• Авторизация


2 сентября. События... 02-09-2025 05:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x423]
в 1936 году Г.Ричман (актер и пилот-любитель) и Р.Меррилл (летчик "Истерн эйрлайнз") совершили на «V-1AD» (NC16099 c/n 25) перелет Нью-Йорк - Лондон - Нью-Йорк. На этом самолете стоял менее мощный, но более экономичный мотор "Пратт-Уитни" "Уосп". Для повышения плавучести на случай приводнения в крылья заложили 40 тысяч шариков для настольного тенниса. 2 сентября 1936 года перегруженный самолет, названный "Леди Пис", с большим трудом оторвался от взлетной полосы аэродрома под Нью-Йорком. Атлантику он благополучно пересек, но до Лондона горючего не хватило, пришлось сделать промежуточную посадку в Уэльсе. На обратном пути тоже не обошлось без происшествий. При вынужденной посадке на Ньюфаундленде колеса завязли в мягком грунте, и самолет перевернулся. Лишь после ремонта он смог закончить перелет и вернуться в Нью-Йорк.

[700x397]
в 1937 году для ведения строительства Жигулёвской ГЭС приказом НКВД организовывался крупный лагерь — Самарлаг. По численности заключённых он занимал восьмое место из 42 лагерей НКВД и второе — среди лагерей, находившихся в европейской части СССР. Жигулёвская ГЭС (Волжская (Куйбышевская) ГЭС имени В.И.Ленина) — гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, у городов Жигулёвска и Тольятти. Является шестой ступенью и второй по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Входит в структуру российской энергетической корпорации ОАО «РусГидро». Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков. Состав сооружений ГЭС: земляная намывная дамба длиной 2800 м, шириной 750 и высотой 52 м; бетонная водосливная плотина длиной 980 м (максимальный пропускаемый расход — до 40 тыс. м³/с); здание ГЭС совмещённого типа длиной 700 м; двухниточные судоходные шлюзы с подходными каналами. По плотине ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы через Волгу на магистрали Москва — Самара. Мощность Жигулёвской ГЭС — 2351,5 МВт, среднегодовая выработка — 10,3 млрд кВт•ч. В здании ГЭС установлены 20 поворотно-лопастных гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 22,5 м: 10 мощностью по 115 МВт, 4 по 120 МВт и 6 по 125,5 МВт. Оборудование ГЭС устарело и проходит модернизацию и замену. Плотина ГЭС образует крупное Куйбышевское водохранилище. ГЭС спроектирована институтом «Гидропроект». Жигулёвская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро» на правах филиала.

Георгий Ломов. _ (505x700, 153Kb)
в 1937 году в СССР расстрелян русский революционер, нарком юстиции первого Совнаркома Георгий Ипполитович Ломов.

1937Shliapnikov-alexander (532x700, 256Kb)
в 1937 году в СССР расстрелян русский революционер, нарком труда первого Совнаркома Александр Гаврилович Шляпников.

в 1937 году М.Ю.Алексеев на «СБ бис/2М-103» поднял 1000 кг груза на высоту 12246.5 метров. «СБ», «2М-103» (первоначально назывался «СБ бис»). По геометрии почти ничем не отличался от «СБ-2» «М-100А», но имел более мощные моторы «М-103», увеличенную кабину штурмана, снабженную вторым управлением, новую костыльную установку с ориентирующимся колесом, управляемым из кабины летчика. Было переделано управление рядом агрегатов, а также электрическое и спецоборудование. Испытывался в сентябре 1937 г., после чего началась подготовка к серийному производству. Эталон «СБ-2» «М-103» испытывался с 27 июля по 19 сентября 1938 г. По сравнению с первым опытным экземпляром («СБ бис») в конструкцию был внесен ряд дополнительных изменений: увеличен запас прочности конструкции, установлены наружные держатели под бомбы 250 и 500 кг (максимальная бомбовая нагрузка стала 1600 кг), на тех же держателях можно было подвешивать два бака емкостью по 368 л каждый. Самолет строился в серии. Увеличение бомбовой нагрузки расширило возможности боевого использования самолета. Проведенная модернизация облегчила также условия работы экипажа. Начиная с этого типа «СБ» был введен подъем лыж в полете. Масса лыжного шасси на 70 кг превышала массу колесного, скорость с ним снижалась примерно на 12 км/ч. Время виража всех СБ колебалось в пределах 21 - 28 с, радиус виража был около 280 м. «СБ» мог продолжать полет на одном работающем двигателе со скоростью 250 км/ч и сохранять потолок 2000 м. Самолет применялся и как буксировщик планеров в Великой Отечественной войне, использовался для полетов к партизанам.

[550x700]
в 1937 году состоялся матч на первенство СССР по футболу:
ЦДКА (Москва) - "Металлург" (Москва) 0:3

[700x274]
в 1937 году летчик-испытатель фирмы «Grumman» Роберт Холл поднял первый образец «XF4F-2» в воздух. В ходе летных испытаний он достиг скорости 466,6 км/ч.

[700x480]
в 1938 году состоялась передача Николаевской школы морских летчиков народному комиссариату Военно-морского флота. Школа морских летчиков ОСОАВИАХИМА открыта в городе Николаев 20 мая 1929 году. 1 января 1935 г. школа ОСОАВИАХИМА была преобразована в школу морских летчиков Главсевморпути. В 1938 г. школе присвоено имя С.А.Леваневского. При реорганизации курсанты училища Главсевморпути зачислялись автоматически (в приказном порядке). Срок обучения 2 года (с декабря 1940 г. - 1 год). Выпускникам присваивалось звание - лейтенант. 26 сентября 1939 г. приказом Народного Комиссара ВМФ No.0284 объявлено о создании в городе Николаеве военно-морского минно-торпедного авиационного училища летчиков и штурманов имени С.А.Леваневского. Училище готовило летный состав всех специальностей для минно-торпедной и бомбардировочной авиации. Состояло из эскадрильи «МБР-2» (река Южный Буг), «Р-5» (район Большая Коретха), сводной эскадрилии «МБР-2», «Р-5», «ТБ-3», «СБ», «Ш-2» (район Славино). С началом войны училище было эыакуировано в тыл. Вывод училища из Николаева начал осуществляться в Бердянск, но из-за быстро меняющейся обстановки на фронте, еще до прибытия последних эшелонов из Николаева, училище начало перебазироваться на станцию Безенчук, находившуюся в 68 км от Куйбышева. Новое место базирования - это маленькая железнодорожная станция, вблизи которой не было промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. Но вскоре началось строительство военного городка, аэродромов, и личный состав училища взялся за преодоление выпавших на его долю трудностей. При этом практически сразу по прибытии к новому месту дислокации в училище начался учебный процесс, так как необходимо было в сокращенные сроки обучения готовить для Военно-Воздушных Сил флотов авиационные кадры. Для достижения этой цели были сокращены учебные программы по теоретическим дисциплинам, а рабочий день увеличился до 12 часов. С сентября 1942 г. инструкторско-преподавательский состав училища стал направляться на стажировку в строевые авиационные части ВВС Балтийского, Северного и Черноморского флотов, в ходе которой постоянный состав военного учебного заведения выполнял не менее 10 боевых вылетов. В 1944 г. училище перебазировалось обратно в города Николаев и Херсон. Николаевское ВМАУ имени С.А.Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год - 469, за третий - 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза.

