• Авторизация


22 мая родились... 22-05-2025 03:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Lipman Bers (574x700, 130Kb)
1914
Липман Берс (Lipman Bers)
американский математик. Известен также своей деятельностью в области прав человека. В 1963—1965 годах занимал пост вице-президента, а в 1975—1977 годах — президента Американского математического общества. Родился в городе Рига, Лифляндская губерния, Российская империя, в семье Исаака и Берты Вейнберг. Окончил Пражский университет (1938). С 1940 года жил в США. С 1964 года профессор Колумбийского университета, член Национальной академии наук США (1964). Умер в городе Нью-Рошелл, штат Нью-Йорк, США, 29 октября 1993 года. Награды и премии: Премия Хайнца Р.Пейгелса в области прав человека для учёных (1986); Член Американской ассоциации содействия развитию науки; Член Американской академии искусств и наук премия Стила (1975); Стипендия Гуггенхайма (1959).
Научная деятельность
Основные работы относятся к взаимосвязям между теорией функций комплексного переменного и теорией уравнений с частными производными эллиптического типа. Одновременно с А.Гельбартом и И.Н.Векуа развил теорию псевдоаналнтических функций. Приложил теорию квазиконформных отображений к классической теории функций. Теорию обобщенных аналитических функций построил на основе обобщения понятия комплексного дифференцирования и интегрирования. Занимался теорией обобщенных степенных рядов, теорией эллиптических уравнений и систем на римановых поверхностях. Является создателем теории псевдоаналитических функций, также работал над теорией римановых поверхностей, групп Клейна и пространств Тейхмюллера. Под его руководством было защищено около 50 диссертаций.
Работы
Математические вопросы дозвуковой и околозвуковой газовой динамики = Mathematical aspects of subsonic and transonic gas dynamics. / Перевод с английского Л.В.Овсянникова. Под редакцией А.В.Бицадзе. — Москва : Издательство иностранной литературы, 1961. — 208 страниц : иллюстрации; Альфорс Л., Берс Л. Пространства римановых поверхностей и квазиконформные отображения. / Перевод с английского В.А.Зорича, А.А.Кириллова. Под редакцией Б.В.Шабата. — Москва : Издательство иностранной литературы, 1961. — 177 страниц; Берс Л., Джон Ф., Шехтер М. «Уравнения с частными производными» (перевод с английского). Москва : Мир, 1966. 352. 670. 84; Берс Липман. «Математический анализ» в 2-х томах, перевод с английского. Москва : Высшая школа, 1975. 320. 83.

1914Nazamov_Talip (499x700, 183Kb)
1914
Талип Назамов
бригадир тракторной бригады второй Алты-Арыкской МТС Ферганской области, Узбекская ССР. Родился в Скобелевском уезде Ферганской области Туркестанского края, на территории нынешнего Алтыарыкского района Ферганской области Узбекистана. Узбек. С юного возраста трудился в сельском хозяйстве, в послевоенный период возглавлял тракторную бригаду во 2-й Алты-Арыкской машинно-тракторной станции (МТС), механизаторы которой обслуживали несколько хлопководческих колхозов Алты-Арыкской района. В период пятой пятилетки (1951–1955) и в 1956 году, хлопкоробы колхозов, обслуживаемых его бригадой, получали стабильно высокие урожаи хлопка-сырца. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития советского хлопководства, широкое применение достижений науки и передового опыта в возделывании хлопчатника и получение высоких и устойчивых урожаев хлопка-сырца Назамову Талипу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Жил в Алтыарыкском районе Ферганской области. Дата его кончины не установлена (предположительно, не позднее 1974 года). Награждён орденом Ленина (11 января 1957), медалями.

[501x700]
1914
Николай Яковлевич Пепеляев
командир батареи 57-миллиметровых орудий 17-й гвардейской механизированной бригады (6-й гвардейский механизированный корпус, 4-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан. Родился в деревне Карасье ныне Чусовского горсовета Пермского края, в семье крестьянина. Русский. Окончил 6 классов. Работал в колхозе. В 1936 году был призван в Красную Армию. В 1939 году окончил курсы младших лейтенантов. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 году, награжден орденом Красной Звезды и монгольским орденом. В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Воевал на Западном фронте, командовал огневым взводом, участвовал в обороне Москвы. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. На завершающем этапе войны гвардии капитан Пепеляев командовал батареей 57-мм орудий 2-го мотострелкового батальона 17-й гвардейской механизированной бригады. В апреле 1945 года в боях за город Берлин гвардии капитан Пепеляев отлично руководил огнем своей батареи, проявил личное мужество и героизм. 19 апреля в бою за населенный пункт Шпреталль, находясь непосредственно в боевых порядках батальона, огнем из орудий подбил два танка T-IV «Тигр» и один сжег. 22 апреля во время ожесточенного боя с крупными силами противника, стреляя прямой наводкой, батарея Пепеляева подбила 6 танков, 8 самоходных орудий, 9 орудий разных калибров, сожгла 38 машин с боеприпасами, уничтожила более 100 гитлеровцев. Участвуя в отражении вражеских контратак, Пепеляев лично взял в плен 11 гитлеровцев. 27 апреля, в бою на подступах к городу Потсдам, прикрывая форсирование канала стрелковыми подразделениями, батарея Пепеляева уничтожила два вражеских катера, а экипажи третьего катера и двух барж сдались в плен. 28 апреля в боях за Потсдам артиллеристы Пепеляева прямой наводкой уничтожили 2 танка, дзот и 4 огневые точки противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Пепеляеву Николаю Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7859). После войны продолжал службу в армии в составе Центральной группы войск. В 1948 окончил Высшую офицерскую артиллерийскую школу. С 1955 года подполковник Пепеляев - в запасе. Вернулся на родину. Работал слесарем на Пермском целлюлозно-бумажном комбинате. Жил в городе Пермь. Скончался 13 сентября 1988 года. Похоронен на кладбище «Банная Гора» в Перми. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. В Перми, на доме, где последние годы жил Герой, установлена мемориальная доска

