• Авторизация


10 мая родились... 10-05-2025 07:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Fritz von Unruh0 (700x700, 186Kb)
1885
Фриц фон Унру (немецкое имя — Fritz von Unruh)
немецкий драматург, чьё творчество относят к экспрессионизму. Родился в городе Кобленц, Рейнланд-Пфальц, Германская империя, в военной семье. Соблюдая традиции рода, большую часть своей жизни провёл в армии. В результате изучения истории написал первую свою драму «Луи-Фердинанд, принц прусский». Другая пьеса Унру — «Офицеры» (1912), имела шумный успех. Раздражение прусской военщины против автора заставило его выйти в отставку. После объявления войны 1914 году он снова вступил в армию. Участвовал в боях за Реймс — здесь же возник первоначальный вариант его стихотворной «думы» — «Перед решением» (Vor der Entscheidung, 1914). Уже в период первых германских побед пришёл к осуждению войны, а затем и к страстному отрицанию существующего общественного строя. На полях Вердена зародилось наиболее сильное произведение его переходного периода — прозаический рассказ о верденских боях — «Жертвенный путь» (Der Opfergang, 1916, 2 Aufl., 1919). Тогда же, во время скитаний по фронту, Унру задумал трилогию «Род» и набросал первую его часть — того же названия (Geschlecht). В начале революции исповедывал отвлечённый республиканизм и космополитизм, пророча гибель старому миру.
Fritz_von_Unruh (485x700, 136Kb)
Фриц фон Унру выступает на митинге Железного фронта, 1932.
Социальные чаяния Унру построены на моральной основе. Даже в краткий период сочувствия социализму он не смог приблизиться к подлинному пониманию потрясшей Европу катастрофы. В 1920 году он закончил вторую часть трилогии: «Площадь» (Platz) и приступил к третьей (Dietrich). Первые части трилогии произвели, несмотря на свою отвлечённость, огромное впечатление в Германии. После «Сада роз» (Rosengarten, 1923) и пьесы «Генрих фон Андернах» (Heinrich von Andernach, 1925), написанной ко дню тысячелетия Рейнской провинции, был избран членом прусской Академии словесности (1926), в которой оставался до государственного переворота 1933 года. После поездки в Париж и Лондон написал наивно-космополитическую книгу «Крылья Ники» (Flügel der Nike, 1924).
Fritz_von_Unruhбюст (525x700, 297Kb)
Бюст Унру в музее Лембрук в Дуйсбурге.
В эти годы он возомнил себя пророком общественного обновления, выступал с речами в Германии и за границей. С 1933 года находился в эмиграции. Умер в городе Диц, Рейнланд-Пфальц, ФРГ, 28 ноября 1970 года. Награды: Командорский крест Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (1955); Премия Генриха Клейста (1914); Премия Вильгельма Раабе (1947); Премия Гёте (1948); медаль Карла фон Осецкого (1966). Библиография: Engel F., Fr. v. Unruh und seine besten Bühnenwerke, B., 1922; Meister K., Fr. v. Unruh (Germanische Studien, H. 39), B., 1925; Gutkind K. S., Ybel R. u. Durtain L., Fritz v. Unruh. Auseinandersetzung mit dem Werk, Frankfurt a. M., 1927. Литература: Фриц фон Унру // Литературная энциклопедия : в 11 томах — [Москва], 1929—1939.