[550x700]
в 1938 году состоялись матчи на первенство СССР по футболу:
"Спартак" (Харьков) - ЦДКА (Москва) 2:2
"Электрик" (Ленинград) - "Спартак" (Ленинград) 1:1 аннулирован

в 1939 году вышло Решение Сессии Верховного Совета СССР о проведении в стране частичной мобилизации.

в 1939 году в Великобритании вступает в силу Закон о национальной службе в армии мужчин в возрасте от 18 лет до 41 года.

[700x428]
в 1939 году во Франции запрещена деятельность всех русских эмигрантских организаций. Это было связано с тем, что Франция вступила в войну с Германией, а СССР фактически был союзником Германии. К тому времени многие русские эмигранты были завербованы советской разведкой.

в 1939 году правительство Франции обратилось к Германии с предложением созвать конференцию по польскому вопросу, а до того заключить перемирие.

[700x408]
в 1939 году первые бомбовые удары польской авиации по территории фашистской Германии. Их нанесли летчики VI отряда бригады бомбардировщиков и 41-й разведывательной эскадрильи армии "Модлин" на легком бомбардировщике «PZL» «P-23B» «Karas». Экипаж "Карася" 32-й эскадрильи армии "Лодзь" уничтожил в воздухе самолет-разведчик «Heinshel» «Hs-126».

[700x352]
в 1939 году захвачен немцами прототип польской одномоторной летающей лодки «Nikol» «A-2». Была передана на морскую авиабазу Травемюнде, одновременно получив регистрацию «D-G?TZ». Дальнейшая судьба его неизвестна.

[524x699]
в 1940 году Указ Президиума ВС СССР от 02 сентября 1940 "Об учреждении маршальского знака отличия "Маршальская Звезда"

в 1940 году США подписали с Великобританией первое соглашение о военном сотрудничестве. Оно предусматривало поставки для британской армии американских вооружений и 50 боевых кораблей. Взамен Британия передала в аренду США сроком на 99 лет восемь своих военно-морских и военно-воздушных баз в Северной и Южной Америке. США разом приобрели целую сеть превосходно оснащенных стратегически важных пунктов для защиты своей безопасности. Фактически под сдачу баз в аренду США списывали долг Британии, так как именно наличие этого долга являлось юридической причиной, не позволяющей осуществлять государственные поставки в Британию. Противники критиковали Рузвельта за то, что он провел это соглашение своей личной волей, упрекая в недемократизме и попытке втянуть США в войну в Европе, однако само решение было всеми признано разумным с коммерческой точки зрения. Во время беседы с начальником штаба перед подписанием этого договора Рузвельт сказал: "Вы представляете себе, старина, какой шквал проклятий посыплется на мою голову, как только конгресс узнает об этой проделке? Притом я один, своей властью, не спросясь этих мулов!" - на что начальник штаба ответил: "Они легко утешатся, сэр... Бермуды, Багамские острова Тринидад, Британская Гвиана, Ньюфаундленд, Лабрадор, Исландия, Гренландия... Если бы к этому прибавить еще Гибралтар, Мальту, Сингапур, Гонконг... Если мы не поможем Англии и не примем того, что валится у нее из рук, Гитлер оторвет все это вместе с руками."

в 1940 году колониальная администрация Французской Полинезии перешла на сторону Свободной Франции.

[700x496]
в 1941 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 611 2 сентября. Постановление. О т. Сычеве В.А. Д.8 Лл.84
№ 612 2 сентября. Постановление. О т. Федюнинском И.И. Д.8 Лл.85
№ 613 2 сентября. Постановление. О формировании к 1 октября 1941 г. 67 запасных лыжных полков.
№ 614 2 сентября. Постановление. Об организации управления лыжной, горной и физической подготовки Красной Армии. Д.8 Лл.87
№ 615 2 сентября. [Мандат Мехлиса Л.З. - уполномоченного ГКО по вопросам производства танков всех видов.]
№ 616 2 сентября. [Утверждены "Положение о начальнике передвижения войск на железной дороге на военное время" и "Положение о военном коменданте на железнодорожном транспорте на военное время".]
№ 617 2 сентября. [Мандат Маленкова г.М. - уполномоченного ГКО по вопросам производства танков всех видов.]
№ 618 2 сентября. Постановление. О мобилизации автотранспорта.
№ 619 2 сентября. Постановление. О мероприятиях по противовоздушной обороне ж.-д. узлов, мостов, транспортов.
№ 620 2 сентября. Постановление. Об организации производства авиалыж к самолетам.Д.8 Лл.110-111, 112
№ 621 2 сентября. Постановление. О финансировании и снабжении частей Красной Армии на территории Ирана.

