[585x700]
1734
Джозеф Райт (Joseph Wright; по прозвищу «Райт из Дерби», Wright of Derby)
один из выдающихся британских живописцев XVIII столетия. Художник выделяется мастерством световых эффектов, а также картинами, сцены которых освещены свечами. Испытал влияние караваджизма, в первую очередь, нидерландских художников Геррита ван Хонтхорста и Хендрика Тербрюггена. Считается пионером индустриальной темы в изобразительном искусстве. Его картины на тему зарождения науки из алхимии часто были основаны на темах, обсуждавшихся на заседаниях Лунного общества, группы влиятельных ученых и промышленников, живших в Мидлендсе, и отражают борьбу науки против религиозного мировосприятия в эпоху Просвещения. Многие из картин Райта и рисунки являются собственностью городского совета города Дерби и выставлены в Музее и художественной галерее города Дерби. Джозеф Райт родился в Дерби, в семье адвоката — Джона Райта (1697—1767), который впоследствии стал городским чиновником, и его жены Ханны Брукс (1700—1764). Джозеф был третьим из пятерых детей. Райт получил образование в грамматической школе Дерби и сам научился рисовать, копируя гравюры. Решив стать художником, Райт в 1751 году отправился в Лондон. Три года (1751—1753 и 1756—1757) будущий живописец учился в Лондонской студии у известного портретиста Томаса Хадсона, у которого также учился Джошуа Рейнольдс. До 1760 года ранние портреты писались Райтом в манере своего учителя («Портрет мисс Кеттон», Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; «Портрет Томаса Беннета», музей Дерби). В ранний период творческих исканий — с 1760 по 1773 годы — художник жил в Дерби. Здесь он познакомился с мастером по керамике Джошуа Веджвудом (Josiah Wedgwood), основателем компании «Веджвуд», и химиком Джозефом Пристли. Присутствовал при экспериментах учёных и изображал их в своих работах. В частности, в этот период им были написаны картины «Планетарий» (1766, Дерби, музей; вариант — Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и «Испытание насоса» (1768, Лондон, галерея Тейт Роджерса-Колтмана), отражающие интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Дени Дидро отметил эти работы Райта, назвав их «серьёзным жанром». Первую попытку пройти практику в качестве художника Райт сделал в Ливерпуле, регулярно выставляя свои картины (напр., Мираван) в Королевском Обществе Искусств в Лондоне. Однако его родной и любимый Дерби навсегда оставался основным местом, где художник жил и работал. В период с 1773 по 1775 годы Джозеф находился в Италии, где рисовал древние руины (например, могилу Вергилия), изучал прорисовку ландшафтов («Человек, закапывающий норы»), копировал классические статуи и наблюдал над захватывающим фейерверком во время карнавала в Риме. В Неаполе Джозеф Райт стал свидетелем грандиозного извержения вулкана Везувий, который вдохновил его на написание нескольких десятков картин, изображающих драматический эффект борьбы огня и тьмы. Впоследствии эта тема очень часто находила отражение в его работах. Извержение Везувия (1774); Дом в огне ночью (около 1785 — 1793); Везувий в Посиллипо (около 1788); Пещера, близ Неаполя (1774); Грот в Салернском заливе, закат (около 1780 — 1781). На берегу Неаполитанского залива художник исследовал живописные пещеры и гроты. Свои впечатления об итальянской природе он выразил словами: «красивая и необыкновенная атмосфера, столь чистая и понятная», что впоследствии нашло отражение в его работах. Два года (1775—1777) художник работал в Бате, где тщетно пытался привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо. Потерпев неудачу, вернулся в Дерби. Начиная с 1778 года были написаны некоторые его лучшие портреты («Портрет сэра Брука Бутби», 1781, Лондон, гал. Тейт; «Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком», 1780—1782, Дерби, музей; «Портрет Томаса Гисборна с женой», 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства, а также портрет Самуэля Уорда из коллекции музея Дерби). С этого времени произведения Райта выставляются в Королевской Академии, членом которой он вскоре становится (ассоциированным с 1781 года, а в 1784 году — полным). Портреты Райт, впрочем, писал и ранее (например, Томаса и Анны Борроу). В последние годы жизни он часто болел и лечился у своего друга Эразма Дарвина. Умер Джозеф Райт в Дерби 29 августа 1797 года в кругу семьи, и был похоронен в основании церкви святого Алькмунда. В 1968 году церковь была разрушена, чтобы освободить место для нового крупного раздела внутренней кольцевой дороги, проходящей через центр города, и, в настоящее время, находится под дорогой. Останки Райта были вывезены в кладбище Ноттингем Роад. У Райта и его единственной жены было шестеро детей, трое из которых умерли во младенчестве. Успех Джозефа Райта в качестве портретиста приносил ему стабильный доход. Однако, в первую очередь, он известен своими научными и индустриальными работами, полными драматизма, что отличало его от других современников, ставя в один ряд с другими великими британскими художниками. Впервые героями больших композиций стали рабочие и ученые, а не античные и библейские персонажи или жанрово-аллегорические фигуры. Местопроживание художника в Дерби как раз способствовало этому, так как именно здесь проявилась Индустриальная революция через кузницы, стекольные и глиняные магазинчики и местные фабрики. Дух этих мест нашел отражение во многих работах художника, например, в «Лекции о солнечной системе» (около 1763—1765, Художественная галерея Дерби); «Опыт с воздушным насосом» (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон); «Кузница» (1773, Эрмитаж, Петербург), «Алхимик, открывающий фосфор» (1771—1795, Художественная галерея, Дерби); Три человека, рассматривающих гладиатора при свечах (1765); Кузница (1771); Эксперимент над птицей в насосе (1768). До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства. Творческое наследие Райта собрано, главным образом, в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене, в Уодсворт Атенеум в Хартфорде, в галерее Тейт в Лондоне и в музее Дерби, включая значительное собрание рисунков и акварелей.
