[569x699]
1852
Поль Шарль Жозеф Бурже (французское имя — Charles Joseph Paul Bourget)
французский критик и романист, достигший громкой известности своими психологическими романами. Родился в Амьене. Сын учителя, окончил лицей Людовика Великого в Париже, с 1894 - член Французской академии. Слушал лекции в Ecole des Hautes Etudes в Париже, намереваясь посвятить себя греческой филологии, но вскоре бросил лингвистику и занялся литературной критикой, поэзией и прозой. Начал писать в «Revue des Deux Mondes» и в «Nouv. Revue», издавал «Parlement» вместе с Андрэ Мишелем. Бурже выступил на литературное поприще, подобно многим другим французским писателям, с несколькими сборниками стихов: «Poésies» (1872-1876), «La Vie inquiète» (1875), «Edel» (1878), «Les Aveux» (1882). Затем появились два тома его критических этюдов: «Essais de psychologie contemporaine» (1883) и «Nouveaux Essais» (1885). Уже в стихах и психологических этюдах творчество Бурже обрисовывается теми же чертами, которые окрепли и определились вполне в его последующих романах. В «Aveux» и других стихах Бурже близок к поэтам-декадентам своей разочарованностью, скептицизмом, пессимизмом и в особенности пристрастием ко всему искусственному — дендизмом. «Essais de Psychologie» — не объективные критические этюды, а разбор тех литературных течений, которые наиболее отразились на самом авторе. Бурже рассматривает здесь тех из новейших писателей, миросозерцание которых ему наиболее близко и которые оказали на него непосредственное влияние. Резко отразился на нём Бодлер, любовью к которому дышит блестящий этюд, посвящённый болезненному творчеству автора «Fleurs du mal». От него Бурже наследовал странную смесь чувственности с мистицизмом и особую настойчивость анализа, лишающего человека способности к непосредственному наслаждению и присущего лишь очень тонким нервным организациям. От Ренана перешла к Бурже аристократическая надменность и, главным образом, дилетантизм, которым он восторгается в философе, определяя его как «расположение ума, весьма интеллигентное и вместе с тем сладострастное, которое влечет нас попеременно к различным формам жизни и ведет нас к подлаживанию под все формы, не отдаваясь ни одной». От Тэна Бурже заимствовал научный склад ума, известные приемы письма и пристрастие в обобщениям, от Дюма-сына — нервное беспокойство о морали в драмах любви. Писателям «артистическим», как Флоберу, Гонкурам, Леконту де Лилю, он придает мало значения, хотя превосходно их понимает. Наибольшее же значение из писателей предыдущего поколения для Бурже имеет Стендаль, прямым последователем которого он себя считает. С 1883 г. Бурже отдается преимущественно роману; с тех пор появились «Cruelle Enigme», «L’irr éparable», «Crime d’Amour», «André Cornelis», «Mensonges» (1888), «Le Disciple» (1889), «C oeur de femme» и в последнее время «Physiologie de l’amour» и «Pastels». Во всех своих романах Бурже занят тщательным анализом малейших и притом наиболее тонких оттенков жизни человеческого сердца вообще и женского в частности. Героинь своих Бурже выбирает почти исключительно в великосветской среде, отчасти потому, что жизнь людей этого круга, избавленная от материальных забот и не тратящая жизненных сил на борьбу за существование, более посвящена чувству и чувственности и представляет больше случаев запутанности отношений. Кроме того, Бурже, порицая в Гонкурах и других писателях-артистах то, что он называет l’amour du bibelot (пристрастие к мелким художественным вещицам), сам — поклонник прекрасного во всех его проявлениях и с таким же наслаждением и знанием дела описывает роскошную обстановку и подробности изящного туалета, как и психическое состояние героини в критический момент жизни. Тема романов Бурже — «страсти любви», которые он исследует с проницательностью психолога и с точностью анатома. Самые замечательные в этом отношении из романов Бурже — «Crime d’amour», «Mensonges» и «Disciple». В первом героиня, Елена Шазель, — жертва человека, доведённого разрушающей силой анализа до отрицания нравственной ответственности за свои поступки и до полного скептицизма относительно чистоты души у других людей. Он соблазняет Елену, не будучи в состоянии полюбить её и не веря в чистоту молодой женщины. Елена, покинутая, мстит ему добровольным падением, виновником которого является таким образом он сам. Эта мысль вызывает в нём страшную тревогу, искренние угрызения совести и, наконец, великое сострадание к человечеству. Он возвращается к Елене, испрашивает у неё прощение — и она прощает его. И её тоже зрелище чужого страдания (её мужа) приводит к понятию об истинно-христианской жизни. Роман этот является, таким образом, историей искушения двух душ, очистившихся страданием. В «Mensonges» Бурже пытливым и бесстрастным ножом анализа раскрывает всю ложь, на которой построена жизнь людей, лишённых идеала. Целая галерея современных, сложных по своей психологии типов выведена в этом поистине глубоком произведении. Центр романа — «светская женщина» (M-me Morènes), всецело занятая культом самой себя и своей красоты. Она мирится с целой сетью лжи, вовлекая туда и чистого юношу-поэта, которого она отчасти любит, но больше ради новизны незнакомой ей до того романтической любви, а не ради его самого. Другой тип растленной беспринципной души — Клод Ларше, у которого, однако же, не вовсе исчезло в душе понимание добра. Вечным анализом он довел себя до ясного понимания лжи и грязи своей жизни, своей любви к презираемой им женщине; но в душе его нет положительных верований и убеждений, и, презирая себя, он с особым сладострастием следит за тем, как все ниже падает его нравственная личность. Ярким продуктом царства лжи в романе Бурже является также барон Дефорж, друг M-me Morènes, оплачивающий её туалеты и бриллианты. Все нравственные стремления и сомнения заменены в его душе холодным, расчетливым эгоизмом, жаждущим в жизни лишь одного — возможно большего комфорта. Измена M-me Morènes его не волнует; в разыгравшейся драме он из всех участвующих считает себя наиболее счастливым, так как он требует от жизни лишь комфорта, а от любовницы — только физической красоты, в то время как другие терзаются ложью жизни, не будучи в состоянии удалить её из своего существования. В рассмотренных романах Бурже — психолог, занятый исследованием явлений душевной жизни, а не их оценкой; особенность их — тщательность анализа. Каждое чувство анатомируется как на секционном столе; целые страницы посвящены рассмотрению всех разнообразных причин, побудивших M-me Morènes, не любя Ренэ, назначать ему свидания, или описанию сложного чувства, которое влекли К.Ларшэ к Колетте. Но Бурже, унаследовав от Стендаля силу анализа, внёс в свои произведения новый элемент, заимствованный, по-видимому, у русских романистов и в особенности у Достоевского. Мы говорим о так называемом réligion de la souffrance humaine, то есть преклонении перед страданием и вере в его очистительную силу. Это черта не всегда искренняя у Бурже — в «Crime d’amour», например, она совсем деланная и как бы приделана для эффектного конца; но она свидетельствует о серьёзном отношении к нравственным задачам. Бурже — моралист; он верит в совершенствование человека и ищет средств для врачевания зла в жизни. Теория всеврачующей силы страдания у него навеяна извне; но он искренен и самобытен, как моралист, в «Disciple», наделавшем так много шуму при своем появлении. В этом романе Бурже решает утвердительно вопрос об ответственности учёных за последствия своих нравственных теорий. Он предостерегает молодёжь от излишнего скептицизма и от эгоизма, пользующегося своими силами только для личного благосостояния. «Disciple», несмотря на крупные недостатки, подкупает горячим стремлением автора уврачевать зло бездушных научно-нравственных учений. Последняя книга Бурже «Nouv. pastels», заключает несколько рассказов в высшей степени изящных и тонких; особенно поэтичен рассказ «Un Saint», где Бурже обнаруживает глубокое знание искусства и разных европейских музеев. Умер Бурже в Париже 9 декабря 1935 года.
