1938
Вагрич Акопович Бахчанян
американский художник и литератор-концептуалист, армянского происхождения. Родился в городе Харьков, Украинская ССР, СССР. Через 4 года родители Вагрича расстались, мальчик остался с отцом — Акопом Бахчаняном. В шутку называл себя армянином на 150 %, потому что даже мачеха была армянкой. Художником был всегда, сколько себя помнил. Учился в художественной школе и в студии Алексея Михайловича Щеглова, поклонника искусства начала века. В общеобразовательной школе проучился лишь до 7 класса, затем поступил на обучение в художественную студию при ДК «Металлист». Был призван в армию, потом некоторое время работал художником-оформителем в ведомственной газете Харьковского тракторного завода В 1960 году переехал в Москву, работал в «Литературной газете». 23 мая 1965 года в день своего рождения Вагрич Бахчанян со своими друзьями-художниками организовал и провёл в Харькове, в дворике на Сумской улице, первую в СССР неофициальную однодневную выставку картин. В истории харьковского андеграунда эта выставка именуется как «Выставка на Сумской». Дружил с Василием Дмитриевичем Ермиловым, известным авангардистом 1920-х годов. Для его творчества характерно изобретение новых техник и направлений, разработка связи слова и изображения. В 1972 году удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев»). В 1974 году эмигрировал. Жил в Нью-Йорке.
Александр Генис:
«Вагрич был не диссидентом, а формалистом. … Для Америки Бахчанян оказался слишком самобытным и независимым. Сочетание малопригодное для большого успеха. … Он органически не способен к компромиссу между своими возможностями и чужим вкусом. На собственном опыте я убедился, что Вагрича нельзя заставить работать на себя. Можно либо работать на него, либо оставить в покое. … в Америке Вагричу не хватает России. Перебирая экспонаты «музея Бахчаняна», я думаю, что ещё больше России не хватает Вагрича.» — Предисловие к книге «Мух уйма»
В 2003-м Вагрич Бахчанян первый раз с момента эмиграции приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в Stella Art Foundation, на выставке в музее имени А.Д.Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
Загадочная, неизлечимая болезнь привела к трагической развязке, к самоубийству в городе Нью-Йорк. Штат Нью-Йорк, США, 12 ноября 2009 года.
Александр Генис:
«Вагрич умер. Как хотел.» — Генис А. «Он делал только то, что хотел»: В Нью-Йорке на 72 году жизни умер художник-карикатурист и литератор Вагрич Бахчанян
Прах по желанию художника был развеян в Армении, в Гегамских горах.
Юрий Милославский:
«Вагрич Бахчанян, — прежде всего прочего и всего очевидного, — был создателем направлений в искусстве, то есть главным конструктором. Он, таким образом, создавал эссенции, или, если угодно — многомерные рабочие модели того, что — освоенное и усвоенное, а значит — несколько «разжиженное» получившими эту модель (эту эссенцию) мастерами-поварами разных способностей — передаётся затем в распоряжение потребителей.» — Юрий Милославский. «На смерть Баха: K девятому дню»
Персональные выставки: 1968 — «Вагрич Бахчанян». Кафе «Синяя птица». Москва; 1973 — «Vagrich Bakhchanyan». Galerie Charley Chevalier. Париж; 1974 — «Vagrich Bakhchanyan». Galerie Gras, Вена; 1974 — «Vagrich Bakhchanyan». Galerie Sazenhofen, Зальцбург, Австрия; 1977 — «Vagrich Bakhchanyan». Galerie Gras, Вена; 1977 — «Save Time». Нью-Йорк, США; 1979 — «Agitpunkt» (перформанс). Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США; 1982 — «Vagrich Bakhchanyan». Galerie Micro Hall Center, Эдевехт, Германия; 2003 — Ни дня без строчки. Государственный Центр современного искусства, Москва; 2007 — Труды и дни. Фонд «Эра», Москва; 2008 — «Picasso — СССР». Галерея «pop/off/art», Москва.
Избранные групповые выставки: 1965 — «Выставка на Сумской». Дворик на Сумской улице, Харьков; 1974 — Progressive Strömungen in Moskau 1957-70. Museum Bochum, Бохум, Германия; 1976 — La peinture russe contemporaine. Palais des Congres, Париж; 1977 — New Art from the Soviet Union. Arts Club of Washington, Вашингтон; 1977 — Exhibition in Favor of the Children of the Soviet Political Prisoners. Parkway Focus Gallery, Лондон; 1977 — Nonkonformisten aus Moskau. Galerie Stantschev, Дюссельдорф, ФРГ; 1977 — La nuova arte sovietica: una prospettiva non ufficiale. La Biennale di Venezia, Венеция, Италия.
Книги Вагрича Бахчаняна: 1981 — «Автобиография сорокалетнего автора»; 1981 — «Visual diary: 1/1/80 — 12/31/80»; 1985 — «Демарш энтузиастов» (в соавторстве с Сергеем Довлатовым и Наумом Сагаловским). — Париж: Синтаксис; 1986 — «Синьяк под глазом: пуантель-авивская поэма»; 1986 — «Ни дня без строчки (годовой отчёт)»; 1986 — «Стихи разных лет»; 2003 — «Мух уйма: художества». — Екатеринбург: У-Фактория; 2005 — «Вишнёвый ад и другие пьесы». — Москва : НЛО; 2006 — «Мух уйма. Не хлебом единым». — Екатеринбург: У-Фактория; 2010 — «Сочинения Вагрича Бахчаняна». — Москва : Герман Титов; 2011 — «Записные книжки Вагрича Бахчаняна». — Москва : НЛО.
Фильм: В 2015 году Андрей Загданский сделал фильм-коллаж «Вагрич и чёрный квадрат».
Источники: Бахчанян В. Мух уйма (Художества). Не хлебом единым (Меню-коллаж) / Предисловие А.Гениса. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 512 страниц. — ISBN 5-9757-0027-2.
1938
Александр Абрамович Генкин
бард.
