• Авторизация


10 июня родились... 10-06-2025 04:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[431x700]
1889
Иван Васильевич Ларин
доктор биологических наук, действительный член Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина, профессор-консультант кафедры луговодства Ленинградского сельскохозяйственного института. Родился в селе Миусс ныне Первомайского района Саратовской области. В 1924-1925 годах работал почвоведом-ботаником Урало-Букеевской экспедиции Наркомата земледелия Киргизской ССР. В 1926 году окончил Ленинградский государственный университет. В 1926-1928 годах – заведующий Казахским почвенно-ботаническим бюро. В 1928-1929 годах – почвовед-эксперт Московского почвенного института. В 1929-1932 годах – профессор, заведующий кафедрой кормопроизводства Омского сельскохозяйственного института. В 1932-1937 годах – заведующий отделом лугов и пастбищ Института кормов. В 1938-1963 годах – заведующий кафедрой луговодства Ленинградского сельскохозяйственного института. С 1963 года – профессор-консультант этой же кафедры Ленинградского сельскохозяйственного института. В 1938-1940 и 1950-1956 годах одновременно – старший научный сотрудник Ботанического института имени В.Л.Комарова Академии Наук СССР. Основные исследования ученого посвящены систематическому изучению дикой кормовой флоры; разработке теоретических основ сенокосно-пастбищного хозяйства; изучению и внедрению в производство загонной системы пастбищ; теоретическому обоснованию и разработке схемы пастбище-обороты для различных природных зон СССР. В 1937 году вышла самая значительная работа большого коллектива ученых, возглавляемая Лариным, - «Кормовые растения естественных сенокосов и пастбищ СССР», где охарактеризовано 2778 видов растений. В 1948 году эта монография значительно дополняется и к 1956 году уже включает три тома, в которых охарактеризовано 4730 видов. В 1956 году выходит его первое учебное пособие по сенокосам и пастбищам в нашей стране – «Луговодство и пастбищное хозяйство», а также монография «Пастбище-оборот». Обосновал сроки сенокошения и разработал приемы оценки сена, создал в СССР кормовое направление в геоботанике. Много внимания уделял освоению под культуру полупустынных и пустынных пастбищ. Разработал схемы наиболее рационального использования природных лиманов Заволжья; районирование кормовых трав; мероприятия по луговодству и травосеянию применительно к различным природным зонам и типам территорий; методики научных исследований в луговодстве. Внедрил в производство рациональные приемы луговодства. Опубликовал около 300 научных трудов, из них более 20 книг и брошюр. Ряд работ опубликовано за рубежом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1966 года за успехи, достигнутые в увеличении производства и заготовок пшеницы, ржи, гречихи, риса, других зерновых и кормовых культур и высокопроизводительном использовании техники Ларину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Умер 4 мая 1972 года.
[525x700]
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Лауреат Сталинской премии (1950). Лауреат премии имени академика В.Р.Вильямса (1959). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Почетный член Всесоюзного ботанического общества (1964), Польского общества луговодов и мелиораторов (1966), почетный доктор (1960) Редингского университета (Великобритания). Почетный гражданин города Уральск (1967). Доктор биологических наук (1935). Профессор (1930). Академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (1956). Награжден орденом Ленина (23 июня 1966), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1943, 1960), медалями, а также Большой серебряной медалью, бронзовыми медалями и золотой медалью ВСХВ – ВДНХ СССР. На здании Ленинградского сельскохозяйственного института (Петербургское шоссе 2) в 1973 году была установлена мемориальная доска (архитектор В.В.Исаева) с текстом: «В Ленинградском сельскохозяйственном институте с 1938 по 1972 год работал видный ученый-луговод, заслуженный деятель науки РСФСР, Герой Социалистического Труда, академик Иван Васильнвич Ларин». Сочинения: Краткое пособие по изучению естественных кормов. — Москва: Сельхозгиз, 1930. — 80 страниц; Пастбищное содержание скота / Соавтор А.С.Доброхотов. — Ленинград: Лениздат, 1951. — 212 страниц; Определение почв и сельскохозяйственных угодий по растительному покрову в степи и полупустыне междуречья Волго-Урал. — Москва: Сельхозгиз, 1953. — 151 страница; Природные сенокосы и пастбища / Соавторы: В.А.Бориневич и другие — Москва : Сельхозиздат, 1963. — 549 страниц; Практикум по луговодству и пастбищному хозяйству / Соавторы Т.Р.Годлевский и другие. — 2-е издание, переработанное. — Москва: Колос, 1964. — 239 страниц.

[514x700]
1889
Сэссю Хаякава (японское имя — 早川 雪洲; романизация имени — Sessue Hayakawa)
американский и японский актёр. Сэссю Хаякава родился в городке Тикура (в настоящее время — город Минамибосо в префектуре Тиба). Семья Хаякава принадлежала к сословию самураев. Сэссю учился в японском офицерском морском училище. В результате подводного погружения у него лопнули барабанные перепонки. Это прервало его карьеру военного офицера. В восемнадцать лет Сэссю Хайакава попытался совершить харакири. Врачи несколько месяцев боролись за его жизнь. После этого он долгое время вел жизнь отшельника в отдалённом храме. В 1909 году Сэссю приехал в США. В 1913 году он получил диплом бакалавра искусств Чикагского университета. Вместе с женой, Цуру Аоки, играл в пьесе «Тайфун», в Сан-Франциско, где его и увидел Томас Инс. Чета снялась в двух больших фильмах, поставленных Инсом в 1914 году: «Гнев богов» и «Тайфун». Сэссю снимается в фильме 1913 года «Битва при Геттисберге». 1957 — номинант на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана, за роль полковника Сайто в фильме «Мост через реку Квай». Умер в Токио 23 ноября 1973 года. Фильмография: 1912 — Немезида / His Nemesis; 1913 — Битва при Геттисберге / The Battle of Gettysburg; 1914 — Тайфун / The Typhoon — Токорама; 1914 — Гнев богов; 1914 — Последний из рода; 1915 — Вероломство / Temptation; 1915 — Обман / The Cheat; 1919 — Серый горизонт / The Gray Horizon; 1937 — Ёсивара / Yoshiwara; 1949 — Токийский Джо / Tokyo Joe; 1955 — Дом из бамбука / House of Bamboo; 1957 — Мост через реку Квай / The Bridge on the River Kwai — полковник Сайто; 1959 — Зеленые поместья / Green Mansions; 1960 — Швейцарская семья Робинзонов / Swiss Family Robinson; 1966 — Дневной мечтатель / The Daydreamer.

1890
Ольга Ильинична Андреева
русская советская актриса. Нродная артистка Узбекской ССР (1952). Училась на драматических курсах О.А.Правдива (Москва). Сценич. деятельность начала в 1912 в Двинске. В дальнейшем работала в театрах Харькова, Вологды, Самары и других городов. С 1938 - в Ташкентском русском театре. Творчество Андреева характеризуется тщательной отделкой роли, мастерством сценической речи, реалистической выразительностью. Роли: Бетси ("Плоды просвещения"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Ксения, Меланья, Василиса ("Егор Булычев и другие", "Дети солнца", "На дне"), Катерина, Глафира, Мурзавецкая, Кручинина ("Гроза", "Волки и овцы", "Без вины виноватые"), Таланова ("Нашествие"), Любовь Яровая; Наталия Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. С успехом играет в пьесах узбекских драматургов: Хамбробиби ("Шёлковое сюзане" Каххара), Ходжар ("Тайны паранджи" Хамзы). Источники: Театральная энциклопедия. Том 1/Главный редактор С.С.Мокульский - Москва: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 столбцов с иллюстрациями, 12 листов иллюстраций.

