден двумя орденами Ленина (25 октября 1943, 21 февраля 1945), тремя орденами Красного Знамени (1921, 3 ноября 1944, ...), орденом Суворова II степени (23 августа 1944), медалями. Бюст Героя установлен на площади Победы в городе Каменка.
[434x700]
В Харькове (улица Мироносицкая, 95) на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
1896
Хизер Тэтчер (Heather Thatcher)
британская актриса. Родилась в городе Лондон, Англия, Великобритания. Начала свою карьеру в качестве певицы и танцовщицы. В 1915 году Тэтчер дебютировала в кино в немом приключенческом фильме «Узник крепости Зенда». Далее последовали ещё несколько небольших ролей в немых фильмах, прежде чем состоялся её дебют в театре. Именно театральные роли сделали актрису звездой музыкальной сцены Вест-Энда. С 1937 по 1944 год Тэтчер работала в Голливуде, где снялась в фильмах «Товарищ» (1937), «Если бы я был королём» (1938), «Красавчик Жест» (1939), «Охота на человека» (1941) и «Газовый свет» (1944). После возвращения на родину актриса продолжила карьеру в кино, появившись в картинах «Анна Каренина» (1948), «Глубокое синее море» (1955) и ряде других, а в 1955 году отошла от съёмок. Хизер Тэтчер умерла в родном городе 15 февраля 1987 года.

1896
Александр Борисович Ярославский
русский поэт, один из основоположников литературного течения «биокосмизм». Родился в городе Москва, Российская империя. Гимназию окончил во Владивостоке (1914). После окончания поступил в Петроградский университет на математический факультет, но был исключен за непосещение. Вернулся во Владивосток, где выпустил первую книгу в 1917 г. Во время военной интервенции в 1919—1920 гг. находился в тюрьме за революционную пропаганду. В 1920 г. Ярославский возглавлял культурно-просветительскую работу в отряде иркутского анархиста Н.Каландаришвили, печатал свои книги в его походной типографии. Далее его маршрут движения на запад можно проследить по сборникам его стихов, изданных в Иркутске (1920), Нижнеудинске и Чите (обе — 1921). В книгах 1919—1921 годов поэт двигается от пацифистской темы к главной теме своей лирики середины 1920-х годов — идее личного бессмертия. В Москву приезжает в 1922 году и сразу примыкает к группе биокосмистов. Начиная с 1922 года говорит в стихах о бессмертии не только для людей, но и для всего живого, об идее холодового анабиоза (в США это позже назовут крионикой) всего человечества, с тем, чтобы проснуться уже в новом, совершенном мире. Осенью 1922 г. в Петрограде на одном из вечеров биокосмистов знакомится со своей будущей женой, Евгенией Исааковной Маркон-Ярославской (1902—1931). Дочь филолога-гебраиста И.Ю.Маркона (1875—1949), она в том же 1922 году окончила философский факультет университета (Бестужевские курсы). В ноябре 1922 года журнал А.Ярославского «Бессмертие» был закрыт Петроградским губисполкомом по обвинению в порнографии. С конца 1922 г. до середины 1926 г. Ярославский с женой путешествуют по СССР. В конце сентября 1926 г. они выехали в Берлин. Там Ярославский организовал большую лекцию-диспут на тему «Россия и Москва» с критикой властей. В Берлине напечатал книжку своих стихов «Москва-Берлин». Затем Ярославские выехали в Париж, где прожили два месяца. Ярославский настоял на возвращении в СССР. «Еду в Россию расстреливаться… А если большевики меня не расстреляют, — тем лучше!» На пароходе из Щецина вернулись в Ленинград. В мае 1928 года Александр Ярославский был арестован, постановлением ОГПУ от 1 октября 1928 года приговорен к пяти годам заключения (статья 58-4) и отправлен на Соловки. В СЛОН ОГПУ прибыл 4 ноября 1928 г. В лагере поэт был непопулярен как среди администрации (характеристика «Центральной арестантской комиссии» от 23 августа 1929 года: «От работы отлынивает, симулирует, требует постоянного наблюдения. Поведение плохое»), так и среди заключенных, которые считали его сексотом. Во время нахождения Ярославского под стражей в Москве жена писала апелляции и всячески поддерживала мужа. К этому времени она жила в воровской среде и надеялась создать «воровской уголовно-политический беспартийный комитет», который бы занимался освобождением из мест заключения «смертников», а затем и других крупных преступников. К 1930 году она уже неоднократно арестовывалась за кражи, приговаривалась к высылке, сначала в Череповецкий округ, а затем в Сибирь. Из Сибири Евгения сбежала на Соловки, чтобы устроить мужу побег. Планы их раскрылись. За попытку побега Ярославский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян не позднее 10 декабря 1930 года. Евгения была осуждена и по совокупности приговорена к трём годам лагерей. Отбывала срок на Соловках, покушалась на жизнь начальника лагеря и там же была расстреляна по статье «терроризм» 20 июня 1931 года.
