1850
Сами Фрашери (также известный как Шемсеттин Сами Фрашери; турецкое имя — Şemseddin Sami Bey; албанское имя — Sami Frashëri)
албанский и турецкий просветитель, писатель, философ, учёный и драматург. Родился в городе Фрашер, Румелия, Османская империя. Он внёс большой вклад в реформу османо-турецкого языка и известен в османской литературе под именем Шемсэддин Сами Эфенди. Вместе со своими братьями Абдюлем и Наимом издавал газету «Рилиндья комбэтаре» (албанское название — Rilindja Kombëtare), став видным деятелем Национального Возрождения Албании. Фрашери был одним из сыновей разорившегося бея из Фрашера (округ Пермет). По вероисповеданию Сами Фрашери являлся мусульманином-бекташи. Фрашери окончил греческую гимназию «Зосима» в городе Янина. Там он познакомился с западной философией и изучал греческий, французский и итальянский языки. С помощью репетитора он также выучил арабский, турецкий и персидский.
Сами Фрашери с женой Эмине
В 1872 году переселился в Стамбул, где работал в правительственном пресс-бюро. Основной целью его жизни, как и у других участников движения албанского возрождения, являлось развитие и совершенствование албанской культуры, а также независимость страны. Сами Фрашери умер 18 июня 1904 года после тяжелой болезни в своем доме в Эренкёе, город Стамбул. Вместе со старшим братом Абдюлем, Хасаном Тахсини, Пашко Васой и Яновом Врето, Фрашери основал Центральный комитет по защите национальных прав албанцев. В начале 1879 года в этом комитете была создана Комиссия по созданию албанского алфавита, в которой участвовали Сами Фрашери, Васо Пашко, Яни Врето и Кото Ходжи. Сами Фрашери основал и возглавил Общество албанистики; учёные записки Общества собирал его брат Наим. Фрашери был известен как лексикограф, он стал автором первых учебников по грамматике для албанских школ, а также ряда трудов по турецкой лексикографии (2-томный турецко-французский и французско-турецкий словарь, толковый «Словарь турецкого языка»). Известность ему принесли сентиментальный роман «Любовь Талата и Фитнат» (алб. Dashuria e Talatit me Fitneten, 1872), пьеса «Беса, или Верность клятве» (албанское название — Besa ose Mbajtja e Fjalës, 1875), публицистика. Послание Фрашери «Албания — какой она была, какой она стала, какой она будет» (албанское название — Shqipëria ç´ka qenë, ç´është e ç´do të bëhet), опубликованное в 1899 году в газете «Рилиндья Комбетаре», стало манифестом Албанского движения национального возрождения.

Мемориал Сами Фрашери в Тиране
Фрашери открыл дискуссию о перспективах развития свободной и независимой республики Албании. Так, начав с требований автономии и борьбы за собственный алфавит и образование, он помог албанскому национальному освободительному движению сформулировать и развить требования независимости. Племянник Сами Фрашери Мидхат Фрашери — лидер албанских националистов, основатель Балли Комбетар.
1850
Владимир Дмитриевич Шер
московский архитектор, наиболее известный зданием первой мощной городской электростанции Москвы (ныне «Новый Манеж»). Сын Д.А.Шера и Ольги Федоровны Шер (урождённой Нечаевой). Личный дворянин Рязанской губ., вместе с матерью состоял в совладении с помещиками Ставровскими и Достоевскими родовым имением в Рязанском уезде, площадью 6832 дес.земли. После 6 лет воспитания в Московской 3-й гимназии учился в МУЖВЗ, окончил его в 1879 г., со званием неклассного художника-архитектора и правом на звание потомственного почетного гражданина (диплом МУЖВЗ № 655 от 18 мая 1883). Службу начал в марте 1879 помощником секретаря съезда мировых судей Подольского округа Московской губ., с 1881 по 1892 трижды избирался Подольским земским собранием почетным мировым судьей, по этой должности содержания не получал. С 1886 по 1892 состоял в управлении синодальных училищ церковного пения и.д. смотрителя за Московскими синодальными недвижимыми имуществами, выслужил чин коллежского секретаря и получал по должности смотрителя содержание в размере 2000 руб. в год. Был женат (с 1882) на дочери потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии и банкира Василия Степановича Марецкого, Вере Васильевне (1854-1917), имел сыновей Василия и Дмитрия, дочерей Ольгу и Веру. У жены был в Москве собственный дом - в Пречистенской части в 1-м Зачатьевском пер. на Остоженке. Умер 24 января 1894 года.
Постройки в Москве: 1886: надстройка жилого корпуса Заиконоспасского монастыря (Никольская улица, 7, во дворе). Перестройка была сделана в русском стиле. Окна были оформлены колонками по сторонам и лепными наличниками; на втором этаже окна окружены с трёх сторон полувалами с «дыньками»; 1887—1888: здание электростанции «Общества электрического освещения 1886 года» (Большая Дмитровка, 3); Церковь-усыпальница Первушиных (Церковь Иоанна Златоуста) в Донском монастыре (выстроена по проекту А.Г.Венсана в 1889—1892 годах, совместно с В.П.Гавриловым и М.П.Ивановым; Москва, Донская площадь, 1, страница 14); Жилой дом Синодального училища церковного пения (Дом синодальных композиторов), построен в 1880-е, Средний Кисловский переулок дом.4, страница 2 - объект культурного наследия федерального значения. Владимир Шер был двоюродным братом Ф.М.Достоевского. Сохранилась его переписка с Достоевским по поводу раздела наследства А.Ф.Куманиной.
Литература: Статья в Большой биографической энциклопедии; Алексей Николаевич Боголюбов. Творцы техники и градостроители Москвы (до начала XX в.). Московские учебники, 2002. Страница 346; Лев Ефимович Колодный. Китай-город: авторский путеводитель. Голос-Пресс, 2004. Страница 458; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): иллюстрированный биографический словарь / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева и др. — Москва: КРАБиК, 1998. — Страница 268. — 320 страниц. — ISBN 5-900395-17-0; Государственная публичная историческая библиотека: страницы истории. — Москва, 1991. — Выпуск 1. — Страница 51; РГИА, фонд 799, опись 16, дело 733; РГАЛИ, фонд 680, опись 2, дело 235; ЦГАМ. фонд 315, дело 1003, листы 7-12 (формулярный список).

