[498x700]
1869
Эрнст Фокс Никольс (Ernest Fox Nichols)
американский физик, член Национальной Академии Наук (1908). Родился в Ливенворте. Окончил Корнеллский университет (1892), где в 1897 г. получил степень доктора. В 1898-1903 гг. – профессор колледжа в Дартмаусе (в 1909-1916 гг. – президент), в 1903-1909 гг. – профессор Колумбийского университета, в 1916-1920 гг. – Йельского, с 1921 г. – научный сотрудник лаборатории в Кливленде. Исследования относятся в основном к физической оптике. Сконструировал радиометр, наиболее чувствительный из существовавших в то время (радиометр Никольса), с помощью которого исследовал отражение и поглощение инфракрасных лучей, тепловое излучение звезд, обнаружил и измерил (1903) давление света, предсказанное Максвеллом (в 1899 это сделал П.Н.Лебедев), «заполнил» промежуток между радиоволнами и тепловыми лучами. Медаль Б.Румфорда (1904). Умер 29 апреля 1924 года.
[506x700]
1869
Лев Львович Толстой
русский писатель, публицист и скульптор. Родился в Ясной Поляне, в семье русского писателя графа Толстого. Пятый из двенадцати детей Льва Николаевича Толстого и Софьи Андреевны Толстой (урождённой Берс). Окончил Поливановскую гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. Отучившись один год, перешел на историко-филологический. На 2-м курсе университета отправился в Самарскую губернию для организации помощи голодающим. В это время у него развилась нервная болезнь, из-за который ему пришлось оставить университет. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорском батальоне в Царском Селе, но вскоре был освобожден от службы. В 1891 дебютировал как литератор, опубликовав детский рассказ «Монте-Кристо» в журнале «Родник» (1891, № 4). В дальнейшем публиковал (иногда под псевдонимами: Львов, Яша Полянов) статьи и рассказы в «Северном вестнике», «Вестнике Европы», «Новом времени» и других изданиях, выпустил несколько сборников прозы, писал пьесы для детей. Некоторые произведения были переведены на немецкий и французский языки. Был открытым противником «толстовства». В 1899 году написал рассказ «Прелюдия Шопена», в котором полемизировал с «Крейцеровой сонатой» Л.Н.Толстого. Исповедовал монархо-патриотические взгляды, был членом партии «Октябристов» (Союз 17 октября). Занимался музыкой, живописью и скульптурой.
Л.Л.Толстой. Около 1900 года
В 1908-1909 годах учился скульптуре в Париже у знаменитого Огюста Родена. Создал ряд скульптурных портретов членов семьи Толстых. Был членом Союза 17 октября. Служил рядовым в 4-м стрелковом Императорской фамилии батальоне, но вскоре был освобожден от воинской службы. В 1914 – уполномоченный Российского общества Красного Креста в Варшаве. Перед революцией жил с семьей в Петрограде. В 1918 издавал вечернюю газету «Весточка». В 1918 году, опасаясь ареста, эмигрировал и поселился в Париже.. Жил во Франции и Италии, окончательно закрепился в Швеции, на родине жены. В эмиграции продолжал заниматься. литературой, живописью и скульптурой. Сочинения Льва Львовича переводились на французский, немецкий, шведский, венгерский и итальянский языки. В юности увлекался идеями отца, был вегетарианцем, но со временем перешел на антитолстовские, патриотические и монархические позиции. Выпустил книгу «В Ясной Поляне: правда об отце и его жизни» (Прага, 1923). Например, в книге «Правда о моем отце» Лев Львович писал: «Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой… Не было никого во всей нации, кто не чувствовал бы себя виновником перед суровым судом великого писателя. Последствия этого влияния были прежде всего достойны сожаления, а кроме того и неудачны. Во время войны русское правительство, несмотря на все свои усилия, не могло рассчитывать на необходимое содействие и поддержку со стороны общества… Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи, — отрицание всего перед началом простого христианского идеала; что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь в мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов… К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное.» Публиковал статьи в периодических изданиях: «Le Journal», «Monde nouveau», «Excelsior», «L’Intransigeant», «Le Figaro», «L’Indépendance belge», «Le Quotidien», «Les Nouvelles litteraires». В 1930-е неоднократно приезжал в Рим, где с 1930 проживала его сестра Т.Л.Сухотина-Толстая. Некоторое время жил во Флоренции. Неоднократно пытался завязать контакты с Муссолини. В 1935 из Парижа прислал ему рукопись своей книги «Правда о моем отце», в следующем году исполнил гипсовый бюст Муссолини и выслал ему фотографии своей работы. 30 апреля 1936 побывал на приеме у Муссолини и вручил ему бронзовую отливку бюста, которая была доставлен на правительственную виллу Torlonia (за работы скульптору было выдано 2 000 лир). В том же году получил заказ на скульптурные портреты покойных родителей Муссолини и в 1937 представил ему исполненный заказ. В конце 1937 вместе с новогодними поздравлениями послал Муссолини собственную партитуру военного марша, а в мае 1942 – машинопись своего труда «Рассуждение о происхождении войны и о средствах ее предотвратить». В 1940 переехал в Швецию. Скончался в Хельсингборге 18 декабря 1945 года. Похоронен при церкви Сиричепинге в Сконе (Швеция). Был женат (в 1896–1922) на Доре Вестерлунд (1878–1933), дочери известного шведского врача Эрнста Вестерлунда.. Их дети: Лев (1898—1900); Павел (1900—1992), агроном; Никита (1902—1992), доктор филологических и экономических наук, преподавал в Уппсальском университете; Пётр (1905—1970); Нина (1908—1987); Софья (18 сентября 1908 – 5 ноября 2006), художница; Фёдор (1912—1956); Татьяна (20 сентября 1914 – 2007), художница; Дарья (1915—1970). Второй брак — с Марианной Николаевной Сольской. Ребёнок от этого брака: Иван (1924—1945). Избранная
Библиография: Монте-Кристо. // Родник, 1891, №4; Совершеннолетие. Рассказ. // Северный Вестник. 1894 №2; Жизненные задачи русского офицера. // Русский инвалид, 1907, №13; Из детских воспоминаний // Международный Толстовский альманах, Москва, 1909; Отрывок из моего дневника 1903 г. // «Столица и усадьба», 1914, № 4; Братья помещики. Пьеса; Моя Родина. Пьеса в 5 действиях; Рассказы из времени студенчества. Москва, 1898; Швейцар генеральши Антоновой, или Без корня. Пьеса; Прелюдия Шопена. Berlin, 1899; В голодные годы. Записки и статьи. Москва, 1900; Яша Полянов. Воспоминания для детей из детства. Москва, 1899; Современная Швеция в письмах - очерках и иллюстрациях. Москва, 1900; Для детей, 2-е издание, Москва, 1901; Драматические сочинения, том 1, Санкт-Петербург, 1906; На Упе и другие рассказы для детей среднего и старшего возрастов. Санкт-Петербург?; Железный занавес. Комедия в 4-х действиях из современной Санкт-Петербургской жизни. Санкт-Петербург, 1912; В Ясной Поляне. Правда об отце и его жизни. Прага, 1923; Правда о моем отце. Ленинград, 1924; La Vérité sur mon père. Париж, 1923; Léon Tolstoï, vu par son fils» («Лев Толстой глазами сына»). Париж, 1931.
