• Авторизация


1 июня родились... 01-06-2025 07:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[493x700]
1884
Эдуард Хелли (немецкое имя — Eduard Helly)
австрийский математик, один из основоположников функционального анализа. Эдуард Хелли родился в Вене, в еврейской семье. В 1907 году он окончил Венский университет, где обучался в том числе у Больцмана, Виртингера, Мертенса и Хана. После окончания университета он на год уехал в Гёттинген, где посещал семинары Клейна, Гильберта, Рунге и Минковского в Гёттингенском университете. Первая научная публикация Хелли — «Об одной теореме из теории линейных функциональных операторов» (немецкое название — «Über einen Satz aus der Theorie der linearen Funktionaloperationen») — датирована 1912 годом. Эту работу он посвятил своей подруге и будущей жене Элизе Блох, также обучавшейся в это время у Виртингера. В 1913 году Хелли доказал знаменитую теорему о пересечении компактных выпуклых множеств. Об этом результате он рассказал своему коллеге Иоганну Радону, который в 1915 году (по другим данным — в 1921 году) опубликовал собственное доказательство этого факта. Авторское доказательство теоремы Хелли было опубликовано лишь в 1923 году. После начала Первой мировой войны Хелли был призван в армию. В 1915 году он получил тяжёлое огнестрельное ранение лёгкого, был взят в плен и последние годы войны провёл в лагерях для военнопленных в Никольске (ныне — Уссурийск) и Тобольске. Даже в тяжёлых условиях лагерей Хелли продолжал занятия наукой, в том числе обучал другого военнопленного — 19-летнего Тибора Радо, в будущем известного венгерского математика. Несмотря на Гражданскую войну, в 1920 году Хелли удалось через Японию и Египет вернуться в Австрию. В 1921 году Хелли показал Хану свою написанную в плену третью работу — «Об уравнениях с бесконечным числом неизвестных» (немецкое название — «Uber Gleichungen mit unendlich vielen Unbekannten»). Хан оценил её очень высоко, отметив, что в этой области Хелли превзошёл всех своих предшественников. В том же году Эдуард Хелли и Элиза Блох поженились. В эти годы Хелли был завсегдатаем знаменитой венской кофейни «Централь», где собирались известные деятели науки и культуры. Там он общался, в частности, с математиком, физиком и философом Филиппом Франком, а также с писателем Германом Брохом. Несмотря на новаторские идеи, Хелли в течение долгого времени не имел постоянного места работы, зарабатывая репетиторством и написанием «решебников». Позже он устроился на работу в банк, но в 1929 году тот разорился. Вскоре после этого он нашёл работу в страховой компании «Phönix-Versicherung», где проработал до её банкротства в 1937 году. Хелли увлекался фотографией; некоторые из его снимков были использованы в рекламе австрийского туристического агентства. После присоединения Австрии нацистской Германией в 1938 году Хелли был лишён права преподавать. В том же году он получил грин-карту и вместе с женой и ребёнком эмигрировал в США. Там он также столкнулся со сложностями в поиске работы. При содействии Эйнштейна получил незначительную должность в начальном колледже Патерсона, в 1941 году перешёл в начальный колледж Монмута. Кроме того, супруги Хелли работали в сигнальном корпусе армии США. Лишь за несколько недель до смерти, в 1943 году, Хелли стал профессором недавно основанного Иллинойсского технологического института. Эдуард Хелли умер в Чикаго (штат Иллинойс, США) 28 ноября 1943 года от сердечного приступа, вызванного последствиями ранения.
Достижения
Эдуард Хелли во многом предвосхитил развитие функционального анализа, в первой своей публикации доказав теорему Хана — Банаха за 15 лет до Хана и за 20 лет до Банаха. Кроме того, он развил теорию ортогональных систем и заложил основания теории двойственности в бесконечномерном пространстве. В достаточно общих ситуациях он доказал теорему о продолжении линейных функционалов, принцип равномерной ограниченности, ввёл понятия нормированного пространства и двойственности в линейном анализе. С именем учёного связаны теорема Хелли, семейство Хелли, теорема выбора Хелли, метрика Хелли, теорема Хелли — Брэя.

1885
Константин Тимофеевич Калиновский
кадровый офицер русской Императорской армии и Донской армии, генерал-майор Всевеликого Войска Донского и Вооружённых Сил Юга России (ВСЮР). Из казаков стfzbws Аксайской Области войска Донского. Образование получил в учительской семинарии и Новочеркасском казачьем училище (1907). На 14 января 1909 Хорунжий 7-го Донского казачьего полка. Окончил 2 класса Николаевской военной академии (1914) (после объявления мобилизации откомандирован в свою часть). Подъесаул (6 апреля 1914) 24-го Донского казачьего полка. Участник Первой мировой войны. Капитан (6 апреля 1915). Причислен к генеральному штабу (4 января 1916). Старший адъютант штаба 27-го армейского корпуса (с 27 июля 1916 — на 16 января 1917 в должности). Подполковник (1917). Исполняющий должность. штаб-офицера для поручений при штабе 19-го армейского корпуса (с 8 октября 1917). В Донской армии — с мая 1918 года. Полковник (13 июня 1918). На 26 октября и 20 ноября 1918 года по май 1919 года начальник оперативного отдела штаба Донской армии. С 15 октября 1919 начальник штаба 4-го Донского корпуса генерала Мамонтова. Генерал-майор (февраль 1920). С февраля 1920 года начальник штаба конной группы генерала Секретева. С 24 марта 1920 в резерве офицеров Генштаба при штабе Донского корпуса. В эмиграции с апреля 1920 года в Константинополе, затем в Варне и Югославии (в Суботице, затем в Белграде). С 1950 года в Италии (Триест). С 1954 года в Швейцарии (Везен). Умер в Гларусе (Швейцария). Награды: Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 16 февраля 1915); Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 16 февраля 1915); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 9 июня 1915); Орден Святой Анны IV степени (Высочайший приказ 2 июня 1915); Орден Святого Станислава II степени (Высочайший приказ 27 мая 1916); Орден Святой Анны II степени. с мечами (Высочайший приказ 20 февраля 1917).

Семенюк_Дорофей_Исидорович (520x700, 234Kb)
1885
Дорофей Исидорович Семенюк
солдат железнодорожного батальона, активист и революционер. Член РСДРП. Расстрелян по обвинению в убийстве подпрапорщика батальона Золотарёва. Родился в Житомирском уезде Волынской губернии Россиийской империи, в крестьянской семье. Так как семья жила бедно, с малых лет был вынужден работать. Работал ремонтным рабочим на железной дороге и в депо. С начала 1905 года работал паровозным кочегаром. Принял участие в октябрьской стачке 1905 года. В армии с 1906 года. Был направлен во 2-й железнодорожный батальон, находившийся в Барановичах. Здесь же был и 3-й железнодорожный батальон, замеченный в «революционной деятельности». В том же 1906 году 3-й батальон был переброшен в Дмитров «на постоянное расквартирование» вместе с Д.Семенюком и другими неблагонадёжными с формулировкой: «чтобы затруднить его преступную деятельность». Среди солдат вели деятельность группа эсеров и группа социал-демократов, в которой активно участвовал Д.Семенюк. Эта группа находилась под контролем дмитровских большевиков Холмогорова и Петухова. Группа социал-демократов батальона занималась сходками, собраниями, пропагандой и другой деятельностью. 15 октября 1907 года на Старо-Яхромской улице около 10 часов вечера подпрапорщик Золотарёв из низшего офицерского сословия 3 батальона был смертельно ранен. В качестве подозреваемого был задержан Дорофей Семенюк, как отсутствующий в это время в батальоне. Дорофей Исидорович был приговорён к расстрелу. На глухой болотистой окраине города Дмитров, где было стрельбище (в районе нынешнего Финского поселка), утром 22 ноября 1907 года Д.И.Семенюка расстреляли. Сейчас стрельбище находится возле нового Матусовского леса по другую сторону от Внуковской улицы.
Семенюк_Обелиск (525x700, 487Kb)
Обелиск-захоронение Семенюка Дорофея Исидоровича, расстрелянного в 1907 году в городе Дмитров.
ПамятьЛитература: Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигарева Е.Г., Федоров И.Н. История. Московская область. Дмитровский район: Хрестоматия. — Москва: Финансовый контроль; Магистр-Пресс, 2007. — 304 страницы; А.О. Ложкин Мятежный батальон (дело Д.Семенюка: мифы и реальные факты). Сайт «Дмитровский краевед».