1853
Владимир Викторович Сахаров
русский военачальник, участник русско-японской и Первой мировой войн, генерал от кавалерии, помощник августейшего Главнокомандующего армиями Румынского фронта Фердинанда I во время Первой мировой войны, брат генерала Сахарова В.В. Православный. Из дворян Московской губернии. В 1869 году окончил Второй Московский кадетский корпус. На службу поступил 22 августа 1869 года. Окончил 1-е военное Павловское училище в 1871 году, был выпущен в чине подпоручика (старшинство 23 августа 1871), с прикомандированием к Лейб-Гвардии Гренадерскому полку. Прапорщик гвардии (старшинство 29 августа 1872). Подпоручик (старшинство 18 декабря 1874). Поручик (старшинство 11 сентября 1876). В 1878 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по первому разряду. Был произведён из штабс-капитанов гвардии с переименованием в капитаны Генерального штаба (старшинство 18 января 1878). Состоял в прикомандировании при Учебном кавалерийском эскадроне. Участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов. С 7 мая 1878 — старший адъютант штаба 16-й пехотной дивизии. С 4 января 1880 — помощник старшего адъютанта штаба действующей армии. С 12 февраля 1879 — делопроизводитель по учебной части Рижского пехотного юнкерского училища. С 16 ноября 1880 — помощник инспектора классов 2-го военного Константиновского училища. Подполковник (старшинство 24 апреля 1881). С 4 ноября 1881 состоял в прикомандировании к учебному кавалерийскому эскадрону. С 12 июля 1882 — правитель дел по учебной части Офицерской кавалерийской школы. Полковник (старшинство 20 апреля1884). С 16 апреля 1886 — начальник Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища. С 18 января 1891 — начальник штаба 14-й кавалерийской дивизии. С 30 марта 1891 — начальник штаба Кронштадтской крепости. Командир 38-го драгунского Владимирского полка (5 июня 1893-24 ноября 1897). 24 ноября 1897 года произведён в чин генерал-майора и назначен на должность начальника штаба 5-го армейского корпуса. С 12 июля 1899 года — начальник штаба Отдельного корпуса пограничной стражи. Участник военных действий в Китае в 1900—1901 гг. Командующий войсками в Северной Маньчжурии (13 июля 1900-17 сентября 1900). За боевое отличие награждён Золотым оружием (31 августа 1901). Произведён в чин генерал-лейтенанта «за боевое отличие» (старшинство 13 февраля 1901). С 1 марта по 20 мая 1901 года начальник Заамурского округа пограничной стражи. С 20 мая 1901 — начальник 4-й кавалерийской дивизии. С 12 декабря 1903 — командир 1-го Сибирского армейского корпуса.
Русско-японская война
Участник русско-японской войны 1904—1905. Начальник полевого штаба Маньчжурской армии (18 апреля — 31 октября 1904 года). После сражения на реке Шахе начальник штаба Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами, действующими против Японии генерал-адъютанта А.Н.Куропаткина (31 октября 1904 — 30 марта 1905 года). 9 декабря 1904 года удостоен Золотого оружия бриллиантами украшенного. Временно командующий 17-м армейским корпусом (7 октября 1905 года). Член Александровского комитета о раненых (30 марта 1905 — 16 января 1906 года). Состоял в распоряжении Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами, действующими против Японии (16 января — 4 мая 1906 года). С 4 мая 1906 года состоял в прикомандировании к Главному штабу. С 24 октября 1906 года — командир 7-го армейского корпуса. Генерал от кавалерии (старшинство 26 апреля 1908 года). 17 ноября 1911 года вновь введён в состав Александровского комитета. Одновременно с 26 декабря 1913 года командир 11-го армейского корпуса.
Генерал от кавалерии В.В.Сахаров, 1916
Первая мировая война
Вступил в первую мировую в должности командира 11-го армейского корпуса в составе 3-й армии. В состав корпуса входили 11 -я, 32-я пехотные дивизии и 11-я кавалерийская дивизия. Участвовал в Галицийской битве. С 4 по 17 сентября 1915 года занимал пост Оренбургского губернатора и наказного атамана Оренбургского казачьего войска, однако практически продолжал руководить действиями корпуса, и среди оренбургских губернаторов являлся единственным, кто был губернатором и наказным атаманом такой непродолжительный срок (всего четырнадцать дней) и за это время не успел даже появиться в Оренбурге. С 17 сентября 1915 вновь официально назначен командиром 11-го армейского корпуса. С 7 ноября 1915 — командующий 11-й армией. Под его командованием армия участвовала в Наступлении Юго-Западного фронта. С 1 ноября 1916 — командующий Дунайской армией, созданной для помощи Румынии. После создания на основе Дунайской армии и остатков румынской армии Румынского фронта, был 25 декабря 1916 назначен помощником августейшего Главнокомандующего армиями Румынского фронта Фердинанда I. После Февральской революции Сахаров был 15 апреля 1917 года отстранён от командования фронтом и остался лишь членом Александровского комитета о раненых (с 17 сентября 1915). Жил в Румынии, в Крыму. Расстрелян «зелеными» близ Карасубазара в Крыму. "...Как-то, недалеко от Карасубазара, конники увидали три кареты. Григорьев отдал полку распоряжение принять вид отдыхающей части. В следующую минуту партизаны усердно начищали лошадей, бегали с ведрами, ставили заплаты. Все в погонах, все дисциплинированы. Три кареты, мчавшиеся в Шабулды, и не подозревали, что деревня занята краснозелеными. Экипажи поравнялись с конниками и замедлили свой бег. Высунулся серьезный матерый генерал в ярких погонах.
— Какая часть? — одобрительно спросил он, любуясь образцовым порядком.
Григорьев и Ипатов наставили на генерала револьверы. Скомандовали: «Руки вверх!» — а партизаны разоружили конвой.
— Я генерал Сахаров, что вам нужно? — не теряясь, спросил старик.
— Вы нам нужны!—засмеялись партизаны, разоружив генерала и его офицеров.
Сознание, что он попался в руки своих лютых врагов, все-таки сломило гордость генерала. Он стал таким же жалким, как и все наши пленники. Сахарова и четырех из его спутников наши расстреляли, остальных приняли в свои ряды".... (Макаров П.В. - "Адъютант генерала Май-Маевского").
Награды: Орден Святой Анны III степени (1879); Орден Святого Станислава III степени (1880); Орден Святого Станислава II степени (1884); Орден Святой Анны II степени (1888); Орден Святого Владимира IV степени. (1892); Орден Святого Владимира III степени (1900); Золотое оружие «За храбрость» (1901); Золотое оружие, украшенное бриллиантами (Высочайший приказ 9 декабря 1904) — «За отличия в делах против японцев»; Орден Святого Станислава I степени с мечами (1904); Орден Святой Анны I степени (19 декабря 1911); Орден Святого Георгия IV степени (Высочайший приказ 10 октября 1914) — «За отличия в делах против неприятеля»; Орден Святого Георгия III степени. (Высочайший приказ 9 ноября 1915) — «За успешные действия в августе-сентябре 1915 года в районе Гайворонки и Соколуса, в том числе за взятие около 17 тысяч пленных».
Дети: Владимир Сахаров имел сына Сахарова Дмитрия Владимировича, родившегося в 1893 году.
Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва.: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель); В.Г.Семенов, В.П.Семенова. Губернаторы Оренбургского края. Оренбургское книжное издательство. — 1999.