Память
После смерти поэта его имя и творчество было предано забвению. Поэт Л.Мартынов в 1970-х годах вспоминал, как в начале 1920-х годов его впечатлила «книжка космических стихов» А.Ярославского: «откуда вынырнул и куда девался этот Александр Ярославский? Не знаю.»
Д.Лихачёв в «Соловетских записях» (А.Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» лишь повторяет эти записи) считает А.Ярославского сексотом: «предложение Ярославского [второй раз] стать антирел[игиозным] лектором и сексотом [мне кажется, что Ярославский – был тот самый; он вскоре был освобожден]». Однако Д.Лихачёв ошибается: Ярославский был вовсе не освобождён, а расстрелян, а под «тем самым», возможно, понимал известного в то время антирелигиозного лектора Емельяна Ярославского.
Библиография
Стихи: Великолепное презрение: Шестая книга стихов. Чита: Дракон, 1921; Грядущий потоп: Поэма. Владивосток: Типография «Коммерческая», 1919. — 20 страниц; Звёздный манифест: Стихотворения. Владивосток, 1918. — 15 страниц; Корень из Я. Посвящение Евгении Марон. Ленинград-Москва : Биокосмисты, 1926. — 272 страницы. — 4000 экземпляров; Кровь и радость. Иркутск: Издательство Культурно-просветительского отдела при отряде Каландаришвили, 1920. — 15 страниц; Миру поцелуи. Петроград : Комитет поэзии Биокосмистов-имморталистов. (Северная группа), 1923. — 14 страниц. — 2000 экземпляров; Москва Берлин. — Берлин: Биокосмисты, 1927. — 32 страницы; На штурм вселенной. Петроград : Комитет поэзии Биокосмистов-имморталистов, 1922; Окровавленные тротуары: Стихи. Сборник пятый. Верхнеудинск: Издательство Бюро печати Дальневосточной республики, 1921. — 48 страниц; Плевок в бесконечность. Владивосток: Издательство Дальневосточного союза профсоюзов, 1917; Поэма анабиоза. Петроград : Комитет поэзии Биокосмистов-имморталистов. (Северная группа), 1922. — 14 страниц. — 2000 экземпляров; Причёсанное солнце. Чита: Дракон, 1921. — 24 страницы; Сволочь Москва. Москва : Супрадины, 1922. — 32 страницы; Святая бестиаль. Петроград : Комитет поэзии Биокосмистов-имморталистов. (Северная группа), 1922. — 15 страниц. — 2000 экземпляров.
Проза: Аргонавты Вселенной: Роман-утопия. Москва-Ленинград : Биокосмисты, 1926; Пролетарии — в небо: [Рассказ] // Советская правда (Челябинск), 1923. № 149.