1938
Нелли Ивановна Корниенко
российская актриса, народная артистка РСФСР (1974). С 1959 г., по окончании Театрального училища имени Щепкина (курс В.И.Коршунова), в Малом театре. Роли: Нина («Карточный домик» О.Н.Стукалова), леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда), Саша («Иванов» А.П.Чехова), Лиза («Неравный бой» В.С.Розова), Софья («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Нина («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Соня и Марья Львовна («Дачники» М.Горького), Нинучча («Рождество в доме синьора Купьелло» Э.Де Филиппо), Наташа («Волшебное существо» А.П.Платонова и Р.И.Фраермана), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), Оля («Так и будет» К.М.Симонова), Докица («Птицы нашей молодости» И.П.Друцэ), Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К.Чапека), Инкен Петерс («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Эмма Герберт («Берег» по Ю.В.Бондареву), Лиза Кислых («Картина» по Д.А.Гранину), Роксана («Сирано де Бержерак» Э.Ростана), Людмила («Дети Ванюшина» С.А.Найденова), Лиза («Живой труп» Л.Н.Толстого), Ольга («Игра» по Бондареву), Джозиана («Человек, который смеется» по В. Гюго), царица Мария Григорьевна («Царь Борис» А.К.Толстого), Мария Федоровна («...и Аз воздам» С.А.Кузнецова), Москалева («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Розина («Преступная мать, или Второй Тартюф» П.Бомарше), Раневская («Вишневый сад» Чехова) и др. В кино — с 1960 года («Ловцы губок»). В 1980-1988 гг. преподавала в Театральном училище имени Щепкина.
[567x699]
1938
Владимир Иванович Перетурин
спортивный комментатор. Сам играл в футбол, пусть не на высшем уровне (25 матчей в чемпионатах СССР), но достаточном, чтобы стать победителем Спартакиады народов РСФСР (1959). Скончался в Москве 22 мая 2017 года. Похоронен 25 мая 2017 года на Новом Донском кладбище.
1938
Александр Федорович Черноусов
академик Российской Академии Медицинских Наук, доктор медицинских наук, профессор. Окончил в 1961 году с отличием Горьковский медицинский институт. Начав научно- практическую работу под руководством выдающегося русского хирурга, академика Б.В.Петровского, Александр Федорович стал его достойным учеником и прошел путь от врача- ординатора до руководителя (1992-2005 г.г.) отдела торако-абдоминальной хирургии ГУ РНЦХ Российской Академии Медицинских Наук. Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1993 г.). Действительным член Российской секции Международного колледжа хирургов. Член редколлегий журналов "Хирургия", "Грудная и сердечно-сосудистая хирургия" и "Анналы хирургии". В настоящее время А.Ф.Черноусов - признанный авторитет в вопросах хирургического лечения заболеваний пищевода. Этой проблемой он занимается более 35 лет. Огромный опыт отделения хирургии пищевода и желудка НЦХ Российской Академии Медицинских Наук, которое А.Ф.Черноусов возглавил в 1971 году, является уникальным как в нашей стране, так и в мире. Основная область научных интересов А.Ф.Черноусова - хирургическая гастроэнтерология. Им предложены и внедрены оригинальные методики хирургического лечения злокачественных и доброкачественных заболеваний пищевода, рака и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, рефлюкс-эзофагита и нейромышечных заболеваний пищевода. Создатель большой хирургической научной школы. Его ученики работают в крупнейших научных, лечебных и учебных медицинских учреждениях России и стран СНГ. Руководитель 19 докторских и 62 кандидатских диссертаций. Опубликовано 275 научных работ, из них 6 монографий.
[465x700]
1939
Валерий Александрович Агронов
заслуженный штурман-испытатель СССР (4 октября 1989). Родился в городе Сталинград (ныне - город Волгоград). С 1950 жил в городе Морозовск Ростовской области, с 1953 - в городе Тольятти Самарской области. В армии с 1957. В 1957-1958 учился в Челябинском ВАУШ, в 1960 окончил Оренбургское ВАУШ. С 1960 - в запасе. В 1961 окончил Ульяновскую ШВЛП, работал диспетчером в ГВФ. В 1961-1967 работал штурманом в ГВФ. В 1968 окончил курсы штурманов-испытателей при ШЛИ. В 1967-1983 - штурман-испытатель НПО «Взлёт». Провёл испытания БРЛС на «Як-28БИ», «Ту-110», «Ту-124», «Ил-18»; участвовал в испытаниях противоракетных комплексов на «Ту-16». С февраля 1983 по июнь 1996 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Был штурманом-инструктором ШЛИ. Участвовал в испытаниях: различных навигационных систем; СКИП на базе самолёта «Ил-76»; парашютных систем с улучшенными характеристиками для перспективных катапультных кресел; катапультного кресла для «Ка-50»; в ряде других испытательных работ по тематике института. С 1996 работал в ЛИИ дежурным штурманом. Жил в городе Раменское Московской области. Умер 28 ноября 1997 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Награждён орденом «За личное мужество», медалями.
1939
Людмила Иосифовна Безуглая
актриса.
1939
Мишель Коломбье
французский композитор.
1939
Pайнхард Хауф
немецкий режиссер.
1941
Николай Иванович Каширин
актер РАМТа.
1941
Вероника (Ника) Александровна Косенкова
заслуженный деятель искусств, актриса, режиссер, педагог. Работала на фильме Элема Климова «Иди и смотри», в театре имени Е.Вахтангова у Е.Симонова, читала курс лекций по истории русского театра в «Рой Харт театре» (Севенны, Франция), работала с французским театральным режиссером Паскалем Ляру.
1941
Георгий Шевченко
актёр. Родился в Киеве. В 1966 году закончил Киевский политехнический институт, в 1978 году - Высшие курсы сценаристов в Москве. Ушел из жизни в 1989 году.
1943
Виктор Евгеньевич Брюнчугин
звукорежиссер. Окончил Киевский политехнический институт (1971).
1944
Алексей Сергеевич Козырев
сценарист. Родился в Ленинграде. Закончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. С 1990 по 1993 гг. был депутатом и членом президиума Ленсовета. Член Союза российских писателей.
1944
Майкл Наймен
английский композитор.
1944
Джон Ньюкомб
австралийский теннисист, трижды побеждавший в одиночном разряде на Уимблдоне и по два раза выигрывавший первенство США и Австралии. Когда в 1967 году был введен рейтинг АТП, Ньюкомб первым возглавил его.
1944
Лена Ньюман
шведская актриса.
1944
Рэймонд Фулвуд (Raymond Fulwood)
участник групп «Parliament» и «Funkadelic».
1945
Любовь Александровна Корнева
актриса. В 1966 году окончила Театральное училище имени Щукина, курс Борисова А.И.Шлезингера И в том же году принята в труппу театра имени Евг. Вахтангова.
1946
Евгений Иванович Горбачёв
заслуженный мастер спорта, многократный чемпион СССР и мира по хоккею с мячом, заслуженный мастер спорта.
[700x499]
1946
Дэниэль Кляйн (Daniel Klein)
бас-гитарист популярной американской группы «J Geils Band».