Сочинения: Из произведений Бурже на русском языке имеются: «Андрэ Корнели» («Северный Вестник», 1887, 1-3); «О Тургеневе» («Северный Вестник», 1887, 1), «Тэн» («Русская Мысль», 1887, № 7); «В сетях лжи» («Наблюдатель», 1888, 1-3) или «Ложь» («Северный Вестник», 1888, 1- 5); «Очерки современной психологии. Этюды о выдающихся писателях нашего времени» с характеристикой Жюля Леметра (перевод Э.Ватсона, Санкт-Петербург, 1888); «Ученик» («Северный Вестник», 1889, 4, 6 и 7); «Алина. Рождественский рассказ» («Русская Мысль», 1889, 12); «Сердце Женщины» («Северный Вестник», 1890); «Очерки парижских нравов» (Санкт-Петербург, 1891); о его романе «Le disciple» появилось несколько статей, между прочим, в «Вестнике Европы» (1889 г., № 10), «Пантеоне Литературы», «Неделе» и "Русских Ведомостях (1890 г., статья Н.К.Михайловского).
Литература: Венгерова З.А. Бурже, Поль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Шепелевич Л.Ю. Поль Бурже // Наши современники. — Санкт-Петербург: типография М.М.Стасюлевича, 1899. — Страницы 1 — 30; Avez-vous lu Paul Bourget ? Textes réunis par Marie-Ange Fougère et Daniel Sangsue. — Dijon : Éd. universitaires de Dijon, 2007. ISBN 978-2-915552-65-2.

1853
Фердинанд Карш (немецкое имя — Ferdinand Karsch; полное имя — Фердинанд Антон Франц Карш, Ferdinand Anton Franz Karsch)
немецкий энтомолог и автор статей по гомосексуальному поведению животных. Карш родился в Мюнстере, королевство Пруссия, в семье преподавателя высшей школы и энтомолога Антона Карша. После учёбы в Мюнстере Карш пошёл по стопам отца и начал изучать энтомологию и получил докторскую степень в Университете Фридриха Вильгельма. Затем Карш работал ассистентом в Зоологическом музее естествознания в Берлине. Затем в 1881 году он получил должность в Сельскохозяйственном институте Берлина. Карш опубликовал каталог пауков Вестфалии. Он был также издателем специализированных журналов «Berliner Entomologische Nachrichten» и «Entomologischen Zeitschrift». Наряду со своей профессиональной деятельностью энтомолога, Карш написал множество статей по гомосексуальному поведению у животных, которые он опубликовывал сначала в специализированном журнале Магнуса Хиршфельда «Jahrbuch für sexuelle Zwischenstufen». В своей статье «Педерастия и трибадизм у животных» в 1900 году Карш впервые привёл естественнонаучное доказательство, что в животном мире присутствует гомосексуальное поведение. За ней последовали другие статьи, среди которых биография «Beurteilung angeblicher oder wirklicher Uranier, Das gleichgeschlechtliche Leben der Kulturvölker — Ostasiaten: Chinesen, Japaner, Koreaner» 1906, «Das gleichgeschlechtliche Leben der Naturvölker» 1911, «Die Homoerotik bei Paul Heyse» 1914 и «Erotische Grossstadtbilder als Kulturphänomene» 1926. Совместно с Рене Стельтер Карш опубликовал в 1922 и 1923 годаах 12 изданий журнала «Uranos. Blätter für ungeschmälertes Menschentum. Für eigene Weltdeutung! Für fruchttragende Lebenshaltung! Für erfüllte Gesellschaft!». В 1915 году в возрасте 62 лет Карш закончил преподавательскую деятельность в Сельскохозяйственном институте Берлина. В последние годы жизни он жил как открытый гомосексуалист в Берлине. Карш умер в Берлине, Германия, от плеврита 20 декабря 1936 года.
Литература: Robert Aldrich, Garry Wotherspoon (Hrsg.): Who’s who in gay and lesbian history. From antiquity to World War II. 2. Ausgabe. Routledge, London 2002, ISBN 0-415-15983-0, S. 281—282; Bernd-Ulrich Hergemöller (Hrsg.): Mann für Mann. Biographisches Lexikon zur Geschichte von Freundesliebe und mannmännlicher Sexualität im deutschen Sprachraum. Band. 1: A — Ras. Neubearbeitet und ergänzt. LIT-Verlag, Münster u. a. 2010, ISBN 978-3-643-10693-3, S. 630—631
1853
Вильгельм Фридрих Оствальд (немецкое имя — Wilhelm Friedrich Ostwald)
русский и немецкий физико-химик и философ-идеалист, происходивший из остзейских немцев. Лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года изучение природы катализа и основополагающие исследования химического равновесия и скоростей химических реакций. Родился в Риге. Отец — Готфрид Вильгельм Оствальд, бондарь, выходец из России, мать — Елизавета Лойкель. В 1875 году Вильгельм Фридрих окончил Дерптский университет, преподавал в нём в 1875—1881 годах. В 1878 защитил докторскую диссертацию. Затем был профессором Рижского политехнического училища (1882—1887). В 1887 году переехал в Лейпциг, где и прожил до самой смерти. Был профессором Лейпцигского университета (1887—1906), в котором он организовал первую в мире кафедру физической химии. Одновременно в 1898–1905 – директор основанного им же Института электрохимии. Член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1895). В 1878 году Оствальд женился на племяннице своего знакомого - доктора Райера. Вильгельм и и Элен прожили всю жизнь счастливо, у них родились три сына и две дочери. Одна из них, Грета, в 1953 году написала книгу о своем знаменитом отце, и описала там многие его чудачества. В возрасте сорока лет Оствальд имел весьма эффектную внешность: совершенно седые волосы, высокий лоб, огненно-рыжие борода и усы, живые выразительные глаза… Оствальд испытывал отвращение к примерке, одежды и обуви, стрижке волос, не терпел зубных врачей и никогда не лечил зубов, а с секретарем общался с помощью велосипедного звонка, который собственноручно установил на двери своего кабинета. Свои статьи, записки и письменные поручения он складывал в корзину, выставлял за дверь и звонил. Секретарь забирал корзину в свою комнату и выполнял работу, а потом возвращал корзину на место. С 1906 года, оставив государственную службу, Оствальд поселился с семьей на даче в Гроссботене близ Лейпцига. Там он организовал свою лабораторию "Энергия", где и продолжил физико-химические исследования. Вильгельм Оствальд изучил законы химического равновесия, в том числе в растворах, занимался электрическими свойствами растворов и открыл "закон разбавления", названный его именем. Оствальд основал первую в мире кафедру физической химии в Лейпцигском университете, много занимался историей химии, переводом и изданием редких книг выдающихся химиков мира. Умер Оствальд в Гросботеме (Германия) 3 апреля 1932 года.