Литература: Nicolson В. Joseph Wright of Derby: painter of light, v. 1-2, [N. Y.], 1968; Большая советская энциклопедия в 30 томах. Третье издание [69, CHM]
[533x700]
1735
Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская (урождённая - Куракина)
племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н.А.Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц. В семнадцать лет от роду Екатерина вышла замуж за князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского, ротмистра Конной гвардии. Свадьба состоялась в мае 1752 года при дворе с большим великолепием. О своём знакомстве с княжной Куракиной по этому случаю, Екатерина II рассказала в своих записках: «У меня сильно болело горло, что продолжалось более трех недель, при сильном жаре, во время которого Императрица прислала мне княжну Куракину, выходившую замуж за князя Лобанова. Я должна была её причесывать; её усадили для этого в придворном платье и в больших фижмах на мою постель; я старалась, как могла; но Чоглокова, видя, что мне не удается убрать ей голову, велела ей сойти с моей постели и докончила её прическу. Я не видала этой дамы с тех пор.» Скоро после свадьбы Екатерина Александровна, по причине своего слабого и болезненного здоровья, удалилась от двора. Она почти безвыездно проживала или в Москве в родительском доме, служившем главной квартирой для многочисленной куракинской семьи, или в своём имении в Волоколамском уезде. Семья Лобановых быстро росла, почти каждый год рождались дети, а материальное их положение оставляло желать лучшего. Служба в дорогом полку и крайняя непрактичность в делах князя Ивана Ивановича очень расстроили его состояние, бесконечные процессы по поводу наследства княгини Барятинской, на которое он претендовал, решались не в его пользу, и положение супругов Лобановых подчас становилось критическим, что весьма озабочивало княгиню Екатерину Александровну и всю её родню. Сыновья её воспитывались бабушкою, вместе с князьями Александром и Алексеем Борисовичами Куракиными, и лишь впоследствии, с получением наследства после тетки Кантемировой, дела Лобановых немного поправились. В личной жизни Екатерины Александровны всё тоже было непросто. В обществе ходили слухи, что её муж не был способен иметь детей, но благодаря одному из его интендантов, некому калмыку-выкресту, на свет появились все дети княгини Лобановой. Честь княгини была оправдана уже в XXI веке, когда её потомок Никита Дмитриевич прошёл ДНК-тестирование, подтвердившее его происхождение по прямой мужской линии от Владимира Мономаха. По словам Бантыша-Каменского, княгиня Екатерина Александровна: «…Не знала гордости, была ласкова, вежлива, любезна со всеми, благотворительна, получила отличное воспитание и имела веселый нрав, не изменившийся даже в маститой старости; кротость и доброта души изображались на лице её. Окруженная сыновьями, внуками, родными, она напоминала собой времена патриархальные, когда старость была почтенна на земле. Графы Панины, князь Репнины, князья Куракины, Голицыны, Долгорукие и Волконские, Бутурлины, Салтыковы, Тутолмины, Нелединские беспрестанно посещали её по связям родства и из уважения к её добродетелям и примерной жизни.» Последние годы Екатерины Александровны были омрачены потерями. Сначала ранней смертью младшей дочери Прасковьи, в 1791 году кончиной мужа. Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская скончалась 7 ноября 1802 года и была погребена, рядом с мужем, в Знаменской церкви Новоспасского монастыря, в Москве. От Екатерины Александровны ведут происхождение все Лобановы-Ростовские последующего времени. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей: Мария Ивановна (1753—1814), умерла незамужней; Александр Иванович (1754—1830) — генерал-майор; Иван Иванович (1755—1756); Никита Иванович (1757—1758); Дмитрий Иванович (1758—1838) — генерал от инфантерии, министр юстиции; Яков Иванович (1760—1831) — малороссийский генерал-губернатор; Прасковья Ивановна (1761—1782) была замужем за Лукьяном Ивановичем Талызиным (1745 -после1793), действительным статским советником.
[539x700]
1740
Иван VI (Иоанн Антонович)
российский император из Брауншвейгской ветви династии Романовых. Правил с октября 1740 по ноябрь 1741. Правнук Ивана V. Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве сперва Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император-младенец был свергнут Елизаветой Петровной, провёл почти всю жизнь в одиночном заключении и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить. В официальных прижизненных источниках упоминается как Иоанн III, то есть счёт ведется от первого русского царя Иоанна Грозного; в поздней историографии установилась традиция именовать его Иваном (Иоанном) VI, считая от Ивана I Калиты.
[516x700]
Иоанн Антонович в детстве (неизвестный художник, 1740-е).
Иоанн Антонович родился 12 августа, его тезоименитство приходилось на 29 августа — день усекновения главы Иоанна Предтечи. После смерти императрицы Анны Иоанновны сын Анны Леопольдовны (племянницы Анны Иоанновны) и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского, двухмесячный Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешёл в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти — другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Через две недели после воцарения младенца в стране произошёл переворот, в результате которого гвардейцы, возглавляемые фельдмаршалом Минихом, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна Леопольдовна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошёл новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближённых.
[502x700]
Пётр III посещает Иоана Антоновича в его шлиссельбургской камере. Иллюстрация из немецкого исторического журнала начала XX века.
Сначала Елизавета намеревалась выдворить «Брауншвейгскую семью» из России (так было официально указано в манифесте, обосновывающем её права на престол), но передумала, испугавшись, что за границей она будет опасна, и приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа. В 1742 году, втайне от всех, вся семья была переведена в предместье Риги — Дюнамюнде. После раскрытия так называемого "заговора Лопухиной" в 1744 году, все семейство было перевезено в Ораниенбург, а после подальше от границы, на север страны — в Холмогоры, где маленький Иван был полностью изолирован от родителей. Он находился в том же архиерейском доме, что и родители, за глухой стеной, о чем никто из них не догадывался. Комната-камера экс-императора, которого теперь по указанию Елизаветы Петровны стали называть Григорием, была устроена так, что никто, кроме Миллера и его слуги, пройти к нему не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго. Долгие северные мытарства сильно отразились на здоровье Анны Леопольдовны: в 1746 году она умерла. Личность бывшего государя и его краткое царствование вскоре подверглись закону об осуждении имени: 31 декабря 1741 года был объявлен указ императрицы о сдаче населением всех монет с именем Иоанна Антоновича для последующей переплавки. Через некоторое время монеты перестали принимать по номиналу, а с 1745 года хранение монет стало противозаконным. Лица, у которых обнаруживали монеты Иоанна Антоновича или которые пытались ими расплатиться, подвергались пытке и ссылке как государственные преступники. В настоящее время монеты этого царствования чрезвычайно редки. Было отдано распоряжение об уничтожении портретов с изображением Иоанна Антоновича, а также о замене деловых бумаг, паспортов, церковных книг и прочих документов с именем императора («дел с известным титулом») на новые. Часть этих документов сжигалась, а часть хранилась в опечатанном виде в архивах. Изъятию подвергались и пропагандистские материалы, например, опубликованные проповеди с упоминанием имени Иоанна, оды Ломоносова в его честь и проч. Этот процесс продолжался всё царствование Елизаветы Петровны и был прекращен только после вступления на престол Екатерины II. Даже полтора с лишним века спустя, во время юбилейных мероприятий 1913—1914 годов, младенец-император был пропущен на Романовском обелиске в Александровском саду и на яйце Фаберже «Трёхсотлетие дома Романовых». Страх Елизаветы перед возможным новым переворотом привёл к новому путешествию Ивана. В 1756 году его перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости Иван (официально именовавшийся «известный арестант») находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. Существует исторический миф, что изоляция Ивана была до того плотной, что он так и не увидел ни одного человеческого лица за всё время заключения, однако современные историки утверждают, что документами это не подтверждается. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своём царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре. С 1759 года у Ивана стали наблюдать признаки неадекватного поведения. Об этом с полной уверенностью утверждала и видевшая Ивана VI в 1762 году императрица Екатерина II; но тюремщики полагали, что это лишь жалкая симуляция.