1946
Валентина Ивановна Никифорова-Гуркаленко
российский режиссер и сценарист. С 1970 г., по окончании ВГИКа, в научно-популярном кино. Поставила фильмы: «Памяти Достоевского» (1971, сценарист), «Час души» (1973), «А.С.Пушкин. Страницы истории России» (1975, сценарист), «Была ли жива Россия» (1976), «Войдите в этот храм» (1977), «Происхождение мастера» (1979) и др.
[466x699]
1947
Ричи Байрах (Richard ‘Richie’ Beirach)
американский пианист. Начал играть в шесть лет, в 1965-1966 гг. учился в Бостонской школе Беркли, в 1972 г. окончил Манхеттенскую музыкальную школу как академический пианист. В годы учебы играл с Фредди Хаббардом, Ли Коницем и другими. Гастролировал в Европе и Азии с квартетом Стэна Гетца. В начале 1970-х гг. ориентировался на джаз-рок, играл в группе Дэйва Либмена «Lookout Farm». В 1976-1979 гг. руководил собственным ансамблем Eon, в 1977 г. играл с Джоном Скофилдом, в 1979 г. и позже - в квартете Джона Аберкромби. В 1985 г. выступил в Европе с сольными концертами. Позже некоторое время играл в группе Дэйва Либмена «Quest».
1947
Борис Арсентьевич Габараев
генеральный директор ФГУП "НИКИЭТ имени Н.А.Доллежаля". Закончил в 1971 г. Московский энергетический институт по специальности "инженерная теплофизика". В том же году поступил на работу в НИКИЭТ, где прошел путь от инженера до заместителя директора по международному сотрудничеству, впоследствии став первым заместителем директора по науке, затем - директором по НИОКР и международным проектам, и.о. директора. С 1998 г. Б.А.Габараев руководит ФГУП "НИКИЭТ имени Н.А.Доллежаля". Б.А.Габараев - автор 20 изобретений и более 60 научных трудов. Основные направления профессиональной деятельности: теплофизика, гидродинамика двухфазных потоков и критических истечений применительно к анализу безопасности реакторных установок. В 1986 г. Б.А.Габараеву присуждена ученая степень кандидата технических наук, в 2001 г. он защитил докторскую диссертацию.
1947
Билл Хант (Bill Hunt)
участник «ELO» («Electric Light Orchestra»).
1947
Энн Хюи
гонконгский режиссер.

1949
Владимир Александрович Барабанщиков
российский психолог, доктор психологических наук (с 1991 года), профессор (с 1995 года), член-корреспондент РАО (с 2006 года). Родился в Ленинграде. Окончил психологический факультет МГУ (в 1972 году), директор Центра экспериментальной психологии МГППУ. Заведующий Лабораторией системных исследований психики Института психологии Российской Академии Наук (с 1991 года), главный редактор журнала «Экспериментальная психология». В 1972 году с квалификацией психолог, преподаватель психологии окончил психологический факультет МГУ. Владимир Александрович — ученик и последователь Б.Ф.Ломова, развивающий идеи системного исследования психики и поведения человека. В 1978 году ученый получил степень кандидата наук, защитив диссертацию «Движения глаз в условиях положительной зрительной обратной связи», а 1991 году — докторскую степень, после успешной защиты диссертации «„Динамика зрительного восприятия: системно-генетический анализ“». В том же году организовал и возглавил лабораторию системных исследований психики в основанном в 1971 году Б.Ф.Ломовым Институте Психологии Академии Наук СССР (Институт психологии Академии Наук СССР). Позднее она была преобразована в лабораторию познавательных процессов и математической психологии. С 2007 г. Владимир Александрович — директор Центра экспериментальной психологии МГППУ. В настоящее время читает курс по общей психологии в МГППУ, курс «Психология ощущения и восприятия» в МГУ, там же руководит спецсеминаром «Актуальные проблемы психологии зрительного восприятия». Сфера научных интересов Барабанщикова достаточно широка. В неё входят теория и методология психологии, психология познавательных процессов, динамика чувственного восприятия. В рамках многолетних исследований зрительного восприятия, ученый предложил и применил на практике оригинальные методы исследования этого процесса на микро-уровне. Результатом этого явилось расширение научного знания в этой области. Так, Барабанщикову удалось выявить закономерности преобразования структуры зрительного поля наблюдателя, обнаружить и изучить неизвестные ранее феномены точечного периферического пара- и метаконтраста. Им была установлены взаимосвязь динамических эффектов зрительного поля, условия и тенденции их проявления. В трудах Барабанщикова также уточнены характеристики микроскопических процессов развития зрительного образа в ситуациях близких к естественным; экспериментально обоснован принцип дополнительности альтернативных тенденций процесса восприятия; определены этапы, формы, средства и условия околомоторной адаптации человека и выявлена зональная структура перцептивно-моторных отношений в зрительной системе. Книги: Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. — Москва: МОДЭК, МПСИ, 2011. — 552 страницы. — (Психологи России). — ISBN 978-5-9770-0451-0; Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — Москва: Когито-Центр, 2006. — 241 страниц. — (Университетское психологическое образование). — ISBN 5-89353-194-9; Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица. — Москва: Институт психологии Российской Академии Наук, 2009. — 448 страниц. — (Экспериментальные исследования). — ISBN 978-5-9270-0158-3; Барабанщиков В.А.,Милад М.М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. — Москва: Институт психологии Российской Академии Наук, 1994. — 88 страниц. — ISBN 5-02-013318-3; Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. — Москва: Наука, 1990. — 240 страниц. — ISBN 5-02-013318-3.