Литература: Джулиано Дж. Русские при «дворе» Муссолини // Персонажи в поисках автора: Жизнь русских в Италии ХХ века / Составитель, научный редактор А. д'Амелия, Д.Рицци. Москва, 2011. Страницы 286–294; Giuliano G. Lev L’vovič Tolstoj // Russi in Italia.

1870
Фёдор Иванович Лидваль (шведское имя —.Юхан Фредрик Лидваль; Johan Fredrik Lidvall)
русско-шведский архитектор шведского подданства и происхождения, академик Императорской Академии художеств. Ф.И.Лидваль родился в Санкт-Петербурге. Его отец Юн Петтер Лидваль (1827—1886) родился в деревне Буде Лиденского прихода в Хельсингланде (по другим сведениям — в Медельпаде), приехал в Россию в 1859 году и со временем стал известным в Петербурге портным, главой крупной швейной мастерской «Иван Петрович Лидваль и сыновья» и поставщиком императорского двора. Мать — Ида Амалия Флешау (1844—1915) родилась в Санкт-Петербурге, в семье шведки Евы Лакстрем, родившейся в финском местечке Хаусярви, и Балтазара Флешау, столяра-краснодеревщика, который приехал в Россию из датской провинции Слагельсе, Южная Зеландия. Кроме Фредрика, в семье были также сыновья Эрик Леонард (1868—1940), Вильгельм Балтазар (1874—1924), Эдвард Теодор (1876—1937), Пауль Николас (1882—1963) и дочери Мария Ульрика (1877—1887) и Анна (1884— ?). В 1882 году Ф.И.Лидваль окончил начальную школу при евангелической Шведской церкви Святой Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище (в 1888 году). Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Во время каникул Фёдор Лидваль, как и его братья, дважды проходил службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме. В 1890—1896 годах Фёдор Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской архитектора Л.Н.Бенуа. Окончил Высшее художественное училище со званием художника-архитектора. Самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов. В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады присудила Лидвалю серебряную медаль за фасад дома Н.А.Мельцера (угол Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка) и почётный диплом за фасад доходного дома А.Ф.Циммермана (угол Каменноостровского проспекта и Вологодской улицы). С 1909 года Ф.И.Лидваль — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В Санкт-Петербурге по его проектам построено более 30 зданий и сооружений.
Фотография из некролога в газете «Svenska Dagbladet» от 15 марта 1945 г.
В 1910—1917 годах Ф.И.Лидваль преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала, являлся членом многих конкурсных комиссий и сам участвовал в многочисленных конкурсах по проектированию различных построек. Так, например, в 1911 году он участвовал в конкурсе на проект здания Благородного собрания на Итальянской улице, дом № 27 (победил проект братьев Косяковых). В 1912 году Ф.И.Лидваль принял участие в закрытом конкурсе Правления Юго-Западной железной дороги на проект здания Киевского вокзала, получив вторую премию, а также в заказном конкурсе, проведенном Министерством путей сообщения и Академией Художеств на проект реконструкции здания Николаевского вокзала (в обоих конкурсах победили проекты В.А.Щуко). К 1915 году относятся ещё два конкурсных проекта: здания Волжско-Камского банка для Тифлиса (улица Гудиашвили; здание построено П.А.Зурабяном) и для Киева (Крещатик, д. № 10; здание построено П.С.Андреевым), выполненных Лидвалем совместно с зодчим Г.А.Косяковым. В том же году Лидваль совместно с И.С.Китнером выполнили проект жилого дома для холостых работников Лысьвенского завода Пермской губернии (здание построено лысьвенским архитектором Ждановым). В 1918 году, разорённый революцией, Ф.И.Лидваль уезжает в Стокгольм, куда годом раньше отправил семью. Умер в Стокгольме 14 марта 1945 года в результате кровоизлияния в мозг, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.
Семья: Жена — Маргарет Фредерике Эйлерс (28 мая 1885 — 12 апреля 1962), дочь Германа Фридриха Эйлерса, переехавшего в Россию из Восточной Фрисляндии, крупнейшего петербургского садовода и торговца цветами. Брат Маргарет, Константин Германович Эйлерс, архитектор, построил в сотрудничестве с Лидвалем два здания, в том числе участвовал в постройке гостиницы «Астория».
Дети: Свен Юхан (12 марта 1909 — 30 июля 1975), Андерс Эрик (28 ноября 1911 — ?), Ингрид (1 августа 1913 — 26 февраля 2000).
Творчество
Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. На первом этапе своего творчества (1897—1907) он был ярким представителем стиля «северный модерн», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города. Доходный дом, известный также как «Дом Лидваль», построенный архитектором по заказу матери на Каменноостровском проспекте (1899—1904), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, живописная асимметрия корпусов, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. Дом явился этапом в развитии петербургского зодчества и прославил архитектора. В этом доме (на третьем этаже, в квартире № 23) жил и сам Лидваль до своей вынужденной эмиграции в 1918 году, а на первом этаже дома размещалось его проектное бюро. Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор обратился, как и многие его современники, к классике, но не утратил ничего из того, что им было найдено в период расцвета модерна.

Здание Азовско-Донского банка
В здании Азовско-Донского банка на Большой Морской уже видна свойственная Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма. Левая часть здания (дом № 5) строилась в 1908—1909 годах, правая (дом № 3) — в 1912—1913 годах. Обе части здания связаны единым внутренним пространством, где располагались конторские помещения, но каждая из них получила самостоятельное решение фасада. Дом № 5 оформлен портиком из каннелированных в нижней части трехчетвертных ионических колонн с завершением, имитирующим треугольный фронтон с огромным венецианским окном. Фасад дома № 3 имеет более плоскостное решение, так как архитектор применил здесь пилястры. Ф.И.Лидваль построил здания Азовско-Донского банка также и в других городах Российской империи (Астрахань, Саратов, Харьков). Начало 1910-х годов было временем наибольшего творческого расцвета архитектора.

