• Авторизация


10 июня родились... 10-06-2025 04:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Viola_joszef (593x700, 189Kb)
1896
Йожеф Виола (венгерское имя — József Viola)
венгерский футболист и тренер; после нескольких сезонов в Италии принял итальянское гражданство и выступал под именем Джузеппе Виола (итал. Giuseppe Viola). В некоторых источниках приводится другой вариант фамилии игрока — Виолак, а Виола — фамилия, уже полученная в Италии. Виола — один из немногих тренеров в итальянском футболе, который одновременно работал сразу в двух командах, в сезоне 1938/1939 тренировал «Милан» и был техническим директором в «Специи». Также знаменит тем, что тренировал три самых титулованных клуба Италии — «Ювентус», «Интер» и «Милан». Родился в городе Комаром, Австро-Венгрия (ныне Венгрия). Виола начал свою карьеру в клубе «Тёреквеш», представлявшем министерство железнодорожного транспорта Будапешта. В 1920 году клуб занял высокое 4-е место в чемпионате Венгрии, а Виола был вызван в национальную сборную, которая солнечным майским днём играла против команды Австрии и завершила матч вничью 2:2, этот матч был единственным для Виолы в футболке национальной команды, хотя позже он играл в неофициальных матчах за сборную с командами Южной Германии, провинции Бранденбург и Центральной Германии. Летом 1920 года один немецкий бизнесмен создал Венгерскую Профессиональную команду, куда вошли множество известных венгерских футболистов. По идее немца, команда должна была совершить турне по Европе, выступая в товарищеских матчах за деньги, но, к сожалению, идея не состоялась: команда венгров не имела успеха у зрителей и всего через несколько недель была расформирована, а игроки, не получившие свои законные деньги даже за этот маленьких срок, были вынуждены добиваться выплат в суде. Игроки должны были вернуться в свои команды, но многие не пожелали возвращаться в Венгрию, точно так же поступил и Виола, который остался в Германии и стал выступать за клуб «Берлинер», выступавший в лиге Бранденбурга. После сезона в Германии Виола уехал в Италию, где присоединился к клубу «Фиренце», действуя на позиции играющего тренера команды, после «Фиренце» Виола уехал в клуб «Специя», который в первый сезон Виолы в клубе опустился во второй дивизион, а во второй сезон поднялся в первый. В 1925 году главный тренер «Ювентуса», венгр Йенё Карой, пригласил Виолу к себе в клуб, который нуждался в физически сильном, но обладающем техникой и первым пасом игроке, всё это было у Виолы. Когда умер Карой, в финальной встрече с клубом «Альба» Виола был лучшим на поле, играя за своего друга и тренера, приведшего его в клуб, «Ювентус» в той встрече победил. Несмотря на успехи в чемпионском сезоне, в следующем году Виола чаще оказывался на скамье запасных, чем выходил на поле, и провёл в сезоне лишь 12 матчей. В сезоне 1927/1928 Итальянская федерация футбола, с подачи закона, принятого профашистским парламентом Италии, запрещает играть в футбол иностранным игрокам; множество футболистов-легионеров уезжает из Италии, но многие и остаются, с помощью руководства своих клубов принимая итальянское гражданство, так сделал и Виола, имевший итальянские корни и который, к тому времени, уже перестал играть и сосредоточился на тренерской работе в «Ювентусе», с которым занял 3-е место. После сезона в клубе «Амброзиана», в котором Виола с клубом занял лишь 6-е место, венгр вернулся в «Ювентус», но уже в качестве игрока, но клуб снова занял 3-е место, любопытно, что чемпионом стал бывший клуб Виолы — «Амброзиана». В 1930 году Виола окончательно покинул ряды «Старой синьоры» и ушёл играющим тренером в клуб серии B «Аталанту», в котором окончательно завершил карьеру игрока и сосредоточился на карьере тренера, но в «Аталанте» не смог выполнить главную задачу — выйти в серию А. В 1933 году Виола был назначен тренером «Милана», но команда провалилась, заняв 11-е место, конечно, Виола был уволен. После «Милана» Виола тренировал «Виченцу», игравшую в серии С. В 1936 году Виола пришёл в «Лацио», в первый же сезон с клубом Виола занял второе место в чемпионате Италии, дошёл до полуфинала кубка и вышел в финал Кубок Митропы, в котором проиграл соотечественникам из «Ференцвароша». В последующие годы, правда, команда продолжала «болтаться» в середине турнирной таблицы. В 1938 году Виола вновь возглавил «Милан» (в должности технического директора, но имеющего права наравне с главным тренером), любопытно, что одновременно с этим венгр выполнял функции технического директора «Специи». В предвоенные годы «Милан» был твёрдым середняком чемпионата Италии, таким он остался и при Виоле. Затем Виола работал в клубе «Ливорно», дважды подряд занимая 13-е место в серии А.
Вторая мировая война временно оставила Виолу без работы, но с её окончанием он возобновил тренерскую деятельность, возглавив клуб «СПАЛ 1907». Затем работал в клубе «Болонья», с которой занял 5-е место в серии А. Последним клубом в карьере Виолы стал клуб «Комо», с которым он занял 3-е место в серии B. После этого Виола вернулся в город Болонья, Италия, где скончался 18 августа 1949 года.
Достижения: Чемпион Италии: 1926

Boleslas_Strzelecki (501x700, 102Kb)
1896
Болеслав Стжелецкий [Стрелецкий] (польское имя — Bolesław Strzelecki)
блаженный Римско-Католической Церкви, священник, мученик. Входит в число 108 блаженных польских мучеников, беатифицированных римским папой Иоанном Павлом II во время его посещения Варшавы 13.06.1999 года. Родился в деревне Панемуне, Августовская губерния, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша). Окончил Высшую Духовную семинарию в Сандомеже, где он 21 декабря 1918 года был рукоположён в сан священника. Служил дьяконом, а затем священником в приходе св. Михаила в Островце. С 1919 по 1923 годы учился в Варшавском университете, где получил степень доктора права.
Был настоятелем церкви Святой Троицы в Радоме и Святейшего Сердца Иисуса в Глинице. Был арестован нацистами в январе 1941 года за помощь вдовам польских военных и депортирован в концентрационный лагерь Освенцим, где умер 2 мая 1941 года от истощения.
Прославление
13 июня 1999 года был беатифицирован римским папой Иоанном Павлом II вместе с другими польскими мучениками Второй мировой войны. День памяти — 12 июня.
Литература: Jerzy Banaśkiewicz. Błogosławiony ksiądz Bolesław Strzelecki. — Wydaw. Duszpasterstwo Rolników, 2001. — 51 p. — (Męczennicy 1939-1945). — ISBN 9788388743726.