1855
Карл фон Пфланцер-Балтин (немецкое имя — Karl von Pflanzer-Baltin)
австро-венгерский военный деятель (генерал-полковник (1916)), барон. Участник Первой мировой войны. Родился в венгерском городе Фюнфкирхен. Военное образование в Терезианской академии (1875) и академии Генштаба (1880). Службу в австро-венгерской армии начал в 1-м драгунском полку. С 1889 года проходил службу в штабах в Лемберге, Перемышле, Темешваре, Мостаре. В 1888 году служит во 2-м пехотном полку. С 1891 по 1895 инструктор в академии генерального штаба. В 1897 году получает звание полковника и назначается начальником штаба 11-го армейского корпуса. В 1898 году скончался его бездетный дядя, барон Йозеф фон Балтин и титул и фамилия были переданы Пфланцеру. С 1903 года командует 32-й, а затем 31-й пехотными бригадами. В 1907 году назначается командиром 4-й пехотной дивизии. С 1911 года генерал-инспектор корпусных офицерских школ.
Первая мировая война
После начала Первой мировой войны, служит на Восточном фронте. В начале октября 1914 года в Закарпатье из подразделений преимущественно ландштурменного характера была сформирована комбинированная армейская группа под командованием генерала кавалерии К. барона фон Пфлянцер-Бальтина. В это самое время русские войска осуществляли набег через Карпаты в Венгрию. В начале октября австро-венгерские войска, действующие левее Пфланцер-Бальтина произвели наступление через Карпаты с целью отрезать от Лемберга (ныне - Львов) 8-ю армию генерала от кавалерии Брусилова, которая с юга прикрывала осаду Пшемысля. Однако Хирувская битва приобрела признаки позиционной борьбы. Охватить южный фланг российского Юго-Западного фронта имеющимися силами и из-за недостатка артподдержки австро-венграм не удалось. К середине октября 1914 года трансильванские войска Пфлянцер-Бальтина отбросили русские конные отряды обратно за Карпаты. Со стороны Буковины операцию по ликвидации первого российского вторжения в Венгрию поддержал своими отрядами подполковник Е.Фишер. На Сирете и Черемоше остались тогда только слабые заслоны. Русские имели тогда прекрасную возможность ворваться в Трансильванию со стороны Буковины. Но отряди Фишера вскорее вернулись и продолжили выполнение прежней боевой задачи. Войска Пфлянцер-Бальтина перешли Карпаты произвели смелую демонстрацию в сторону города Стрый. Россияне неожиданно оказались в очень неудобном положении. На их счастье австро-венгерские силы были там в небольшом количестве. Для противодействия противнику Брусилов стянул всё, что имел на правом берегу Днестра. 22 октября русские снова захватили Стрый, а австро-венгры отошли в Карпаты, где начались ожесточённые бои. Положение у соседа слева было более сложным. Россияне, неся огромные потери, вновь углубились в Карпаты. Но теперь там им противостояли австро-венгерские регулярные войска. Атаки продолжались почти до конца октября, но австро-венгры, обороняясь, с последних сил устояли. В это время против группы Пфлянцер-Бальтина действовал т.н. "Днестровский отряд". Но и ему не удалось обойти австро-венгров. В конце октября австро-венгры левее группы Пфлянцер-Бальтина, получив некоторое подкрепление вновь перешли в наступление в Карпатах и имели успех. Это была вторая попытка зайти во фланг т.н. "Галицийской группы" российских войск. В это время главное оперативное направление армейской группы генерала кавалерии К. барона фон Пфлянцер-Бальтин от начала боёв в Карпатах не изменился и это российское командование всегда имело в виду, оттягивая туда значительные силы. Довольно неожиданным явился для россиян его успех в Буковине, где отряды подполковника Фишера 20 октября вышли на Прут и освободили г. Черновицы.. Активно австро-венгры действовали и в Прикарпатье и Покутье. 24 ноября австро-венгры утратили линию Черемоша и отступили на юг. Ощутив перелом в боях на западе Буковины, россияне стали действовать более решительно. Их отряды двинулись в верховье р. Черемош. 27 ноября российские войска вновь захватили г. Черновицы. В декабре австро-венгры были отброшены в Карпаты и на юг Буковины В конце 1914 – начале 1915 гг. атаки россиян на австро-венгерский фронт от Вислы до румынской границы почти прекратились..В целом, генерал кавалерии К. барона фон Пфлянцер-Бальтин свою задачу выполнил. В феврале 1915 года в период Карпатской битвы он занял Черновицы. В мае 1915 года армейская группа генерала кавалерии Пфлянцер-Бальтына была преобразована в 7-ю армию. На протяжении лета и осени армия вела позиционную войну. В декабре 1915 - начале января 1916 гг. его армия успешно отбила наступление россиян. 20 мая 1916 г. в Черновицкой “Франциско Ёзефине” произошло торжественное событие. Вместе с начальником Генштабу Францем Конрадом бароном фон Гьоцендорфом, президентом Буковины Рудольфом графом фон Мераном и начальником буковинской жандармерии Едуардом Фішером почётным доктором философичного факультета стал командующий 7-й армии генерал-полковник Карл барон фон Пфлянцер-Бальтин. Во время Брусиловского прорыва в 1916 году армия генерал-полковника Пфлянцер-Бальтина потерпела тяжелейшее поражение в Буковине и была вынуждена отступить к Карпатским горам. После этой неудачи, он был отстранён от должности командующего 7-й армии. Лишь в марте 1917 года Пфланцер-Балтин стал генералом-инспектором пехоты. В июле 1918 года Карл стал командиром 19-го армейского корпуса, действовавшего в Албании. В сентябре 1918 года стал командующим группой армий «Албания», которая на заключительном этапе войны действовала на Итальянском фронте. После войны уехал в Вену, где и умер 8 апреля 1925 года.
Награды: Военный орден Марии Терезии; Большой крест Королевского венгерского ордена Святого Стефана; Большой крест Австрийского ордена Леопольда; Рыцарский крест Австрийского ордена Леопольда; Орден Железной короны; Крест Военных заслуг (Австро-Венгрия); Орден Звезды Румынии; Железный крест I класса; Железный крест II класса; Военная медаль (Османская империя).
Литература: Заполовський В. Світова війна 1914-1918 рр. Бойові операції на південному фланзі Східноєвропейського театру (східна Галичина, Буковина, Карпати): погляд з середини (рукопис); Заполовський В. Буковина в останній війні Австро-Угорщини 1914-1918. – Чернівці: Золоті литаври, 2003; Нелипович С. Кровавый октябрь 1914 года. – Москва: Минувшее, 2013; Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель).
