[510x700]
1856
Мария Владимировна Безобразова
русский философ и историк русской философии, первая русская женщина-философ. Родилась в Санкт-Петербурге. Отец её, Владимир Павлович Безобразов (1828-1883), был известным в России экономистом, педагогом и писателем. Он служил по Министерству финансов и государственных имуществ, в Департаменте податей и сборов, был сенатором по Департаменту герольдии, тайным советником. Написал множество научных трудов по экономике и статистике, а также статей в журналах и газетах. Издавал «Сборник государственных знаний» и «Сборник статистических сведений о России». Был одним из организаторов Политико-экономического комитета Русского Географического общества и редактором «Вестника» сего Общества. В 1864 году Академия наук избрала его адъюнктом по статистике. Мать, Елизавета Дмитриевна Безобразова (1834-1881) была дочерью директора Департамента неокладных сборов Маслова. Вероятно, особое влияние на формирование интересов Марии Безобразовой оказала именно мать, ибо была Елизавета Дмитриевна женщиной образованной и талантливой, в совершенстве владевшей французским, немецким и английским языками, что позволяло ей не только писать на них статьи на литературные и публицистические темы (русские дела, русские литературные новости, политика), но и публиковать свои труды в журналах Франции, Англии и Швейцарии. Она интересовалась также юридическими науками и политикой, хорошо знала экономические теории. Писала она и для детей, а также выпустила книгу «Отдых», выдержавшую два издания. Причём Елизавета Дмитриевна старательно сохраняла своё литературное инкогнито, подписывая произведения на иностранных языках псевдонимом Tatiana Svetof, на русском - Е.Васильевская. Первая статья её о русской словесности была посвящена Тургеневу, а последняя - женским типам в русской литературе. Она перевела на итальянский язык пушкинского «Бориса Годунова». И вообще над семьями Безобразовых и Масловых витал образ А.С.Пушкина, сказывающийся в литературных талантах многих представителей сих семей. Дело в том, что Владимир Павлович Безобразов был дальним родственником великого поэта России. Дед Владимира Павловича, Пётр Иванович Безобразов, и отец, Павел Петрович Безобразов, были соответственно сыном и внуком Аграфены Петровны Пушкиной. Жена Владимира Павловича Безобразова, Елизавета Дмитриевна, которая приходилась ему троюродной сестрой, была дочерью Дмитрия Николаевича Маслова, однокашника Пушкина по Царскосельскому Александровскому лицею и дальнего родственника великого поэта. Владимир Павлович Безобразов тоже окончил сие учебное заведение в 1847 году, а в 1868 - 1878 годах преподавал в нём финансовое право и политическую экономию. У Марии была сестра и несколько младших братьев, из которых известность получил лишь один, Павел, ставший учёным-византистом. Марию считали красивой девочкой. Но её детство омрачал один недостаток: с малого возраста у неё начала развиваться глухота, которая усилилась в юности и в зрелости. Однако это не мешало юной Марии, с одной стороны, быть по-мальчишечьи лихой и смелой, увлечённо заниматься простыми деревенскими трудами (проживая постоянно в Санкт-Петербурге, семья Безобразовых обычно каждое лето проводила в деревне, в усадьбе Масловых - у бабушки в Селенском под Клином, и еще в имении Безобразовых в усадьбе Носково Дмитровского уезда), а, с другой стороны, быть серьёзной, сообразительной и любознательной девочкой. Очень рано Мария начала читать, в чём её поощряла мать. Подросшую Марию отдали в немецкий пансион Мезе, во всё время обучения в котором она усиленно занималась самообразованием. Кроме русского языка, Мария прекрасно владела французским и немецким, поэтому проблем с чтением серьёзных книг из библиотеки отца у неё не возникало. Постепенно её всё более начали интересовать философия и психология. Чуть позднее пришло увлечение естествоведением. Закончив пансион, Мария в течение нескольких лет продолжала самообразование, изучив самостоятельно предметы из программы мужских гимназий: математику и древние языки. Затем Мария закончила педагогическое отделение Высших женских курсов. Несколько лет после этого она нигде не служила. В 1880 она поступила учительницей в женскую гимназию города Вязьмы Смоленской губернии, через три года стала преподавать в 5-классной женской прогимназии в городе Жиздра Калужской губернии. Позднее её назначили начальницей сего учебного заведения. Исполняя детскую мечту, Мария для пополнения знаний уехала в Швейцарию. В 1885-1890 гг. она изучала философию в Лейпцигском и Цюрихском университетах. В 1891 защитила в Бернском университете докторскую диссертацию «Рукописные материалы к истории философии в России». В диссертации Безобразова, исследовав рукописные памятники древнерусской мысли в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, показала, сколь значительную роль на этом раннем этапе играли труды богословского содержания. В истории русской мысли она выделяла две противоположные тенденции - мистический этицизм и материализм. Первое течение исторически раскрывается в древнерусской аскетике, масонстве 18 века и в теософии рубежа 19 и 20 веков. Материализм проявляется в колоссальной восприимчивости к европейскому деизму, атеизму и материализму 18 и 19 веков. После возвращения в Россию Безобразова выступала с публичными лекциями, высказывая в них свои философские воззрения, популяризовала труды древних и позднейших философов. Лекции, преимущественно по философии, читались ею в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Вязьме, Ярославле, Твери и других городах. Всего было прочитано восемьдесят лекций. В 1892 М.В.Безобразова издала сборник статей «Философские этюды». Собственную философскую позицию она определяла как «этический идеализм». Она считала, что философия - это прежде всего способ жизни, способ деятельности, философствование должно быть тесно связано с жизнью. В общем плане философия это наука о духе, включающая психологию, этику, логику и метафизику, осмысливающую наиболее общее в бытии. Большое значение Безобразова придавала исследованию философских терминов в их развитии. Она считала: «Что касается вопроса о философской терминологии, то нам, русским, не мешало бы не только вникнуть во всеобщую историю, но и в историю каждого философского термина у нас». Историк русской философии М.Н.