Толстовский дом
В эти годы он создаёт гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади, а также знаменитый Толстовский дом на Троицкой улице, другим фасадом выходящий на набережную реки Фонтанки. Это целостный, близкий современным требованиям жилой комплекс, состоящий из двух лицевых корпусов и двух дворовых. Оба лицевых фасада выделены высокими проездами во двор — тройными арками ренессансного типа. Но главным здесь является композиция внутриквартального пространства — своеобразная улица Лидваля, образованная тремя дворами-интерьерами разных очертаний под открытым небом, средний из которых представляет собой небольшую площадь.

Особняк Эммануила Нобеля
Доходный дом шведского промышленника Э.Нобеля на Лесном проспекте — также одно из программных произведении зодчего: выразительный сводчатый проезд, поддерживаемый пятью парами гранитных колонн, ведет на длинную внутреннюю улицу, где часть корпусов также построена Лидвалем. Эти корпуса — дома для рабочих заводов Нобеля — известны под названием «Нобельский городок». Вместе с И.А.Фоминым Ф.И.Лидваль разрабатывал планы застройки острова Голодай и в 1912—1914 годах построил жилые дома для рабочих по проекту «Новый Петербург» на Железноводской улице (нынешние адреса — дома № 19 и № 34), создав «разумную композицию», простую и современную. Компактные в плане здания-пропилеи стоят свободно, обозримы со всех сторон и после постройки давали основу для создания в будущем законченного городского ансамбля, что, к сожалению, не было сделано.

Мемориальная доска на фасаде «Дома Лидваль»
После отъезда в Швецию Ф.И.Лидваль работал в компании известного архитектора Альбина Старка и спроектировал в Стокгольме 16 авторских домов, а также принимал участие в разработке проектов ещё 7 зданий (в основном в качестве дизайнера интерьеров). Первым его самостоятельным проектом стали два жилых дома на улице Тюста Гатан (№ 3 и № 5, 1922), в облике которых сочетаются мотивы, характерные для петербургского периода творчества Лидваля, и шведской архитектуры стиля Swedish Grace (шведская грация), отличающегося скромностью и сдержанностью. Среди других реализованных им проектов в Стокгольме — здание нефтяной компании «Shell» на улице Биргер Ярлсгатан и дом на углу улиц Турсгатан и Санкт Эрикс Гатан. Также в начале 1930-х годов Ф.И.Лидваль спроектировал в Стокгольме несколько жилых домов в стиле функционализма.
Память
На стене дома № 1/3 («Дома Лидваль») по Каменноостровскому проспекту в 1995 году была установлена мемориальная доска (архитектор В.В.Попов). 27 мая 2006 года во дворе дома № 1-3 по Малой Конюшенной улице установлена мемориальная доска архитекторам Ф.И.Лидвалю и К.К.Андерсону. Впоследствии мемориальная доска была разбита вандалами. «Президентский люкс» в гостинице «Европейская» имеет персональное имя «Лидваль».
Адреса в Санкт-Петербурге: 1891—1898 — Невский проспект, 50 — Садовая улица, 15; 1898—1918 — Каменноостровский проспект, 1-3.
Литература: (Оль А.А.), Ф.Лидваль, Санкт-Петербург, 1914.
1870
Христо Крусев Станчев
первый болгарский народный художник. Представитель демократического реализма. Христо Станчев родился в деревне Акар (ныне Свежен), Карлово. После окончания начальной школы Станчев поступил в Пловдиве в мужскую гимназию, где его учителем рисования был Иван Мрквичка и в конце обучения Антон Митов. В конце курса Антон Митов организовал выставку и Христо Станчев получил первую премию и стипендию от принца Фердинанда для обучения за рубежом. С 1890 по 1893 он учился у профессоров Чаранфи и Барабино в Академии Художеств во Флоренции. В период с 1893 по 1896 год учился в Мюнхене у профессоров Линденшмида и Дефрегера. В этот период создал знаменитые картины «Ченци» (Национальная галерея), "Анна", «Монах». В 1896 году он вернулся в Пловдив и преподавал мужской гимназии. Христо Станчев писал портреты, натюрморты, пейзажи и композиции. Автор портретов, пейзажей, исполненных суровой правды лаконичных жанровых композиций ("На ниве", 1936, Национальная художественная галерея, София), отражающих безрадостную жизнь болгарского крестьянства и утверждающих достоинство человека из народа. Умер 4 апреля 1950 года. Галерея: „На нивата” 1937 г.; „Ченци”1895 г.; „Ана” 1896 г.; „с.Долна Василица” 1941 г. пейзаж, частная коллекция; „Молитва” 1923 г. Городская художественная галерея – Пловдив; „Демонът” Городская художественная галерея – Пловдив; „Дядо Нягул” Городская художественная галерея – Пловдив; „Слугинчето” Городская художественная галерея – Пловдив; „Монах” към 1894 г.; „Равин”; „Пролет” 1922 г. Городская художественная галерея – Пловдив; „Портрет на момиче” – год неизвестен; „Молитва”; „Зима”; „Клане”.
Литература: Въведение от Цанко Лавренов към ретроспективния каталог с репродукции „Христо Станчев” – София 1948 г., изд. на Съюза на художниците; „Христо Станчев – живот и творчество” Л.Белмустаков, София 1955 г. изд. Български художник; „Трайната победа на художника - 100 години от рождението на народния художник Христо Станчев” Христо Стефанов, статия от литературен алманах „Тракия” кн. 3, Пловдив 1970 г., изд. Хр.Данов.

1872
Пётр Семёнович Коган
русский и советский историк литературы, литературный критик, литературовед, переводчик, профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии. Родился в городе Лида, Виленская губерния, Российская империя. Окончил гимназию в Могилёве, историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы увлёкся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 году переехал в Санкт-Петербург. Приват-доцент кафедры германо-романской филологии Санкт-Петербургского университета в 1911—1918 годах. Принял православие, чтобы получить возможность стать профессором, но к профессуре не был допущен. Автор переводов книг Д.Рескина, И.Тэна и других. Печатался в «Книговедении», Русской мысли, «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Новом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона («Классицизм», «Лессинг», «Гуцков», «Ибсен», «Зудерман» и других) и в первом издании Большой советской энциклопедии. После революции преподавал в МГУ. Профессор литературно-художественного отделения (1921), профессор кафедры романо-германской филологии (1921—1925) факультета общественных наук. Профессор кафедры романо-германской филологии этнологического факультета (1925—1930). Инциатор создания и президент Академии художественных наук (1921—1925). Председатель научно-художественной секции Государственного учёного совета. Член правления Московского дома учёных (1924). Скончался в Москве 2 мая 1932 года; 24 мая урна с прахом покойного погребена на Новодевичьем кладбище (участок 3, ряд 63).