1949
Алан Габриэль Людвиг Гарсия Перес (испанское имя — Alan Gabriel Ludwig García Pérez)
президент Перу в 1985—1990 и 2006—2011. Алан Гарсия Перес родился в Литме, в семье политиков. Его отец, Карлос Гарсия-Ронсерос, был секретарём Перуанской апристской партии в годы правления в стране Мануэля Одриа. В 1973 году Алан Гарсия Перес окончил Университет Сан-Маркос, затем учился в университетах Испании и Франции (в том числе в Парижском университете). Со студенческих времён является активистом Перуанской апристской партии, занимал ответственные партийные посты, в том числе генерального секретаря (1982—1985). Являлся одним из авторов конституции Перу, принятой в 1979. В 1980—1985 — депутат парламента страны. Доктор права, автор нескольких книг по вопросам политики, социологии и права. Гарсия женат на Пилар Норес. У него шестеро детей: дочь Карла от первого брака с Карлой Бускалья, дочери Жосефина, Габриэла, Лусиана и сын Алан-Рауль от брака с Пилар Норес, а также сын Федерико от внебрачной связи с Элизабет Чизмен. С 28 июля 1985 до 28 июля 1990 — президент Перу. Его правление считается неудачным из-за роста инфляции и активизации вооружённых группировок. Во время гражданской войны в Перу был связан с «эскадронами смерти». В 1992 в связи с обвинениями в коррупции Гарсия был вынужден эмигрировать в Колумбию, где жил до 2001. После снятия с него обвинений вернулся в Перу и возглавил парламентскую оппозицию. В 2006 социал-демократ Алан Гарсия выиграл во втором туре президентские выборы у левого националиста Ольянты Умалы (испанское имя — Ollanta Humala), набрав 53 % голосов. 28 июля 2006 вступил в должность президента Перу. На своем первом выступлении в качестве президента Гарсия заявил, что он назначил министра финансов, который не является ни «проводником либерального рынка», ни сторонником «слишком сильного государственного вмешательства в экономику». Пост премьер-министра достался Хорхе дель Кастильо. По данным Би-би-си, в частных бесед Гарсия заявил о своей заинтересованности в улучшении торговых отношений с Бразилией, и что он считает себя поклонником бразильского президента Лулы да Силвы. 11 января 2007 года Гарсия потерпел первое крупное политическое поражение своего второго президентства, когда его предложение ввести смертную казнь в качестве наказания для захваченных повстанцев из организации «Сияющий путь» было отвергнуто Конгрессом. Гарсия обещал ввести смертную казнь за участие в организации «Сияющий путь» в 2006 году в ходе президентских выборов. Около 3000 сторонников предложения провели в Лиме марш, пронеся фотографии жертв нападений со стороны «Сияющего пути». 5 июня 2009 года Гарсия приказал полиции и вооруженным силам остановить индейцев Амазонки, которые блокировали дороги в Багуа. Индейцы протестовали против подписания Аланом Гарсией указов, которые позволяют иностранным корпорациям добывать нефть в землях индейцев, а также вести добычу полезных ископаемых и лесозаготовки. В результате действий вооруженных сил около 50 индейцев погибли и около двух сотен пропали без вести. 10 апреля 2016 года в первом туре президентских выборов занял пятое место, набрав 5,83 % голосов. Президент Гарсия — автор нескольких книг о перуанских реалиях и о Латинской Америке. Большинство из них находится в Biblioteca Nacional del Perú (национальная библиотека Перу). Ниже приведён список некоторых его опубликованных работ: 1988 A la inmensa mayoría: discursos; 1989 El futuro diferente; 1989 El desarme financiero: pueblo y deuda en América Latina; 1990 La revolución regional; 1991 La defensa de Alan García; 1992 El nuevo totalitarismo; 1994 El mundo de Machiavello; 1997 La falsa modernidad; 1997 Siete tesis erróneas del neoliberalismo en América Latina; 1999 Mi Gobierno hizo la regionalización; 2000 La década infame: deuda externa 1990–1999; 2003 Modernidad y política en el siglo XXI: globalización con justicia social; 2005 Sierra Exportadora - Empleo, Modernidad y Justicia en Los Andes.
1949
Даниэль Николас Динардо (Daniel Nicholas DiNardo)
американский кардинал. Коадъютор Су-Сити с 19 августа 1997 по 28 ноября 1998. Епископ Су-Сити с 28 ноября 1998 по 16 января 2004. Коадъютор Галвестона—Хьюстона с 16 января 2004 по 28 февраля 2006. Архиепископ Галвестона—Хьюстона с 28 февраля 2006. Кардинал-священник с титулом церкви Сант-Эузебио с 24 ноября 2007. Даниэль Николас Динардо родился в Стьюбенвилле, штате Огайо, и был сыном Николаса и Джейн (в девичестве Грин) Динардо. Один из четырех детей: у него есть старший брат Томас, сестра-близнец Маргарет и младшая сестра Мэри-Энн. Семья позднее переехала в Касл Шэннон, штат Пенсильвания, пригород Питтсбурга, поскольку ребенком Николас притворился будто служит мессу в облачениях, вышитых его матерью и в алтаре, который построил его отец. Он посещал начальную школу Святой Анны с 1955 по 1963 год и окончил управляемую иезуитами епископскую латинскую школу в 1967 году. Тогда же он поступил в семинарию Святого Павла, где он был одноклассником Дэвида Зубика (который позднее стал епископом Питтсбурга) и Дьюкенский университет в Питтсбурге. В 1969 году Николасу Динардо была предоставлена базилианская стипендия по философии в Католическом Университете Америки в Вашингтоне, где он позднее получил степень магистра философии. В дальнейшем он обучался в Риме, заработал лиценциат по богословию в Папском Григорианском Университете и изучал патрологию в Augustinianum (Коллегии августинцев). 16 июля 1977 года Динардо был рукоположен в священника епископом Питтсбурга Винсентом Леонардом. Он тогда служил приходским викарием в церкви Святого Пия X в Бруклине до 1980. В 1981 он был назван помощником канцлера Питтсбургского диоцеза и по совместительству профессора в семинарии Святого Павла. В то время как в семинарии Святого Павла он служил как духовный директор семинаристов. С 1984 по 1990 год Динардо работал в Риме сотрудником Конгрегации по делам епископов в Римской Курии. В это время он также служил директором Виллы Стритча (1986—1989) — дома для американского духовенства, работающего для Святого Престола, и адъюнкт-профессором в Папском Североамериканском Колледже. По своем возвращении в США в 1991 году он был назначен помощником секретаря по образованию по Питтсбургскому диоцезу и одновременно служил со-служителем с Полом Дж.