Громов отмечает, что философско-лингвистический анализ терминологии является и в наши дни одним из самых перспективных направлений в изучении древне-русских источников. Вот ещё одна весьма современная мысль Безобразовой. В «Философских этюдах» она писала: «Философии у нас не существовало, или философия наша была греческою - те предвзятые мнения, или идолы, по Бэкону, от которых следовало освободиться, потому что в науке нет места для предвзятых мнений. Насколько Россия принимает теперь участие в развитии общеевропейской науки, настолько же на нас лежит обязанность внести в общую сокровищницу работу наших предков. От души желаем мы освобождения от 5-го идола - специально русского, т. е. от пренебрежения ко всему своему. Мы ему слишком долго уже поклонялись, ставя иногда на его место другой идол - пренебрежение ко всему чужому». Мария Безобразова много печаталась в России и за рубежом. Вот названия некоторых её работ: «Краткий обзор существенных моментов истории философии»; «Мысли, афоризмы и негативы»; «Розовое и черное из моей жизни»; «О безнравственности»; «Исследования, лекции, мелочи»; «Изречения святого Кирилла»; «Послание митрополита Никифора»; «Gregor Skovoroda, ein ukrainischer Philosoph». Безобразова была помощником редактора в журналах «Женское Дело» и «На помощь матерям», сотрудничала в журналах «Родник», «Семейное воспитание», «Воспитание и обучение», «Домашнее воспитание». Её перу принадлежали статьи в газетах «Голос Правды», «Народ», «Новости», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Крестьянин», «Славянский век», «Светлый луч», а также рассказы в «Детском Отдыхе» за 1888-1890 годы. Прикоснулась Мария Владимировна и к дорогой для её семьи и рода памяти об Александре Сергеевиче Пушкине. Безобразова возглавляла в Благотворительном обществе «Кружок домашних чтений для самообразования». В 1897 - 1898 годах на его занятии обсуждалась тема: «Унижает или возвышает В. Соловьев Пушкина своим взглядом на его судьбу?». Безобразова выступила на обсуждении докладчицей. Карьера Безобразовой, как философа, складывалась трудно. Очень многие, особенно мужчины (в некоторых случаях даже её отец) не могли смириться с тем, что Мария превосходит их по уму и талантам. В своей книге «Розовое и черное из моей жизни» она говорит: «Самое ужасное, что может испытать человек, это быть оторванным от деятельности, когда её страстно любишь. Какое самое страшное слово для нас, вступивших на публичную дорогу? Это слово - замалчивать. Но вы не знаете, как это делается! На это существует тысяча маневров тех многих недоброжелателей, которые есть у всякого, кто незауряден… Мне, по крайней мере, закрыты все русские издания, нигде я не могу не только излагать своих мыслей, но даже возражать - закрыты все двери». Всё, что писала Мария, она издавала за свой собственный счёт. Многие её рукописи были утеряны в редакциях. Помимо философии Мария Безобразова занималась ещё и общественной деятельностью, особенно в области движения за равноправие женщин. По её инициативе в 1897 году возникло Философское общество при Санкт-Петербургском университете. Она участвовала в основании Этического общества в 1910 году. В 1895 году приняла активное участие в создании первого в России Русского женского взаимно-благотворительного общества, которое насчитывало в своих рядах около восьмисот членов. Общество имело общежитие для временно нуждающихся женщин, библиотеку (носящую имя Н.В.Стасовой), литературно-музыкальный кружок, бюро для прииска заработка, кассу взаимопомощи. В 1908 году Общество провело в Москве Первый Всероссийский женский съезд. Активно занимаясь наукой и общественной деятельностью, Мария Безобразова так и не вышла замуж. Скончалась на даче своих знакомых недалеко от Москвы 15 сентября 1914 года. За два года до смерти в книге «Из одного альбома» Безобразова высказала пожелание: «Сделайте, пожалуйста, надпись на моей могиле: «Здесь лежит беспокойный человек». В советское время имя М.В.Безобразовой, первой русской женщины-философа, всячески замалчивалось и его было не найти в энциклопедиях. В «Советской исторической энциклопедии» есть статья о её брате, известном византисте и писателе Павле Владимировиче Безобразове (1859 - 1918), который, помимо исторических работ, написал несколько исторических романов.
Основные сочинения: Философские этюды. Москва, 1892; Краткий обзор существенных моментов по истории философии. Москва, 1894; Исследования, лекции, мелочи. Санкт-Петербург, 1914.
1856
Александр-Луи-Мария Шарпантье (французское имя — Alexandre-Louis-Marie Charpentier)
французский скульптор, график и медальер. Родился в Париже, в семье рабочего. Профессиональное образование получил как ученик гравёра, где изучал также изготовление медалей и рельефных изображений. В 1871—1876 годах посещает занятия в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже, класс Хьюбера Понскарма . Позднее сам преподаёт в Академии Витти. Рельеф работы А. Шарпантье «Стрелок из лука» (Tireur d’arc) был выставлен в Парижском салоне в 1879 году. Был автором внутреннего художественного интерьера знаменитого парижского кабаре «Чёрный кот» (le Chat noir). Автор многочисленных медалей и медальонов с изображениями известных деятелей французской общественной, культурной и политической жизни, занимался также обустройством интерьеров парижских особняков. В 1900 году мастер был удостоен большого приза на Всемирной выставке. Затем работал над виллой Майорель и декорировал в стиле модерн столовую в доме банкира Адриена Бенара, находящуюся ныне в экспозиции Музея Орсе. Умер в коммуне Нейи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен, Франция, 4 марта 1909 года. В январе — апреле 2008 года в этом парижском музее была организована большая ретроспективная выставка работ Александра Шарпантье. Шарпантье был дружен со скульптором Константином Менье и входил в художественный круг, образовавшийся в конце XIX века вокруг этого мастера.
Галерея

Памятник Эмилю Жаме
Живопись (1896)

Женщина, играющая на скрипке
Плакат выставки изделий из фаянса, Париж (1897)
Мать, кормящая младенца
Литература: Madeleine Charpentier-Darcy: Alexandre Charpentier (1856—1909) — Naturalisme et Art Nouveau. Editions Nicolas Chaudun, Paris 2007, ISBN 978-2-35039-045-1
1862
Николай Владимирович Стороженко
русский историк, публицист и педагог, действительный член Киевского клуба русских националистов. Директор 4-й (1895—1909) и 1-й Киевской гимназий (1909—1919). Беломигрант. Автор воспоминаний. Украинской историографией причисляется также к украинским историкам. Николай Стороженко происходил из старинного казацко-старшинского рода Стороженко, занесённого в родословные книги Екатеринославской, Курской, Полтавской и Черниговской губерний. Его дедом был Андрей Яковлевич Стороженко (1790—1858), старшим братом был крупный историк Андрей Владимирович Стороженко (1857 — не ранее 1924), а известный литературовед Николай Ильич Стороженко (1836—1906) приходился ему дальним родственником. Владел домом в Киеве по адресу: улица Пушкинская, 36. Николай Стороженко родился в селе Великая Круча Пирятинского уезда Полтавской губернии, в семье крупного землевладельца, инспектора Харьковского университета, подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка в отставке Владимира Андреевича Стороженко (1820—1895) и Варвары Ананьевны Стороженко (урождённой Александрович). Семья в 1867 году переехала в Москву для обучения старшего брата Андрея в Катковском лицее, а затем в университете. Из-за плохого состояния здоровья Николая семья вынуждена была вернуться в Великую Кручу в 1875 году. Заканчивал гимназистское обучение Николай во 2-й Киевской гимназии, которую закончил в 1881 году с золотой медалью. В этом же году по совету старшего брата Андрея поступил на историко-филологический факультет Университета Святого Владимира в Киеве, который закончил в 1885 году, а в 1886 году получил степень кандидата университета. В своих воспоминаниях Николай написал: «… мы с братом будто поменялись судьбами — то, что предназначено было сделать ему — стать педагогом, сделал я, а он — земским деятелем; хотя оба мы на всю жизнь сохранили приверженность исторической науке» — Стороженко М.В. З мого життя: (Спогади) / Упорядник В.Ульяновський.. — Київ: Либідь, 2005. — 432 страницы — (Пам'ятки історичної думки України). — ISBN 966-06-0407-6. В 1901 году женился на княгине Варваре Давидовне Жеваховой.