[437x700]
1890
Леонс Мартынович Паэгле (латышское имя — Leons Paegle)
латышский писатель, драматург и общественный деятель. Леон Паэгле родился в Видрижской волости (нынешний Лимбажский край Латвии), в семье кузнеца. Учился в Видрижской начальной школе (1899—1903), Ледургской приходской школе, в Вольмарской школьной семинарии (1906—1910), в Московском городском народном университете имени А.Л.Шанявского (1914—1917). Работал учителем в Кримулдской волостной школе (1911), в Милгравской фабричной школе предпринимателя-мецената Августа Домбровского в Милгрависе, сотрудником Общества по борьбе с пропагандой алкоголя «Зиемельблазма». В годы Первой мировой войны жил в Москве. Был председателем совета Московской латышской школы, членом исполнительного комитета Курземского совета, членом Латвийской социал-демократической рабочей партии (1917). В 1919 году вернулся в Латвию. Работал инспектором в 1-й Рижской средней школе, был лектором совета Педагогической организации работников внешкольного образования, депутатом Рижской думы (1922 и 1925). С 1921 года неоднократно подвергался аресту за членство в запрещённой Коммунистической партии Латвии. В 1925 году был освобождён под залог в связи с тяжёлой болезнью. Умер в Риге 28 января 1926 года, похоронен на Лесном кладбище. Его похороны вылились в широкую манифестацию. С 1944 по 1990 год имя Леона Паэгле носила 1-я средняя школа. В 1959 году в родном доме писателя в Лимбажском районе был открыт мемориальный музей. До начала 1990-х годов его именем была названа одна из центральных улиц города Риги (сейчас возвращено её прежнее название — улица Антонияс). До сих пор имя писателя носит улица в городе Валмиера. Имя носил Государственный Валмиерский театр драмы Латвийской ССР. Литературные публикации с 1908 года. Творчество Леона Паэгле отличается острым драматизмом, экспрессионизмом, ясностью фабулы, пропитано бодростью классовой борьбы и коммунистическим пафосом. Использовал псевдонимы Юстус, Арлекин, Красный арлекин. Наиболее известен своими следующими работами: сборники стихов «Знамёна» (1922), «Тюрьмы не помогают»(1923), сборники рассказов «Дети труда» (1921) и «Через порог страдания» (1922), неоконченный роман «Мёртвая петля», пьесы «Воскресение» (1919, первая постановка Рабочего театра Советской Латвии), Жар-птица (1925), «Боги и люди» (1914, либретто оперы Я.Медыньша). Переводил труды А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Блока и Г.Гауптмана. Постановки: 1952 — «Жар-птица» (латышское название — "Ugunsputns") был поставлен Рижским ТЮЗом на латышском языке. Сочинения: Kopoti raksti, sej. 1—5, Riga, 1956— 1958; в русском переводе— Избранное, Рига, 1955; Рассказы, Москва, 1965; Жду солнышка, Рига, 1967. Пьесы: "Runga, iz maisa!" (1926., teātrī 1927.); "Ugunsputns" (teātrī saīsināti 1925., pilnīgi 1952., grāmatā 1947.); "Iela" (1922); "Gadsimtu sejas"(1921); "Augšāmcelšanās" (1919); "Laikmijos" (teātrī 1916, publicēta 1917); "Dievi un cilvēki" (1914). Романы: "Izpostītie" (1926); "Kurš mani mīl?" (1923); "Nāves cilpa" (1924). Поэтический сборник: "Cietumi nelīdz", "Leons Paegle dzejo intīmi" (1923); "Jauno vanagu sasaukšanās" (1921); "Spārni" , "Karogi" (abi 1922). Сборник рассказов: "Kas atsēdēs?" (1928); "Darba bērni" (1921); "Pār sāpju slieksni" (1922). Литература: История латышской литературы, том 2, Рига, 1971; Latviešu literaturas darbinieki, Riga, 1965; Labrence V. Leons Paegle R., 1961; Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Главный редактор П.П.Еран. — 1-е издание. — Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. — Страница 541. — 880 страниц — 60 000 экземпляров. — ISBN 5-89960-002-0.

Al Dubin (590x700, 156Kb)
1891
Александр (Эл) Дубин (Al Dubin)
американский поэт-песенник. Наиболее известен как соавтор композитора Гарри Уоррена. Обладатель премии «Оскар» за лучшую песню (1936). Эл Дубин родился в городе Цюрих, Швейцария, в семье евреев из России. В возрасте двух лет переехал с родителями в США из Швейцарии. Рос в Филадельфии. С 13 до 16 лет играл в хоккейной команде, благодаря чему бывал в Нью-Йорке, где посещал бродвейские мюзиклы. В возрасте 14 лет начал сочинять для бродвейских исполнителей. В сентябре 1909 года Дубин поступил в Perkiomen Seminary, но в 1911 году был из школы исключён. Он нашёл работу поющего официанта в ресторане Филадельфии, одновременно продолжая писать стихи и пытаясь продать их местным издателям. В это время он познакомился с композитором Джо Берком. Вместе они написали песню «Oh, You, Mister Moon» (1911), которая была опубликована фирмой «M.Witmark & Sons». В 1917 году Дубин призван на военную службу и направлен в Кемр-Аптон в Япанке, Лонг-Айленд. Служил рядовым в 305-м полку полевой артиллерии 77-й дивизии. Во время службы вместе с композитором Фредом Рэтом написал песню «They Didn’t Think We’d Do it», «But We Did». В первую увольнительную отправился на спектакль в театре Маджестик в Нью-Йорке, где встретил Елену Макклей. Они поженились 19 марта 1921 в церкви Святой Елизаветы в Нью-Йорке, после перехода Дубина в католичество и аннулирования первого брака Макклей. В том же году Дубин был принят в Американское общество композиторов, авторов и издателей. Стремящийся к возвеличиванию собственной персоны, Дубин страдал от алкогольной и наркотической зависимости. 1940-е годы стали для него наиболее тяжёлым испытанием. Жена от него отдалилась, а сам он искал работу как в Голливуде, так и в Нью-Йорке. Последним контрактом Дубина стала работа над ревю» Laffing Room Only» с композитором Бертоном Лейном. Вкладом Дубина стало название «Feudin' and a Fightin», за что он получил четвёртую часть общего гонорара. Последние годы Дубин проживал в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, в Empire Hotel, в одиночестве и болезни. 8 февраля 1945 года он упал на улице после того, как принял большое количество прописанных ему барбитуратов. Он был госпитализирован в Roosevelt Hospital с диагназом отравление и пневмония и скончался 11 февраля 1945 года. Известный комментатор Уолтер Винчелл объявил о его смерти по радио. Дубин был похоронен на кладбище Святого креста в городе Калвер-Сити, штат Калифорния, США.
Карьера
Дубин продал свои первые тексты для песен в 1909 году. Это были Prairie Rose и Sunray, опубликованные Whitmark.