[700x700]
в 1941 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В ночь на 2 сентября наши войска вели бои с противником на всём фронте.
За последние три дня бомбардировщики авиации Черноморского флота совершили несколько налётов на порты и наземные войска противника. Прямым попаданием бомбы выведен из строя один вражеский военный корабль. Морские лётчики уничтожили также 83 танка, более 50 автобронемашин и много автоцистерн с горючим.
На Смоленском направлении наши части разгромили пехотный полк 161 немецкой дивизии. В ротах полка осталось по 8—10 солдат. Захваченный в плен командир роты старший лейтенант Людвиг Роберт сообщил, что его подразделение «прибыло на Восточный фронт десять дней назад из французского города Туль. Из роты осталось в живых всего 8 человек, да и те попали в плен». Людвиг Роберт показал также, что германское командование, в связи с огромными потерями на Восточном фронте, вынуждено снимать немецкие гарнизоны в городах оккупированных стран — Франции, Бельгии, Голландии и др. «Весь гарнизон города Туль, - говорит старший лейтенант, - отправлен на русский фронт. Взамен кадровых солдат в начале войны присылали резервистов. Теперь и резервистов отправляют на Восточный фронт, заменяя их ранеными солдатами, ещё не закончившими лечения. У многих из них не сняты даже повязки»
Рота старшего лейтенанта Стержнёва обороняла железнодорожную станцию К. и рабочий посёлок. Здание станции, водокачка и жилые дома весь день обстреливались немецкой артиллерией. Вечером появились фашистские танки, а за ними — пехота противника. Истребители танков красноармейцы Егоров, Невзоров и Артюхин смело встретили врага. Два танка противника были подбиты, остальные повернули обратно. Ночью фашистам удалось окружить нашу роту. Но наши бойцы не растерялись. Забросав противника гранатами, они вырвались из окружения. Два дня с боями пробивались красноармейцы к своей части. В тылу врага советские пехотинцы взорвали два моста, три автоцистерны с бензином, уничтожили два грузовика с 23 Фашистскими солдатами и сожгли немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88», совершивший вынужденную посадку.
Партизанские отряды, действующие в бессарабских уездах, захваченных германо-румынскими войсками, не дают покоя фашистам ни днём, ни ночью. Смелыми налётами, организацией взрывов и пожаров партизаны систематически истребляют живую силу противника, уничтожают боеприпасы, горючее и продовольствие. Особенно успешно действует крупный партизанский отряд под командованием т. И. В течение августа партизаны этого отряда уничтожили 14 вражеских танков и бронемашин, 32 грузовых автомобиля с боеприпасами, 44 повозки с продовольствием и более 40 цистерн с бензином. Во время этих операций партизаны перебили около 400 румынских солдат и офицеров. Особенно удачным был налёт на фашистскую мотоколонну, двигавшуюся по шоссейной дороге между К. и Ф. Примерно на полпути между этими пунктами партизаны устроили на шоссейной дороге несколько замаскированных ям, а сами укрылись вдоль дороги. Первые три машины провалились и загородили путь колонне. Из-за кустов и из канав в автомашины посыпались ручные гранаты и бутылки с бензином. Партизаны-пулемётчики открыли ожесточённый огонь по румынским солдатам. Четыре машины пытались съехать с дороги, но перевернулись и застряли в глубокой придорожной канаве. Всего в этом бою было выведено из строя 16 вражеских автомашин и уничтожено до 80 солдат противника.
В боях на Южном фронте наши части захватили ряд документов штаба румынского 39 пехотного полка. Эти документы свидетельствуют о том, что многие румынские солдаты не хотят воевать против Советского Союза. Командир полка полковник Константин Симеонеску, подтверждая это, пишет в приказе № 81 следующее: «Некоторые солдаты вместо того, чтобы быть в бою, уклоняются, прячутся и возвращаются в свои подразделения лишь после боя». Нелестно отзывается полковник и о своих офицерах. "Я с горечью установил, - продолжает он, - что в операциях, которые имели место, было много нарушений своего долга
со стороны всех подчинённых офицеров». Полковник указывает, что офицеры обнаружили «недостаток храбрости перед лицом врага. Некоторые офицеры плачут и просят убежища, боятся пуль, боятся авиации, боятся артиллерийского огня. Другие прячутся, избегают боя, а храбрость проявляют перед женщинами и детьми...». Полковник ставит офицерам в пример Красную Армию: «Противник совершенно справедливо может утверждать, что его воины дерутся замечательно».
Водники прифронтовых бассейнов проявляют отвагу и бесстрашие при исполнении своего служебного долга.
Пароход капитана Фролова, перевозивший воинский груз, ночью пришвартовался к берегу. До рассвета оставалось ещё четыре часа. Оставив часовых на борту и на берегу реки, команда парохода и охрана легли спать. Но не прошло и получаса, как часовые с берега дали знать о приближении врага. Немедленно была организована оборона парохода. Противник был встречен пулемётным огнём. Перестрелка продолжалась до утра. К рассвету около сотни немецких солдат пытались атаковать команду парохода, но были отогнаны водниками. Попытка захватить наш пароход стоила немцам жизни 20 солдат.
В баржу, которую вёл шкипер Елькин, попал вражеский снаряд. Трюм стало заливать водой. Тяжело раненный тов. Елькин не покинул поста. Под его руководством экипаж баржи быстро заделал пробоины, и караван благополучно прибыл в речной порт.
Во время бомбардировки пристани К. на баржу с горючим упало 6 зажигательных бомб. Матросы т.т. Гулин и Черкасов героически предотвратили пожар. Три бомбы тов. Гулин сбросил в воду, а одну загасил своим бушлатом. Две бомбы упали в кормовые люки. Тов. Черкасов бросился вниз и загасил их песком. Несмотря на тяжёлые ожоги, тов. Черкасов не покинул вахты.
Матросы пристани Голубев, Эмдин, Востряков, Лихорадов и Якуненко огнём из винтовок сбили фашистский бомбардировщик, пикировавший на пароход.»