Николай Стороженко (стоит второй справа) на торжествах в честь 15-летия журнала «Киевская старина», весна 1898 года
Научная и педагогическая работа
С 13 февраля 1893 года состоял в чине статского советника, с 14 января 1908 года — действительный статский советник. С 1895 по 1909 год занимал пост директора 4-й Киевской гимназии, а с 7 сентября 1909 года по 1919 год был директором 1-й Киевской (Императорской Александровской) гимназии. В конце XIX — начале XX вв. публиковался в ряде журналов, в частности, таких как «Киевская старина», «Историческая вестник», «Русская мысль», «Церковь и народ». С 1902 по 1910 год содействовал старшему брату Андрею в составлении и издании многотомного фамильного архива «Стороженки», содержащего историю рода Стороженко за несколько веков. В богатой отделке и на высоком уровне научной обработки тиражом 200 экземпляров было издано 7 томов фамильного архива, экземпляры которых в настоящее время являются большой библиографической редкостью. Всего было запланировано 8 томов, но 5-й том, в котором планировалось издать письма Николая Ильича Стороженко и Василия Горленко, ввиду недостатка финансовых средств опубликован не был. Археографическая ценность данного архива высоко оценена специалистами, в частности, Дмитрием Багалеем, Александром Оглоблиным, Дмитрием Дорошенко, Вадимом Модзалевским, и в настоящее время он также представляет большое научное значение. Братья Андрей и Николай Стороженко также финансировали издание «Малороссийского родословника» Модзалевского, изданного 4 томами и содержащего росписи 240 малороссийских казацко-старшинских родов, а также археографического сборника «Очерки Переяславской старины». Был действительным членом Киевского клуба русских националистов. В 1911 году под его редакцией вышел 3-й том сборника «Столетие Киевской первой гимназии». 27 ноября 1919 года выехал из Киева через Одессу в Константинополь, где некоторое время служил инспектором классов Мариинского донского института благородных девиц (в эмиграции). Умер во Франции 31 октября 1944 года.
Награды: Орден Святого Владимира III степени; Орден Святой Анны II степени; Орден Святого Станислава II степени; Орден Белого орла (Сербия).
Библиография: Ск-о Н.В. (Стороженко Н.В.). Стороженки. Фамильная лѣтопись // Киевская старина. — 1884. — № 2(9); Стороженко Н.В. Охочекомонный полковник Илья Фёдорович Новицкий. Киев, 1885; Стороженко Н.В. История составления «Топографического описания Черниговского наместничества» Шафонского (Эпизод из южно-русской историографии) // Университетские известия. Киев, 1886. № 10 (октябрь). Страницы 135-168; Стороженко Н.В. Отчёт о занятиях в архивах — Киевском центральном и Яготинском князя Н.В.Репнина //Университетские известия. К., 1886. № 11 (ноябрь). Страницы 213-238; Стороженко Н.В. Очерк литературной деятельности А.Я.Стороженка. Киев, 1886; Стороженко Н.В. К истории рода Свечек // Киевская старина. 1887. № 11. Страницы 580-584; Стороженко Н.В. Западно-русские провинциальные сеймики во второй половине XVII в. (Исследования по архивному материалу). К.: Типография К.М.Милевского, 1888. 140, 4 страницы; Стороженко Н.В. К истории землевладения в эпоху Богдана Хмельницкого //Киевская старина. 1888. № 7. Страницы 11-13; Стороженко Н.В. Эпизод из истории малорусских крестьян //Киевская старина. 1888. № 6. Страницы 76-78; Стороженко Н.В. Отношение западнорусских дворян второй половины XVII в. к вопросам религиозным и сословным //Архив Юго-Западной России. К.: Временная комиссия для разбора древних актов при Киевском, Волынском и Подольском генерал-губернаторе. 1888. Часть 2. Том 2. Страницы 1-49; Стороженко Н.В. Из истории Нежинских греков //Киевская старина. 1890. № 6. Страницы 540-544; Стороженко Н.В. Две грамоты митрополитов Киевских Самуила Миславского (1783—1796 г.) и Иерофея Малицкого (1796—1799 г.) //Киевская старина. 1890. № 12. Страницы 511-514; Стороженко Н.В. Заметка А. И. Чепы о таможнях //Киевская старина. 1890. № 12. Страницы 514-515; Стороженко Н.В. Полуботок или Свечка? (Эпизод из истории малороссийского землевладения второй половины XVII в.) //Киевская старина. 1890. № 12. Страницы.434-447; Стороженко Н.В. Чудотворная икона Божьей Матери в с. Ржавце //Киевская старина. 1890. № 7/8. Страницы 11-12; Стороженко Н.В. Вакуленко Семён, сотник Пирятинский (1696—1720) //Киевская старина. 1891. № 1. Страницы 119-153. [Окрема відбитка з «Киевской старины»]; Стороженко Н.В. Отрывки из фамильных преданий и архивов //Киевская старина. 1891. № 2. Страницы 320-33; № 5. Страницы 303-309; № 7. Страницы 141-147; Стороженко Н.В. Письмо графа Румянцева-Задунайского к генерал-прокурору князю А.А.Вяземскому о награждении малороссиян чинами //Киевская старина. 1891. № 1. Страницы 76-177; Стороженко Н.В. Реформы в Малороссии при графе Румянцеве //Киевская старина. 1891. № 8. Страницы 478-493; № 9. Страницы 455-465; Стороженко Н.В. Малороссийское ополчение 1812 года //Чтения исторического общества Нестора-Летописца. 1891. Книга 5. Отдел 2. Страницы 103-112; Стороженко Н.В. «Малорусские суеверия, коим мало кто верил», собранные в 1776 г. (рукопись А.И.Чепы) // Киевская старина. 1892. № 1. Страницы 119-130; Стороженко Н.В. Мельницы в г. Козельце (универсалы XVII в.) //Киевская старина. 1892. № 3. Страницы 496-497; Стороженко Н.В. Записка Иоасафа Кроковского митрополита Киевского (1712) //Киевская старина. 1892. № 2. Страницы 347-348; Стороженко Н.В. Два письма А.Стороженка к Л.Сапеге 1610 г. //Чтения исторического общества Нестора-летописца. 1893. Книга 7. Отдел 3. Страницы 69-72; Стороженко Н.В. К портрету князя Николая Григорьевича Репнина. Киев: Типография Императорского Университета Святого Владимира. 1898. 10 страниц; Стороженко Н.В. К истории декабристов //Исторический вестник. 1898. Том 72. №.5. Страницы 675-677; Стороженко Н.В. Моё знакомство с П.А.Кулишем //Под знаменем науки: Юбилейный сборник в честь Н.И.Стороженка, изданный его учениками и почитателями. Москва, 1902. Страницы 244-248; Стороженко Н.В. Н.И.Костомаров в Киевской I-гимназии // Чтения исторического общества Нестора-Летописца. 1911. Книга 22. Выпуск 1/2. Отдел 5. Страницы 1-8; Стороженко Н.В. Киевское главное народное училище (1 мая 1789 — 5 ноября 1809 г.) //Чтения исторического общества Нестора-Летописца. 1912. Книга 22. Выпуск 3. Отдел 1. Страницы 92, 95; Стороженко М.В. Осадження м. Крилова //Записки історично-філологічного відділу ВУАН. К., 1919. Книга 1. Страницы 116-119; Стороженко М.В. До біографії П.Куліша. Куліш у києво-печерській школі //Записки історично-філологічного відділу ВУАН. К., 1923. Книга 2/3. Страницы 198-202; Стороженко М.В. До біографії П.Куліша. Листи Куліша до М. В. Стороженка //Записки історично-філологічного відділу ВУАН. К., 1923. Книга.2/3. Страницы 202-215; Стороженко М.В. [Уривки з спогадів М. В. Стороженка про В.Антоновича] //Дорошенко Д. І. Володимир Антонович, його життя, наукова та громадська діяльність. Прага: Вид-во Ю.Тищенка, 1942. Страницы 87, 97; Стороженко М.В. З мого життя: (Спогади) / Упорядник В. Ульяновський.. — Київ: Либідь, 2005. — 432 с. — (Пам'ятки історичної думки України). — ISBN 966-06-0407-6.