В 1925 году Дубин познакомился с композитором Гарри Уорреном, который впоследствии станет его соавтором в Warner Bros. Первая песня, которую они написали, называлась «Too Many Kisses in the Summer Bring Too Many Tears in the Fall». Но настоящим хитом стала другая песня, написанная Дубиным совместно с Джозефом Мейером в том же году: «A Cup of Coffee, a Sandwich and You. Warner Bros.» поглотила фирмы «Witmark», «Remick» и 2Harms», и так как Дубин имел контракт с «Harms», он стал работать на братьев Уорнер. В 1929 году Дубин вместе с композитором Джо Берком создал для фильма «Gold Diggers of Broadway» песню «Tiptoe Through the Tulips». В 1932 году Дубин официально объединился с композитором Гарри Уорреном для работы над фильмом-мюзиклом «42-я улица». Благодаря этому дуэту в фильме появилось четыре песни: «42nd Street», «You’re Getting to Be a Habit with Me», «Young and Healthy» и «Shuffle Off to Buffalo». Между 1932 и 1939 годами Дубин и Уоррен сочинили 60 песен, ставших хитами нескольких мюзиклов «Warner Bros.», включая «Gold Diggers of 1933», «Footlight Parade» с Джеймсом Кэгни в главной роли, 2Roman Scandals» с Эдди Кантором, 2Dames» c Руби Килер, 2Go Into Your Dance» и «Wonder Bar» с Элом Джолсоном. Песня «Lullaby of Broadway», написанная Уорреном и Дубиным для музыкального фильма «Gold Diggers» of 1935, выиграла награду Академии за лучшую песню.
Наследие
В 1980 году продюсер Дэвид Меррик и режиссёр Гауэр Чэмпион создали на основе фильма 1933 года «42-я улица» бродвейский мюзикл. Постановка завоевала премию «Тони» за лучший мюзикл. Сценарий был написан Майклом Стюартом и Марком Брэмблом, которые использовали песни Уоррена и Дубина из различных фильмов, включая «42-я улица», «Dames», «Go Into Your Dance», «Gold Diggers of 1933» и «Gold Diggers of 1935». В 1970 году Эл Дубин был включён в Зал славы авторов песен. Работы на Бродвее: Charlot Revue (1925, ревю) — соавтор песни A Cup of Coffee, a Sandwich and You; White Lights (1927, мюзикл) — соавтор песен; Streets of Paris (1939, ревю) — автор песен; Keep Off the Grass (1940, ревю — соавтор песен; Star and Garter (1942, ревю) — соавтор песни Robert the Roue; Sugar Babies (1979, ревю) — соавтор песен; 42nd Street (1980, возобновлён в 2001, мюзикл) — автор песен. Избранная фильмография: The Show of Shows (1929); Gold Diggers of Broadway (1929); Sally (1929); Oh Sailor Beware (1929); Hold Everything (1930); She Couldn’t Say No (1930); «42-я улица» (1933); Footlight Parade (1933); Roman Scandals (1933); Gold Diggers of 1933 (1933); Moulin Rouge (1934); Wonder Bar (1934); Dames (1934); Twenty Million Sweethearts (1934); Go Into Your Dance (1935); Gold Diggers of 1935 (1935); Broadway Gondolier (1935); Stars Over Broadway (1935); Shipmates Forever (1935); Gold Diggers of 1937 (1937); Mr. Dodd Takes the Air (1937); Gold Diggers in Paris (1938); Garden of the Moon (1938); Streets of Paris (1939); Stage Door Canteen (1943). Избранные песни: A Cup of Coffee, a Sandwich, and You (1925) — слова Эла Дубина и Билли Роуза, музыка Джозефа Мейера; Tiptoe through the Tulips (1929, фильм Gold Diggers of Broadway) — музыка Джо Берка; Фильм «42-я улица»: (Forty-Second Street; Shuffle Off to Buffalo; Young and Healthy; You’re Getting to Be a Habit with Me); Shanghai Lil (1933, фильм Footlight Parade) — музыка Гарри Уоррена; Keep Young and Beautiful (1933, фильм Roman Scandals) — музыка Гарри Уоррена; Фильм Gold Diggers of 1933 (1933), музыка Гарри Уоррена: (Shadow Waltz; We’re In the Money; Pettin' in the Park; Remember My Forgotten Man; I’ve Got to Sing a Love Song); The Boulevard of Broken Dreams (1934, фильм Moulin Rouge) — музыка Гарри Уоррена; Wonder Bar (1934, фильм Wonder Bar) — музыка Гарри Уоррена; Фильм Dames (1934), музыка Гарри Уоррена: (I Only Have Eyes For You; Dames); Фильм Go Into Your Dance (1935): (Go Into Your Dance; About a Quarter to Nine; She’s a Latin from Manhattan); Фильм Gold Diggers of 1935 (1935), музыка Гарри Уоррена: (Lullaby of Broadway; I’m Going Shopping with You); Lulu’s Back In Town (1935, фильм Broadway Gondolier) — музыка Гарри Уоррена; Don’t Give Up the Ship (1935, фильм Shipmates Forever) — музыка Гарри Уоррена; With Plenty of Money and You — музыка Гарри Уоррена; September in the Rain — музыка Гарри Уоррена; Remember Me? — музыка Гарри Уоррена; The Song of the Marines (1937, фильм The Singing Marine) — музыка Гарри Уоррена; Фильм Gold Diggers of 1938 (1938), музыка Гарри Уоррена: (I Wanna Go Back to Bali; The Latin Quarter); Indian Summer (1939) — музыка Виктора Гербета); We Mustn’t Say Goodbye (1943, фильм Stage Door Canteen) — музыка Джеймса В. Монако. Номинация на премию «Оскар» за лучшую песню; Feudin' and Fightin' (1944, фильм Laughing Room Only) — заглавие Эла Дубина, слова и музыка Бертона Лейна. Литература: Dubin, Patricia McGuire. Lullaby of Broadway: Life and Times of Al Dubin - One of America's Great Lyricists (англ.). — Citadel Press[англ.], 1983. — ISBN 0-8065-0871-X.

Матвеев (528x700, 269Kb)
1891
Александр Андреевич Матвеев
генерал-майор Советской Армии, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Родился в Ромбертово Варшавской губернии (ныне — территория Польши) в рабочей семье. В 1906 году окончил городское училище. В 1909 году Матвеев был призван на службу в царскую армию. В 1915 году окончил школу прапорщиков. С марта 1918 года — в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участник Гражданской войны. В 1927 году окончил Высшую военную педагогическую школу РККА по специальности «тактика». Служил на различных командных должностях. С 22 июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, воевал на Южном фронте, командовал батальоном. 6 ноября 1941 года был контужен. Отозван с фронта в июле 1942 года, занимал несколько руководящих должностей в военных училищах. После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. С февраля 1946 года Матвеев руководил Винницким пехотным училищем, затем стал начальником оперативной и боевой подготовки в 50-й воздушной армии. В 1948 году Матвеев был уволен в запас. Проживал в Смоленске. Умер в городе Смоленск, РСФСР, СССР, 30 октября 1954 года.
Матвеевгроб (525x700, 508Kb)
Похоронен на кладбище «Клинок» в Смоленске.