[461x700]
1885
Дезидерий Шимкевич (польское имя — Dezydery Szymkiewicz)
польский ботаник, член Польской Академии Наук (с 1945). Родился в городе Вилькия, Российская империя, ныне Литва. В 1925-1939 гг. - профессор ботаники и физиологии растений Львовского политехнического института, в 1939-1945 гг. - Яггелонского университета в Кракове, с 1945 г. - директор Научно-исследовательского института лесоводства Польской Академии Наук в Варшаве. Умер в Варшаве 15 мая 1948 года. Основные направления научных исследований - статистика и биометрия, география и экология растений. Известен работами по экспериментальной экологии растений, посвященными изучению продуктивности полевой и луговой растительности. Применил флористическую статистику для сравнительного изучения флор различных географических районов, ввел понятие "показатель родового сходства". Считал, что флоры родственны, если имеют не менее 50% общих родов. Автор учебников "Ботаника" (2-е издание, 1936), "Экология растений" (1932) и руководства "Задачи и методы статистики" (1948). Избранные научные публикации: Badania biometryczne nad gatunkami rodzajów Senecio i Ligularia (1923); Etudes climatologiques (1923-1947 33 części); Bibliografia flory polskiej (1925); Botanika (1928); Badania ekologiczne (1932-1934); Ekologia roślin (1932); Szkice z geografii roślin (1935-1939); Doświadczenia nad żyznością torfów (1936); Zadania i metody statystyki (1948). Научные труды и литература: Шимкевич Д. Экология растений, 1932; Шимкевич Д. Ботаника, 1936; Шимкевич Д. Задачи и методы статистики, 1948. Литература:Источники: Biogramy uczonych polskich, Część II: Nauki biologiczne (pod redakcją Andrzeja Śródki i Pawła Szczawińskiego), Ossolineum, Wrocław 1985; Т.П.Бабий и др. Биологи. - Киев, Наукова думка, 1984.

1885
Франсуа Энтж (люксембургское имя — François Hentges; 1 июня 1885, Боннвуа, Люксембург (город), Люксембург — 1 апреля 1968, Люксембург (город), Люксембург) —
люксембургский гимнаст. Родился в Боннвуа, Люксембург (город), Люксембург. Брат гимнаста Пьера Энтжа.Участник летних Олимпийских игр 1912 года (4-е место в основном командном первенстве, 5-е место в командном первенстве по произвольной системе и 23-е место в личном первенстве). Первый в истории чемпион мира на параллельных брусьях (1903 год). Умер в родном городе 1 апреля 1968 года.

[530x700]
1886
Владимир Бецич (хорватское имя — Vladimir Becić)
хорватский художник и график. Родился в городе Славонски-Брод, Австро-Венгрия. В.Бецич первоначально изучал право в Загребе, параллельно учился в частных художественных школах. В 1905 году он оставляет занятия юриспруденцией ради живописи и приезжает в Мюнхен, где поступает в местную Академию художеств. В Мюнхене В.Бецич, совместно с Мирославом Кралевичем, Йосипом Рачичем и Оскаром Германом, образует т. н. «Мюнхенский круг» — художественную группу, оказавшую огромное влияние на развитие модернизма в хорватском искусстве. Картины его мюнхенского периода отражают как реалистические черты, так и импрессионистские. В 1909 В.Бецич перебирается в Париж, учится здесь в академии Гранд-Шомьер и работает иллюстратором в газете «Le Rire». На парижское творчество художника существенное влияние оказали работы Э.Мане, выставку которого он посетил в 1907 году. Возвратившись в Загреб в 1910 году, В.Бецич проводит свою первую персональную выставку. Позднее он живёт и работает в Осиеке, Белграде и Битоле. В годы первой мировой войны он — военный художник на Салоникском фронте, создаёт несколько серий рисунков о солдатской жизни и раненых. В 1919 году проходит вторая персональная выставка работ В.Бецича в Загребе.
[465x700]
Владимир Бецич. Автопортрет.
В 1919—1923 годах художник обосновывается в селе Блажуй близ Сараево. Здесь он создаёт как масляные полотна, так и акварели о жизни местных крестьян и пастухов, пишет пейзажи, натюрморты, изображения обнажённой натуры. Позднее возвращается в Загреб, и в 1924—1947 годах он являлся членом загребской Академии изящных искусств, а с 1934 года — югославской Академии наук и искусств. В 1930 году он, вместе с Любо Бабичем и Йеролимом Муше, образует «Группу Трёх». Наиболее яркими работами художника были его произведения, созданные в 1910—1922 годах. В ранних работах его, мюнхенского и парижского периодов, чувствуется влияние таких мастеров, как Гойя, Веласкес и Э.Мане, позднее — Сезанна. Написал несколько автопортретов, изображающих художника в различных жизненных фазах, от юных лет и до старости. В 2006 году хорватская почта выпустила серию почтовых марок, посвящённых хорватскому искусству. На одной из них можно увидеть пейзаж кисти В.Бецича 1909 года. Умер в Загребе 24 мая 1954 года. Галерея: Vladimir Becić, svjedok istine postojanja Автопортрет, избранные полотна и биография В.Бецича

[459x700]
1886
Гуннар Гроруд (норвежское имя — Gunnar Graarud)
норвежский оперный певец (тенор). Родился в Холместранне. Учился инженерному делу в Карлсруэ и лишь затем стал изучать вокал в Берлине под руководством баритона Конрада Завиловского и педагога Фредерика Хуслера. Дебютировал в 1919 г. в Кайзерслаутерне, в 1920—1922 гг. пел в Мангейме, в 1924—1926 гг. на сцене Берлинской государственной оперы. В 1927 г. дебютировал на Байрёйтском фестивале, в том же году был участником премьерного исполнения оперы Отторино Респиги «Потонувший колокол». В 1929—1937 гг. солист Венской государственной оперы, в дальнейшем также преподавал в Венской академии музыки (среди его учеников, в частности, Отто Эдельман). Умер в Штутгарте 6 декабря 1960 года.

[489x700]
1886
Эрнст Курт (немецкое имя — Ernst Kurth)
швейцарский теоретик музыки и музыкальный психолог австрийского происхождения. Родился в Вене. Курт изучал музыковедение у Гвидо Адлера (Вена). В 1908 году получил докторскую степень за диссертацию о ранних операх Глюка (Der Stil der opera seria von Gluck bis zum Orfeo). В 1912 году Курт защитил профессорскую диссертацию (Habilitation) «Предпосылки теоретической гармонии» (Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme; Берн). Этому предшествовала непродолжительная дирижёрская и педагогическая деятельность в инновационной школе в Тюрингии (Виккерсдорф). С 1920 — приват-доцент Бернского университета, с 1927 года руководитель научного семинара (там же). В трудах Курта, посвященных связи музыкального феномена с психическими процессами, обнаруживается влияние философии Шопенгауэра и современных ученому тенденций психологии. В «Основах линеарного контрапункта» (Grundlagen des linearen Kontrapunkts, 1917) Курт объясняет композиторскую технику Баха как результат энергетического «волнового движения» отдельных линий. При этом Курт развивает заимствованные из физики понятия потенциальной и кинетической энергии. Следующая книга Курта — «Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера» (Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners Tristan, 1920) — посвящена гармонии XIX века и её истории, рассматриваемым с философско-психологической точки зрения. Умер в Берне 2 августа 1946 года. Сочинения: Musikpsychologie. Berlin, 1931; Основы линеарного контрапункта. Москва, 1931; Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера. Москва, 1976. Литература: Мазель Л., Концепция Э.Курта, в книге: Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, выпуск 2, Москва, 1939. Wörner F. Constructive and destructive forces: Ernst Kurth's concept of tonality // Tonality 1900-1950. Ed. by F.Wörner, U.Scheideler, Ph.Rupprecht. Stuttgart: Steiner Verlag, 2012. ISBN 978-3-515-10160-8.