[518x700]
1885
Иван Семенович Щукин
советский физико-географ, доктор географических наук (1935), профессор МГУ (с 1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Почётный член Географического общества СССР (с 1955). Один из создателей советской геоморфологической школы. Ученик Д.Н.Анучина. Родился в Москве, в семье купца 2-й гильдии: отец, Семен Иванович, уроженец города Боровска, принадлежал (не по прямой линии) к роду российских купцов-мануфактурщиков Щукиных, известных меценатов и коллекционеров, владел небольшой писчебумажной лавкой; мать, Мария Андреевна, урождённая Симагина, дочь небогатого купца, вначале была домохозяйкой, а после неожиданной смерти мужа в 1888 г. продолжила торговое дело. В 1902 г. окончил Александровское коммерческое училище – одно из лучших реальных училищ Москвы, где получил приличное знание трех западноевропейских языков. Однако, по незнанию древних языков, не смог поступить в университет на естественное отделение физико-математического факультета. Только в 1908 г. удалось осуществить эту мечту, когда греческий язык был отменен, а с латынью он легко справился сам; в 1902-1908 гг. работал счетоводом по коммерческой части. Университетский курс прошел в 3 года, сдав госэкзамены экстерном. По предложению профессора Д.Н.Анучина, был оставлен при университете для подготовки к преподавательской деятельности по кафедре географии и этнографии. В 1915 г. был зачислен на должность младшего ассистента той же кафедры, но весной 1916 г. был призван в армию. Военную службу отбывал в звании чиновника военного времени в Главном Военно-метеорологическом Управлении в Петрограде при Главной геофизической обсерватории. После демобилизации в 1918 г. вернулся в университет на должность ассистента, а после получения звания приват-доцента, читал в университете курсы по географии Кавказа и народоведению Кавказа. В 1922 г. был назначен ученым хранителем географического музея МГУ. Одновременно по совместительству преподавал с 1918 по 1930 гг. в Московском Межевом институте (ныне Институт инженеров геодезии, картографии и аэросъемки), а в 1935 г. был приглашен по совместительству на должность старшего научного сотрудника в Институт географии Академии Наук СССР, где и работал до эвакуации университета в 1941 г. в Ашхабад, а затем в Свердловск. В 1935 г. был утвержден постановлением ВАК в звании профессора и в ученой степени доктора географических наук по совокупности научных работ без защиты диссертации. В 1944-1961 гг. - заведующий кафедрой геоморфологии географического факультета МГУ. Позже – штатный профессор кафедры геоморфологии. Почетный член Всесоюзного Географического Общества, действительный член Всесоюзного Ботанического Общества и Московского общества испытателей природы, а также почетный член Географического общества Азербайджана. В знак признания выдающихся заслуг И.С.Щукина перед отечественной географией его именем названы: ледник в горах Джунгарского Алатау, залив на побережье острова Уруп (Курилы), горы в прибрежной части Восточной Антарктиды (рядом с горами Вернадского), два горных пика (высота 4205 и 5150 м) на северо-западе Памира и пять видов насекомых и наземных моллюсков из числа собранных им самим и описанных зарубежными учеными. Умер в Москве 10 октября 1985 года. В память И.С.Щукина на географическом факультете МГУ регулярно проводятся геоморфологические конференции, собирающие ученых со всего бывшего СССР. Область научных интересов: общая геоморфология суши, климатическая геоморфология, региональная геоморфология Кавказа и Средней Азии. И.С.Щукиным создана концепция геоморфологических комплексов, обосновано представление о геоморфологии как науке географического цикла, показана важнейшая роль климата в формировании рельефа. Награжден орденами Знак Почета (1940 г.), Ленина (1950 г.), Трудового Красного Знамени (дважды — в 1960 и 1975 гг.) и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946 г.), «За доблестный труд» (1970 г.), «В честь 800-летия Москвы» (1948 г.), «Ветеран труда» (1976 г.). За активную научную деятельность и большую организационную работу во Всесоюзном Географическом Обществе он удостоен Большой Золотой медали имени Н.М.Пржевальского. Лауреат Ломоносовской (1984 г.) и Анучинской (1965 и 1975 гг.) премий. Именем И.С.Щукина названы: Две горы в горной стране Гиссаро-Алай; Залив на острове Уруп в Тихом океане; Горы в Восточной Антарктиде; Ледник в горном хребте Джунгарский Алатау, Тянь-Шань. Сочинения: Очерки геоморфологии Кавказа, часть 1. Москва, 1926; Общая морфология суши, том 1, том 2. Москва–Ленинград, 1933–1938; Очерки физической географии Средней Азии, часть 1, Москва, 1956; Жизнь гор. Опыт анализа горных стран как комплекса поясных ландшафтов (в соавторстве с О.Е.Щукиной). Москва, 1959; Общая геоморфология. Том 1, Том 2, Том 3. Москва, 1960, 1964, 1974; Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Москва, 1980; Геоморфология Средней Азии. Москва, 1983; Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии: Русско-англо-немецко-французский / Составитель профессор И.С.Щукин; Под редакцией профессора А.И.Спиридонова. — Москва: Советская энциклопедия, 1980. — 704 страницы — 55 000 экземпляров (в переплёте). Литература: Ученые-географы, награжденные орденом «Знак почета» // Газета «География в школе, № 4, 1940 г.; Гвоздецкий Н.А., Спиридонов А.И. К юбилею И.С.Щукина // Рельеф и ландшафты: Сборник статей. — Москва: Издательство Московского государствееного университета, 1977; Р.Багирян. Горы и пики столетнего профессора // Газета «Вечерняя Москва», 29 апреля 1985 г. ; Патриарх советской географии // Вестник Московского университета, серия 5, География. 1985. № 2; Леонтьев О.К., Болысов С.И. Работа – это моя жизнь// Газета «Московский университет», 22 мая 1985 г.; А.И.Спиридонов – Ивану Семеновичу Щукину – сто лет! // Известия ВГО, 1985; Подготовлена к печати брошюра «Иван Семенович Щукин – воспоминания современников».