Семья: Жена — Надежда Александровна Нолле-Коган (1888—1966), переводчица, мемуаристка; Сын — Александр Петрович Кулешов (Нолле) (1921—1990), писатель; Сестра София была с 1924 года замужем за педагогом-математиком К.Н.Рашевским.
Избранное: Очерки по истории западноевропейской литературе (тома 1—3, 1903—1910); Очерки по истории новейшей русской литературы (тома 1—3, 1908—1911); Очерки по истории древних литератур. — 3-е издание — Москва : Заря, 1912. — Том 1: Греческая литература. — 1912. — 325 страниц : иллюстрации; Литература этих лет: 1917—1923. — Иваново-Вознесенск: Основа, 1925; Коган П.С. Литературные заметки. Эпопея Андрея Белого // Красная новь. — 1921, ноябрь-декабрь. — № 4; Коган П. Бабель: Критика // Соболь А. Печальный весельчак, Хаит Д. Муть, Коган П.С. Бабель, Вендров З. По еврейским колониям. Харьков, 1927; История русской литературы с древнейших времен до наших дней (в самом сжатом изложении). Москва—Ленинград: Молодая гвардия, 1927. — 270 страниц. 6000 экземпляров. 2-ое издание. . 270 страниц. 5000 экземпляров. 3-е издание 1930. 269 страниц. 10 100 экземпляров; Красная Армия в нашей литературе. Москва: Военный вестник, 1926. 138 страниц. 6070 экземпляров; Лев Толстой и марксистская критика. Москва—Ленинград: Московский рабочий . 84 страницы. 5000 экземпляров; Литература великого десятилетия. Москва—Ленинград: Московский рабочий, 1927. 160 страниц. 6000 экземпляров; Наши литературные споры. К истории критики Октябрьской эпохи. Москва: Государственная академия художественных наук, 1927. 117 страниц. (История и теория искусств. Выпуск 3). 4000 экземпляров; Пролетарская литература. Иваново-Вознесенск. «Основа», 1926. 114 страниц.
Литература: Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — Санкт-Петербург, 1889—1914. — Том 1. — Страница 1466; Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Том 22; Кружок любителей западноевропейской литературы
[577x700]
1872
Федор Андреевич Матисен
русский морской офицер, военный гидрограф и путешественник; член Русского географического общества и Российской Академии наук. Матисен — один из организаторов гидрографической экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана (1910—1915). Организатор и руководитель первой советской гидрографической экспедиции к устьям Лены и Оленька. Исследовал бухту Тикси, доказав её пригодность для строительства морского порта. Друг и сподвижник А.В.Колчака, вместе с ним учился в морском кадетском корпусе. Родился в Санкт-Петербурге. В 1897 году окончил Морской кадетский корпус. Участник полярных экспедиций: Шпицбергенской градусной (1899), Русской полярной (1900—1903); в последней — командир-капитан яхты «Заря» (1902—1903; после гибели Э.В.Толля был начальником экспедиции). За Шпицбергенскую экспедицию получил наградной знак, который ему вручил император Николай II. Участник Русско-японской войны 1904—1905 годов. Был старшим штурманом на крейсере «Жемчуг», который шёл в Цусиму на помощь русскому флоту. Участвовал в Цусимском сражении. Когда свершилась революция 1917 года, и российский флот фактически перестал существовать, Матисен, как и многие его товарищи, уехал из России. Некоторое время служил в британском флоте, но не остался там и в 1919 году прибыл во Владивосток. Умер в Иркутском военном госпитале 19 декабря (по другим данным 23 декабря) 1921 года, когда находился там после возвращения из длительной командировки в Дальневосточную республику, где заболел сыпным тифом. Был похоронен на Иерусалимском кладбище. В советское время над захоронениями кладбища устроили городской парк культуры и отдыха, могила вместе со многими другими исчезла с лица земли. За гидрографические работы Матисен был награждён орденом Святого Владимира IV степени. Русское географическое общество удостоило его в 1904 году малой серебряной медали.
[700x483]
Члены экспедиции Толля — лейтенанты А.В.Колчак, Н.Н.Коломейцев, Ф А.Матисен у борта шхуны «Заря».
Имя Матисена носит пролив между островами Вилькицкого, Таймыр и Нансена у северного берега Таймырского полуострова, а также мыс на острове Подкова, шхеры Минина и гора на Западном Шпицбергене. В 1976 году его именем названо морское судно. В библиотеке Иркутского краеведческого музея хранится брошюра с одним из отчётов капитана Матисена. В Иркутске живет дальняя родственница Фёдора Андреевича — Наталья Николаевна Михайлова, в личном архиве которой хранятся реликвии капитана Матисена и экземпляр его отчёта о последней экспедиции в устье реки Лены и по Северному морскому пути.
Сочинения: Краткий обзор плавания яхты Русской полярной экспедиции "Заря" в навигацию 1901 г., "Известия Академии Наук ", 1902, том 16, № 5; Экспедиция к устью реки Лены в связи с использованием Северного морского пути, Иркутск, 1921.
Литература: Толь Э.В., Плавание на яхте "Заря", (перевод с немецкого), Москва, 1959; Ф.А.Матисен (1872—1921), в книге: Материалы экспедиций к устьям рек Лены и Оленека под начальством Ф.А.Матисена в 1920 г. и Н.И.Евгенова в 1921 г., Ленинград, 1929 ("Труды Комиссии по изучению Якутской АССР", том 3, часть 1).

1873
Елена Алистар (румынское имя — Elena Alistar; урождённая Елена Васильевна Балан)
молдавско-румынский общественно-политический деятель, феминистка, медик. Родилась в селе Василевка Бессарабской губернии (ныне Болградского района, Одесской области, Украины). Дочь священника. Училась в начальной школе в Конгазе. В 1890 году окончила кишиневское епархиальное училище. Учительствовала в Кишиневском округе. С 1909 по 1916 год обучалась на медицинском факультете Ясского университета. В годы учëбы за националистическую деятельность подвергалась арестам царскими властями. Вела журналистскую работу. Публиковала статьи, направленные на объединение Бессарабской губернии с Румынией. В 1916 году была мобилизована в армию в качестве военного врача. Затем работала в костюженской больнице для умалишённых близ Кишинева. С 1918 по 1938 руководила кишиневским епархиальным училищем, преподавала гигиену. Член национальной партии Молдавии.