[700x700]
в 1941 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 2 сентября наши войска продолжали вести упорные бои с противником на всём фронте. После ожесточённых боёв наши войска эвакуировали город Таллин.
По уточнённым данным, за 30 августа уничтожен не 31 немецкий самолёт, как сообщалось ранее, а 75 немецких самолётов.
В течение 31 августа в воздушных боях уничтожено 23 немецких самолёта. Наши потери — 22 самолёта.
На Северо-3ападном направлении фронта большая группа немецких бомбардировщиков пыталась совершить налёт на наш укреплённый участок близ пункта Н. Вражеские бомбардировщики были встречены советскими истребителями в 30 километрах от укреплённого участка. Не приняв боя, фашистские самолёты разделились на мелкие группы и пытались с разных сторон атаковать намеченный военный объект. Встреченные огнём зенитных батарей, немцы беспорядочно сбросили бомбы вдали от наших укреплений и, потеряв 4 «Юнкерса», повернули обратно. На большой высоте за ними ринулись скоростные бомбардировщики под командованием капитана Сысоева. Через час одна группа вражеских самолётов пошла на посадку на свой аэродром. Советские бомбардировщики стремительно снизились и засыпали аэродром фугасными и осколочными бомбами. Не ожидавшие нападения фашисты не успели организовать оборону. Один за другим бомбардировщики капитана Сысоева пикировали на аэродром и уничтожали самолёты противника. Несколько находившихся на аэродроме немецких истребителей пытались подняться в воздух, но были подбиты огнём советских самолётов. Уничтожив более 15 фашистских бомбардировщиков и 4 истребителя, все наши самолёты, кроме двух, вернулись на свою базу.
Каждый день великой Отечественной войны рождает тысячи новых героев, храбро и самоотверженно громящих фашистские полчища. На днях бойцы Энского зенитного дивизиона прямой наводкой разбили два вражеских танка и обратили в бегство третий. Исключительную храбрость в этом бою проявил политрук батареи тов. Горель. Под градом пуль он проник в подбитый фашистский танк и из танковой пушки обстрелял вражескую пехоту. Младший сержант Черноморского флота Нечипоренко, пробравшись в тыл противника, обнаружил противотанковую батарею. Отважный краснофлотец забросал батарею гранатами. Два орудия батареи были уничтожены. Сержант захватил и доставил в свою часть двух лошадей и одно противотанковое орудие с боеприпасами.
Младший командир Шалмов разведывал с двумя красноармейцами передний край обороны противника. Ночью трое смелых разведчиков бесшумно подползли к вражеским траншеям. Вскоре разведчики заметили четырёх немецких солдат. Подпустив немцев на 10-15 метров, наши бойцы уничтожили их гранатами. Фашисты открыли в темноте беспорядочный пулемётный и миномётный огонь. Установив расположение вражеских точек, тов. Шалмов под огнём противника пополз вперёд и уничтожил гранатами три пулемётных расчёта.
Беззаветную храбрость, мужество и отвагу проявляют советские партизаны, действующие в фашистском тылу на Северо-Западном направлении фронта. По лесной дороге в районе Д. двигался отряд из 80 ненецких солдат. Шестеро смельчаков-партизан устроили засаду и обстреляли фашистов. После первых же залпов немцы рассеялись, оставив на месте несколько убитых и раненых. В деревне Г. партизаны напали на вражескую мотоколонну и уничтожили ручными гранатами 10 грузовых автомашин и более 40 фашистов. Узнав, что по просёлочной дороге в районе деревни П. должна пройти немецкая мотоколонна, партизаны уничтожили три моста, устроили на дороге завалы из камня и леса, а сами залегли в засаде. В завязавшемся бою немцы потеряли 36 солдат, 17 мотоциклов и 3 грузовых машины с патронами. В конце августа части 3 немецкой мотодивизии двигались на восток. Партизанский отряд под командованием тов. П. пропустил мимо себя вражескую разведку и передовое охранение и неожиданно обстрелял колонну. Перебито до 100 немцев. Недавно около деревни X. приземлился фашистский самолёт, подбитый нашей зенитной артиллерией. Партизаны захватили 4 лётчиков во главе с офицером, ценные документы и карты. Отряд партизан под командованием тов. Ш. только за 14 дней истребил более 200 немецких солдат и офицеров, среди которых 60 мотоциклистов и 90 велосипедистов, уничтожил 18 грузовых автомашин, три радиостанции и много вооружения и снаряжения.
Тревогу противника в связи с усиливающейся деятельностью партизан ярко характеризует одно распоряжение штаба германской северной армейской группы: «Возросшая деятельность партизан делает невозможным (буквально — «запрещает») проезд через сельские местности отдельных солдат и мелких групп. Последние должны пользоваться при всех переездах дорогами с оживлённым движением, например путями подвоза. Отдельные солдаты и мелкие отряды могут посещать лежащие в стороне от оживлённых дорог сёла лишь в том случае, если перед этим ближайший орган военной власти установил безопасность данного села».
Немецкие и итальянские оккупанты, несмотря на свирепый террор, не могут подавить партизанское движение народов Югославии. Недавно из югославского города, занятого партизанами, в Белград приехал один серб с пропуском, выданным партизанскими властями. Этот документ имел заголовок: «Неоккупированная Югославия». В Западной Боснии сербские партизаны заняли два города — Ключ и Мрконич Град. Фашисты, обозленные успешными действиями югославских патриотов, пытаются потопить в крови народное движение за освобождение Югославии от ига оккупантов. Фашисты зверски издеваются над мирным населением. Немецкие офицеры и солдаты врываются в дома, хватают женщин и девочек-подростков и отправляют в полковые публичные дома для солдат. Всех, кто пытается заступиться за женщин, фашисты убивают. Но оккупантам не удаётся терроризировать югославские народы: партизанское движение всё шире охватывает оккупированную Югославию.
На железнодорожном транспорте растёт движение патриоток. На многих станциях и в депо организованы производственные кружки для женщин. На Карагандинской железной дороге домохозяйки-активистки изучают токарное дело и телеграф. Более 100 домохозяек станции Агадыр пошли работать на производство. Жёны машинистов депо Каменоломня дороги имени Ворошилова т.т. Спельникова и Беспалова стали помощниками машинистов. Профессию слесаря-автоматчика изучают жена заместителя начальника депо тов. Латышева, жена главного бухгалтера тов. Фёдорова, жена слесаря тов. Воронина. На Моршанском отделении Ленинской железной дороги более 50 домохозяек уже работают стрелочницами и кондукторами. 70 женщин-домохозяек Мичуринского и Кочетовского узлов учатся на помощников машинистов и осмотрщиков вагонов.»

[700x384]
в 1941 году подводная лодка «М-32» начала 4-й боевой поход (окончание похода 9 сентября 1941 года). «М-32» — советская подводная лодка времён Второй мировой войны XII серии. Заложена 31 августа 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 259. 26 февраля 1940 г. спущена на воду. 7 ноября 1940 г. вошла в состав Черноморского флота в составе 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок флота в Севастополе. 23 июня 1942 г., во время дифферентовки в Стрелецкой бухте на глубине 6 м в 2.12 произошел взрыв паров бензина в третьем отсеке при задраенных переборках; горение продолжалось 3-5 сек. Лодка получила серьезные повреждения, а 6 человек в третьем отсеке - ожоги первой и второй степени. 14 октября 1942 г. после безуспешной атаки румынского эскадренного миноносца "Король Фердинанд" подверглась преследованию, в результате которого на нее сбросили 18 глубинных бомб, причинивших ей тяжелые повреждения корпуса и главных механизмов; после ухода кораблей противника всплыла и начала движение в базу ориентируясь по звездам. В октябре подлодку выделили для переброски на Северных флот. 15-17 ноября 1942 г. погружена на железнодорожных транспортер и 10 декабря 1942 г. отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через шесть суток. С 19 по 24 декабря 1942 г. "М-32" спустили на воду в Баку на территории судоремонтного завода имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались, но поскольку она нуждалась в капитальном ремонте после повреждений 14 октября, восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе "Красное Сормово". Для этого в начале февраля 1943 г., когда в Красноводске соорудили специальный доковый пирс, "М-32" отбуксировали туда из Баку и погрузили на железнодорожный транспортер. 15 февраля 1943 г она убыла в Горький и в начале марта благополучно туда прибыла. 15 ноября 1943 г., с окончанием ремонта, ее опять по железной дороге через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября 1943 г.в Поти, где она снова вошла в состав Черноморского флота. Утром 9 сентября 1944 года после почти двухгодичного перерыва «М-32» была направлена на позицию в район Варны, но в связи окончанием боевых действий на Черном море вскоре получила приказ о возвращении. 17 марта 1953 года «М-32» исключена из состава Военно-морского флота в связи разоружением и сдачей на разборку.

в 1941 году в Ленинграде произведено первое снижение продовольственных норм по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам стали выдавать по 600 г хлеба в день, служащим — 400 г, иждивенцам и детям до 12 лет — 300 г.