[699x479]
1886
Карл Барт (немецкое имя — Karl Barth)
швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей так называемой диалектической теологии. Его «Церковная догматика» в 13 томах стала значительным событием в христианском мире XX века. Родился в Базеле, в семье пастора. Во время своей конфирмации в 1902 г. Барт решает посвятить свою жизнь теологии. Изучает её в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. В 1908 г. его назначают помощником пастора реформатской церкви Женевы, и он проповедует на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В 1911 г. Барт переезжает в Сафенвил, небольшой городок на границе Швейцарии и Германии, где получает свой приход. Первый крупный труд Барта «Послание апостола Павла к Римлянам» (1918) связан с идеями Кьеркегора и настойчиво подчеркивает несоизмеримость Божественного и человеческого: предмет откровения и человеческих знаний различны, а потому вера есть колеблющееся между «да» и «нет» дерзание, отважный прыжок в пустоту. Во имя такого понимания веры Барт полемизирует с либеральным протестантизмом и католическим религиозным рационализмом. Наряду с этим Барт энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. С 1923 г. он начинает занимать должности профессора в университетах. В молодости Барт участвовал в движении христианского социализма, а в 1933 г. выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму (в это время Барт преподавал в Германии), основал т. н. Исповедническую церковь. После Мюнхенского соглашения 1938 г. одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с позиции «третьего пути», демонстративно поддерживая отношения с теологическими кругами как ФРГ, так и ГДР. Умер в Базеле 10 декабря 1968 года. Теология Барта оценивается как неоортодоксия и оппозиция либеральному христианству, поскольку он возрождает интерес к догматике и учению о триедином Боге. Во многом такой подход обусловлен опорой на Откровение, которое превосходит как разум, так и чувство. Барт замечает, что Библия не знает человека вообще, но она знает людей, призванных через веру. Вера же является решимостью (экзистенциальным выбором в духе Кьеркегора), а не иррациональным постулатом или смутным переживанием. В противовес естественному откровению либеральных теологов, Барт настаивал на уникальности Откровения Бога через Иисуса Христа. Доктринальная система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем: «Дело обстоит не таким образом, что на долгом пути поисков и томлений по божественному достигнуто определённое пристанище в виде христианского исповедания веры. Бог христианского исповедания, в отличие от всех богов, не найденный или изобретённый бог, наконец-то открытый человеком, это Бог, Который не является реализацией, пусть даже последней, высшей и лучшей реализацией того, что издавна искал и стремился обрести человек» (Очерк догматики, страницы 57-58). В вере человек встречается с такой действительностью, которую он сам по себе нигде и никогда не искал и тем более не находил. Бог отделён от человека бесконечным качественным отличием. Человек не способен сам по себе познать Бога или принять Божественное откровение. В природе нет ничего подобного Богу. Бог не вовлечён в природу и не зависит от неё. Он непознаваем с помощью разума, Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Себе и другим лишь Сам, а не вследствие наших поисков и обнаружений, наших чувств и мыслей. Именно Этот Бог в вышних повернулся к человеку, одарил Собой человека, сообщил ему о Себе. Тот, Кто зовётся Богом в Священном Писании, неисследуем, то есть Он не был открыт каким-либо человеком. Барт считает, что преувеличение значимости откровения причиняет вред, поскольку незаметно, но неизбежно разрушает Евангелие, так как подчиняет его культуре. Но если Бога с помощью рациональных средств познать невозможно, то можно ли Его вообще познать? Да, отвечает Барт, Бога можно познать в Слове Божием, в Его откровении о Себе. Бог явил Себя в истории однажды — в Иисусе Христе, Он явил Себя, а не просто открыл какую-то информацию о Себе, не показывая, как нужно жить. По Барту, Слово Божие существует в трёх формах: во-первых, это Сам Иисус Христос, Его жизнь, смерть и Воскресение, во-вторых, это Писание, где отражено Божественное откровение, и, в-третьих, это церковная проповедь Евангелия. Последние две формы — это условное Слово Божие, поскольку они становятся им только тогда, когда Бог использует их, чтобы явить Иисуса Христа. Барт утверждает, что Библия — это попытка человека повторить Слово Божье человеческими словами. Оно может стать вновь истинным Словом Божьим для человека, если Бог решит явить Себя через неё ему. Библия — это сообщение о том, что откровение было, но не запись того, что оно собой представляло. Это свидетельство и обещание того, что откровение снова может произойти. Бог может возобновить своё откровение и повторить то, что он совершил в библейской ситуации. Когда это происходит, Библию можно назвать Словом Божьим. В целом, теология Барта христоцентрична, что превращает его теологические взгляды в систему. Иисус Христос — это единственное, уникальное самооткровение Бога, Он — Слово Божье в личности. Однако понимание Бартом откровения наложило свой отпечаток на понимание человеческой природы Иисуса. Барт полностью признаёт человечность Иисуса, однако не видит в ней ничего особенного. Человеческая жизнь Иисуса не вносит