Депутаты Сфатул Цэрий. 10 декабря (27 ноября) 1918.
В 1918 была избрана депутатом от Белгородщины в Сфатул Цэрий (одной из двух женщин-депутатов, другая — Надежда Гринфельд). Стала единственной женщиной—депутатом парламента Молдавии, принимавшей активное участие в политических событиях в Бессарабии, закончившихся присоединением 27 марта 1918 года Трансильвании и Буковины к Румынии, за которое Е.Алистар голосовала. Среди 139 делегатов различных партий и движений, Е.Алистар стала женщиной, символизирующей Бессарабию. Она основатель общественно-культурной женской лиги Бессарабии. Была активным деятелем Народной партии, созданной А.Авереску. В 1927 году основала Бессарабско-румынскую женскую организацию, действовавшую с союзе с Национальным православным обществом румынских женщин. После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 скрывалась в Румынии.

Елена Алистар на почтовой марке Молдавии
Прожив некоторое время в Яссах, была арестована коммунистическими властями и отправлена в город Пучоаса, Дымбовица, Румыния, где и умерла в 1955 году. Еë останки были перезахоронены на мемориальном кладбище Беллу в Бухаресте.
1873
Питер О’Рурк (Peter O'Rourke)
шотландский футболист и тренер. Родился в Ньюмилнсе, Шотландия. О’Рурк играл на позиции центрального защитника в клубах «Селтик», «Бернли», «Линкольн Сити», «Терд Ланарк», «Честерфилд» и «Брэдфорд Сити». В 1905 году стал тренером последнего и проработал на указанной должности вплоть до 1921 года. Далее был наставником в клубах «Понтиприт», «Данди Юнайтед», «Брэдфорд Парк Авеню», «Брэдфорд Сити» (второй раз), «Уолсолл» и «Лланелли». Умер в Брадфорде, Англия, 10 января 1956 года.
Тренерские достижения
«Брэдфорд Сити»: Второй дивизион Футбольной лиги: 1907/1908; Кубок Англии по футболу: 1910/1911; Третий дивизион Футбольной лиги Север: 1928/1929.
Литература: Фрост, Терри. Bradford City A Complete Record 1903–1988. Breedon Books Sport, 1988. — P. 66. — ISBN 0907969380; Dewhirst, John. City Memories - An Illustrated Record of Bradford City A.F.C (англ.). — True North Book, 1998. — ISBN 1900463571.
1874
Юрий Николаевич Воронов
русский, позднее советский флорист, который специализировался на субтропической флоре Кавказа, директор Кавказского музея в Тифлисе. Внёс заметный вклад в систематизацию цветковых Кавказского региона. Его именем названы один род растений и 38 видов, в том числе подснежник Воронова. Дед археолога Ю.Н.Воронова (1941—1995) и нейрохирурга В.Г.Воронова. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, /Грузия). Из дворян. Ранние годы провёл в Тифлисе и Цебельде. Окончил гимназию в Кутаисе с золотой медалью. Высшее образование получил в Новороссийском университете (1894-1896), в Московском сельскохозяйственном институте, Московском университете (1896), в Сельскохозяйственном колледже (Монпелье) (1897-1898), в Петербургском Лесном институте. Работал в ботаническом музее при Петербургской академии наук. Принимал участие в экспедициях в Саяны и на запад Монголии. Наиболее плодотворный период жизни Воронова связан с Тифлисом, где он служил консерватором ботанического сада и преподавал в политехническом институте. Стоял у истоков Сухумского общества сельского хозяйства, руководил Кавказским музеем. Много времени проводил в окрестностях Апианчи (селение, названное в честь него Юрьевским). Описал свыше 150 растительных видов. После Октябрьской революции — главный ботаник опытных полей Резинотреста в Закавказье, хранитель Кавказского гербария Главного ботанического сада РСФСР, заведующий сектором субтропиков Института прикладной ботаники. Возглавлял первую советскую научную экспедицию на Американский континент (США, Мексика, Куба, Панама, Колумбия, Венесуэла). Умер в Ленинграде 10 декабря 1931 года.
Литература: Воронов, Юрий Николаевич // Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь / Составитель С.Ю.Липшиц; ответственный редактор академик В.Н.Сукачёв; Московское общество испытателей природы и Ботаническом институте имени академека В.Л.Комарова Академии Наук СССР. — Москва: Издательство Московского общества испытателей природы, 1947. — Том II. Быков — Горленко. — Страницы 178—183; Колаковский А.А. Юрий Николаевич Воронов, 1874—1931. — Москва: Наука, 1981;. Юрий Николаевич Воронов/Великие русские экспедиции. Русские географы в Латинской Америке. Хроник путешествий XIX — первой половины XX века / Под редакцией А.С.Наумова. — Москва: АСТ, 2014. — Страницы 329—330.
1874
Пьер Сувестр (французское имя — Pierre Souvestre)
французский писатель и журналист. Известен циклом романов о Фантомасе, написанных в соавторстве с Марселем Алленом. Пьер Сувестр родился в Пломелене, департамент Финистер, Франция. После окончания юридического факультета (1894) работал в Парижском суде. Опубликовал две незамеченные книги: «Мешанина» (1894) и «В шутку» (1895). После этого начал журналистскую карьеру. В 1898—1900 годах жил в Англии. Вернувшись во Францию, стал организатором автомобильных гонок, снова работал репортёром, писал на спортивные и театральные темы. Вскоре стал членом Ассоциации уголовной прессы, Ассоциации парижских журналистов, Ассоциации спортивных журналистов. В 1907 году Сувестр познакомился с журналистом Марселем Алленом, своим будущим постоянным соавтором. В 1909 году они написали пьесу «Земля дрожит». В том же году Сувестр вместе с Алленом написал детективный роман «Рур». Сотрудничество продолжилось романами «Отпечаток» и «Руаяльда» (оба — 1910), где впервые появились журналист Фандор и комиссар Жюв, которые позже станут героями цикла о Фантомасе. В феврале 1911 году Сувестр и Аллен по заказу издателя А.Файара, который хотел начать выпуск нового ежемесячного журнала, написали роман «Фантомас» — первый из цикла о неуловимом преступнике. Имя главного героя придумал Сувестр. Роман пользовался успехом, и цикл продолжился. К 1913 году было написано тридцать два романа. Помимо цикла о Фантомасе, Сувестр и Аллен были авторами цикла шпионских детективов «Наз-ан-лэр» и приключенческих романов «Тити-гвардеец». Сувестр умер от испанки 26 февраля 1914 года. После его смерти Аллен написал, издав под своим именем, задуманные вместе с соавтором романы «Револьтозо» и «Рыцарь Панаш» и самостоятельно продолжил цикл о Фантомасе.