Награды и премии: Орден Ленина (21 февраля 1945); два ордена Красного Знамени (?, 3 ноября 1944); Орден Красной Звезды (22 февраля 1944); Медаль «XX лет РККА» (1938); Медаль «За оборону Кавказа»; «Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Франц_Андре (478x700, 125Kb)
1893
Франц Андре (французское имя — Franz André)
бельгийский дирижёр. Родился в городе Брюссель, Бельгия. В 1912 году окончил Брюссельскую консерваторию по классу скрипки. Совершенствовался как дирижёр под руководством Феликса Вайнгартнера. В 1923 году наряду с виолончелистом Фернаном Кине стал одним из первых музыкантов, выступающих в эфире начавшегося в Бельгии регулярного радиовещания. Постепенно вокруг этих двух музыкантов сложился коллектив, в котором Андре стал не только скрипачом, но и одним из дирижёров. Его лидирующее положение в оркестре упрочилось с появлением в 1930 году Национального института радиовещания (нидерландское название — Nationaal Instituut voor de Radio-omroep), прилагавшего усилия к созданию радиооркестра. В 1935 году Андре возглавил вновь созданный Симфонического оркестра Бельгийского радио, руководил этим коллективом до 1958 года. В 1937—1938 годах Андре дирижировал заключительными концертами Конкурса имени Изаи, в 1951—1964 годах — заключительными концертами преемственного по отношению к нему Международного конкурса имени королевы Елизаветы. Дирижировал премьерами кантаты Игоря Стравинского «Звездоликий» (1939), симфонических поэм Шарля Кеклена «Закон джунглей» и «Бандарлоги» из цикла «Книга джунглей» по Редьярду Киплингу (1946), Второй партиты для фортепиано с оркестром Александра Тансмана (1947, солистка Колетт Крас), оратории Конрада Бека «Смерть в Базеле» (1952), Седьмой симфонии Дариюса Мийо (1955), первым европейским исполнением Концерта для оркестра Белы Бартока, первым западноевропейским исполнением Четвёртой симфонии Шостаковича. Умер в родном городе 20 января 1975 года. Среди основных записей Андре — сюита «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова и Четвёртая симфония П.И.Чайковского (обе, впрочем, получили более чем сдержанные отзывы критики), а также Итальянское каприччио и увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского, Седьмая симфония Бетховена, симфонические поэмы «Психея» и «Проклятый охотник» Сезара Франка, обе сюиты Жоржа Бизе из спектакля «Арлезианка». Францу Андре посвящено Каприччио для оркестра Флора Алпартса (1953). Его библиотека и архив переданы Королевской библиотеке Бельгии, в 2003 году был издан каталог его фонда.

Dranishnikov (475x700, 189Kb)
1893
Владимир Александрович Дранишников
советский дирижёр. Заслуженный артист РСФСР (1933). Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Сын потомственного почётного гражданина Александра Викторовича Дранишникова (1862—1918). Учился в регентских классах Придворной певческой капеллы (окончил в 1909), затем ― в Санкт-Петербургской консерватории по классам фортепиано (у Анны Есиповой), композиции (у А.К.Лядова, M.O.Штейнберга, Я.Витола, B.П.Калафати) и дирижирования (у Н.Н.Черепнина). В Мариинском театре начал работать с 1914 года на должности пианиста-концертмейстера, в 1918 году впервые встал за его дирижёрский пульт, с 1925 по 1936 годы — главный дирижёр театра. За время работы на этом посту Дранишников существенно обновил репертуар театра, при поддержке крупнейших режиссёров осуществил постановки опер русского и зарубежного классического репертуара, современных советских спектаклей и новых опер европейских композиторов. С 1936 года возглавлял Киевский оперный театр, где также уделял большое внимание советским операм. Выступал как дирижёр симфонических концертов и как пианист, написал ряд сочинений и критических статей. Некоторые постановки в театре имени С.М.Кирова: «Дальний звон» Ф.Шрекера, 1925; «Любовь к трём апельсинам» С.С.Прокофьева, 1926; «Bоццек» Берга, 1927; «Борис Годунов» в авторской редакции M.П.Mусоргского, 1928; «Пламя Парижа» Б.В.Aсафьева, 1932; «Tрубадур» Дж.Верди, 1933; «Пиковая дама», 1935; и другие оперы П.И.Чайковского. Умер в городе Киев, Украинская ССР, СССР 6 июня 1939 года.
Dranishnikovгроб (525x700, 506Kb)
Похоронен на Байковом кладбище в Киеве
Литература: Камбург Н.Д.Дранишников B.A. // Музыкальная энциклопедия : в 6 томах. / Главный редактор Ю.В.Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1974. — Том 2. — 960 столбцов.

Ляо Шанго (524x700, 152Kb)
1893
Цин Чжу (青主; настоящее имя — Ляо Шанго, 廖尚果)
китайский классический композитор, музыкальный теоретик. Родился в городе Гуанчжоу, провинция Гуандун, Династия Цин (маньчжурская). Учился в военной школе, а после Синьхайской революции был в 1912 г. отправлен местными властями в Германию для изучения юриспруденции и военного дела. Окончил Берлинский университет (1920), в 1922 году получил в Гамбурге степень доктора права с диссертацией «К китайской теории государства и права». Одновременно частным образом изучал фортепиано, композицию и теорию музыки. Вернулся в Китай в 1922 году, работал в руководящих структурах армейских подразделений. С середины 1920-х гг., под именем Цин Чжу, начал активно выступать со статьями и книгами о музыке, отстаивая взгляд на музыку как на трансцендентный язык, данный человеку свыше и предназначенный для сопротивления социальному и идеологическому диктату окружающих обстоятельств. По мнению Цин Чжу, музыка западного мира продвинулась в этом направлении значительно дальше, и музыканты Китая должны перенимать этот опыт; ряд статей Цин Чжу знакомили китайскую аудиторию с музыкой Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Вагнера, Дебюсси. Цин Чжу утверждал, что музыка, созданная китайскими композиторами, остаётся китайской по своему духу, даже если использует заимствованный инструментарий. С 1929 г. Цин Чжу преподавал в Шанхайском национальном институте музыки и был главным редактором издававшихся институтом периодических изданий. На рубеже 1920-30-х гг. Цин Чжу опубликовал два тома собственных вокальных сочинений — преимущественно песен на классические древнекитайские тексты (наиболее известная из них — «Великая река течёт на восток» на стихи Су Ши), следующих традиции немецкой Lied от Шуберта до Хуго Вольфа. В общей сложности ему принадлежит около 60 музыкальных произведений. После 1934 года Цин Чжу отошёл как от композиции, так и от создания теоретических работ, сосредоточившись на преподавательской деятельности. В Китайской народной республике преподавал на отделениях германистики Университета Тунцзи и Фуданьского университета. Перевёл на китайский язык несколько книг, в том числе повесть Анны Зегерс «Человек и его имя». Биография Цин Чжу «Немецкий китаец: Переменчивая жизнь композитора Цин Чжу» (немецкое название . Der deutsche Chinese: Das wechselvolle Leben des Komponisten Qing Zhu; 2009) написана его внучкой Чун Ляо. Умер в городе Шанхай, Китайская Народная Республика, 7 мая 1959 года. Литература: Liu Ching-chih. A Critical History of New Music in China. — Chinese University Press, 2010. — P. 179—182.

Pavel_Bořkovec (614x700, 210Kb)
1894
Павел Боржковец (чешское имя — Pavel Bořkovec)
чешский композитор и музыкальный педагог. Родился в городе Прага, Австро-Венгрия, ныне Чехия. Боржковец учился в Пражской консерватории у Йозефа Сока и И.Б.Фёрстера. С 1946 по 1967 год преподавал в Академии музыкальных искусств в Праге. Среди его сочинений две оперы, два концерта для фортепиано с оркестром, большой концерт, балет и пять струнных квартетов. Его работа также была частью музыкального мероприятия в рамках художественного конкурса на летних Олимпийских играх 1932 года. В 1959 г. получил Государственную премию за 3-ю симфонию. Умер в родном городе 22 июля 1972 года. Сочинения: оперы - "Сатир" (по В.Гёте, 1942), "Палечек" (из жизни Праги 15 в., 1946); балет "Крысолов" (1939); для оркестра - 3 симфонии (1927, 1955, 1959), симфониетта (1944), симфоническая поэма "Сумерки" (1920), симфоническое аллегро "Старт" (1930), партита (1936), Кончерто гроссо (1942); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1931, 1950), концерт для скрипки с оркестром (1933), концерт для виолончели с оркестром (1952); нонет, квинтет для духовых инструментов, 4 струнных квартета, фортепианный квартет, соната для скрипки и фортепиано, соната для альта соло, пьесы для фортепиано; вокальные циклы, детские песни, хоры, мелодрама - "Только однажды" (1921). Литература: Holzknecht V., P.Borkovec, "Hudebni Rozhledy" 1954, №11/12.