Tatiana_Nikolaevna (546x700, 422Kb)
1897
Татьяна Николаевна
Великая княжна, вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Тезоименитство — 12 января по юлианскому календарю (мученицы Татианы). Родилась в городе Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя, в 10 час 40 мин; «при святой молитве наречена Татьяною». Бюллетень за подписью лейб-акушера Отта от 1 июня того же года извещал:
«Высоконоворожденная великая княжна Татьяна Николаевна находится в вожделенном здравии.» — Высочайший Манифест. «Правительственный вестник», 1897. № 120. Крещена в соответствии с высочайше утверждённым церемониалом духовником императорской семьи Янышевым 8 июня того же года в церкви Большого Петергофского дворца; восприемниками были: императрица Мария Феодоровна, великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ксения Александровна. По совершении таинства, митрополит Палладий (Раев) совершил литургию, во время которой императрица Мария Феодоровна поднесла княжну к причащению; во время пения «Да исполнятся уста наша» барон Фредерикс поднёс на золотом блюде императрице орден Святой Екатерины, который та возложила на великую княжну.
Tatiana_Nikolaevna01 (479x700, 273Kb)
Татьяна Николаевна в возрасте 7 лет
Татьяна получила нетрадиционное для Романовых имя. Великий князь Константин Константинович так объясняет этот выбор в своем дневнике:
«Слышал от царя, что его дочери названы Ольгой и Татьяной, чтобы было, как у Пушкина в «Онегине».
Детство и отрочество
Великая княжна воспитывалась при Императорском дворе вместе с сёстрами Ольгой, Марией, Анастасией Николаевнами и братом Алексеем Николаевичем. В детстве её любимыми занятиями были: игра в серсо, катание на пони и громоздком велосипеде — тандеме, в паре с Ольгой, неторопливый сбор цветов и ягод. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, путаное детское вышивание, вязание и «кукольный дом». Из Великих княжон была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её.
Tatiana_Nikolaevna02 (561x700, 283Kb)
Татьяна Николаевна с матерью — Александрой Фёдоровной в 1913 г.
Согласно одной истории, Татьяна была смущена, когда к ней обратились «Ваше Императорское Высочество». Весной 1901 года Ольга заболела брюшным тифом и была отправлена в Царское село. Татьяне разрешили погостить у Ольги, но она поначалу не узнала её. Когда её гувернантка, Маргарита Игер, сказала ей что это была Ольга, четырёхлетняя Татьяна начала горько плакать и возразила, что бледный, худой ребёнок не мог быть её обожаемой сестрой. Игер с трудом удалось убедить Татьяну. Французский наставник Пьер Жильяр писал, что обе сестры были «преданы друг другу». Татьяна, как и все члены семьи, была привязана к наследнику-цесаревичу Алексею, который тяжело и продолжительно болел гемофилией и несколько раз был на волоске от смерти. Его мать прислушивалась к советам Григория Распутина и верила в его молитвы о спасении юного цесаревича. Татьяна и её сестры считали Распутина другом их семьи. Осенью 1905 года Царь проводил Великую княжну Ольгу Александровну в детскую, где ей предстояло встретиться с Распутиным. Татьяна и её сестры с братом Алексеем были одеты в белые длинные ночные рубашки. «Всем детям он понравился, и они быстро привыкли к нему», — вспоминала Ольга Александровна.
Tatiana_Nikolaevna03 (416x700, 146Kb)
Великая княжна Татьяна Николаевна в парадном мундире «своего» подшефного Вознесенского 8-го уланского полка, 1910 год
Дружба Распутина с императорскими детьми была очевидна из их переписки:
«Любовь всей природе Бога, вся Его творения, в частности, эта земля. Матерь Божия всегда занимаемой с цветами и рукоделия.»
Тем не менее, одна из гувернанток, Софья Ивановна Тютчева, была в ужасе, что Распутин мог без разрешения заходить в комнату девочек, когда они были в ночных рубашках. Александра в конце концов уволила Тютчеву. Сестра Николая, великая княгиня Ксения Александровна была в ужасе от истории Тютчевой. Она написала в своем дневнике 15 марта 1910:
«Она не понимала, что Распутин друг семьи и святой человек. Когда Тютчева следила за ним, Ольга и Татьяна готовились ко сну, а Распутин сел в кроватку и начал с ними разговаривать и ласкать.»
Мария Ивановна Вишнякова (другая гувернантка) утверждала, что она была изнасилована Распутиным весной 1910 года. Императрица отказывалась верить ей, Вишнякова рассказала следователям, но никаких улик не нашли. Ходили слухи, что Распутин соблазнил четверых княжон и царицу, но эти слухи были опровергнуты. Совсем по-другому описывает взаимоотношения Александры Федоровны, Григория Распутина и великих княжон Юлия Александровна Ден, которую в императорской семье называли другом и которая, по ее словам «<…> знала Ее Величество лично и собственными глазами видела, как живет Царская Семья. Причем не только до войны и в военные годы, но и в дни невзгод, когда жестокая расправа и внезапная смерть поджидали нас на каждом углу». В своих мемуарах она утверждает, что «Мадемуазель Тютчева никогда не была гувернанткой Их Высочеств и не могла видеть, как Распутин их благословляет, поскольку этого не было. Государь не допустил бы подобного даже в том случае, если бы Ее Величество этого пожелала. Ну а уж Императрица отнюдь не считала, что подобная процедура была необходима для спасения душ ее дочерей. И Тютчева стала жертвой собственной заносчивости и зависти». Маргарита Игер в своих мемуарах также утверждала, что во-первых, Тютчева никогда не была ни нянькой, ни учительницей царственных детей, во-вторых, Распутина не допускали в детские спальни, подобное вопиющее нарушение приличий даже не пришло бы в голову императрице, а Николай запретил бы подобное сразу же. По свидетельству Юлии Ден, фрейлина императрицы Софья Тютчева обладала непокладистым, вздорным характером. В частности, она не любила Крым, поэтому всякий раз изводила всех своими претензиями по поводу необходимости жить в Ливадии, когда императорская семья туда отправлялась. В конце концов, ее вечное недовольство привело к тому, что императрица уволила ее. После этого, как пишет Юлия Ден, «Тютчева не преминула заняться сочинением клеветнических слухов, чтобы оправдать свое увольнение». В ту пору кампания против Распутина была в самом разгаре, поэтому люди, ведшие эту кампанию, подхватили эти сплетни и с воодушевлением их тиражировали.
Первая мировая война
Во время Первой мировой войны княжна вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим. По старой традиции шефствовала над 8-м уланским Вознесенским полком.
Переговоры о бракосочетании и роман с офицером
В 1914 году Татьяна влюбилась в корнета Лейб-Гвардии «Уланского Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны полка», — Дмитрия Яковлевича Маламу, с которым познакомилась в госпитале.
Tatiana_Nikolaevna04 (700x496, 344Kb)
Цесаревна Татьяна Николаевна делает перевязку Д.Я.Маламе в Царско-Сельском лазарете, осень 1914 г.