1897
Жулио Кунц Фильо (португальско-бразильское имя — Júlio Kuntz Filho)
бразильский футболист, вратарь. Родился в городе Нову-Амбургу, штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия. Кунц начал карьеру в клубе «Флориано» в 1917 году. Через год он перешёл в «Гремио» и провёл в этой команде 2 года. В 1920 году Кунц перешёл во «Фламенго», в составе которого дебютировал 4 апреля 1920 года в матче с «Бангу», завершившимся со счётом 0:0. В первый же сезон во «Фламенго» Кунц выиграл чемпионат штата Рио-де-Жанейро, Турнир Начала чемпионата Рио-де-Жанейро и Кубок клуба «Маккензи». На следующий год Кунц выиграл свой второй титул чемпиона штата, а также Кубок Ипиранга. В 1922 году Кунц победил в Турнире Инсинио и Кубке «Америка» Фабрил. В 1923 году Кунц покинул «Фламенго» и перешёл в «Паулистано», где выступал до 1925 года. Затем он некоторое время не играл, а затем вернулся во «Фламенго» и провёл за клуб два матча, в обоих из которых клуб проиграл со счётом 1:4. За сборную Бразилии Кунц играл с 1920 по 1922 год. Он был участником трёх чемпионатов Южной Америки на которых провёл, в общей сложности, 9 матчей. В 1922 году Кунц выиграл со сборной чемпионат Южной Америки, проведя на турнире все 3 игры. 6 октября Кунц сыграл матч за сборную против Аргентины. Накануне матча аргентинская газета опубликовала рисунок, в которой игроки Бразилии были выставлены в виде обезьян. Из-за этого часть бразильских футболистов отказалась выходить на поле. В результате у сборной набралось только семь игроков. Матч решено было провести в формате семь-на-семь, из-за чего часть прессы не считает встречу официальной. Она завершилась победой Аргентины со счетом 3:1. Умер в родном городе 19 августа 1938 года.
Международная статистика
Матчи Жулио Кунца за сборную Бразилии
Достижения: Чемпион штата Рио-де-Жанейро: 1920, 1921; Чемпион Турнира Инсинио: 1920, 1922; Чемпион Южной Америки: 1922.

1897
Виктор Никитич Лазарев
советский искусствовед, специалист в области истории древнерусского и византийского искусства, а также итальянского искусства эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения (1936), профессор, член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Родился в городе Москва, Российская империя. Сын московского архитектора Н.Г.Лазарева, потомка Абамелек-Лазаревых. В 1916 году окончил гимназию А.Е.Флерова с золотой медалью, с декабря того же года находился в действующей армии на Кавказском фронте. Демобилизовавшись весной 1918 года, поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Учился истории искусства у Н.И.Романова, также слушал курсы Б.Р.Виппера, А.Г.Габричевского, В.К.Мальмберга, А.И.Некрасова и А.А.Сидорова. Был секретарём редакции книгоиздательства «Денница» (1918), сотрудником-специалистом Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР (1919). С марта 1919 по январь 1920 года служил в Красной армии на Южном фронте. Вернувшись в университет, подготовил дипломную работу «Происхождение портрета в итальянском искусстве», позднее переделанную в диссертацию. Был зачислен в аспирантуру Института археологии и искусствознания РАНИОН. В 1923—1924 годах преподавал историю античной архитектуры в Московском высшем техническом училище. С 1924 года работал в ГМИИ: главный хранитель, заведующий картинной галереей (1928—1931), заведующий отделом эпохи феодализма (1931—1935), заместитель директора по научной части (1936—1938). В 1925 году начал преподавание на отделении истории искусства этнологического факультета МГУ, в 1925—1926 годах находился в заграничной командировке в Европе. Старший научный сотрудник Института археологии и искусствознания, библиограф Библиотеки имени В.И.Ленина, редактор отдела литературы, искусства и языковедения БСЭ (1927—1940). С 1934 по 1941 год был профессором МИФЛИ, в 1942—1947 и с 1953 года — профессор МГУ, с 1960 года — заведующий кафедрой истории зарубежного искусства. Одновременно заведовал кафедрой истории искусства, читал курс истории западноевропейского искусства и спецкурс по истории гравюры в МГХИ имени В.И.Сурикова (1935—1948), преподавал историю архитектуры аспирантам Академии архитектуры СССР. Доктор искусствоведения (1936, без защиты диссертации), член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению литературы и языка с 29 сентября 1943 года. Один из организаторов Института истории искусств Академии Наук СССР; с 1944 года возглавлял сектор живописи и скульптуры. Автор разделов о древнерусском искусстве XI—XV веков в 13-томной «Истории русского искусства». Иностранный член Британской академии и Сербской академии наук, член-корреспондент Венецианского института наук, литературы и искусств. Супруга — искусствовед Вера Николаевна Вольская. Умер в родном городе 1 февраля 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 58) в Москве.