[700x525]
Мирович перед телом Ивана VI. Картина Ивана Творожникова (1884)
Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключённого гибелью 16 июля 1764 года. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик В.Я.Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Однако стражникам Ивана, капитану Власьеву и поручику Чекину, была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались. Мирович был арестован и обезглавлен в Петербурге как государственный преступник. Существует неподтверждённая версия, согласно которой его спровоцировала Екатерина, чтобы избавиться от бывшего императора. Место захоронения Ивана VI точно неизвестно. Как принято считать, «известный арестант» был похоронен в Шлиссельбургской крепости. В сентябре 2010 года ряд археологов заявили об идентификации найденных в церкви Успения Богородицы (Холмогоры) останков как императорских. Однако Институт археологии Российской Академии Наук выразил сомнение в подлинности останков Иоанна VI. Более того, отмечалось, что поисковые мероприятия под руководством бизнесмена Анатолия Каранина, который не является археологом, велись неофициально, без научной методики и разрешения на археологические раскопки («Открытого листа»). Однако инициированный в результате раскопок петербургским депутатом и археологом Алексеем Ковалёвым запрос в прокуратуру остался безрезультатным, так как уголовных деяний прокуратура в данном случае не нашла. «Архангельской епархией Русской православной церкви приняты меры по предотвращению уничтожения ранее неизвестного захоронения в связи с предстоящим сносом водонапорной башни», — говорится в ответе прокуратуры на запрос. В знаменитом романе Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759) главный герой во время венецианского карнавала встречает человека в маске, который рекомендуется ему следующим образом: «Меня зовут Иван, я был императором всероссийским; ещё в колыбели меня лишили престола, а моего отца и мою мать заточили; я был воспитан в тюрьме, но иногда меня отпускают путешествовать под присмотром стражи». В первой серии телесериала «Екатерина» есть эпизод, в котором императрица Елизавета, с целью приструнить наследника престола великого князя Петра III, который, повысив голос на императрицу, воскликнул о желании, взойдя на престол, запретить «неправильные» русские традиции и установить «правильные», свозила его в Петропавловскую крепость, где показала мальчика, жившего там в полнейшей изоляции и забвении, назвав мальчика Иоанном Антоновичем. При этом настоящий Иоанн Антонович в Петропавловской крепости не содержался. В дальнейшем в этом сериале Иоанн Антонович был показан в Шлиссельбурге, где перед его смертью его посетила Екатерина Вторая. Этот момент также не соответствует действительности: в фильме показано, что Иоанна убили примерно в одно и то же время, что и Петра III, то есть в 1762 году, а по-настоящему Иоанна Антоновича убили в 1764 году. В фильме существует ещё одна неточность касательно Иоанна Антоновича: Елизавета говорит, что он правил 2 недели, по-настоящему же Иоанн правил с октября 1740 по ноябрь 1741. Протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что император Иоанн VI служит примером духовного подвига, иеромонах Никон (Белавенец) считает, что необходимо подробно изучить жизнеописание убиенного императора и, возможно, начать процесс его канонизации.
Литература: Анисимов Е. Иван VI Антонович. — Москва: Молодая гвардия, 2008. — 368 страниц — (Жизнь Замечательных Людей). — ISBN 978-5-235-03026-8; Либрович С.Ф. Император под запретом. — Москва: Захаров, 2008. — 160 страниц— ISBN 978-5-8159-0862-8; Данилевский Г.П. Мирович. — Москва: Художественная литература, 1977; Сведения об Иоанне или Иване Антоновиче, правнуке царя Иоанна Алексеевича. Из рукописей Императорской Санкт-Петербургской публичной библиотеки // Русская старина, 1894. — Том 82. — № 12. — Страницы 82-97.
[518x700]
1743
Иоганн Вильгельм Архенгольц (немецкое имя — Johann Wilhelm von Archenholz)
немецкий писатель и историк. Родился в Лангфуре под Данцигом, образование получил в Берлинском кадетском корпусе. С 1760 по 1763 годы принимал участие в Семилетней войне и был тяжело ранен, вследствие чего не мог продолжать военной службы. Выйдя в отставку в чине капитана, он отправился путешествовать по Европе и, вернувшись через 16 лет на родину, отдался литературному труду и историческим изысканиям. Жил в Дрездене и Лейпциге, затем в Гамбурге. Капитальнейшим из его трудов является «Geschichte des siebenjahrinen Krieges in Deutschland von 1756 bis 1763» («История Семилетней войны»). Книга впервые была опубликована в 1788 году в Мангейме и впоследствии выдержала множество изданий и переводов на иностранные языки, в том числе и на русский (Санкт-Петербург, 1841, 2-е издание: Санкт-Петербург, 1901, 3-е издание: Москва, 2001). Одним из первых в европейской исторической науке обратил внимание на историю морского пиратства, опубликовав в 1803 году в Тюбингене «Историю флибустьеров» (Geschichte der Flibustier. Tübingen, 1803). Он много также работал над историей Англии и напечатал ряд книг, из которых наиболее заметны «Англия и Италия, или Историческое и политическое описание сих государств» (русский перевод: М., 1801—1805), «История королевы Елизаветы» (Лейпциг, 1798) и «История Густава Вазы» (Тюбинген, 1801). Также Архенгольц долгое время издавал известный политический журнал: «Minerva für Politik Geschichte und Literatur». Архенгольц умер в Гамбурге 28 февраля 1812 года.
Источники: Архенгольц Иоганн Вильгельм, барон фон История Семилетней войны 1788 г.; Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915; Архенгольц, Иоганн-Вильгельм // Аральская флотилия — Афонское сражение. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.В.Сытина, 1911. — Страницы 171—172. — (Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие] ; 1911—1915, том 3); Светлов Р.В., Смолянинов В.А. Предисловие // Архенгольц И.В. История Семилетней войны. Москва, 2001.
Публикации: Архенгольц Фр. [Иоганн Вильгельм]. История морских разбойников Средиземного моря и океана. — Моска: Новелла, 1991. — 368 страниц.
1744
Анри Адмира или Адмираль (французское имя — Henri Admirat или Admiral)
француз, известный попыткой покушения на члена конвента Колло д’Эрбуа, за которую он поплатился жизнью на эшафоте. Сын крестьянина из Оверни, в молодости прибыл в Париж в поисках работы. Служил в домах Бертена (Henri Léonard Jean Baptiste Bertin) и его родственников, и по рекомендации того был определён сторожем в контору королевской лотереи. По упразднении конторы с началом революции, остался в Париже в бедственном положении и был свидетелем революционных кровавых происшествий эпохи террора (5 сентября 1793 — 27 июля 1794). Намеревался убить Робеспьера, но его не впустили в квартиру, тогда 22 мая 1794 года застал члена конвента Колло д’Эрбуа возвращающимся домой и стрелял в него из двух пистолетов, но не попал, укрылся в своей квартире на пятом этаже. Отстреливался, когда пришли его арестовывать; на допросе сожалел, что промахнулся. «Но тут произошли два события, которые убедили людей, что «иностранный заговор» действительно существует и заговорщики начинают действовать. 3 прериаля некий Анри Адмираль пришёл в девять часов утра к Робеспьеру, но тот его не принял. Весь день этот человек провёл в городе – ел, пил, развлекался. К одиннадцати часам вечера он вернулся к себе домой, но в квартиру не вошёл, а остался на лестнице. Когда около часа ночи в вестибюль вошёл сподвижник Робеспьера Колло д'Эрбуа, живущий в том же доме, Адмираль выстрелил ему в голову. Но пистолет дал осечку. Напуганный Колло д'Эрбуа нагнулся, чтобы поднять трость, и это спасло ему жизнь, потому что Адмираль выстрелил второй раз. Потом он забаррикадировался в своей квартире, но это не спасло его от ареста. Анри Адмираля отправили в Консьержери. Там безумец повторял только одно: он сожалеет, что промахнулся и что купил за большие деньги никуда не годное оружие...» — Жюльетта Бенцони. Роман «Кровавая месса» В донесении, представленном Комитету общественного спокойствия репрезентантом Лакостом, был назван главным орудием внешних врагов Франции, агентом Питта и Кобурга и корреспондентом всех королевских дворов Европы. Вместе с ним суду были преданы 53 человека, о которых он никогда не слышал. «С ума ли вы сошли, — сказал он в суде Фукье-Тенвилю, — что обвиняете всех этих людей в сообщничестве со мной!» Выслушав смертный приговор всем подсудимым, он воскликнул: «Сколько добрых людей я сгубил!» На казнь 17 июня 1794 года на парижской площади «Пляс Насьон» (place de la Nation) его привезли в красной рубахе и казнили последним из 62 жертв того дня. Тело Адмира, вместе с телами 53-х «сообщников», было брошено в общую могилу парижского кладбища Пик-Пюс.