Литература: Новохатня Наталя. Микола Стороженко — історик та педагог: матеріали до бібліографії (укр.) // Відп.ред. Ю. А.Пінчук Історіографічні дослідження в Україні : Збірник наукових праць на пошану вченого-історика, доктора історичних наук, професора Р.Г.Симоненка. — Київ: Інститут історії України НАНУ, 2002. — Вип. 11. — Страницы 182—192. — ISBN 966-02-2551-2; Пазюра Н. До біографії Миколи Стороженка: Київська перша гімназія та соціокультурне оточення (1909-1919) (укр.) // Історіографічні дослідження в Україні. — Інститут історії Україні НАНУ. — Вип. 17. — Страницы 133—154; Пазюра Н.В. Микола Стороженко у світлі своїх спогадів // Історіографічні дослідження в Україні : збірник наукових праць. — Київ: Інститут історії України НАНУ, 2008. — Выпуск 19. — Страницы 229—239; Масненко В.В. Самоідентифікація українських істориків у контексті становлення національної історичної думки (брати А.В. та М.В.Стороженки, І.А.Линниченко, Д.І.Багалій) (укр.) // Ред. акад. НАНУ П. П. Толочко. Київська старовина : науковий історико-філологічний журнал. — Київ, 2002. — Вип. 6. — Страницы 92—106. — ISSN 0869-3595.
1858
Абдул Хусайн (Abdul Husain; больше известный под именем Арасту Яр Джунг, Arastu Yar Jung; арабское имя — نواب أرسطو يار جنك)
индийский хирург, личный врач низама Хайдарабада Асафа Джаха VI, известный филантроп. Арасту Яр Джунг, урождённый Абдул Хусейн, родился в Хайдарабадском княжестве. Окончив медицинскую школу, открыл практику в районе «Старый город» в Хайдарабаде. Он был принят в штат больницы Османия, где дослужился до места первого суперинтенданта. Вскоре после этого был назначен главным врачом Махбуб Али Хана, шестого низама Хайдарабада под именем Асафа Джаха VI. Низам был так доволен услугами своего главного врача, что присвоил ему официальный титул. С этого времени Абдул Хусейн стал известен как наваб Абдул Хусейн Арасту Яр Джунг. Он оставался доверенным советником низама, продолжая следить за его здоровьем. Вместе с тем, Арасту Яр Джунг тратил всё своё свободное время, даже ночью, на бесплатное лечение больных бедняков. Его доброта и профессионализм заслужили ему уважение всех жителей Хайдарабада. Так, во избежание эпидемии бубонной чумы, он не только бесстрашно лечил заразившихся, но приглашал их здоровых членов семьи жить в своём доме, обеспечивая их всем необходимым. Арасту Яр Джунг был активным участником местной шиитской исмаилитской общины Дауди Бохра. Им были сделаны значительные пожертвования на строительство мечети Хусайниалам, завершённое в 1913 году. После смерти в княжестве Хайдарабад, Британская Индия, 25 марта 1940 года он был похоронен рядом с этой мечетью. Ныне она называется Бурхари Масджид и находится в ведении братства Анджуман-э-Тахери. В 2003 году мечеть была признана памятником архитектуры. Сторонник просвещения, Арасту Яр Джунг оплатил обучение многих членов общины. Им были основаны образовательные курсы, которые позволили местной молодёжи получить высшее образование. Огромной пласт его благотворительной деятельности заключался в оказании материальной помощи конкретным людям которую он всегда оказывал тайно и с уважением к личности нуждавшегося человека.
1858
Бертольд Риль (немецкое имя — Berthold Riehl)
немецкий историк искусства. Родился в Мюнхене. Сын Вильгельма Генриха Риля. Учился в Мюнхене и Вене. С 1887 г. доцент Мюнхенской академии изящных искусств. В 1890 году занял место профессора истории искусств в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене, обойдя также претендовавшего на этот пост Генриха Вёльфлина. Созданный Рилем семинар стал ядром возникшего в дальнейшем Института истории искусства (нем. Institut für Kunstgeschichte). В фокус научных интересов Риля входил поиск особенностей баварского художественного менталитета. С 1892 года соредактор ежегодника «Памятники культуры Верхней Баварии» (нем. Die Kunstdenkmale des Regierungsbezirks Oberbayern). Умер в родном городе 5 апреля 1911 года.
Основные труды: Geschichte der Sittenbilder in der deutschen Kunst bis zum Tod P. Brueghels des Ältern (Stuttg. 1884); Denkmale frühmittelalterlicher Baukunst in Bayern etc. (Münch. 1888); Deutsche und italienische Kunstcharaktere (Frankf. 1892); Studien zur Geschichte der bayrischen Malerei des 15. Jahrhunderts (Münch. 1895); Die Kunst an der Brennerstraße (Leipz. 1898); Von Dürer zu Rubens (Münch. 1900); Augsburg (Bd. 22 der «Berühmten Kunststätten», Leipz. 1903).