По воспоминаниям И.Степанова, лежавшего в одной палате с Дмитрием Маламой:
«Великая Княжна частенько задерживалась у постели Дмитрия: «обыкновенно Княжны уходили из перевязочной раньше Матери и, пройдя по всем палатам, садились в нашей, последней, и там ждали Её. Татьяна Николаевна садилась всегда около Маламы».
В октябре 1914 г. Дмитрий подарил Великой Княжне Татьяне Николаевне французского бульдога Ортипо, что дало повод Великой Княгине Ольге Александровне подшучивать над Татьяной:
«Татьяна, какой улан тебе подарил собачку? (сучку?) Ты сидишь на его койке, Ольга говорит. Очень занятно…»
Маламе симпатизировала и Императрица Александра Фёдоровна, писавшая Государю Императору Николаю II:
«Мой маленький Малама провел у меня часок вчера вечером, после обеда у Ани. Мы уже 1 1/2 года его не видали. У него цветущий вид, возмужал, хотя все ещё прелестный мальчик. Должна признаться, что он был бы превосходным зятем — почему иностранные принцы не похожи на него?»
Tatiana_Nikolaevna05 (700x525, 401Kb)
Татьяна, царевич Алексей с солдатами конвоя в царскосельском парке, январь 1917 года
Гибель
В марте 1917 года Великая княжна была вместе со всей Императорской семьёй арестована в Царском Селе и впоследствии сослана в Тобольск а позже в Екатеринбург. В советской историографии считалось, что решение о расстреле царской семьи было принято Уральским советом 16 июля, в связи с возможностью сдачи города белогвардейским войскам и якобы раскрытому «заговору о спасении царской семьи». В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в 23 часа 30 минут два особоуполномоченных от Уралсовета вручили письменный приказ о расстреле командиру отряда охраны — Петру Ермакову и коменданту дома — комиссару Чрезвычайной комиссии Якову Юровскому. После краткого спора о способе исполнения казни, царскую семью разбудили и под предлогом возможной перестрелки и опасности быть убитыми, предложили спуститься в угловую полуподвальную комнату. Согласно отчёту Якова Юровского, Романовы до последнего момента ни о чём не подозревали. В подвал по требованию императрицы были принесены стулья, на которые села она сама и Николай с сыном на руках. Анастасия вместе с сёстрами стояла позади. Сёстры принесли с собой несколько сумочек, Анастасия захватила также любимую собачку Джимми, сопровождавшую её во всё время ссылки. Высказывались предположения, что после первого залпа Татьяна, Мария и Анастасия остались живы, их спасли драгоценности, зашитые в корсеты платьев. Однако допрошенные следователем Соколовым свидетели показали, что из царских дочерей Анастасия дольше всех сопротивлялась смерти, уже раненую её «пришлось» добивать штыками и прикладами. По материалам, обнаруженным Эдвардом Радзинским, дольше всех живой оставалась Анна Демидова, прислуга Александры, которой удалось защитить себя подушкой, наполненной драгоценностями. Великая княжна Татьяна Николаевна канонизирована вместе с семьёй в 1981 году Русской православной церковью за границей, а в 2000 году — Архиерейским собором Русской православной церкви. Вся её семья в лике святых именуется «Святыми Царственными страстотерпцами».
Tatiana_Nikolaevna06 (486x700, 171Kb)
«Профиль её безупречно красив, он словно выточен из мрамора…»
Воспоминания современников
Софья Яковлевна Офросимова писала о Татьяне следующее:
«Направо от меня сидит великая княжна Татьяна Николаевна. Она великая княжна с головы до ног, так Она аристократична и царственна. Лицо её матово-бледно, только чуть-чуть розовеют щёки, точно из-под её тонкой кожи пробивается розовый атлас. Профиль её безупречно красив, он словно выточен из мрамора резцом большого художника. Своеобразность и оригинальность придают её лицу далеко расставленные друг от друга глаза. Ей больше, чем сёстрам, идут косынка сестры милосердия и красный крест на груди. Она реже смеётся, чем сёстры. Лицо её иногда имеет сосредоточенное и строгое выражение. В эти минуты она похожа на мать. На бледных чертах её лица — следы напряжённой мысли и подчас даже грусти. Я без слов чувствую, что она какая-то особенная, иная, чем сёстры, несмотря на общую с ними доброту и приветливость. Я чувствую, что в ней — свой целый замкнутый и своеобразный мир.»
Tatiana_Nikolaevna07 (697x700, 397Kb)
Татьяна Николаевна в 1912 году в финских шхерах
Баронесса С.К.Буксгевден:
«Татьяна Николаевна, по-моему, была самая хорошенькая. Она была выше матери, но такая тоненькая и так хорошо сложена, что высокий рост (175 см) не был ей помехой. У неё были красивые, правильные черты лица, она была похожа на своих царственных красавиц родственниц, чьи фамильные портреты украшали дворец. Темноволосая, бледнолицая, с широко расставленными глазами — это придавало её взгляду поэтическое, несколько отсутствующее выражение, что не соответствовало её характеру. В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы официальные церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум, унаследованный от Императрицы — матери и детальный подход ко всему.»
Tatiana_Nikolaevna08 (700x692, 446Kb)
Фотография Татьяны Николаевны со своим отцом — Николаем II во время игры в теннис в Виролахти
Юлия Ден:
«Великая Княжна Татьяна Николаевна была столь же обаятельной, как и Её старшая сестра, но по-своему. Её часто называли гордячкой, но я не знала никого, кому бы гордыня была бы менее свойственна, чем ей. С ней произошло то же, что и с Её Величеством. Её застенчивость и сдержанность принимали за высокомерие, однако стоило вам познакомиться с Ней поближе и завоевать Её доверие, как сдержанность исчезала и перед вами представала подлинная Татьяна Николаевна. Она обладала поэтической натурой, жаждала настоящей дружбы. Его Величество горячо любил вторую Дочь, и Сёстры шутили, что если надо обратиться к Государю с какой-то просьбой, то «Татьяна должна попросить Papa, чтобы Он нам это разрешил». Очень высокая, тонкая, как тростинка, Она была наделена изящным профилем камеи и каштановыми волосами. Она была свежа, хрупка и чиста, как роза.»
А.А.Танеева:
«Татьяна Николаевна была в Мать — худенькая и высокая. Она редко шалила и сдержанностью и манерами напоминала Государыню. Она всегда останавливала сестёр, напоминала волю Матери, отчего Они постоянно называли Её «гувернанткой». Родители, казалось мне, любили Её больше других. Государь говорил мне, что Татьяна Николаевна напоминает Государыню. Волосы у Неё были тёмные… Мне также казалось, что Татьяна Николаевна была очень популярна: все Её любили — и домашние, и учителя, и в лазаретах. Она была Самая общительная и хотела иметь подруг.»