большого вклада в раскрытие природы Бога. Фактически информация о Нём, которую можно получить в результате исторического исследования, способствует скорее сокрытию, чем обнаружению его Божественности. Доктрина об откровении также повлияла на представления Барта о предопределении. Он полностью отвергает традиционную кальвинистскую точку зрения, согласно которой Бог предвечно определил избранных и неизбранных. Барт считает, что это заблуждение, возникшее из-за неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось статичным. Воля Бога не есть неизменное решение, которая Его же и ограничивает. Бог волен изменять Свои решения, приостанавливать их исполнение, но неизменным остаётся одно: Бог постоянен в свободно выбранной любви. Бог избрал Иисуса Христа, а в Нём — сообщество, которое свидетельствует о Христе, а в сообществе — людей. Все люди избранные, однако не все живут как избранные — образ жизни зависит от их собственного выбора. И задача избранного сообщества состоит в том, чтобы объяснить последним факт избрания их Богом. Нет существенного различия между верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали, что избраны, и живут соответственно, а вторые живут так, как будто неизбраны, хотя они и избраны Богом во Христе. Вероучение Церкви и изъяснение догматов — любимая тема для Барта, написавшего более шести миллионов слов во всех своих «догматиках». Папа Пий XII отозвался о Барте как о втором богослове после Фомы Аквинского. Барт в некоторых своих положениях особенно близок к православию: «Бога можно познать только благодаря Самому Богу. И если мы имеем возможность говорить о чём-то в вере, то это означает: я славословлю, я благодарю за то, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух есть то, что Он есть и что делает; за то, что Он открыл и явил мне Себя» (Очерк догматики, страница 27). Сочинения: Gesammelte Vorträge. — Bd. 1—3. — Münch., 1928—1957; Die kirchliche Dogmatik. — Bd 1—9, Zollikon — Z., 1932—1955; Theologische Existenz heute. — 9 Aufl. — B., 1934; Mensch und Mitmensch. — Gött., 1955. Публикации на русском языке: Барт К. Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 года. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1997. — 271 страница; Барт К. Послание к Римлянам. — Москва: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2005. — 580 страниц; Барт К. Мгновения. — Москва: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2006. — 160 страниц; Барт К. Оправдание и право. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. — 149 страниц; Барт К. Богословие и музыка: Три речи о Моцарте. / Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг. — Москва: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2006. — 149 страниц; Барт К. Вольфганг Амадей Моцарт. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2006. — 60 страниц; Барт К. Церковная догматика. — Том 1. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2007. — 576 страниц; Барт К. Введение в Евангелическую теологию. — Москва: Центр «Нарния», 2006. — 190 страниц. Литература: Всемирная Энциклопедия, Философия XX в; Balthasar H. V. von, K. Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie, Olten, 1951; Hammer J., K. Barth, Westminster, 1962; Machovec M., Marxismus und dialektische Theologie, Z., 1965; Отец Сергий Лепин, А.В. Вязовская, Барт Карл// Всемирная энциклопедия: Философия XX век. — Минск; Москва: Харвест: АСТ: Современный литератор, 2002. — Страницы 54-55; Некоторые работы К.Барта и статьи о нём; Лютеранское учение и современная реформатская теология Карла Барта// Глава из книги Г. Зассе «На том стоим».

Koval,_Ivan_Lukich (483x700, 115Kb)
1886
Иван Лукич Коваль
директор Валковской МТС Харьковской области Украинской ССР. Родился в селе Ольшаны Дергачёевского уезда Харьковской губернии (ныне – посёлок городского типа Дергачёвского района Харьковской области Украины). Украинец. Трудовую деятельность начал в 12-летнем возрасте батраком у зажиточных крестьян. Получил среднее образование. В 1917 году вступил в РСДРП/РКП(б)/ВКП(б)/КПСС. С 1921 года работал секретарём, а затем председателем Ольшанского сельсовета. С 1929 года – директор Лихачёвской машинно-тракторной станции (МТС), а затем – директор Валковской МТС Харьковской области Украинской ССР (ныне – Украины), которую с началом Великой Отечественной войны в 1941 году эвакуировал в тыл. Вернувшись из эвакуации, успешно восстановил Валковскую МТС. В 1947 году получил в обслуживаемых МТС колхозах урожай пшеницы 21,73 центнера с гектара на площади 613 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозами обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС в 1947 году и обеспеченности семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года Ковалю Ивану Лукичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». После упразднения МТС в 1958 году стал директором Валковской ремонтно-технической станции (РТС). Депутат Верховного Совета Украинской ССР 2-го – 3-го (1947-1955) и 4-го (с 1955) созывов. Также избирался депутатом Валковского районного Совета депутатов трудящихся, членом бюро Валковского райкома КП(б)/Компартии Украины. Жил в городе Валки Валковского района Харьковской области (Украина). Умер 25 августа 1958 года. Похоронен в Харькове. Награждён орденами Ленина (7 мая 1948), Трудового Красного Знамени (28 ноября 1956), «Знак Почёта» (26 февраля 1958), медалями.

