• Авторизация


3 сентября родились... 03-09-2025 03:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


91105965_large_Louis_Henry_Sullivan (475x700, 53Kb)
1856
Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan)
американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, один из самых видных представителей и идеолог Чикагской школы архитектуры, учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция». Родился в Бостоне. Салливен не получил законченного профессионального образования. Недолго он изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (1872—1873). Его главным учителем был Уильям Роберт Уэйр. Потом Салливен уехал в Филадельфию, где работал в мастерской Фёрнесса. Из-за долгой депрессии работа у Фёрнесса закончилась, и Салливен поехал в Чикаго, где застал строительный бум после большого чикагского пожара. Там он работал вместе с Уильямом Ле Барон Дженни, а меньше чем через год уехал в Париж.
Henry_SullivanWainwright_building_st_louis_USA (625x700, 519Kb)
Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890—1891)
Во Франции Салливен посещал Школу изящных искусств (1874-1875). После возвращения в США Салливен стал снова работать архитектором. Немного позже стал работать совместно с Данкмаром Адлером, в 1883 году они стали равноправными партнерами. Их фирма носила имя Adler&Sullivan, в таком виде просуществовала до 1895 года. Салливен был автором декора, который он придумывал по французским примерам, в основном по «Flore Ornamentale» от Victor Ruprich-Robert. Салливен с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Салливен выступал как архитектор орнамента и интерьеров, а Адлер прекрасно планировал, занимался инженерными вопросами и акустикой. После того, как коллеги разошлись, заказов у Салливена стало значительно меньше. Некоторую симпатию сохранил старый клиент Дэвид Майер, который в 1898 году попросил построить торговый дом «Schlessinger&Meyer Store», более известный как «Carson Pirie». Это было последним большим заказом Салливена, оказавшим влияние на облик города. Отправной точкой для его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона, в которых романтическая фантазия органично сочеталась со строгой логикой функциональности. Первое крупное произведение — Аудиториум в Чикаго (1886-1889).
Henry_SullivanРусская православная церковь в Чикаго (569x700, 230Kb)
Русская православная церковь в Чикаго (1903)
На рубеже XX века первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» (БСЭ). Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 г. работал в тандеме с Джорджем Грантом Элмсли («дома прерий» и «алмазные шкатулки»). В 1918 г. объявил о своём банкротстве, закончил жизнь в бедности. Он умер в гостиничном номере в Чикаго 14 апреля 1924 года. Сочинения: Отрывки из статей и книг, в сборнике: Мастера архитектуры об архитектуре, Москва, 1972, страницы 34-61; Kindergarten chats and other writings, N.Y., 1947; The autobiography of an idea, N.Y., 1956. Литература: Bush-Brown A., Louis Sullivan, N.Y., 1960; Connely W., Louis Sullivan as he lived, N.Y., 1960; Morrison Н., Louis Sullivan, N.Y., [62].

1859
Джимми Дуглас (Jimmy Douglas)
шотландский футболист, игравший на позиции полузащитника. Родился в Ренфру, Шотландия.
Клубная карьера
Профессиональную карьеру начинал, выступая за «Институт Пейсли». Позже выступал за клуб из родного города — «Ренфру». Потом переехал в Англию, где играл в «Барроу Рэйнджерс». С 1880 по 1891 год играл в «Блэкберн Роверс», где принял участие в 34 матчах чемпионата.
Карьера в сборной
Единственный матч за национальную сборную Шотландии для Дугласа состоялся 27 марта 1880 года против сборной Англии (5:1). Умер 1 сентября 1919 года.