Брэдли церкви Мадонны дель Кастелло в Свиссвале. Он стал пастором основанной церкви Святых Иоанна и Павла во Франклин-парке в 1994. 19 августа 1997 года Динардо был назначен коадъютором епископа епархии Су-Сити, штат Айова, папой римским Иоанном Павлом II. Он получил свою епископскую ординацию 7 октября 1997, ординацию проводил епископ Су-Сити Лоренс Соунз, которому сослужили епископ Питтсбурга Дональд Вюрл и епископ Ла-Кросса Рэймонд Бёрк, в церкви Рождества Господа Нашего Иисуса Христа. Девизом своего епископства он сделал слова: Ave Crux Spes Unica, взятые из латинского гимна Vexilla Regis и значащие: «Приветствуем, о Крест, наша единственная Надежда». Он наследовал Соунзу, став шестым епископом Су-Сити после отставки последнего 28 ноября 1998 года. Динардо был позднее назначен коадъютором епископа Галвестона—Хьюстона, штат Техас, 16 января 2004 года. Диоцез был приравнен к рангу столичной митрополии Иоанном Павлом II 29 декабря 2004 года — таким образом Динаро стал коадъютором архиепископа. Когда папа римский Бенедикт XVI принял отставку Джозефа Фиоренцы, Динардо наследовал за ним как второй архиепископ Галвестона—Хьюстона28 февраля 2006 года. Он получил паллий — епископское облачение, носимое епископами-митрополитами, от Бенедикта XVI 29 июня того же года. Как архиепископ он является духовным лидером приблизительно 1,3 миллионов католиков. Ему помогает епископ-викарий Джо С. Васкес. Он когда-то прокомментировал, «есть некоторый смысл церкви в Техасе… Она более непринуждена, неофициальна, как я думаю, хорошо». 17 октября 2007 года Святой Престол объявил, что Динардо и 23 других священнослужителя будут приняты в Коллегию Кардиналов Бенедиктом XVI. Динардо был возведён в кардиналы-священники титулярной церкви Святого Эузебио на консистории от 24 ноября 2007 года в соборе Святого Петра. Он будет иметь право участвовать в любом будущем Папском конклаве, пока он не достигнет возраста 80-летия 23 мая 2029 года. Он — первый кардинал-архиепископ от епархии на Юге США. 17 января 2009 года Динардо стал членом Папского Совета по Культуре. В марте того же года он характеризовал выбор президента Барака Обамы, чтобы быть спикером на актовом дне церемонии окончания учебы университета Нотр-Дам, как «очень неутешительный», рассматривая взгляды Обамы, выступающего против запрещения абортов. Динардо недавно попытался уничтожать остающуюся католическую церковь на полуострове Боливара — Наша Мать Милосердия — церковь, которая пережила ураган Айк с минимальными повреждениями. Прихожане получили предписание суда, предотвращающее разрушение, но не прежде, чем церковь была отнята митрополией. Бывший священник прихода планировал отслужить мессу для сообщества Боливара, но кардинал Динардо хотел запретить ему выполнение этого. Динардо, в настоящее время — член опекунского совета Католического университета Америки. Кардинал Динардо носит слуховой аппарат, потому что отложения кальция в его ушах повредили его слух. Несмотря на свои трудности со слухом, он все ещё предпочитает петь или частично напевать мессу.
[466x698]
1949
Александр Николаевич Зубарев
летчик-испытатель I класса (1989), майор. Родился в селе Кобыльск Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. В 1966-1967 учился в Кировоградской школе высшей летной подготовки ГА. В армии с 1967. В 1971 окончил Черниговское ВВАУЛ, до 1972 был в нем летчиком-инструктором. С 1972 служил в строевых частях ВВС. С 1979 - в запасе. В 1989 окончил Школу летчиков-испытателей. В 1980-1989 - летчик-испытатель Горьковского авиазавода; испытывал серийные «МиГ-25», «МиГ-29», «МиГ-31» и их модификации. С марта 1989 - на летно-испытательной работе в ЛИИ. Провел ряд испытательных работ на «Ил-76» и других самолетах по тематике института. Погиб 5 июля 1993 года при выполнении испытательного полета на «Ил-114». Катастрофа второго опытного самолета «Ил-114» № RA-54001 произошла жарким днем 5 июля 1993 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском во время выполнения 155-го испытательного полета. Самолет в этот день должен был выполнить серию из пяти коротких полетов по программе определения шумов на местности продолжительностью около семи минут каждый. Трагедия произошла при выполнении первого полета с максимальной взлетной массой. В 11.53 самолет начал выруливать на взлётно-посадочную полосу, в 11.57 командир экипажа доложил руководителю полетов о готовности к взлету, в 11.58 самолет начал разбег. Руководителем полетов отмечена большая длина разбега. Набрав высоту около 45 метров, самолет резко пошел на снижение и упал практически на территории ЛИИ, в 400 м от порога взлётно-посадочной полосы. На месте падения возник пожар, потушенный прибывшими буквально через несколько минут пожарными, которые вытащили из-под обломков самолета раненых и погибших. От начала разбега до падения самолета прошло немногим более 2-х минут. Погибли: второй пилот А.Н.Зубарев, бортинженер С.А.Маштанов (выполнявший в этот день первый самостоятельный полет на этом типе самолета), бортэлектрик Ю.В.Фролов, ведущий инженер по летным испытаниям А.И.Суменков. Командир экипажа А.М.Котельников, стажер бортинженера П.Ю.Журавлев (умер 6 июля), ведущий инженер по КЗА А.М.Якушин (умер 9 июля), экспериментаторы В.В.Лаврентьев (умер 16 июля) и Н.Коровкин в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Причем, может быть, и А.Якушин, и В.Лаврентьев могли остаться в живых, но они, пытаясь спасти своих товарищей, получили ожог легких и умерли в больнице в тяжелых мучениях. Заключение Государственной комиссии по расследованию причин происшествия гласило: «Катастрофа самолета произошла из-за отказа в электронной части системы управления воздушным винтом правого двигателя… Дальнейшее неблагоприятное развитие событий, приведшее к столкновению самолета с землей, было вызвано затруднением экипажа оценить последствия отказа и его вид. Подобный отказ в процессе проектирования силовой установки и самолета, составления Руководства по летной эксплуатации рассматривался как практически невероятный и не встречался в практике отечественного самолетостроения». Для устранения причин повторных инцидентов перепрограммирована система управления в соответствующем электронном блоке. А.Н.Зубарев жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Награжден медалями.