П.Жильяр:
«Татьяна Николаевна от природы скорее сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была также менее даровита, но искупала этот недостаток большой последовательностью и ровностью характера. Она была очень красива, хотя не имела прелести Ольги Николаевны. Если только Императрица делала разницу между Дочерьми, то Её любимицей была Татьяна Николаевна. Не то чтобы Её сестры любили Мать меньше Её, но Татьяна Николаевна умела окружать Её постоянной заботливостью и никогда не позволяла себе показать, что Она не в духе. Своей красотой и природным умением держаться в обществе Она затеняла сестру, которая меньше занималась Своей особой и как-то стушевывалась. Тем не менее эти обе сестры нежно любили друг друга, между ними было только полтора года разницы, что, естественно, их сближало. Их звали «большие», тогда как Марию Николаевну и Анастасию Николаевну продолжали звать «маленькие».
Tatiana_Nikolaevna09 (479x700, 333Kb)
Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны в парадных мундирах «своих» подшефных полков, 1910 год.
А.Мосолов, начальник канцелярии Министерства Императорского Двора:
«Татьяна была выше, тоньше и стройнее сестры, лицо — более продолговатое, и вся фигура породистее и аристократичнее, волосы немного темнее, чем у старшей. На мой взгляд, Татьяна Николаевна была Самой красивой из четырёх Сестёр.»
К.Битнер:
«Если бы Семья лишилась Александры Феодоровны, то крышей бы для Неё была Татьяна Николаевна. Она была Самым близким лицом к Императрице. Они были два друга.»
Полковник Кобылинский:
«Когда Государь с Государыней уехали из Тобольска, никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны. Что нужно, всегда шли к Татьяне: «Как Татьяна Николаевна». Эта была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры, в ней отмечались исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая, любила хозяйничать, и в частности вышивать и гладить белье.»
А.Якимов, царский охранник:
« Такая же, видать, как Царица, была Татьяна. У Неё вид был такой же строгий и важный, как у Матери. А остальные Дочери: Ольга, Мария и Анастасия — важности никакой не имели.»
П.Емарков, инфорсер:
«Ольга была старшей дочерью — ничего особенного. Около двадцати двух; может быть, двадцать три. Я помню, Мария отмечала свое девятнадцатилетие в тюрьме — один из охранников принес ей пирожные. Она казалась фавориткой царя. Они всегда гуляли в саду вместе. У Анастасии все еще были волосы на спине. Ей было не больше семнадцати, может быть, и меньше. Татьяна встала между Ольгой и Марией. Я думал, что она была самой красивой из четырех. У нее тоже было много достоинства, и она всегда заботилась о других. Нам всем она понравилась больше всего.»
Киновоплощение
1971 — «Николай и Александра». В роли Татьяны Николаевны — Линн Фредерик.
Предки
Людвиг II Гессенский и Вильгельмина Баденская являлись родителями как принца Карла Гессенского, так и Марии Александровны, супруги императора Александра II. Впрочем, как считают биографы, во втором случае был лишь номинальным отцом, а биологическим являлся барон Август фон Сенарклен де Гранси с которым с 1820 года сожительствовала Вильгельмина Баденская. Литература: Лобашкова Т.А. Дом Романовых. Биобиблиографический иллюстрированный указатель. — Москва : Река времён, 2008. — 864 страницы. — 1500 экземпляров. — ISBN 978-5-85319-017-7; Комитет Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий / Вступительная статья Великой Княжны Татьяны Николаевны. — Петроград: Государственная типография, 1916. — Тома 1—2; Кравцова, Марина. Глава 9 Великая Княжна Татьяна Николаевна. Общественное служение женщины // Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. — Благо, 2002. — 205 страниц. — ISBN 5-86020-316-0; Матвеева Н.Л. Благотворительность и императорская семья в годы Первой мировой войны. — Москва: Издательство МГОУ, 2004. — 189 страниц. — ISBN 5-7045-0591-0; Памятная книжка Комитета ее императорского высочества великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. — Петроград: Государственная типография, 1915. — 193 страницы; Высочайше утвержденный церемониал о Святом крещении Ея Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны = Ceremonial du Bapteme de son Altesse Imperial la Grande-duchesse Tatiana Nikolaevna. — На французском и русском языках. — Санкт-Петербург : Типография Тренке и Фюсно, 1897. — 6 страниц. Статьи и публикации: Пчелов Е.В. Династия Романовых: генеалогия и антропонимика // Вопросы истории : научный журнал. — 2009. — № 6. — Страницы 76—83. — ISSN 0042-8779.

Virginia_Valli (558x700, 274Kb)
1898
Вирджиния Валли (Virginia Valli)
американская актриса театра и кино. Её кино-карьера началась в эпоху немого кино и продолжалась до появления первых звуковых фильмов в 1930-х годах. Родилась Вирджиния МакСвини в городе Чикаго, штат Иллинойс, начала выступать на сцене репертуарного театра в Милуоки. С 1916 года появилась в нескольких фильмах студии Essanay Studios в её родном городе Чикаго. Валли продолжали появляться в фильмах на протяжении 1920-х годов. Она стала звездой студии Universal Studios к середине 1920-х годов. В 1924 году она сыграла главную женскую роль в фильме Кинга Видора «Дикие апельсины». Она также появилась в романтической комедии «Every Woman’s Life». Большую часть ролей в кино она исполнила с 1924 по 1927 год, в том числе в дебютном фильме Альфреда Хичкока «Сад наслаждений» (1925), в «Paid To Love» (1927), с Уильямом Пауэллом, и фильме «Вечерние одежды» (1927), в котором снялся Адольф Менжу. В 1925 Валли снялась в фильме «The Man Who Found Himsel» с Томасом Мейханом. Производство было принято на Лонг-Айленде, Нью-Йорк студии. Её первая звуковая картина была «Остров погибших кораблей» (1929), но потом карьера пошла на спад из-за снижения популярности. Не найдя студию, которая согласилась бы с ней сотрудничать, она прекратила сниматься в 1931 году после фильма «Night Life in Reno». Валли впервые вышла замуж за Джорджа Ламсона, они проживали в небольшом доме в Голливуде, в непосредственной близости от Hollywood Hotel. В 1931 году она вышла замуж за актёра Чарльза Фаррелла, с которым оставалась в браке до её смерти. Они переехали в Палм-Спрингс, где она занималась общественной деятельностью в течение многих лет. Она перенесла инсульт в 1966 году, и умерла два года спустя, в городе Палм-Спрингс, штат Калифорния, США, 24 сентября 1968 года. Похоронена на кладбище Welwood Murray Cemetery. Избранная фильмография: 1921 — Сентиментальный Томми; 1923 — Шок; 1924 — Дикие апельсины; 1925 — Леди, которая лгала; 1925 — Сад наслаждений; 1927 — Вечерние одежды; 1927 — Ист-Сайд, Вест-Сайд; 1929 — Остров погибших кораблей.