Jean_Jaurès_à_Montevideo_en_Uruguay_(1911) (515x700, 187Kb)
1859
Жан Жорес (французское имя — Jean Jaures)
деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, философ, историк. Был застрелен накануне Первой мировой войны. Родился в городе Кастр, департамент Тарн, Лангедок, Франция, в семье небогатого коммерсанта. С 1877 года учился в Париже: в 1878 году поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881 г.) получил степень кандидата философии. В 1881—1883 годах преподавал философию в лицее г. Альби; в 1883—1885 годах работал профессором в Тулузском университете. Сначала защитник идеалистической философии и радикал, он постепенно переходил налево в политике и в сторону марксистского понимания истории; безусловным сторонником последнего он, однако, не стал, принимая его с оговорками и пытаясь примирить с идеализмом в философии. Этот эклектизм нашёл выражение в его споре с Лафаргом в 1895 году («Idéalisme et matérialisme dans la conception de l’histoire. Conférence de Jean J. et réponse de P. Lafargue», Париж, 1895, 2-е издание, 1901). В 1885—1889 и 1892—1898 годах был депутатом и вновь избран в 1902 году. Впоследствии (в предисловии к «Discours parlementaires») Жорес утверждал, что он в течение всей своей общественной жизни придерживался лишь одного направления, а именно социалистического. Это не подтверждается фактами: три периода участия Жореса в парламентской работе приблизительно совпадают с различными периодами в развитии его мировоззрения. В первое трёхлетие он сидел на левом центре, не входя в состав какой бы то ни было партии. Сочувствие социализму, которое он при случае выражал, было настолько общим, что социалисты не считали его своим. Хотя его речи уже тогда обращали на себя внимание, но видного места Жорес в парламенте не занимал. Скорее его можно было причислить к радикалам, но не крайним. Зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 года сотрудничал в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889 года, возвратился в Тулузский университет; в 1892 году получил степень доктора философии. Написал на латинском языке диссертацию: «De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel» (Тулуза, 1891 г.); в ней он уже являлся сторонником социализма. Продолжил политическую деятельность: в 1890 году избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования; благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет. В 1892 году Жорес выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо, после победы которой был выдвинут ими кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893 года. В палате он примкнул к «независимым социалистам».
[700x350]
Лидер социалистического движения
С 1893 году, когда Жорес переизбран на общих выборах, он был признанным вождём социалистической партии, или, точнее, социалистических партий, несмотря на значительные разногласия между ними. Не будучи социал-демократом, он не имел даже достаточно ясного теоретического обоснования своего социалистического мировоззрения, но Жорес — сознательно или бессознательно — задался целью объединения социалистических партий против существовавшего в это время строя; он проповедовал «социальную ненависть» как творческую силу, способную перестроить общество на новых началах. Даже честолюбивый и фанатичный Гед хотя и не охотно, но шёл за Жоресом. В это время Жорес уже был признан лучшим оратором французского парламента. Его красноречие— исключительно французское, с риторическими фразами, с метафорами, со ссылками на великие принципы и на великие имена. В этот период Жорес приобрёл громадную популярность не только среди рабочих, но и среди буржуазии, враждебной социализму. В 1897 году Жорес выступил активным борцом за Дрейфуса и, наряду с Золя и Клемансо, сделал очень много для его реабилитации. Агитация в деле Дрейфуса вызвала раскол среди социалистов: гедисты отделились от жорезистов, и началась внутренняя борьба. Жорес и частично жорезисты сблизились с радикальными (несоциалистическими) элементами палаты. В 1898 году Жорес проиграл на выборах, но все же оставался вождём социалистов Франции, однако не всех. В том же году стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Петит Репюблик» («Малая Республика»), где опубликовал доказательства по делу Дрейфуса. В начале 1899 года ему удалось добиться формального слияния всех социалистических партий в одну федеративную партию, но оно оказалось эфемерным. В том же году Жорес, считая рост национализма и антисемитизма главной опасностью для существования республики, поддержал кабинет «республиканской обороны» Р. Вальдека-Руссо и участие в нём независимого социалиста А.Мильерана. С тех пор Жорес поддерживал Вальдека-Руссо, потом — Комба. При Вальдеке-Руссо и Комбе Жорес был главной опорой «блока» — коалиции социалистической, радикальной и республиканской партий, поддерживавших правительство. При Рувье (1905 г.) он настоял на формальном выходе социалистов из блока, но в действительности всё же поддерживал правительство. На международном конгрессе в Амстердаме в 1904 году Жорес высказался за необходимость борьбы за сохранение республики в союзе с буржуазными партиями, если они стремятся к освобождению человеческой личности; он протестовал против политики германских социал-демократов, непримиримой в теоретических вопросах, но не умеющей ни завоевать с 3-миллионной армией политической власти, ни даже отстоять (в Саксонии) более или менее сносную избирательную систему. Тогда же Жорес высказался за объединение французских социалистов, но достигнуть цели ему не удалось: временное объединение оказалось очень неустойчивым (речь Жореса вызвала решительное и резкое возражение Бебеля). С 1900 или 1901 года Жорес, не теряя своей популярности в рядах буржуазных партий и в рядах значительной части социалистов, стал предметом резких нападок со стороны социал-демократов. Несмотря на это, в 1902 году он был избран в палату в рабочем округе. В 1903 году он был вице-президентом палаты депутатов. В 1904 году основал газету «Юманите», ставшую благодаря ему одним из самых популярных левых изданий во Франции. В 1905 году он был приглашён немецкими социал-демократами произнести речь в Берлине, но германское правительство потребовало отказаться от поездки; однако его речь о мире и о солидарности пролетариата была напечатана и произвела сильное впечатление. Подчинившись решению Амстердамского конгресса II Интернационала (1904 г.) о создании единых национальных социалистических организаций, содействовал образованию в апреле 1905 года «Объединённой социалистической партии Франции» (СФИО); вскоре занял в ней доминирующее положение. В 1905 году выступил против французской колониальной экспансии в Марокко. Резко критиковал правительство Ж.Клемансо (1906—1909) и А.Бриана (1909—1911) за политику подавления рабочего движения. Идеалом Ж.Жореса была «социальная республика» — республика организованного и суверенного труда. Считал необходимым национализацию крупных предприятий и кооперирование мелких собственников. Мечтал о соединении социалистических и общедемократических ценностей. Являлся сторонником идеи всеобщей стачки как средства давления на правительство для проведения реформ. Ставил целью завоевание социалистами политической власти мирным путём (победа на выборах).
Антимилитаризм
Будучи убежденным пацифистом, сделал основным направлением своей деятельности в 1905—1914 годах борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Призывал правительство достичь взаимопонимания с Германией. В 1911 году принял активное участие в Базельском антивоенном конгрессе. Возглавил кампанию против предложенного президентом Р.Пуанкаре закона о трёхлетней военной службе; в её рамках организовал 25 мая 1913 года грандиозный (150 тысяч человек) митинг в Париже. Борьба Жореса за единство пролетариата всех стран и его тесные отношения с немецкими социал-демократами создали ему в кругах шовинистов репутацию агента Германии, ему дали кличку «Герр Жорес». Под его руководством социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914 года, получив 1385 тысяч голосов и выиграв 102 депутатских мандата. В июне 1914 года по его инициативе социалистическая фракция проголосовала против предоставления правительству крупного военного займа. В разгар июльского общеевропейского кризиса, вызванного убийством сербскими националистами австрийского кронпринца Франца-Фердинанда, добился на чрезвычайном съезде СФИО (14—15 июля) резолюции о проведении всеобщей стачки в случае войны. Отверг все предложения премьер-министра Р. Вивиани войти в правительство и содействовать единству нации перед лицом германской опасности. 25 июля в речи в Лионе, ставшей его политическим завещанием, призвал к совместному антивоенному выступлению пролетариата всех европейских стран. 28 июля вместе с Ж.Гедом потребовал немедленного созыва парламента для обсуждения вопроса о войне.
Гибель
31 июля 1914 года, в разгар нагнетания националистической истерии перед началом войны и накануне объявления мобилизации, Жорес был застрелен французским националистом в парижском кафе. Жореса называют первой жертвой ещё не начавшейся войны. Сам политик предсказал свою судьбу:
«… Не пройдёт и шести месяцев, как начнётся война. Я получаю столько писем с угрозами, и я не удивился бы, если бы оказался её первой жертвой. Я прощаю того, кто меня убьёт. Виновными будут те, кто даст ему оружие. Я мечтаю только о том, чтобы мне не пришлось слишком мучиться…» — Молчанов Н.Н. «Жан Жорес» (ЖЗЛ), 1986
После его гибели руководство СФИО и профсоюзов перешло на позиции поддержки правительства в начинающейся Первой мировой войне; «священный союз» французских политических партий, по словам Р. Пуанкаре, возник «в крови Жореса».
Его убийца, Рауль Виллен (1885—1936), был приговорён к пожизненному заключению, но в 1919 году предстал перед судом и был оправдан — суд нашёл убийство противника войны вкладом в победу. Виллен поселился на Ивисе и во время испанской гражданской войны был расстрелян республиканцами в 1936 году за шпионаж. В Париже Жану Жоресу был воздвигнут памятник. В 1924 году его прах был перенесён в Пантеон. Также в честь Жореса через несколько дней после его убийства был переименован один из пересадочных узлов Парижского метрополитена, до того называвшийся «Рю д’Алемань». Имя Жореса стало лозунгом пацифизма и неприятия братоубийственной бойни; многие улицы разных городов Франции переименованы в его честь. Впоследствии в СССР немало улиц и предприятий получили его имя, а именем Жорес одно время называли детей (нобелевский лауреат Жорес Алфёров; советский диссидент Жорес Медведев; советский и российский писатель Жорес Трошев).
Jean_JaurèsCarmaux) (525x700, 370Kb)
Памятник Жану Жоресу в коммуне Кармо, департамент Тарн, Франция
Жорес-историк
Кроме парламентской деятельности, помимо бесчисленных речей на митингах и партийных съездах, множества газетных и журнальных статей, Жорес выпускал том за томом громадного, рассчитанного общим числом в 10 томов коллективного труда «Histoire socialiste», в котором первые 4 тома (опубликованные до 1905) принадлежат целиком его перу («La Constituante», Париж, 1901; «La Legislative», 1902; «La Convention», 1903—1904); это — история французской революции, представляющая новую самостоятельную разработку предмета по источникам, с упором на экономические отношения. Жорес в данном труде являлся сторонником материалистического истолкования истории. Однако крупный недостаток труда — многочисленные риторические отступления. Прочая литература: Мелкие статьи Жореса собраны в «Etudes socialistes» (Париж, 1902). Философский, весьма поверхностный труд Жореса — «De la réalité du monde sensible» (Париж, 1891, 2 издание, 1902). Его парламентские речи собраны в «Discours parlementaires» (том I, доведённый до 1894, Париж, 1904). На русском языке вышли брошюрами следующие речи Жореса: «Аграрный социализм. Социализм и крестьянство» (перевод Элиасберга, изд. «Возрождения», Одесса, 1905; две парламентские речи Жореса, произнесённые в 1894; «Идея мира и солидарность пролетариата» (перевод Поляковой, издательство «Демос», Одесса, 1905); «Две речи Жореса и Бебеля на международном Амстердамском конгрессе 1904 г.» (издательство «Вперёд», Одесса. 1905). Яркая характеристика Жореса дана в статье Н.Кудрина «Галерея французских знаменитостей» («Русское Богословие», 1904, № 11). Его же оценка труда Жореса по истории революции: «Последние труды о происхождении современной Франции» (ib., 1902, февраль). Сочинения: Jean Jaurès. «Oeuvres», 9 vol., ed. Rieder, Paris, 1931-1939; Jean Jaurès. «Textes choisis», t. 1, P., 1959; Жорес Жан. «Против войны и колониальной политики». Москва, «Изд-во иностранной литературы», 1961; Жорес Жан. «Речи». — Ораторы рабочего класса. Москва, «Госполитиздат», 1962; Жорес Ж. «Социалистическая история французской революции». В 6 томах (Москва: Прогресс. 1976—1983); том I, книга 1; том I, книга 2; том II; том III; том IV; том V; том VI; История Конвента / 2-е издание, сокращённый перевод В. Левицкого под редакцией Ф.Дана (Москва-Петроград: Книга, 1923). Литература: Жорес, Жан / Арзаканян М.Ц. // Железное дерево — Излучение [Электронный ресурс]. — 2008. — Страница 111. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 10). — ISBN 978-5-85270-341-5; Брюа Ж. «Жан Жорес и колониальная проблема» // «Французский ежегодник», Издательство Академии Наук СССР, 1958; Манфред А.3. «Ж.Жорес — борец против реакции и войны» // «Очерки истории Франции XVIII—XX вв.». — Москва, 1961; Молчанов Н.Н. Жорес. — Москва : Молодая гвардия, 1969. — 400 страниц. — (ЖЗЛ; Выпуск 472). — 65 000 экземпляров; Молчанов Н.Н. «Жан Жорес» — глава «Война войне»; Роллан Р. «Воспоминания». — Москва, 1966; Троцкий Л. Жорес, Жан Жорес; Франс А. «Жан Жорес» // Собрание сочинений в восьми томах, том 8. — Москва, 1960.