1855
Сергей Фёдорович Шарапов
русский экономист, писатель, военный, политический деятель, издатель и публицист. Родился в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии Российской империи, в родовитой дворянской семье Фёдора Фёдоровича и Лидии Сергеевны. После 2-й Московской военной гимназии (поступил в 1868, окончил с отличием в 1872) Сергей продолжил образование в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, которое вскоре был вынужден покинуть из-за болезни матери (1874), так и не кончив полного курса, но получив специальность сапёра. С началом боевых действий на Балканах, Шарапов отправился добровольцем на войну в Боснию. Руководил военными действиями по 13 мая 1876 года, затем был захвачен в Загребе венгерскими властями и в мае 1877 года выпущен на свободу. Работал за границей в качестве корреспондента ведущей санкт-петербургской газеты «Новое время». Вернувшись осенью 1878 года на родину, он вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке. Продолжая хозяйствовать, прославился как изобретатель плугов новой системы, которые с успехом экспонировались на многих выставках (их создатель получил 16 наград, в том числе 10 первых), и основатель Сосновской мастерской этих плугов. В 1903 году российское Министерство земледелия послало коллекцию плугов общества «Пахарь» на сельскохозяйственную выставку в Аргентину. Русские экспонаты, в частности коллекция сельскохозяйственного инвентаря, имели там большой успех. С 1905 года принимал активное участие в монархическом движении, был одним из учредителей Союза русских людей в Москве, однако вскоре создал собственную Русскую народную партию, не имевшую, впрочем, серьёзного значения. Часто выступал с докладами в Русском собрании, был участником монархических съездов. Шарапов был активным участником славянского движения, состоял вице-президентом Аксаковского литературного и политического общества в Москве. Умер 10 июля 1911 года.
Литературная деятельность
Сергей Фёдорович Шарапов был главным сотрудником журнала «Русская беседа», затем создал и выпускал газету «Русский труд» (1897—1902 с перерывами). На свет появился «Мой дневник», в виде отдельных брошюр, но название пришлось по цензурным соображениям упрятать внутрь. На обложку были вынесены нейтральные названия: «Сугробы», «Посевы», «Жатва», «Заморозки», «Проша», «Метели» и т. п. Впоследствии ненадолго возобновилось издание «Русского дела», за которым последовал «Пахарь». Попыткой прорыва информационной блокады стало издание «Свидетеля» (1907—1908). Шарапов также издал «Московский сборник» (Москва, 1887), куда, помимо его работ, вошли произведения М.Д.Скобелева, А.А.Киреева, Ф.М.Достоевского, И.С.Аксакова и др., и сборник «Теория государства у славянофилов» (СПб., 1898), включавший труды И.С. и К.С.Аксаковых, А.В.Васильева, А.Д.Градовского, Ю.Ф Самарина. Автор художественно-публицистических книг (роман «Кружным путём», утопия «Через полвека», политическая фантазия «Диктатор» и др.). Анализ произведений Сергея Фёдоровича Шарапова показывает, что большинство его идей о государственном устройстве страны, организации денежного обращения, структуре кредитной системы может быть и являлись утопическими для XIX века, но были реализованы в эпоху советской власти. Его прогнозы о политическом развитии страны во многом оправдались, многое из высказанного им не потеряло своего значения и поныне, что, безусловно, ставит его в один ряд с выдающимися экономистами России. Главный труд Шарапова по экономике «Бумажный рубль» (1893).
Память: В июне 2005 года прошла конференция в честь 150-летия Шарапова; В России существует Русское экономическое общество имени С.Ф.Шарапова (председатель В.Ю.Катасонов).
Сочинения: Бумажный рубль : (Его теория и практика) / Талицкий (Сергей Шарапов). — Санкт-Петербург : типография товарищества "Обществ. польза", 1895, VIII, 156 страниц; Пособие молодым хозяевам при устройстве их хозяйств на новых началах : С приложением 16 неизданных писем А.Г.Энгельгардта к А.Н.Куломзину / Сергей Шарапов. — Санкт-Петербург : типография Е.Евдокимова, 1895. — 168 страниц; Мирные речи и другие статьи Сергея Шарапова. — Москва : типо-литография А.В.Васильева, 1900, 40 страниц; Две записки Сергея Шарапова о русских финансах, поданные в феврале 1900 года новому Государственному контролеру П.Л.Лобко : С приложением письма С.Ф.Шарапова к Т.И.Филиппову и письма Т.И.Филиппова к И.Л.Горемыкину. — Берлин : типография П.Станкевича, 1901. — 95 страниц; Мирные речи; По-русски; Старое и новое : Три сборника 1900 года / Сергей Шарапов. — 2-е издание. — Москва : типо-литография А.В.Васильева и К°, 1901, 236 страниц; Шарапов С. После победы славянофилов. Москва : Алгоритм, 2005. ISBN 978-5-9265-0195-4; Шарапов С.Ф. Избранное./Составитель,автор вступительного комментария А.В.Репников. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 744 страницы. ISBN 978-5-8243-1191-4; Шарапов С.Ф. Россия будущего / Составление, предисловие, примечания, именной словарь А.Д.Каплина / Ответственный редактор О.А.Платонов. — Москва : Институт русской цивилизации, 2011. — 720 страниц. ISBN 978-5-902725-98-5
1856
Константин Иванович Величко
русский и советский военный инженер, заслуженный ординарный профессор Николаевской инженерной академии, Инженер-генерал-майор (1916), один из авторов «ЭСБЕ». Православный. Родился в городе Короча Курской губернии (ныне Белгородской области), в дворянской семье. Его отцом был генерал-майор И.И.Величко из рода малороссийского казацкого летописца начала XVIII века С.В.Величко (1670-1728), а мать Елизавета Григорьевна происходила из курских дворян Золотарёвых. Окончил 2-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию и Николаевское инженерное училище (1875). В 1877 году выдержал вступительный экзамен в Николаевскую инженерную академию, но начавшаяся русско-турецкая война побудила его оставить на время академию и отправиться в действующую армию, где он состоял сначала в 1-м саперном батальоне, затем во 2-м военно-телеграфном парке. Участвовал в разработке Твердицкого перевала между г. Еленой с севера и селением Твердицей с юга Балкан. После окончания войны осенью 1878 года вернулся в инженерную академию, которую окончил в 1881 первым по успеваемости и его имя было занесено на мраморную доску. Был оставлен при академии преподавателем, занимал должность репетитора по фортификации. В 1883 году был командирован за границу в Берлинский университет для слушания лекций и затем в Германию, Францию, Италию, Англию и Бельгию для практического изучения технического производства. C 1890 профессор Николаевской инженерной академии по кафедре фортификации, оставался на этой должности до начала русско-японской войны. В 1892 и 1893 годах полковник Величко работал в крепостях Ковно и Новогеоргиевске, где заведовал сооружением крепостных железных дорог и принимал участие во всех занятиях гарнизонов. С 1893 — член комиссии по вооружению крепостей, с 1895 — управляющий делами этой комиссии. Участвовал также во многих других комиссиях и комитетах. В 1903 году был назначен помощником главного начальника инженеров.