в 1941 году финская армия повсеместно вышла на границы Финляндии 1939 г. и продолжила наступление на советской территории. В ходе боев финнами было захвачено более сотни советских танков (легких, плавающих, огнеметных, средних и тяжёлых), которые они включали в состав своих танковых частей. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

в 1941 году из Одессы вглубь советской территории эвакуированы 1680 воспитанников детских домов.

[699x501]
в 1941 году в военной Москве открылся концертный зал имени Чайковского.

[700x700]
в 1942 году утреннее сообщение Совинформбюро:
«В течение ночи на 2 сентября наши войска вели ожесточённые бои с противником северо-западнее и юго-западнее Сталинграда. На других фронтах существенных изменений не произошло.
Северо-западнее Сталинграда наши войска отбивали атаки противника. Немцы перешли в наступление на рубеж, обороняемый Н-ской частью, и проникли в глубь нашей обороны. Контрударом с фланга наши части вынудили противника отойти на исходные позиции. На поле боя осталось 240 трупов немецких солдат и офицеров. На другом участке немецкая колонна была обстреляна находившимся в засаде нашим танковым подразделением. Подбито 4 танка противника, уничтожено 11 автомашин, 5 противотанковых орудий и более 100 гитлеровцев.
В районе Клетской наш разведывательный отряд уничтожил роту итальянской пехоты.
Юго-западнее Сталинграда наши войска вели напряжённые бои с прорвавшимися танками противника. Бойцы Н-ской части в ожесточённом бою уничтожили 12 танков и до роты немецких солдат и офицеров. На другом участке наши части закреплялись на новом оборонительном рубеже и отбивали атаки противника.
Южнее Краснодара наши части отбили несколько атак противника. В результате боя уничтожено более 200 немецких солдат и офицеров, захвачены 4 миномёта, 8 пулемётов, винтовки, патроны и мины. На другом участке наши части после упорного боя оставили один населённый пункт.
В районе Прохладного советские части продолжали вести оборонительные бои, отражая атаки немецкой пехоты.
На Западном фронте наши войска вели активные боевые действия и заняли несколько населённых пунктов. Большой урон наносит противнику наша артиллерия. Артиллеристы батареи под командованием младшего лейтенанта Нохрина уничтожили до роты вражеской пехоты, подавили огонь трёх миномётных батарей и взорвали склад с боеприпасами противника. Красноармейцы-артиллеристы тт. Трофимов, Ноздричкин и Глухов захватили немецкое противотанковое орудие. Повернув его в сторону неприятеля, бойцы открыли огонь и подбили 2 немецких танка.
Партизанский отряд тов. П., действующий в одном из районов Орловской области, за месяц боевых действий истребил 209 немецких солдат, 13 офицеров и уничтожил 9 автомашин с разным военным грузом. Кроме того, партизаны пустили под откос железнодорожный воинский эшелон противника.
Добровольно сдавшийся в плен солдат 23 немецкой танковой дивизии Адольф Ш. рассказал: «Огромный урон нашим войскам наносит русская авиация. 19 августа я видел, как русские штурмовики уничтожили колонну грузовых автомашин и бензоцистерн. До нас доходят слухи о бомбардировке немецких городов русской авиацией. Эти вести действуют на солдат угнетающе. Они со злобой вспоминают заявления Геббельса о том, что русская авиация якобы уничтожена».
Пленный солдат 15 пехотного полка 29 немецкой мотопехотной дивизии Фридрих Мейснер рассказал: «В городе Мценске организован лагерь для русских военнопленных. Заключенные в нём живут в адских условиях. Все спят под открытым небом, питание — горсть ржи в день. Люди с трудом таскают ноги, вид их ужасный. Все они оборванные и раздетые. Это не люди, а живые скелеты. Ежедневно в лагере умирает от истощения несколько человек».
В городе Заандам (Голландия) патриоты сожгли 5 немецких складов. Огнём уничтожены запасы фуража и продовольствия, предназначенные для отправки в Германию.»

[700x700]
в 1942 году вечернее сообщение Совинформбюро:
«В течение 2 сентября наши войска вели ожесточённые бои с противником северо-западнее и юго-западнее Сталинграда, а также в районе северо-западнее Новороссийска. На других фронтах существенных изменений не произошло.
За 1 сентября частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено более 20 немецких танков и бронемашин, до 200 автомашин свойсками и грузами, подавлен огонь 12 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорван склад боеприпасов и 2 склада горючего, разбито 3 железнодорожных эшелона, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
Северо-западнее Сталинграда наши части нанесли немецко-фашистским войскам ряд фланговых ударов. Только в результате действий Н-ской части уничтожено 8 вражеских танков, 12 автомашин с боеприпасами, 7 противотанковых орудий и до роты гитлеровцев. На других участках наши войска отбивали атаки противника.
Юго-западнее Сталинграда наши войска вели напряжённые бои против крупных сил танков и пехоты противника, прорвавшихся в глубину нашей обороны. На одном из участков немцы бросили в атаку до 150 танков. Наши части, обороняющие рубеж, артиллерийским огнём подбили и уничтожили до 30 танков противника. Однако группе немецких танков удалось проникнуть в глубину наших позиций. После упорного боя наши части отошли на этом участке на новый оборонительный рубеж.
Южнее Краснодара наши части окружили в горном проходе группировку неприятеля и ведут бои на её уничтожение. Западнее Краснодара наши войска вели оборонительные бои с противником, наступающим в направлении Новороссийска. В бою за один населённый пункт наши бойцы уничтожили немецкий танк, 2 бронемашины, 13 автомашин и истребили свыше 200 немецких солдат и офицеров.
В районе Моздока наши части отражали атаки противника. Советская артиллерия уничтожила 3 немецких броневика и 8 автомашин. На переправах потоплено три катера и восемь понтонов с солдатами и офицерами противника.
Южнее Воронежа, на западном берегу Дона, противник силой до двух батальонов пехоты при поддержке танков атаковал наши позиции. Атака противника была отбита огнём нашей артиллерии. Уничтожены миномётная и 4 артиллерийские батареи, 10 пулемётов, 68 повозок с боеприпасами и до роты пехоты противника.
Партизаны отряда под командованием тов. М., действующего в Могилёвской области, в течение августа нанесли крупные потери немецко-фашистским захватчикам на их коммуникациях. Партизаны пустили под откос два железнодорожных эшелона с продовольствием и эшелон с боеприпасами. В последние дни подорван эшелон из 12 платформ с орудиями и 14 товарных вагонов с боеприпасами. Во время крушений убито до 200 немецких солдат и офицеров.
Пробравшийся в расположение наших войск рабочий Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции Овчаренко П.Т. сообщил о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков. «Ворвавшись в Ворошиловград, немецкие солдаты и офицеры сразу же приступили к массовым грабежам. Дело доходило до того, что гитлеровцы останавливали на улицах прохожих, раздевали и грабили их. На улице Фрунзе немецкий солдат отнял у работницы трикотажной фабрики Анны Савко часы, а затем застрелил её. Прибывшие вслед за передовыми частями немецкой армии гестаповцы произвели массовые аресты и кровавые расправы. В Центральном парке культуры и отдыха за одну ночь фашистские палачи расстреляли больше 150 мирных граждан. На улицах К.Либкнехта, Шевченко и многих других висят десятки трупов мирных граждан».