1858
Жан-Венсан Шейль (французское имя — Jean-Vincent Scheil)
французский учёный-доминиканец, ассириолог. Родился в коммуне Кёнигсмакер, департамент Мозель, Франция. Учился в Коллеж де Франс у Ю.Опперта. Прошёл курсы египтологии и ассирологии в Практической школе высших исследований, в 1895—1933 годах читал лекции по ассириологии там же, с 1908 г. её директор. Участник археологических раскопок в Месопотамии и Египте, из которых наибольшее значение имели раскопки в Сузах в 1901 году, в ходе которых был обнаружен кодекс Законов Хаммурапи; Шейль стал их первым переводчиком на французский язык. Член Академии надписей (1908). Член-корреспондент Британской академии (1933). Офицер ордена Почётного легиона (1923). Умер в Париже 21 сентября 1940 года.
1859
Константин Клитович Андржиевский
русский полковник Корпуса Адмиралтейства, герой Цусимского сражения. 27 сентября 1875 — поступил в Морское Училище. 13 мая 1879 — Гардемарин. 18 мая 1879 — назначен на фрегат «Минин». 11 сентября 1880 — Мичман, совершил кругосветное кругосветном плавание. 25 декабря 1884 — командир 4-й роты на мониторе «Единорог», исполняющий должность ревизора эскадренного броненосца «Екатерина II». 1896 — артиллерийский офицер 1-го разряда. 1898—1899 — старший офицер броненосца береговой обороны «Адмирал Лазарев». 30 апреля 1899 — капитан 2-го ранга. 1899—1902 — старший офицер эскадренного броненосца «Ослябя». 1902 — старший офицер броненосца береговой обороны «Адмирал Спиридов». 1902—1903 — старший офицер мореходной канонерской лодки «Манджур» 20 мая 1904 — 13 июня 1905 — командир эсминца «Грозный» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского. Участвовал в Цусимском сражении. Был одним из трех командиров кораблей, сумевших прорваться во Владивосток. 23 апреля 1906 — 1января 1908 — младший помощник командира Санкт-Петербургского порта. 6 апреля 1908 — произведен из полковников адмиралтейства в генерал-майоры с увольнением от службы по болезни «от ран и контузий происходящей» с мундиром и пенсией (Высочайший приказ № 823). Умер в Санкт-Петербурге 25 апреля 1908 года. Похоронен на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга.
Награды: Орден Святой Анны IV степени (1894); Серебряная медаль в память Царствования Императора Александра Третьего (1896); Орден Святого Станислава II степени (18 декабря 1898); Прусский орден Короны II степени (1902); Орден Святого Владимира IV степени с бантом (1905) — за беспорочную выслугу 25 лет и бытность в сражениях; Орден Святого Георгия IV степени (21 июля 1907) — за мужество перед лицом превосходящих сил неприятеля проявленное в бою 27-28 мая 1905 года.
Литература: Веселаго Ф.Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — Санкт-Петербург : Типография Морского Министерства, 1907. — Том XIII / Царствование императора Александра II. А — Г. — Страницы 87—88. — 696 страниц. — (Военно-историческая библиотека).

1859
Джеймс Гутри (James Guthrie)
шотландский художник — постимпрессионист и реалист, один из ведущих представителей художественной группы Глазго Бойс. Родился в городе Гринок, Шотландия, в семье священника. Поступил на юридический факультет университета Глазго, однако в 1877 году принял решение стать художником. Учился у Джеймса Драммонда. В 1878 приехал в Лондон и изучал здесь историческую и жанровую живопись. После окончания обучения он пытался вступить в Клуб художников Глазго, однако безуспешно. Затем вместе с художниками Джозефом Кроухоллом и Эдвардом Уолтоном уехал в Париж, где изучал творчество французских художников-реалистов, в частности, полотна работы Жюля Бастьен-Лепажа.
Джозеф Кроухолл Джеймс Гутри в своей мастерской (1885)
После возвращения в Глазго вступил в группу Глазго Бойс, однако собрания её членов посещал редко, предпочитая совместные выезды на этюды, создавая пейзажи шотландской природы. Жил в это время в сельской местности графства Бервикшир. В 1888 году стал членом-корреспондентом Королевской Шотландской Академии, в 1892 — её действительным членом. С 1902 года — президент Королевской Шотландской Академии. В 1903 году был посвящён в рыцари. В 1920 году сэр Джеймс Гутри был награждён королём Альбертом I бельгийским Орденом Короны. В последний период своего творчества занимался портретной живописью (написал портреты А.Бальфура, Д.Ллойд Джорджа, Эндрю Бонара Лоу и др.). Умер в деревне Ру, область Аргайл-энд-Бьют, Шотландия, 6 сентября 1930 года.
Галерея
«Утренняя газета» (1890)
«Дочь индуса» (1883)
«Ночная ярмарка» (1889)

«Середина лета» (1892)
«Портрет Мэгги Гамильтон»
«Мисс Анна Спенсер» (1892)
«Цыганский костёр» (1881)
«В отблесках пламени» (1890)
«Мост»
2Школьники» (1884)
На даче (1886)
«Снова пастись» (1883)
2Портрет Роберта Бордена» (1920)

1859
Эммануил Людвигович Нобель (шведское имя — Emanuel Ludvig Nobel)
нефтепромышленник и инженер. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Людвига Эммануиловича Нобеля и племянник Альфреда Нобеля. Был известен связями с оппозиционными и революционными кругами. С одновременного выступления рабочих на его предприятиях Выборгской стороны Петербурга 23 февраля 1917 года началась Февральская революция. С 1888 года, после смерти своего отца, и до революции в России Эммануил Нобель возглавлял механический завод «Людвиг Нобель», впоследствии известный как «Русский дизель», и другие предприятия товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» в России. С 1909 Эммануил Людвигович Нобель был в чине действительного статского советника, а до этого в 1907 г. был удостоен почётного звания «инженер-технолог». Эммануил Нобель получил образование в частной школе святой Анны в Санкт-Петербурге и в Политехнической школе в Берлине, а позже в Стокгольмском Технологическом институте. Но есть одно здание, которое является главным в исторической судьбе этой семьи. Это — бывший особняк семьи Нобель на Пироговской (бывшей Выборгской) набережной, д. 19. Здание, один из флигелей которого существовал ещё в 1849 году (при прежних владельцах), а основные части были последовательно выстроены в 1873—1906 гг. при Нобелях, сохранило историческую память о важнейших событиях выдающейся жизни поколений петербургских Нобелей. Именно в нём жили семьи Л.И. и Э.Л.Нобелей. Здесь размещались дирекции механического завода «Людвиг Нобель» (вплоть до 1918 г.) и Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» (до 1910 г.). С 1902 г. занимает пост председателя Товарищества нефтяного производства братьев Нобель. Здесь Эммануил Людвигович принял участие в разработке и разрешении крупных вопросов, связанных с судьбою нефтяной промышленности в России. С 1899 г. первым в России стал производить двигатели Дизеля на своем механическом заводе. После нескольких лет инженерных изысканий был создан тип дизельного двигателя с обратным ходом (реверсивный). Такая конструкция позволила использовать двигатель в судоходстве вместо паровых машин. Первые суда с такими двигателями, названные теплоходами, уже обнаружили свою полную практическую пригодность и обещают произвести крупный переворот в нашем судоходном деле. В 1889 г. Эммануил Нобель был принят в российское подданство, но после революции в России, в 1921 г., навсегда уехал в Швецию. Эммануил Нобель являлся спонсором русской экспедиции в Южную Америку 1914—1915 г. В 1924—1925 гг. он также материально поддержал создание Свято-Сергиевского института в Париже.