К.И.Величко. Фото из «Военной энциклопедии»
Автор многих научных трудов по фортификации. В своих работах выступал против применения бронебашенных установок в крепостях. Своими трудами Величко много способствовал образованию русской фортификационной школы, отличающейся сочетанием живой силы с прикрывающими мертвыми массами, стремлением достигнуть безопасности артиллерии с помощью маскировки и передвижения орудий, разработкой путей сообщения в крепостях и вообще организацией крепостных сооружений, наиболее соответствующих активной обороне. С началом русско-японской войны 25 февраля 1904 года был назначен генералом для особых поручений при командующем (позже главнокомандующем) силами на Дальнем Востоке Куропаткине. Исполнял различные поручения его по инженерной части, как, например, разработку проектов укреплений Ляояна, Кавлитцунской позиции на р. Ляохе, Инкоу, Ташичао, Хайчена, Айсандцянской и Ляндясяньской позиции, а также (тотчас после оставления Ляояна) Мукдена, Телина, а после мукденских боёв и Харбина. Генерал-лейтенант (1907). В 1910—1914 состоял председателем редакционного комитета «Военной Энциклопедии» издательства Сытина и редактором, объединяющим все её четыре отдела. Был членом Совета Русского собрания. Как практикующий военный инженер строитель крепостей он отличался патологической склонностью к сокращению линии фортификационных обводов крепостей (Владивосток, Порт-Артур) в ущерб их обороноспособности, проектируя строительство фортов в более низких местах в виду господствующих высот, которые оставлял не занятыми к большой радости неприятеля. Это сыграло роковую роль в истории крепости Порт-Артур и создало невероятное количество проблем во Владивостоке, где господствующие высоты пришлось занимать полевыми укреплениями уже во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. Несмотря на печальный опыт Порт-Артура, вопреки распространенному заблуждению он не изменил своих взглядов даже после Русско-японской войны 1904–1905 гг., продолжая двигаться в своих проектах в прямо противоположную сторону от генерального направления эволюции фортификационных форм, то есть вместо рассредоточения объектов фортификации на местности продолжал их концентрировать, причем все также в местах, максимально удобно расположенных для обстрела неприятельской артиллерией. Так, во время разработки в комиссии Особого Совещания при Совете Государственной обороны, проекта Николаевской-на-Амуре крепости К.И.Величко в своем особом мнении относительно обороны устья реки Амур у города Николаевск предложил «вместо изложенной системы обороны в две линии, построить малую крепость на правом берегу Амура и на левом берегу реки Зубаревки, на высоте мыса Алона, насупротив Николаевска, состоящую их 3-х – 4-х фортов, связанных между собою преградою в виде фланкируемых рвов». Комиссия, решившая большинством голосов укрепить устье Амура в две линии, пришла в ярость и «указала, что предлагаемые Генерал-Майором Величко три-четыре форта, расположенные в виду командующих высот, с преградою между ними, охватывают такое незначительное пространство, что оно все простреливается и находится под огнем противника. Только с переходом на правый берег Зубаревки получилось бы достаточное внутреннее и укрытое от взоров пространство (лощина реки Зубаревки), но при этом обвод очень незначителен и совершенно несоразмерен с возможными для настоящего случая живыми силами и средствами». Особое Совещание, сверх того, признало, что без оборонительной линии Чныррах–Таракановка будут затруднительны целесообразные действия Амурской флотилии. В результате мнение К.И.Величко было отвергнуто, однако описание всех предположенных им фортификационных несуразностей вошло в доклад на имя председателя СГО великого князя Николая Николаевича-мл. со всеми пояснениями комиссии. Более того, в докладе было сделано специальное примечание: «По вопросу об усилении Николаевска по окончании занятий комиссии Генерал-Лейтенанта (ныне инженер-генерала) Вернандера представлено дополнение к особому мнению Генерал-Майора Величко». Величко не выгнали с преподавания по военно-инженерному делу даже после этого! В годы первой мировой войны Величко с 1914 в распоряжении Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта, затем начальник инженеров 11-й армии, осуществлявшей осаду Перемышля. 4 марта 1915 года «за отличия в делах против неприятеля» награжден орденом Белого Орла с мечами. С 17 марта 1916 — начальник инженеров Юго-Западного фронта. Предложил новую форму инженерного оборудования местности для наступления — «инженерные плацдармы». Впервые такой плацдарм был создан при подготовке брусиловского прорыва. После Февральской революции Величко, заслуженно пользовавшийся крайне высокой репутацией в армии, был 23 мая 1917 назначен на высшую должность полевого инспектора инженерной части в Ставке Верховного главнокомандующего. В феврале 1918 добровольно вступил в Красную Армию, руководил инженерной обороной Петрограда, с марта 1918 председатель коллегии по инженерной обороне государства при Главном инженерно-техническом управлении РККА, преподавал инженерное дело в Военной академии РККА. С января 1919 — член инженерного комитета ГВИУ. В приказе РВСР № 2731 от 8 дек. 1922 отмечалось, что «громадная работа, проделанная профессором Величко по изучению и использованию опыта мировой войны, дала возможность устранить недочеты прошлых лет при укреплении наших рубежей… Имя профессора Величко останется в истории наряду с самыми крупными именами в области фортификации». С 1923 — профессор фортификации в Военно-инженерной академии в Ленинграде. Умер в Ленинграде от болезни 15 мая 1927 года.
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в семейном захоронении рядом с дядей, генерал-лейтенантом В.Г.Золотарёвым и первой женой Верой Михайловной, надгробие жены не сохранилось ( В мае 2019 г. надгробие восстановлено).
Награды: Орден Святого Владимира II степени; Орден Белого орла (Российская империя) с мечами; Орден Святой Анны I степени с мечами; Орден Святого Станислава I степени с мечами; Золотое оружие с надписью «За храбрость».
Семьи: В первом браке (1879) был женат на Вере Михайловне, урожденной Абросимовой, дети: Лев Константинович Величко, родился 1881, вероятно, умер в малолетстве; Маргарита Константиновна Величко (Мультановская), родилась в 1883; Ксения Константиновна Величко (Кирсанова), родилась в 1888; Вера Константиновна Величко (Вебер), родилась около 1892. Во втором браке (около 1905) был женат на Елизавете Васильевне, урожденной Томас.
Сестры: Маргарита Ивановна Величко; Леонилла Ивановна Величко.
Библиография: За и против броневых закрытий в крепостях. 1885; По поводу испытаний броневых башен в Бухаресте. — Санкт-Петербург, типография Департамента уделов, 1886; Исследование новейших средств осады и обороны сухопутных крепостей, сопровождаемое проектами общего крепостного расположения, долговременных фортов и долговременных промежуточных батарей : C атласом из 15 л. черт. — Санкт-Петербург: типография и литография В.А.Тиханова, 1890; Оборонительные средства крепостей против ускоренных атак. Санкт-Петербург, 1892; Крепости и крепостные железные дороги. — Санкт-Петербург : типография и литография В.А.Тиханова, 1898; Условия работ и жизнь войск на Квантуне. 1900; Инженерная оборона государств и устройство крепостей. Часть 1. Сухопутные крепости. Санкт-Петербург, 1903; Крепости до и после мировой войны 1914—1918 гг. : [Опыт начального исслед. вопр. о крепостях на основах фортификац. идей, полож. в устройство существующих крепостей и на данных, выявл. Мировой войной] Москва: Главное Военно-инженерное Управление РККА, 1922—112 страниц; Русские крепости в связи с операциями полевых армий в мировую войну (критико-стратегический этюд по архивным материалам и воспоминаниям). Ленинград, 1926; Русская армия в Великой войне: Четырехлетняя война 1914—1918 г. и её эпоха. // IV. Роль крепостей в связи с операциями полевых армий; Помимо этого, в «Инженерном журнале», «Военном сборнике», «Русском инвалиде» и «Разведчике» с 1884 г. по 1910 г. помещен целый ряд статей генерала Величко по крепостным вопросам, а также в общей печати (Новое время, Санкт-Петербургские ведомости и др.) статьи по военным и общим вопросам.