Карнеев (490x700, 173Kb)
1860
Александр Алексеевич Карнеев (реже: Корнеев)
русский военачальник, генерал-лейтенант. Родился в православной семье дворян Области Войска Донского; сын офицера Алексея Андреевича, казак станицы Старочеркасской. Образование получил в Новочеркасской классической гимназии, которую окончил в 1878 году. В военную службу вступил 29 ноября 1878 года. Затем окончил Варшавское пехотное юнкерское училище (по 2-му разряду) и был выпущен в 5-й Донской казачий полк. Хорунжий (старшинство 4 февраля 1882). Сотник (старшинство 4 февраля 1886). Подъесаул (старшинство 27 апреля 1893), командовал сотней. Есаул (старшинство 27 апреля 1897). Участник русско-японской войны 1904—1905 годов. Войсковой старшина (приказ 1905; старшинство 6 января 1906; за отличие). Полковник (приказ 1910; старшинство 22 марта 1910; за отличие). Участник Первой мировой войны. Командир 14-го Донского казачьего полка (1 декабря 1911 — 1915; на 7 декабря 1915 в должности). Командующий 2-й бригадой 14-й кавалерийской дивизии в 1915—1916 годах. Генерал-майор (приказ 23 июля — 14 августа 1916). Командир 2-й бригады 14-й кавалерийской дивизии (1916—1917). После Октябрьской революции служил в Донской армии. Вышел в отставку генерал-лейтенантом 8 апреля 1920 года, затем вновь находился на службе тем же чином. С мая 1920 года — начальник Донского офицерского резерва Русской армии до эвакуации из Крыма. В эмиграции находился с 1921 года — в Турции, Болгарии, затем в Италии. Умер в Риме 7 декабря 1940 года, где и погребен на кладбище Тестаччо. Награды: Награждён орденом Святого Георгия IV степени (Приказ по Армии и Флоту 9 марта 1917); Также награждён орденами Святой Анны III степени с мечами и бантом (1905); Святого Станислава II степени с мечами (1905); Святого Владимира IV степени с бантом (1907); Святого Анны II степени (1912); мечи к ордену Святой Анны II степени (Высочайший приказ 27 февраля 1915); Святого Владимира III степени с мечами (12 ноября 1915).