1949
Эдуард Теодорович Козинкевич
советский футболист и тренер. Родился во Львове. Воспитанник львовской СДЮШОР-4. Начал профессиональную карьеру в львовском СКА. В команде провёл 73 матча и забил 13 голов. После играл за донецкий «Шахтёр». В 1970 году получил звание мастер спорта. В 1970 и 1971 году вошёл в список 33 лучших футболистов сезона. С 1972 года по 1974 год выступал за львовские «Карпаты». В 1975 году выступал за московское «Динамо», в составе клуба стал бронзовым призёром чемпионата СССР. Завершил карьеру во львовских «Карпатах» в 1978 году. 2 июня 1971 года дебютировал в олимпийской сборной СССР в матче против Голландии (4:0), в этом матче Козинкевич забил 2 гола. В составе олимпийской сборной всего провёл 4 матча и забил 3 гола. В национальной сборной СССР дебютировал 19 апреля 1972 года в матче против Перу (2:0). Козинкевич попал в заявку на финальную часть чемпионата Европы 1972 в Бельгии, где принял участие в финальном матче турнира против сборной ФРГ, Козинкевич вышел на 63-й минуте вместо Анатолия Банишевского. Всего за сборную СССР провёл 6 матчей и забил 1 гол. После окончания игровой карьеры стал тренером в ДЮСШ СКА (Львов). Был тренером во львовском спортинтернате. Также тренировал американский «Тризуб» из Филадельфии. 15 ноября 1994 года Эдуард Козинкевич погиб, став жертвой трагической случайности. Когда он не вернулся вовремя домой, жена Оксана с их добрым товарищем и партнером по игре в «Карпатах» Богданом Грещаком пошли в гараж. Открыв дверь, они обнаружили тела Эдуарда и его секретарши, причём Эдуард находился за рулём автомобиля. По официальной версии, оба погибли от отравления угарными газами, однако двигатель не работал, а у Козинкевича были травмированы руки и голова. А ещё пропали деньги, которые хранились в гараже. Эдуард Козинкевич оставил после себя заметный след - был выдающимся футболистом, способным тренером, заботливым отцом, воспитывавшим дочерей — Марьяну и Галину. По инициативе львовской специализированной футбольной СДЮШОР — 4, директором которой является коллега из «Карпат» Роман Рыфьяк, в январе 1999 года был проведен первый турнир юных футболистов посвящённый памяти Козинкевича. Теперь на доме по улице Княгини Ольги, 16, куда он возвращался из спортивных путешествий, в ноябре 2013 водружена памятная таблица выдающегося львовского футболиста. Достижения: Бронзовый призёр чемпионата СССР (1): 1975; Серебряный призёр чемпионата Европы (1): 1972.
Литература: Хохлюк, Виктор. Голеадоры. — Луганск: Максим, 2012. — Страница 27. — 148 страниц — 5 000 экземпляров — ISBN 978-966-15-8934-5.
1949
Мартин Кэхилл (по прозвищу Генерал)
ирландский преступник из Дублина. Родился на Гренвилл-стрит в Дублине, второй из двенадцати выживших детей в семье. Его мать звали Агнес Шихан. Отец, Патрик Кэхилл, работал смотрителем маяка, страдал алкоголизмом. Ещё учась в школе, Мартин и его старший брат Джон начали воровать еду. В 1960 году семья переехала в Крумлин. Мартина определили в католическую школу на той же улице, где он жил. В 15 лет он попытался вступить в королевский флот, но его не взяли. В 16 лет был признан виновным в двух кражах. За это был помещен в школу интернат для «сирот запущенных и брошенных детей» в ведении Миссионеров-аббатов пресвятой и непорочной Девы Марии в Дэнгане (графство Оффали). После освобождения женился на Фрэнсис Лоулесс, девушке из района Ратмайнс, куда переехала его семья. Вместе с братьями он совершил нескольких квартирных краж в богатых кварталах поблизости. Ограбил хранилище конфискованного огнестрельного оружия в комиссариате полиции. Братья Кэхилл занялись вооружённым разбоем. К началу 1970-х они грабили инкассаторов, объединившись с бандой Дунна в Крумлине. В 1978, Dublin Corporation решила снести многоквартирные дома, в одном из которых жила его семья. В это время Кэхилл отбывал четыре года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. Он боролся через суды, чтобы предотвратить разрушение. После того как дома были снесены, он продолжал жить в палатке на том же месте. Наконец, Бен Бриско, мэр Дублина, нанёс визит к нему в палатку и уговорил его переехать в новый дом в более престижном районе Ратмайнс. В 1983 Кэхилл и его банда ограбили ювелирный завод О’Коннор в районе Гарольд-Кросс, украв золота и брильянтов на общую сумму 2 млн ирландских фунтов (€2,55 млн). Ювелирный завод впоследствии вынужден был закрыться, ликвидировав более ста рабочих мест. В 1986 году он принял участие в краже картин из «Russborough House» (1986). Также занимался вымогательством в ресторанах и у продавцов хот-догов в дублинском районе ночных клубов. В мае 1982 банда Кэхилла заложила бомбу под автомобилем начальника отдела судебной криминалистики, доктора Джеймса О’Донована, покалечив его. В феврале 1988 года в программе «Today Tonight» было заявлено, что Кэхилл стоит за этим взрывом, а также за грабежами музея и ювелирного завода О’Коннорс. Полицией была создана специальная группа наблюдения под кодовым названием «Отряд Танго». Целью группы был постоянный мониторинг деятельности членов банды Кэхилла. Наблюдательный пункт был в соседнем доме. После ареста двух членов банды Кэхилла при попытке ограбления банда нанесла ответный удар, проткнув шины 197 автомобилей в ночь на 26 февраля 1988 года (в том числе 90, принадлежащий его соседям в Купер-Даунс). Вернувшись домой, Кэхилл обнаружил свой собственный Мерседес-Бенц разбитым. В начале 1993 года, Джон Трейнор «тренер» предоставил информацию Кэхиллу о работе головного офиса Национального ирландского Банка и его филиала на колледж Грин в Дублине. Трейнор рассказал, что банк регулярно держит более чем в €10 млн наличными в здании. Они спланировали похитить генерального директора Джима Лейси, его жену и четверых детей, отвезти их в изолированной тайник, где они будет содержаться с членом другой банды Джо-Джо Каваном, который будет выступать как заложник, чтобы заставить Лейси отдать всё хранящееся в банке. План провалился, и банда была арестована. 