1894
Дмитрий Андреевич Кисловский
латвийский микробиолог и государственный деятель, академик Академии Наук Латвийской ССР (с 1946), ее вице-президент в 1951-1958 гг. Окончил Тартуский ветеринарный институт (1902). В 1905 г. эмигрировал в Швейцарию. Работал ветеринарным врачом. В 1911-1914 гг. — ассистент К. Шпенглера в Институте по исследованию туберкулеза в Давосе, с 1916 г. — бактериолог в Женеве и Лугано. В 1917 г. вернулся в Латвию. С 1919 г. работал в Латвийском университете (с 1923 г. — профессор). Организовал при университете Микробиологический институт (1919) и серологическую станцию для производства вакцин и биопрепаратов (1923). Организатор Института микробиологии Академии Наук Латвийской ССР, в 1946-1962 гг. — его директор. В 1940-1952 гг. — председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР и заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Основные научные работы посвящены изучению структуры и развития бактерий, проблемам иммунологии, вакцинации, роли витаминов в профилактике заболеваний человека и животных. Внедрил противотуберкулезную вакцину и организовал ее производство в Латвийской ССР. Один из основоположников витаминологии и учения о рациональном питании. Почетный член Всесоюзного микробиологического общества (с 1968). Премия имени Н.Ф.Гамалеи (1954).

Igor_Konstantinovitch_Prince_of_Russia (483x700, 330Kb)
1894
Игорь Константинович Романов
князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнук императора Николая I, герой Первой мировой войны. Родился в посёлке Стрельна, Санкт-Петербург, Российская империя. 25 июля 1914 года окончил Пажеский корпус, произведён в корнеты с назначением в лейб-гвардии Гусарский полк. В начале Первой мировой войны ушёл с полком на фронт. В конце августа 1914 г. вместе с 4-м эскадроном полка вышел из окружения в Восточной Пруссии. 4 ноября 1914 года награждён орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом и Георгиевским оружием. В октябре 1915 года был отправлен для лечения воспаления лёгких в Петроград. В связи с невозможностью по болезни продолжать службу на фронте, отчислен из строя. 11 марта 1916 года пожалован званием флигель-адъютанта. 14 мая 1916 года произведён в поручики, со старшинством с 1 августа 1915 года. 23 августа 1916 года произведён в штабс-ротмистры, со старшинством с 19 июля 1916 года. 6 декабря 1916 года зачислен в списки лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка. 30 мая 1917 года лейб-гвардии Гусарского полка штабс-ротмистр князь Игорь Константинович уволен от службы по прошению, с мундиром. После революции по декрету большевиков был арестован и выслан из Петрограда сначала в Вятку, а потом на Урал. Недолго содержался в Екатеринбурге, где один из доброжелателей предложил князю свой паспорт, чтобы тот смог бежать. «Игорь Константинович говорил, что он не сделал ничего худого перед Родиной и не считает возможным поэтому прибегать к подобным мерам». Содержался в Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 года был зверски убит вместе с рядом других членов рода Романовых, включая своих братьев Иоанна и Константина — сброшены в старую шахту, которую забросали гранатами. В 1919 году останки князя были захоронены в Алапаевском соборе. Потом останки князя белогвардейцами были перевезены в Пекин в склеп при храме Святого Серафима Саровского (после 1945 года на месте захоронения был построен гараж). Князь Игорь Константинович не был женат и не оставил потомства. Канонизирован Русской православной церковью заграницей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года. 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Игоря Константиновича. Награды: Орден Святого Андрея Первозванного (25 июля 1914); Орден Святого Александра Невского (25 июля 1914); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 4 ноября 1914); Георгиевское оружие с надписью "За храбрость" (Высочайший приказ 4 ноября 1914). Литература: Григорян В.Г. Романовы: Биографический справочник. — Москва : АСТ: Астрел: Хранитель, 2007. — 207 страниц;. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. — Нью-Йорк, 1955 (переиздание: Санкт-Петербург, 1993); Пчелов Е.В. Романовы. История династии. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Immanuel_Velikovsky (621x700, 424Kb)
1895
Иммануил Великовский (Immanuel Velikovsky)
российский эмигрант еврейского происхождения, израильский и американский врач и психоаналитик; создатель псевдонаучных теорий в области истории, геологии и астрономии; в частности, автор «ревизионистской хронологии», пересматривающей ряд положений древней истории, в особенности Ближнего Востока. Работы Великовского часто цитируются как канонический пример псевдонауки и использовались в качестве примера проблемы демаркации. Автор бестселлера «Миры в столкновении» (1950) и десятка других книг. В его книгах используются сравнительная мифология и древние литературные источники (включая Ветхий завет) для обоснования идей, что Земля испытала катастрофические тесные контакты с другими планетами (главным образом Венерой и Марсом) в древний период истории. В позиционировании Великовского среди катастрофистов, в том числе Ганса Беллами, Игнатия Доннелли и Иоганна Готлиба Радлофа, британские астрономы Виктор Клуб и Билл Нейпир отмечали «Великовский не столько первый из новых катастрофистов … он является последним в ряду традиционных катастрофистов, возвращающихся в Средневековье и, вероятно, ранее». Великовский утверждал, что электромагнитные эффекты играют важную роль в небесной механике. Он также предложил пересмотренную хронологию для Древнего Египта, Греции, Израиля и других культур Древнего Ближнего Востока. Пересмотренная хронология направлена на объяснение так называемых «тёмных веков» в истории Восточного Средиземноморья (1100—750 годы до нашей эры) и примирение библейской истории с господствующей археологией и египетской хронологией. В общем, теории Великовского были проигнорированы или решительно отвергнуты академическим сообществом. Тем не менее, его книги часто продавались хорошо и получали восторженную поддержку в непрофессиональных кругах, часто питаемых проявлениями несправедливого отношения (по их мнению) к Великовскому ортодоксальной академической наукой. Споры вокруг его работы и его приемов часто называют «Великовским делом». Иммануил Великовский родился в Родился в городе Витебск Витебская губерния, Российская империя, ныне Белоруссия, в семье известного гебраиста, крупного еврейского коммерсанта, придерживавшегося религиозных традиций и ставшего активистом сионистского движения (впоследствии — одного из пионеров возрождения иврита на земле Израиля). Получил хорошее домашнее образование, хорошо знал Библию и еврейские традиционные тексты, немецкий и французский языки. Окончил с золотой медалью Московскую Императорскую гимназию (Медведниковская гимназия). Проучившись год в Эдинбургском университете, в начале Первой мировой войны вернулся в Москву, где стал студентом медицинского факультета университета. Параллельно с медициной он изучал в Москве юриспруденцию и древнюю историю. После революции Великовские бежали на юг, где Иммануил едва не был расстрелян белыми; в 1921 году он вернулся в Москву, восстановился в университете и получил диплом магистра медицины. В следующем году семья эмигрировала: родители в Палестину, а Иммануил в Берлин. В Берлине он изучал биологию, в Цюрихе и Вене — психоанализ и работу человеческого мозга. В Берлине же Великовский создал еврейский научный журнал «Scripta Universitatis», в котором сотрудничал также и А.Эйнштейн (он редактировал физико-математический том журнала) и вокруг которого объединились учёные, создавшие несколько позже Еврейский университет в Иерусалиме. Некоторое время жил в Палестине, где редактировал журнал «Scripta Academica Hierosolymitana»; летом 1939 года переехал в США, где и жил до смерти. Именно после переезда в США Великовский начал развивать своё своеобразное учение.