[425x700]
1886
Феликс Манало (испанское имя — Felix Manalo)
основатель Церкви Христа. Феликс Манало был старшим сыном Мариано Исагуна и Богифации Манало. Он родился в Типасе (пригород города Тагуила, провинция Ризал, Филиппины), в 13 км к югу от Манилы. Семья была бедной и зарабатывала на жизнь промыслом креветок. Отец Феликса умер в 1896 году, и его мать вышла замуж за вдовца с двумя детьми. От этого брака у них родились ещё пятеро детей. Феликс Манало перепробовал ряд профессий: парикмахер, мастер шляпного дела, ювелир и фотограф. Феликс посещал занятия, на которых изучал чтение, письмо и основные доктрины Римско-католической церкви. Из-за революции 1896 года на Филиппинах, когда были закрыты все школы, Феликсу пришлось прервать обучение после трёх классов начальной школы. Вполне возможно, после революции Феликс ещё учился в общественной школе, открытой американцами, так как неплохо изъяснялся по-английски. В 1919 году Феликс отправился в Соединённые Штаты Америки и проучился один год в Тихоокеанском университете в Калифорнии. Родители Феликса Манало были католиками, поэтому Феликс был крещён в их вере. В детские годы Феликса возили в Сампалок (Манила), где жил их близкий родственник — священник Римско-католической церкви. Но однажды Феликс нашёл Библию на церковной скамье. Дядя не велел ему читать Библию, но это только пробудило у Феликса любопытство. Прочитав книгу, Феликс решил, что некоторые католические обычаи с ней не согласуются. Феликс познакомился с сектой «Колорум», которая исповедовала националистические и мистические учения, и отправился в паломничество к святому капищу секты на горе Банахо, но испытал разочарование, когда поговорил находившимся там «богом», убедившись, что в пещере находится обычный человек. В 1902 году, когда Феликсу было 16 лет, он стал свидетелем поражения священника Римско-католической церкви во время дебатов с методистским миссионером, который свободно цитировал Библию. После этого Феликс подал заявление в методистскую библейскую школу и был принят. Вскоре Феликс обратился в методизм и стал студентом-миссионером. В 1905 году умерла мать Феликса, и он отправился домой на её похороны.
[700x488]
Феликс Манало на марке Филиппин 2014 года.
Католический священник отказался погребать Бонифацию на католическом кладбище без соответствующего служения. Тогда Феликс похоронил её на Аглипаянском кладбище. Именно тогда он и взял себе фамилию матери — Манало. Слово «манало» на тагалоге означает «побеждать» или «победа». Вернувшись в Манилу, Феликс Манало перевёлся в Элленвудскую школу пресвитерианской Церкви и оставался в ней до 1908 года. Так Феликс обратился в пресвитерианство. В 1908 году на Феликса Манало произвели впечатление учения и обычаи миссионеров из Христианской Миссии. Это были выходцы из американских церквей: «Ученики Христа» и «Церкви Христа». Феликс пережил новое обращение и принял крещение через погружение в воду. Манало поступил на учёбу в Манильский библейский колледж, направленный на евангельскую программу. Во время обучения Манало выделили территорию в районе Санта-Ана в Маниле, где он проводил миссионерскую работу. Примерно в это же время Манало женится. В начале 1911 года Феликс Манало узнал, что в одном из домов в Санта-Ане адвентисты планируют провести собрание, на котором будут присутствовать некоторые члены христианских миссий. И он изъявил желание присутствовать на этом собрании и доказать, что адвентистский миссионер заблуждается. Манало составил длинный перечень самостоятельно подготовленных вопросов по отличительным доктринам адвентистской церкви и бросил вызов адвентистскому миссионеру Л.В.Финстеру. Пытаясь убедить Финстера, Манало был неистов и агрессивен. С кротостью и христианской вежливостью, терпеливо пастор Финстер отвечал на вопросы Манало по Священному Писанию. Исчерпав все свои доводы и заготовки, Феликс сдался и достаточно громким голосом, который слышали все присутствующие, заявил: «Этот человек прав!». Когда 11 марта 1911 года в Пунте, Санта Ана, Манила, была создана первая адвентистская церковь, Манало и его жена оказались среди тех 18 филиппийцев, что стали её первыми членами-учредителями. К июню 1911 года Манало начал работать в «Библейском Институте», образованном Л.В.