Литература: А.Плюшар. Энциклопедический лексикон, том 1. — Типография А.Плюшара; Санкт-Петербург, 1835 — страница 207 (Адмираль, Генрихъ).
1746
Фридрих Вильгельм Готтер (немецкое имя — Friedrich Wilhelm Gotter)
немецкий поэт и драматург; последний представитель «французского вкуса» в немецкой поэзии. Фридрих Вильгельм Готтер родился в городе Гота (Тюрингия). Изучал право в Гёттингенском университете; затем работал в архиве, но в итоге предпочёл посвятить свою жизнь литературе. В 1768 году издавал вместе с Генрихом Христианом Бойе «Musen-Almanach». Был в дружбе с немецким поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте и с известным прототипом «Страданий юного Вертера», Карлом Вильгельмом Иерузалемом. В подражание французам, писал большей частью александрийским стихом. Готтер оставил много трагедий, комедий, лирических драм и фарсов. Лирические его произведения (элегии, песни, послания) отличаются нежностью чувств и настроений. Отдельными изданиями вышли его «Gedichte» (Гота, 1787—1788), «Singspiel» (1778), «Schauspiele» и переводы из Вольтера, Мариво и других. Фридрих Вильгельм Готтер умер в родном городе 18 марта 1797 года. Среди его произведений, наибольшей известностью в России пользуется колыбельная «Спи, моя радость усни…», которая прозвучала в исполнении Клары Румяновой в мультфильме «Верное средство». Автором музыки к этой колыбельной считается Моцарт, но её могли написать также Бернхард Флис и Йоханн Фляйшман. Слова взяты из пьесы Готтера «Эсфирь», и в оригинале начинаются со слов «Спи, мой царевич», а заканчивается словами: «Спи, мой царевич, усни». На русском языке колыбельная появилась только в 1924 году в переводе Софии Свириденко, и начиналась так же, как и немецкая со слов «Спи, мой царевич, усни». Но скоро её стали исполнять с первой строкой «Спи, моя радость, усни» — по-видимому, без всякого участия переводчицы.
Литература: Gotter, Friedrich Wilhelm // Allgemeine Deutsche Biographie; Gotter, Friedrich Wilhelm // The New International Encyclopædia.
[525x700]
1750
Жак-Франсуа де Мену де Бюсси (французское имя — Jacques-François de Menou de Boussay)
барон, французский дивизионный генерал, последний главнокомандующий Египетской армией. Потомок одной из древнейших фамилий Франции, родился в Бюссе-де-Лош, в Турени. Ещё перед наступлением Великой французской революции он имел чин генерал-майора, был избран своей провинцией представителем дворянства и оказывал в то время большие услуги своему отечеству. Вступив в революционную армию, Мену с 21 октября командовал 12-м егерским полком. Будучи членом и докладчиком военного комитета Директории, он предложил преобразование армии, добился повышения окладов войскам. В 1791 году по представлению Мену вооружена была вся национальная гвардия во Франции; отдано повеление сделать рекрутский набор в 100 000 человек и произвести в генералы 10 штаб-офицеров. После бегства короля в Варенн Мену всеми силами противился уменьшению королевской власти и сделал всё возможное для восстановления важности престола. По окончании в 1792 году народного сейма Мену в чине бригадного генерала (с 8 мая 1792 года) был назначен вторым начальником войск, собранных в лагере под Парижем. В следующем году он сражался против шуанов в Вандее и получил несколько ран. За отличие был 15 мая 1793 года произведён в дивизионные генералы. Несмотря на то, Робеспьер обвинил его, как противника революции, но за него стоял Барер, и обвинение было снято. При восстании предместья святого Антония против конвента, Мену командовал линейными войсками, одолел бунтовщиков, но воспротивился приказанию зажечь предместье. В награду он получил главное командование над внутренней армией. При подобном восстании городской части Лепеллетье его ничем не могли заставить атаковать национальную гвардию, которая, невзирая на повторенные приказания сложить оружие, готовилась к упорной защите. Вместо того, чтобы употребить силу, Мену вступил с ней в переговоры, и за это на следующий день был арестован и предан военному суду. На этот раз генерал Бонапарт своей решительностью в Конвенте спас его от преследования. Восстание утихло, а Мену, хоть и был оправдан, но отправился в отставку, в которой находился до экспедиции в Египет. Назначенный генералом Бонапартом дивизионным командиром, Мену отличился при занятии Александрии, но вообще показывал более личную храбрость, нежели способности к командованию. В Розетте он женился на дочери богатого турка, из-за чего был впоследствии обвинён в исповедовании мусульманства, чему содействовали принятие им имени Абдаллы. Но истинность этого обвинения никогда не была доказана. После убийства Клебера Мену получил, как старший генерал, главное командование над Египетской армией, но не располагал популярностью своего предшественника и сделал себе много врагов крайне плохим управлением. 21 марта 1801 года англичане в числе 16 000 человек под командованием Эберкромби высадились на берег возле Александрии. Мену выступил против них, но был совершенно разбит и 30 марта вынужден капитулировать, вследствие чего оставил Египет с остатками французской армии. Возвратившись во Францию, он был принят Первым консулом, получил в командование войска в Пьемонте, 14 июня 1804 года назван великим командором ордена Почётного легиона. С 1805 года Мену командовал войсками в Тоскане. Впроследствии Наполеон перевёл его в том же качестве в Венецию, где Мену умер 13 августа 1810 года. Впоследствии его имя было выбито на Триумфальной арке в Париже.
Источники: Военный энциклопедический лексикон. 2-е издание. Том VIII. Санкт-Петербург, 1855; Военная энциклопедия / Под редакцией В.Ф.Новицкого и др. — Санкт-Петербург: товарищество И.В.Сытина, 1911—1915; Charles Mullié. Biographie des célébrités militaires des armées de terre et de mer de 1789 à 1850, 1852.