18 августа 1994 года члены банды были освобождены под залог. Кэхилл покинул дом, в котором он находился и поехал в местный видеопрокат, чтобы вернуть фильм «Бронкская повесть». Доехав до перекрёстка Оксфорд-Роуд и Чарльстон-Роуд, он был несколько раз ранен в лицо и верхнюю часть туловища и скончался почти мгновенно. Стрелок был вооружен револьвером .357 Магнум, вскочил на мотоцикл и скрылся с места происшествия. Существует ряд теорий о том, кто убил Мартина Кэхилла и почему. Через несколько часов ответственность за убийство взяла на себя ИРА. Она заявила, что подозревала Кэхилла в помощи UVF, которые предприняли попытку теракта в баре на юге Дублина, где 21 мая 1994 года собирали средства для Шинн Фейн. Террористы UVF были остановлены швейцаром Мартином Догерти. В ходе борьбы Догерти был застрелен. Позже ИРА утверждала, что Кэхилл был вовлечен в продажу картин UVF, возглавляемой Билли Райтом. UVF затем перепродавали картины, а деньги использовали для покупки оружия в Южной Африке. Эти деяния якобы положили конец судьбе Кэхилла и поставили его на вершину «хит-листа» ИРА. Позже ИРА заявила, что это была помощь Кэхилла про-британским эскадронам смерти, которые заставили нас действовать. Другая теория всплыла после публикации Полом Уильямсом книги Генерал. Согласно его теории, двое подчиненных Кэхилла — Джон Гиллиган и Джон Трейнор — наладили схему незаконного оборота наркотиков, после чего Кэхилл потребовал долю в доходах. В полиции считают, что Трейнор и Гиллиган обратились в ИРА и возложили на Кэхилла импорт героина, воспользовавшись тем, что ИРА пытались предотвратить продажу героина в Дублине. Это, вместе с прошлыми делами Кэхилла с Ольстерскими лоялистами, дало ИРА основания для убийства. Дополнительным стимулом была предоставленное Гиллиганом значительное вознаграждение за убийство Кэхилла. В своих мемуарах Фрэнсис Кэхилл утверждает, что Мартин Кэхилл, её отец, избегал торговли наркотиками. После Римско-католической заупокойной мессы Мартин Кэхилл был похоронен на кладбище Маунт-Джером. В 2001 году его надгробие было разрушено и разбито на две части. После убийства журналистки Вероники Герин в 1996 году был наложен арест на имущество осуждённых за преступления, не имевших очевидных источников дохода. Конфискация была направлена против крупных торговцев наркотиками, но открывала подход ко всем осужденным преступникам. Кэхилл отрицал, что он был замешан в торговле наркотиками, однако его брат Питер был осуждён за поставки героина в 1980-х годах. В 1984 году Кэхилл купил своей семье дом на Купер-Даунс в южной части Дублина, заплатив £80,000 наличными (несмотря на то, что не имел официальных доходов с тех пор, как он оставил свою первую и единственную работу в 1969 году). На 1 мая 2005 года, согласно договоренности с его вдовой Фрэнсис, дом был изъят и продан. В 1998 году Джон Бурман снял биографический фильм под названием «Генерал» с Бренданом Глисоном в роли Кэхилла. Фильм получил приз за режиссуру на Каннском кинофестивале. Фильм был основан на книге ирландского криминального журналиста Пол Уильямса, который также является редактором ирландского таблоида «News of the World». Дом Бурмана был ограблен Кэхиллом, он украл у него золотой диск, который Бурман получил за музыку к фильму «Избавление». Этот инцидент упоминается в фильме. В фильме «Охота на Веронику» говорится, что Джон Гиллиган заказал убийство Кэхилла. По фильму Гиллиган и Трейнор не являются подчиненными Кэхилла. Вместо этого Гиллиган появляется в качестве конкурента Кэхилла и босса мафии. Фильм «Обыкновенный преступник»' также вдохновлён историей Кэхилла. В 2004 году по книге, написанной Мэтью Хартом, был выпущен альбом «Ирландская игра: правдивая история преступления и искусства», на котором запечатлена история ограбления Russborough House в 1986 году с участием Кэхилла.

1949
Юрий Анисимович Соловей
российский и европейский художник, художник-постановщик и актёр. Член Европейской академии естественных наук. Член Международного художественного фонда. Юрий Соловей родился в Кировограде. С ранних лет увлекался живописью и театром. После поступления в Ярославское театральное училище на курс Фирса Ефимовича Шишигина продолжал занятия живописью. По окончании училища в 1969 году молодого актёра и художника-постановщика приняли на работу в театры Одессы и Новгорода. С 1974 года член Союза театральных деятелей России. В 1975 году перешёл в труппу театра имени Ленсовета в Ленинграде. Через несколько лет Юрий Соловей женился на Алисе Фрейндлих. С 1985 года работает в качестве художника-постановщика в ленинградских театрах и творческих объединениях, таких как: «Факел» (1985—1987), концертная студия театральных артистов (1987—1989), театр «Русская антреприза им. Андрея Миронова» (1989—1996). В 1989 году Юрий открывает своё художественное ателье на Пушкинской, 10, где вскоре знакомится с представителями ленинградского художественно-музыкального андерграунда. С 1992 года проводит выставки своих работ в Израиле, США, Германии, Франции. С 1999 года живет и работает в Гамбурге, Германия. Награждён медалью Леонардо да Винчи Европейской академии естественных наук.
Персональные выставки: 1992 — Галерея «Schloss Reinfeld» город Санкт Гоар, Германия. Галерея «Galerie in Montabauer» город Монтабауэр, Германия; 1993 — Галерея «Маяковский» город Берлин, Германия; 1994 — Галерея «Sinagoge in Polch» город Польх, Германия; 1995 — Галерея «Aleksander Art» город Страсбург, Франция. Галерея «Ambiente und Kunst» город Валлендар, Германия; 1994 — Галерея «Rischon» Тель-Авив, Израиль. Галерея «Intre´s Art» г. Бремен, Германия; 1994 — Галерея «Essig» город Бонн, Германия. Галерея «Intre´s Art» город Бремен, Германия. Галерея «Presse Club» город Бремен, Германия; 1994 — Галерея «Sankt Petersburg» город Гамбург, Германия. Галерея «Grant», SoHo, город Нью-Йорк, США; 1999 — Галерея «Alte Molkerei» город Ворпсведе, Германия. Галерея «New Hope», город Нью Хоуп, США; 2000 — Галерея «Grant», SoHo, город Нью-Йорк, США; 2001 — Галерея «Alte Molkerei» город Ворпсведе, Германия. «Art Atelier» Schnoor 12, город Бремен, Германия; 2002 — Галерея «Imageni» город Гамбург, Германия; 2003 — Выставка в «Crusoe Halle» город Бремен, Германия. Совместная выставка в «Handelskammer» город Гамбург, Германия; 2004 — Галерея «Berliner Platz» город Вильгельмсхафен, Германия; 2005 — Галерея «Berliner Platz» город Вильгельмсхафен, Германия; 2005 — Галерея «Art Atelier Yuri Solovei» город Гамбург, Германия; 2007 — Международный художественный фонд, Москва; 2008 — Ярмарка искусств, Малый манеж, Москва; 2009 — Галерея «Hanse Art», г. Бремен, Германия; Много картин находятся сегодня в частных коллекциях во Франции, Бельгии, Швеции, Германии, Финляндии, России, Израиле и США.