Клайв_Брук (546x700, 118Kb)
1887
Клиффорд Хардман (Клайв) Брук (Clifford Hardman "Clive" Brook)
английский актёр. Брук родился в городе Лондон, Великобритания. Получил образование в колледже Далвич и служил офицером в армии во время Первой мировой войны. Впервые появился на сцене в 1918 году, в фильмах начал сниматься с 1919 года. Снимался в британских фильмах а также в Голливуде. Одной из запоминающихся ролей стала роль партнера Марлен Дитрих в «Шанхайском экспрессе» (1932). Умер в родном городе 17 ноября 1974 года. Избранная фильмография: 1923 — Женщина — женщине; 1927 — Хула; 1927 — Дьявольская танцовщица; 1927 — Подполье — Роллс-Ройс; 1931 — Ист Линн — капитан Уильям Левисон; 1932 — Шанхайский экспресс; 1933 — Кавалькада; 1963 — Список Эдриана Мессенджера.

Ospanov_Nurzhan (492x700, 109Kb)
1887
Нуржан Оспанов
старший чабан колхоза «Уш-тобе» Каркаралинского района Карагандинской области Казахской ССР. Родился в 1887 году на территории Каркаралинского уезда Семипалатинской области Степного генерал-губернаторства, ныне – Каркаралинского района Карагандинской области Казахстана. Казах. С детства трудился по найму у зажиточных баев (батрачил). С началом коллективизации сельского хозяйства Нуржан Оспанов одним из первых в 1929 году вступил в местный колхоз «Уш-тобе», работал чабаном по выпасу овец. По итогам работы в 1948 году он вырастил от 410 грубошёрстных овцематок по 120 ягнят на каждые 100 маток, при среднем живом весе ягнят к отбивке 42,4 килограмма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Оспанову Нуржану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены и передовые животноводы колхоза «Уш-тобе» Х.Бекбосынов и Т.Жунусов. В последующие годы Н.Оспанов продолжал демонстрировать наилучшие по району показатели приплода молодняка, его наилучший результат – от 500 овцематок 620 ягнят. Трудился чабаном в родном колхозе, реорганизованном в 1957 году в совхоз имени Фрунзе, до выхода на пенсию в 1962 году. Скончался в 1969 году. Награждён орденом Ленина (12 июля 1949), медалями.

[439x700]
1887
Фернан Шарпен (французское имя — Fernand Charpin)
французский театральный актер. Фернан Шарпен родился в Марселе, в семье жандарма на станции Экс-ан-Прованс. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в звании сержанта пехоты; находился в плену в течение нескольких месяцев. После учебы в Консерватории Фернан Шарпен начал актёрскую карьеру в театре, выступая в классическом репертуаре, и впоследствии стал одним из ведущих актёров театра Одеон. После знакомства в 1928 году с Ремю и Марселем Паньолем сыграл с успехом одну из своих самых известных ролей, Оноре Панисса, в пьесе Паньоля «Мариус». Когда в 1931 году Паньоль решил адаптировать свою марсельскую трилогию в кино, в 1931 году Шарпен дебютировал в кино, сыграв роль Панисса сначала в «Мариусе» (реж. Александр Корда), а затем в «Фанни» (1932, режиссёр Марк Аллегре) и «Сезаре» (1936, реж. Марсель Паньоль). В конце 1930-х годов Фернан Шарпен сыграл роли ещё в трёх фильмах М.Паньоля: «Шпунц» (1937), «Жена пекаря» (1938) и «Дочь землекопа» (1940). Снимался также у Жана Ренуара («Берлинго и Ко», 1932) и Жюльена Дювивье («Славная компания» и «Пепе ле Моко», 1936). Фернан Шарпен внезапно умер 6 ноября 1944 года, в возрасте 57 лет, через несколько месяцев после освобождения Франции, поднявшись по лестнице на седьмой этаж своего дома с больным сердцем, когда лифт был остановлен из-за ограничения электроэнергии. Фернан Шарпен был женат на актрисе Габриеле Дулсе. Фильмография: 1931 – «Мариус», оригинальное название – «Marius», Оноре Панисс; 1932 – «Фанни», оригинальное название – «Fanny», Оноре Панисс; 1933 – «Шотар и компания», оригинальное название – «Chotard et Cie», Шотар; 1933 – «Война вальсов», оригинальное название – «La guerre des valses», Жозеф Ланнер; 1933 – «Паприка», оригинальное название – «Paprika», Урбан; 1933 – «Зять господина Пуарье», оригинальное название – «Le gendre de Monsieur Poirier», Верделе; 1934 – «Сафо», оригинальное название – «Sapho», Сезар; 1934 – «Поезд в 18.47», оригинальное название – «Le train de huit heures quarante-sept», Гурлуре; 1934; Три моряка», оригинальное название – «Trois de la marine», комендант; 1934 – «Тартарен из Тараскона», оригинальное название – «Tartarin de Tarascon», Бравида; 1935 – «Прекрасные деньки», оригинальное название – «Les beaux jours», владелец отеля;1935 – «Михаил Строгов», оригинальное название – «Michel Strogoff», Алкид Жоливе;1936 – «Славная компания», оригинальное название – «La belle équipe», жандарм; 1936 – «Севильский цирюльник», оригинальное название – «Le barbier de Séville», Базиль; 1936 – «Сезар», оригинальное название – «César», Оноре Панисс;1936 – «Пепе ле Моко», оригинальное название – «Pépé le Moko», Режис; 1937 – «Игнатий», оригинальное название – «Ignace», полковник Дюросье;1937 – «Бальтазар», оригинальное название – «Balthazar», Ле Гак;1937 – «Одна ночь в Марселе», оригинальное название – «soir à Marseille», комиссар Лампен; 1937 – «Шпунц», оригинальное название – «Le schpountz», дядя Батист Фабр; 1938 – «Мелочь», оригинальное название – «Le petit chose», месье Пьеротт; 1938 – «Жена пекаря», оригинальное название – «La femme du boulanger», Маркиз де Кастав Венелле; 1938 – «Образование принца», оригинальное название – «Éducation de prince», Оноре; 1938 – «Бунтарь», оригинальное название – «Le révolté», отец Пимай;1939 – «Заложники», оригинальное название – «Les otages», Бемонт, мужчина; 1939 – «Берлинго и Ко», оригинальное название – «Berlingot et compagnie», Виктор Февр, купец; 1939 – «Рай воров», оригинальное название – «Le paradis des voleurs», Жюль Рабастен; 193 – «Парижские вихри», оригинальное название – «Tourbillon de Paris», Шарбонье;1939 – «Путь чести», оригинальное название – «Le chemin de l'honneur», крёстный отец; 1940 – «Большой скачок», оригинальное название – «Le grand élan», дядя Жюстин, охранник отеля; 1940 – «Дочь землекопа», оригинальное название – «La fille du puisatier», Андре Мазель; 1940 – «В удивительную ночь», оригинальное название – «La nuit merveilleuse», хозяин; 1940 – «Соломенная шляпка», оригинальное название – «Un chapeau de paille d'italie», Бопертюуа;1941 – «40-и год», оригинальное название – «L'an 40; 1941 – «Странная Сюзи», оригинальное название – «L'étrange Suzy; 1941 – «Звездная молитва», оригинальное название – «La prière aux étoiles», Эварист, владелец отеля; 1942 – «Неразборчивая подпись», оригинальное название – «Signé illisible», бригадир Дюкро; 1942 – «Арлезианка», оригинальное название – «L'arlésienne», Франсэ Мамаи; 1942 – «Синяя вуаль», оригинальное название – «Le voile bleu», Эмиль Перретт; 1943 – «После грозы», оригинальное название – «Après l'orage», Сабин;1943 – «Двое робких», оригинальное название – «Les deux timides», месье ван Путзебум; 1943 – «Севилийка», оригинальное название – «La sévillane», дядя Луи; 1943 – «Белый грузовик», оригинальное название – «Le camion blanc», Курбасье; 1943 – «Мистраль», оригинальное название – «Le mistral», кюре; 1943 – «Роквилари», оригинальное название – «Les Roquevillard», Антонио Сикарди; 1943 – «Секрет мадам Клапен», оригинальное название – «Le secret de Madame Clapain», доктор Джуд; 1943 – «Эти с побережья», оригинальное название – «Ceux du rivage», Кловис; 1943 – «Кавалькада часов», оригинальное название – «La cavalcade des heures», месье Морис; 1944 – «Остров любви», оригинальное название – «l'île d'amour», муж; 1944 – «Невеста тьмы», оригинальное название – «La fiancée des ténèbres», Фонтвиэль; 1944 – «Подвалы Мажестика», оригинальное название – «Les caves du Majestic», Следственный судья; 1946 – «Последний су», оригинальное название – «Le dernier sou», Колонн.