Переиздания работ: Величко К.И. Инженерная оборона государств и устройство крепостей: Сухопутные крепости. — Издание 2-е. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 248 страниц — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02942-1 (обложка).
Литература: Величко, Константин Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Величко, Константин Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва : АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9 (ACT); ISBN 5-271-06895-1 (Астрель); Величко, Константин Иванович // Большая советская энциклопедия : в 66 томах (65 томов и 1 дополнительный) / главный редактор О.Ю.Шмидт. — Москва : Советская энциклопедия, 1926—1947.
[484x700]
1856
Эрнст Лехер (немецкое имя — Ernst Lecher)
австрийский физик-экспериментатор. Родился в Вене. В 1879 г. получил степень доктора философии в Инсбруке. В 1882-1893 гг. работал в Венском университете (с 1891 г. – профессор), в 1893-1895 гг. – профессор университета в Инсбруке, 1895-1909 гг. – немецкого университета в Праге, с 1909 г. – Венского университета. Работы в области электричества, термоэлектричества, электромагнитных колебаний и волн. Исследовал электромагнитные волны в цепи с конденсатором и параллельными проводниками. Разработал (1890) метод их измерения при помощи электрического резонанса (метод Лехера), получив для скорости из распространения в проводах значение, равное скорости света. Умер 19 августа 1926 года.
1856
Владислав Слевинский (польское иимя — Władysław Ślewiński)
польский художник. Родился в Бялынине, округ Николаева (ныне — в гмине Нова-Суха, Сохачевский повят, Мазовецкое воеводство, Польша), в семье помещика, его мать умерла при родах. Двоюродный брат художника Юзефа Хелмоньского. В 1888 году перебрался из Польши вместе с Тадеушем Маковским во Францию. Принадлежал к Понт-Авенской школе и кругу Поля Гогена. С 1888 по 1890 год учился в парижской Академии Коларосси. Выставлял свои работы в Салоне Независимых в 1895 и 1896 годах. С 1905 по 1910 год жил в Кракове, Львове, Варшаве, где открывал частные Школы живописи. С 1908 по 1910 год был профессором варшавской Академии изобразительных искусств. В 1910 году он вернулся во Францию. Умер в Париже 27 марта 1918 года.
Основные работы
Сирота из Поронина (1912)
Спящая женщина с кошкой (1896)
Причесывающаяся (1897)
Анемоны (1904)
Работы находятся в собраниях: Народный музей искусств, Варшава; Народный музей искусств, Краков; Народный музей искусств, Вроцлав; Народный музей искусств, Познань; Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель; Галерея образов, Львов.
Источники: Исаев В.Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 страниц. — ISBN 966-8111-40-0; prof.zw.dr hab.Władysława Jaworska Władysław Ślewiński 1991.wyd1.(Krajowa Agencja Wydawnicza Warszawa)ISBN 83-03-03308-5 — Страница 8, 134 (Fotokopie AKT)
1857
Ле Петоман (французское имя — Le Pétomane; настоящее имя Жозеф Пюжоль, Joseph Pujol)
французский метеорист и артист эстрады. Он был известен своими феноменальным контролем мышц живота, что позволяло ему управлять испусканием кишечных газов. Его сценический псевдоним образован комбинацией французского глагола péter, «испускать газы», с суффиксом -mane (восходящий к древне греческому μανία — страсть, безумие, влечение), который встречается в таких словах как токсикоман, и может быть переведён как «человек, имеющий страсть к испусканию газов». Его профессия также известна как «флатулист» или «метеорист». Жозеф Пюжоль родился в Марселе. Он был одним из пятерых детей в семье Франсуа (каменщика и скульптора) и Розы Пюжоль. Вскоре после окончания школы c ним произошел странный случай, когда он плавал в море. Он опустил свою голову под воду и задержал дыхание, и неожиданно почувствовал, как ледяной холод проникает в него сзади. Он в страхе выбрался на берег и с удивлением увидел, как вода вытекает из его ануса. Врач заверил его, что беспокоиться не о чём. Во время службы в армии он рассказал своим сослуживцам о своей необычной способности и неоднократно демонстрировал её для их развлечения, набирая воду в прямую кишку, а затем выпуская струю из ануса на расстояние в несколько ярдов. Он также обнаружил, что может набирать и воздух. Пекарь по профессии, Пюжоль решил попробовать свои силы на сцене и дебютировал в Марселе в 1887 году. После успешного выступления он продолжил карьеру в Париже, где в 1892 выступил в Мулен Руж. В некоторые моменты действа он играл вместо флейты через резиновую трубку, вставленную в его задний проход, а также имитировал звуковые эффекты от пушечных залпов и грозы, также воспроизводил Марсельезу. Он мог задувать свечи в нескольких ярдах от себя. Его аудитория включала Эдуарда, принца Уэльского, короля Бельгии Леопольда II и Зигмунда Фрейда. Сценическая карьера Пюжоля охватывает промежуток с 1887 по 1914 годы. Примечательно, что Петоман был самым высокооплачиваемым артистом своего времени — плата за его выступления в Мулен Руж доходила до 20 000 франков, что вдвое превышало гонорары Сары Бернар, находившейся на пике своей славы. Сальвадор Дали называет Петомана величайшим артистом всех времен и сравнивает его с художниками эпохи Возрождения. Во время Первой мировой войны Пюжоль, пришедший в ужас от реалий войны, ушёл со сцены и вернулся в Марсель. Позже он открыл бисквитную фабрику в Тулоне. Он умер в Тулоне 8 августа 1945 года и был похоронен на кладбище Ла Валетт в департаменте Вар, где его могилу можно увидеть и сегодня. Сорбонна предлагала его семье большую сумму денег для изучения его тела после смерти, но члены семьи отвергли это предложение. Судьба артиста легла в основу фильма итальянского режиссера Паскуале Феста Кампаниле Il petomane (1983), роль Жозефа Пюжоля исполнил актер Уго Тоньяцци.
Литература: Nohain, Jean and Caradec, F. Le Petomane 1857-1945. — Sherbourne Press, 1968. Trans. Warren Tute.