Козин (524x700, 217Kb)
1898
Владимир Романович Козин
русский советский писатель, очеркист. Родился в городе Ростов-на-Дону, область Войска Донского, Российская империя. Окончил Бакинскую первую мужскую гимназию. Первый очерк напечатал 14 апреля 1917 года в газете «Вестник Совета ученических депутатов в г. Баку». Осенью 1918 года поступил в Астраханский университет. Летом 1920 года добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в боевых действиях на юге Украины. В 1922—1923 годах в бакинском журнале «Студенческая жизнь» напечатал новеллы «Английская булавка» и «Верблюжья шея», в 1925—1926 годах писал одноактные пьесы для студенческого театра. По окончании сельскохозяйственного факультета Азербайджанского политехнического института (1927) работал зоотехником-овцеводом в Азербайджане и на Северном Кавказе, затем в Туркмении, где специализировался в области каракулеводства. В сборниках «Солнце Лебаба» (1930) и «Цвет пустыни» (1932) художественный очерк с его документальностью, узкими рамками места и времени действия постепенно перерастает в свободный рассказ, который становится для Козина основным жанром. С 1932 года жил в Москве, работая исключительно в области художественной прозы. В цикле «Рассказы о просторе» (вошли в сборники «Путешествие за стадом», 1938) и «Повесть многих лет» (1940)) Козин находит свою тему: спокойно и неторопливо повествует о будничной на первый взгляд, простой и однообразной жизни обитателей пустыни. Его герои — пастухи, рабочие овцеводческого совхоза, зоотехники, студенты-практиканты. Лишь постепенно за суровой сдержанностью и лаконизмом рассказа раскрывается драматическая, а порой и трагическая тема мужественной борьбы за жизнь, упорного стремления человека к счастью. В годы Великой Отечественной войны был в Подмосковье — в гвардейских кавалерийских частях, в Киеве, Одессе, на Дунае — в составе Дунайской флотилии. Военная тема, появившаяся в рассказах Козина («Ловкий Артём», 1943; «Горы и ночь», 1944), после войны вновь уступает место теме борьбы человека с природой. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 10 июля 1967 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища. Сочинения: Взволнованная страна, Ашхабад, 1933; Вожак, Москва, 1933; Солдатский театр, Москва, 1939; Конские сады, Москва, 1946; Рассказы, Москва, 1954; Оазис, Москва, 1957. Литература: Макаренко А., Рассказы о простой жизни, Сочинения. том 7, Москва, 1958; Гольцев В., О Козине и проблемах краеведч. очерка, «Лит. критик», 1933, No 5; Эрлих А., Рассказы о просторе, «Литературная газета», 1938, 30 июля, No 42; Перцов В., Поиски нового, «Литературная газета», 1939, 10 авг., .No 44; Фирсов А. (= Платонов А.), О рассказах В. Козина, «Литературный критик», 1940, No 2; Басалаев И., Поиски стиля, «Звезда», 1955, No 10; Асеев Н., Говорящая пустыня, «Октябрь», 1960, No 6.

Princess_Joachim (502x700, 166Kb)
1898
Принцесса Мария Августа Ангальтская (немецкое имя — Marie Auguste von Anhalt)
дочь Эдуарда, герцога Ангальтского, и его супруги принцессы Луизы Саксен-Альтенбургской. Родилась в городе Балленштедт, Саксония-Анхальт, Германская империя. У Марии Августы было пятеро братьев и сестёр. Мария Августа приходилась старшей сестрой Иоахиму Эрнсту, герцогу Ангальтскому. Её дедом был герцог Фридрих Ангальтский, бабушкой — принцесса Антуанетта Саксен-Альтенбургская. По матери она была внучкой принца Морица Саксен-Альтенбургского и принцессы Августы Саксен-Мейнингенской. 11 марта 1916 года в Берлине она вышла замуж за принца Иоахима Прусского, младшего сына императора Вильгельма II. Свадебное торжество, в котором приняли участие император и императрица, герцог и герцогиня Ангальтские и другие родственники, состоялось во дворце Бельвю. Церемония прошла по лютеранскому обряду.
Princess_Joachimс сыном (456x700, 223Kb)
Мария Августа вместе с сыном
У пары родился единственный сын, принц Карл Франц. Их внук, принц Франц Вильгельм женился на Марии Владимировне Романовой, претендентке на императорский престол России. После отречения императора Вильгельма II супруг Марии Августы оказался не в состоянии смириться со своим новым статусом простолюдина и впал в глубокую депрессию. В конце концов он совершил самоубийство 18 июля 1920 года в Потсдаме. Один из источников сообщает, что у него было сложное финансовое положение в связи с «великой депрессией». Его родной брат, принц Эйтель Фридрих Прусский отметил, что он страдал от «порыва чрезмерного слабоумия». Незадолго до самоубийства супруги развелись, что послужило одной из причин суицида. После самоубийства Иоахима Карл Франц был взят под опеку своим дядей по отцу принцем Эйтелем Фридрихом. Матери была предоставлена полная опека над сыном в 1921 году. Она получила это право несмотря на то, что ранее пыталась бросить своего мужа, и вопреки многочисленным свидетельствам против неё. 27 сентября 1926 года Мария Августа вышла замуж за Иоганна Михаэля, барона фон Лоена, друга детства. Они развелись в 1935 году, и Мария Августа вернулась к своей девичьей фамилии. Мария Августа усыновила в 1980 году Ханса Лихтенберга, которому дала имя принца Фридриха Ангальтского. Это было неправильно, так как женщины не передают титулы детям. Таким образом, «принц Ангальтский» — просто фамилия, как и все другие имена, которые он использует. В 1986 году он женился на актрисе Жа Жа Габор. Умерла Мария Августа в городе Эссен, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 22 мая 1983 года.

Левина-Розенгольцjpg (554x700, 189Kb)
1898
Ева Павловна Левина-Розенгольц
русская и советская художница и график. Родилась в городе Витебск, Российская империя (ныне Беларусь), в семье купца Павла (Файвеля) Нохимовича Розенгольца и Цивьи Абрамовны Фрумсон. Сестра А.П.Розенгольца, наркома Внешней торговли СССР. В 1914 окончила Алексеевскую гимназию в Витебске. Во время первой мировой войны — сестра милосердия в военно-полевом госпитале. В 1917 получила диплом зубного врача в Томском университете. В 1917—1918 жила в Москве, брала уроки рисования и скульптуры у С.Д.Эрьзи. В 1919 возвратилась в Витебск. В 1920 вернулась в Москву. Продолжила художественное образование в студии А.С.Голубкиной, в том же году поступила во ВХУТЕМАС — в мастерскую Р.Р.Фалька, который окончила в 1925 со званием художника и правом заграничной поездки. В 1923—1931 годах была замужем за писателем Борисом Левиным. Экспонировала свои работы на выставке общества «Московские живописцы» и Первой Всебелорусской художественной выставке в Минске. В 1926 совершила поездку во Францию и Англию. В 1927—1928 участвовала в выставках общества «Рост» и «Объединения художников-общественников» в Москве. В 1929 поступила на высшие педагогические курсы при ВХУТЕИНе. С 1932 работала художницей по росписи тканей на Дорогомиловской фабрике, с 1934 — старшим консультантом по оформлению тканей при Наркомлегпроме. В начале Великой Отечественной войны — в эвакуации в Чистополе. В 1942 возвратилась в Москву. В августе 1949 была арестована и Особым Совещанием при МГБ СССР осуждена на 10 лет ссылки, которую отбывала в Красноярском крае. В 1949—1954 работала на лесоповале, маляром, делала надписи на баржах, санитаркой, медсестрой. В 1954—1956 работала в Караганде художницей-декоратором Казахского драматического театра. В 1956 была реабилитирована и возвратилась в Москву. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 18 августа 1975 года.