[630x700]
1888
Генри Бестон (Henry Beston Sheavan)
известный американский писатель-натуралист, автор многочисленных публикаций и книг. Среди них наибольшей известностью пользуется «Домик на краю земли», гуманизм которой рождён слиянием поэтического видения природы, научного подхода в её познании и призыва к бережному сохранению животного мира. Генри Бестон вырос в городе Куинси (штат Массачусетс, США). Он был сыном врача Joseph Sheahan – американца ирландского происхождения и матери Marie Louise (Maurice) Beston Sheahan – американки французского происхождения. Учился в Adams Academy – престижном учебном заведении, уровень подготовки в котором позволял выпускникам поступать в Гарвардский университет. В 1909 году окончил Гарвард, а в 1911 году, получив там же степень магистра, уехал во Францию. Преподавал в университете города Лион. C 1914 года – ассистент английского отделения Гарварда. После начала Первой мировой войны поступил добровольцем в рядовые (французское название — poilu) французской армии. Был водителем санитарного автомобиля. Участвовал в сражении под Верденом. В 1918 году стал пресс-атташе ВМФ США. В качестве единственного корреспондента сопровождал поход британского флота на американском эскадренном миноносце. Был спасён с затонувшего в морском бою корабля. События и личные переживания Бестона, связанные с участием в сухопутных и морских сражениях Первой мировой войны, отражены в его первых книгах: «A Volunteer Poilu» - «Доброволец» - (1916) и «Full Speed Ahead» - «Полный вперёд» - (1919). В стремлении изжить трагические военные впечатления, резко сменил тематику творчества и в период с 1919 по 1926 гг. написал несколько книг сказок. Был редактором и автором еженедельника «The Living Age», издаваемого журналом «The Atlantic Monthly». В 1925 году журнал «The World's Work» заказал Бестону статью о береговой охране. Это привело его на полуостров Кейп-Код, где писатель принимал участие в регулярном патрулировании побережья вместе с офицерами службы охраны. Потрясённый величественной красотой безлюдного внешнего пляжа полуострова, Бестон решил уединиться здесь на некоторое время. Побывавший на мысе Кейп-Код ещё в середине XIX века Генри Дэвид Торо, писал о мистике этого места: «Человек может встать здесь и оставить позади себя всю Америку». На необыкновенные пейзажи и особенности природы полуострова (его «гений места») уже во второй половине XX века обратил внимание и русский поэт Иосиф Бродский - в стихотворении «Колыбельная Трескового Мыса» (1975) он выразил своё ощущение, что именно здесь «одиночество учит сути вещей, ибо суть их тоже одиночество…», а «человек размышляет о собственной жизни, как ночь о лампе…» Весной 1925 года на берегу был построен дом размером 20 х 16 футов, названный Бестоном «Fo'castle» («полубак») котором писатель провел около двух лет, покидая его лишь изредка. Написанная здесь самая известная книга Бестона «Домик на краю земли» (англ. «The Outermost House») была опубликована в 1928 году. В ней он утверждал свою основную мысль: «Природа - это часть человеческого бытия, а не осознав этой божественной тайны, человек перестает быть человеком...» В 1940-х степень почетного доктора Бестону присвоили Боудин-колледж, Дартмутский колледж и Университет Мэна. Он был избран почетным членом общества Phi Beta Kappa (англ. Phi Beta Kappa) Гарвардского университета и почетным редактором орнитологического журнала «Audubon Magazine». В 1960 году Американская академия искусств и наук наградила Бестона медалью имени Эмерсона-Торо – он стал её третьим лауреатом после Р.Фроста и Т.С.Элиота. В 1964 году Fo'castle был объявлен национальной литературной достопримечательностью. На состоявшейся по этому поводу церемонии, обращаясь к писателю, губернатор штата Массачусетс Эндикотт Пибоди отметил, что его знаменитая книга: «стала одной из причин открытия и существования Национального парка «Побережье мыса Кейп-Код» («Cape Cod National Seashore»). Бестон умер 15 апреля 1968 года в Ноблборо, штат Мэн, США. На мемориальной доске его дома-музея начертаны слова: «Он искал истину и обрел её в человеческом сердце». Главная книга Бестона переиздавалась десятки раз. В 2007 году появилась её аудиоверсия. В США Бестона сопоставляли с его тёзкой Генри Дэвидом Торо (1817—1862). Они оба родились и жили в Новой Англии. Оба окончили Гарвардский университет. У обоих был дар поэтического чувствования природы. Оба они, хотя и по разным причинам, прожили около двух лет в одиночестве, вдали от людей: Торо – на берегу Уолденского озера, Бестон – на береговой линии океана. Оба описали свои наблюдения и мысли в книгах, которые сделали авторов знаменитыми и были признаны классическими произведениями американской словесности. Своим впечатлениям от неоднократных посещений полуострова Кейп-Код в 1849-1857 годах Торо посвятил книгу Cape Cod (1865). Торо, избегая «обесчеловечивания» и пороков современного ему общества, предпринял свой опыт «правильной жизни» только собственным трудом и без излишеств: «Большая часть роскоши и многое из так называемого комфорта не только не нужны, но положительно мешают прогрессу человечества… Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, имея дело с важнейшими фактами жизни и попробовать… жить со спартанской простотой, изгнав из жизни всё, что не является настоящей жизнью...» Бестон же, потрясенный переживаниями, вызванными участием в боевых действиях Первой мировой войны, искал для себя место уединения и душевного покоя: «Когда я начинал строиться, мне и в голову не приходила мысль использовать этот приют как постоянное жилье. Мне хотелось обзавестись гнездом, достаточно уютным и зимой, куда бы я смог приезжать в свободное время… людям недостает языков пламени перед протянутыми ладонями, родниковой воды, чистого воздуха, девственной земли под ногами...» Торо верил в благотворное воздействие природы на человека, предполагая при этом её неисчерпаемость: «Дикая природа нужна нам, как источник бодрости; нам необходимо иногда пройти вброд по болоту, где притаилась выпь и луговая курочка, послушать гудение бекасов, вдохнуть шуршащей осоки… Природой невозможно насытиться. Нам необходимо бодрящее зрелище её неисчерпаемой силы...» Бестон оставил проникновенно-художественное описание окружавшей его стихии, наполненное, одновременно, ощущением необходимости изменения отношения человека к живой природе: «Величественные ритмы природы… приливы и отливы, набеги волн, сборища птиц, передвижения морских обитателей, зима и штормы, великолепие осени и святость весны — все это составляло неотъемлемую часть жизни пляжа. Чем дольше я оставался там, тем становился увлеченнее, тем полнее мне хотелось познать это побережье, приобщиться к тайнам его стихий... Человек потерял контакт с природой планеты, построил свою жизнь на хитроумии и изобретательности и потому рассматривает животных сквозь лупу человеческих знаний... Нам необходимо иное, более мудрое и возможно, более мистическое представление о животных...» Не отрицая своей внутренней связи с Торо, Бестон отмечал направленность деятельности и творчества Торо на переустройство социальных аспектов жизни, а себя относил, в большей степени, к натуралистам. Бестон по праву считается одним из отцов современного природозащитного движения. Библиография: A Volunteer Poilu (1916); Full Speed Ahead (1919); The Firelight Fairy Book (1919); The Starlight Wonder Book (1921); Book of Gallant Vagabonds (1925); The Sons of Kai (1926); The Living Age (1921); The Outermost House (1928); Herbs and the Earth (1935);American Memory (1937); Five Bears and Miranda (1939); The Tree that Ran away (1941); Chimney Farm Bedtime Stories (1941);The St. Lawrence (1942); Northern Farm: A Chronicle of Maine (1949); White Pine and Blue Water (1950); Henry Beston's Fairy Tales (1952); Especially Maine: The Natural World of Henry Beston (1972). Жена - Elizabeth Jane Coatsworth (1893 – 1986), известная американская детская писательница. Дочери – Margaret (1930) и Catherine (1932). Бестон стал популярен в России после издания двух его книг на русском языке (в переводе В.Кондракова): Домик на краю земли (1982); Река Святого Лаврентия (1985). Высказанный в книге «Домик на краю земли» ещё в первой трети XX века и сохранивший свою актуальность призыв к сбережению живой природы - «Находясь вдали от первозданной природы, живя сложной неестественной жизнью, человек к другим живым существам подходит с позиций своих ограниченных знаний. Мы снисходительно взираем на них, демонстрируя свою жалость к этим «недоразвитым» существам, которым предназначено стоять намного ниже той ступени, на которой стоит человек. Но такое отношение - плод глубочайшего заблуждения. К животным нельзя подходить с человеческими мерками. Обитая в более древнем и совершенном мире, чем наш, эти существа обладают столь развитыми чувствами, которые мы давно утратили или не обладали ими никогда, голоса, которые слышны им, нашему уху недоступны. Они - не братья наши меньшие и не бедные родственники: они – иные нации; это просто совсем другой мир, существование которого совпало по времени с нашим, они такие же пленники этой прекрасной и жестокой жизни» - цитируется с некоторыми вариациями в многочисленных российских публикациях, форумах и цитатниках, посвященных проблемам экологии, сострадания к животным, психотерапевтического воздействия природы на человека, вегетарианства и других.