1858
Мария Тереза Аличе Лаура Барби (итальянское имя — Maria Teresa Alice Laura Barbi)
итальянская певица, меццо-сопрано, исполнительница камерной музыки. Родилась в городе Модена. Училась музыке под руководством отца, учителя скрипки, в семь лет дебютировала как скрипачка. Обучалась в Болонской консерватории на курсе Карло Верарди. В 1876 участвовала в «Первом Европейском дамском оркестре» Йозефины Аман-Вайнлих. Во время турне в Швеции и Голландии выступала в качестве солиста с оркестром. Затем училась вокалу в Болонье у Алессандро Бузи и во Флоренции у Луиджи Ваннуччини. Первое публичное вокальное выступление состоялось 2 апреля 1882 года в Милане, где Барби исполнила четыре арии Генделя, Гайдна, Йоммелли и Россини. После этого выступила в концерте, данном Джованни Сгамбати в Квиринальском дворце в присутствии королевы Маргариты. В дальнейшем в основном гастролировала за границей: в России, Англии, германских странах, и более всего в Австрии, где её пением был очарован Брамс. В 1888 совершила большое турне по России, добравшись до Ташкента и Самарканда. В 1890 переехала в Вену и стала императорской камерной певицей. Считалась одной из лучших камерных певиц своего времени, обладая меццо-сопрано широкого диапазона и нежного бархатистого тембра, и исполняя необычный для итальянки репертуар, включавший немецкие песни Шуберта и Брамса. Князь Сергей Волконский, директор Императорских театров, ставил Барби на второе место после Александры Панаевой: «Это был тоже огонь, но какою-то внутреннею силою сдержанный. Она пела по-итальянски и по-немецки, пела огромный репертуар, но настоящий духовный воздух её музыкальной души были старые итальянцы — Монтеверди, Кальдара, Дуранте и другие. Эта удивительная старая музыка была тем руслом, в котором Алиса Барби могла показать и жар своей горячей итальянской крови, и строгость классических форм латинской расы. Впоследствии (…) она прибавила к своему репертуару много Шуберта и Брамса. (…) в ней было много внутреннего света, который преображал её; она обладала удивительным даром перевоплощения; она вся менялась в соответствии с тем, что пела.» — Волконский С.М. Мои воспоминания, страницы 145—146. В 1893 в Дрездене Аличе Барби познакомилась с бароном Борисом фон Вольфом, русским придворным и чиновником министерства финансов, и вскоре объявила об окончании артистической карьеры. Прощальное выступление состоялось в Вене 20 декабря 1893, где ей аккомпанировал Брамс.
Филип де Ласло. Баронесса Алиса фон Вольф. 1901
30 января 1894 вышла замуж за Бориса фон Вольфа и переехала в Россию, где жила в санкт-Петербурге в Косом переулке и лифляндском поместье баронов Вольфов в Штомерзее (ныне Стамериенский дворец, в Латвии). «…в баронской среде, между чопорными старыми тетками мужа ей, горячей итальянке, кажется, бывало нелегко. В 1905 году она должна была спасаться от погромов и лесами и болотами пробираться до станции, которая от дому отстояла на восемьдесят верст.» — Волконский С.М. Мои воспоминания, страница 146.
На сцену вернулась только один раз, дав два концерта в Вене и Будапеште в 1898, в память первой годовщины кончины Брамса. В браке родились две дочери: Александра («Лиси»; 1894—1982) и Ольга («Лолетта»; 1896—1984). После смерти Бориса, погибшего в марте 1917 в революционном Петрограде, 26 апреля 1920 вышла в Лондоне вторым браком за посла Италии, сицилийского аристократа Пьетро Томази делла Торетту, который в 1917—1918 занимался ликвидацией итальянского представительства в России. В 1927 вернулась в Италию, где Пьетро стал сенатором, в 1944—1946 был последним президентом Королевского сената, затем сенатором итальянской республики. Умерла в Риме 9 сентября 1948 года.
Алиса фон Вольф с дочерьми. Дворец Штомерзее. 1900-е годы
Старшая дочь баронесса Александра, известный психоаналитик, вышла в 1932 замуж за племянника своего отчима, писателя Джузеппе Томази ди Лампедузу. Тот не имел детей, и в 1957 муж Аличе унаследовал его титулы, став 13-м герцогом ди Пальма, 12-м князем ди Лампедуза, бароном Монтекьяро, испанским грандом I класса и последним представителем мужской линии дома Томази ди Лампедуза. Младшая дочь, — баронесса Ольга, вышла замуж за дипломата Аугусто Бьянкери-Кьяппори; сын от этого брака дипломат и писатель Борис Бьянкери (1930—2011) описал перипетии судеб своих предков и родственников в книгах «Балтийский янтарь» (1994), «Возвращение в Штомерзее» (2002) и «Пятое изгнание» (2006).
Литература: Волконский С.М. Мои воспоминания том 1. Москва: Искусство, 1992. — ISBN 5-210-02335-4
1858
Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева)
русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Санкт-Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Мария Пятковская родилась в Санкт-Петербурге.
Первый брак
Рано вышла замуж за Рафаила Николаевича Николаева. У супругов родилась дочь, также названная Марией, однако брак не сложился. Вскоре Мария Клавдиевна продала часть мебели и на полученные со сделки деньги с маленькой дочерью уехала в Париж к знаменитой Матильде Маркези учиться пению. В Париже у неё обнаружили отличное меццо-сопрано. В Париже Тенишева познакомилась с Иваном Тургеневым, Константином Маковским, написавшим ее портрет, и Антоном Рубинштейном. В 1885 году Мария Пятковская и Рафаил Николаев развелись, их дочь была определена в закрытый пансион. Впоследствии дочь отдалилась от матери, не поняв ее выбор в сторону творческой самореализации. Мария поселилась в Талашкино, родовое имение своей близкой подруги Екатерины Святополк-Четверинской. В Талашкино Мария открыла первую школу для крестьянских детей.
Брак с Вячеславом Тенишевым. Занятия изобразительным искусством
Через три года Тенишева уехала в Москву для изучения искусства театра. Познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. Через некоторое время по возвращении в Россию Мария Клавдиевна знакомится с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупным российским промышленником. В 1892 г. Мария вступила в брак с ним (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана). Супруги поселились недалеко от Бежицкого завода в имении Хотылёво, приобретённом князем Тенишевым в Брянском уезде Орловской губернии и расположенном на берегу реки Десны, где княгиней была основана одноклассная школа. Просветительская деятельность княгини Тенишевой началась с организации ремесленного училища близ Бежицкого завода (первый выпуск которого состоялся в мае 1896 года), столовой и клуба для рабочих завода. М.К.Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. «Настоящей Марфой Посадницей» назвал её Н.К.Рерих. Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896—1899 гг. Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею. Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С.И.Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н.Бенуа, С.П.Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». О сотрудничестве с Дягилевым княгиня впоследствии особо пожалела, о чём предупреждал её муж: «А за Дягилева ручаюсь тебе, что ты ему так же интересна, как прошлогодний снег, ему нужны только средства…» Заветной мечтой М.К.Тенишевой было эмалевое дело, в котором её ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству, и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почётный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почётным членом Римского археологического общества.