[553x700]
1755
Александр Сергеевич Никольский
русский писатель, переводчик, педагог, общественный и государственный деятель. Родился в семье сельского дьячка. В 1765—1776 учился в Троицкой духовной семинарии и по окончании семинарии был оставлен в ней учителем низших классов. В 1779 году был переведён на должность преподавателя немецкого и французского языков. В 1782 году переехал в Санкт-Петербург, где поступил учителем в Воспитательный дом. В 1787 году Екатериной II Никольскому был пожалован чин коллежского асессора. С 1792 году Никольский перешёл на государственную службу в Государственную экспедицию для свидетельствования счетов, затем в 1797 году был избран членом Берг-коллегии. В 1802 году, будучи статским советником, Никольский был избран в Императорскую Российскую Академию и принимал активное участие в её деятельности: вместе с другими академиками рецензировал рукописи (например, «Летописи» («История») Тацита в переводе С.Я.Румовского). В то же время дал резко отрицательные отзывы на энциклопедический словарь Иоанна Алексеева «Пространное поле» (в 1803) и на речь Т.С.Мальгина «О необходимом союзе разума и природных дарований с науками» (в 1812). Совместно с П.М.Карабановым Никольский принялся за составление словаря словесных наук. В 1805 году Никольский был определён в Адмиралтейский департамент правителем канцелярии и ученым секретарем. По поручению морского министра Павла Чичагина Никольский взялся за составление учебника словесности, целью написания которого было объединение всех известных на то время сведений по грамматике, поэтике и риторике. В работе Никольский использовал своё раннее издание «Логика и риторика <…> для детей» (1790; 4-е издание. Москва, 1817). Изданные в Санкт-Петербурге его «Основания российской словесности» включили основные сведения по грамматике и литературе, а также были богато иллюстрированы многими примерами из русской поэзии XVIII — нач. XIX в. Этот «учебник для морских училищ», за который Никольский был награждён бриллиантовым перстнем, выдержал 6 изданий и переиздавался без каких-либо изменений. Однако уже на 7-е издание (Санкт-Петербург, 1830) в «Московском телеграфе» (1830. Часть 36. № 21. Страницы 72—79) появилась первая резкая рецензия, в которой труд Никольского оценивался, как безнадежно устаревший и ставился вопрос о его замене. В 1807 году императором Александром I Никольскому был пожалован чин действительного статского советника. В 1810 году Никольский был избран почётным членом Общества любителей словесности, наук и художеств. Умер в Санкт-Петербурге 10 марта 1834 года. А.С.Никольский внёс значительный вклад в перевод на русский язык иностранной литературы. Под его наблюдением студенты Троицкой духовной семинарии в 1779 году перевели с французского языка «Неподражаемое витийство Священного Писания» (французское название — De la manière d’enseigner et d'étudier les Belles-Lettres par rapport à l’esprit et au coeur) Ш.Роллена. Перевод, изданный в 1780 году, был посвящён митрополиту Платону Левшину. Сам Никольский в 1780 перевёл с французского языка книгу Ш. Роллена «Прямая слава и истинное величество» с целью «воспитать в молодых людях благородное презрение к тому, чему почти все люди удивляются». На примерах из римской и новейшей истории переводчик вслед за автором призывал «жертвовать своею славою общественной пользе» и убеждал, что «истинное величество» состоит «в личных качествах и благородстве мыслей». Изданная в 1783 году книга также посвящалась митрополиту Платону. В 1784 году перевёл с французского языка и издал проникнутое философским оптимизмом компилятивное сочинение Л. де Бособра «Утешитель, или философское рассуждение о благе и зле мира сего» (французское название — Essai sur le bonheur ou Reflexions philosophiques sur les biens et les maux de la vie humaine). Также Никольским были осуществлены переводы с французского языка сочинений Ж.-Ж. Бартелеми «Путешествие молодого Анахарсиса в Грецию в середине четвертого столетия до нашей эры» (французское название — Voyage du jeune Anacharsis en Grèce dans le milieu du quatrième siècle avant l'ère vulgaire) том 2 (Санкт-Петербург, 1805) и Ж.-Ф.Лагарпа «Ликей, или Круг словесности древней и новой» (Lycée ou cours de littérature ancienne et moderne) (том 4 Санкт-Петербург, 1811). Для Российской Академии Никольский выполнил перевод с французского языка двухтомника Ш. де Бросса (французское имя — Charles de Brosses) «Рассуждения о механическом составе языков и физических началах этимологии» (фр. Traité de la formation mécanique des langues) (Санкт-Петербург, 1821. Части 1—2). Особо стоит отметить до сих пор единственный из существующих переводов с латинского языка на русский классического произведения по риторике Квинтиллиана — «Двенадцати книг риторических наставлений» (Санкт-Петербург, 1834). Сын - П.А.Никольский, был довольно заметным литератором и издавал, в частности, «Пантеон русской поэзии» (1815).
Основные труды: «Логика и риторика» (Санкт-Петербург, 1790; 5-е издание); Основания российской словесности (Санкт-Петербург, 1792; 7-е издание, 1830); Неподражаемое витийство Священнаго писания, Объясненное по некоторым местам разсуждением г. Роллена Переведено с французскаго, онаго класса в Троицкой семинарии студентами, при смотрении французскаго и немецкаго языков учителя Александра Никольскаго 1779 года октября дня.- В Москве: В Университетской типографии, у Н.Новикова, 1780. 1-83, 94 страницы; Прямая слава и истинное величество Перевел с французскаго, Троицкой семинарии учитель Александр Никольский.- Москва: Иждивением Н.Новикова и Компании, 1783.- 136 страниц; Лагарп Ж.Ф.Ликей, или Круг словесности древней и новой. Сочинение И.Ф.Лагарпа: В 5 частях. Санкт-Петербург, 1810-1814 (перевод 4 тома); де Броссе Ш. Рассуждение о механическом составе языков и физических началах этимологии / Перевод А. Никольского. Санкт-Петербург, 1821-1822; Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений: / Переведено с латинского Императорской Российской академии членом Александром Никольским и оною Академией издано. - Санкт-Петербург: Б. и., 1834. - 23 см. - Части 1-2; Основания российской словесности. : Часть I – Третие издание, вновь исправленное и во многих статьях пополненное. – Санкт-Петербург: В Морской типографии, 1814. – Автор на титульном листе не указан. – Автор установлен по указазанию Сопиков №13028. – Части.1-2 переплёт в одной книге (отцифрованное изображение титульников книги - 1 , 2); Основания российской словесности. – Пятое издание. – Санкт-Петербург : В типографии Ивана Глазунова, 1823 – 2 части (отцифрованной текст в Научной библиотеке имени М.Горького СПбГУ).
Литература: Никольский, Александр Сергеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; С.И.Николаев, В.П.Степанов «Никольский Александр Сергеевич»//Словарь русских писателей XVIII века/Ответственный редактор А.М.Панченко Выпуск 1. (А-И). Ленинград: Наука, 1988, Выпуск 2. (К-П). Санкт-Петербург: Наука, 1999; Некролог Никольского в "Записках Ученого Комитета Главного Морского Штаба" (1834, часть XI); Записки учёного комитета Гл. морского штаба. Санкт-Петербург, 1834. Часть 11; Письма и записки от разных лиц к графу Д.И.Хвостову // Библиографические записки 1859. Том. 2. № 8; Смирнов. Троицкая семинария (1867); Сухомлинов. Российская Академия. Выпуски 2, 4, 5, 7, 8 (1875—1888).