[444x699]
Научная деятельность
Основные научные работы Оствальда посвящены развитию теории электролитической диссоциации. Обнаружил связь электропроводности растворов кислот со степенью их электролитической диссоциации (1884). Дал способ определения основности кислот по электропроводности их растворов (1887—1888). Установил закон разбавления Оствальда (1888). Впервые описал явление Оствальдовского созревания. Предложил рассматривать реакции аналитической химии как взаимодействия между ионами (1894). Оствальд изучал также вопросы химической кинетики и катализа; разработал основы каталитического окисления аммиака. В 1909 году Оствальд стал лауреатом Нобелевской премии по химии «за изучение природы катализа и основополагающие исследования скоростей химических реакций». Оствальд был одним из крупнейших организаторов науки своего времени. Он стал преемником Густава Генриха Видеманна (1826—1899) по возглавляемой последним с 1871 по 1887 кафедре физической химии при Лейпцигском университете. Оствальд основал при том же университете первый в мире Физико-химический институт; стоял у истоков Германского электрохимического общества. В 1887 году Оствальд вместе с Я.Вант-Гоффом основал «Журнал физической химии». С 1889 года он начал издание серии «Классики точных наук» (Ostwald’s Klassiker der exakten Wissenschaften) из нескольких сотен небольших книг, содержащих классические работы по математике, физике и химии. Созданная при участии Оствальда организация «Мост» (1911) ставила своей целью разворачивание международного сотрудничества в сфере библиографии и документации с целью облегчить ученым всех стран знакомство с литературой по их специальности. Ряд лет руководил «Союзом монистовrude». В 1901—1921 издавал журнал «Анналы Натурфилософии». В 1900 с участием Оствальда был разработан процесс получения азотной кислоты окислением аммиака на платиновом катализаторе. Используя этот процесс и предложенный Габером и Бошем дешёвый способ производства аммиака, Германия смогла обеспечить себя взрывчатыми веществами во время Первой мировой войны. Эти же процессы используются сегодня для производства удобрений. Оствальд принимал активное участие в разработке искусственного языка Идо, начиная с 1904 года участвовал в конгрессах разработчиков этого языка, и даже председательствовал на некоторых из них. Широко известна деятельность Оствальда как организатора науки. В его лаборатории физической химии в Лейпцигском университете студенты и ученые-химики из разных стран изучали новую науку — физическую химию, многие из них получили впоследствии мировое признание. Среди них — Аррениус, Нернст, Рамзай, Габер. В связи с его практическим опытом живописи, Вильгельм Оствальд также занимался научно обоснованной системой цветов. С 1914 года он был привлечен Deutschen Werkbundes для проведения теоретико-цветных исследований с нормативной, физической, химической, психологической и физиологической точек зрения. Разработка экспериментальных методов измерения теории цвета была для Вильгельма Оствальда возможностью применения энергетического императива и его научных убеждений. Он не только хотел создать наукоемкую систематику цвета, но его исследования должны принести пользу промышленности и ремеслу. Вильгельм Оствальд расположил оттеноподобные треугольники к двойному конусу Оствальдшена с верхним белым кончиком и нижним чёрным кончиком.
Овальдшерский двойной конус.
Положение любого цвета определялось количеством полного цвета и двумя буквами для черно-белых частей. Для этого Вильгельм Оствальд использовал термин «цветовой стандарт». Он сделал несколько так называемых цветовых каталогов. Самый большой из них состоял из 2520 измеренных цветов. Это соответствует цветному колесу с 24 частями, серой оси с 15 шагами и 105 цветами в каждом цветовом треугольнике. Но, по мнению Оствальда, для многих практических применений достаточно цветного органа с 680 цветами. Стандарт цвета стал отправной точкой для цветового стандартного атласа, цветных направляющих, цветовых шкал, окрасок и специальных цветовых сводок. В 1917 году появилась цветная фибула, которая достигла в общей сложности 14 изданий до 1930 года, а осенью того же года — первый цветной атлас с 2500 цветами. Создал количественную теорию цвета, шкалу порядка определения цветов, систему цветовой гармонии и атлас цветов. Автор системы RAL — немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (немецкое название — Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции.
Философские работы. Энергетизм
Оствальд — автор концепции «энергетизма» в онтологии, ставшего альтернативой материализму и идеализму. Оствальд считал единственной реальностью энергию, рассматривал материю и дух как формы проявления энергии. Понимая закон сохранения и превращения энергий как единственный всеобщий закон природы, с 1890 исследовал энергию как субстанцию мира, к изменениям и превращениям которой могут быть сведены все явления. В соответствии с этой идеей осуществил философскую интерпретацию положений и законов классической термодинамики, которая стала одним из оснований созданной им «энергетической философии» (энергетизма). Считал, что эта философия позволяет заменить понятие материя (вещество) понятием энергия (или «комплекс известных энергий»). Предложил понимание биологических и психических процессов (в том числе сознательных) как процессов энергетических. Исследовал «энергетическую базу культуры» и распространил энергетический подход на сферу социальных явлений. Утверждал, что все явления человека и мира можно представить как процессы «совершающиеся между энергиями». Сформулировал «энергетический императив», предписывающий не растрачивать энергию, а использовать её.
Сочинения: Lehrbuch der allgemeinen Chemie, 2 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1910—1911; Elektrochemie. Ihre Geschichte und Lehre, Lpz., 1896: в русском переводе — Научные основы аналитической химии в элементарном изложении, Москва, (1925); Физико- измерения, части 1—2, Ленинград, 1935. Перечень философских работ Оствальда Философская энциклопедия, том 4, Москва, 1967, страница 174.
Работы на русском языке: Философія природы. / Философия природы. — Санкт-Петербург, 1903; Очерк натур-философии. — Санкт-Петербург: Образование, 1909; Великие люди: Со статьей профессора Э.Бауэра — Перевел со 2-го немецкого издания Г.Кваша. Вятка. 1910; Натуръ-философія / Натур-философия — Переводъ съ нѢмецкаго А.В.Травкина, подъ редакціей В.В.Битнера — 1910; Основы физической химии / Перевод с немецкого П.П. фон-Веймарна — Санкт-Петербург: Естествоиспытатель, 1910; Насущная потребность. — Москва, 1912; Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов, цветовых техников, печатников, керамиков, красильщиков, ткачей, художников, кустарей, живописцев плакатов, рисовальщиков узоров, модистов. — Москва-Ленинград: АО «ПРОМИЗДАТ», — 1926 г. — 201 страница / перевод З.О.Мильмана, под редакцией и с предисловием С.В.Кравкова, перевод издания (Farbkunde. Leipzig, 1923 г.). (приводимые в конце книги цветные таблицы выполнены профессором Н.В.Туркиным по его оригинальному способу цветового печатания. Выполненный Н.В.Туркиным круг цветовых тонов был в свое время вполне одобрен В.Оствальдом. Необходимо все же оговориться, что приводимые в книге на цветных таблицах цвета, будучи очень близки к оствальдским нормам, не все вполне тождественны с ними.); Натур-философия. Лекции, читанные в Лейпцигском университете. — Москва: URSS, 2006. — 340 страниц. — ISBN 5-484-00532-9.
Память: В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Вильгельма Фридриха Оствальда кратеру на обратной стороне Луны.
Литература: Родный Н.И., Соловьев Ю.И., Вильгельм Оствальд, 1853—1932, Москва, 1969; Ostwald G., Wilhelm Ostwald — mein Vater, Stuttg. — B., 1953.