Семья
Брат — Герман Павлович Розенгольц (1895—1959), профессор и заведующий кафедрой микробиологии Молотовского медицинского института, директор института микробиологии и эпидемиологии в Молотове. Муж — Борис Михайлович Левин, писатель. Дочь — Елена Борисовна Левина (род. 1929), геолог, географ, искусствовед. Двоюродная сестра — поэтесса Елена Михайловна Ширман. Дядя (со стороны матери) — Нохим Абрамович Фрумсон (1873—1949) — был оперным певцом (лирико-драматический тенор), солистом Мариинского театра, известным по сценическому псевдониму «Николай Ростовский»; другой дядя — Арон Абрамович Фрумсон (Югов, 1886—1954), социал-демократ.
Творчество
С середины 1930-х гг. работала в технике пастели. В 1956—1974 занималась исключительно станковой графикой, предпочитая тушевые рисунки кистью или пером, а также пастель. Автор циклов картин: «Деревья»; «Болота»; «Люди» («Рембрандтовская серия»); «Небо»; «Портреты»; «Фрески»; «Пластические композиции», которые составляют, наряду с серией пастелей «Замоскворечье» 1930-х, основную часть её творческого наследия. В 1937 участвовала в оформлении Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Наибольшей коллекцией рисунков Левиной-Розенгольц обладает сейчас Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Творчество художницы представлено также в коллекции Государственной Третьяковской галереи, во многих российских и зарубежных частных собраниях. Литература: Алпатов М.В. — Московский художник, 1978, 8 февраля; Ройтенберг О. — Искусство, 1980, № 8; Воспоминания Е.Винокурова, О.Васильева, С.Рассадина, Э.Булатова. Составитель М.В.Шашкина. Предисловие А.Дмитриевой. — В сборнике : Панорама искусств 7. Москва, 1981; Тиханова В. — В сборнике: Панорама искусств 13. Москва, 1990.

Роскин (700x700, 276Kb)
1898
Александр Иосифович Роскин
русский советский литературовед, детский писатель, театральный и литературный критик. Александр Роскин родился в Москве, в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты Иосифа Гершевича (Григорьевича) Роскина (?—1919) и Веры Львовны Роскиной (урождённая Ривка Лейбовна Дынкина, ?—1946). Окончил реальное училище, занимался музыкой. В 1929 году начал литературную работу в газете «Беднота». В 1930—1940-х годах работал в журналах «Литературный современник», «Наши достижения», «Литературный критик», «Красная новь», «Художественная литература», «Литературное обозрение», «Театр», в «Литературной газете» и в других изданиях. Написал ряд научно-популярных книг, среди которых «Караваны, дороги, колосья» (1932) об основных открытиях Н.И.Вавилова и «Кольцо Севана» (1935) о строительстве гидроэлектростанции. Написал множество статей о постановках московских театров, в особенности о русской и западноевропейской классике. Активно участвовал в столичной литературной жизни. Часто бывал на вечерах у писателя Р.И.Фраермана на Большой Дмитровке, 20. Во второй половине 1930-х годов основной темой творчества Роскина стал А.П.Чехов. На тему его биографии, творчества, театральных постановок Роскин написал 25 статей. В своих публикациях он рассматривал основные проблемы творчества Чехова, высказывался против «вульгаризаторских искажений» его облика. Перу Александра Роскина принадлежат и некоторые произведения для детей и юношества, в частности книги «Максим Горький» (1936) и «Антоша Чехонте» (1940). Он составил литературные портреты современных советских писателей: М.Горького, А.П.Гайдара, В.В.Вересаева, К.Г.Паустовского, А.С.Грина, В.С.Гроссмана и других. После начала Великой Отечественной войны ушёл в народное ополчение. Осенью 1941 года попал в окружение под Вязьмой. Погиб. После его смерти Василий Гроссман посвятил ему очерк «Памяти Александра Иосифовича Роскина». В нём он писал: «Мне кажется, что главными линиями роскинского характера, линиями, обрисовавшими его внутренний контур, духовную архитектуру, были органическая, пропитавшая все его рабочее и житейское существо любовь к изящному, к прекрасному, душевная тонкость, чувствительность… Р. не только талант писательский, он талант человеческий. Он талант сложный, талант сложного характера, талант то ленивого, то деятельного, сильного ума, талант хандры, когда на него нападала хандра, талант чудесного, когда он был весел; человек очень особенного характера, человек органически изящный».
Семья
Брат — Владимир Иосифович Роскин (1896—1984), живописец. Брат — Григорий Иосифович Роскин (1892—1964), цитолог, гистолог, протозоолог. Жена (с 1925 года) — Надежда Давыдовна Рабинович (1901—1938, попала под трамвай), машинистка, племянница правоведа И.М.Рабиновича, двоюродная сестра поэта Евгения Раича; вторым браком вышла замуж за поэта Сергея Спасского. Дочь — Наталья Александровна Роскина (1927—1989), литературовед, автор мемуаров; во второй половине 1950-х годов непродолжительное время была женой русского поэта Николая Заболоцкого, который посвятил ей несколько своих стихотворений. Урна с прахом находится в колумбарии Митинского кладбища. Библиография: Караваны, дороги, колосья. — Москва : ОГИЗ — Молодая гвардия, 1932. — 238 страниц; Максим Горький. — Москва, 1936; Три сестры на сцене МХАТ. — Ленинград— Москва, 1946; Статьи о литературе и театре: Антоша Чехонте. — Москва, 1959; А.П.Чехов. Статьи и очерки. — Москва, 1959. Литература: Паустовский К.Г. Повесть о жизни // Собрание сочинений : В 9 томах. Том 5. Москва, 1982; Данин Д. С. Возвращение критика // Знамя. 1959. № 10; Шкловский В.Б. Верно и неверно указанные пути // Новый мир. 1959. № 12; Владимирская А. Две книги Александра Роскина // Театр. 1960. № 5; Кобрина А. Так писать о театре! // Театральная жизнь. 1959. № 18

Ткаченко (492x700, 173Kb)
1898
Владимир Александрович Ткаченко
генерал-майор Советской Армии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Родился в селе Оленовка,Херсонский уезд, Херсонская губерния, Российская империя (ныне — Витовский район Николаевской области Украины). После Октябрьской революции вступил в Красную Армию. Участвовал в боях Гражданской войны, два раза был ранен. Участвовал в Польском походе РККА (информация не подтверждена). После окончания боевых действий продолжил службу в Красной Армии. С начала Великой Отечественной войны полковник В. А. Ткаченко находился в действующей армии, командовал 30-м отдельным полком связи Юго-Западного фронта. Был ранен. Полк обеспечивал связью войска 38-й, 1-й танковой и 1-й гвардейской армий, штаб Юго-Западного фронта во время боёв на реках Дон и Северский Донец. В тяжёлый период отступления советских частей в июле 1942 года ему удалось сохранить практически всю материальную часть полка. Участвовал в Сталинградском сражении. С июня 1943 года служил заместителем начальника Управления связи Юго-Западного (впоследствии — 3-го Украинского) фронта. Участвовал в освобождении Украинской и Молдавской ССР. После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. Вскоре ему было присвоено воинское звание генерал-майора войск связи. Занимал должность заместителя начальника Высшей офицерской школы связи. Выйдя в отставку, проживал в городе Киев, Украинская ССР, СССР (ныне Украина), где и умер 10 января 1975 года.