Berkos (525x700, 275Kb)
1861
Михаил Андреевич Беркос (украинское имя — Михайло Андрійович Беркос)
украинский художник греческого происхождения. Работал преимущественно в жанре пейзажа, испытав заметное влияние европейского импрессионизма. Работал маслом и акварелью. В своих работах часто обращался к теме украинской природы. Родился в Одессе. Отец — подданный Греции Андрей Игнатьевич Беркос — служил в фирме «Беллино-Фендер», мать — Марфа Ивановна — происходила из русского дворянского рода. Семья жила в собственном доме на Пушкинской. Михаил Беркос изучал живопись сначала в Одесской рисовальной школе, которую окончил в 1877 году. Затем продолжил своё образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где учился с 1878 по 1889 год в мастерской Михаила Клодта и Владимира Орловского. Получил малые и большие серебряные медали (1884—1886), малую золотую медаль за картину «Вид на один из старейших парков Санкт-Петербурга» (1887), большую золотую медаль за полотно «Пейзаж. Лес на болоте» (1888). Во время каникул вместе с друзьями-художниками приезжал в Харьков, рисовал пейзажи, в частности этюд «Полные маки» (1885). В 1889 году окончил академию со званием классного художника первой степени и правом на заграничное путешествие за казённый счет (пенсион). С 1890 по 1893 год в качестве пенсионера академии Беркос путешествовал по Европе, изучая живопись музеев Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии. Много писал, совершенствовался в технике рисования, испытал влияние импрессионизма и пленэрной живописи. После окончания пенсионерского срока Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представлял свои картины на выставках обществ художников.
Berkos01 (700x517, 567Kb)
«На хуторе. Малая Даниловка» (1903), полотно на картоне, масло, 23,9х33,9
Во второй половине 1890-х годов переехал в Харьков. Жил в предместье Малая Даниловка со вдовой генерала Марией Рейнике. Там он писал этюды, из которых сохранились «Парники» (1895) и «Пейзаж с церковью» (1897). С 1904 года преподавал в харьковской школе рисования. По инициативе Беркоса в 1912 году было открыто Харьковское художественное училище, где до 1917 года он был одним из ведущих преподавателей. Много усилий Беркос приложил к обогащению коллекции первого на Украине художественно-промышленного музея. В начале 1900-х работал в Харьковском литературно-художественном кружке. Как председатель Общества харьковских художников с 1906 года проводил большую работу по популяризации украинской живописи. В 1907 году участвовал в оформлении интерьеров дома Полтавского земства в стиле украинского модерна. В 1900 году экспонировался на Всемирной выставке в Париже. В 1906 и 1908 годах в Харькове состоялись персональные выставки Беркоса, а в 1911-м в Киеве прошла выставка произведений харьковских художников Сергея Васильковского и Михаила Беркоса. Умер в Харьков от тифа 20 декабря 1919 года.
Выставки
Berkos02 (572x700, 740Kb)
«Капри» (1899), дерево/масло, 41х34
Работы Беркоса представлялись на выставках-конкурсах и выставках-продажах Академии художеств (1890, 1892—1894), Санкт-Петербургского общества художников (1894—1903), обществ русских акварелистов (1894—1898, 1900—1905, 1907, 1910, 1914), южнорусских художников, харьковских художников (1893, 1894, 1912, 1914—1917), Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900). Прижизненные персональные выставки художника организовывались в 1906 и 1908 годах (Харьковский художественно-промышленный музей), в 1911 году в Киеве прошла выставка картин Сергея Васильковского и Михаила Беркоса. В октябре 1938 года харьковская Государственная картинная галерея выставила для осмотра общественности около 120 картин, созданных художником в 1890—1919 годах. В Харьковском художественном музее устраивались выставки его картин в 1962, 1990 и 1996 годах. На выставке «Выдающиеся мастера украинского пейзажа» в 1990 году были представлены 28 живописных и 3 графические работы из фондов музея и частных коллекций.
Творчество
Berkos03 (700x387, 488Kb)
«Яблоня цветёт» (1919), дерево, масло, 23,5х43,8
Почти всё творчество (350 полотен и этюдов) Беркоса, хранившееся у него дома, после его смерти было сожжено его женой. Однако его работы сохранились в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Ставрополя, Алупки, Северной Осетии, Германии, Франции и Швейцарии. Имя Беркоса носит одна из улиц города Харьков. Основной темой искусства художника на протяжении всего его творческого пути был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности. Беркос любил писать при буйном цветении. Сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, цветущие поля льна и гречихи — его любимые мотивы: полотна «Лён цветёт» (1893), «Гречка цветёт» (1894), «Июль. Маки расцветают» (1913), «Яблоня цветёт» (1919). Его этюды «Полные маки» (1885), «Долина», «Лён» (1893) отмечены завершённостью, продуманностью композиции, свежестью колорита, особой изысканностью. Созданные художником пейзажи «Рим», «Сорренто» (1899) приобретают романтическую окраску прошлых времён благодаря воспроизведению чистой синевы неба, яркого солнечного света, богатой цветными оттенками зелени высоких деревьев, плавной эмалеподобной живописи. Этюд «Гавань. Амальфи» (1899) изображён в лёгкой импровизационной манере, это нарядная живопись, пропитанная динамическим движением. Цветовой строй пейзажа «Зима» (1907), написанного на Полтавщине, выдержан в бело-голубой гамме с розовыми отблесками с подчёркнутой декоративностью. В его пейзажах показ обычного уголка, прежде всего Слобожанщины, превращается в обобщённый образ Украины. В произведении «Улица в Умани» (1895) с большой достоверностью отражена картина провинциального украинского городка, его пыльные дороги, кривые улочки, покосившиеся дома и купола церквушек. Следуя импрессионистическому принципу, что «в картине должны быть следы того, как она сделана», мастер использует кругловатый, точечный, плотный мазок, что создает мерцающую, вибрирующую поверхность, где солнечный свет горячим золотистым подмалевком просвечивает сквозь световоздушный фон. В Русском музее Санкт-Петербурга находится яркое произведение природы М.Беркоса "Ручей". Размер картины 120 на 177 см, холост, масло, год написания 1889.
Berkos04 (700x445, 373Kb)
"Ручей"("Brook"), 1889 год, холст, масло. Русский Музей, Санкт-Петербург.
Литература: Енциклопедія українознавства. У 10-х томах. / Головний редактор Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1954—1989; М.А.Беркос. С.М.Ткаченко. П.О.Левченко. Живопис, графіка. Каталог. — Харків, 1991; Харківська пейзажна школа: остання чверть ХІХ — початок ХХ століття. — Київ: «Родовід», 2009; М.А.Беркос. Живопис. Графіка. До 150-річчя від дня народження. Каталог. Харків, НТМТ, 2011; С.Н.Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Санкт-Петербург: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Том 2. — Страница 16. — 454 страниц.