Награды и премии: Орден Трудового Красного Знамени (4 ноября 1944) — за выдающиеся заслуги в деле подготовки специалистов для народного хозяйства и культурного строительства; Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); Орден Трудового Красного Знамени (27 марта 1954); орден Дружбы Народов (1975); Медали; Государственная премия СССР (1976, посмертно) — за книги «Византийская живопись», «Древнерусские мозаики и фрески», «Старые итальянские мастера», «Старые европейские мастера»; Премия имени М.В.Ломоносова I степени (1967) — за совокупность работ по теме «Древнерусское искусство в свете новых исследований».
Память
В честь учёного названа одна из улиц итальянского города Класс. Библиотека кафедры всеобщей истории искусства МГУ названа «Лазаревским кабинетом» в его честь. С 1977 года в МГУ ежегодно проходит научная конференция «Лазаревские чтения».
Основные работы
Европейское искусство: Портрет в европейском искусстве XVII века, Москва — Ленинград, 1937; «Шарден» (1947); Леонардо да Винчи. К 500-летию со дня рождения. Москва, 1952; Происхождение итальянского Возрождения. Тома 1-3. Москва, 1956, 1959, 1979; «Пьеро делла Франческа» (1966); Старые итальянские мастера, Москва, 1972; Старые европейские мастера. Москва, 1974.
Византийское искусство: История византийской живописи. Тома 1—2, Москва — Ленинград, 1947—1948 (расширенное издание. — Storia della pittura bizantina, Torino, на русском языке : Москва, 1986); Константинополь и национальные школы в свете новых открытий // Византийский временник. 1961. Том 17; Византийская живопись, сборник статей. Москва, 1971; Византийское и древнерусское искусство, 1978.
Древнерусское искусство: Искусство Новгорода. Москва — Ленинград : Искусство, 1947; Скульптура Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. Том 1. Москва, 1953; «Новгородская живопись последней трети XIV в. и Феофан Грек» (1955); «Новые открытия в Софии Киевской» (1955), «Мозаика Софии Киевской» (1960), Феофан Грек и его школа. Москва, 1961; Андрей Рублёв и его школа. Москва, 1966; «Михайловские мозаики» (1966); «Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV вв.)» (1970); Русская средневековая живопись: статьи и исследования. Москва, 1970; Русская иконопись от истоков до начала XVI века / Вступительная статья и редакция Г.И.Вздорнова. 2-е издание, Москва, 1994; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. — Москва : Искусство, 1973. — 512 страниц. — (Из истории мирового искусства). — 20 000 экземпляров; Новгородская иконопись. 2-е издание. 1986; Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Святой Софии в Новгороде. Москва, 1983.
История искусствознания: О.Шпенглер и его взгляды на искусство. Москва, 1922; Н.П.Кондаков. Москва, 1925.
Литература: Лазарев, Виктор Никитич // «Крестьянская газета» — Ларсон. — Москва : Советская энциклопедия, 1937. — Столбец 668. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 томах] / главный редактор О.Ю.Шмидт ; 1926—1947, том 35); Лазарев, Виктор Никитич // Кукуруза — Лесничество. — Москва : Советская энциклопедия, 1953. — Страница 224. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 томе] / главный редактор Б.А.Введенский ; 1949—1958, том 24); Лазарев Виктор Никитич // Куна — Ломами. — Москва : Советская энциклопедия, 1973. — Страница 103. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров ; 1969—1978, том 14); Вздорнов Г.И. Научная проза В.Н.Лазарева // Искусствознание. — 1998. — № 1. — Страницы 35—42; Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В.Н.Лазарева. — Москва, 1973; Лазарев, Виктор Никитич : [арх. 25 декабря 2022] / Грачёва С.М. // Крещение Господне — Ласточковые [Электронный ресурс]. — 2010. — Страница 581. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах.] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 16). — ISBN 978-5-85270-347-7; Гращенков В.Н. В.Н.Лазарев (к семидесятилетию со дня рождения) // Византийский временник. — Москва, 1968. — Том 29 (54). — Страницы 3—25; Гращенков В.Н. Виктор Никитич Лазарев : жизнь, творчество, научное наследие // Искусствознание. — 1998. — № 1. — Страницы 7—27; Древнерусское искусство : Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. К 100-летию со дня рождения В.