в 1942 году 2 сентября 1942 года. Четыреста тридцать восьмой день Великой Отечественной войны.

[700x460]
в 1942 году немецкие войска прорвались к внутренней полосе обороны Сталинграда. Войска 62-й и 64-й армий отошли на рубеж внутреннего оборонительного обвода Сталинграда: 62-я армия заняла оборону на участке от Волги до железной дороги Сталинград - Донбасс (прикрыв город с севера и запада), 64-я армия - на участке от железной дороги до Ивановки (прикрывая Бекетовку и Красноармейск); 57-я армия закрепилась на рубеже Ивановка, озеро Цаца.

в 1942 году советские самолеты впервые бомбят Варшаву.

[700x399]
в 1942 году состоялся первый полет танка планера Антонова "КТ" («А-40»). Самолетом-буксировщиком «ТБ-3» с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами «АМ-34РН» командовал Павел Арсентьевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии Сергей Николаевич Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей «ТБ-3» со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,6 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок Стаханове (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.

[700x432]
в 1942 году подводная лодка «Щ-205» перешла в Поти. «Щ-205» советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к V-бис-2 серии проекта Щ — «Щука». 5 января 1934 года подводная лодка «Нерпа» заложена на заводе «имени 61 коммунара» в Николаеве заводской № 1029. 6 ноября 1934 года подводная лодка «Нерпа» спущена на воду. Подчинена 5-му дивизиону подводных лодок Бригады подводных лодок Морских сил Чёрного моря (с 11 января 1935 - Черноморского флота). 15 сентября 1934 года «Нерпа» переименована в «Щ-205». 24 декабря 1936 года подводная лодка «Щ-205» вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й Бригады подводных лодок Черноморского флота. 11 июня 1941 года принимала участие в манёврах флота (по 19 июня). 22 июня 1941 года подводная лодка «Щ-205» вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок 1-й Бригады подводных лодок Черноморского флота в Севастополе. 30 октября 1941 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Туапсе. 4 декабря 1941 года подводная лодка «Щ-205», всплывая с грунта у Варны, подорвалась на двух минах и получила тяжёлые повреждения прочного корпуса и ряда механизмов. Несмотря на это сумела возвратиться в базу, где была поставлена в ремонт. 4 февраля 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Поти (по 5 февраля). 8 февраля 1942 года подводная лодка «Щ-205» находилась в доке (по 25 марта). 22 апреля 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Батуми. 2 мая 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Поти. 4 мая 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Батуми. 18 мая 1942 года подводная лодка «Щ-205» севернее мыса Карабурун потопила артиллерийским огнём турецкий транспорт "Дуатепе" (128 брт). 20 июня 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Поти. 21 июня 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Новороссийск (по 22 июня), откуда принимала участие в снабжении Севастополя. 10 августа 1942 года подводная лодка «Щ-205» вошла в состав 2-го дивизиона подводных лодок Бригады подводных лодок (с 9 июня 1944 года – 1-й Бригады подводных лодок) Черноморского флота. 4 сентября 1942 года подводная лодка «Щ-205» перешла в Батуми. С осени 1942 года. в боевых действиях не участвовала.
[700x455]
1 марта 1943 года подводной лодке «Щ-205» присвоено звание "Гвардейская". 10 ноября 1944 года подводная лодка «Щ-205» в составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Батуми в Поти. 2 декабря 1944 года подводная лодка «Щ-205» в составе дивизиона переведена (по 3 декабря) для постоянного базирования из Поти в Новороссийск. 10 января 1945 года подводная лодка «Щ-205» по вине командира навалилась на корму подводной лодки «Щ-215» и повредила свой левый винт об ограждение кормовых горизонтальных рулей подводной лодки «Щ-215». 7 мая 1945 года подводная лодка «Щ-205» в составе подводных лодок 1-й Бригады подводных лодок участвовала (по 22 мая) в тактическом учении Черноморского флота. 2-10 ноября 1945 года подводная лодка «Щ-205» приняла участие в морском параде в городе Одесса. 28 марта 1947 года подводная лодка «Щ-205» переформирована в состав 1-го Отдельного Севастопольского Краснознамённого Дивизиона подводных лодок Черноморского флота с базированием на Севастополь. 20 июня 1947 года подводная лодка «Щ-205» в составе 1-го Отдельного Дивизиона подводных лодок Черноморского флота находилась (по 10 июля) на рейде Поти. 2 июня 1948 года подводная лодка «Щ-205» в составе 1-го Отдельного Дивизиона подводных лодок Черноморского флота находилась (по 17 июня) на рейде Очамчири. 24 сентября- 1948 года подводная лодка «Щ-205» в составе 1-го Отдельного Дивизиона подводных лодок Черноморского флота приняла участие (по 10 октября) в общефлотском учении в городе Севастополь. 12 января 1949 года подводная лодка «Щ-205» отнесена к классу средних подводных лодок. 16 июня 1949 года подводная лодка «Щ-205» переименована в «С-205». 27 января 1951 года подводная лодка «С-205» в составе дивизиона переформирована в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознамённой Бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием на город Поти (с 15 мая 1954 года – на Туапсе). 16 августа 1951 года подводная лодка «С-205» окончила заводской ремонт. Вступила в строй. Кроме прочего была изменена форма ограждения орудий. 11 сентября 1954 года подводная лодка «С-205» («Щ-205») разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 15 сентября 1954 года подводная лодка «С-205» («Щ-205») передана институту №15 ВМФ в качестве плавучей мишени. Перебазирована в Феодосию в состав 37-го Дивизиона подводных лодок 117-й Бригады опытовых кораблей УНИП ВМС. 31 декабря 1954 года расформирован экипаж подводной лодки «С-205» («Щ-205»). Впоследствии на базе «Главвторчермета» в городе Севастополь разделана на металл.

в 1942 году немецкие войска начали широкомасштабную операцию по уничтожению советских партизан под Могилевом.

в 1942 году на Северном Кавказе войска 1-й танковой армии немцев форсировали Терек южнее Моздока и вклинились в оборону советских войск на глубину до 12 км.