Путятин (443x700, 267Kb)
1862
Князь Николай Сергеевич Путятин
русский морской офицер, контр-адмирал. Сын отставного лейтенанта флота князя Сергея Александровича Путятина (1832—1889) и Натальи Алексеевны княгини Путятиной (умерла 1899). Младший брат М.С.Путятитна. В 1878 году поступил в службу. 24 апреля 1881 — гардемарин. 1882 — мичман. 1888 — флаг-офицер при Младшем флагмане Практической эскадры. 1888 год лейтенант. В 1895 году окончил Минный офицерский класс, минный офицер 1-го разряда. В 1897 году окончил курс военно-морских наук Николаевской морской академии. 1901 — капитан 2-го ранга. В 1900 году старший офицер эскадренного броненосца «Ростислав». В 1903 — командир яхты Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича «Зарница». 1906 — флаг-капитан штаба командующего Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. 1906 — командир яхты Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича «Зарница». 1907 — капитан 1-го ранга. 1911 — командир яхты «Алмаз». 1 января 1912 — командир линейного корабля «Три Святителя». 1913 — командующий под брейд-вымпелом Учебного отряда Черноморского флота. 19 декабря 1913 — контр-адмирал. Начальник учебного отряда Черноморского флота. С 1917 года — в отставке. В 1918—1920 годах — в Вооружённых силах Юга России. Эвакуирован на пароходе «Константин». В эмиграции жил в Париже. Умер в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Награды: Датский орден Данеборга III степени (1892); Серебряная медаль в память Царствования императора Александра Третьего (1896); Серебряная медаль в память Священного Коронования Их Императорских Величеств (1896); Сиамский орден Белого Слона IV класса (1897); Прусский орден Красного Орла IV класса (1897); Орден Святого Станислава II степени (18 декабря 1899); Турецкий орден Османие III степени(1901); Болгарский орден Святого Александра III степени(1901); Румынский орден Короны большой офицерский крест (1901); Датский орден Данеборга командорский крест 2- го класса (1903); Орден Святой Анны II степени (5 декабря 1903).; Мекленбург-Шверинского герцогства орден Грифа командорский крест (1905); Светло — бронзовая юбилейная медаль в память обороны Севастополя на Владимирской ленте (1907); Орден Святого Владимира IV степени с бантом за 25 лет (1907); Норвежский орден Олафа командорский крест 2- го класса (1909); Знак в память 200 — летнего юбилея Гвардейского флотского экипажа (1910); Золотой знак в память окончания полного курса наук Морского корпуса (1910); Орден Святого Владимира III степени (23 апреля 1911) и мечи к нему (27 марта 1916); Бухарский орден Золотая звезда I степени (1911); Светло — бронзовая медаль в память 100 — летия Отечественной войны 1812 года (1912); Светло — бронзовая медаль в память 300 — летия Царствования дома Романовых (1913); Орден Святого Станислава 1-й (19 декабря 1914) и мечи к нему (17 мая 1915); Светло — бронзовая медаль в память 200 — летия Гангутской победы (1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (26 июля 1915). Семья: Был женат на Марии Ивановне Ендогуровой (1869—1964), дочери контр-адмирала И.А.Ендогурова. Их дочь Ольга Николаевна Одинцова (Путятина) (родилась в 1890). Литература: «Список лицам, состоящим в Морском Ведомстве, и флота адмиралам и штаб-офицерам, чинам, зачисленным по флоту. Январь 1904» (1904); «Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений морского ведомства. Апрель 1916» (1916); «Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 : биографический словарь»: в 3 томах / под общей редакцией Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. — Наука: Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. — Том 2. Л-Р; «Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917—1997»: В 6 томах, Том 6.1. Пос-Скр / Российская государственная библиотека; Составил В.Н.Чуваков; под редакцией Е.В.Макаревич. — Москва, 2005, страница 92; Волков С.В. «Офицеры флота и морского ведомства. Опыт Мартиролога». Москва. 2004. Страница 391; «Санкт-Петербургский Альманах — Двор, свет и город» (1912, на французском языке)

Aanrud (465x700, 275Kb)
1863
Ханс Онруд (норвежское имя — Hans Aanrud)
норвежский прозаик, драматург, театральный и литературный критик. Мастер малой прозы. Родился в крестьянской семье, поэтому детские годы провёл в деревне Гёусдал. В школе учился прилежно, после окончания школы решил изучать право, но в университете увлёкся филологией. С 1890 года работал литературным и театральным критиком в нескольких газетах. Был учителем. В 1899—1900 годах был директором театра Den Nationale Scene в Бергене. В Бергене познакомился со своей будущей женой Вильгельминой Скольдагер, которая родила ему двух дочерей. До 1929 года они жили на ферме Byrud. В 1911—1923 годах состоял литературным консультантом Национального театра в Осло. Во время второй мировой войны жил в Люнгдале. Деревушка Гаусдаль прославилась благодаря литературным произведениям Онруда, поскольку именно она являлась местом действия его книг, хотя ни разу не была упомянута впрямую. Онруд умер в Осло 9 января 1953 года, в возрасте почти 90 лет, сохранив бодрость духа до последних дней.
Творчество
Дебютировал как писатель в 1887 году в журнале Nyt Tidsskrift. Первый сборник «Рассказы» Онруд опубликовал в 1891 году. Наиболее значительными считаются его произведения малой прозы для детей младшего и среднего возраста: «Влиятельные люди. Рассказы для больших и маленьких» (1896); «Сидсель, длинная рубаха» (1903); «Сольве с Солнечного хутора» (1910). Для рассказов писателя характерны умело построенная фабула, юмор, знание народной жизни. Этим отличаются и его драмы «Аист» (1895), «Зазнайка» (1901), комедия «Петух» (1906). В 1914—1915 годах вышло «Собрание сочинений» Онруда в шести томах. В переводе на русский язык вышли книги Онруда: «Маленькие норвежцы» (Москва, 1912 год); «Норвежские рассказы» (Москва, 1919 год). Литература: Григорьева Л.Г. Онруд, Ханс // Краткая литературная энциклопедия. — Том 5. — Москва, 1968; Аанруд // Литературная энциклопедия : в 11 томах : том 1 / Ответственный редактор Фриче В.М. ; Ответственный секретарь Бескин О.М. — Москва : Издательство Коммунистической. Академии, 1930. — 768 столбцов : иллюстрации.