[519x700]
1757
Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский (немецкое имя — Karl August von Sachsen-Weimar-Eisenach)
герцог Саксен-Веймарский и Саксен-Эйзенахский (личная уния) с 28 мая 1758 года, герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский с 20 сентября 1809 года, великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский с 21 апреля 1815 года. Российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал от кавалерии. Родился в Веймаре. Когда ему был один год от роду, он потерял отца. До совершеннолетия Карла правительницей государства была мать Анна-Амалия — двоюродная сестра Ивана VI. Она выбрала сыну наилучших воспитателей. В 1774 году Карл-Август и его брат Константин посетили Париж и Швейцарию. Дорогою принцы познакомились с Гёте. Семнадцатилетний принц и двадцатипятилетний писатель заключили дружеский союз, пятидесятилетие которого было отпраздновано в 1825 году. Когда Карлу минуло 18 лет, мать передала ему правление, после чего он женился на Луизе Гессен-Дармштадтской (ум. 1830). В 1785 году Карл-Август примкнул к Княжескому союзу, в образовании которого он принимал деятельное участие. В 1787 году вступил в прусскую военную службу и в 1792 и 1793 годах принимал участие в походах против Франции. В русскую службу принят 6 августа 1803 года генерал-лейтенантом с назначением шефом Киевского гренадерского полка и зачислением в Свиту Императора Александра I. Участвовал в Австрийском походе 1805 года и в сражении при Аустерлице. В 1806 году был приглашён прусским королём Фридрихом Вильгельмом III на службу в прусскую армию. В битве при Йене был ранен и взят французами в плен. В 1807 году был отпущен в своё герцогство, включённое в состав Рейнского союза под эгидой Франции. В 1808 году его посетили в Веймаре Наполеон I и император Александр I. В 1809 году тайно прибыл в Австрию и участвовал в боевых действиях под Асперном и Ваграмом, после чего вернулся в Саксен-Веймар. В марте 1813 года присоединился к русско-прусскому союзу, находился при русской армии без зачисления на службу и участвовал в сражениях под Лютценом, Баутценом и Рейхенбахом. После Плесвицкого перемирия участвовал в сражениях у Дрездена, Пирны и Кульма, за отличие в последнем награждён золотой шпагой с алмазами. За участие в сражении под Лейпцигом вновь принят в русскую службу с производством в генералы от кавалерии 16 декабря 1813 года. В 1814 году сражался с французами под Бриенном, Лаоном и Фер-Шампенуазом, участвовал во взятии Парижа и получил в награду орден Святого Владимира I степени. Венский конгресс увеличил его государство и возвел в великогерцогское достоинство, однако Карл продолжал числиться на русской службе до своей кончины. Он принимал участие и в походе 1815 года. Полученную после мира контрибуцию, около 800 тысяч талеров, он употребил на нужды своего государства. Карл-Август первый из германских государей ввел в своей стране обещанную конституцию. Он защищал свободу печати, пока после вартбургского празднества другие государи не вынудили его её ограничить. Пятидесятилетний юбилей его правления был всенародным празднеством. Во время его царствования были улучшены все отрасли управления и искоренено много злоупотреблений. Знаток и любитель наук и искусств, Карл-Август сделал их центром свою столицу Веймар; был хранителем и ревностным защитником Йенского университета. Умер в Градице (ныне в составе Торгау) 14 июня 1828 года. Погребен рядом с Шиллером и Гете. 3 сентября 1875 года в Веймаре Карлу-Августу открыт памятник (конная статуя).
[525x700]
Памятник Карлу-Августу в Веймаре.
В 1775 года женился на Луизе Гессен-Дармштадтской (1757—1830), дочери ландграфа Людвига IX. В браке родились: Луиза Августа (1779—1784); дочь (1781); Карл Фридрих (1783—1853)— с 1804 года супруг великой княжны Марии Павловны (1786—1859); Каролина Луиза (1786—1816) — с 1810 года супруга наследного принца Фридриха Людвига Мекленбург-Шверинского (1778—1819); сын (1789); Карл Бернхард (1792—1862) — с 1816 года супруг принцессы Иды Саксен-Мейнингенской (1794—1852); Карл фон Гейгендорф (1806—1895) — внебрачный сын от певицы Каролины Ягеман. Был правителем государства более 70 лет. После смерти Фридрих V в 1820 году и до самой смерти Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский самый долго правящий монарх в мире.
Литература: См. Scholl, «K.-August-Büchlein» (Вейм., 1857); «Briefwechsel des Grossherzogs K.-A. mit Goethe» (Вена, 1873); «Briefe des Herzogs K.-A. an Knebel und Herder, herausg. von Düntzer» (Лейпциг, 1883); Beaulieu-Marconnay, «Anna Amalia, Karl-Aug. und der Minister von Fritsch» (Веймар, 1874); Ranke, «Die deutschen Mächte und der Fürstenbund» (Лейпциг, 1872). Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сборник — Москва: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Том VII. — Страницы 546-547.
[537x700]
1760
Филемон Райт (Philemon Wright)
фермер и предприниматель, основавший Райтстаун (Wrightstown) - первое постоянное поселение на территории будущего Национального столичного региона Канады. Позднее Райтстаун получил название Халл, а в 2002 году вошёл в состав города Гатино. Родился в семье состоятельных фермеров города Уоберн (штат Массачусетс, США), потомков первых европейских поселенцев города. В юности два года прослужил в армии повстанцев, воевавших против британцев за независимость США. Позднее, ввиду быстрого роста населения Массачусетса, Райт в 1796 году решил переселиться в долину реки Оттава, где в то время почти не было европейских поселенцев, провёл там два года, вернулся в Массачусетс в 1798 году, а в 1799 году вновь съездил в долину Оттавы и вернулся в Массачусетс. В конце концов он выбрал для будущего поселения место близ Шодьерских водопадов на северном берегу Оттавы, невдалеке от впадения в Оттаву реки Гатино, где почва показалась ему подходящей для фермерства. Будучи прирождённым лидером, Райт убедил группу жителей Массачусетса переселиться вместе с ним. На новое место с ним зимой 1800 года поехали 5 семей и 25 лесорубов. При помощи проводника из местных индейцев, сопровождавшего группу от Карийона до Шодьерских водопадов, группа добралась до западного берега реки Гатино у места впадения в Оттаву и занялась расчисткой земли. Сначала их цель состояла в том, чтобы расчистить землю для домов и ведения фермерского хозяйства. Уже в следующем, 1801 году, Райт начал строить деревню у подножия Шодьерских водопадов. Процесс оказался долгим и трудным, и к 1806 году Райт потратил почти все свои сбережения. Пытаясь заработать деньги, а также не оставлять своих работников без дела, он занялся рубкой леса. Затем он предпринял то, что в те годы казалось невозможным: он построил плот из брёвен и отправил его по воде в город Квебек, чтобы там продать древесину на экспорт в Великобританию. Первый плот получил название «Colombo». Хотя сплав плота занял 2 месяца и был связан с множеством препятствий, он в конце концов прибыл в Квебек, где Райт продал 700 брёвен и 6000 бочарных досок. Так началась торговля деревом на реке Оттава. В Райтстауне Райт довольно быстро построил несколько предприятий, магазинов и мельниц, чтобы небольшое поселение не зависело от завоза товаров, в основном дорогих и зарубежных, из Монреаля. Он построил лесопилку, завод для переработки волокна конопли, мельницу и литейный завод в каменном здании, достаточно просторном, чтобы вмещать 4 доменных печи и 4 гидравлических меха. Также Райт построил обувную мастерскую, портняжную мастерскую, пекарню и дубильню, организовал школу и содействовал постройке пивоварни и винокуренного завода. Райт основал несколько компаний: среди них были известняковая каменоломня, шахта, компания по экспорту древесины, которая принесла немало денег во время Наполеоновских войн, когда Британия была отрезана от традиционных источников древесины в Балтике. Райт также сыграл свою роль в сооружении канала Ридо: он был одним из первых, кто выдвинул идею о его сооружении, а когда строительство канала началось, он заключил множество контрактов на поставки материалов и подрядов на предоставление рабочей силы. Райт был избран в Законодательную ассамблею Нижней Канады, где представлял округ Оттава, в 1830 году. Он голосовал против 92 резолюций, в которых депутаты Законодательной ассамблеи требовали сделать британское колониальное правительство Нижней Канады подотчётным ассамблее, в которой преобладали франкоканадцы. Несколько раз Райт и его поселение оказывались на грани банкротства в результате пожаров. Самый мощный из них в 1808 году практически стёр с лица земли поселение, однако вскоре оно было вновь отстроено. Несмотря на то, что богатство ему принесла торговля лесом, Райт до конца жизни сохранял привязанность к фермерскому хозяйству. К 1823 году семейство Райтов создало несколько ферм, приносящих прибыль. Райт умер в тауншипе Онсло (Нижняя Канада, ныне Квебек) 3 июня 1839 года и был похоронен в Халле на англиканском кладбище Святого Якова. Один из его детей, Раглс Райт, позднее ввёл в массовый обиход лесоспуск. В 1840-е гг. возникновение множества конкурирующих предприятий в Оттаве привело к упадку бизнеса семейства Райтов, а неудачный мятеж, организованный Раглсом Райтом, был подавлен. В честь Райта названа Старшая школа Филемона Райта в Гатино.