1854
Поль-Мари Эжен Виэль (французское имя — Paul Marie Eugène Vieille)
французский инженер, химик и изобретатель. Наиболее известен как изобретатель (вместе с Бертло) бездымного пороха. Родился в Париже. Окончил Политехническую школу (французское название — Ecole Polytechnique) в 1875 году. С 1882 по 1913 годы профессор физики в Школе. С 1881 года вместе с Марселеном Бертло занимался изучением взрывных волн. Изобретатель бездымного пороха (в 1884 году) на основе нитроцеллюлозы. Новый бездымный порох оказался в три раза мощнее обычного пороха и сгорал практически полностью. Считается первым в мире, построившим ударную трубу (1899). Лауреат Монтионовской премии (1887). Получил Гран-при (Prix Leconte) Французской академии наук (₣50,000) в 1889 году в знак признания его заслуг при создании бездымного пороха. В 1904 году избран членом Французской академии наук. Французская ассоциация пиротехники учредила приз имени Виэля. Умер в Париже 14 января 1934 года.
В этом доме был изобретён бездымный порох.
[625x700]
1854
Ханс Хенрик Йегер (или Йегер; норвежское имя — Hans Henrik Jæger)
норвежский писатель-анархист. Егер родился в городке Драммен, однако большую часть своего детства провёл в Бергене. В четырнадцатилетнем возрасте выходил в море. Окончил университет в 1875 году. Некоторое время работал парламентским корреспондентом. Изучал философию, проявляя особый интерес к Канту, Гегелю и Фихте. Был знакомым и другом Эдварда Мунка, который изобразил его на нескольких картинах.
Творчество
В 1878 году его другом Гунаром Хейбергом был опубликован философский труд Егера, в котором он критиковал Канта за его практический идеализм. Ещё в студенческие годы Егер стал сторонником идей детерминизма, а также объявил о том, что не признаёт мораль и религии. Он также выступал противником брака, как источника социальной несправедливости, поддерживал идеи свободной любви и социализма. Егер Принадлежал к кружку норвежской богемы, так и называвшему себя «Богема Христиании» (норв. Kristianiabohêmen). Выступил сперва как автор пьес «Ольга» (1883) и «Умственное искушение» (норвежское название — En intellektuel Forførelse; 1884), а затем романа «Из жизни богемы Христиании» (норвежское название — Fra Kristiania-bohemen; 1886), который был запрещён и конфискован, а сам Егер был приговорён к 60 дням тюремного заключения. Его защитительная речь на суде была опубликована (норвежское название — Min forsvarstale i høyesterett). К тому же роману примыкает и трёхтомное произведение Егера «Эротические признания богемы» (норв. Bohemens erotiske bekjennelser; 1893—1903). В поздние годы Егер в большей степени посвятил себя публицистике: ему принадлежат «Библия анархизма» (норвежское название — Anarkiets bibel; 1906) и «Азбука социализма» (норвежское название — Socialismens ABC; 1906—1910, не окончена). Умер в Осло 8 февраля 1910 года.
Сочинения: Faengsel og fortvilelse, (Christiania, 1902).
Литература: Шиллер Ф.П. История западноевропейской литературы, том 2, Москва, 1937; Storstein О., Hans Jaeger, Oslo, 1935.
1855
Майкл Хоук Смит (Michael Hoke Smith)
американский политик, член Демократической партии США, сенатор, 19-й министр внутренних дел США, а также дважды губернатор Джорджии. Майкл Хоук Смит родился в Ньютоне, штат Северная Каролина, США. В 1872 вместе с родителями переехал в Джорджию. В 1874 году окончил Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. В том же году начал адвокатскую практику и открыл собственную контору в центре Атланты. В 1882 году принял на работу своего брата Бёртона, с которым они проработали около 10 лет. Их клиентами по большей части были железнодорожники, в частности получившие травмы на работе. Именно в этих делах братьям Смит больше всего сопутствовала удача. В 1880-х годах Хоук Смит работал главой округа Фултон. В 1887 году купил Atlanta Journal. Во время президентских выборов 1892 года активно поддерживал Гровера Кливленда, читал речи в его поддержку, чем обратил на себя его внимание. 6 марта 1893 года Гровер Кливленд назначил Смита министром внутренних дел США. Покровительствовал железнодорожным компаниям, ведущим постройку дорог через индейские территории. В 1896 году проехал по США с речами в поддержку Гровера Кливленда, но на Национальной демократической конвенции был выдвинут Уильям Брайан. Смит оказался в замешательстве. 1 сентября 1896 года оставил он свой пост для того, чтобы попытаться переломить ситуацию в партии в пользу Кливленда. Его усилия оказались тщетны — Брайан всё же был выдвинут. Вскоре Смит вернулся в Атланту, где снова занялся адвокатской практикой, получая 25 000 долларов ежегодно. В апреле 1901 года продал Atlanta Journal. Пытался инвестировать во многие отрасли, но преуспел лишь в недвижимости. При поддержке популиста Томаса Уотсона в 1907 году Смит был избран губернатором Джорджии. Условиями Уотсона было принятие новоизбранным Смитом нескольких законов Джима Кроу, а именно проверку грамотности и права собственности у афроамериканцев перед голосованием. К концу срока Смит потерял поддержку Уотсона. В 1911 года был избран снова, но в ноябре того же года Генеральная ассамблея Джорджии назначила его в Сенат США. В 1921 его кресло занял всё тот же Томас Уотсон. После ухода из Сената Смит вернулся в Атланту, чтобы продолжить адвокатскую практику. Позже переехал в Вашингтон и там продолжил практиковать. Майкл Хук Смит умер в Вашингтоне, США, 27 ноября 1931 года, уйдя из жизни последним членом кабинета Гровера Кливленда. Похоронен на Оклендском кладбище в Атланте.

1855
Леопольд Отто Штрютцель (немецкое имя — Leopold Otto Strützel)
немецкий художник-пейзажист, анималист, график и иллюстратор. Родился в Дессау. Штрютцель был вторым ребёнком в семье владельца пошивочной мастерской Леопольда Д.Стрютцеля, профессия отца способствовала становлению художника как анималиста. Самые первые известные картины маслом были написаны им в 1869 году. После смерти отца в 1870 году, он зарабатывал на жизнь своими работами. При поддержки неизвестного мецената с 1871 году учился в художественной школе в Лейпциге. Учебные туры он проводил в Тироле (1875), в Мёнхенгладбахе (1878) и в Гарце (1879).
«Воды Изара»
После службы в армии в 1879 году отправился в Дюссельдорфскую академию художеств к Карлу Ирмеру и Дюкеру Ойгену. Предположительно с лета 1880 года он путешествовал по Гессену, где он вошёл Виллингсхаузенскую художественную колонию. В 1883 году он выставил свои картины в Стеклянном дворце в Мюнхене, где на его работы обратил внимание Генрих фон Цюгель. В этом же году он был приглашён на стажировку в Мурхардт. Штрютцель впервые посетил Дахау. В Дюссельдорфе сблизился с молодым художником-импрессионистом Хуго Мюлигом, что последствии привело к почти одинаковому по стилю работ и сюжету.
«Отдых крестьянина на пашне»
В 1885 году женился на шведке Марии Альстрём, от этого брака родилась дочь Аста. Свой медовой месяц они провели в Швеции. С 1885 году вплоть до своей кончины жил в Мюнхене, проводя лето в Дахау. В 1892 году совершил поездку на Готланд, в 1906 и 1907 годах посетил Нанси, в 1906-м — Боденское озеро. В 1903 году стал баварским поданным, а в 1904 году получил звание королевского профессора. Умер в Мюнхене 25 декабря 1930 года.