Доходный дом Э.Л.Нобеля (Санкт-Петербург, Лесной проспект, дом № 20). Северный модерн, 1910—1912, архитектор Ф.И.Лидваль.
« … Эммануил Людвигович — знаменитый инженер, получавший золотые медали на международных технических выставках. Легендарный завод дизельных двигателей «Русский дизель» до революции был не менее известным заводом «Людвиг Нобель». Кстати, завод был самым передовым в России. До революции Эммануил Людвигович возглавлял предприятия семьи Нобелей в России, а с 1918 года — в Швеции. Во многом благодаря ему состоялась премия его дяди Альфреда Нобеля.» — Елена Филякова Взрывное наследство русских шведов. Эммануил Нобель покинул Россию летом 1918 г. после национализации его предприятий. Уехав из России, Нобель постепенно отошел от семейного бизнеса. Умер в Стокгольме, Швеция, 31 мая 1932 года.
Награды: Орден Святого Станислава I-й степени (Россия, 1914 г.).
Литература: Алексеева С.И. Попечительство в память императора Александра II над воспитанниками, окончившими курс в Ремесленном училище цесаревича Николая // 140 лет Ремесленному училищу цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / С.И.Алексеева, И.К.Ботт , О.В.Егоренкова и др. Санкт-Петербург : ООО «Аграф+», 2015. 504 страницы, иллюстрации + CD. — ISBN 978-5-9529-0070-7; Чумаков В.Ю. Нобели. Становление нефтяной промышленности в России. — Москва: Бизнеском, 2011. — 256 страниц — 1000 экземпляров — (Библиотека Генерального директора, Великие российские предприниматели; том 1). — ISBN 978-91663-084-8
[597x700]
1860
Молдо Тоголок (псевдоним; настоящее имя — Байымбет Абдырахманов)
киргизский советский акын. Исполнитель эпоса «Манас». Член СП СССР с 1938 года. Участник первой декады киргизского искусства и литературы в Москве (1939). Награжден орденом «Знак Почёта». Акын Тоголок Молдо родился в местности Куртка (ныне Ак-Талинский район Нарынской области), в семье крестьянина. Отец будущего акына, Абдрахман, был знатоком киргизской лирики и нередко выступал с песнями среди народа. С 9 лет Байымбет обучался грамоте у местного муллы. Учился в сельской мусульманской школе. В 14 лет, лишившись отца, воспитывался у брата деда — Музооке, известного в то время акына и комузиста. Через 4 года умер и Музооке, и их семья, оказавшись в бедственном положении, вынуждена была переселиться в Джумгал и наняться в батраки к местному манапу. Однако и здесь их положение не улучшилось, и они перебрались в Чуйскую долину к родственникам матери в село Кара-Добе близ города Токмака. Здесь Байымбет батрачит на местных баев. Страстная тяга к знаниям вынудила Байымбета наняться в батраки к местному мулле. Однако мулла не очень заботился об его обучении, и он, поссорившись с ним, уходит. Работает лекарем, учит грамоте детей. Живя в Чуйской долине, Байымбет знакомится с известными киргизскими и казахскими певцами-импровизаторами, читает книги Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиза, Абая и др. В эти годы он выучился мастерству пересказа эпоса «Манас» от знаменитого сказителя-манасчи Тыныбека. В 1887 году Байымбет возвращается в родное село Куртка и с новой силой отдается творческой работе. За свою приметную внешность — он был коренаст и плотен (кругляк) и за умение читать и писать акына прозвали «Тоголок Молдо». Впоследствии это прозвище стало его постоянным псевдонимом. В 1880 году Тоголок Молдо встречается в Кетмень-Тюбе со своим знаменитым современником акыном демократом Токтогулом Сатылгановым. После возвращения Токтогула из ссылки между ними устанавливается постоянная связь. В сатирических стихах и в поэмах «Кемчонтой», «Бабырканы» (обе — 1900) Тоголок Молдо обличал алчность богачей, в поэме «Сказание о водяных и наземных птицах» (1908) в аллегорической форме изобразил социальные противоречия. В дореволюционное время Тоголок Молдо за свои демократические взгляды и выступления в защиту простого народа неоднократно подвергался преследованиям со стороны баев и манапов. В 1916 году из-за травли со стороны манапов он был вынужден покинуть родные места и переселиться в аил Кол-Боор нынешнего Тогуз-Тороуского района. Там он встречает Октябрьскую революцию, становится ее глашатаем, активно участвует в установлении Советской власти в родном крае. Акын восторженно встретил Октябрьскую революцию 1917. Написал поэмы «Революция» (1918), «Свобода» (1919—1923). В начале 1920-х годов озлобленные враги Советской власти пытаются убить акына, басмачи дважды разоряют его дом, увозят жену. В 1923 он вновь возвращается в родное село Куртка, одним из первых вступает в колхоз. В 1936—1938 годах он сдал в фонд НИИ при Наркомпросе республики огромное количество ценных материалов по этнографии, истории и фольклору киргизов. Умер 4 января 1942 года. Похоронен у себя на родине. Слагать стихи и записывать их Тоголок Молдо начал с 14 лет. Его многогранное творчество питали живительные соки двух могучих источников: киргизского фольклора и передовой прогрессивной дореволюционной письменной литературы Востока, издававшейся на татарском и казахском языках. Преломив это в своем творчестве Тоголок Молдо стал подлинным новатором в киргизской поэзии. Дореволюционное творчество Тоголока Молдо характеризуется реалистическим отражением тяжелого рабского положения простого народа, выражением его чаяний и надежд, призывом к стремлению осуществить свои светлые мечты. В юношеские годы акын создал ряд произведений о любви. В стихотворениях «Черноглазая», «Толгонай», «Посвящение джигита девушке», «Посвящение девушки джигиту» и поэме «Урпюкан» он призывает киргизских девушек не соглашаться безропотно со своей бесправной долей, противостоять негативным сторонам патриархальных традиций, отстаивать свои права на любовь, свое социальное положение. Особое место в творчестве Тоголока Молдо занимают плач и причитания — кошоки и плачижалобы — арманы. В оригинальной и в то же время традиционной форме причитания по умершему раскрываются мастерство и искусность народных умельцев, воспевается их созидательный труд. Примером таких произведений являются «Плач причитания жены дехканина», «Плач причитания жены кузнеца». В «Плаче-жалобе девушки, выданной замуж за мальчика», «Плаче-жалобе девушки, выданной замуж за старца», «Плаче девушки, отданной в рабство за долги» акын негодует по поводу кабального бесправного положения девушки киргизки, яростно обличает старые патриархальные порядки. Им создан ряд произведений на фольклорные сюжеты: «Старик со старухой», «Бабыркан», «Телибай Тентек» и др., в которых он разоблачает господствующие классы, держащие в страшной темноте народ, призывает его к просвещению. В сатирических стихах и поэмах «Проделки ходжи», «Овца в чалме», «Плач Чачы», «Недотепа» он обличает представителей господствующего класса в тунеядстве, алчности и тупости, а в поэмах «Сказание о водных и наземных птицах», «Сказание о птицах» и др. в аллегорической форме изображает социальные противоречия того общества.