Финстером. В начале 1912 года в город Малолос была направлена группа из четырёх человек под руководством Бибиано Паниса, где Манало был его помощником в качестве миссионера. Через две недели Паниса отозвали в район Санта-Крус, и Манало сам успешно закончил собрание в Малолосе и создал там вторую адвентистскую церковь на Филиппинах. Первый конфликт имел место, когда Манало крестил новообращённых другого собрата по служению Леона Роды в Навотасе (Манила, провинция Ризал). Хотя единственным рукоположённым служителем в стране был Адамс, Манало не мог понять, почему он не мог совершать обряд крещения, не будучи рукоположённым. И всё же ему вынесли порицание. Второй провинностью Манало стало тайное бегство с молодой женщиной, совершённое при содействии двух других женщин из адвентистской церкви «Трозо», что в Санта-Крузе, Манила. Зная, что Адамс этого не одобрит, он попросил бывшего собрата по служению из Христианской Миссии совершить обряд бракосочетания. Это произошло в мае 1913 года. Его первая жена умерла в 1912 году. Будучи служителем, он, Манало, должен был подавать хороший пример, и к тому же похищение невесты состоялось в субботу. Адамс временно отстранил Манало от служения, ожидая дальнейших распоряжений Азиатского дивизиона. Церковь в Малолосе, членом которой являлся Феликс Манало, проголосовала за вынесение замечания. Адамс поручил поработать с Манало Эмилио Маналайсею, учителю общественной школы, рукоположённому в 1913 году. Но Манало остался непреклонен и не мог простить адвентистам, что к нему применили меры дисциплинарного воздействия. Он открыто объявил своим собратьям-служителям о желании организовать собственную Церковь и предложил присоединиться к нему. 25 августа 1913 года его исключили из церкви и из списка работников. Так завершилось пребывание Манало среди адвентистов седьмого дня, длившееся почти два с половиной года. Умер 12 апреля 1963 года.

[521x700]
1886
Ричард Джеймс Мулкахи (ирландское имя — Risteárd Séamus Ó Maolchatha)
ирландский политический и военный деятель. Участвовал в Пасхальном восстании, войне за независимость и в гражданской войне в Ирландии (в последней — на стороне правительственных войск). Ричард Мулкахи родился в городе Уотерфорде на юге Ирландии. Образование он получил в школе Христианских братьев в горде Терлзе графства Типперэри, где его отец работал на почте. Ричард пошёл по стопам отца и также стал почтовым служащим, работая в инженерном департаменте. Работая, он часто переводился с место на место и успел послужить в таких местах, как Терлз, Бантри, Уэксфорд и Дублин. Параллельно со службой он активно участвовал в разнообразных организациях ирландских националистов: Ирландские волонтеры, Ирландское Республиканское Братство и Гэльская лига. В ходе Пасхального восстания Мулкахи сражался под командованием Томаса Эша в Эшборне, графство Мит. Батальон, где он служил, действовал довольно удачно, однако подчиняясь приказу Патрика Пирса они сложили оружие через 24 часа после разгрома восстания.
[525x700]
Бронзовый барельеф и мемориальная доска в Дублине.
Мулкахи был арестован и некоторое время содержался в лагере для интернированных в Уэльсе до своего освобождения 24 декабря 1916 года. После освобождения Мулкахи немедленно примкнул к республиканскому движению и благодаря своим организационным способностям и опыту вскоре стал командиром Дублинской бригады ИРА. В 1918 он был избран в ирландский парламент и в новообразованном правительстве Ирландской Республики стал заместителем министра обороны (оба этих органа не были признаны британским правительством легитимными). Кроме того, в 1919 он стал командующим ИРА по личному составу, и занимал эту должность вплоть до окончания войны за независимость. Мулкахи наравне с Майклом Коллинзом был ответственен за планирование большинства операций ИРА, направленных против британских войск. Тогда же в 1919 он женился на Мари Жозефине Райан, сестре известного ирландского политика Джеймса Райана. В 1922 Мулкахи поддержал Коллинза и англо-ирландское соглашение, ставшее причиной гражданской войны. Он оставил свой пост в ИРА и перешёл в Национальную Армию. После смерти Коллинза именно Мулкахи стал главнокомандующим проправительственных сил. В этой должности ему пришлось иметь дело с партизанской войной, которую ИРА развязала после своего поражения в Манстере. Мулкахи был сторонником крайне жесткой линии в отношении партизан, и именно он отдал приказ, согласно которому любой захваченный с оружием в руках боевик ИРА мог быть казнён на месте (таким образом в ходе войны, без суда и разбирательств, было казнено 77 человек). Кроме того, именно он являлся автором идеи казни заключённых оппозиционеров в ответ на убийства чиновников Ирландского Свободного государства