«Крестьянка с коровой»
Работы
Художник в основном занимался пейзажем, в которых передний план занимают домашние животные и сельские жители. Основные направления живописи — лошадь или бык на переднем плане, крестьяне на пашне, пастух со стадом, окрестности Дахау, берега реки Изар в Мюнхене и т. д. Некоторые из своих работ он по несколько раз переделывал. Рисовал шаблоны для поздравительных открыток. Вскоре после его смерти, в 1931 году, 61 полотно художника сгорело в пожаре мюнхенского Стеклянного дворца. В каталоге работ числится 773 произведения художника.
Литература: Horst Ludwig. Otto Strützel: ein Münchner Impressionist. — München, 1990.

1856
Луиджи Кьяффарелли (итальянское имя — Luigi Chiaffarelli)
итальянский пианист и музыкальный педагог, работавший с 1880 г. в Бразилии. Родился в городе Изерния, регион Молизе, США, Учился в Болонской консерватории у Густаво Тофано, затем в Штутгарте у Зигмунда Леберта. На протяжении почти сорока лет возглавлял фортепианное отделение в консерватории Сан-Паулу. Учитель трёх выдающихся бразильских пианистов: Гьомар Новаиш, Антониэтты Рудже и Жуана де Соузы Лимы, — а также ряда других крупных музыкантов (например, композитора Франсиско Миньоне, впоследствии женившегося на его дочери). Кьяффарелли приписывается фраза: «Я рассматриваю Бразилию как музыкальную провинцию Италии» (1906). Отредактировал и опубликовал в Бразилии сборник пианистических упражнений Петера Бенуа. Умер в Сан-Паулу 16 июня 1923 года. Литература: Junqueira, Maria Francisca Paez. Escola de Música de Luigi Chiaffarelli. / Orientação do Prof. Dr. Regis Duprat. — São Paulo, 1982. — 268 p.
1856
Такаси Хара (или Хара Кей; Нага Takashi или Нага Kei)
политический и государственный деятель, адвокат, премьер-министр Японии в 1918–1921 гг. Родился в самурайской семье, в провинции Мориока (сейчас - префектура Иватэ). В 1871 г. уехал учиться в Токио. Начинал как репортер, затем стал редактором газеты. По рекомендации министра иностранных дел Иноуэ Каору был принят на работу в МИД. Затем несколько лет дипломатической деятельности в Китае и Франции. В начале 1890-х Хара - личный секретарь, а затем заместитель министра иностранных дел Муцу Мунэмицу, посол в Корее. Потом ушел с государственной службы и вернулся в журналистику. В 1900 г. вступает в политическую партию Сэйюкай (Общество друзей конституционного правления) и становится ее генеральным секретарем, а в 1912 г. - председателем партии. С 1902 г. неоднократно избирается в палату представителей парламента от префектуры Иватэ. В 1900—1901 министр путей сообщения. Был министром внутренних дел в 1906–1908 гг., в 1911—1912 и 1913—1914 гг. В 1918 г., после "рисовых бунтов", по рекомендации маркиза Сайондзи Хара назначается премьер-министром. Таким образом в Японии фактически впервые к власти пришло "партийное" правительство, которое возглавлял лидер ведущей парламентской партии. Лидер партии Сэйюкай убежденный сторонник системы управления, осуществляемого политическими партиями, а не торгово-промышленными кланами, он стал первым выходцем из среднего класса, занявшим пост премьер-министра (1918-1922). В обстановке подъема демократического движения правительство Хара провело в 1919 некоторое расширение избирательных прав. Пытался установить связи с деловыми кругами, но был заподозрен в коррупции. Он не сумел предотвратить ни краха гражд. порядка в собственной стране, ни военного вмешательства в "Гражданскую войну в России. Вместе с тем оно активно продолжало интервенцию на советском Дальнем Востоке и агрессивные действия против Китая. Xара планировал положить конец военному управлению Тайванем и Кореей, но 4 ноября 1921 года был убит в Токио правыми экстремистами, недовольными ходом Вашингтонской конференции.
[530x698]
1857
Иван Алексеевич Каблуков
российский и советский физикохимик. Почётный член Академии Наук СССР (1932), одновременно и независимо от В.А.Кистяковского предложивший представление о сольватации ионов и положивший начало объединению физической и химической теории растворов. Создатель школы физикохимиков в России. Родился в селе Пруссы Троицкой волости Московского уезда Московской губернии (ныне Мытищинский район Московской области), в семье зубного врача (вольноотпущенного крепостного). В 1876 году окончил 2-ю Московскую классическую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1880 году окончил его, получив степень кандидата естественных наук. По представлению профессора В.В.Марковникова И.А.Каблуков остался работать на кафедре химии для подготовки к профессорскому званию. В течение следующих 1881—1882 годов — сотрудник химической лаборатории профессора химии А.М.Бутлерова при Петербургском университете, а затем продолжил свою работу в Московском университете у В.В.Марковникова. В 1884 году И.А.Каблуков зачислен на должность сверхштатного ассистента химической лаборатории, а вскоре стал приват-доцентом Московского университета. Одновременно в 1882—1884 годах преподавал на Московских высших женских курсах. В 1887 году защитил магистерскую диссертацию «Глицерины, или трёхатомные спирты, и их производные», в которой с точки зрения термохимических данных попытался обосновать теорию взаимного влияния атомов Марковникова. В 1889 году под руководством профессора С.Аррениуса работал в Лейпцигском университете в лаборатории профессора В.Оствальда. В 1897—1906 годах преподавал в Московском инженерном училище, где вёл практические занятия по неорганической и аналитической химии, а также по технологии строительных материалов и металлургии железа. Преподавал в Реальном училище К. П. Воскресенского. В 1899 году по рекомендации академика Н.Н.Бекетова назначен адъюнкт-профессором кафедры неорганической и аналитической химии Московского сельскохозяйственного института, где проработал вплоть до 1942 года. Поначалу лекции проводились в самой вместительной аудитории — в актовом зале главного здания, а затем кафедре была выделена отдельная пристройка с новой лекционной аудиторией и залом для занятий аналитической химией на 96 студентов. Но и эта пристройка не могла вместить всех желающих. 31 мая 1912 года И.А.Каблуков заложил первый камень в фундамент химического корпуса (ныне корпус № 6), в который были переведены все химические лаборатории и кафедры. В правом крыле на втором этаже здания находилась и квартира, в которой жил И.А.Каблуков (ныне это помещение занимает кафедра сельского хозяйства зарубежных стран). Уже 22 октября 1914 года И.А.Каблуков прочитал первую лекцию в новом здании. С 1903 году — экстраординарный профессор Московского университета, в котором работал до конца своей жизни: в 1918 — середине 1920-х годов заведовал лабораторией неорганической и физической химии, затем в 1915—1933 годах — заведующий термохимической лабораторией кафедры химии физико-математического факультета, с 1922 года также директор Научно-исследовательского института химии при МГУ. И.А.Каблуков не только занимался теоретическими исследованиями, но и изучал природные богатства России (позднее — СССР).
Слева направо: И.А.Каблуков (1857-1942), советский физико-химик, почетный член Академии наук СССР (1932); С.С.Наметкин (1876-1950), советский химик-органик; Н.Д.Зелинский (1861-1953), советский химик-органик, академик Академии наук СССР (1929).