Viktor_Abaza (528x700, 143Kb)
1864
Виктор Иванович Абаза
русский офицер, герой Первой мировой войны. Из потомственных дворян Харьковской губернии (рода Абаза), православного вероисповедания. Окончил Псковский кадетский корпус (1883) и 2-е военное Константиновское училище (1885), откуда был выпущен подпоручиком в 41-ю артиллерийскую бригаду. Чины: поручик (1888), штабс-капитан (за отличие, 1895), капитан (за отличие, 1898), подполковник (за отличие, 1905), полковник (за отличие, 1914). Участвовал в русско-японской войне. С 8 апреля 1905 года командовал 7-й батареей 31-й артиллерийской бригады. 30 августа 1910 года назначен командиром 1-й батареи 10-го мортирного артиллерийского дивизиона, с которым вступил в Первую мировую войну. В ноябре 1914 года был назначен командующим 2-м дивизионом 9-й артиллерийской бригады, 23 декабря 1914 года произведен в полковники с утверждением в должности. В февральской и октябрьской революциях 1917 года участия не принимал. В 1918 году служил в армии Украинской державы. Был командиром 23-го лёгкого артиллерийского полка. После свержения гетмана Скоропадского служил помощником командира 14-й лёгкой артиллерийской бригады в армии УНР. В мае 1919 попал в плен к полякам. Содержался в лагере для военнопленных в Ланьцуте, в июне 1919 записался добровольцем в «белую» армию Российского государства. С 14 июня 1919 года — в составе Северо-Западной армии генерала Юденича, с 20 ноября того же года командовал 6-м отдельным лёгким артиллерийским дивизионом. После ликвидации в январе 1920 года Северо-Западной армии — в эмиграции в Польше. Состоял членом Союза русских военных инвалидов. Умер в 1931 году в Варшаве, похоронен на православном Вольском кладбище. Семья: Отец: Абаза Иван Васильевич – подполковник; Мать: Надежда Алексеева; Брат: Абаза, Владимир Иванович (родилась в 1856 г.). Дети: Абаза, Татьяна Викторовна, родившаяся 9 июня 1903 года; Абаза, Владимир Викторович, родившийся 10 января 1907 года. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1900); Орден Святой Анны III степени (1900); Орден Святого Станислава II степени (1904); Орден Святой Анны II степени с мечами (1905, утверждён Высочайшим приказом от 14 января.1906); мечи и бант к ордену Святой Анны III степени (1907); мечи к ордену Святого Станислава II степени (1907); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1907); Медаль «В память русско-японской войны» (1907); Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 22 марта 1915, «за то, что командуя 1-й батареей 10-го мортирного артиллерийского дивизиона и находясь на наблюдательном пункте под сильным ружейным огнём, умело управлял огнём своей батареи, чем и остановил наступление превосходных сил противника, подошедших к батареям на 400 саженей;»; мечи и бант к ордену Святого Станислава 3-й ст. (Высочайший приказ 15 апреля 1915); Орден Святого Владимира 3-й ст. с мечами (Высочайший приказ 11 июня 1915); Высочайшее благоволение «за отличия в делах» (1915). Источники: Абаза, Виктор Иванович. // Проект «Русская армия в Великой войне»; Биография на сайте «Русская императорская армия»; Памяти героев Великой войны 1914—1918 гг. // Абаза Виктор. Место службы: 9-я артиллерийская бригада; Список (по старшинству в чинах) генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам 10 мортирного артиллерийского дивизиона (к 14-му января 1914 года); Георгиевские кавалеры Великой войны 1914—1918 // Абаза Виктор Иванович; Офицеры РИА // Абаза Виктор Иванович;Общий список офицерским чинам Русской императорской армии (составлен по 1 января 1909 г.). Санкт-Петербург, Военная типография, 1909. Страница 1080; Общий список офицерским чинам Русской императорской армии (составлен по 1 января 1910 г.). Санкт-Петербург, Военная типография, 1910. Страница 1123; Список подполковникам по старшинству. Составлен по 28 мая 1913. Санкт-Петербург, 1913; Список полковникам по старшинству. Составлен по 14 августа 1916. Петроград, 1916; Высочайшие приказы по Военному ведомству (за 1900–1917 гг.); Чуваков В.Н. Незабытые могилы. Том 1. – Москва, 1999. // страница 9 — Абаза Виктор Иванович; Тинченко Я.Ю. Офіцерський корпус Армії Української Народної Республіки (1917—1921). Книга I. — Киев : Темпора, 2007. — ISBN 966-8201-26-4

Séraphine_de_Senlis_au_Musée_Maillol (614x700, 433Kb)
1864
Серафина Луи, Серафина из Санлиса (французское имя — Séraphine Louis, Séraphine de Senlis)
французская художница, представительница наивного искусства. Родилась в Арси, Уаза. Дочь крестьянки и часовщика. В семилетнем возрасте осталась без родителей, её взяла к себе старшая сестра. Работала пастухом, служанкой в домах Санлиса. Начала рисовать по ночам при свече, вдохновляясь церковными витражами и религиозными лубочными картинками. Яркий, лучистый колорит её картин передает состояние экстатического восторга. Художницу открыл Вильгельм Уде, в доме которого она некоторое время прислуживала, в 1928 году он организовал выставку её картин вместе с работами ещё нескольких наивных мастеров (К Бомбуаз и др.). С 1932 года Серафина находилась в психиатрических клиниках, в одной из них умерла 11 декабря 1942 года в Вилье-су-Эркери, Уаза, от голода и отсутствия ухода при вишистском режиме.
Наследие и образ в искусстве
С 1945 произведения Серафины были показаны на многих коллективных и персональных экспозициях во Франции, Швейцарии, Германии, США. В 2008—2009 представительная выставка работ Серафины состоялась в музее Майоля — фонде Дины Верни. Появились две посвящённые ей монографии. В 2008 вышел на экраны фильм французского кинорежиссёра Мартена Прово «Серафина» (9 номинаций на премию Сезар, 7 призов в разных номинациях), в заглавной роли снялась Иоланда Моро, в роли Вильгельма Уде — Ульрих Тукур.
Работы
Seraphine01 (514x700, 602Kb)
Виноград. 1927
Seraphine02 (563x700, 667Kb)
Древо жизни. 1928
Seraphine03 (546x700, 539Kb)
Яблоки и листья. Ок. 1928-1930
Seraphine04 (525x700, 566Kb)
Букет из листьев
Литература: Foucher J.-P. Seraphine de Senlis. Paris: Editions du Temps, 1968; Vircondelet A. Séraphine: De la peinture à la folie. Paris: Albin Michel, 2008;
Cloarec F. Séraphine — La vie rêvée de Séraphine de Senlis. Paris: Phébus, 2008

Eduard Palla (512x700, 168Kb)
1864
Эдуард Палла (немецкое имя — Eduard Palla)
австрийский ботаник. Эдуард Палла родился 3 сентября 1864 года в городе Кремзир в Моравии. Учился в Кремзирской городской гимназии, в 1883 году поступил в Венский университет. Под влиянием А. Кернера, Ю. Виснера, Й. Бёма, Х. Молиша и Р. Веттштейна стал изучать ботанику. В 1887 году получил степень доктора философии с диссертацией, посвящённой анатомии и систематике растений семейства Осоковые. С 1888 года Палла работал ассистентом Готлиба Хаберландта в Ботаническом институте Грацского университета. В 1891 году прошёл хабилитацию. В 1900 году Палла отправился на остров Яву, до февраля 1901 года пребывал в Бейтензорге, предпринимая ботанические экскурсии, в том числе с Эрнстом Геккелем. Вернувшись в Грац, Палла существенно расширил гербарий Грацского университета палеотропическими осоковыми и грибами. В 1909 году Эдуард Палла был назначен экстраординарным профессором, в 1913 году — полным профессором Грацского университета. Эдуард Палла скончался в Граце, Австрия, 7 апреля 1922 года. Некоторые научные публикации: Palla, E. Zur kenntniss der Pilobolus-arten // Osterreich. bot. zeitschr.. — 1900. — Том 50. — Страницы 349—370, 397—410; Palla, E. Cyperaceae. — Wien, 1906. — 33 p. Литература: Riedl, H. Palla Eduard // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815–1950. — 1977. — Bd. 7. — S. 302; Hoppe, B. Palla, Eduard // Neue Deutsche Biographie. — 2001. — Bd. 20. — S. 13; Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1983. — Vol. IV: P—Sak. — P. 19—20. — 1214 p. — ISBN 90-313-0549-9. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