[636x700]
1766
Жан Шарль Доминик де Лакретель (французское имя — Jean Charles Dominic de Lacretelle)
французский историк и публицист, член Французской академии (1811). Родился в Меце. Ещё очень молодым написал «Discours sur l’influence des moeurs sur les lois et des lois sur les moeurs» и трагедию «Caton d’Utique». В начале 1790-х участвовал в Клубе фельянов и был редактором «Journal de Paris», вместе с Андре Шенье и Жаном Руше; затем недолго служил в армии. После 9 термидора Лакретель стал одним из пламенных вождей так называемой jeunesse dorée и вёл ожесточённую войну с якобинцами. После переворота 18 фрюктидора Лакретель был арестован и выпущен на свободу только в 1799 году, но вскоре, заподозренный в заговоре против республики, вынужден был бежать и вернулся в Париж лишь после 18 брюмера. В 1808 году он был назначен членом бюро прессы, затем профессором истории. Во время Ста дней он сопровождал Людовика XVIII в Гент. За протест от имени Французской академии против сурового закона о печати, предложенного министерством Виллеля, был удалён из академии. Умер в Маконе 26 марта 1855 года. Лакретель написал: «Précis historique de la Révolution française» (1801—1806); «Histoire de France pendant les guerres de réligion» (1814—1816); «Histoire de France pendant le XVIII s.» (1808); «Histoire de l’Assemblée constituante» (1821); «L’Assemblée législative» (1824); «Convention nationale» (1824—1825); «Histoire de France depuis la Restauration» (1829—1835); «Testament philosophique et littéraire» (1840); «Dix années d'épreuves pendant la Révolution» (1840); «Histoire da Consulat et de l’Empire» (1846).
[589x700]
1773
Якоб Гауэрман (немецкое имя — Jakob Gauermann)
немецкий художник и график. Родился в Эффингене близ Штутгарта. Я.Гауэрман первоначально был резчиком по камню, затем учился 3 года в Высшей школе в Штуттгарте. Будучи в дружеских отношениях с торговцем произведениями искусства в Штуттгарте и Хайльбронне, Я.Гауэрман совершает с ним поездку по Швейцарии, во время которой делает многочисленные эскизы местных ландшафтов. Этого запаса художнику хватило на 6 лет творческой работы. Позднее однако, ввиду того, что торговое предприятие его друга разорилось, Я.Гауэрман занимается частным преподаванием. В 1802 году он сопровождает австрийского графика Мартина фон Молитора в его творческой поездке по Тиролю. После возвращения в Вену Я.Гауэрман по созданным в Тироле эскизам создаёт серии работ, посвящённых как природе горных районов Австрии, так и жизни его обитателей. Эти произведения заитересовали австрийского эрцгерцога Иоанна, который в 1811 году поручает художнику написать пейзажи наиболее красивых уголков Штирии. В 1818 году Я.Гауэрман становится в Вене камерным художником и живёт в австрийской столице вплоть до своей смерти. Умер в Мизенбахе (Нижняя Австрия) 27 марта 1843 года. В его творческом наследии насчитывается относительно небольшое количество картин, написанных масляными красками; в то же время Я.Гауэрман был автором значительного числа акварелей. Сыновья Я.Гауэрмана, Фридрих и Карл, были австрийскими художниками. В честь Я.Гауэрмана в 1870 году была названа одна из венских улиц (Gauermanngasse). Галерея: Пейзаж с озером Альтауссее в Зальцкаммергут (1826); Портрет Фридриха Евгения, герцога Вюотембергского (1797); Памятник супружеской нежности в Штутгарте.
1773
Генрих Август Роте (немецкое имя — Heinrich August Rothe)
германский математик, преподаватель и научный писатель, основные исследования которого были связаны с комбинаторикой. Родился в Дрездене. С 1785 года учился в протестантской Школе Креста, в 1789 году поступил в Лейпцигский университет изучать торговое право, но в скором времени переквалифицировался на изучение математики. В 1792 году получил степень магистра, с 1793 года преподавал в этом университете в звании доцента, а в 1796 году получил звание экстраординарного профессора математики. Оставив Лейпциг, некоторое время жил во Фрейбурге, а в 1804 году принял, получив звание ординарного профессора, кафедру математики в Эрлангенском университете. С 1818 года был членом академии наук Леопольдины. Вышел в отставку с профессорской должности в 1823 году. Умер в Эрлангене (Средняя Франкония, Бавария) в 1842 году. Как математик занимался в основном комбинаторикой: ещё в 1793 году, во время работы на магистерской диссертацией, сформулировал идентичность Роте-Хангена, формулу для расчёта суммы биномиальных коэффициентов, а в 1800 году, работая с перестановками, первым описал обратную перестановку, сформулировав затем понятие инверсионной перестановки. Доказал, что определитель транспонированной матрицы равен определителю исходной матрицы. Научная деятельность Роте представлена следующими сочинениями: «Formulae de serierum reversione, demonstratio etc.» (Лейпциг, 1793), «Theorema binomiale ex simplicissimis analyseos finitorum fontibus universaliter demonstratum» (там же, 1796), «Handbuch der reinen Mathematik» (2 тома, там же, 1804 и 1811), «Systemat. Handbuch d. Arithmetik» (там же, 1804), «De divisione peripheriae circuli in XVII et XIII partes aequales» (Эрланген, 1805), «Solutio problematis ad divisionem polygonorum per diagonales spectantis» (там же, 1814), «Theorie d. combinatorisch. Integrale» (Нюрнберг, 1819), «Entwicklung d. Pflanzensubstanz, physiologisch, chemisch u. mathematisch dargestellt» (Эрланген, 1819). В «Hindenburg’s Archiv für Mathematik» были напечатаны: «Localformeln für Producte d. Potenzen d. Reihen» (I, 1795), «Localformeln für höhere Differentiale von Potenzen und ihren Producten» (там же), «Local und combinatorisch-analyt. Formeln für höhere Differentiale» (там же), «Ueber d. Ausrechn. schief abgeschnittener Prismen» (II, 1796—1798). Позднее в «Архиве» Кастнера появились следующие статьи Роте: «Ueber Pendelschwingungen in grösseren Bogen» (II, 1824), «Ueber d. regulären geometr. Körper usw.» (IV, 1825), «Versuch е. Theorie d. Centrifugalpendel» (IV и VII, 1826), «Ueber d. Leucitkörper» (V, 1825), «Drei Beweise d. Umkehrungsproblems von La Grange» (XII, 1827). Кроме того, ряд менее крупных его статей были напечатаны в изданном Гинденбургом в 1800 году «Samml. combinat.-analyt. Abhandl.» (Лейпциг).