Участвовал в организации российского производства минеральных удобрений. В 1905 году он был назначен представителем Главного управления землеустройства и земледелия в Междуведомственную комиссию по вопросу получения окислов азота при Главном артиллерийском управлении. В 1908 году он вошёл в состав комиссии МСХИ по исследованию фосфоритов в России, чья работа положила начало производству удобрений из российского сырья. В 1909 году по предложению Департамента земледелия в МСХИ была создана комиссия по добыванию азотных туков из воздуха, получению известковой селитры и цианистого кальция. В состав комиссии вошли И.А.Каблуков, Н.Я.Демьянов и Д.Н.Прянишников. Через два года, в 1911 году, И.А.Каблуков стал председателем комиссии по вопросу о добывании окислов азота из воздуха. В 1911 году И.А.Каблуков и его отец А.С.Каблуков посетили соляные промыслы Крыма и исследовали собранные ими образцы рапы соляных озёр Крыма на предмет получения калийных солей и брома из маточных растворов, остающихся после извлечения поваренной соли. Опубликовал результаты исследования в виде монографии, которая позволила организовать в Крыму бромный завод и получать калийные соли из морской воды. С 1933 до начала 1940-х годов также был заведующим кафедрой неорганической и аналитической химии Всесоюзной промышленной академии имени И.В.Сталина. После Октябрьской революции осенью 1918 года был арестован его брат, Николай Алексеевич. Но вскоре был выпущен на свободу, благодаря поддержке от Ивана Алексеевича. После начала Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года часть сотрудников кафедры была эвакуирована в Чакино (Тамбовская область) и Самарканд. Умер в эвакуации в Ташкенте 5 мая 1942 года. Основная область научных интересов академика И.А.Каблукова относится к электрохимии неводных растворов. В 1889—1891 годах он изучал электрическую проводимость электролитов в органических растворителях и установил аномальную проводимость неводных растворов электролитов и увеличение электрической проводимости при добавлении воды к спиртовым растворам. Исходя из этих наблюдений, А.И.Каблуков предположил химическое взаимодействие между растворителем и растворяемым веществом. В 1889—1891 годах одновременно и независимо от физикохимика В.А.Кистяковского ввёл в научный оборот представление о сольватации ионов. Эти работы по электрохимии неводных растворов стали предметом его докторской диссертации «Современные теории растворов (Вант-Гоффа и Аррениуса) в связи с учениями о химическом равновесии» (1891) и положили начало сближению физической и химической теорий растворов.
В подмосковном санатории Академии Наук СССР "Узкое" (1934). Слева направо: сидят Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков, Н.М.Кижнер, А.Н.Северцов; стоят Н.Н.Лузин, М.Н.Розанов и В.И.Вернадский
В 1890-х годах провёл ряд исследований по термохимии и совместно с физико-химиком В.Ф.Лугининым установил, что теплота присоединения брома к этиленовым углеводородам увеличивается по мере перехода от низших гомологов к высшим. В 1905 году впервые применил метод термического анализа для исследования взаимного обмена солей в расплавах. С начала 1900-х годов и вплоть до 1934 года занимался различными прикладными задачами, например вопросами пчеловодства и химии минеральных удобрений. В частности, в 1900-х годах разработал метод получения брома из рапы Сакского озера в Крыму. Академик И.А.Каблуков известен также как педагог и популяризатор науки, создатель школы физикохимиков в России. Также он — автор ряда работ по истории химии. В 1886—1888 годах читал в МГУ приват-доцентские курсы по органической химии: «Органическая химия (азотистые ароматические соединения)», «История и критика теории строения химических соединений» и др. В 1886—1906 годах (по некоторым сведениям — с 1884 года) читал курсы «О явлениях диссоциации», «Теоретическая химия (начала термохимии)», «О химическом сродстве и методах его измерения», «Учение о растворах», «Учение об элементах и стехиометрии тел», «Электрохимия», а также общий курс физической химии. В 1888—1889 годах читал курс зоохимии на медицинском факультете Московского университета. Впервые в университете начал читать систематический курс физической (теоретической) химии. В 1895—1899 годах (до 1898 года — совместно с химиком-органиком М.И.Коноваловым) читал лекции и вёл практические занятия по общей химии для математиков. В 1898 году опубликовал «Конспект некоторых лекций из курса общей химии», а в 1900 году — учебник «Основные начала неорганической химии», который впоследствии выдержал 13 изданий. С 1906 года периодически читал избранные главы из общей (неорганической и физической) химии, в том числе электрохимию, учение о химическом равновесии и правило фаз. Опубликовал один из первых учебников по этому предмету «Основные начала физической химии». В течение многих лет на физико-математическом факультете Московского университета вёл практические занятия по качественному и количественному анализу, а также по термохимии. В конце 1920-х годов также читал курсы общей и неорганической химии. Всего научное наследие И.А.Каблукова включает более 300 трудов.
Некоторые публикации: Основные начала неорганической химии. — Москва, Инженерное училище Ведомства путей сообщения, 1900. — 310 страницы; Основные начала физической химии. Выпуск 1. Основные начала физической химии. — Москва, Типография Борисенко и Бреслин, 1900. — 243 страницы; Выпуск 2. Электрохимия. — Москва, Типография Борисенко, 1902. — 327 страниц; Выпуск 3. Термохимия. Учение о химическом сродстве. — Москва, Типография Холчева, 1910. — 320 страниц; Очерки из истории электрохимии за XIX век. — Москва, Типография Кушнерева, 1901. — 66 страниц; Физическая и коллоидная химия. — Москва, Сельхозгиз, 1935. — 558 страниц; Правило фаз в применении к насыщенным растворам солей. — Ленинград, ГХТИ, 1933. — 160 страниц. Советские государственные награды и звания: Герой Труда (1924); Заслуженный деятель науки РСФСР (1929); Орден Трудового Красного Знамени (1937); Орден Ленина (1940). Член-корреспондент Академии Наук СССР (1928), почётный член Академии Наук СССР (1932), почётный член общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1921), член Русского физико-химического общества, общества акклиматизации животных и растений (с 1898), Всесоюзного химического общества имени Д.И.Менделеева (в 1934 году избран вице-президентом Московского отделения ВХО) и многих других научных обществ. Заслуженный профессор Московского университета (с 1910). Академик И.А.Каблуков славился своей непрактичностью и рассеянностью. Например, вместо слов «химия и физика» профессор нередко говорил студентам «химика и физия». А вместо фразы «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз» у него могло получиться: «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло». Выражение «Мендельшуткин» означало: «Менделеев и Меньшуткин», а обычными словечками Ивана Алексеевича были: «совсем не то» и «я, то есть не я». Этим воспользовался поэт С.Я.Маршак, написав в 1930 году стихотворение «Вот какой рассеянный». Профессор познакомился с шутливым произведением Маршака, и однажды он припомнил брату Маршака, писателю Ильину, погрозив пальцем: «Ваш брат, конечно, метил в меня!».
[366x700]
В Москве на здании учебного корпуса № 6 Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева (Тимирязевский проезд, дом № 2), где И.А.Каблуков работал с 1889 по 1942 год, установлена мемориальная доска.
Литература: Соловьев Ю.И., Каблукова М.И., Колесников Е.В. Иван Алексеевич Каблуков: Сто лет со дня рождения. 1857—1957. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 211 страниц; Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. — Москва: Классика-XXI, 2005. — 268 страниц.