1914
Сан Ра (настоящее имя – Герман Сони Блаунт)
американский пианист, руководитель оркестра, одна из самых спорных фигур в современном джазе. Его называют и «отцом фри-джаза», и «великим шарлатаном». Рос в городе Гэри (штат Индиана), дебютировал в местных танцевальных оркестрах, в 1939 г. приехал в Чикаго и работал в клубах. В 1946-1947 гг. играл в биг-бэнде Флетчера Хендерсона, написал несколько аранжировок, затем собрал трио, чтобы аккомпанировать Стаффу Смиту и Коулмену Хокинсу. В 1953 г. собрал биг-бэнд «Sun Ra Arkestra» или «Sun Ra Solar Arkestra» – нечто вроде коммуны, в которой сам выполнял роль гуру. Свою музыку представлял как послание из космоса. Первые альбомы «Sun Songs», и «Sound Of Joy» выпустил на собственном лейбле «Saturn», основанном в 1956 г. В дальнейшем регулярно выпускал по 2-3 пластинки в год, в середине 60-х гг. сотрудничал с Гильдией джазовых композиторов, организовывал выступления на открытых площадках (например, в Центральном парке Нью-Йорка), приглашая публику к соучастию. Театрализованные концерты, экзотические одежды музыкантов и музыка, замешанная на блюзе, фанке и фри-джазе, всегда вызывали много споров, но неизменно способствовали успеху. Состав оркестра долгое время оставался неизменным, хотя музыканты часто записывались и выступали в других составах. В разные годы ведущими солистами становились Мэрион Браун, Робин Юбенкс, Ричард Дэвис, Джулиан Пристер, Фэроу Сэндерс, Билли Хиггинс, Лестер Боуи, Дон Черри, Арчи Шепп и др. В 1990 г. вместе с оркестром участвовали в Московском международном фестивале.

[536x699]
1914
Анатолий Петрович Рубцов
командир звена 4-го авиационного полка 3-й авиационной дивизии авиации дальнего действия, капитан. Родился на разъезде Пайгарма ныне Рузаевского района Мордовии, в семье железнодорожника. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 7 классов и школу ФЗО, работал на паровозоремонтном заводе в городе Оренбурге. В Красной Армии с 1932 года. В 1935 году окончил Иркутскую авиационно-техническую школу, а в 1940 году - Энгельсскую авиационную школу. В действующей армии с июня 1941 года, вторично с июля 1942 года. Командир звена 4-го авиационного полка (3-я авиационная дивизия, авиация дальнего действия) капитан Анатолий Рубцов к октябрю 1942 года совершил шестьдесят успешных ночных вылетов на бомбардировку Берлина, Кенигсберга и других городов в глубоком тылу противника, в том числе пятнадцать вылетов на бомбёжку его войск, техники, укреплений и аэродромов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Рубцову Анатолию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 795). После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС. Окончил курсы при Военно-воздушной академии. Полковник Рубцов А.П. погиб во время учебного полёта 21 августа 1954 года. Похоронен на месте гибели. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова III степени, Красной Звезды, медалями. В городе Рузаевка (Мордовия) именем Героя названа улица.

[492x698]
1915
Иван Иванович Корольков
командир роты тяжёлых танков «KB» 1-го танкового батальона 133-й танковой бригады 64-й армии Сталинградского фронта, старший лейтенант. Родился в деревне Меловая ныне Солнцевского района Курской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В 1928 году окончил начальную школу. Работал слесарем. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Командир роты тяжёлых танков «KB» 1-го танкового батальона 133-й танковой бригады (64-я армия, Сталинградский фронт) старший лейтенант Иван Корольков 10 июня 1942 года в бою за железнодорожную станцию «Булацеловка» Шевченковского района Харьковской области Украины, отбивая контратаку, лично подбил восемь вражеских танков. При этом танковая рота И.И.Королькова обеспечила закрепление советских подразделений на станции. 18 августа 1942 года в бою под Сталинградом (с 1961 года – Волгоград, с 1965 года – город-герой) бесстрашный офицер-танкист, в критический момент боя, возглавил атаку стрелковых подразделений и, несмотря на ранение, продолжал командовать танковой ротой до полного выполнения боевой задачи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Королькову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 919). После войны И.И.Корольков продолжал службу в армии. С 1946 года майор Корольков И.И. - в запасе. Жил и работал в посёлке городского типа Солнцево Курской области. Скончался 6 января 1973 года. Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