[700x492]
Тоголок Молдо является основателем жанра басни в киргизской литературе. Приход Советской власти на киргизскую землю, свобода, обретенная его народом, вдохновили акына на создание множества стихотвореннй, которые в рукописном виде были распространены среди народа. Это поэмы «Революция» (1918), «Свобода» (1919—1923), «Наставление» (1925), «Наставление беднякам» и другие. В годы Великой Отечественной войны его песни «Мы готовы» (1941), «Мы победим» (1941) и другие — призывали советский народ на борьбу с врагом. Знаток киргизского фольклора Тоголок Молдо известен и как исполнитель эпоса «Манас». Впоследствии он записал вторую часть трилогии — «Семетей». Им записаны образцы вариантов киргизских эпосов «Шырдакбек», «Джаныл-Мырза», «Мендирман». Он собрал большое количество различных преданий, легенд, пословиц, поговорок. Произведения Тоголока Молдо стали издаваться с 1925 года. Первым изданием акына явилась поэма «Насыят» («Наставление»), вышедшая в Москве в 1925 году. Еще два прижизненных издания акына выпущены в 1939 году. Все произведения творческого наследия выдающегося акына-письменника изданы и переиздаются на родном и русском языках. Некоторые из них переведены на многие языки народов СССР. Широко отмечались общественностью республики 80-летие и 100-летие со дня рождения великого акына.
[700x525]
В столице республики Бишкеке, в Парке Тоголок Молдо (улица Московская) установлен памятник Тоголоку Молдо.
Его имя присвоено селам, школам, колхозам и совхозам, улицам городов республики. Издания на киргизском языке: Насыят. Поэма. — Москва: СССР Калктарынын Борбор басма мекемеси, 1925. Наставление; Балдар жомоктору. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1939. Детские сказки; Жер жана анын балдары. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1939. Земля и ее дети; Жыйнак. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1944. Сборник; Тандалган ырлар. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1951. Избранные стихи; Жер жана анын балдары. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1952. Земля и ее дети; Эркиндик. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1953. Свобода; Чыгармалар: 1 том. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1954. Сочинения, 1 том; Чыгармалар: 2 том. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1955. Сочинения, 2 том; Балдар ыры. — Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1958. Детские стихи; Тандалган чыгармалар. — Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1960. Избранные произведения; Чыгармалар. — Фрунзе: Кыргызмамбас, 1960. Сочинения; Абышкакемпирдин көмөчү. — Фрунзе: Кыргызокуупедмамбас, 1961. Колобок старухи и старика; Жер жана анын балдары. — Фрунзе: Мектеп, 1964. Земля и ее дети; Куштардын аңгемеси: Поэма. — Фрунзе: Мектеп, 1970. Рассказы о пернатых; Чыгармалар: 1—2т. — Фрунзе: Кыргызстан, 1970. Сочинения; Бөрү менен Түлкү. — Фрунзе: Мектеп, 1971. Волк и лиса; Канаттуулар. — Фрунзе: Мектеп, 1973. Птицы; Абышкакемпирдин көмөчү. — Ф.: Мектеп, 1974. Колобок старухи и старика; Балдарга. — Фрунзе: Мектеп, 1976. Детям; Бөдөнөнүн Түлкүнү алдаганы. — Фрунзе: Мектеп, 1977. Как перепелка обманула лису; Куштардын аңгемеси. — Фрунзе: Мектеп, 1978. Беседа птиц; Бөрү менен Түлкү. — Фрунзе: Мектеп, 1979. Волк и лиса; Адам мүнөзү. — Фрунзе: Мектеп, 1980. Характеры людей; Бөрү менен Түлкү. — Фрунзе: Мектеп, 1981. Волк и лиса; Абышкакемпирдин көмөчү. — Фрунзе: Мектеп, 1984. Колобок; Насыят. — Фрунзе: Кыргызстан, 1985. Назидание; Бөрү менен Түлкү. — Фрунзе: Мектеп, 1986. Волк и лиса. Издания на русском языке: Избранные стихи. — Москва: Госкомиздат, 1958; Дорогой песен. Стихи. — Москва: Молодая гвардия. 1960; Волк и лиса. — Фрунзе: Мектеп, 1972; Волк и лиса. — Фрунзе: Мектеп, 1973; Сказка о птицах. — Фрунзе: Мектеп, 1973; Колобок. Сказка. — Фрунзе: Мектеп, 1975; Волк и лиса: Басни. — Фрунзе: Мектеп, 1986.
Литература: Таштемиров Ж., Тоголок Молдонун чыгармачылык жолу, Фрунзе, 1958; Акыны. Акыны Киргизии в переводах Марка Ватагина, Бишкек, «Адабият», 220 страниц, 1991

1860
Хариклея Харикли (румынское имя — Haricly Hartulari; по мужу – Хартулари; псевдоним - Даркле)
румынская оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Одна из основоположников румынской вокальной школы. Родилась в небольшом румынском городке Браила, в зажиточной семье, имевшей греческие корни. Их род разбогател в свое время на успешной торговле сельскохозяйственной продукцией, а отец певицы Ион Харикли успешно продолжал дело своих предков. Детство девочки протекало благополучно и безмятежно. В 13-летнем возрасте родители отправляют ее в один из лучших венских пансионов благородных девиц Лобковица. В этом пансионе в ту пору пение преподавала знаменитая Матильда Маркези, сразу же разглядевшая большой талант Хариклеи и предложившая ей заниматься вокалом индивидуально. Впрочем, воспитанная в духе, далеком от музыкальных и художественных пристрастий, девочка, не воспользовалась в полной мере этим счастливым случаем. Лишь спустя три года, когда отец, приехавший навестить дочь, впервые повел ее в оперный театр, где в тот вечер давали «Травиату» с Аделиной Патти, в Хариклее, потрясенной увиденным и услышанным, проснулась неистребимая любовь к музыке и пению. Однако вскоре в семейных делах отца наступили черные дни. Наводнение 1878 года не пощадило усадьбу и плантации отца, который в одночасье потерял значительную часть своего состояния. Семья вынуждена была продать свое имение и переселиться в Бухарест, куда и вернулась Хариклея после пребывания в пансионе. Здесь она начала брать уроки пения у француженки мадам Ле Керре, довольно заурядной певицы, в свое время, впрочем, выступавшей в оперной труппе. Ле Керре, не будучи таким уж опытным педагогом, тем не менее, разглядела способности девушки и сумела бережно отнестись к развитию ее певческих навыков, совершенствуя их постепенно и достаточно грамотно. В личной жизни Хариклеи тоже происходили изменения. Она увлеклась офицером Йоргу Хартулари, бывшим некоторое время мужем ее двоюродной сестры, но разведшимся с ней по вине супруги и даже дравшимся из-за нее на дуэли. Вскоре Хариклея, несмотря на сопротивление родителей, вышла за него замуж в 1881 году. Брак этот оказался не очень счастливым из-за легкомысленного характера Йоргу, увлекавшегося азартными играми и женщинами. В это время гарнизон мужа перевели в город Яссы, где Хариклея активно участвовала в музыкальной жизни города, получив определенную известность, выступая в самодеятельных концертах. Именно в это время у нее созревает план переезда в Париж, где она надеялась найти более достойное применение своему таланту. В апреле 1886 семья Хартулари переселяется в Париж. Здесь у Хариклеи рождается сын. Несмотря на все трудности и материальные заботы, Хариклея не оставляет намерения сделать вокальную карьеру. Она обращается за помощью к знаменитому баритону Жану-Батисту Фору, который охотно откликается на просьбу певицы о прослушивании.