Н.Лазарева : сборник / Российская академия наук, Научный совет по истории мировой культуры, Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации ; Редкол.: Л.И.Лифшиц (ответственный редактор) и другие. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. — 474 страницы; Глава IV. История искусства / В.Н.Гращенков, С.С.Ванеян // Историческая наука в Московском университете, 1755–2004 / Под редакцией С.П.Карпова. — Москва : Издательство Московского университета, 2004. — Страницы 550—580. — 640 страниц; Лазарев Виктор Никитич // Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет / Под общей редакцией С.П.Карпова. — Москва : Издательство МГУ; «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — Страницы 270—272. — 544 страницы. — 2000 экземпляров. — ISBN 5-8243-0565-X; Подобедова О.И. Виктор Никитич Лазарев // Древнерусское искусство : Проблемы и атрибуции : Сборник статей / Редактор-составитель О.И.Подобедова ; Академия Наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — Москва : Наука, 1977. — 462 страницы; Попова О.С. Виктор Никитич Лазарев (1897—1976) // Советское искусствознание-76. — Москва, 1977. — Выпуск 2; Список трудов В.Н.Лазарева / составитель В.Н.Гращенков // Византийский временник. — Москва, 1968. — Том 29 (54). — Страницы 26—31; Список опубликованных трудов В.Н.Лазарева / составитель В.Н.Гращенков // Искусствознание. — 1998. — № 1. — Страницы 27—34; Beckwith, John. V. N. Lazarev. — In: Obituaries // The Burlington Magazine[англ.]. — 1976. — Vol. 118, no. 878 (May). — P. 312. — JSTOR 878347; Blankoff, Jean. Viktor Nikitich Lazarev. — In: In Memoriam : [фр.] // Byzantion. — 1976. — Vol. 46, no. 2. — P. 617–619. — ISSN 0378-2506. — JSTOR 44171369; Demus O. Victor Nikititsch Lasarev // Osterreichische Akademie der Wissenschaften : Almanach. — 1977. — Том CXXVII; Muratova, Xenia. Victor N. Lazarev : In Memoriam : [итал.] // Prospettiva. — 1977. — No. 8 (gennaio). — P. 78–81. — ISSN 0394-0802. — JSTOR 24413014; Ruzsa Gy. Victor Nikitic Lasarev, 1897—1976 : [венг.] // Acta Historiae Artium Academiae Scientiarum Hungaricae. — 1977. — Том XXIII. — P. 357—374.
1897
Франсиско Паулу Миньоне (португальско-бразильское имя — Francisco Paulo Mignone)
был одной из самых значимых фигур в бразильской классической музыке и одним из самых выдающихся бразильских композиторов после Эйтора Вила-Лобоса. В 1968 году он был признан бразильским композитором года. Родился в городе Сан-Паулу, Бразилия. Выпускник консерватории Сан-Паулу, а затем миланской консерватории, Миньоне вернулся в Сан-Паулу в 1929 году, чтобы преподавать гармонию, а в 1933 году занял должность в Рио-де-Жанейро в Национальной музыкальной школе. Миньоне был разносторонним композитором и почти поровну делил своё творчество между сольными песнями, фортепианными пьесами, камерными инструментальными произведениями, оркестровыми и хоровыми произведениями. Кроме того, он написал пять опер и восемь балетов. Сын итальянского иммигранта, флейтиста Альферио Миньоне, Франсиско уже в 10 лет оставил свой след в музыкальном мире Бразилии, прославившись в своём районе игрой в стиле хоро. В 13 лет он стал пианистом и руководителем оркестра, приобрёл некоторую известность как композитор и исполнитель под псевдонимом Чико Бороро, не связывая эту деятельность с официальным музыкальным образованием. Его творчество можно разделить на три периода. В его ранних работах прослеживается итальянское влияние и романтические настроения, сформировавшиеся во время обучения в Милане. Оркестровая пьеса из его первой оперы этого раннего периода была впервые исполнена в Рио-де-Жанейро Ричардом Штраусом, дирижировавшим Венским филармоническим оркестром, в 1923 году. Большая часть музыки Миньоне имеет ярко выраженный националистический привкус; находясь под влиянием националистического движения своего бывшего одноклассника и учителя, музыковеда и писателя Марио де Андраде, Миньоне использует народные мелодии и формы своей родной Бразилии в качестве основы для своих композиций. (Сообщается, что Андраде сказал: "В итальянской музыке Миньоне станет еще одной богатой и многочисленной школой, к которой он ничего не добавляет. Здесь он будет незаменим». ) С 1929 по 1960 год в его