[486x699]
1915
Николай Александрович Лунин
старший машинист паровозной бригады паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги, выдающийся новатор железнодорожного транспорта. Родился в городе Ряжске, ныне Рязанской области, в семье железнодорожника. С родителями перехал в Новосибирск. Окончил школу-семилетку в 1930 году, железнодорожное фабрично-заводское училище на станции Новосибирск. В 1932-1945 годах трудился в паровозном депо станции Новосибирск Томской железной дороги, сначала слесарем, через несколько месяцев стал помощником машиниста. В декабре 1934 года окончил курсы машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, и с августа 1935 года начал самостоятельно водить поезда. Отличался творческим отношением к делу, отличным знанием материальной части паровозов, стремлением к повышению образования, полнейшим отсутствием равнодушия в любых вопросах. Все свои новаторские предложения Лунин тщательно отрабатывал в своей бригаде. В 1940 году выступил с инициативой внедрения новых методов эксплуатации паровоза - увеличение объёма ремонта, выполняемое силами самой паровозной бригады, и совместное проведение деповского ремонта силами ремонтников депо и паровозной бригады. Незначительное повышение занятости бригады на ремонте с лихвой окупалось более качественным уровнем ремонта (ведь лучше бригады никто не знает «слабых мест» каждого конкретного локомотива), снижением потерь времени на оперативный ремонт (квалифицированные ремонтные работники депо в процессе ремонта указывают бригаде на возможные недостатки в работе паровоза, что позволяет заранее подготовиться к их оперативному устранению). Следствием становился значительный рост полезного использования локомотива. В годы войны почин Лунина получил широкое распространение на транспорте и в других отраслях промышленности, он получил общепринятое наименование «лунинское движение», а применявших его членов паровозных бригад по всему СССР именовали «лунинцами». Член ВКП(б) с 1941. В 1941 году Н.А.Лунин выступил инициатором новой идеи в развитие предыдущей – овладение каждым членом паровозной бригады ремонтными специальностями. В результате ещё более сократилось время трудозатрат на ремонт каждого паровоза, зато высвободилось рабочее время для ремонта большего количества паровозов в ремонтных депо. Опять-таки сократилось время на мелкий оперативный ремонт и обслуживание паровозов в пути следования. Уже к январю 1942 года на Томской железной дороге профессией слесаря-ремонтника овладели 98 % машинистов, 94 % помощников машинистов, 63 % кочегаров. Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями. Лауреат Сталинской премии (1942) за внедрение новых методов организации производства. На полученную премию Лунин купил эшелон угля для Сталинграда, и лично доставил его в феврале 1943 года в только что освобожденный и полностью разрушенный город. Оставшиеся деньги передал в детский дом для детей погибших воинов Красной армии. В годы войны лунинское движение приобрело новое содержание — максимальный пробег паровозов без ремонта. В 1942 году по методу Лунина работали свыше 7,8 тысяч паровозных бригад. Экономия благодаря лунинскому движению составила на Томской железной дороге в 1941 свыше 7 миллионов рублей, в 1942 — около 11 миллионов, в 1943 — свыше 11 миллионов рублей. В декабре 1941 года знатный новатор впервые в СССР двумя паровозами привез замерзающей Москве 5000 тонн угля (100 вагонов!) - при нормативе на одну машину 1250 тонн, умело сочетая работу двух паровозов применительно к рельефу пути. Тем самым положено начало новому движению – сверхтяжелых поездов. Вскоре сверхтяжелые составы шли по всем железным дорогам СССР, где такое позволяло путевое хозяйство. За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Его паровоз был признан «Лучшим паровозом Советского Союза» приказом Народного комиссара путей сообщения СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В августе 1945 года был переведен на Южную железную дорогу начальником Смородинского отделения паровозного хозяйства (Сумская область). На следующий год был направлен на учебу. К тому времени начинающий студент-первокурсник был автором двух учебников: «Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом» и «Практика эксплуатации паровозов. Опыт лунинцев Новосибирского депо. Пособие для студентов». В 1950 году с отличием окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, позднее - Высшие инженерные курсы Министерства путей сообщения в Москве. Направлен на руководящую работу на железнодорожном транспорте. В 1951 году Лунину присвоено звание директора-полковника. Работал начальником Сумского отделения паровозного хозяйства, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, с 1960 года - начальником Московско-Рижского отделения Московской железной дороги. Депутат Верховного совета СССР в 1946—1950 годах. Жил в городе-герое Москве. Умер в Москве 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1943), 2 знаками НКПС «Почетный железнодорожник» (1940, 1943). Лауреат Сталинской премии (1942). На здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо, в память о Н.А.Лунине, установлена мемориальная доска. Имя Героя носит областное государственное образовательное учреждение начального профессионального железнодорожного образования «Профессиональное училище № 10» Новосибирска. Одна из площадей Новосибирска названа «Площадью лунинцев». На здании локомотивного депо станции «Смородино» (город Тростянец Сумской области), в память о Н.А.Лунине, также установлена мемориальная доска. В годы войны в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов сражался бронепоезд № 704 «Лунинец», построенный железнодорожниками Томской дороги. Бронепоезд с именем Лунина на борту прошел славный боевой путь от Москвы до Нижней Силезии. На высоком косогоре, издалека видимом с железной дороги и с одной из самых оживленных автомобильных магистралей Новосибирска, выдающемуся железнодорожнику и его боевым товарищам за проявленный трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны на высоком постаменте установлен монумент – локомотив ФД 21-3000, тот самый «Лучший паровоз Советского Союза» и памятная стела.

[485x700]
1915
Николай Фёдорович Смирнов
командир звена 366-го бомбардировочного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Закавказский фронт), старший лейтенант. Родился в городе Кинешма ныне Ивановской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу № 4 города Кинешмы затем Костромской индустриальный техникум. Работал помощником механика на Яковлевском льнокомбинате в городе Приволжске Ивановской области. Призван в Красную Армию в июле 1936 года и по комсомольской путевке направлен в авиацию. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Участник освободительных походов советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Летал на бомбардировщике СБ, весной 1941 года освоил новый бомбардировщик «Пе-2». На нем прошел всю войну. Начало Великой Отечественной войны встретил на южных рубежах. Уже в июне 1941 года участвовал в налете на речной порт и железнодорожную станцию румынского города Галац. С тяжелыми боями отступали на восток. В одном из вылетов разбомбил мост через реку Днепр, чем задержал наступление гитлеровцев на этом участке фронта. Цель была на пределе радиуса действия «Пе-2», на свой аэродром экипаж вернулся на последних каплях горючего. После боя с истребителями на самолете насчитали более 200 пробоин. К ноябрю 1942 года старший лейтенант Смирнов совершил около 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку важных объектов и скоплений войск противника в которых вывел из строя до 55 вражеских танков, свыше 300 автомашин, 45 железнодорожных вагонов с воинским грузом и техникой, уничтожил свыше 500 вражеских солдат. Был представлен к геройскому званию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Смирнову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1002). Летчик-бомбардировщик, а позднее - разведчик Смирнов прошел победный путь от Северного Кавказа до города Штеттина (ныне Щецин, Польша). Участвовал в освобождении Крыма, Белоруссии, сражался в небе Восточной Пруссии, Польши. Как разведчик совершил 142 вылета в глубокий тыл противника. За успешные боевые действия и высокую боеспособность экипажа, личное мужество награжден несколькими боевыми орденами. После войны остался в военной авиации. В 1949 году окончил Военно-воздушную академию, в 1956 году - Военную академию Генштаба. Служил в войсках, затем преподавал в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. С 1970 года полковник Н.Ф.Смирнов - в запасе. Жил в посёлке Монино Щёлковского района Московской области. Умер 4 января 2000 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище. Награждён орденом Ленина (1 мая 1943), 3 орденами Красного Знамени (5 ноября 1941, 1942, 30 декабря 1956), орденом Александра Невского (1 августа 1944), 2 орденами Отечественной войны I степени (19 февраля 1943, 11 марта 1985), орденом Красной Звезды (19 ноября 1951), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (5 ноября 1946), другими медалями.
[363x700]
В городе Кинешме, у здания школы №4 (улица Ленина, дом 42), в его честь установлен бюст.
Его имя увековечено на мемориальной доске выпускникам кинешемского аэроклуба и на Аллее Героев в городе Кинешма, на мемориальной доке учащимся энергетического техникума в городе Кострома.
[503x700]
Мемориальная доска установлена на здании, где размещался аэроклуб - улица Карла Маркса 2/17. Открыта в мае 2010 года.