1857
Карл Штауффер-Берн (немецкое имя — Karl Stauffer-Bern)
швейцарский художник, график и скульптор. Родился в Трубшахене, кантон Берн, Швейцария. Его отец был пастором в Берне. Учился в Академии художеств в Мюнхене у Федора Дитца и Людвига фон Лёффца. Позже он работал в Берлине в качестве художника-портретиста, также обучался у придворного художника Вернера. Затем он изучал гравюру у Питера Халма. Он также был учителем в Берлинской школе для женщин, где его ученицами были Кете Кольвиц, Хедвиг Вайс и Клара Северт. Наряду с Ленбахом и Каульбахом, был одним из известнейших в Германии портретистов. Запланировал и частично осуществил работу над созданием портретной галереи знаменитых современников (портреты К.Мейера, Готфрида Келлера, ряд гравюр). В 1887 г. получает государственный заказ на создание для берлинской Национальной галереи портрета писателя Густава Фрейтага. В 1888 году он отправился в Рим, чтобы изучать скульптуру. В 1889 г. Штауффер-Берн бежит с женой швейцарского банкира и политика Эшера Лидией Вельти-Эшер в Италию, где в Пестуме рассчитывает основать «новый храм Искусства». Под нажимом Эшера итальянские власти арестовывают художника, Лидия попадает в психиатрическую лечебницу. После освобождения Штауффер-Берн работает во Флоренции скульптором. Закончил жизнь во Флоренции самоубийством, приняв смертельную дозу медикаментов 24 января 1891 года.
Галерея
«Портрет Лидии Вельти»

«Обнажённая девушка», 1886

«Портрет писателя Готфрида Келлера», 1886

«Портрет писателя Густава Фрейтага», 1886–1887
1857
Поль Эрвьё (французское имя — Paul Hervieu)
французский романист и драматург, популярный во времена т. н. «бель эпок». Родился в коммуне Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен, Франция. Занимался адвокатурой (с конца 1870-х годов), затем пробовал приняться за дипломатическую карьеру; рано выступил на литературном поприще, сначала в качестве автора небольших рассказов и романиста, потом — как драматург. В 1883 году знакомится с Октавом Мирбо, сотрудничает в его сатирическом еженедельнике «Гримасы» и долгие годы пребывает конфидентом «величайшего из современных французских писателей, наилучшим образом выражающего дух Франции этого столетия» (Лев Толстой). Умер в Париже 25 октября 1915 года.
Творчество
Пьесами «Тиски» (1895) и «Права мужа» (1897) и отчасти романом «Как они сами себя изображают» (1893) достиг широкой популярности; в 1900 г. избран в члены Французской Академии.
Первые его вещи:
«Diogene le chien» (сатирическое произведение)
«Betise parisienne» (ряд этюдов, изображающих «торжество глупости» в современной парижской жизни)
«Les yeux verts et les yeux bleus» (рассказы с примесью фантастического элемента)
Более важное значение имеют три романа, обрисовывающие жизнь парижского общества, с её смешными или отталкивающими явлениями:
«Flirt» — обличается пустота, бездушность и легкомыслие светского общества, в частности женщин)
«Как они сами себя изображают» (французское название — «Peints par eux-mêmes», 1893) — замечательный по форме и общему колориту роман, в котором воззрения автора не выступают открыто, и герои как бы сами себя рекомендуют в своих откровенных письмах, перенося нас в атмосферу суетности, фальши, беспринципности, алчности и т. п.
«L’armature» — изображена сила денег, как главной пружины современного общества)
Поль Эрвьё, 1900
Драматургия
«Что написано пером» (французское название — «Les paroles restent», 1892, Театр «Водевиль»: Марта Брандес — Режин де Вель), направлена против склонности к злословию, пересудам, иногда губящим ни в чём не повинных людей.
«Тиски» (французское название — «Les Tenailles», 1895, Комеди Франсэз: Лё Баржи — Мишель Давернье, Рафаэль Дюфло — Робер Ферган, Марта Брандес — Ирен Ферган) и «Права мужа» (французское название — «La Loi de l'homme», 1897, Комеди Франсэз: Лё Баржи — Граф дё Рагэ, Барте — Лаура дё Рагэ) отстаивают права женщины, отмечают суровость и неудовлетворительность регулирующих их законов; в этих пьесах Эрвьё является тенденциозным драматургом, ведущим борьбу с предрассудками и устарелыми взглядами.
«Бег с факелом», (французское название — «La course au flambeau», 1901, Театр «Водевиль»: Режан — Сабина Ревель) — затронуты взаимные отношения отцов и детей, самопожертвование родителей, далеко не всегда оцениваемое детьми, желающими, прежде всего, идти своей дорогой и думающими только о своих интересах.
«Головоломка» (французское название — «L’enigme», 1901, Комеди Франсез: Эжен Сильвен — Раймон Гуржиран, Поль Муне — Жерар де Гуржиран, Лё Баржи — Маркиз де Нест), многие сцены которой производят сильное, захватывающее впечатление, относится к психологическому жанру: автор весьма искусно развивает и приводит к развязке запутанную интригу, затрагивая область адюльтера, ревности, мучительных подозрений.
«Теруань де Мерикур» (французское название — «Theroigne de Mericourt», 1902, Театр Сары Бернар, в заглавной роли — Сара Бернар) — попытка перейти в чуждую ему сферу исторической драмы; в пьесе есть эффектные сцены, личность героини прекрасно обрисована.
«Несчастная Теруань, дошедшая под влиянием событий до умоисступления и вообразившая себя главной инициаторшей октябрьских дней и даже переворота 10-го августа, нашла своего биографа, который выставил на свет рампы её трагикомическую фигуру. Известный драматург… изобразил её искренней энтузиасткой, воплощающей в себе идеи патриотизма и республики, умственная неуравновешенность которой далеко не выделялась особенно рельефно в том общенародном душевном смятении, которое одинаково проявилось как в тюильрийских неистовствах вечером 9-го августа, так и в безобразной и дикой расправе парижских вязальщиц с этой несчастной сторонницей жирондистов».
За роли в пьесах Эрвьё бились самые выдающиеся мастера сцены французской «прекрасной эпохи»: Режан, Сара Бернар, Барте, Лё Баржи, Люсьен Гитри, Поль Муне…
Многие его произведения, в том числе почти все пьесы, были в начале XX века переведены на русский. Умер в Париже 25 октября 1915 года. Награды: Большой крест ордена Альфонса XII.
Интересные факты
Жорж Дантес в конце жизни встречался писателю в клубе «Серкль эмпериаль» на Елисейских полях. Широко известно суждение Эрвьё:
«В течение нескольких лет, каждый вечер около шести часов, я видел как по салонам Клуба, куда я приходил читать газеты, проходил похожий на бобыля высокий старец, обладавший великолепной выправкой. Единственное, что я знал про него, так это то, что за шесть десятков лет до того — да, в таком вот дальнем прошлом! — он убил на дуэли Пушкина. Я лицезрел его крепкую наружность, его стариковский шаг… и говорил себе: „Вот тот, кто принёс смерть Пушкину, а Пушкин даровал ему бессмертие, точно также как Эфесский храм — человеку, который его сжёг“».
Мата Хари в начале артистической карьеры в интервью с Эрвьё запустила легенду о своём индийском происхождении.