[569x700]
1874
Маседонио Фернандес (испанское имя — Macedonio Fernández)
аргентинский поэт, прозаик, устный философ. Родился в Буэнос-Айресе. Сын военного, учился на юридическом факультете столичного университета, в 1898 получил адвокатский диплом. Дружил с преподавателем и литератором Хорхе Борхесом, а после 1921 — с его сыном, Хорхе Луисом Борхесом, который всю жизнь считал себя учеником Маседонио. Борхес-младший печатает стихи Маседонио Фернандеса в мадридском журнале «Космополис» (1921), в 1922 издает вместе с Фернандесом авангардный журнал «Проа» (русское название — Форштевень»). Фернандес много лет переписывался с А.Рейесом, Р.Гомесом де ла Серна, Х.Л.Борхесом и другими крупными писателями, дружил с Х.Р.Хименесом. В 1947 он переехал в дом сына, где и умер. Речь над его могилой на буэнос-айресском кладбище Реколета произнес Х.Л.Борхес. Писательская стратегия Маседонио Фернандеса — это бесконечный подступ к писанию, постоянная переделка набросков безо всякой мысли об их публикации. Лишь по настоянию друзей он издает в 1920—1940-х годах несколько фрагментов написанного в форме повестей, романов, но чаще — «предисловий» к будущим книгам. Стихи и проза Фернандеса переведены на английский, французский, итальянский языки. Его биография и произведения лежат в основе постмодернистского романа аргентинского прозаика Рикардо Пильи «Город, которого нет» (1992, одноименная опера Х.Гандини по либретто Пильи — 1995). Умер в Буэнос-Айресе 10 февраля 1952 года.
Произведения: No toda es vigilia la de los ojos abiertos. Buenos Aire: Manuel Gleizer, 1928; Papeles de Recienvenido. Buenos Aires: Cuadernos del Plata, 1929; Una novela que comienza. Prólogo de Luis Alberto Sánchez. Santiago de Chile: Ercilla, 1940; Poemas/ Prólogo de Natalicio González. México: Guarania, 1953; Museo de la Novela de la Eterna/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967; No toda es vigilia la de los ojos abiertos y otros escritos/ Advertencia de Adolfo de Obieta. Buenos Aires: CEAL, 1967; Cuadernos de todo y nada. Buenos Aires: Corregidor, 1972.
Сводные издания: Obras completas, 9 vols. Buenos Aires: Corregidor, 1985—2001; Macedonio Fernández, Jorge Luis Borges. Correspondencia, 1922—1939: crónica de una amistad/ Carlos Garcia, ed. Buenos Aires: Corregidor, 2000 (переписка с Х.Л.Борхесом).
Публикации на русском языке: Танталиада// Антология фантастической литературы. Санкт-Петербург: Амфора, 1999, страницы 580—588.
Литература о писателе: Rodriguez Monegal E. Macedonio Fernandez, Borges y el ultraismo// Numero, 1952, № 19; Jiménez J.R. Lado de Macedonio Fernández// Idem. La corriente infinita: critica y evocacion. Madrid: Aguilar, 1971, pp. 181–186; Foix J.C. Macedonio Fernández. Buenos Aires: Editorial BONUM, 1974; Engelbert J.A. Macedonio Fernández and the Spanish American New Novel, New York: New York UP, 1978; Gomez de la Serna R. Retratos contemporaneos. Madrid: Aguilar, 1989; Lindstrom N. Macedonio Fernández// Latin American Writers/ Ed. Carlos A. Solé. New York: Scribner, 1989, p. 483-490; De Obieta A. Macedonio: memorias errantes. Buenos Aires: Corregidor, 1999 (воспоминания сына); Diccionario de la Novela de Macedonio Fernández/ Ricardo Piglia, ed. Buenos Aires, 2000; Bianciotti H. Macedonio Fernández/ Idem. Une passion à toutes lettres. Paris: Gallimard, 2001, p. 150-157; Abos A. Macedonio Fernandez, La Biografia Imposible. Madrid: Plaza & Janes Sa Editorial, 2002; Prieto J. Desencuadernados: Vanguardias excéntricas en el Rio de la Plata. Macedonio Fernàndez y Felisberto Hernàndez. Rosario, 2002; Garth T.S. The Self of the City: Macedonio Fernández, the Argentine Avant-Garde, and Modernity in Buenos Aires. Lewisburg: Bucknell UP, 2005; Борхес Х.Р. Маседонио Фернандес «Новоприбывший»// Он же. Собрание сочинений. Том I. Санкт-Петербург: Амфора, страницы 471-472; Борхес Х.Р. Маседонио Фернандес «Сочинения»// Он же. Собрание сочинений. Том III. Санкт-Петербург: Амфора, 2005, страницы 427-437; Дубин Б. Трансцендентальный юморист Маседонио Фернандес// Он же. На полях письма. Москва: Emergency Exit, 2005, страницы 193-196.

1875
Виктор (в миру — Константин Александрович Островидов)
епископ Русской православной церкви, епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Прославлен как священноисповедник Русской православной церковью заграницей (1981) и Русской православной церковью (2000). Константин Островидов родился в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны села Золотое Золотовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне центр Золотовского муниципального образования Красноармейского района Саратовской области). Кроме Константина, в семье были: Сергей (родился в 1874), Мария (родилась в 1882), Александр (родился в 1884), Лидия (родилась в 1886), Венедикт (родился в 1889—1921), Николай (родился в 1892) . Окончил Камышинское духовное училище (1893), Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.