1888
Герберт Гарбе (немецкое имя — Herbert Garbe)
немецкий скульптор. Родился в Берлине. После окончания Первой мировой войны Герберт Гарбе как скульптор оказался под влиянием экспрессионизма. Позднее он всё более отдаёт предпочтение реалистическому направлению. В начале 1920-х годов он был членом авангардистской, революционной «Ноябрьской группы», участвовал в разработке памятника Революции на берлинском кладбище Фридрихсфельде. В 1920-х — начале 1930-х годов состоял членом СДПГ. В январе 1919 года Гарбе женился на Эми Рёдер, впоследствии также известном скульпторе экспрессионистского направления. В 1920-е годы Гарбе и его жена, проживавшие в Берлине, были широко известны в художественно-интеллектуальных кругах немецкой столицы. Создаваемые ими скульптурные работы пользовались успехом у критики. Среди их близких знакомых следует назвать таких мастеров, как Кете Кольвиц, Эрнст Барлах и Карл Шмидт-Ротлуф. В 1933 году, после прихода нацистов к власти в Германии, Гарбе вышел из Социал-демократической партии и добровольно вступил в НСДАП. В 1933 году Гарбе с женой уехал в Рим и работал в предоставленном ему ателье на Вилла Массимо. В 1934 году он создал портрет Муссолини. В том же году Гарбе расстался с женой и вернулся в Берлин. В 1936 году Герберт Гарбе получил должность художественного директора Высшей школы изобразительных искусств во Франкфурте-на-Майне. Позднее проживал в Эльзасе, где создал серию женских скульптурных работ. После занятия Эльзаса французскими войсками был арестован и заключён в лагерь для интернированных в Ренне, где и скончался 17 июля 1945 года. Литература: Emil Szittya: Herbert Garbe et la Sculpture Allemande. Paris (1932?); Simone Lindenstädt: Der Bildhauer Herbert Garbe. Freie Univ., Diss., Berlin 1994; Christian Tümpel [Hrsg.], Deutsche Bildhauer, 1900—1945, entartet, Königstein im Taunus : Langewiesche , 1992 ISBN 3-7845-7180-8.

[444x700]
1888
Елена Аделаида Шлезвиг-Гольштейн-Зонденбург-Глюксбургская (немецкое имя — Helena Adelaide Victoria Marie von Schleswig-Holstein-Sonderburg-Glücksburg)
старшая дочь Фридриха Фердинанда, титульного герцога Шлезвиг-Гольштейнского (c 1931) и его жены принцессы Каролины Матильды Августенбургской. Она стала принцессой Дании после брака с датским принцем Харальдом. Елена Аделаида вышла замуж за принца Харальда Датского, четвёртого ребёнка и третьего сына короля Дании Фредерика VIII и его супруги принцессы Ловисы Шведской 28 апреля 1909 года. У Елены Аделаиды и Харальда было пятеро детей: Луиза Каролина Феодора Матильда Виктория Александра Фредерика Иоганна Датская (3 июля 1910 — 17 марта 1975). Она вышла замуж за своего двоюродного брата, принца Христиана Шаумбург-Липпского; Каролина Матильда-Луиза Кристиана Дагмар Мод Августа Ингеборга Тира Адельхайда Датская (27 апреля 1912 — 12 декабря 1995). Она вышла замуж за своего двоюродного брата принца Кнуда Датского; Александрина Луиза Каролина Матильда Дагмар Датская (12 декабря 1914 — 26 апреля 1962). Она вышла замуж за графа Луитпольда Кастель-Кастель; Горм Ханс Кристиан Фредерик Харальд Датский (24 февраля 1919 — 26 декабря 1991); Олуф Христиан Карл Аксель Датский (10 марта 1923 — 19 декабря 1990). Женился морганатически на Энни Элен Доррит Мюллер и получил титул графа Розенборг.
[428x700]
Елена Аделаида вместе с мужем, принцем Харальдом Датским, 1909 год.
Принцесса Елена стала очень непопулярной во время Второй мировой войны из-за её личных симпатий к немецкой оккупации и нацистской партии. Датчане заявили, что принцесса Елена была единственным членом датской королевской семьи, которая предала свою страну. Она устроила в своём доме развлечения для немцев. После войны, принцесса Елена была выслана из Дании 30 мая 1945 года и помещена под домашний арест в замке Глюксбург, в Германии. Ей было разрешено вернуться в Данию в связи со смертью её супруга в 1949 году. Умерла в Хеллерупе (Дания) 30 июня 1962 года. Титулы: 1 июля 1888 — 28 апреля 1909: Её Светлость Принцесса Елена Аделаида Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургская; 28 апреля 1909 — 30 июля 1962: Её Королевское Высочество Принцесса Елена Аделаида Датская.