со стороны ИРА. С января по март 1924 Мулкахи исполнял обязанности министра обороны, однако был отправлен в отставку из-за острой критики, обрушившейся за его политику в сфере так называемых «армейских бунтов» — акций протеста демобилизованных после гражданской войны солдат и офицеров Национальной Армии. В 1927 он вновь вошёл в правительство, но на этот раз в статусе министра здравоохранения. Мулкахи дважды (в 1921 и 1922) избирался депутатом Дойла (нижняя палата ирландского парламента) от Северо-западного избирательного округа в Дублине. На выборах 1923 он вновь прошёл в Дойл, но на этот раз от северо-восточного округа. Там же он четырежды переизбирался (в июне-сентябре 1927 в 1932 и в 1933). На выборах 1937 он потерпел поражение, однако все же смог стать членом Сената (верхняя палата). В 1938 он снова попал в Дойл а в 1943- в Сенат. После отставки в 1944 Уильяма Косгрейва с поста председателя второй по величине партии Ирландии Фине Гэл Мулкахи возглавил партию, оставаясь членом Сената. Тем временем фракцию Фине Гэл в Дойле возглавил Томас О’Хиггинс, однако в 1944 Мулкахи заменил его, будучи вновь избранным в нижнюю палату. Перед ним встала задача возрождения Фине Гэл, разлагавшейся после поражения на выборах 1932. На очередных выборах Мулкахи, пытаясь обновить партию, выставил от Фине Гэл 13 молодых, ранее не известных, кандидатов. 4 из них прошли в парламент. Кроме того он, презирая кабинетную работу, активно работал с избирателями, разъезжая по стране на мотоцикле. В итоге, Фине Гэл вновь потерпела поражение, однако победа Фианна Файл уже не была столь явной. Уже в 1948 она была оттеснена партийной коалицией из пяти партий, основу которой составляли Фине Гэл и лейбористы. Мулкахи играл важную роль в создании этого альянса, однако для некоторых участников коалиции, имевших сильные связи с республиканским движением (таких как Шон Макбрайд) фигура Мулкахи в качестве нового премьер-министра была неприемлема из-за его печально известной роли в гражданской войне. В итоге, ему пришлось уступить этот пост более нейтральному Джону Костелло, довольствовавшись портфелем министра образования, который оставался у него до 1951 года. В 1954 после очередных выборов к власти вновь пришло коалиционное правительство, в котором он вновь стал министром образования. До октября 1959 Мулкахи оставался лидером Фине Гэл и лишь в 1960 объявил о намерении уйти на покой. Он скончался в Дублине 16 декабря 1971 года.

[499x700]
1886
Уильям Олаф Стэплдон (William Olaf Stapledon)
британский писатель-фантаст и футуролог, яркий представитель философии космизма. Родился в семье Уильяма Клибберта Стэплдона и Эммелайн Миллер в небольшой деревушке Мерсисайд близ Уолласи на полуострове Уиррал, графство Чешир, Великобритания. С 1887 по 1893 годы жил в Египте, в Порт-Саиде, где его отец работал экспедитором. Учился в школе «Эбботсхольм» (1898—1905) и колледже «Баллиол» в Оксфорде (1905—1909), по окончании которого получил степень бакалавра новейшей истории (а в 1913 году — степень магистра новейшей истории). В 1910—1911 годах — заместитель директора манчестерской начальной школы, затем работал экспедитором сначала в Ливерпуле, затем в Порт-Саиде. В 1912-1915 годах также состоял в ливерпульской ячейке Образовательной ассоциации работников (Workers' Educational Association), предоставлявшей образование рабочим. В 1914 году вышел сборник стихов Стэплдона под названием «Современные псалмы» (Latter-Day Psalms). Во время Первой мировой войны, будучи пацифистом, отказался участвовать в боевых действиях. Как отказник совести с июля 1915 по январь 1919 года служил водителем в квакерском санитарном подразделении во Франции и Бельгии; за храбрость, проявленную при исполнении своих служебных обязанностей, был награждён французским Военным крестом. Во время войны и в первые послевоенные годы продолжал заниматься поэзией. После войны женился на Агнес Зене Миллер (1894—1984), своей двоюродной сестре из Австралии. В их браке родилось двое детей — Мэри Сидни Стэплдон (1920—2008) и Джон Дэвид Стэплдон (1923—2014). С 1920 года с семьёй жил в Вест-Кирби (в 1940 году было завершено строительство дома Саймонс-Филд в деревне Кэлди, куда переехала семья Стэплдона). С 1919 по 1929 года преподавал философию и психологию в вечерней школе. В 1925 году получил степень доктора философии в Ливерпульском университете. В эти годы Стэплдон начинает публиковаться в философских журналах, а в 1929 году выходит его работа «Современная теория этики», в