в 1942 году после паузы из-за неудачи с конвоем PQ-17, из Шотландии вышел в море конвой PQ-18 в составе 40 транспортов и эскорта. Впервые в охране таких конвоев участвовал эскортный авианосец, английский Авенджер, имевший на борту 10 «Харрикейнов» и 3 легких бомбардировщика. Конвой подвергался усиленным атакам как Люфтваффе, так и подводных лодок. 13 кораблей было потеряно (из них 3, в том числе советский Сталинград, потопила подводную лодку «U-408», остальные авиация), 28 пришли в Арханшельск. В свою очередь, немцы потеряли 3 подводные лодки и 40 (по английским заявкам) самолетов. Итог был сочтен удачным для союзников и конвои в СССР этим путем возобновились. Однако, этот конвой был последним с индексацией PQ/QP, которая была заменена на JW/RA.

в 1942 году в Польше польскими и украинскими полицаями расстреливаются около двух тысяч евреев.

[700x356]
в 1942 году немецкая субмарина «U-156» капитан-лейтенанта Вернера Хартенштейна у берегов Экваториальной Африки обнаружила и торпедировала большой английский транспорт "Лакония". Неожиданно немцы выяснили, что на борту тонущего судна, кроме тысячи англичан, находятся еще 1800 итальянцев, взятых в плен под Эль-Аламейном. «U-156» всплыла и, запросив по радио командующего подводными силами Деница, начала подбирать людей из воды. Хартенштейн подобрал почти 400 человек и, взяв на буксир переполненные спасательные шлюпки, направился к ближайшему порту. Лодка на всех частотах передавала сообщение о гибели парохода с множеством людей и о том, что на ее борту находятся сотни спасенных, в том числе женщин и детей. Над палубой лодки даже был растянут четырехметровый флаг Красного Креста. Но американский бомбардировщик «Б-24», который не мог не видеть вереницы шлюпок, сбросил на лодку бомбы. Они не попали в «U-156», а взорвались прямо среди кричащих от ужаса беззащитных людей. Хартенштейн приказал отцепить шлюпки и быстро погрузился, уходя от бомб. На следующий день взбешенный Дениц подписал так называемый "Приказ Лакония", категорически запрещавший подлодкам спасать людей с потопленных судов. Впоследствии этот приказ стал одним из главных обвинений против Деница на Нюрнбергском процессе.

[700x438]
[700x407]
в 1942 году пилот Ф.Люкэс поднял "Темпест" V. с мотором "Сейбр" II в воздух. На "пятерке" стояло новое крыло и, соответственно, видоизмененный фюзеляж, но машина имела мотоустановку, подготовленную для поздних серий "Тайфуна" с двигателем "Сейбр" II и четырехлопастным винтом. Результаты испытаний вынудили спустя два месяца увеличить стабилизатор и ввести форкиль, ставшие характерными чертами всех последующих серийных "Темпестов".

[700x496]
в 1943 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 4023 2 сентября. Постановление. Об общем плане перевозок народнохозяйственных и воинских грузов по железнодорожному и водному транспорту на сентябрь 1943 года.
№ 4024 2 сентября. Постановление. О плане перевозок народнохозяйственных грузов по железнодорожному и водному транспорту на сентябрь 1943 года.
№ 4025 2 сентября. Постановление. О завозе угля в г. Москву в сентябре и октябре 1943 г.Д.149 Лл. 1-4, 5-7

[700x700]
в 1943 году оперативная сводка Совинформбюро:
«Войска Воронежского фронта 2 сентября овладели важным областным центром Украины — городом Сумы.
Наши войска, наступающие южнее Брянска, заняли свыше 130 населённых пунктов,в том числе овладели городом Кролевец, районным центром Сумской области Ямполь, районным центром Курской области Глушково.
Таким образом, Курская область полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
В Донбассе наши войска продолжали успешно развивать наступление и овладели городом Лисичанск, городом Ворошиловск, городом Чистяково, городом Новый Донбасс, районным центром Славяносербск и крупными населёнными пунктами Нижнее, Черкасское, Родаково, Петрово-Красно-Селье, Красный Кут.
Войска, наступающие вдоль побережья Азовского моря, овладели городом Будённовка.
На Смоленском направлении наши войска продолжали развивать наступление и, продвинувшись на отдельных участках от 6 до 10 километров, заняли свыше 100 населённых пунктов.
В районе западнее и юго-западнее Харькова наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, заняли несколько населённых пунктов.
В течение 1 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 108 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 51 самолёт противника.
Войска Воронежского фронта в результате боёв с противником сегодня овладели городом Сумы. Важный областной центр Украинской республики освобождён от немецко-фашистских захватчиков.
Западнее и юго-западнее Харькова наши войска, преодолевая упорное сопротивление немцев, продвинулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов. В бою за один из этих пунктов истреблено до 600 немецких солдат и офицеров, подбито 12 танков и уничтожено 10 орудий противника. На другом участке противник бросил в контратаку 20 танков и батальон пехоты. Советские артиллеристы встретили врага мощным огнём, уничтожили 9 танков и более 200 гитлеровцев. Немцы были вынуждены поспешно отступить.
Южнее Харькова бойцы Н-ской части решительной атакой выбили противника из сильно укреплённого опорного пункта, уничтожив при этом 10 танков и несколько сот гитлеровцев. Захвачен немецкий тяжёлый танк «Тигр», 5 орудий и другие трофеи.
Южнее Брянска наши войска продолжали успешное наступление. За день боёв нашими частями занято свыше 130 населённых пунктов, в том числе город и железнодорожная станция Кролевец, районный центр и железнодорожная станция Ямполь, районный центр Глушково.
Севернее и западнее Севска части Н-ского соединения, отбивая контратаки противника, уничтожили 1.200 немецких солдат и офицеров. За два дня боёв на этом участке захвачено 24 орудия, склад имущества связи, 8 складов боеприпасов, 2 продовольственных склада и другие трофеи. Взято свыше 100 пленных.
Юго-западнее Севска наши войска продолжали с боями продвигаться вперёд. Советские части наносят непрерывные удары потрёпанным дивизиям противника, не давая им возможности оторваться от преследования и организовать оборону. Бойцы Н-ского соединения истребили до 2.000 немецких солдат и офицеров, уничтожили 11 танков, 16 орудий и 96 автомашин противника. Захвачены большие трофеи и пленные.
В Донбассе наши войска, развивая наступление, заняли город Лисичанск, город Ворошиловск, город Чистякове, город Новый Донбасс, районный центр Славяносербски ряд крупных населённых пунктов.
Освобождая города и шахты Донбасса, наши войска самоотверженно бьют немецко-фашистских захватчиков. Прорвав оборону противника, части Н-ского соединения быстро продвигались вперёд и выбили немцев из ряда очень важных пунктов, упорно оборонявшихся ими в течение длительного времени. Огнём советской артиллерии разбиты многочисленные дзоты и другие оборонительные сооружения противника. Немецкие войска несут тяжёлые потери в живой силе и в технике. Захвачены большие трофеи.
На побережье Азовского моря Н-ская часть, преследуя противника, истребила 600 гитлеровцев и захватила 9 орудий, 64 пулемёта, 40 автомашин и другие трофеи.
На Смоленском направлении наши войска продолжали наступление и заняли свыше 100 населённых пунктов. Западнее Дорогобужа немцы предприняли несколько контратак, но, потеряв только убитыми до 400 солдат и офицеров, в беспорядке отступили. Западнее и южнее Ельни противник, подбросив свежие подкрепления, оказывает упорное сопротивление. Однако все попытки гитлеровцев остановить наши наступающие части потерпели неудачу. Наши войска вновь продвинулись вперёд и заняли ряд населённых пунктов. В течение дня уничтожено до 4.000 немецких солдати офицеров, подбито и сожжено 44 танка, уничтожено 33 полевых и 12 самоходных орудий, 140 автомашин с военными грузами. Захвачено у противника 38 орудий, 14 шестиствольных миномётов, 84 пулемёта, 14 радиостанций, 8 разных складов, 15 вагонов с боеприпасами и другие трофеи. Взяты пленные.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Барановичской области, в течение месяца вели ожесточённые бои с противником. Немцы бросили против партизан крупные силы пехоты. Советские патриоты, нанося врагу внезапные удары, убили и ранили до 2.000 гитлеровцев. Уничтожено 2 немецких танка, 2 бронемашины, 60 грузовых и легковых автомашин. За это же время барановичские партизаны пустили под откос 37 немецких воинских эшелонов.
На днях на сторону Красной Армии перешли 6 солдат, служивших в 56 немецкой пехотной дивизии. Все перебежчики — французы, уроженцы Эльзаса. Марсель Л. и Жан Н. рассказали: «В январе немецкие военные власти призвали французскую молодёжь на военную службу. Мобилизация встретила решительное противодействие со стороны населения. Тысячи молодых людей уклонились от призыва и скрылись. Жестокими мерами немцы пытались сломить сопротивление эльзасцев. Многие жители арестованы. Немецкие оккупанты увезли в концентрационный лагерь больше половины жителей деревни Хагенталь. В деревне Балерсдорф гитлеровцы расстреляли двух братьев Вист, отказавшихся служить в немецкой армии. В деревне Сентлюдвиг близ Мюльгаузена немцы арестовали семью крестьянина Хениг за то, что его сын, скрываясь от мобилизации, бежал в Швейцарию. Несмотря на свирепый террор,население не покорилось немцам. В городах и сёлах Эльзаса идёт глухая борьба против ненавистных немецких оккупантов. Группы патриотов взрывают железнодорожные сооружения, поджигают военные склады, убивают немецких солдат, офицеров и гестаповцев. Мы ехали в Россию с твёрдым намерением при первой же возможности перейти на сторону Красной Армии. На фронте мы пробыли всего лишь несколько дней и перешли на сторону русских. Какое счастье, что нам удалось избавиться от службы в немецкой армии! Теперь мы готовы в любой момент с оружием в руках драться против немцев».