[517x700]
1915
Гали Нуруллович Шамсутдинов
командир танковой роты 56-й гвардейской танковой Васильковско-Шепетовской Краснознаменной бригады (7-й гвардейский Киевский дважды Краснознаменный танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии лейтенант. Родился в селе Кутлушкино ныне Чистопольского района Республики Татарстан, в крестьянской семье. Татарин. Окончил семилетнюю школу в своем селе, педагогическое училище, Казанский сельскохозяйственный институт. Работал директором школы в селе Салауши Красноборского (ныне Агрызского) района. Призван в армию в 1939 году Красноборским райвоенкоматом. Окончил Ульяновское танковое училище в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, Брянском, Центральном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Четырежды ранен. С июля 1943 года служил в 195-й (с 27 июля 1943 года - 56-й гвардейской) танковой бригаде. Особо отличился в Львовско-Сандомирской наступательной операции на территории Львовской области. В бою у села Волковец, вступив в бой с превосходящими силами противника, со своим экипажем уничтожил 4 танка «тигр», до 30 солдат и офицеров. Перерезав железную дорогу Львов – Броды, ворвался на станцию Куткож (ныне Куткор или по-украински Куткир) и, действуя в составе батальона, уничтожил вражеский бронепоезд. Захватил переправу через реку Пельтев (ныне Полтва) и удерживал ее до подхода главных сил бригады. В бою под хутором Гамулец (ныне не существует) в нескольких километрах от Львова 22 июля 1944 года, отражая контратаку противника, погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1945 года за умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные в Львовско-Сандомирской операции, Шамсутдинову Гали Нурулловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Согласно данным сайта ОБД «Мемориал» (Ведомость безвозвратных потерь 56-й гвардейской танковой бригады), Шамсутдинов Галей Нурулович 1917 года рождения (так в документе) похоронен в селе Вулька-Гамулецка (ныне Воля-Гамулецкая Жолковского района Львовской области, северо-восточнее поселка Брюховичи, ныне Шевченковского района города Львов). Награжден орденами Ленина (23 сентября 1944), Красной Звезды (19 ноября 1943). Именем Героя названа улица в городе Чистополь.
[583x700]
1916
Андрей Васильевич Бицадзе (грузинское имя — ანდრია ვასილის ძე ბიწაძე)
советский математик и механик, член-корреспондент Академии Наук СССР (1958), академик Академии наук Грузинской ССР (1969). Родился в селе Цхруквети, Шорапанский уезд, Кутаисская губерния. Закончил в 1931 г. Чиатурский педагогический техникум, несколько лет преподавал математику и физику в сельских школах. С 1935 по 1940 годы учился на физико-математическом факультете Тбилисском университете (ТГУ), который закончил с отличием по специальности «математика». В 1940 г. поступил в аспирантуру Тбилисского математического института Академии Наук Грузинской ССР, одновременно преподавал в ТГУ (до 1949 года). В 1948 г. зачислен в докторантуру Математического института им. Стеклова (МИАН); после защиты докторской диссертации стал старшим научным сотрудником МИАН. В 1958 г. избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР, в 1969 г. — действительным членом Академии наук Грузинской ССР. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот». С 1959 по 1971 годы возглавлял отдел общей теории функций в Институте математики Сибирского отделения Академии Наук СССР и одновременно заведовал кафедрой высшей математики (с 1959) и кафедрой теории функций (с 1962) в Новосибирском государственном университете. Андрей Бицадзе внес большой вклад в теорию многомерных сингулярных интегральных уравнений, увязав эту теорию с фундаментальными задачами теории уравнений в частных производных. Также, ему принадлежат важные научные достижения в теории гиперболических систем, теории нелокальных краевых задач, теории квазилинейных уравнений и систем в частных производных, моделирующих многие явления, возникающие в естествознании, физике и технике. В июле 1971 г. по решению Президиума Академии Наук СССР переведён в Москву на должность заведующего отделом дифференциальных уравнений в частных производных МИАН. В течение ряда лет возглавлял кафедру высшей математики МИФИ; в 1979—1983 гг. был научным руководителем Института прикладной математики имени Векуа (в Тбилиси). Профессор МГУ с 1984 г. На факультете ВМК читал курс «Дополнительные главы уравнений в частных производных». Написал ряд учебных пособий по этому курсу. Скончался в Москве 6 апреля 1994 года, урна с прахом находится в колумбарии Донского кладбища. Основные труды — по математической теории упругости, теории функций, теории уравнений смешанного типа, теории краевых задач для эллиптических систем уравнений, теории интегральных уравнений. Внёс существенный вклад в газовую динамику, исследуя околозвуковые течения газа. Совместно с А.А.Самарским изучал краевые задачи для эллиптических уравнений с нелокальными граничными условиями, которые впоследствии получили название «нелокальные условия типа Бицадзе-Самарского». Разработал метод построения точных решений квазилинейных уравнений и систем уравнений в частных производных. А.В.Бицадзе относят к плеяде воспитанников научной школы академика Михаила Алексеевича Лаврентьева; известны их работы в соавторстве, одно из дифференциальных уравнений в частных производных получило наименование уравнения Лаврентьева — Бицадзе. В 5-томной «Математической энциклопедии» (том 2, столбец 499) имеется статья «Уравнение Бицадзе». Награды: Орден Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени; медали; лауреат премии имени Н.И.Мусхелишвили; заслуженный деятель науки Грузинской ССР; почётный гражданин города Чиатура. Литература: Математики. Механики. Биографический справочник / Составитель А.Н.Боголюбов. — Киев: Наукова думка, 1983. — Страница. 51. — 639 страниц; Ишлинский А.Ю. Механика: идеи, задачи, приложения. — Москва: Наука, 1985. — 624 страницы.