Идеи
В книгах, изданных в 1950—1970-х гг. (The Worlds In Collision, The Earth In Upheaval, The Ages In Chaos, The Peoples Of The Sea, Ramses II And His Time, Oedipus-Akhnaton и др.), Великовский, полемизируя с эволюционными учениями Дарвина и Лайелла, выдвинул теорию влияния космических катастроф на геологические процессы и ход мировой истории. Апеллируя к данным археологии, астрономии, геологии и геофизики, истории, лингвистики, мифологии и фольклористики, и т. д., он пришёл к выводу, что активное преобразование рельефа Земли (образование гор, морей, ледников, пустынь, вулканическая деятельность) продолжалось вплоть до сравнительно недавнего времени, свидетелями чему были люди эпохи неолита, бронзового и железного веков. Также утверждал, что многие значительные события древней истории, включая библейскую, были обусловлены и проходили на фоне катаклизмов в Солнечной системе: появлением новых планет (Венера), их коллизиями и смещением с орбит (Венера, Марс, Земля), изменением характеристик вращения (Земля) и, как следствие, сменой географических и климатических зон. Чтобы объяснить «ошибочную» интерпретацию и предание забвению подлинных событий последующими поколениями, Великовский использовал психоаналитическую терминологию, назвав это «глобальной амнезией» человечества, «вытеснением» травматических воспоминаний в область подсознания. Великовский предположил, что традиционная хронология древних цивилизаций (основанная, по его утверждению, на ошибках ранних египтологов и не подвергавшаяся ревизии в свете позднейших открытий), содержит повторенный дважды период примерно в 600 лет, в результате чего исторические события и фигуры выступают дважды под разными именами. Объясняя таким образом отсутствие синхронизма (соответствия по времени) между египетскими и библейскими (ветхозаветными) источниками, он предложил альтернативную реконструкцию истории, что позволило ему согласовать некоторые до того не объясненные факты. В частности, он считал гиксов/гиксосов аравийскими племенами (библейские амаликитяне), вторгшимися в Египет сразу вслед за Исходом евреев, а филистимлян и «народы моря» (в значительно более позднее время) — персидскими завоевателями и греческими наемниками, соответственно; отождествил египетскую правительницу Хатшепсут с библейской царицей Савской, а её преемника на египетском троне Тутмоса III, покорившего Сирию и Палестину (между концом XVI и серединой XV вв. до нашей эры) — с библейским фараоном Шишаком (Шешонк, фараон XII ливийской династии, после 950 г. до нашей эры), разграбившим Иерусалимский Храм. Великовский также полагал, что вследствие ошибок традиционной хронологии в истории появились целые цивилизации-«призраки». В частности, он считал, что империя хеттов никогда не существовала, являясь на деле халдейско-вавилонской цивилизацией более позднего периода. Он отождествлял хеттского царя Хаттусили с вавилонским царём Навуходоносором, и с другой стороны отождествлял их египетских противников — фараонов Рамсеса II и Нехо.
Оценки
Идеи Великовского затронули существенные моменты в истории древних цивилизаций Средиземноморья и Месопотамии, включая Египет, Финикию, Сиро-Палестину, Иудею и Израиль, Грецию, Аккад, Ассирию, Вавилон, Державу Ахеменидов и другие. Однако они встретили резкую критику со стороны научного сообщества. В Израиле за Великовским закрепилась репутация шарлатана. В США его книги выходили большими тиражами, сопоставимыми с тиражом книг А.Фоменко в России, и имели успех у широкой публики, хотя категорически отвергались учёными. Вокруг теорий и личности Великовского в США разразился скандал, получивший название «Дело Великовского» (The Velikovsky Affair). Его книги бойкотировались, их издателю поступали угрозы, а сторонников Великовского увольняли с работы. Многолетняя враждебность научного сообщества привела Великовского к душевному кризису. В последние годы жизни он, вероятно, разочаровался в возможности переубедить оппонентов, хотя и не переставал развивать свои идеи. Сторонником Великовского был французский археолог Клод Шеффер (1898—1982), который, однако, полемизировал с ним по поводу сокращения хронологии ряда важных событий бронзового века Средиземноморья. Умер в городе Принстон, округ Мерсер, штпат Нью-Джерси, США, 17 ноября 1979 года.
Семья
Жена — Элишева Великовская. Дочь была замужем за израильским учёным в области аэродинамики и механики Авраамом Коганом.
Критика
Идеи Великовского были отвергнуты господствующей академической наукой (иногда в резкой форме), и его подход обычно расценивается как ошибочный. Более того, учёные рассматривают его неортодоксальную методологию (например, использование сравнительной мифологии для получения сценариев в небесной механике) как неприемлемый способ прийти к выводам. Великовский перестроил бы науку небесной механики, чтобы сохранить буквальную точность древних легенд. Бестселлер Великовского и, как следствие, наиболее критикуемая книга — «Миры в столкновении». Астроном Харлоу Шепли, наряду с другими, например, Сесилией Пейн-Гапошкиной, были очень критически настроены по отношению к решению Макмиллана опубликовать работу. Фундаментальная критика против этой книги со стороны астрономического сообщества заключалась в том, что её (книги) небесная механика была физически невозможна, говоря о планетарных орбитах, которые не соответствуют законам сохранения энергии и сохранения углового момента. Великовский рассказывает в своей книге «Звездочеты и могильщики», как он пытался защититься от критики своей небесной механики, удалив оригинальное приложение по этому вопросу из публикации «Миры в столкновении», надеясь, что заслуга его идей будет оценена на основе его сравнительной мифологии и использования только литературных источников. Однако эта стратегия его не защитила: приложение было расширенной версией монографии «Космос без гравитации», которую он уже распространил среди Шепли и других в конце 1940-х годов, и они считали описанную там физику абсурдной. Только в 1983 году была сделана очень подробная критика теории «миров в столкновении» с точки зрения использования мифических и литературных источников, когда Боб Форрест опубликовал их очень критическое исследование. Ранее в 1974 году Джеймс Фиттон опубликовал краткую критическую работу, в которой рассматривал интерпретации мифа И.Великовским (игнорируемую Великовским и его защитниками), чьё обвинительное заключение начиналось: «По крайней мере, тремя важными способами Великовский использует мифологию необоснованно. Первая из них — его склонность рассматривать все мифы как имеющие самостоятельную ценность; вторая — склонность рассматривать только тот материал, который согласуется с его тезисом; и третья — его очень бессистемный метод.» Краткий анализ позиции аргументов в конце XX века даёт бывший соратник доктора И.Великовского и редактор «Кроноса», Лерой Элленбергер в своём «Уроке из Великовского».