Ткаченкогроб (525x700, 501Kb)
Похоронен на Лукьяновском военном кладбище Киева.
Награды: Орден Ленина; Орден «Святой Александр» III степени; Орден Красного Знамени (трижды); Орден Богдана Хмельницкого II степени; Орден Отечественной войны I степени; Орден Отечественной войны II степени; Орден Красной Звезды; Медаль «За отвагу» (СССР); Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»; Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; Медаль «За оборону Сталинграда»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За взятие Будапешта»; Медаль «За освобождение Белграда»; Медаль «За взятие Вены».

Anita_Berber (458x700, 208Kb)
1899
Анита Бербер (немецкое имя — Anita Berber)
известная в 1920-х годах немецкая танцовщица и актриса немого кино. Прославилась откровенными, насыщенными эротизмом танцевальными номерами и скандальным поведением. Анита родилась в городе Лейпциг, Королевство Саксония, Германская империя. Её отец, профессор Феликс Бербер, был известным скрипачом, мать по имени Люси пела шансонетки в берлинских кабаре. Когда девочке было три года, её родители развелись. Детство Аниты прошло в Дрездене, где она с 1906 года воспитывалась у бабушки со стороны матери и до 1913 года посещала школу для девочек. В 1914 году началась Первая мировая война, и Анита вместе с бабушкой вернулась к матери в Берлин, где они поселились в районе Вильмерсдорф.
Начало карьеры
Через год она начала брать уроки актёрского мастерства у актрисы Марии Моисси и посещать танцевальную школу знаменитой танцовщицы тех лет Риты Сачетто. Её сценический дебют вместе с другими ученицами школы состоялся 24 февраля 1916 года. В 1917 году Анита ушла от Сачетто и начала блестящую самостоятельную карьеру — солировала на сцене берлинского театра Apollo, танцевала на площадках варьете Wintergarten и Rudolf Nelson-Revuen, в 1918 году гастролировала по Швейцарии, Венгрии и Австрии. С самого начала её танцы эпатировали публику, отчего слава Аниты приобрела оттенок порочности и скандала.
Скандальная слава
Вернувшись в Берлин, Анита в 1919 году вышла замуж за художника Эберхарда фон Натусиуса. В том же году она дебютировала в кино, получив небольшую роль в фильме Рихарда Освальда «Дом трёх девушек». Затем последовала главная роль в фильме того же Освальда «История Диды Ибсен». В 1919 году их сотрудничество продолжилось и Освальд снял Аниту в пяти фильмах — «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена, «Проституция. Жёлтый дом», «Вокруг света за 80 дней», «Не такие, как все», «Зловещие истории», где Анита появилась во всех пяти эпизодах. В последних четырёх картинах её партнером был известный немецкий актёр тех лет Конрад Фейдт. В 1920 году Анита представила зрителям новую программу под названием Звуки и дым и продолжала сниматься в кино, помимо прочего сыграв в 1922 году роль второго плана в картине Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок». В том же году она развелась с Натусиусом и, будучи бисексуалкой, ушла к подруге по имени Сюзи Вановски. Далее Анита завязала роман со своим танцевальным партнером, гомосексуалом Себастьяном Дросте, и в 1922 году они поженились в Будапеште. Незадолго до этого пара шокировала публику, представив в Вене свою совместную программу Танцы порока, ужаса и восторга, которая включала в себя номера под живописными названиями Труп на секционном столе, Морфий, Дом заблуждений и Ночь Борджиа. Это шоу, в котором Бербер и Дросте танцевали обнажёнными, притягивало публику как магнит, но затем вмешались венские блюстители нравственности, и скандальная пара перебралась в Венгрию. В 1923 году они выпустили сборник не менее провокационных стихов и рассказов по мотивам сюжетов своих танцев. Далее пара вернулась в Берлин, где случился новый скандал — Дросте, наркоман-кокаинщик, совершил кражу, чтобы раздобыть деньги на наркотики, и бежал от расплаты в Америку. В том же году Анита аннулировала их брак. В 1923 году вместе с Норой Грегор она снимается в фильме «Огоньки в глубине».
Последние годы
После бегства Дросте новым партнёром Бербер стал американец-гомосексуал Генри Шатен-Хоффман. 10 сентября 1924 года они сочетались браком. В паре с Шатен-Хоффманом Анита произвела фурор, выступая с танцевальными номерами Ракета, Огни рампы, Белая мышка и Звуки и дым. Они посетили с сенсационными гастролями Кёльн, Дюссельдорф, Лейпциг и Вроцлав (в те годы — Бреслау), а в Гамбурге представили зрителям обновлённую программу под названием Танцы эротики и восторга. В 1928 году супруги гастролировали на Ближнем Востоке, и это турне стало для Бербер последним. В июле, выступая в Дамаске, танцовщица прямо на сцене почувствовала сильное недомогание. Её перевезли в Берлин, и 10 ноября того же года она скончалась в больнице от туберкулёза, отягощённого последствиями пристрастия к кокаину. Аните Бербер было тогда всего двадцать девять лет.
Признание и память
В 1987 году режиссёр Роза фон Праунхейм, один из активистов движения за права гомосексуалов Германии, снял картину под названием «Анита» — о том, как пожилая дама сошла с ума, вообразив себя Бербер. В 1925 году художник-авангардист Отто Дикс запечатлел Бербер на картине «Портрет дамы в красном». В настоящее время картина находится в галерее города Штутгарта. Компания «Rosenthal» выпустила три фарфоровые статуэтки, изображающие Аниту в танце.