[469x700]
1916
Николай Александрович Замятин
заслуженный лётчик-испытатель СССР (21 августа 1964), капитан. Родился в городе Пермь. Детство провёл в городе Кудымкар Пермской области. В 1934 окончил Кудымкарский лесотехнический техникум, до 1935 работал техником по лесозаготовкам. В 1940 окончил Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб. В армии с 1940. В 1941 окончил Тамбовскую ВАШЛ, в 1942 -Липецкий учебный центр ВВС. Участник Великой Отечественной войны: в январе 1942-декабре 1942 -лётчик 608-го ночного бомбардировочного авиационного полка; в декабре 1942-июне 1944 - лётчик 137-го бомбардировочного авиационного полка; в июне 1944-мае 1945-командир звена, помощник командира авиационной эскадрильи 114-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (Карельский фронт). Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 - помощник командира авиационной эскадрильи 114-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (12-я воздушная армия). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1946 - в запасе. Работал инженером в ЛИИ. С октября 1947 по февраль 1976 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания двигателей: «ВК-7» (1953), «АЛ-7» (1955), «ВК-32 (1955) на «Ту-4ЛЛ» (1953); «АМ-3М2 на «Ту-16ЛЛ» (1955), «ВД-7» на «М-4ЛЛ» (1956). Участвовал в испытаниях Ту-4 (1948); в исследованиях баллистических характеристик корпуса будущей атомной бомбы (на «Ту-4») (1948); испытаниях опытного бустерного управления на «Ju-388» (1950); испытаниях автоматической системы захода на посадку. До 1989 работал в ЛИИ ведущим инженером. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 12 июня 1994 года. Похоронен в посёлке Островцы Раменского района Московской области. Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями.

1916Nodiy_Georgiy_Yakovlevich (460x700, 133Kb)
1916
Нодия Георгий Яковлевич
главный агроном отдела сельского хозяйства Сухумского района Абхазской АССР, Грузинская ССР. Родился в окружном городе Сухуми Кутаисской губернии, ныне – город Сухум – столица Абхазии. Грузин. После окончания агробиологического факультета Сухумского государственного педагогического института имени А.М.Горького работал в сельском хозяйстве Сухумского района Абхазской АССР, в первые послевоенные годы – главным агрономом района под руководством Петра Цанава . Правильно организованная руководством района работа аграрного сектора позволила в кратчайшие сроки 4-й пятилетки (1946-1950) достигнуть довоенного уровня урожая по кукурузе, чаю, табаку, цитрусовым и другим сельскохозяйственным культурам. В 1949 году главный агроном Георгий Нодия обеспечил своей работой перевыполнение в целом по Сухумскому району плана сбора урожая цитрусовых плодов на 55 процентов [по итогам работы в 1949-1950 годы 10 табаководов из двух колхозов Сухумского района: имени Руставели (п/к Ромазан Джобава) и «Меоре хутцледи» (п/к Шалва Тодуа) стали Героями Социалистического Труда]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1951 года за перевыполнение плана сбора урожая сортового зелёного чайного листа, цитрусовых плодов и винограда в 1949 году Нодия Георгию Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены первый секретарь Сухумского райкома партии А.З.Берия и председатель райисполком А.Т.Аблотия. В последующие годы Г.Я.Нодия продолжал руководить аграрным сектором Сухумского района. Проживал в родном городе Сухуми – столице Абхазской АССР (ныне – Абхазии). Дата его кончины не установлена. Награждён орденом Ленина (19 апреля 1951), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (2 апреля 1966).