[514x700]
1888
Алексей Порфирьевич Ильинский
русский геоботаник и биоценолог, доктор биологических наук (1934), профессор Ленинградского государственного педагогического института имени А.И.Герцена (с 1929 года). Учёный секретарь Русского географического общества. Член Чешского ботанического общества (с 1929 года), Экологического общества США (с 1930 года). Родился в Сарапуле. В 1898 году поступил в Сарапульское реальное училище, по окончании которого поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга. В 1908 году перевёлся в Санкт-Петербургский императорский университет (1912). В 1910 году Санкт-Петербургским императорским ботаническим садом был командирован в бассейн Белой и Чёрной Холуницы, в 1911 году — в Елабужский и Сарапульский уезды Вятской губернии для исследования лугов. Результатом экспедиций стал «Материал к флоре Вятской губернии». В 1942 году, находясь в эвакуации в Казани, предпринял попытку организации в Зеленодольском районе Волжско-Камского заповедника на основе эвакуированного Лесного стационара Ботанического института Академии Наук СССР. Попытка оказалась неудачной, заповедник не был создан. Основные исследования посвящены динамике и устойчивости биоценозов. Разрабатывал вопросы методики геоботанических исследований, динамики флор; выделил новые типы растительности (гилеи, парамос и др.). Будучи сотрудником Ботанического института Академии наук СССР, разрабатывал вопросы дендрологии и садового строительства. Основной труд — обобщающая сводка «Растительность земного шара» в четырёх томах (1937). Умер в Ленинграде 5 октября 1945 года. Дочери: Ирина Алексеевна — кандидат биологических наук, палеоботаник, сотрудник Ботанического института; Наталия Алексеевна — ландшафтный архитектор, старший преподаватель Лесотехнической академии имени С.М.Кирова, затем — Института имени И.Е.Репина, член Союза архитекторов СССР, в течение многих лет — руководитель ландшафтной секции Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР, автор ряда публикаций по вопросам сохранения и методики реставрации исторических садов и парков. Растения, описанные Ильинским: Цинанхум Хэнкока (Cynanchum hancockianum) Iljinski; Цинанхум Комарова (Cynanchum komarovii) Iljinski; Ластовень Комарова (Vincetoxicum komarovii) Iljinski. Печатные труды: Ильинский А.П. Высшие таксономические единицы в геоботанике // Советская ботаника. — 1935. — № 5. — Страницы 49—66; Ильинский А.П., Шифферс Е.В. О фитогеографическом картировании в СССР // Советская ботаника. — 1936. — № 5. — Страницы 9—13; Ильинский А.П. Растительность земного шара. / Академия Наук СССР; Ботанический институт Академии Наук СССР. География растений под общей редакциейи с вводной статьёй академика Б.А.Келлера. III. — Москва—Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1937. — 458 страниц; Ильинский А.П. Современные проблемы динамической биогеографии // Научная сессия, посвящённая 125-летию Ленинградского университета: тезисы докладов. — Ленинград: Типография имени Евг.Соколовой, 1944. Литература: Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Ильинский Алексей Порфирьевич (1888–1945) // Выдающиеся учёные-биогеографы : биобиблиографический справочник / Рецензенты: доктор биологических наук А.Н.Миронов, доктор географических наук К.М.Петров; Утверждено к печати Учёным советом Института биологии моря имени А.В.Жирмунского Дальне-Восточного Отделения Российской Академии Наук. — Москва: Наука, 2007. — Страница 81. — ISBN 5-02-035318-3. Ильинский Алексей Порфирьевич (1888—1945) — ученый — ботаник, педагог, общественный деятель

1888
Филипп Михайлович Ординец
регент, мученик, местночтимый святой Украинской Православной Церкви. Родился в Мирополье Курской губернии. Проживал в Харькове с женой и четырьмя детьми. Был регентом в Никольской церкви на Лысой горе. В марте 1938 года арестован и приговорен к расстрелу. Расстрелян в Харькове 15 апреля 1938 года. 22 июня 1993 года Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви принято решение о местной канонизации подвижника в Харьковской епархии, в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (день памяти – 19 мая (1 июня)). Чин прославления подвижника состоялся во время визита в Харьков 3-4 июля 1993 года Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в кафедральном Благовещенском соборе города. Литература: Митрополит Никодим (Руснак). Сборник служб и акафистов. — Харьков: Издательство Харьковского Епархиального Управления Украинской Православной Церкви, 1999. — 688 страниц — 10 000 экземпляров — ISBN 966-95366-3-4.

1889
Павел Жаврид (белорусское имя — Павел Жаўрыд)
деятель белорусского национального движения и антисоветского военного сопротивления. Родился в деревне Тетерёвка Слуцкого уезда, окончил местную мужскую гимназию и юридический факультет Варшавского университета. В 1916 году мобилизован в российскую армию, служил в Туркестане и на Румынском фронте Первой мировой войны. После Февральской революции был главой полкового комитета, делегатом Первого Всебелорусского съезда в декабре 1917 года. По возвращении домой в Слуцк работал юристом, активно участвовал в местном белорусском национальном движении, был членом Белорусской партии социалистов-революционеров. В 1920 году руководством Белорусской Народной Республики назначен официальным представителем белорусской власти в регионе. В конце 1920 года был одним из руководителей вооружённого антибольшевистского сопротивления (смотри Слуцкое восстание), сумел около месяца сдерживать наступление многократно превосходящих сил Красной армии. После поражения восстания бежал в Вильнюс, затем в 1926 году вернулся в БССР, где работал в различных учреждениях, в том числе Инбелкульте и редакции газеты «Звязда». Арестован в 1930 году по делу о так называемом «Союзе Освобождения Белоруссии», приговорён к трём годам концентрационных лагерей. В 1937 арестован повторно, скончался в Коми АССР от болезней в 1939 году. Посмертно реабилитирован в 1988 году.

1889
Йенс Киркегорд (датское имя — Jens Kirkegaard)
датский гимнаст. Родился в Линдуме. Серебряный призёр летних Олимпийских игр 1912 в командном первенстве по шведской системе. Умер в Раннерсе 20 апреля 1966 года.

[530x700]
1889
Чарльз Кэй Огден (Charles Kay Ogden)
английский писатель, философ и лингвист, создатель международного искусственного языка бейсик-инглиш. Современники описывают его как универсального человека, отличавшегося в то же время эксцентричностью аутсайдера. Принимал участие во многих начинаниях, связанных с литературой, политикой, искусством и философией. Был известен как редактор, переводчик и активист, выступающий за реформу английского языка. По воспоминаниям современников, предпочитал чтобы его называли по инициалам C.K., никогда не пользовался именем Чарльз, изредка использовал своё второе имя Кэй. Родился в Rossall School в в городе Флитвуд, графство Ланкашир, Англия, Великобритания, где его отец Чарльз Б. Огден заведовал пансионом. Получил образование в Бакстоне и Россалле, выиграв стипендию для обучения в колледже Магдалина в Кембриджском университете. Обучаясь в колледже организовал «общество еретиков», выступавшее против обязательного посещения часовни колледжа и за свободу религиозных дискуссий. 17 ноября 1911 в кембриджской ратуше (guildhall) состоялась встреча данного общества с Г.К.Честертоном. Тогда состоялся их известный диалог:
«Огден:
…Я утверждаю, что совершенно верно то, что у меня есть интуитивное понимание того, что я существую.
Г-н Честертон:
Берегите его.»
Огден оставался президентом общества еретиков в течение 10 лет. В 1912 он становится основателем еженедельного журнала «Cambridge Magazine». В 1928 году написал прославившие его книги «Basic English Text Books : ABC of Basic English» и «Basic by Examples». Умер в городе Лондон, Великобритания, 21 марта 1957 года.

[531x700]
1889
Сигрид Онегин (также Зигрид Онегин; шведское имя — Sigrid Onégin; урождённая - Елизавета Эльфрида Эмилия Сигрид Хоффман, Elisabeth Elfriede Emilie Sigrid Hoffmann; концертировала также под именем Лилли Хофман)
шведская оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Стокгольме, Швеция. Отец — немец, мать — француженка. Училась вокалу во Франкфурте, Мюнхене, Милане. Дебютировала в Штутгартской опере в партии Кармен в 1912 году под именем Лили Хоффманн. В 1919—1922 годах пела в Баварской опере в Мюнхене, в 1922—1926 — в Метрополитен-опере, в 1926—1931 — Городской опере Берлина, не раз участвовала в Зальцбургском и Байрейтском фестивалях. Известна исполнением ведущих партий в операх Вагнера, была первой исполнительницей небольшой партии Дриады в опере Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе». Фамилию Онегин певица взяла после 1913 года, когда соединила судьбу с бароном Евгением Борисовичем Онегиным (экстравагантный артистический псевдоним дружившей с Гордоном Крэгом и Зиинаидой Гиппиус немецкой пианистки и композитора Агнес Элизабет Овербек, 1870—1919). Умерла в Мальязо (кантон Тичино, Швейцария) 16 июня 1943 года. Литература: Penzoldt Fr. Alt-Rhapsodie: Sigrid Onégin, Leben und Werk. Neustadt an der Aisch: Degener, 1953