1949
Валентина Михайловна Соловых
российская дальневосточная певица, лирико-драматическое сопрано широкого диапазона и необычайно красивого тембра, Заслуженная артистка России (1987). Родилась в городе Абакан Красноярского края (ныне Хакасия). Родители: мать — Остапенко Мария Григорьевна, строитель по профессии, отец — Соловых Михаил Николаевич, художник. О бабушке Валентины Соловых со стороны матери в её родном украинском селе ходили легенды. Говорили, она обладала голосом столь огромной силы, что если запевала на одном конце села, подхватывали сельчане с противоположного конца. В 1974 году окончила Хабаровское государственное училище искусств (отделение вокала, педагог — Н.П.Ламанова). В 1979 году — Дальневосточную академию искусств (отделение вокала, педагог — А.Г.Простякова), откуда уже на третьем курсе была приглашена в Хабаровский театр музыкальной комедии тогдашним главным режиссёром А.Туговиковым. Дебютировала на сцене этого театра в партии Елены, царицы Спарты в оперетте Ж.Оффенбаха «Прекрасная Елена». Валентина Соловых вошла в историю искусства российского Дальнего Востока как первая и до сих пор единственная артистка, с равным успехом работавшая в пяти жанрах — оперы, оперетты, мюзикла, комедии и драмы. Обладая сценическим обаянием удивительной силы, а также подкупающей искренностью исполнения, в период 1979—2007 гг. стала любимой певицей нескольких поколений дальневосточников. Приобрела известность благодаря особой, проникновенной манере исполнения как старинного, так и классического русского романса, а также русской народной песни и лучших образцов советской песенной классики. Пользовалась большим уважением в профессиональной среде музыкантов благодаря точности и чистоте интонации, уникальной работоспособности, глубине проникновения в суть произведения и завораживающей энергетической подаче каждой исполняемой вещи. Вторая в России (после Надежды Юреневой) исполнительница главной партии в моноопере Франсиса Пуленка «Человеческий голос».

Валентина Соловых участвовала в трёх версиях исполнения этой оперы — концертной (на сцене Концертного зала Хабаровской филармонии в сопровождении Дальневосточного симфонического оркестра, 1989 год); сценической (на сцене Хабаровского театра музыкальной комедии, режиссёр Олег Матвеев, 1991 год) и телевизионной (Хабаровское телевидение, режиссёр Лидия Славутская, 1994 год). Первая в России исполнительница главной женской партии в легендарном мюзикле Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак Оперы» (1996, ремейки в 1998 и 2001 году). Ведущая солистка Хабаровского театра музыкальной комедии в период 1979—2007 гг. В истории этого театра осталась непревзойдённой исполнительницей партий героинь классической оперетты, сочетая вокальное мастерство высочайшего класса с проникновенной искренностью актёрской игры. Создатель, художественный руководитель и ведущая актриса первой и до сих пор единственной на Дальнем Востоке России независимой театральной антрепризы «Свободный Театр», существующей с 1996 года по сей день, объединившей в своих рядах лучшие творческие силы профессиональной музыкально-театральной среды Хабаровска и других городов Дальневосточного региона. Автор многих творческих проектов Свободного Театра (в том числе и смелых экспериментальных), имевших шумный зрительский успех в период 1996—2006 гг. Автор книги «Высокая форманта» (2005). Погибла 23 июля 2007 года в своей квартире при пожаре. Дискография: «Жемчужина России» (1992) — старинные русские романсы, русские народные песни, песни из популярных мюзиклов (студия Нью-Микс); «Человеческий голос» (1993) — моноопера Ф.Пуленка (студия Нью-Микс); «Арии и дуэты из популярных оперетт» (1998), студия Нью-Микс; «Призрак Оперы» (2001) — версия мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера (студия Нью-Микс); «Наш джаз» (2005) — сборник советской песенной классики; «Любимые песни военных лет» (2006).
Фильмография: «Человеческий голос» (1994) — моноопера Ф.Пуленка (Хабаровская студия телевидения, режиссёр Лидия Славутская). Фильм-призёр Пражского фестиваля музыкальных фильмов «Злата Прага» 1994 года. Жизни и творчеству Валентины Соловых посвящены следующие фильмы, снятые уже после трагической гибели певицы: «Ангел музыки» (2007), телекомпания «ДальТВ»; «Вселенная Валентины Соловых» (2009), телекомпания «ДальТВ»; «Валентина Соловых. Человеческий голос» (2013), телекомпания «СЭТ».
Публикации: Хабаровские газеты периода 1980—2007 гг.: «Протирая зеркала, можно увидеть не только собственное отражение. Бенефис Валентины Соловых» («Тихоокеанская звезда», 16 апреля 1993 г.); «Европа ещё услышит наш „Человеческий голос“» («Тихоокеанская звезда», 23 октября 1994 г.); «Снимаем клипы» («Тихоокеанская звезда», 8 июня 1995 г.); «Валентина Соловых „Я хочу царствовать на сцене“» (ТВР — телевидение и радио, № 2, 1999 г.); «Клеопатра в Хабаровске» («Тихоокеанская звезда», 10 июля 1999 г.); «Призрак Оперы в Хабаровске» (молодёжная газета «Лидер», № 1, январь 2000 г.); «Я всегда выбираю музыку» блиц-интервью с примадонной («Хабаровская неделя», № 7, 2001 г.); «Жизнь ради музыки» («Амурский меридиан», 22 августа 2007 г.); «Актёрские свары» — фрагменты книги Валентины Соловых «Высокая форманта» («Хабаровская неделя», № 34 — 37, 2007 г.); «Королева сцены. Валентина Соловых» («Хабаровский экспресс», № 32, 2007 г.); «Валентина Соловых. Звёзды не гаснут» («Московский комсомолец в Хабаровске», № 32, 2007 г.); «Служить музыке» («Хабаровские вести», № 31, 2007 г.); «Дальневосточная царица» («Приамурские ведомости», № 107, 1 августа 2007 г.); «Ушла звезда» («Молодой дальневосточник», № 30, 2007 г.) и др. Российские издания: «Альтернативные театры в Дальневосточном регионе» («Россия и АТР», № 1, 2010 г.); «Страстной бульвар» Хабаровск плюс/XVII Хабаровский краевой фестиваль (журнал Страстной бульвар, 10, № 7-147/2012) "Валентина Соловых: «Мне кажется, я пела ещё до своего рождения…» (журнал Страстной бульвар, 10, № 7-167/2014)
1950
Александр Клепиков
заслуженный мастер спорта (1976) по академической гребле. Олимпийский чемпион (1972). Абсолютный чемпион Европы (1971, 1973), СССР (1974). Четырехкратный чемпион Европы (1969, 1973), многократный чемпион СССР (1967-1972).
1951
Александр Никифорович Воронин
заслуженный мастер спорта (1976) по тяжелой атлетике. Олимпийский чемпион (1976). Чемпион мира (1976-1977), Европы (1976-1977, 1979), СССР (1975, 1979). Рекордсмен мира (1975).