1916
Николай Антонович Пешков
командир отделения разведки штабной батареи 40-го артиллерийского полка (4-я Бежицкая стрелковая дивизия, 25-й стрелковый корпус, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), ефрейтор. Родился в селе Листопадовка ныне Грибановского района Воронежской области, в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. С 1937 по 1939 год проходил действительную срочную службу в Красной Армии. После увольнения жил в городе Москва. Работал бригадиром на одном из предприятий. Повторно призван в 1941 году. В действующей армии с 23 июля 1943 года. Воевал на Брянском и Белорусском (с 24 февраля 1944 года – 1-й Белорусский) фронтах. Принимал участие в Брянской, Гомельско-Речицкой, Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской и Берлинской наступательных операциях. В ходе наступательных боев в районе деревни Сельное ныне Жлобинского района Гомельской области (Беларусь) с 24 по 28 февраля 1944 года разведчик-наблюдатель Н.А.Пешков, находясь на передовом наблюдательном пункте, выявил противотанковое орудие и 4 огневых точки противника, которые препятствовали продвижению наших стрелковых подразделений. Огнем артиллерии обнаруженные цели были подавлены. 3 марта 1944 года в районе деревни Коротковичи (ныне агрогородок того же района) Н.А.Пешков был ранен. После перевязки он продолжил выполнять свои обязанности на наблюдательном пункте и обнаружил минометную батарею и 2 огневых точки противника, которые были уничтожены огнем нашей артиллерии. Приказом командира 4-й стрелковой дивизии от 13 марта 1944 года красноармеец Пешков Николай Антонович награжден орденом Славы III степени. В ходе наступления части 4-й стрелковой дивизии 21 июня 1944 года форсировали реку Турья в районе села Блаженик (ныне Турийский район Волынской области, Украина). Н.А.Пешков в составе разведывательной группы в числе первых форсировал реку и выявил 2 минометные батареи и 2 огневые точки противника. Своевременное подавление выявленных целей способствовало переправе остальных подразделений и наращиванию сил на плацдарме. Приказом командира 25-го стрелкового корпуса Н.А.Пешков был награжден орденом Красной Звезды. При прорыве обороны противника с началом Варшавско-Познанской наступательной операции 14 января 1945 года Н.А.Пешков в районе села Мшадля-Нова (ныне гмина Пшиленк Зволенского повята Мазовецкого воеводства, Польша) обнаружил 2 артиллерийские батареи, деревоземляную огневую точку и 2 станковых пулемета немцев, которые были уничтожены огнем артиллерии. В ходе дальнейшего наступления Н.А.Пешков, продвигаясь в боевых порядках наступающих стрелковых подразделений, выявил 4 артиллерийские и 3 минометные батареи, станковый пулемет и 3 наблюдательных пункта врага. Своевременное уничтожение и подавление целей обеспечило успешное выполнение боевой задачи стрелкового батальона. Приказом командующего 69-й армией от 6 марта 1945 года ефрейтор Пешков Николай Антонович награжден орденом Славы II степени. В результате операции 4-я стрелковая дивизия вышла к реке Одер, форсировала ее и захватила плацдарм севернее города Лебус (ныне район Меркиш-Одерланд, земля Бранденбург, Германия). 5 марта 1945 года в бою за расширение плацдарма был тяжело ранен командир взвода разведки. Командир отделения разведки Н.А.Пешков под огнем противника, рискуя своей жизнью, вынес раненого офицера с поля боя и доставил его в медицинский пункт. Приказом командующего 69-й армией от 17 мая 1945 года ефрейтор Пешков Николай Антонович награжден вторым орденом Славы II степени. При прорыве обороны противника с началом Берлинской наступательной операции 16 апреля 1945 года сержант Н.А.Пешков под огнем противника вел разведку и передавал данные в штаб полка. Им были обнаружены и впоследствии уничтожены или подавлены огнем артиллерии 3 артиллерийские и 5 минометных батарей, 4 деревоземляные огневые точки, 3 блиндажа, 2 наблюдательных пункта противника. Своевременный и точный огонь артиллерии способствовал успешной атаке стрелковых подразделений и овладению передним краем врага. Приказом командира 25-го стрелкового корпуса Н.А.Пешков был награжден орденом Отечественной войны II степени. В августе 1946 года Н.А.Пешков был демобилизован. Вернулся в родные края. Работал трактористом в колхозе в селе Кутки Грибановского района Воронежской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1982 года в порядке перенаграждения Пешков Николай Антонович награжден орденом Славы I степени. В 1984 году переехал в город Владимир. Умер 23 ноября 1997 года. Награжден орденами Отечественной войны I (11 марта 1985) и II (9 мая 1945) степеней, Красной Звезды (29 июня 1944), Славы I (22 января 1982), II (6 марта 1945) и III (13 марта 1944) степеней, медалями.
[700x485]
Мемориальная доска установлена 5 мая 2005 года в городе Владимир на доме (Суздальский проспект № 26а), в котором жил Н.А.Пешков.

[486x699]
1917
Николай Фёдорович Андреев
командир взвода 3-го отдельного сапёрного батальона 72-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта, лейтенант. Родился в деревне Ремнёво Калязинского района Тверской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с июля 1943 года. Окончил неполную среднюю школу. Работал в колхозе. В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Окончил курсы младших лейтенантов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1942 году окончил Болшевское военно-инженерное училище. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, Волховском фронтах. Был дважды ранен. На войне Н.Ф.Андреев был сапёром. Эта военная профессия требует кроме смелости хладнокровия, внутренней собранности, осмотрительности. Ошибаться сапёрам нельзя. Они идут впереди, прокладывают во вражеских минных полях пути для наступающей пехоты, снимают проволочные заграждения, строят переправы. Окончив офицерские курсы военно-инженерного училища, Н.Ф.Андреев весной 1944 года принял командование взводом. А в июне 21-я армия возобновила бои по прорыву оборонительной полосы противника северо-восточнее Выборга. Командир батальона поставил взводу Н.Ф.Андреева задачу — проделать два прохода в обороне врага: снять противопехотные и противотанковые мины, проволочные заграждения, взорвать надолбы. Под грохот артиллерийской подготовки сапёры вышли к переднему краю. Они работали меж двух огней — били наши пушки, стреляли по нашим позициям ожившие огневые точки гитлеровцев. Саперы действовали решительно: подорвали надолбы, обезвредили сотни мин, срыли скаты противотанкового рва. Обстрел усиливался. Осколки разорвавшегося поблизости снаряда зацепили лейтенанта. Друзья встревожились. Но Н.Ф.Андреев спешил доделать проход. И, когда все было закончено, когда наши танки, поддержанные пехотой, пошли в наступление, Н.Ф.Андреев облегченно вздохнул. Его отправили в санитарную часть. И только там выяснилось, что ранение тяжелее и опаснее, чем он думал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях под Выборгом лейтенанту Николаю Фёдоровичу Андрееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4493). В феврале 1945 года после длительного лечения в госпитале старший лейтенант Н.Ф.Андреев уволен в запас. Окончил Калининскую областную партийную школу и заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Был на партийной и хозяйственной работе. В пятидесятых годах Н.Ф.Андреев пошёл председателем в отстающее хозяйство "Победа", где проработал четыре года. Затем трудился мастером Удомельской межколхозной передвижной механизированной колонны. Под его руководством изготовляли железобетонные конструкции для сельских строек. Жил в посёлке городского типа Удомля Тверской области. Скончался 27 января 1987 года. Награжден орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, медалями.