Осип_Букшований (500x700, 202Kb)
1890
Осип Иванович Букшованный (украинское имя — Осип Іванович Букшованний)
украинский и советский военнслужащий. Родился в посёлке Жабье, Австро-Венгрия, (ныне Верховина, Украина). Окончил Коломыйскую гимназию, учился во Львовской политехнике. В августе 1914 года был призван в австрийскую армию в легион сечевых стрельцов, командуя сотней. 29 мая 1915 в Лисовичах был ранен и попал в русский плен, откуда сумел сбежать и выбраться в Турцию, а оттуда в Австро-Венгрию. Вернулся в 1916 году в Легион УСС, за героизм был награждён Немецким железным крестом с турецким полумесяцем. Осенью 1918 году возглавил легион УСС. Участвовал в польско-украинской войне, руководил 1-й бригадой УСС в составе Украинской Галицкой Армии. Был одним из инициаторов Чортковской наступательной операции 1919 года. В апреле 1920 года перешёл на сторону РККА и остался жить в СССР. Продолжил военную службу там, состоял в КПСС и КПЗУ. В 1933 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности (статья 54-11 УК УССР) и 23 сентября 1933 Судебной тройкой ГПУ УССР приговорён к 10 годам тюрьмы. Отбывал наказание на Соловецких островах. 25 ноября 1937 Особой тройкой УНКВД ЛО приговорён к расстрелу, приговор приведён в исполнение в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 8 декабря 1937 года.

Frank_Morgan (544x700, 219Kb)
1890
Фрэнк Морган (Frank Morgan, имя при рождении — Фрэнсис Филлип Вапперманн (Francis Phillip Wuppermann)
американский актёр, двукратный номинант на премию «Оскар». Наиболее известен по роли Волшебника страны Оз в одноимённом фильме 1939 года. Обладатель именной звезды на Голливудской «Аллее славы». Фрэнк Морган родился в городе Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США, в семье Джорджа и Джозефины Вапперманнов. Помимо Фрэнка, в семье росли десятеро детей (пять мальчиков и четверо девочек). Родители Фрэнсиса зарабатывали на жизнь распространяя напиток ангостура, деньги пошли на поступление юноши в Корнеллский университет. После окончания университета, старший брат Фрэнсиса, успешный киноактёр Ральф Морган, пригласил его на съёмочную площадку фильма «Подозреваемый» и предложил ему небольшую роль полицейского. Тогда же Фрэнсис придумал себе псевдоним «Фрэнк Морган». С тех пор актёр активно снимался в кино, включая такие популярные тогда фильмы, как «Подкаблучник», «Величайшая ошибка любви» и «Опасная Нэн Макгрю». С приходом звукового кино карьера актёра пошла на спад, целых три год он не снимался в кино. Былая слава и востребованность вернулась к Моргану в 1935 году, когда он был номинирован на престижную премию «Оскар» за роль Алессандро в фильме Грегори Ла Кавы«Романы Челлини», но проиграл Кларку Гейблу. Через четыре года актёр исполнил роль Волшебника страны Оз в одноимённой экранизации романа Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Вторая номинация на «Оскар» последовала в 1943 году за роль Майка «Пирата» Маккензи в фильме Виктора Флеминга «Равнина Тортилья». Однако и тогда Морган проиграл Вану Хефлину. Последними ролями актёра стали роли Барни Уайла в комедии Сэма Вуда «История Страттона» и пожарного Даггана в трагикомедии Джорджа Сидни «Ключ к городу», релиз которой состоялся уже после его смерти. Фрэнк Морган скончался от инфаркта 18 сентября 1949 года во время съёмок фильма «Энни получит ваше оружие», где актёр играл роль полковника Уильяма Коди; его заменил Луис Кэлхерн. Умер в городе Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, 18 сентября 1949 года. Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Бруклине, Нью-Йорк. Награды: Звезда на голливудской «Аллее славы» (8 февраля 1960).
Личная жизнь
Фрэнк Морган был женат на Элме Муллер с 1914 года до конца своей жизни. У них был один сын — Роберт. Недолгое время актёр страдал алкоголизмом, что подтверждают слова актрисы Маргарет Хэмилтон, заявившей о том, что Морган даже приносил на съёмочную площадку небольшой дипломат со встроенным мини-баром. Племянница Фрэнка Моргана — театральная актриса Клаудия Морган, запомнившаяся зрителям по роли Веры Клэйторн в первом бродвейском спектакле по роману Агаты Кристи «Десять негритят». Братьями Моргана были драматург Карлос Вапперманн, погибший во время Первой мировой войны в Рейнской области, и известный актёр Ральф Морган (1883—1956). Избранная фильмография: 1916 — «Подозреваемый» — полицейский; 1917 — «Дитя шахтёра» — Альфред; 1917 — «Кто твой сосед?» — Дадли Карлтон; 1917 — «Раффлс» — Банни Мэндерс; «Подкаблучник» (1924) — Арно Риккарди; «Величайшая ошибка любви» (1927) — Уильям Огден; «Опасная Нэн Макгрю» (1930) — Док Фостер; «Масть по даме» (1930) — мистер Неттлтон; 1930 — «Смех» / Laughter — С. Мортимер Гибсон; «Без царя в голове» (1930) — Бронсон Ленокс; «Аллилуйя, я лентяй» (1933) — мэр Джон Гастингс; «Воссоединение в Вене» (1933) — доктор Антон Кинг; «Поцелуй перед зеркалом» (1933) — доктор Пол Хелд; 1933 — «Когда встречаются леди» / When Ladies Meet — Роджерс Вудрафф; 1933 — «Взрывоопасная красотка» — Попс Бёрнс; «Кот и скрипка» (1934) — Жюль Додет; «Романы Челлини» / The Affairs of Cellini (1934) — Алессандро; «Затерявшаяся леди» (1934) — Дэниэл «Дэн» Форрестер; «Добрая фея» (1935) — Конрад; «Капризная Мариетта» (1935) — губернатор Гаспар Д’Аннар; «Лодырь» (1935) — Том; «Эскапада» (1935) — Карл; «Я живу своей жизнью» (1935) — Дж.П.Бэнтли; «Великий Зигфелд» (1936) — Джек Биллингс; «Танцующий пират» (1936) — дон Эмилио Перена; «Проблема для двоих» (1936) — полковник Джеральдин; «Ямочки» (1936) — профессор Юстас Эпплби; «Конец миссис Чейни» / The Last of Mrs. Cheyney (1937) — лорд Фрэнсис Кэлтон; «Саратога» (1937) — Джесси Кифмайер; «Розали» (1937) — король Фредрик Романиков; «Рай для троих» (1938) — Рудольф Тоблер; «Порт семи морей» (1938) — Панисс; «Восьмой раунд» (1938) — Брайан Маккой; «Любимцы» (1938) — Феликс Леман; «Бродвейская серенада» (1939) — Корнелий Колльер-младший; «Волшебник страны Оз» (1939) — Волшебник страны Оз / профессор Марвел / привратник / извозчик; «Генри отправляется в Аризону» (1939) — Генри «Хэнк» Конрой; «Балалайка» (1939) — Иван Данченов, директор Императорской оперы; «Магазинчик за углом» (1940) — Хьюго Матушек; «Бродвейская мелодия 40-х» / Broadway Melody of 1940 (1940) — Боб Кейси; «Смертельный шторм» (1940) — профессор Виктор Рот; «Шумный город» (1940) — Лютер Олдрич; «Халлабалу» (1940) — Фрэнки Мэрриуэзер; «В компании» (1940) — Гарри С.Томас; «Забегаловка» (1941) — судья Коттон; «Равнина Тортилья» (1942) — Майк «Пират» Маккензи; «Белый груз» (1942) — Доктор; «Человеческая комедия» / The Human Comedy (1943) — Уилли Гроган; «Незнакомец в городе» (1943) — Джон Грант; «Тысячи приветствий» (1943) — доктор Фрэнк Морган; «Белые скалы Дувра» (1944) — Хайрам Портер Данн; «Казанова Браун» (1944) — мистер Феррис; «Иоланта и вор» (1945) — Виктор Бадлоу Трут; «Великий Морган» (1946) — камео; «Храбрость Лесси» (1946) — Гарри Макбэйн; «Косоглазое чудо» (1946) — Сэм Григгс; «Леди Удача» (1946) — Уильям Одри; «Улица Грин Долфин» (1947) — доктор Эдмонд Озанн; «Летние каникулы» (1948) — дядя Сид; «Три мушкетёра» (1948) — Людовик XIII; «История Страттона» (1949) — Барни Уайл; «Большой грешник» (1949) — Аристид Питард; «Крупная ставка» (1949) — Джим Кёрстин; «Ключ к городу» (1950; фильм вышел после смерти актёра) — пожарный Дагган.