1773
Александр Антоний Сапега (польское имя — Aleksander Antoni Sapieha)
мечник Варшавского герцогства, камергер и адъютант французского императора Наполеона Бонапарта, учёный, меценат, исследователь и политик. Представитель коденской линии литовского магнатского рода Сапег герба «Лис». Единственный сын кравчего великого литовского Юзефа Сапеги (1737—1792) и Теофилы Яблоновской (1743—1816).
Родился в Страсбурге и провёл детские годы во Франции, куда эмигрировали его родители после поражения Барской конфедерации. С 1777 года проживал у своей тетки Анны Яблоновской (1728—1800) на Подляшье (в Семятыче и Коцке), где получил домашнее образование и стал интересоваться наукой. В 1792 году Александр Сапега познакомился с польским ученым и писателем Станиславом Сташицом, вместе с которым стал интересоваться геологией восточной части Речи Посполитой. В 1794 году Александр Сапега и Станислав Сташиц выехали в Вену, где установил контакты с Юзефом Максимиланом Оссолинским. В 1800 году по рекомендации Станислава Сташица Александр Сапега стал членом варшавского общества любителей наук. В 1801—1802 годах были опубликованы работы А.Сапеги по химии. В 1802—1803 году путешествовал по странам Балканского полуострова, составил ценное описание своего путешествия («Podroze po krajach slowianskich» (Вроцлав, 1811). После короткого перерыва, когда он находился во Франции, где читал лекции, вернулся на Балканы, где прожил до 1806 года. Находился под наблюдением французской и австрийской полиции. В январе 1807 года Александр Сапега организовал пребывание французского императора Наполеона Бонапарта в Варшаве, стал его камергером и адъютантом. Принимал участие в осаде Гданьска (1807), после чего провёл зиму в Париже, при дворе Наполеона. В 1808—1809 годах занимался научными исследованиями во Франции, затем под видом исследовательской деятельности выехал в Россию, где изучал настороения населения аннексированных русскими земель Речи Посполитой. Создал агентурную сеть французской разведки на занятых территориях. 1 июля 1812 года князь Александр Антоний Сапега вошёл в состав Временного правительства Великого княжества Литовского, образованной при поддержке наполеоновской армии во время французского вторжения в Россию, где возглавил военный отдел. Из-за разногласий с литовским генерал-губернатором Дирком ван Гогендорпом вскоре вышел из состава Временного правительства Великого Княжества Литовского. Александр Сапега выехал из Вильно в своё имение Вишнице. По дороге он подвергся нападению кабана, от укуса которого у него началось заражение крови и гангрена. 8 сентября 1812 года 39-летний Александр Антоний Сапега скончался в Деречине, имении своего родственника Франтишека Сапеги. Александр Антоний Сапега осуществил минералогические экспедиции в Польше и Литве, а также в Альпах, на Балканском полуострове и Волыни. Был автором научной работы «Минералогия» (1801 г.), учебника по неорганической химии (1801—1802 гг.), очерка по кристаллографии. Путешествовал по Адриатическому побережью, где изучил этнографию словенцев, хорватов, боснийцев и герцеговинцев. В 1804 году взошёл на гору Мон-Сени в Альпах (высота — 3 км.), о чём 13 июля сообщил на заседании Лионской Академии Наук.

Княгиня Анна Сапега (1798)
Жена (с 1794 год) — Анна Замойская (1780—1859), дочь канцлера великого коронного и ордината замойского Анджея Замойского (1716—1792) от брака с Констанцией Чарторыйской (1778—1837). По отзыву современницы, княгиня Сапега была умная, набожная, энергичная и остроумная женщина, беззаветно преданная Польше. Скупая, когда шла речь о ее потребностях, она была щедрая по отношению к бедным и нуждающимся. Вот только красоты ей недоставало. В супружестве с князем Сапегой она была очень несчастлива, он женился на ней ради огромного приданого. После ноябрьского восстания она сумела спасти все свое добро, имущество своих детей и пулавские сокровища. В течение дня она не бездействовала ни одной минуты: рисовала, вышивала, читала и занималась счетами. Несмотря на пожилой возраст, она ездила в качестве курьера в Теофильполе на Волынь, оттуда в Париж, из Парижа в Варшаву. В старости поселилась у дочери в Париже, где была «главным счетоводом Отеля Ламер», она так удачно играла на бирже спасенным капиталом, что заработала для внуков несколько миллионов франков. В конце жизни потеряла зрение, а затем угасла. Дети: Анна София Сапега (1799—1864), жена с 1817 года князя Адама Ежи Чарторыйского (1770—1861); Лев Сапега (умер до 1801); Лев Людвик Сапега (1802—1878), женат с 1825 года на графине Ядвиге Замойской (1806—1890).
Литература: J. Skowronek. Z magnackiego gniazda do napoleońskiego wywiadu. Aleksander Sapieha. — Warszawa: 1992; Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. Т. 6. Кн. 1: Пузыны — Усая / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. — Мн.: БелЭн, 2001. — 591 с.: іл. ISBN 985-11-0214-8. С.222-228
[516x699]
1778
Мариано Морено (испанское имя — Mariano Moreno)
аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании. Родился в Буйнос-Аресе. Будучи одним из руководителей Патриотической хунты - первого аргентинского правительства, сформированного после победы Майской революции 1810 г., выступал за установление республики, отделение церкви от государства, ограничение крупного помещичьего землевладения. Настаивал на централизации управления страны. Однако из-за разногласий внутри хунты был вынужден выйти из её состава. В 1811 г. был назначен чрезвычайным послом в Англии; умер по пути в Лондон. Мысли и идеи Морено, изложенные им в публицистических статьях и выступлениях, стали призывом для многих поколений аргентинцев. Умер 4 марта 1811 года.
Сочинения: Escritos políticos у económicos, В. Aires, 1915.
Литература: Очерки истории Аргентины, Москва, 1961, страницы 81—98.
[507x699]
1780
Генрих Христиан Шумахер (немецкое имя — Heinrich Christian Schumacher)
немецкий и датский астроном и геодезист. Генрих Христиан Шумахер родился в Гольштинии; изучал астрономию и математику в университетах Копенгагена и Гёттингена (у Карла Фридриха Гаусса), с 1810 года занял кафедру астрономии и в Копенгагенском университете, в 1813 году был назначен директором обсерватории в Мангейме. В 1815 году вернулся в Копенгагенский университет, но жил главным образом в Альтоне, где устроил обсерваторию на средства датского правительства. В 1817 году на него возложено было руководство градусным измерением в Дании. В 1820 году по поручению Копенгагенского научного общества предпринял измерение Гольштинии и составление её карты. В 1824 году Шумахер определил точную долготу Альтонаской обсерватории от Гринвича; в 1830 году Шумахер определил в замке Гюльденштейн на острове Фионии длину простого секундного маятника, принятого в основание датской системы мер. Постоянным его сотрудником в этот период был П.А.Ганзен. Был избран членом Шведской Королевской академии наук в 1827. Награждён Золотой медалью Королевского астрономического общества в 1829 году. Умер в Альтоне 28 декабря 1850 года.
Труды: «Astronomische Abhandlungen» (Альтона, 1823—1825); «Astronomische Jahrbücher» (Тюбинген, 1836—1844); В 1822 году основал журнал «Astronomische Nachrichten»; Переписку Шумахера с Гауссом издал Петерс (Альтона, 1860—1865).
Литература: Шумахер, Генрих Христиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.