[491x700]
1917
Михаил Никонович Мантуров
механик-водитель танка Т-34 65-й танковой Волновахской Краснознаменной ордена Суворова бригады (11-й танковый Краснознаменный корпус, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), старшина. Родился в деревне Кулига ныне Алапаевского района Свердловской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), курсы трактористов. Работал в Нижнесалдинском леспромхозе, затем на Басьяновском торфопредприятии (Верхнесалдинский район той же области). Призван в армию в 1939 году. Служил на Дальнем Востоке в танковой части механиком-водителем танка. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с октября 1941 года. Сражался на Ленинградском, Брянском, Южном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Дважды ранен и контужен. Особо отличился в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции на территории Польши. Участвовал в прорыве обороны противника и освобождении 16 января 1945 года города Радом. При наступлении на город Томашув-Мазовецки первым переправился через реку Пилица, участвовал в освобождении города Лодзь. Только 18 января 1945 года его экипаж уничтожил артиллерийскую батарею, захватил танк и 4 зенитных орудия противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Мантурову Михаилу Никоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
[485x700]
После войны старшина М.Н.Мантуров демобилизован. Жил в городе Алапаевск, работал в Травянском леспромхозе треста “Алапаевсклес”. В 1963 году переехал в Свердловск (ныне Екатеринбург). Скончался 23 января 1996 года. Похоронен в селе Арамашево (ныне в составе муниципального образования Алапаевское). Награжден орденом Ленина (24 марта 1945), Отечественной войны I степени (11 марта 1985), 3 орденами Отечественной войны II степени (4 августа 1944; 21 августа 1944; 30 мая 1945), орденом Славы III степени (21 августа 1944), медалями, в том числе «За отвагу» (21 сентября 1943). Решением думы муниципального образования Алапаевское от 26 февраля 2015 года Арамашевской средней общеобразовательной школе присвоено имя М.Н.Мантурова. 5 мая 2015 года в селе Арамашево установлена мемориальная доска в честь Героя.

[527x699]
1917
Михаил Трифонович Сотников
командир полуглиссера ПГ-111 1-го отдельного отряда полуглиссеров 1-й бригады речных кораблей Днепровской военной флотилии, старшина 2-й статьи. Родился в станице Новокатериновской Кочубеевского района Ставропольского края, в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил неполную среднюю школу. В Военно-Морском Флоте в 1937–1940 годах и с 1942 года. Сотников прошёл действительную военную службу на Тихоокеанском флоте ещё до войны. После увольнения в запас работал мотористом на плавучем маяке в городе Астрахани. В начале 1944 года был зачислен в Днепровскую военную флотилию на должность командира полуглиссера. 1-я бригада речных кораблей выполняла боевые задания на реках Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпре. Отличился Михаил Сотников летом 1944 года в боях за белорусские города Бобруйск и Пинск. Получил благодарность Верховного Главнокомандующего. С боями дошёл до Германии. В апреле 1945 года началась Берлинская операция. Днепровская военная флотилия была в оперативном подчинении 1-го Белорусского флота. Ей предстояло переправить войска 9-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии через реку Шпре в Берлин. Отряд полуглиссеров под командованием лейтенанта М.М.Калинина с 16 по 22 апреля следовал на грузовых автомашинах в боевых порядках корпуса с Кюстринского плацдарма. В ночь на 24 апреля 1945 года полуглиссеры под огнём противника были спущены на воду, и началась переправа разведывательных и передовых отрядов десантных войск. Полуглиссером под № 111 командовал старшина 2-й статьи Михаил Сотников. Под непрекращающимся огнём противника катер сделал через Шпре несколько рейсов и высадил у леса Плентер-вальде около 2-х стрелковых рот. Во время одного из обратных рейсов Сонтиков получил несколько ранений, но боевой пост не покинул, сумев довести катер до своего берега, где от полученных ранений скончался... Похоронен в братской могиле в городе Кюстрин (ныне - Кюстшин, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшине 2-й статьи Сотникову Михаилу Трифоновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. В селе Кочубеевском Ставропольского края одна из улиц носит имя Михаила Сотникова. Приказом Министра обороны СССР М.Т.Сотников навечно зачислен в списки личного состава одной из частей Военно-Морского Флота.