Фильмография
Screenshot 2025-05-15 at 19-41-58 Бербер Анита — Википедия (586x700, 174Kb)

Малеев (546x700, 148Kb)
1899
Михаил Фёдорович Малеев
советский военачальник, генерал-майор (4 июня 1940 года). Родился в селе Большая Мартыновка, Сальский округ, область Войска Донского, Российская империя, в семье бедных казаков. Уже с двенадцати лет ему пришлось познать всю тяжесть батрацкого труда.
Гражданская война
В феврале 1918 года призван в ряды РККА, после чего служил красноармейцем в отряде Ситникова (1-й Донской округ), в кавалерийском отряде С.М.Будённого, в 6-м отдельном эскадроне (1-я отдельная кавалерийская бригада) и в 4-й кавалерийской дивизии, а также принимал участие в боевых действиях на Южном фронте против войск под командованием генерала А.И.Деникина в районе Царицына и на территории Донской области. С июня 1919 года служил младшим командиром и курсантом в полковой школе в составе 23-го кавалерийского полка (4-я кавалерийская дивизия) и принимал участие в боевых действиях против войск под командованием генерала А.В.Голубинцева в районе Прямой Балки. После окончания полковой школы с осени того же года Малеев участвовал в боевых действиях в ходе Воронежско-Касторненской, Харьковской, Донбасской, Ростово-Новочеркасской и Северо-Кавказской операций, а также в Егорлыкском сражении. В мае 1920 года 4-я кавалерийская дивизия была включена в состав Юго-Западного фронта, после чего во время советско-польской войны принимала участие в боевых действиях на житомирском, новоград-волынском и львовском направлениях, а осенью того же года действовала на территории Северной Таврии и в Крыму против войск под командованием генерала П.Н.Врангеля.
Межвоенное время
После окончания войны продолжил служить в составе 23-го кавалерийского полка (4-я кавалерийская дивизия) на должностях командира взвода, помощника командира эскадрона, командира хозяйственного взвода и командира эскадрона. В июне 1930 года был переведён в 19-й кавалерийский полк этой же дивизии, после чего служил на должностях командира эскадрона, начальника полковой школы и помощника командира полка по хозяйственной части. С декабря 1931 по июнь 1932 года учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава имени С.М.Будённого. В июне 1935 года назначен на должность командира 114-го кавалерийского полка (29-я кавалерийская дивизия). В декабре 1937 года Малеев повторно направлен на учёбу на кавалерийские курсы усовершенствования командного состава имени С.М.Будённого, после окончания которых в марте 1938 года назначен на должность командира 15-й отдельной Кубанской кавалерийской дивизии ( Забайкальский военный округ), в июле 1939 года — на должность начальника ремонтных курсов при Военно-ветеринарной академии РККА, а в сентябре того же года — на должность командира 3-й кавалерийской дивизии.
Великая Отечественная война
С началом войны находился на прежней должности. Дивизия под командованием Малеева в составе 5-го кавалерийского корпуса (Южный фронт) вступила в бой утром 22 июня 1941 года, нанося контрудар по прорвавшимся на советскую территорию немецко-румынским войскам и прорвав кольцо окружения вокруг оборонявшихся пограничников. Затем в крайне тяжёлых условиях дивизия обороняла 40-км промежуток между Струмиловским и Рава-Русским укрепрайонами, сдерживая превосходящие силы противника и активно контратакуя его. В начале июля её передали вместе с корпусом на Юго-Западный фронт, где она участвовала в боевых действиях в районе городов Бердичев и Казатин. За образцовое выполнение боевых задании генерал-майор Малеев в ноябре 1941 года награждён орденом Красного Знамени. 25 декабря того же года 3-я кавалерийская дивизия была преобразована в 5-ю гвардейскую. В январе 1942 года назначен на должность командира 17-го казачьего кавалерийского корпуса, формировавшегося в составе Северокавказского военного округа на базе ополчения кубанских и донских казаков. В феврале был ранен и после выздоровления в июне того же года назначен на должность инспектора кавалерии Закавказского фронта, а затем Черноморской группы войск этого же фронта, после чего принимал участие в боевых действиях в ходе битвы за Кавказ, в августе вновь был ранен. В ноябре назначен на должность заместителя командира 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса, а в марте 1943 года — командир 4-го кавалерийского корпуса, а после его присоединения к 7-му гвардейскому кавалерийскому корпусу в июне того же года назначен на должность командира этого корпуса, который вскоре принимал участие в боевых действиях в ходе Черниговско-Припятской и Гомельско-Речицкой наступательных операций. В ноябре 1943 года вновь назначен на должность заместителя командира 5-го гвардейского Донского кавалерийского корпуса, после чего принимал участие в ходе Ясско-Кишинёвской, Дебреценской, Будапештской и Венской наступательных операциях, а также в аресте А.Г.Шкуро и П.Н.Краснова.
Послевоенная карьера
После окончания войны находился на прежней должности, исполняющий дела заместителя командира корпуса. В декабре 1945 года назначен на должность командира 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса, однако с июля 1946 года находился в распоряжении сначала командующего кавалерией Сухопутных войск, а затем командующего бронетанковыми и механизированными войсками Вооружённых сил и в октябре того же года назначен на должность командира 26-й гвардейской механизированной дивизии, а в январе 1947 года — на должность командира 8-й механизированной дивизии (Белорусский военный округ). После окончания академических курсов усовершенствования офицерского состава при Военной академии бронетанковых и механизированных войск вернулся на занимаемую должность, от которой в сентябре 1950 года был освобождён. В декабре того же года был назначен на должность заместителя командира 72-го стрелкового корпуса, а в октябре 1951 года — на должность начальника Объединённых курсов усовершенствования офицерского состава Приморского военного округа. В августе 1955 года вышел в отставку в звании генерал-майора. Умер в городе Волгоград, РСФСР, СССР, 23 февраля 1964 года.
Воинские звания: Полковник (29 января 1936 года); Комбриг (4 ноября 1939 года); Генерал-майор (4 июня 1940 года). Награды: Орден Ленина (21 февраля 1945); Шесть орденов Красного Знамени (1920, 6 ноября 1941, 29 марта 1943, 27 февраля 1944, 3 ноября 1944, 1948); Орден Суворова II степени (13 сентября 1944); Орден Кутузова II степени (13 апреля 1945); Орден Красной Звезды (16 августа 1936); Медаль «За оборону Кавказа»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль «За взятие Будапешта»; Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Том 1. — Страницы 70—71. — ISBN 5-901679-08-3; Великая Отечественная. Комдивы [Текст] : военный биографический словарь : в 5 томах / Д.А.Цапаев (руководитель) и другие. ; под общей редакцией В.П.Горемыкина. — Москва : Кучково поле, 2011. — Том 1. — 736 страниц. — 200 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0189-8; Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. Том 8. — Москва, 2019. — Страницы 11-13.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»