[700x678]
Мария Тенишева в Смоленске и Талашкино
Истинной страстью М.К.Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». По этому поводу ей лично было создано эмалированное блюдо с надписью «Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию и да будут во веки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года». Тогда же Тенишева была удостоена звания почётной гражданки города Смоленска. Тенишевы в своём доме в Санкт-Петербурге собирали широкую творческую интеллигенцию, композиторов.
«На наших [музыкальных] вечерах [в Петербурге] участвовали Брандуков, Гофман, Скрябин, Ментер, Вержбилович, Ауэр, Аренский…» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгине Тенишевой довелось спеть у себя дома романсы П.И.Чайковского под фортепианный аккомпанемент самого автора. После чего Пётр Ильич был в восторге от особенного вокального исполнения княгини. Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино — родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской (урождённая Шупинская) (1857—1942), которое Тенишевы приобрели в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.
Мария Тенишева (?). Храм Святого Духа в Талашкино
В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Флёново и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Большое внимание княгиня уделяла созданию во Флёново храма Святого Духа. Идут споры о создателе архитектурного проекта храма. Среди наиболее распространённых версий авторство проекта самой княгини Марии Тенишевой. Известно, что значительную роль в создании проекта сыграли художник-портретист Сергей Малютин и основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. Автором плохо сохранившихся росписей интерьера храма и мозаики на фасаде над входом в храм является российский философ, художник, путешественник Николай Рерих.
Княгиня Тенишева была наполнена глубокими патриотическими чувствами, горела русской национальной идеей.
«А что же случилось с верхами? С так называемыми образованными сословиями? Случилось то, что они дали нам ряд поколений, лишенных патриотизма и презрительно и недоброжелательно относящихся ко всему русскому. Русское общество веками понемногу теряло свое достоинство, стало стыдиться самого себя, и в наши дни у большинства окончательно исчезло сознание русской национальной идеи». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
«Мы больны, мы очень тяжко больны! Наша якобы молодая нация, не дойдя еще до зари своего рассвета, успела уже подгнить у самого корня и, как ветхий организм, разлагается! Страшно! Больно до слез, обидно…»
Остро переживала разложение церковных клириков, участвовавших в событиях, связанных с персоной Распутина.
«До чего мы дожили! Религия поругана, духовенство запугано, ум, способности людей обесценены, отброшены, как ненужный хлам, и на поверхность всплывают одни авантюристы за другими…» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгиня Тенишева после 1905 года
В 1905 году из-за революционных событий Тенишева покинула Россию. Постепенно в Париж вывозилась и ее коллекция. В Париже совместно с Сергеем Дягилевым была проведена выставка, на которой были представлены предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Тенишевой. Париж захлестнула мода на русские мотивы. Мария Клавдиевна помогала в снабжению фронта во время Первой мировой войны, в частности выращиванием и доставкой капусты (1916 год). Не только фронт, но и тылы находились в глубоком упадке, что крайне огорчало княгиню.
«А вот по сравнению с ними [купцами их детьми] крестьянин… Не зная даже слова „патриотизм“, он отдал родине все, что имел: своих сынов, свою последнюю скотину, свой посильный труд в лице копошащейся бабы с подростком на одинокой нивке, наконец, он отдал самое дорогое — свою жизнь!» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Княгиня видела предательство элит в России, которое особо проявилось в годы войны: «Все эти либералы, социал-демократы и прочие — пустые краснобаи, не лучше других. Их громкие фразы о благе человечества лишь корка, под которой скрывалась обида неудачника или мелкая душонка, или все тот же карьеризм, в котором они обвиняли других. Я так часто видела, что слова их не сходились с делами… Усиленная пропаганда антимилитаризма, интернационализма и других „измов“ ослабила патриотический дух, вернее, уничтожила это вполне естественное чувство». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Сударыня Тенишева твёрдо стояла на народных позициях, даже когда это было не модно и вызывало насмешки у некоторых зазнаек.
«Меня всегда коробит шутливая снисходительность по отношению к коренным недостаткам нашего русского характера, которые обыкновенно, в виде утешения, объясняют „славянской натурой“. Что это такое за „славянская натура“? Говорят, что особенностями этого нашего характера являются доброта, мягкость, доверчивость, добродушие, мечтательность и снисходительность. Без сомнения, такие черты были бы очень симпатичными, если бы они проявлялись в здравых границах благоразумия, в противном же случае они легко становятся недостатком, наносящим не только ущерб близким, но и вред обществу. В преувеличенной мере эти самые свойства легко вырождаются, и доброта превращается в слабость, мягкость — в бесхарактерность, доверчивость — в безалаберность, добродушие — в шаткость, мечтательность — в лень и, наконец, снисходительность — в беспринципность. Из всех наших сословий, я думаю, лишь крестьянство и духовенство еще сохраняют в чистом, неискаженном виде эти стороны характера».
Из множества художников, с которыми приходилось контактировать М.К.Тенишевой были ментально близки и особо приятны М.А.Врубель и Н.К.Рерих.
«С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек, которого, к стыду наших современников, не поняли и не оценили. Я была его ярой поклонницей и очень дорожила его милым, дружеским отношением ко мне; Такие таланты рождаются раз в сто лет, и ими гордится потомство». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
«Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это [Н.К.Рерих] единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся». — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8.
Во время гражданской войны в России, после 26 марта 1919 года госпожа Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К.Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию в очередной раз, но уже навсегда, и уехала через Крым во Францию. Эмиграция произошла до эвакуации частей Русской армии и гражданского населения под руководством барона П.Н.Врангеля. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой — «Впечатления моей жизни. Воспоминания» — М.Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Москва : «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8. — охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.
Княгиня Тенишева скончалась в парижском пригороде Ла-Сель-Сен-Клу 14 апреля 1928 года.
Оценки деятельности:
В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И.Я.Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много.»
Галерея:
М.К.Тенишева. Портрет работы И.Репина (1896)
Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Улица Тенишевой, 7
Сергей Малютин. Теремок в Талашкино
Аннотационная доска на улице, названной в честь Тенишевой в Смоленске
Анекдоты: По легенде Тенишева была внебрачной дочерью Александра II.
Труды: М.Тенишева. Эмаль и инкрустация. Прага, 1930.
Библиография: Билибин И. Памяти княгини М.Кл.Тенишевой // Возрождение. 1928. № 1052 от 19 апреля; Озер Д. Мир эмалей Марии Тенишевой // Москва, 2004; Журавлева Л. «Далось мне это не без борьбы» // Альманах «Прометей»., Москва : «Молодая гвардия», 1987, том 14, страницы 65-79; Рерих Н.К. Заклятое зверье (Эмали княгини М.К.Тенишевой), 2 мая. 1909; Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. Прага. 1930; Княгиня М.К.Тенишева и Смоленский край: библиографический указатель: к 160-летию со дня рождения / Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т.Твардовского; составители: В.И.Карпеченкова, И.Е.Малащенкова. — Смоленск: Свиток, 2018. 517 страниц : иллюстрации, портрет.