Konstanty_Laszczka (442x700, 105Kb)
1865
Константы Лящка (польское имя — Konstanty Laszczka)
польский художник, скульптор и график. Ректор Академии изящных искусств в Кракове. Родился в селе Макувец-Дужы, Царство Польское, Российская империя, в многодетной бедной крестьянской семье. Благодаря шляхетской семье Островских, с 1885 года стал изучать скульптуру в Варшаве под руководством Яна Крыньского и Людвика Пыровича. Получив награду в конкурсе, организованным варшавским Обществом поощрения изящных искусств, отправился для обучения в Париж. Во Франции обучался в Академии Жюлиана и Школе изящных искусств под руководством художников Антуана Мерси, Александра Фалгьера и Жана-Леона Жерома.
Konstanty_Laszczka_by_Leon_Wyczółkowski_(1901-1902) (630x700, 410Kb)
«Портрет Констаны Лящки», автор Леон Вычулковский
В Париже участвовал в деятельности польской эмигрантской литературно-художественной жизни. В 1897 году возвратился в Польшу и стал работать учителем. В 1899 году по просьбе Юлиана Фалата переехал в Краков и стал преподавать в краковской Школе изящных искусств. С 1900 по 1910 год сотрудничал с гончарной фабрикой. С 1911 по 1912 год был ректором. C 1930 по 1935 год руководил кафедрой скульптуры. Находился в дружеских отношениях со Станиславом Выспянским и Леоном Вычулковским. Был одним из основателей краковского Общества польских художников «Sztuka». На творчество Константы Лящки повлиял Огюст Роден. Кроме скульптуры занимался живописью, портретными медальонами. В позднем периоде своего творчества занимался керамикой с религиозным, фольклорным и анималистическим содержанием.
Konstanty_Laszczka01 (420x700, 422Kb)
Бюст Марцели Гуйского на стене краковского Дворца искусства авторства Константы Лящки
Изготовил бюст Фредерика Шопена, который сегодня установлен в краковской музыкальной академии. Скончался в Кракове 23 марта 1956 года и был похоронен на Раковицком кладбище. Награды: Золотые Академические лавры Польской академии литературы. Память: С 1971 года в селе Макувец-Дужы действует музей имени Константы Лящке. Литература: Słownik artystów polskich i obcych w Polsce działających. Malarze, rzeźbiarze, graficy, t. II, Wrocław 1975.

1865Christian_Archibald_Herter (528x700, 55Kb)
1865
Кристиан Арчибальд Эртер (Christian Archibald Herter)
американский врач, который исследовал роль бактерий в желудочно-кишечном тракте и развивал методы измерения продуктов их жизнидеятельности, типа индола. Родился в городе Глэнвил, штат Коннектикут. Вначале научные интересы Эртера были связаны с исследованиями нервной системы. В 1892 году он опубликовал монографию «Диагностика болезней нервной системы». Затем его интересы сместились в область биохимического исследования заболеваний. Им были проведены исследования биохимии метаболических нарушений при формировании желчных конкрементов и в случаях глюкозурии. По поручению президента США Теодора Рузвельта он провел исследования и дал заключение о безопасности использовании бензоата натрия в качестве консервантах пищевых продуктов. Умер 5 декабря 1910 года. Публикации: The Diagnosis of Diseases of the Nervous System: A Manual for Students and Practitioners. G.P. Putnam's Sons. New York and London, 1892; Lectures on Chemical Pathology in its Relation to Practical Medicine. Smith, Elder & Co. Philadelphia, 1902; The Influence of Pasteur on medical science. Dodd, Mead & Co. 1904; The Common Bacterial Infections of the Digestive Tract and the Intoxications Arising from Them'. Macmillan. New York, 1907; On Infantilism from Chronic Intestinal Infection. Macmillan. New York, 1908; Imagination and Idealism in the Medical Sciences. American Medical Association. 1910; Biological Aspects of Human Problems. Macmillan. New York, 1911.

John_Mctaggart_Ellis_McTaggart (504x700, 277Kb)
1866
Джон Эллис Мак-Таггарт (John MсTaggart)
британский философ. Родился в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. С 1897 по 1923 читал лекции по социальным наукам в Тринити-колледже Кембриджского университета. За исключением популяризаторской работы Некоторые догмы религии (Some Dogmas of Religion, 1906), в которой он выступает с решительной критикой христианства, его ранние сочинения посвящены философии Гегеля. Метод Гегеля, согласно Мак-Таггарту, состоит в переходе от первоначально сформулированного тезиса к его противоположности – антитезису, потом к синтезу, примиряющему тезис и антитезис в непротиворечивом единстве, а затем от одной триады к другой триаде, до тех пор пока не достигается Абсолютная Идея. После многочисленных попыток защитить этот метод от критических возражений Мак-Таггарт наконец заключил, что идеи связаны между собой не с помощью триад. Отвергнув диалектический метод, он предложил метод прямой дедукции из самоочевидных принципов (т.е. априорный метод, в ряде моментов напоминающий декартовский). Мак-Таггарт применил его в своей последней книге Природа существования (The Nature of Existence, 2 тома, 1921, 1927). Пространственно-временной материальный мир сводится к кажимости, он нереален, поскольку самопротиворечив. Далее Мак-Таггарт развивает плюралистическую версию абсолютного идеализма, согласно которой Вселенная, или Абсолют, есть сообщество тесно взаимосвязанных самостей, сознаний, имеющих характер субстанций (т.н. радикальный персонализм, или персоналистический идеализм). Умер Мак-Таггарт в Лондоне 18 января 1925 года. Среди его работ – Исследования гегелевской диалектики (Studies in Hegelian Dialectic, 1896), Исследования гегелевской космологии (Studies in Hegelian Cosmology, 1901), Комментарий к гегелевской логике (A Commentary on Hegel's Logic, 1910). Сочинения: Some dogmas of religion, L., 1906; A commentary on Hegel`s logic, Camb., 1910; Studies in Hegelian cosmology, 2 ed., Camb., 1918; Studies in Hegelian dialectic, 2 ed., Camb., 1922; The nature of existence, v. 1—2, Camb., 1968. Литература: Киссель М.А., Д.М.-Таггарт и его концепция диалектики, "Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права", 1963, выпуск 1, № 5; Broad Ch. D., Examination of McTaggart`s philosophy, v. 1—2, Camb., 1933—1938; Богомолов А.С. От абсолютного идеализма к персонализму. Джон Мак-Таггарт // Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в.. — Москва: Мысль, 1973. — Страницы 86-94; Киссель М.А. Д.М.-Таггарт и его концепция диалектики // «Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права». - 1963. - выпуск 1. - № 5; Антипин Н.А. Проблема отношения диалектики категорий к опыту в интерпретациях А.Тренделенбурга и Д.Мак-Таггарта // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия «Symposium», выпуск 7. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Мак-Таггарта. - Санкт-Петербург, 1998. - 127с., 2-е издание. - Санкт-Петербург, 2000; Антипин Н.А. Абсолютный идеализм Гегеля и философская эволюция Мак-Таггарта // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2009. - № 1. - Страницы 123—128; Антипин Н.А. Защита и критика диалектики Гегеля в трудах Мак-Таггарта // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - Серия "Философия". - № 4. - Том 1. - Санкт-Петербург, 2009. - Страницы 36-47; Broad Ch. D., Examination of McTaggart’s philosophy, v. 1-2. - Camb., 1933-38.