Брику, (520x700, 436Kb)
1891
Роже Мари Брику (французское имя — Roger Marie Bricoux)
французский виолончелист, член оркестра под руководством скрипача Уоллеса Хартли на пароходе «Титаник». Родился на улице Дони в городе Кон-Кур-сюр-Луар, департамент Ньевр, Франция. Был сыном музыканта Леона Феликса Брику. Семья переехала в Монако, когда он был маленьким мальчиком. Роже получил образование в различных католических учреждениях Италии. Именно во время учёбы он присоединился к своему первому оркестру и получил первый приз в консерватории Болоньи за музыкальные способности. Жил в Лилле. После обучения в Парижской консерватории переехал в Англию в 1910 году, чтобы присоединиться к оркестру в 'Grand Central Hotel' в Лидсе. Погиб 15 апреля 1912 года во время крушения корабля, как и остальные музыканты оркестра. Тело Брику так и не было найдено. Роже Мари был официально объявлен погибшим во Франции только в 2000 году в основном благодаря усилиям организации «Association Française du Titanic». 2 ноября была установлена памятная доска на кладбище Кон-Кур-сюр-Луар.

1891
Рубен Айрапетович Восканов (Восканян) (армянское имя — Ռուբեն Հայրապետի Ոսկանով (Ոսկանյան)
ответственный (1-й) секретарь Башкирского областного комитета ВКП(б) (1923—1924). Родился в городе Асхабад, Закаспийская область, Российская империя, ныне Ашхабад, Туркмения. По национальности армянин. В 1914 году вступил в партию РСДРП(б). С 1908 по 1917 год работал телеграфистом в Намангане Ферганской области, на станции Велисцихе (Тифлисская губерния), на станции Явлах Закавказской железной дороги, на станциях Амурской железной дороги, заведующий телеграфной станцией станции Малоградово, станции Посьет. С 1917 года Рубен Айрапетович на партийной работе — комиссар, секретарь ячейки РКП(б) Красноводской телеграфной конторы (Закаспийская область). В 1918 году был арестован и выслан в Баку. В 1919 году избран секретарем Бакинского стачечного комитета, членом Президиума Закавказского краевого Совета профсоюзов и опять арестован, выслан в Грузию. В этом же году он работал механиком-телеграфистом станции Александроново Закавказской железной дороги, председателем Центрального стачечного комитета Армении, арестован, находился на подпольной работе в Армении. С 1919 по 1920 год Рубен Айрапетович — секретарь профсоюза железнодорожников Армении, с 1920 года — член Армянского областного комитета РКП(б), инструктор Закавказского бюро ВЦСПС , председатель профсоюза работников железной дороги Азербайджана, член Президиума Азербайджанского Совета профсоюзов, народный комиссар путей сообщения Армянской ССР, народный комиссар почт и телеграфа Армянской ССР. Места работы на ответственных постах: 1921—1922 гг. — заместитель комиссара Закавказских железных дорог — Закавказского округа путей сообщения, 1922—1923 гг. — заместитель уполномоченного, уполномоченный Народного комиссариата путей сообщения РСФСР в Туркестане, c 1923 по 1924 гг. — ответственный секретарь Башкирского областного комитета РКП(б), июнь 1924 — 1925 гг. — ответственный секретарь Алтайского губернского комитета РКП(б), 1925—1927 гг. — ответственный секретарь Кинешемского уездного комитета РКП(б) — ВКП(б) (Иваново-Вознесенская губерния), 1927—1928 гг. — заместитель заведующего Организационным отделом Закавказского краевого комитета ВКП(б), 1928—1929 гг. — ответственный инструктор Казакского краевого комитета ВКП(б). C 1929 по 1930 годы Рубен Айрапетович — ответственный секретарь Гурьевского окружного комитета ВКП(б), с 1930 по 03.1932 год — заведующий Отделом агитации и массовых кампаний Казакского краевого комитета ВКП(б), 03 — 06.1932 — председатель Организационного бюро Казакского краевого комитета ВКП(б) по Южно-Казахстанской области, июнь 1932 — 1933 — 1-й секретарь Южно-Казахстанского областного комитета ВКП(б), 1933—1934 — начальник Политического отдела Ясиноватовского железнодорожного района Свердловской железной дороги, 1935 — февраль 1937 — помощник начальника Юго-Восточного треста строительных материалов Народного комиссариата путей сообщения СССР (Саратов). 3 февраля 1937 года Восканов Рубен Айрапетович был арестован, а 29 октября 1938 года был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР. Обвинялся в членстве в антисоветской организации и проведении вредительской деятельности на территории СССР. Расстрелян в городе Саратов, РСФСР, СССР, 29 октября 1938 года. Реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 ноября 1957 года. Литература: Ашимбаев Д.Р. Кто есть кто в Казахстане: Биографическая энциклопедия. — Алматы, 2008.

Колесов_Ф_И (536x700, 140Kb)
1891
Федор Иванович Колесов
советский государственный и партийный деятель, один из организаторов борьбы за Советскую власть в Туркестане. Член Коммунистической партии с 1917. Фёдор Иванович Колесов родился в городе Уральск Российская империя, в семье служащего. Работал конторщиком на железной дороге в Оренбурге, а с 1916 года — в Ташкенте. С сентября 1917 член Исполкома Ташкентского совета; один из организаторов всеобщей забастовки в Ташкенте в сентябре 1917 года, делегат 2-го Всероссийского съезда Советов в Петрограде в октябре 1917 года, где был избран членом ВЦИК, а также один из организаторов вооруженного восстания против власти представителей временного правительства в Ташкенте в ноябре 1917 года. С ноября 1917 года по ноябрь 1918 года Ф.И.Колесов являлся председателем Совета Народных комиссаров (СНК) Туркестанской АССР, то есть главой Туркестанской республики и членом Туркестанского крайкома партии. В этот период он лично командовал войсками, подавившими попытки создания автономии в Ашхабаде, Коканде, так называемой Кокандской автономии, и войсками, попытавшимися в марте 1918 года силой свергнуть власть Бухарского эмира. Действия Ф.И.Колесова в первый год гражданской войны резко критиковал в своих мемуарах видный красный командир Туркестанского фронта Я.А.Мелькумов. Участник Гражданской войны 1918—20, политкомиссар. Делегат 8-го съезда РКП(б) (1919). В 1923 — 1928 годах Ф. И. Колесов был председателем ВСНХ Дальнего Востока, член Дальревкома, член Гомельского губисполкома. В 1929 — 1933 годах он учился в Московском архитектурном институте и в аспирантуре Академии архитектуры, затем работал архитектором. Писал мемуары о бухарском «восстании», о своей видной роли в установлении Советской власти в Узбекистане и Туркестане. Скончался в своей квартире в городе Москва, РСФСР, СССР, 29 июля 1940 года. По решению Секретариата ЦК ВКП(б) похоронен на Новодевичьем кладбище как «заслуженный революционер» (ряд 51, место 26). С учётом важной личной роли Колесова в утверждении Советской власти в Средней Азии, при похоронах произведен почетный ружейный залп.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 1 июня родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»