[481x700]
1917
Михаил Васильевич Чугунин
командир танка 45-й гвардейской танковой бригады (11-й гвардейский танковый корпус, 1-я гвардейская танковая армия, 1-й Украинский фронт), гвардии младший лейтенант. Родился в деревне Сластники ныне Краснобаковского района Нижегородской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил школу ФЗУ. С 1932 по 1934 года работал слесарем в артели «Металлист», а в 1934-1938 – механиком Краснобаковской инкубаторной станции. В Красной Армии с 1938 года. На фронте в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. В начале Великой Отечественной войны Чугунин принимал участие в битве под Москвой. Был ранен. В ноябре 1942 года окончил Саратовское танковое училище. Член ВКП(б)/ КПСС с 1943 года. Командир танка 45-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта гвардии младший лейтенант Чугунин со своим экипажем в числе первых ворвался на железнодорожную станцию Гусятин (Тернопольская область, Украина), перерезал шоссейную дорогу и уничтожил вражеский танк и 20 автомашин. 26 марта 1944 года в составе группы из трёх танков переправился через Днестр у села Устечко (Залещицкий район Тернопольской области), совершил 70-километровый марш к городу Сторожинец (Черновицкая область). Группа разделилась на три направления удара. 28 марта, обойдя Сторожинец справа, танк гвардии младшего лейтенанта Чугунина вышел на огневые позиции вражеской батареи. Раздавив орудия, Чугунин прорвался с тыла к танкам противника. В результате боя город и станция были к исходу дня полностью очищены от противника. Своими действиями группа отрезала путь отступления гитлеровцам из Черновцов и удержала позиции до подхода главных сил. Экипаж танка гвардии младшего лейтенанта Чугунина уничтожил 2 вражеских танка, 3 орудия, 30 автомашин с пехотой и грузами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии младшему лейтенанту Чугунину Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2399). В 1944 году с июня по декабрь Чугунин – слушатель высшего Ленинградского танкового училища. Затем вновь направлен на фронт. Войну закончил в Берлине. С 1947 года старший лейтенант Чугунин – в запасе. Работал заместителем председателя Краснобаковского райисполкома, а после окончания Горьковской высшей партийной школы – директором отделения «Заготлён», директором хлебокомбинатов в Красных Баках и Бору. Последние годы жил в Нижнем Новгороде. Умер 5 сентября 1989 года. Похоронен в Нижнем Новгороде на Ново-Сормовском кладбище. Почётный гражданин города Сторожинец (Черновицкая область, Украина). Награждён орденами Ленина, Отечественной войны I и II степеней, медалями.

[550x699]
1918
Николай Иванович Антонов
командир пулемётной роты 218-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии 61-я армии Центрального фронта, гвардии старший лейтенант. Родился в деревне Горка ныне Волховского района Ленинградской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. 16 июля 1941 года Опоченским райвоенкоматом призван в Красную Армию. В 1942 году окончил Одесское военное пехотное училище. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Командир пулемётной роты 218-го гвардейского стрелкового полка (77-я гвардейская стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Николай Антонов отличился в сентябре 1943 года в районе села Комарин Брагинского района Гомельской области Белоруссии. При переправе советских войск через реку Днепр гвардии старший лейтенант Антонов Н.И. получил задание: огнём своей роты отвлечь внимание противника от действительного места переправы дивизии. Отвлекая огнём пулемётов внимание гитлеровцев, бесстрашный офицер надёжно прикрыл батальон. В результате стрелковые роты далеко продвинулись в глубь обороны фашистов. Умелые действия роты гвардии старшего лейтенанта Антонова на ложном участке форсирования Днепра, способствовали успешному преодолению реки батальоном на главном направлении. За проявленные в боях за Днепр доблесть и геройство гвардии старшему лейтенанту Антонову Николаю Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3315). После войны Н.И.Антонов продолжал службу в Вооружённых Силах СССР на различных должностях. Окончил Высшую школу МВД. С 1968 года полковник Антонов Н.И. — в запасе, а затем в отставке. Жил в столице Украины - городе-герое Киеве. Скончался 25 декабря 1995 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы". Награждён орденом Ленина, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, медалями.

[499x700]
1918
Николай Родионович Громыхалин
командир отделения 238-го ордена Александра Невского отдельного инженерно-саперного батальона (48-я инженерно-саперная бригада, 70-я армия, 2-й Белорусский фронт), старший сержант. Родился в деревне Драньково Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне Егорьевский район Московской области, в семье крестьянина. Русский. Окончив 7 классов, работал на Егорьевской обувной фабрике слесарем-наладчиком. В ноябре 1941 года был призван в Красную Армию. С того же времени в боях Великой Отечественной войны. Участвовал в обороне Москвы. Bоевал на Центральном и 2-м Белорусском фронтах. На завершающем этапе войны старший сержант Громыхалин - командир отделения 238-го отдельного инженерно-саперного батальона. Отличился при форсировании реки Одер. 20 апреля 1945 года в районе населенного пункта Мешерин (севернее города Гарц, Германия) старший сержант Громыхалин первым на лодке под огнем противника доставил десант из 11 человек на западный берег реки, занятый врагом. Во время высадки десанта был ранен, но вновь отправился в рейс и доставил вторую группу десантников. Во втором рейсе был снова ранен, на этот раз смертельно. Похоронен на кладбище города Грайфенхаген (Грыфино, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему сержанту Громыхалину Николаю Родионовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденами Ленина (29 июня 1945; посмертно), Красной Звезды (11 декабря 1944), Славы III степени (19 февраля 1945), медалям «За отвагу» (8 августа 1944), «За оборону Москвы». В городе Егорьевск на Аллее Героев установлена стела с портретом Героя.

1918EgorovNT (449x700, 80Kb)
1918
Николай Тимофеевич Егоров
токарь-расточник завода № 402 Государственного комитета по судостроению СССР. Родился в деревне Тимонино ныне Клинского района Московской области. Русский. Трудовую деятельность начал токарем на одном из заводов в Москве после окончания школы фабрично-заводского ученичества. В 1941-1942 годах служил в рядах Советской Армии. Затем вновь работал токарем, художественным руководителем Дворца культуры. В 1948 году по распределению приехал работать на завод № 402 (ныне – ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») в город Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области. Работал токарем-расточником и мастером производственного обучения в цехе № 8. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей Военно-Морского Флота, Егорову Николаю Тимофеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С 1979 года Н.Т.Егоров – на заслуженном отдыхе. Жил в Северодвинске. Скончался 20 мая 1984 года.
[595x700]
Похоронен на городском кладбище в Северодвинске. Заслуженный рационализатор РСФСР (1963). Награждён двумя орденами Ленина (1959, 1963), медалями.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 22 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»