1867
Людвик Гольмер (польское имя — Ludwik Golmer, в России — Людовик Карлович Гольмер)
польский пианист и музыкальный педагог. Родился в Варшаве. Сын учителя музыки. Окончил Варшавский институт музыки (1888), ученик Рудольфа Штробля, изучал также теорию музыки под руководством Зыгмунта Носковского. Приобрёл наибольшую известность как аккомпаниатор, выступая с такими солистами, как скрипачи Леопольд Ауэр, Станислав Барцевич, Павел Коханьский, певец Маттиа Баттистини; с Барцевичем предпринял совместное европейское турне, в ходе которого выступал и как солист, и как аккомпаниатор. С 1898 г. преподавал в Варшавском институте музыки, с 1910 г. был также аккомпаниатором в оперном классе. С началом Первой мировой войны отправился на восток, в 1915—1917 гг. корепетитор Московской консерватории. В 1917 г. вместе с Николаем Рославцом основал музыкальную школу в Ельце и до 1919 г. был её директором; организовывал в городе концерты симфонической музыки и спектакли оперетты. После этого вернулся в Варшаву. Умер в родном городе от болезни сердца 21 декабря 1920 года. Гольмеру принадлежало некоторое количество лёгкой фортепианной музыки: вальсы, мазурки, этюды. Его архив погиб во время Второй мировой войны.

Oscar_Neumann (595x700, 219Kb)
1867
Оскар Рудольф Нойман (немецкое имя — Oscar Rudolph Neumann)
немецкий орнитолог. Родился в Берлине. Нойман рано начал интересоваться естествознанием и, в частности, миром птиц. В ноябре 1892 года он совершил свою первую поездку по Африке от Танга через север Танганьики и юг Уганды и Кении до озера Виктория. Он описал результаты своей поездки и привезённые образцы в орнитологическом журнале «Journal of Ornithology» и выставил их в Зоологическом музее Берлина. В 1899 году Нойман отправился в двухлетнюю поездку по Сомалиленду и югу Эфиопии вместе с коллегой Карло фон Эрлангером. Результатом этой экспедиции стали описания 1 300 новых видов, опубликованные в специальных научных журналах. В 1908 году из-за финансовых трудностей Нойман был вынужден принять должность в Зоологическом музее Уолтера Ротшильда в Тринге, где он и работал долгие годы. В 1941 году Нойман бежал из Берлина на Кубу, а затем в Чикаго, где последние годы своей жизни он работал хранителем Филдовского музея естественной истории. Оскар Рудольф Нойман впервые описал многие виды и подвиды животных, иногда в сотрудничестве с Антоном Райхеновом и Эрнстом Хартертом. Умер в Чикаго 17 мая 1946 года. Труды: Beiträge zu einer Revision der Laniarinen. In: Journal für Ornithologie. Bd. 47, Nr. 3, 1899, S. 387—417; Vögel von Schoa und Süd-Äthiopien. In: Journal für Ornithologie. Bd. 52, Nr. 3, 1904, S. 321—410; Vögel von Schoa und Süd-Äthiopien. In: Journal für Ornithologie. Bd. 53, Nr. 1, 1905, S. 184—243; Vögel von Schoa und Süd-Äthiopien. In: Journal für Ornithologie. Bd. 53, Nr. 2, 1905, S. 229—360; Vögel von Schoa und Süd-Äthiopien. In: Journal für Ornithologie. Bd. 54, Nr. 2, 1906, S. 229—300. Литература: Theodore Sherman Palmer: Obituaries. In: The Auk. Bd. 69, Nr. 2, 1952, S. 223—226; Erwin Stresemann: Obituary — Oscar Neumann. In: The Ibis. Bd. 89, Nr. 3, 1947, S. 519—521.

Mary_Parker_Follett_(1868-1933) (478x700, 112Kb)
1868
Мэри Паркер Фоллетт (Mary Parker Follett)
американский социолог и консультант по вопросам управления и первопроходец в области теории организаций и организационного поведения. Она также является автором ряда книг и многочисленных эссе, статей и речей о демократии, человеческих отношениях, политической философии, психологии, организационного поведения и разрешении конфликтов. Фоллетт родилась в штате Массачусетс и провела большую часть своей ранней жизни там. В сентябре 1885 года она поступила в общество Анна Тикнор В 1898 году окончила колледж Рэдклифф, но получила отказ доктора в Гарварде при приёме на работу на том основании, что она была женщиной.
Хоторнские исследования
Мэри Фоллетт (наряду с Элтоном Мэйо) являлась одним из инициаторов исследований в городе Хоторн, близ Чикаго (штат Массачусетс). Компания Вестерн Электрик столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашён Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещённость рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1932 г., в них чётко обозначены различные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схема эксперимента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещённость увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещённости производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещённости в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменной освещённости — производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещённости, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. Эти неожиданные результаты заставили Мэйо и Фоллетт модифицировать эксперимент и провести ещё несколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещённость, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т. д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Они предположили, что в эксперименте проявляет себя ещё какая-то переменная, и посчитали такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии. Внимание к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Был сделан вывод не только о наличии наряду с формальной ещё и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использования её как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления и преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса. Мэри Паркер Фоллетт умерла 18 декабря 1933 года.
Вклад М.П.Фоллетт в науку менеджмента
Мэри Паркер Фоллетт признала целостный характер сообщества и выдвинула идею «взаимные отношения» в понимании динамических аспектов личности в отношениях с другими. Фоллетт выдвинула принцип того, что она называет «интеграция», или некоэрцитивное разделение власти на основе использования её понятием «власть с», а не «власть над». Её идеи относительно ведения переговоров, власти и участия работников были очень влиятельными в развитии области организационных исследований, альтернативных методов разрешения споров, и правозащитного движения отношений.
Фоллетт внесла большой вклад в социальную психологию. Её подход к разрешению конфликта — понять его как механизм разнообразия и возможность разработки комплексных решений, а не просто компромисс. Она также была пионеркой в создании общинных центров. Литература: В.Р.Веснин «Менеджмент» (учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное), издательство «Проспект», 2007 год (512 страниц.) — страницы 51-53; Н.В.Гришина «Психология конфликта». 2-е издание. — Санкт-Петербург.: Питер, 2008. — 544 страницы: иллюстрации. — (Серия «Мастера психологии»); Ю.А.Цыпкин , А.Н.Люкшинов, Н.Д.Эриашвили «Менеджмент» ЮНИТИ Москва, 2001 год (366 страниц.) — страница 266.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 сентября родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»