«Великовское дело»
Враждебность по отношению к Иммануилу Великовскому, была такова (в частности, первоначальная кампания во главе с Харлоу Шепли), что некоторые комментаторы сделали анализ самого конфликта. Среди них было исследование американского журнала «Behavioral Scientist», в конечном итоге опубликованное в виде книги как «Великовское дело» — Scientism Versus Science. Это создало обсуждение с точки зрения того, как представители академического сообщества реагировали на идеи от исследователей извне в их области, утверждая, что в данном случае имело место академическое отвращение к возможности людям пересекать междисциплинарные границы. Труды: «Третий исход» (брошюра под псевдонимом Имануэль Рамио); Русскоязычная поэма в прозе «Тридцать дней и ночей Диего Пиреса на мосту Святого Ангела» (под псевдонимом Эмануил Рам; Париж, издательство «Парабола», 1935); Монография «Космос без гравитации» (конец 1940-х); «Миры в столкновении» / Worlds in Collision (1950); «Века в хаосе» / Ages in Chaos (1952); «Земля в конвульсиях» / Earth In Upheaval (1955); «Эдип и Эхнатон» / Oedipus and Akhnaton (1960); «Народы моря» / Peoples of the Sea (1977); «Рамзес II и его время» / Ramses II and His Time (1978); «Человечество в амнезии» / Mankind in Amnesia (1982, посмертное издание); «Звездочеты и могильщики» / Stargazers and Gravediggers (1983, посмертное издание); «Тёмный век Греции» / The Dark Age of Greece (Израиль); «В начале» / In the Beginning (неопубликованная рукопись).
Литература
Библиография: Вартбург М. Миры в столкновениях, века в хаосе // Загадки еврейской истории / Составление и перевод Р.Нудельман. — Иерусалим: Тарбут, 1990. — Страницы 13—76. — 208 страниц; Великовский Иммануэль — статья из Электронной еврейской энциклопедии; Деген И.Л. Иммануил Великовский. Рассказ о замечательном человеке. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 544 страницы — (След в истории). — ISBN 5-222-00096-6; Забабурова Н.В. Иммануил Великовский: личность и творчество // Великовский И. Народы моря. Человечество в амнезии = Peoples of the Sea. Mankind in Amnesia. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Страницы 527—541. — 544 страницы. — (Знание). — 10,000 экземпляров. — ISBN 5-85880-391-1. Список работ на русском языке: Великовский И. Столкновение миров. / перевод с английского — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 448 страниц. — (Знание). — ISBN 5-85880-293-1; Великовский И. Эдип и Эхнатон. Века в хаосе. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 606 страниц. — (Знание). — ISBN 5-85880-300-8; Великовский И. Рамзес II и его время. / перевод с английского — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 320 страниц. — (Знание). — ISBN 5-85880-381-4; Великовский И. Народы моря. Человечество в амнезии. / перевод с английского Л.В.Харламовой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 544 страницы. — (Знание). — ISBN 5-85880-391-1.

Gustav_Kinn (370x700, 200Kb)
1895
Густав Рикард Кинн (шведское имя — Gustav Kinn)
шведский легкоатлет, бегун на длинные дистанции.Родился в городе Авеста, лен Даларна, Швеция. Участник Олимпийских игр 1920, 1924 и 1928 годов. На всех трёх Олимпийских играх бежал марафонскую дистанцию. В Антверпене занял 17-е место — 2:49.10,4, в Париже финишировал 8-м — 2:54.33,4, в Амстердаме был 25-м — 2:47.35. Умер в городе Эльвкарлебю, лен Уппсала, Швеция, 31 октября 1978 года.
Достижения
4-е место на марафоне в Стокгольме 9 июля 1916 года — 2:43.29,6 (40 км)
6-е место на марафоне в Стокгольме 3 сентября 1916 года — 2:51.19,7 (40 км)
1-е место на марафоне в Уппсале 1916 года — 2:59.50 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 8 июля 1917 года — 2:35.18,5 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 16 сентября 1917 года — 2:35.47,5 (40 км)
2-е место на марафоне в Мальмё 1918 года — 2:34.04,6 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 1918 года — 2:34.16,1 (40 км)
1-е место на марафоне в Уппсале 1918 года — 2:41.44,4 (40 км)
4-е место на марафоне в Вестеросе 1918 года — 2:42.54 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 20 июля 1919 года — 2:41.55 (40 км)
2-е место на марафоне в Стокгольме 5 октября 1919 года — 2:42.52 (40 км)
1-е место на марафоне в Норрчёпинге 1919 года — 2:43.53 (40 км)
1-е место на марафоне в Уппсале 1919 года — 2:49.09,2 (40 км)
1-е место на марафоне в Мальмё 1920 года — 2:28.13 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 1920 года — 2:36.59,9 (40 км)
1-е место на марафоне в Уппсале 13 июня 1920 года — 2:41.58,8 (40 км)
1-е место на марафоне в Уппсале 4 июля 1920 года — 2:56.47 (40 км)
6-е место на марафоне в Лондоне 1922 года — 3:06.10,8
1-е место на марафоне в Копенгагене 1922 года — 2:33.00 (40 км)
1-е место на марафоне в Стокгольме 1922 года — 2:36.12,3 (40 км)
1-е место на марафоне в Евле 1922 года — 2:45.35,3 (40 км)

[677x700]
1895
Хэтти МакДэниэл (Hattie McDaniel)
американская актриса, первая из чернокожих артистов, удостоенная премии «Оскар» (1939). Хэтти также была профессиональной певицей, комедианткой, а также театральной и телевизионной актрисой. Она стала первой чернокожей певицей, исполнявшей свои песни на американском радио. МакДэниэл снялась более чем в 300 фильмах, но в большинстве из них её имя даже не указывалось в титрах. Хэтти МакДэниэл родилась в Уичите, Канзас, в семье бывшего раба и солдата Гражданской войны Генри МакДэниэла и Сьюзан Холберт, исполнительницы религиозных песен. Она была самой младшей в семье из тринадцати детей. В 1900 году семейство переехало в Колорадо, где сначала поселилось в городке Форт-Коллинз, а затем в Денвере, где и прошло детство Хэтти. Интерес к выступлениям у неё появился во время обучения в старшей школе восточного Денвера. Первым её дебютом стали выступления в шоу её отца, вместе с двумя братьями. В 1916 году умер один из её братьев, Отис, и шоу постепенно прекратило своё существование. После этого она некоторое время гастролировала с ансамблем чернокожих певцов, а в начале 1920-х гг. выступать со своими песнями на радио Денвера. В 1927—1929 гг. она даже записала несколько своих песен, сначала в компании «Okeh Records», а позже и на «Paramount Records» в Чикаго. После краха фондовой биржи в 1929 году Хэтти потеряла работу и единственным её заработком стали подработки в клубе «Мадрид» в Милуоки в качестве официантки и уборщицы в туалете. Со временем, несмотря на сомнения владельца, Хэтти стала исполнять различные номера на сцене клуба. В 1931 году Хэтти переехала в Лос-Анджелес, где жили две её сестры, Этта и Орлена, и брат Сэм. Оказавшись в одном из центров американского кинематографа, Хэтти решила попробовать себя в качестве киноактрисы, но несмотря на все усилия это оказалась не так просто, и первое время жизни в Лос-Анджелесе она работала поваром. Её брат вскоре устроился ведущим на радио и спустя некоторое время помог сестре пробиться в радиоэфир. Хэтти стала ведущей собственного шоу, которое приобрело большую популярность. Но зарплата была настолько низкой, что ей пришлось покинуть радио и устроится горничной. Но Хэтти продолжала мечтать о кино и в 1932 году ей всё же удалось заполучить эпизодическую роль в фильме «Золотой Запад», с которой и началась её кинокарьера. В начале 1930-х гг. она снялась во многих фильмах, играя в основном певиц или исполнительниц в хоре, причём в большинстве из них её имя не значилось в титрах. В 1934 году Хэтти вступила в Гильдию киноактёров США и с этого времени началась более активная её карьера с более значимыми ролями в кино. Фильм 1934 года «Судья Прист» стал первым, в титрах которого значилось имя Хэтти МакДэниэл. В дальнейшем она сыграла довольно крупные роли в таких фильмах, как «Плавучий театр» (1936), «Саратога» (1937), «Чистосердечное признание» (1937) и некоторых других.