Монах
11 июля 1903 года был пострижен в монашество, а 13 июля возведён в сан иеромонаха и назначен настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря в городе Хвалынске. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей. В 1905—1908 годах — иеромонах Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 26 января 1909 года — смотритель Архангельского духовного училища, с 28 октября 1909 года — иеромонах Александро-Невской лавры. С 5 декабря 1910 года — настоятель Зеленецкого Троицкого монастыря Петроградской епархии, архимандрит. Негативно воспринял сочинение архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Как сам он написал в «Ответах» на пятнадцать вопросов ОГПУ в январе 1928 года: «Это заблуждение, которое я обличал в лице Митрополита Сергия и известного Антония Храповицкого ещё в 1911 году, предупреждая, что они этим своим ЗАБЛУЖДЕНИЕМ ПОТРЯСУТ Церковь Православную. Это мною высказано было в статье „Новые богословы“, напечатанной в старообрядческом журнале „Церковь“ и подписанной псевдонимом „Странник“. Они знали, кто это напечатал, и нерасположение их я долго на себе испытывал. В силу этого своего заблуждения, они не могут МЫСЛИТЬ Церковь без внешней организации». С 21 февраля 1918 года — наместник Александро-Невской лавры.
Епископ
Согласно указу Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода № 3716 от 2 декабря 1919 года была создана Уржумская епископская кафедра. По тому же указу её возглавил как епископ Уржумский, викарий Вятской епархии архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 8 января 1920 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1919—1920 годах подвергался кратковременным арестам. В 1920 приговорён Вятским губревтрибуналом к лишению свободы до окончания войны с Польшей, за то, «что агитировал против медицины» (во время эпидемии тифа просил паству усилить молитву об избавлении от болезни) через пять месяцев освобождён. С 1920 года — епископ Слободской, викарий Вятской епархии. С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. Решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными». 12 августа 1922 был арестован и отправлен в тюрьму в Москву. 23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. В 1926 вернулся в Вятскую епархию. 14 мая 1926 в пятый раз арестован за организацию нелегальной епархиальной канцелярии и 20 августа 1926 по постановлению ОСО КОГПУ приговорен к высылке на три года в город Глазов Вотской АО, жил в помещении под колокольней Никольского собора. Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы архиепископ Виктор встретился с Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (в границах Вотской автономной области), временно управляющим Вятской епархией. 16 сентября 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий издал указ о преобразовании Ижевского викариатства в самостоятельную епархию, «главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте». 1 октября 1926 года освобожденный из Бутырской тюрьмы владыка прибывает в город Глазов.
В оппозиции митрополиту Сергию
Резко негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской (Вотской) епархии между 5 соседними епархиями. В октябре 1927 года епископ Виктор направил митрополиту Сергию письмо с критикой «Декларации» и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. В июле 1927 года был перемещён на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии с правом управления последней. Нового назначения не принял. 16 декабря 1927 года сообщил письмом митрополиту Сергию, что отказывается от назначения епископом Шадринским; письмо также содержало резкую критику «Декларации», которую он назвал «глумлением… над нашим исповедничеством за истину Божию» и «отречением от своего спасения» к письму приложил составленное им тогда же «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Это постановление было утверждено епископом Виктором. После получения сообщения о назначении епископа Онисима (Пылаева), Глазовское духовное управление 22 декабря постановило «до покаяния и отречения» митрополита Сергия от «Декларации» воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, признать Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским». Архиепископ Виктор решил до созыва епархиального съезда не менять титул и именоваться Ижевским и Воткинским. 23 декабря 1927 года постановлением Временного Патриаршего Священного Синода «о раздорнической деятельности управляющего Свердловской епархией епископа Шадринского Виктора» был запрещён в служении Синодом митрополита Сергия, запрещения не признал. Епископ Онисим доложил о решении Глазовского духовного управления митрополиту Сергию, затем, руководствуясь распоряжением Синода, запретил в священнослужении отделившееся духовенство. В ответ архиепископ Виктор прислал в ижевский Покровский собор 2 телеграммы с распоряжением о прекращении общения Воткинской епархии с митрополитом Сергием и неподчинении епископу Онисиму. В начале 1928 года завязал переписку с ленинградскими иосифлянами. В марте он составил резкое «Послание к пастырям», в котором критиковал митрополита Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев. 4 апреля 1928 года был арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке. Наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ — послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от неё мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый „креститель“». 18 мая 1928 года приговорён по постановлению ОСО КОГПУ по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), возглавлявшему на тот момент Иосифлянское движение.
В Соловецком лагере
С июля 1928 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал бухгалтером канатной фабрики. Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими епископами и священниками, находившимися в заключении. Среди них были епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко). Весной 1930 года переведён на материк (командировка Май-Губа). Информация о том, что, будучи на Соловках, он примирился с митрополитом Сергием, не подтверждается источниками. По воспоминаниям профессора И.М.Андреевского, также бывшего заключённым на Соловках, «владыка Виктор был небольшого роста, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. „Каждого человека надо чем-нибудь утешить“, — говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация, и на Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего». Ещё один его соузник, будущий академик Д.С.Лихачёв писал о той роли, которую, по его мнению, играл епископ Виктор на Соловках: «Иосифлян было большинство. Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили.»
В северной ссылке
По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. Освобождён из лагеря 11 июля 1931 и сослан в город Онега. 13 декабря 1932 был арестован в ссылке, 10 мая 1933 вновь приговорён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к трём годам ссылки — в тот же Усть-Цилемский район, в отдалённое село Нерицу. Там тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался. Был похоронен на сельском кладбище в селе Нерица Усть-Цилемского района Автономной области Коми (Зырян) Северного края (ныне центр Муниципального образования сельского поселения «Нерица» Усть-Цилемского района Республики Коми).
Канонизация и почитание
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 2 мая. 1 июля 1997 года святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, после 63-летнего пребывания их в болотистой почве. Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря в Кирове. C 2005 года мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания. Храм во имя мученика Виктора (Островидова) построен в селе Вотча Республики Коми. На его первой кафедре в городе Уржуме Кировской области, по благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа устроена часовня в честь священноисповедника Виктора, первого епископа Уржумского. Часовня устроена в честь 90-летия пребывания святого на кафедру и начало его исповеднического подвига.
Труды: Заметка о человеке. Санкт-Петербург, 1905; Неделовые люди. Три лекции по поводу героев Максима Горького. Санкт-Петербург, 1905; Послание.
Награды: Наперсный крест (январь 1909).