творчестве преобладал национализм, и в этот период он написал такие произведения, как «Бразильские фантазии» и балеты «Маракату Чико Рей» и «Лейлао». Его сольные вокальные и фортепианные произведения того времени получили особое признание за то, что в них были отражены бразильские музыкальные стили, такие как чоро, модинья и вальсас (вальсы), напоминающие уличные серенады. Музыка Миньоне отличается лиричностью, красочностью инструментовки и импровизационным стилем. Большинство его ранних произведений тональны, что характерно для популярной и народной музыки, хотя позже он начал писать в политональном, атональном и серийном стилях. В конце 1950-х годов Миньоне отошёл от националистической музыки и обратился к актуальным на тот момент тенденциям в академической концертной музыке. Он написал такие произведения, как Концерт для фортепиано с оркестром 1958 года, в котором продемонстрировал своё мастерство в подборе инструментов и виртуозное владение техникой. Миньоне умел писать в самых разных стилях, и его произведения начала 1960-х годов и последующих лет отличаются эклектичностью. Трудно найти какую-либо другую объединяющую черту. Однако в последние годы жизни он вернулся к националистической тематике в своих произведениях. Миньоне женился на Лидди Кьяфарелли Миньоне, которая погибла в авиакатастрофе в 1962 году. Позже он женился на Марии Жозефине Миньоне, с которой часто выступал дуэтом. Среди его учеников была бразильская композиторка Клоринда Розато. Миньоне умер в городже Рио-де-Жанейро, Бразилия, 19 февраля 1986 года. Его жена, которая основала Культурный центр Франсиско Миньоне и продолжала исполнять и интерпретировать его музыку, умерла в июле 2024 года в возрасте 101 года.
Известные работы: «Бриллиантовый подрядчик», опера, 1921; Конгада (из «Подрядчика»), оркестр, 1921; «Невинный», опера, 1928; Шесть лирических стихотворений, вокал, 1932; Маракату маленького короля, балет, 1933; Вариации на бразильскую тему, виолончель и оркестр, 1935; Бразильские фантазии № 1–4, фортепиано с оркестром, 1929–1936; Бабалокса, оркестр, 1936; Мизу, оперетта, 1937; Четыре лирики, вокал, 1938; Праздник церквей, оркестр, 1940; Лейлао, балет, 1941; Шпилька», балет, 1941; Иара, балет, 1942; Положите руку мне на голову, вокал, 1942; Угловые вальсы № 1–12, фортепиано, 1938–1943; guarda chuva, балет, 1953; Хоры вальсов 1–12, фортепиано, 1946–1955; Концерт для фортепиано, 1958; Три бразильские вальсы (1968) для альта и фортепиано; Sugestões sinfônicas, симфоническая поэма-балет, 1969; Doze Estudos, гитара, 1970; 12 вальсов для виолончели , гитара, 1970; Вариации на тему, оркестр, 1972; «Осел», опера, 1973; Сержант милиции, опера, 1978; Кинкас Берро д'Агуа, балет, 1979; Бразильская валья № 4–12, фортепиано, 1979; «Охотник за изумрудами», балет, 1980; 16 вальсов для фагота соло, фагот, 1982.
Записи: Франсиско Миньоне: 12 этюдов для гитары (Da Vinci C00614), в исполнении Сайро Дельвизио
1897
Геннадий Михайлович Мичурин
советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1939), Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). В 1916—1917 годах учился на экономическом отделении Петроградского политехнического института. В 1917—1918 годах учился в Петроградской школе театрального мастерства у Л.С.Вивьена. В 1918 году стал актёром создававшегося тогда Большого драматического театра, где служил до 1931 года. В 1931 году переехал в Москву и до 1937 года выступал на сцене Театра имени В.Э.Мейерхольда.
В роли профессора Дорна в фильме «Лунный камень» (1935)
Покинув В.Э.Мейерхольда в 1937 году, Мичурин недолгое время служил в Театре МОСПС. По некоторым данным, был арестован по делу Мейерхольда, но после дачи показаний освобождён. В 1939 году вернулся Большой драматический театр имени М.Горького. С 1945 года был актёром ЛАТД имени А.С.Пушкина. В кино снимался с 1923 года; дебютировал в роли Дмитрия Каракозова в фильме «Дворец и крепость». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 12 октября 1970 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Награды и премии: Орден «Знак Почёта» (1940); Заслуженный артист РСФСР (1939); Сталинская премия третьей степени (1950) — за исполнение роли Хирта в фильме «Константин Заслонов».