Hattie_McDaniel01 (700x537, 217Kb)
С Оливией де Хэвилленд и Вивьен Ли в фильме «Унесённые ветром»
«Унесённые ветром» и премия «Оскар»
Хэтти стала довольно востребована в Голливуде и обзавелась дружескими отношениями с такими звёздами, как Джоан Кроуфорд, Бэтт Дэвис, Генри Фонда, Рональд Рейган, Оливия де Хэвилленд и Кларк Гейбл. Именно Гейбл помог Хэтти получить роль Мамушки в фильме «Унесённых ветром», хотя за эту роль боролись почти столько же актрис, как и за роль Скарлетт. Даже Элеонора Рузвельт обращалась к продюсеру фильма Дэвиду Селзнику с просьбой взять на роль Мамушки её собственную горничную Элизабет МакДаффи. Премьера «Унесённых ветром» была намечена на 15 декабря 1939 года в Атланте в присутствии всех актёров, снявшихся в ленте. Но в день премьеры все чернокожие актёры фильма были вычеркнуты из списка приглашённых, включая и Хэтти. Продюсер картины Дэвид Селезник всё же пытался добиться присутствия Хэтти на показе, но руководство MGM не рекомендовало этого из-за тогдашних законов штата Джорджия, согласно которым Хэтти пришлось бы жить в отеле для чёрных и сидеть на показе отдельно от своих коллег. Кларк Гейбл тоже пытался добиться присутствия МакДэниэл и грозился бойкотировать премьеру, но Хэтти сама уговорила его поехать. Несмотря на трудности, возникшие в Атланте, Хэтти присутствовала на дебютном показе фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года. Великолепно сыгранная роль Мамушки принесла Хэтти большую популярность, и в 1940 году она стала обладательницей премии «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана». МакДэниэл стала первой чернокожей актрисой, которая была номинирована на «Оскар» и удостоена его.
Последующие годы
В последующие годы Хэтти многократно играла в кино роли горничных и прислуг. Среди фильмов с её участием наиболее знаменитыми стали «В этом наша жизнь» (1942), «Благодари судьбу» (1943) и «С тех пор как вы ушли» (1944). Хэтти МакДэниэл стала прототипом для создания образа чернокожей хозяйки Тома (Мамочка Два Тапочка (Mammy Two Shoes)) в мульсериале «Том и Джерри». Этот персонаж впервые появился в 1940 году в эпизоде «Разбитые надежды».Во время Второй мировой войны Хэтти была председателем «Негритянского дивизиона голливудского комитета победы» и была организатором концертов для солдат на военных базах. На большом экране в последний раз она появилась в 1949 году в фильме «Семейный медовый месяц», но после этого в течение последующих лет она продолжала активную работу на радио и телевидении. Её комедийный радиосериал «Бьюла» пользовался большой популярностью у аудитории и она снялась в его телеверсии на канале ABC. Карьера Хэтти завершилась после того, как у неё был диагностирован рак молочной железы..
Личная жизнь
В самом начале своей карьеры, в 1922 году, Хэтти вышла замуж за Джорджа Лэндфорда, который умер вскоре после их свадьбы. В том же году не стало и её отца, Генри МакДэниэла. Во второй раз она вышла замуж в 1938 году — за Ховарда Хикмена. В том же году они развелись. В 1941 году Хэтти стала супругой продавца недвижимости Джеймса Ллойда Кроуфорда, а спустя год приобрела большой двухэтажный особняк в Пасадине, Калифорния. После её успеха в «Унесённых ветром» Хэтти стала частым гостем на многих голливудских вечеринках, чему также порой способствовал Кларк Гейбл. В 1945 году Хэтти сообщила в прессе о своей беременности. Она начала покупать вещи для младенца и оборудовать детскую комнату. Её планы были разрушены после сообщения доктора о ложной беременности. У МакДэниэл началась депрессия, и в том же году она развелась с мужем. Она заявила, что причиной для развода послужила ревность мужа к её карьере и частые угрозы убить её. Её последним мужем стал декоратор Ларри Уильямс, за которого она вышла летом 1949 года. Но вновь супружеская жизнь не состоялась, и через год они расстались. На разводе МакДэниэл расплакалась и сказала, что муж пытался рассорить её с коллегами по радиопрограмме и всячески мешал ей работать.
Болезнь и смерть
В августе 1950 года Макдэниел госпитализировали с болезнью сердца, после чего в октябре она была выписана для дальнейшего восстановления дома. В 1952 году у актрисы выявили рак молочной железы. Её не стало 26 октября 1952 года, в больнице при Доме киноактёров в Вудленд-Хиллз, пригороде Лос-Анджелеса. В своём завещании она написала, что хотела бы быть похороненной в белом гробу под белым покрывалом, с красными розами на подушке, на кладбище на бульваре Санта-Моника, где покоятся такие звёзды кино, как Рудольфо Валентино, Дуглас Фэрбенкс и многие другие. Но поскольку Хэтти была чернокожей, владелец кладбища Джулс Рот не согласился на это, и МакДэниэл была погребена на кладбище Роуздэйл, где и покоится до сих пор. В 1999 году новый владелец Голливудского кладбища Тайлер Кэссети предложил родственникам Хэтти перезахоронить её на его кладбище, но те, сославшись на большой срок, прошедший с момента похорон, отказались.
Hattie_McDaniel_cenotaph (396x700, 233Kb)
Тогда на кладбище «Hollywood Forever» был построен большой кенотаф в честь МакДэниэл.
Статуэтка «Оскара» Хэтти хранилась после её смерти в Университете Ховард в Вашингтоне, но во время городских беспорядков в конце 1960-х гг. таинственным образом пропала и по сей день не найдена. Хэтти МакДэниэл имеет две звезды на Голливудской аллее славы: за свои радиоисполения на Голливудскому бульваре, 6933, и за вклад в кино на Вайн-стрит, 1719. В 1975 году она посмертно была добавлена в Зал славы чернокожих деятелей кино. 29 января 2006 года была выпущена почтовая марка с изображеним Хэтти МакДэниэл. На марке была репродукция фотографии Хэтти 1941 года, а её цена составляла 39 центов.
Избранная фильмография
Screenshot 2024-05-23 at 18-38-48 Макдэниел Хэтти — Википедия (564x392, 40Kb)
Награды: Оскар 1939 — «Лучшая актриса второго плана» («Унесённые ветром»). Литература: The Life and Struggles of Hattie McDaniel (author Jill Watts audio interview), hear the voice of Hattie McDaniel; Hopper, Hedda. «Hattie Hates Nobody». Chicago Sunday Tribune, 1947; Jackson, Carlton. Hattie: The Life of Hattie McDaniel. Lanham, MD: Madison Books, 1990. ISBN 1-56833-004-9; Mitchell, Lisa. «More Than a Mammy». Hollywood Studio Magazine, April 1979; Salamon, Julie. «The Courage to Rise Above Mammyness». New York Times, 6 августа 2001; Watts, Jill. Hattie McDaniel: Black Ambition, White Hollywood. New York, NY: HarperCollins, 2005. ISBN 0-06-051490-6; Young, Al. «I’d Rather Play a Maid Than Be One». New York Times, 15 октября 1989; Zeigler, Ronny. «Hattie McDaniel: ‘(I’d). . . rather play a maid.’» N.Y. Amsterdam News, 28 апреля 1979; Access Newspaper Archive — search for «Hattie McDaniel».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»