Литература: Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные расколы в Русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и др., их особенности и история. 2-е издание. Сортавала: 1993; Игум. Дамаскин (Орловский), М.В.Шкаровский. Виктор (Островидов) // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Том VIII : «Вероучение — Владимиро-Волынская епархия». — Страницы 428-432. — 752 страниц. — 39 000 экземпляров. — ISBN 5-89572-014-5; Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. — Вып. 3 (20). — Страницы 136—147; Кожевников И.Е. Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова) // bogoslov.ru, 17 января 2009; Поляков А.Г Кожевников И.Е.Виктор (Островидов) — епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009, ISBN 978-5-85908-167-7; Поляков А Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. — Киров: Филиал ГОУ ВПО МГИУ в городе Кирове, 2009. — 400 страниц; Поляков А.Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковно-политическому курсу митрополита Сергия (Страгородского). // КЛИО. Журнал для учёных, 2011, № 1 (52), Страницы 43-47; Поляков А.Г. Ликвидация подполья викторианского течения в Русской Православной Церкви (в 1933—1940-х гг.) // Религиоведение, 2011, № 2, 34-41;
http://relig-articles.livejournal.com/38218.html; Поляков А.Г. Церковно-монархическая крестьянская партия. // Власть, 2011. — № 7. — Страницы 153—155; Поляков А.Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: «раскол» или «оппозиция». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011, Том 13 № 3 (41), Страницы 235—239; Поляков А.Г. Сущность Викторианского течения в Русской Православной Церкви глазами сторонников митрополита Сергия (Страгородского) (октябрь 1927 — начало 1929 гг.). // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, 2012. — № 1. — Страницы 127—130; Поляков А.Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: от легальности к подполью. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки», 2011. — № 2. — Страницы 176—180; Poljakov, Aleksej G. Die viktorianische Strömung in der russischen orthodoxen Kirche am Anfang des 20. Jahrhunderts und das Verhältnis der Kirche gegenüber demsowjetischen Staat // Orthodoxes Forum: Zeitschrift des Instituts für OrthodoxeTheologie der Universität München, 26. 2012. — 1. — S. 27-33 (Поляков А.Г. Викторианское течение в Русской православной церкви в начале 20 века, и отношение церкви к советской власти // Православный форум: журнал института православной теологии Мюнхенского университета, 26.2012, 1, Страницы 27-33); Поляков А.Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви: факторы распространения (конец 1927—1928 гг.). // Религиоведение, 2012, № 1, Страницы.38-47; Поляков А.Г. Взгляды епископа Виктора (Островидова) на Церковь и церковно-государственные отношения в начале XX в. — 1919 г. // Религиоведение, 2013, № 2, 46-51; Кочин Г.А. Епископ Виктор (Островидов) в истории православного Глазова // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко». 2013. — Страницы 286—290; Андрей Горбачев Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) // pravoslavie.ru, 10 мая 2015
1875
Карл Вильгельм Зеверинг (Северинг; немецкое имя — Carl Wilhelm Severing)
германский политический деятель, социал-демократ, министр внутренних дел Германии и Пруссии. Родился в городе Херфорд, Детмольд, Северный Рейн-Вестфалия, Германия, в рабочей семье. Журналист. В 1907—1911 и с 1920 года депутат рейхстага, в 1919—1920 годах депутат Национального собрания. В годы Первой мировой войны стоял на шовинистических позициях. В 1920—1926 и 1930—1932 годах возглавлял прусское, в 1928—1930 годах имперское министерство внутренних дел, вёл борьбу против революционного движения и нацистов. После кровопролитных столкновений коммунистов с полицией 1 мая 1929 в Берлине министр внутренних дел Пруссии Гржезинский, поддержанный Отто Брауном, выступил за запрет КПГ и её дочерних организаций. Зеверинг расценил это как неразумный шаг, но поддержал принятое прусским правительством решение о запрете «Союза красных фронтовиков» и добился от остальных земельных правительств принятия аналогичных мер. 17 марта 1932 года отдал приказ провести обыски во всех отделениях НСДАП и СА, в ходе которых выяснилось, что 13 марта, в день первого тура президентских выборов, по приказу нацистского руководства в Мюнхене части СА были приведены в состояние боевой готовности, и штурмовики были готовы к насильственным действиям. Зеверинг выступил за запрет СА и 5 апреля (накануне второго тура президентских выборов, состоявшегося 10 апреля) предоставил прессе подробную информацию о результатах обысков. 13 апреля правительство единогласно приняло «Чрезвычайное постановление о сохранении авторитета государства», запретившее СА и СС. 24 апреля на выборах в лантдаг Пруссии СДПГ потерпела поражение, относительное большинство мест получили нацисты.
[498x700]
До июля шли переговоры о формировании правительственной коалиции, прежнее социал-демократическое правительство продолжало исполнять обязанности. 17 июля в Гамбурге произошли столкновения коммунистов и нацистов, повлекшие человеческие жертвы, в связи с чем рейхспрезидент назначил рейхскомиссаром Пруссии канцлера Папена, который отстранил Зеверинга от должности. В годы нацистского режима был пенсионером. Его книгу «1919/20 im Wetter- und Watterwinkel» нацисты включили в список книг, предназначенных к изъятию из магазинов и библиотек и последующему сожжению. После Второй мировой войны был членом ландтага западногерманской земли Северный Рейн-Вестфалия от СДПГ. Умер в городе Билефельд, Детмольд, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 23 июля 1952 года
Сочинения: Mein Lebensweg, Bd 1-2, Köln, 1950; 1919/20 im Wetter- und Watterwinkel. Berlin 1927.
Литература: Розанов Г.Л., Очерки новейшей истории Москва, 1957.
1875
Поль Ландовски (французское имя — Paul Landowski)
французский скульптор. Родился в Париже. Поль Ландовски был директором римской художественной академии Вилла Медичи, позднее — директором парижской Академии изящных искусств и куратором Всемирной выставки 1937 года. Его известнейшей работой является гигантская скульптура — статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, которую П. Ландовски создал в течение пятилетней работы по планам бразильского инженера Эйтора да Силва Коста. Статуя Христа была открыта в 1931 году. Другой известной работой П. Ландовски является скульптурная группа для стены Реформации на территории университета Женевы. Ещё одним примечательным монументом Ландовского считается статуя Святой Женевьевы, покровительницы Парижа, на мосту Турнель. На летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме Поль Ландовски принял участие в конкурсе искусств и по его итогам был награждён золотой медалью за скульптуру «Боксёр». Умер в коммуне Булонь-Бийанкур в западном пригороде Парижа 31 марта 1961 года. Сын П. Ландовски Марсель — известный французский композитор.
Галерея
Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро
Памятник Реформации в Женеве
Памятник Антониусу Прейсу, Дюссельдорф