в 1943 году 2 сентября 1943 года. Восемьсот третий день Великой Отечественной войны.

[700x262]
в 1943 году начались (по 16 декабря) совместные Государственные и заводские испытания самолета «Ту-2» №716. По постановлению ГКО №3754 от 17 июля 1 943 года «Ту-2» должен был иметь максимальную скорость 550 км/ч, потолок 9000 м, дальность полета 2000 км, набирать высоту 5000 м за 10 минут. На испытаниях машина показала скорость 547 км/ч, потолок 9500 м. Время набора высоты 5000 м оказалось на полминуты меньше, чем требовалось, а дальность - на 100 км больше. По результатам испытаний НИИ ВВС сделало заключение, что самолет «Ту-2» №716 имеет лучшие летно-технические данные, чем однотипные бомбардировщики как отечественные, так и заграничные, и что основные данные самолета по скорости, потолку и дальности соответствуют требованиям ВВС и постановлению ГКО. Самолет приняли в качестве эталона для серийной постройки на заводе №23 на 1943-1944 годы.

[700x317]
в 1943 году подводная лодка «Щ-202» окончила 8-й боевой поход (начало похода 2 сентября 1943 года). «Щ-202» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, типа "Щ", V-бис серия. (до 15 сентября 1934 – "Сельдь"). Заложена 3 сентября 1933 года на заводе № 194 имени Андре Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на завод № 200 имени 61 коммунара в Николаеве для достройки. Спущена на воду 25 мая 1934 года. 15 сентября 1934 года получила наименование "Щ-202". 25 августа 1935 года по приказу НК ВМФ-44 вступила в строй и подняла военно-морской флаг. По приказу НКО-36 вступила в строй 3 сентября 1935 года в состав Бригады подводных лодок Черноморского флота. 1 сентября 1939 года переформирована в состав 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота. 22 июня 1941 – 2 мая 1942 в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. К началу войны находилась в Феодосии в организационном периоде на испытании торпед.
[700x437]
Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Крыма, навигационное обеспечение. 2 мая 1942 – 10 августа 1942 в составе 10-го отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 10 августа 1942 – 22 ноября 1942 в составе 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 22 ноября 1942 – 9 мая 1945 в составе 2-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Участвовала в Керченско-Феодосийской (25 декабря 1941 – 2 января 1942) десантной операции. Совершила 10 боевых походов и произвела 6 атак с выпуском 15 торпед, потопив 8 мая 1944 года болгарский лихтер "Elbe-5" (1200 брт). Выполнила 6 безрезультатных торпедных атак. 12 января 1949 года отнесена к подклассу средних подводных лодок. 17 февраля 1956 года выведена из боевого состава, разоружена и 18 октября 1956 года переформирована в учебно- тренировочную станцию по борьбе за живучесть и поставлена на прикол, а 16 июля 1957 года исключена из списков плавсредств ВМФ, превращена в мишень для обеспечения выполнения боевых упражнений и передана спецполигону Военно-воздушных сил ВМФ на Каспийском море для обеспечения выполнения боевых упражнений, а в августе 1957 отбуксирована по внутренним водным системам на Каспийское море, дальнейшая судьба неизвестна.

в 1943 году указ Адольфа Гитлера о концентрации военной экономики.

в 1943 году подчиненные Иодля в OKW подали ему свой доклад, согласно которому существовала реальная угроза высадки союзников в Европе, что непосредственно могло угрожать границам Рейха, поэтому не следует отправлять резервы на Восточный фронт. Иодль согласился с выводами доклада, и до октября Восточный фронт получал подкрепления только в виде маршевых батальонов, но не боеготовых дивизий.

[700x496]
в 1944 году Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 6503 2 сентября. Постановление. Об общем плане перевозок народнохозяйственных и воинских грузов по железнодорожному и водному транспорту на сентябрь 1943 года.
№ 6504 2 сентября. Распоряжение. [О поставке НКРФ 12 тысяч тонн топочного мазута.]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 2 сентября. События... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»