Геннадий Мичурин в фильме "Пурга", 1927 год.
Творчество
Театральные работыБольшой драматический театр (1919—1931, 1939—1945): 1920 — «Царевич Алексей» Д.Мережковского.Постановка А.Н.Бенуа и А.Н.Лаврентьева — Блюментрост; 1920 — «Венецианский купец» Шекспира.Постановка А.Н.Бенуа — принц Аррагонский; 1921 — «Слуга двух господ» К.Гольдони.Постановка А.Н.Бенуа — Сильвио; 1921 — «Двенадцатая ночь» Шекспира.Постановка Н.В.Петрова — сэр Андрей Эгчик; 1924 — «Заговор императрицы» А.Н.Толстого и П.Е.Щёголева — Протопопов.
Ленинградский академический театр драмы имени А.С.Пушкина: 1945 — «Горячее сердце» А.Н.Островского — Курослепов; 1945 — «Памятные встречи» А.Утевского — Завьялов; 1946 — «Варвары» М.Горького — Макаров; 1949 — «Полководец Суворов» И.В.Бахтерева и А.В.Разумовского — Потёмкин; 1950 — «Победители ночи» И.Штока — Гиллард; 1950 — «Живой труп» Л.Н.Толстого — Петрушин, адвокат; 1952 — «Пигмалион» Б.Шоу — полковник Пикеринг; 1956 — «Торговцы славой» М.Паньоля и П.Нивуа (режиссёр Б.М.Дмоховский) — господин Башле; 1956 — «Игрок» по Ф.М.Достоевскому — генерал; 1959 — «Смерть коммивояжёра» А.Миллера — Бен Ломен; 1961 — «Взрыв» И.Дворецкого.
Фильмография: 1923 — Дворец и крепость — Дмитрий Каракозов; 1925 — Степан Халтурин — жандармский офицер; 1926 — Декабристы — князь Трубецкой; 1927 — Кастусь Калиновский — Данзас; 1927 — Поэт и царь — Данзас; 1927 — Пурга — партизан Владимир Гуров; 1928 — Золотой клюв — Марей, старовер; 1928 — Косая линия — Жилин; 1928 — Мой сын — Андрей Сурин; 1928 — Норд-ост — Владимир Гуров; 1929 — Флаг нации — инженер Курт; 1930 — Города и годы — инженер Курт; 1932 — Беглец — Шульц; 1932 — Шакир — Роберт; 1932 — Победители ночи — Роберт; 1933 — Моя Родина — командир роты; 1933 — Отчаянный батальон — Юрьев; 1935 — Лунный камень — профессор Фридрих Эдуардович Дорн; 1936 — Заключённые — Боткин, инженер, осуждённый за вредительство; 1937 — Дочь Родины — Игнат Василёк, колхозник-бригадир; 1941 — Разгром Юденича — Николай Фомич Осокин; 1946 — Сыновья — командир партизанского отряда; 1947 — Пирогов — Неёлов, лекарь из Тулы; 1949 — Константин Заслонов — Хирт; 1952 — Живой труп — Петрушин, адвокат; 1953 — Горячее сердце — Павлин Павлинович Курослепов, купец; 1953 — Честь товарища — Русанов, подполковник; 1954 — Запасной игрок — капитан теплохода; 1955 — Таланты и поклонники — Эраст Громилов, актёр; 1956 — Дорога правды — Геннадий Петрович; 1957 — Его время придёт — Гутковский; 1958 — Красные листья — прокурор; 1959 — Девочка ищет отца — штандартенфюрер СС; 1960 — Чужая беда; 1961 — Первые испытания — Баранкевич, лесничий, отец Ядвиси; 1962 — В мёртвой петле; 1968 — Всего одна жизнь.
Литература: Кинословарь в 2-х томах — Москва, «Советская энциклопедия», 1966—1970; «Кино». Энциклопедический словарь — Москва, «Советская энциклопедия», 1987; ЦГИА Санкт-Петербург, фонд 478, опись 3, дело 4447