Знаменитый хиромант Маффео Пуансо (французское название — Maffeo Charles Poinsot, 1872—?…) приводил Эрвьё в качестве характерного обладателя «квадратной руки», — являющейся, по его наблюдениям, «рукой разума, обязанностей и власти»: «Соединение с ногтём заканчивается квадратом с отчётливым очертанием. Это означает устойчивость в характере, любовь к размышлениям, возможно, буржуазные идеи, но в любом случае идеи сформированные, ясные, устоявшиеся». По мнению систематизатора, люди с такой рукой — «хорошие философы, методичные, холодные, вдумчивые, практичные, трезвомыслящие, исполняющие всё по порядку, энергично, любящие справедливость, не склонные к инициативе (наследие заострённых пальцев), но точные, рассудительные, дисциплинированные, логичные, разумные, дедуктивные». Подобными Эрвьё руками обладали: (в литературе:) Буало, Вольтер, Дюма-сын; (в политике:) Людовик XIV, Клемансо; (в искусстве:) Альбрехт Дюрер, Пуссен, Коро, Роден; (в театре:) Фредерик Леметр, Рашель, Аделина Патти, Сара Бернар, Эмма Кальве…
Афоризмы
«Когда творю, я живу среди невзрачного общества моей драмы и это состояние отчуждает от настоящей жизни, мне нужно время и усилие, чтобы выйти из этого отвлечённого неопределимого состояния.»
1860
Михаил Иванович Кудряшев (Кудряшов)
русский литератор, поэт, переводчик, филолог, библиотечный работник. Сын Ивана Никитича Кудряшева (крестьянина деревни Деменское Даниловского уезда Ярославской губернии, впоследствии купца 2-й гильдии и петербургского мещанина) и Елизаветы Александровны Ухановой (дочери санкт-петербургского купца). Родился 21 августа (2 сентября) 1860 года в Санкт-Петербурге. Первоначальное образование получил дома, затем в начальной школе Ф.К.Веллинг, в 1871 году поступил во 2-ю классическую гимназию в Санкт-Петербурге, курс которой он окончил с серебряной медалью в 1879 году. В том же году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, избрав специальностью историю всемирной литературы. В 1882 году представил на конкурс сочинение на тему: «Лиутпранд Кремонский, его жизнь и сочинения», получившее золотую медаль. Ученик академика А.Н.Веселовского: именно в его записи сохранился литографированный курс Веселовского «Теория поэтических родов в их историческом развитии». В 1883 году окончил курс со степенью кандидата и поступил переводчиком в редакцию газеты «Новости». С 8 февраля 1884 года занял должность сверхштатного помощника библиотекаря Санкт-Петербургского университета. Должность помощника библиотекаря оставил, когда 3 января 1890 года был назначен чиновником Санкт-Петербургского почтамта для цензирования иностранных газет и журналов. В библиотеку Санкт-Петербургского университета вернулся уже на должность директора, которую занимал с 1909 по 1918 годы. При его активном участии был подготовлен последний выпуск «Инвентаря за 1885–1890 гг.» и «Каталог русских книг Библиотеки Имп. С.-Петербургского университета» в двух томах (1897, 1902). Третий том, включавший книги, поступившие с 1902 по 1914 г., был подготовлен, но не вышел из-за начавшейся Первой мировой войны, а его материалы не сохранились. Скончался в Петрограде 31 декабря 1918 года. В 1919 году его наследники подарили университету 926 томов книг по языкознанию и истории литературы.
Труды
Публиковался под псевдонимами: М.К.; Студент М.К……; Уханов, М. Дебют в печати — стихотворение «Былое и настоящее (Исповедь актёра)» в журнале «Нева» в ноябре 1880. Начиная с 1883 года, участвовал в переводе «Реального словаря классических древностей» Любкера под редакцией В.И.Модестова и «Истории всеобщей литературы» Штерна под редакцией И.М.Болдакова. Перевёл «Песнь о Нибелунгах» размером подлинника; перевод напечатан в 1889 году в журнале «Пантеон литературы» и в 1890 году вышел отдельной книгой. За этот перевод Кудряшев был удостоен Пушкинской премии Императорской Академии наук (19 октября 1890).
Источники: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869—1894. — Санкт-Петербург: Типография и литография Б.М.Вольфа, 1896. — Том 1 (А-Л). — Страницы 358—359; Русские писатели, 1800—1917 : биографический словарь. Часть 3: К — М / редколлегия: В.Н.Баскаков [и другие.]. — 1994. — 590 страниц : иллюстрации, лист цветных иллюстраций. — 40000 экземпляров — ISBN 5-85270-112-2; Малеин Л. М.И.Кудряшев // Бирюч Петроградских Государственных театров. — 1919. — № 11/12. — Страницы 126—127; Научная библиотека имени М.Горького СПбГУ - Директора Научной библиотеки имени М.Горького СПбГУ.

1862
Альфонс Йоханес Мария Дипенброк (нидерландское имя — Alphonsus Johannes Maria Diepenbrock)
нидерландский композитор, музыкальный критик, эссеист. Один из основоположников современной национальной композиторской школы Нидерландов. Родился в Амстердаме, в зажиточной католической семье. Специального музыкального образования не получил. В 1880—1888 годах изучал классическую филологию в Амстердамском университете. В 1888 году защитил с отличием докторскую диссертацию на латыни о жизни Сенеки. В том же году стал работать преподавателем древних языков. В 1894 году принял решение полностью посвятить себя музыке, которой занимался самостоятельно. Умер в родном городе 5 апреля 1921 года.
Похоронен на кладбище Бюйтенверлдерт в Амстердаме.
Творчество
Творчество Альфонса Дипенброка, впитало как и общеевропейские влияния (Вагнер, Малер, Дебюсси), и национальные традиции (полифоническая школа XV—XVI веков, народный мелос), обогатило голландскую современную музыкальную культуру. Композитор-самоучка Альфонс Дипенброк — знаток произведений композиторов франко-фламандских и итальянских полифонистов XVI века, создал музыкальный язык, с ярко выраженной индивидуальной манерой. При этом, он сочетал новейшие приемы письма с традициями нидерландской школы.
Избранные произведения
Наиболее значительны вокально-симфонические сочинения Дипенброка, в том числе: Симфонические песни (песни и арии для солистов и оркестра) — жанр, введённый Дипенброком: Ave Maria; «Гимны ночи» (1899); «В великом молчании» (1906); «Гимн Рембрандту» для хора с оркестром (1906) и др. мелодекламации для чтеца, хора, оркестра: «Марсий» Б. Верхагена (1911); «Птицы» Аристофана (1917); «Фауст» Гёте (1918),; «Электра» (по Софоклу, 1919—1920) и др. песни для голоса и фортепиано и с органом, для голоса с камерным оркестром; хоры: Праздничная месса (Missa in die festo, 1894); Stabat Mater (1896); Te deum (1897); Плавание Вондела к Агриппине (Vondel’s vaart naar Agrippine, 1903); Гимн Рембрандту (Hymne aan Rembrandt, 1906); Лидийская ночь (Lydische Nacht, 1913); хоры А капелла и др. А.Дипенброк — автор около 50 песен на стихи голландских, немецких и французских поэтов, а также инструментальных пьес. Писал также музыку для глокеншпиля. Им написан ряд эссе и критических статей.
Память
В Амстердаме созданы общество и фонд имени Дипенброк (1921).
[532x700]
В 1935 году в Нидерландах была выпущена почтовая марка с изображением композитора А.Дипенброка.
Сочинения: Verzamelde geschriften, Utrecht, 1950.
Литература: Reeser Е., A.Diepenbrok, Amst., 1935; "Mens en melodie", 1946, Juni-Juli (специальный выпуск, посвящённый Дипенброку).