[456x700]
По достоинству оценив ее способности, он рекомендует ее известному педагогу Парижской консерватории Эдмонду Дювернуа. Тот начинает заниматься с Хариклеей, которая за год делает большие успехи. И тут, как часто бывает, в дело вмешивается счастливый случай. Это произошло весной 1888 года. Однажды, к Дювернуа зашел один из директоров Гранд-Опера Пьер Гайар. Ожидая, пока тот закончит свой урок, он слышит из музыкального салона чудесный голос. Это был голос Хариклеи, разучивающей партию Джульетты из оперы Гуно. Очарованный незнакомым голосом, он буквально врывается в салон и начинает упрекать Дювернуа за то, что тот не сообщил ему о своей ученице – ведь они в театре как раз ищут Джульетту для новой постановки оперы. На следующий день Гайар приглашает певицу на прослушивание к самому престарелому мэтру Гуно. Тот приходит в восторг и заявляет, что лучшей Джульетты и желать не приходится. Состоявшееся в июле прослушивание на сцене Гранд-опера закрепляет успех молодой артистки. Руководство театра решает готовить ее к премьере «Ромео и Джульетты». Однако, в кругах влиятельной буржуазии, желавшей видеть на сцене оперы только примадонн, возникло сопротивление планам театра. Они хотели услышать в новой постановке только Патти. Театр был вынужден уступить, так как во многом зависел от финансовых «тузов» французской столицы. Премьера «Ромео и Джульетты» прошла без участия Хариклеи. Впрочем, Гуно был настроен решительно, и ему удалось настоять на другом дебюте своей любимицы – это была партия Маргариты в «Фаусте». 14 декабря 1888 года Хариклея, наконец, дебютирует на главной парижской сцене в этой партии под псевдонимом Даркле, который ей придумал Гуно. Несмотря на волнение, дебют прошел весьма успешно, вызвав восторги публики и благожелательные отзывы в прессе. После такого приема уже ничто не могло помешать певице выступить и в партии Джульетты. Это произошло 4 января 1889 года. Триумф, которым сопровождалось это выступление, сразу сделал ее знаменитой, а импресарио разных стран стали проявлять к новой «звезде» повышенный интерес. Одно из наиболее привлекательных предложений последовало в том же году из Санкт-Петербурга. Артистка спела осенью 1889 года в русской столице 10 спектаклей, дебютировав в «Фаусте».
[700x336]
Во время пребывания в России Даркле познакомилась с музыкой оперы Глинки «Жизнь за царя». Здесь она самостоятельно разучила партию Вани, которая, несмотря на трудную контральтовую тесситуру, стала одной из любимых в ее репертуаре. По возвращении из России известный импресарио Рауль Гюнсбург пригласил ее на осенне-зимний сезон 1889/90 в Ниццу, где певица пела партии Маргариты, Валентины в «Гугенотах» Мейербера, Вани в 1-й французской постановке оперы Глинки (1890) и др. После таких успехов уверенность Дракле в своих силах возросла, и она решила покорить одну из самых больших оперных «вершин» - театр Ла Скала. В конце 1890 года она отправляется в Италию, где встречается со знакомым еще по Парижу Руджеро Леонкавалло, ставшим поклонником певицы и ее репетитором. Хариклея поселяется в скромном пансионе на улице Сан-Паоло. Это обстоятельство оказывается весьма важным для дальнейших успехов певицы. Именно на этой улице услыхали ее голос из открытого окна возвращавшиеся домой импресарио Ла Скала братья Корти. Прекрасный голос певицы привлек их внимание, и они поднялись к ней. Узнав ее имя и вспомнив положительные отзывы о выступлении Даркле в Париже и Ницце, братья объяснили, что известный издатель Эдоардо Сонцоньо (первооткрыватель Масканьи), владелец партитуры оперы Ж.Массне «Сид», ищет исполнительницу главной партии Химены в постановке «Сида» на сцене Ла Скала. По их мнению Хариклея - наиболее подходящая кандидатура на эту роль. Прослушав певицу, Сонцоньо остался весьма довольным, и предложил ей контракт на несколько выступлений в «Сиде». 26 декабря 1890 года состоялась памятная премьера «Сида», принесшая Даркле славу и успех у итальянской публики. Надо добавить, что на этом представлении пристутствовал сам патриарх итальянской оперы Джузеппе Верди, ставший с тех пор поклонником таланта румынской примадонны. За первым успехом в театре последовали следующие – в мировой премьере оперы «Кондор» бразильского композитора, автора знаменитой оперы «Гуарани», Карлуша Гомиша (Гомеса). Эта премьера, в которой Даркле исполнила роль Одалии, состоялась 21 февраля 1891 года. Затем пришел черед и «Сельской чести» Масканьи. Эта роль досталась певице в Милане вроде бы случайно, после того, как заболела знаменитая Ромильда Панталеони, однако мнительный композитор, сначала сомневавшийся в правильности выбора исполнительницы, затем стал на всю жизнь верным поклонником ее таланта. В том же году певица исполяет роль Судзель в его опере «Друг Фриц» во флорентийской постановке, а уже на следующий год маэстро поручает певице главную роль Луизы в премьере своей новой оперы «Рантцау» (11 декабря 1892, Флоренция, театр «Пергола»). В этом спектакле Даркле блистала с такими мэтрами итальянской оперной сцены, как Фернандо де Лючия (Фернандо) и Маттиа Баттистини (Джанни). Надо также отметить и первое выступление певицы в вагнеровском репертуаре. В 1891 она спела Елизавету в «Тангейзере» на сцене Ла Скала. Умерла в Бухаресте 10 января 1939 года.
Литература: Сбырча Д., Хартуларн-Даркле И., Даркле, [перевод с румынского], Бухарест, 1963.