основу которой была положена его докторская диссертация. Свой первый фантастический роман — историю будущего под названием «Последние и первые люди» — Олаф Стэплдон выпустил в 1930 году под влиянием идей футурологической повести генетика Джона Холдейна «Страшный суд: взгляд ученого на будущее человечества» (The Last Judgement: A Scientist’s View on the Future of Mankind, сборник Possible Worlds and Other Essays, 1927). В романе описано развитие человечества на протяжении 2 миллиардов лет. За это время сменилось 18 биологических видов людей (от Первых людей — наших современников — до Восемнадцатых) и огромное количество цивилизаций. Книга вызвала восторженные отзывы Герберта Уэллса и Джона Пристли. С этого момента Стэплдон прекратил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя литературе. В 1932 году выходит его книга «Последние люди в Лондоне» (Last men in London), в 1935 году — роман «Странный Джон» (Odd John), посвящённый проблеме взаимодействия сверхлюдей-мутантов с обычными людьми. В 1937 году появляется «Создатель звёзд», самое глубокое, сложное и масштабное произведение Стэплдона, описывающее историю жизни во Вселенной от момента «Большого взрыва» до угасания последних звезд и далее за пределы пространства и времени — как пишет автор в предисловии, «набросок пугающей, но жизненно важной совокупности всего». В основу романа лёг недописанный роман «Создатель туманностей» (Nebula Maker), работу над которым Стэплдон прекратил в 1933 году (опубликован посмертно, в 1976 году). Сам Стэплдон, по словам его жены, считал «Создателя звёзд» своей лучшей книгой. В 1944 году свет увидел роман «Сириус» (Sirius), в котором описана судьба собаки, ставшей разумной в результате научного эксперимента. В «Последних и первых людях» и «Создателе звёзд» Стэплдон утверждает, что итогом развития не только человеческой, но и других разумных рас является развитие телепатических способностей и слияние разумов отдельных индивидуумов в расовый, а в более отдалённой перспективе и мировой разум, мышление и способности которых находятся за пределами понимания современного человека. Одновременно с литературным творчеством Стэплдон продолжал публиковать свои философские и общественно-политические труды, участвовал в деятельности левых политических движений. Во время Второй мировой войны состоял в умеренно-социалистической Партии общего блага (англ. Common Wealth Party) Джона Бойнтона Пристли и Ричарда Окленда, а также в интернационалистском Союзе федералистов, выступавшим за послевоенное объединение Европы. После войны с курсом лекций посетил Нидерланды, Швецию и Францию, в сентябре 1948 года принял участие в Конгрессе сторонников мира во Вроцлаве (где также присутствовали такие личности, как Пабло Пикассо, Бертольд Брехт, Олдос Хаксли, Поль Элюар, Илья Эренбург, Анна Зегерс, Джон Бойд Орр, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри). В марте 1949 года участвовал в Нью-Йоркской конференции работников науки и культуры за мир во всем мире (единственный британец, получивший визу для участия в ней). Подробности встречи Стэплдона с представителями американского фэндома во время его визита в США можно встретить в воспоминаниях фантаста Гарри Гаррисона. В 1950 году был вовлечён в движение против апартеида. Незадолго до смерти, проведя неделю выступлений во Франции, отменил запланированную поездку в Югославию и вернулся домой. Скончался в своём доме в Кэлди от сердечного приступа 6 сентября 1950 года, кремирован в Лэндиканском крематории. Идеи Олафа Стэплдона оказали большое влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы, прежде всего на творчество Брайана Олдиса, Артура Кларка (который признал влияние Стэплдона на свой роман «Конец детства»), Джона Райта, Альфреда Ван-Вогта, Вернора Винджа, Наоми Митчисон, Дорис Лессинг.
[588x700]
О нём высоко отзывались Станислав Лем, Бертран Рассел, Алджернон Блэквуд, Хью Уолпол, Арнольд Беннетт, Вирджиния Вульф и Хорхе Луис Борхес, который написал предисловие к роману, а отрывок из него включил в свою «Антологию фантастической литературы»; истовый христианин Клайв Стейплз Льюис, напротив, неприязненно относился к творчеству агностика Стэплодона, не в последнюю очередь из-за конфликта мировоззрений. Герберт Уэллс позаимствовал ряд идей Стэплдона для сценария к фильму «Облик грядущего». Идеи «Последних и первых людей» и «Сириуса» близки к тем, которые высказал Клиффорд Саймак в своей «истории будущего» — романе «Город». Джеймс Блиш назвал в честь Стэплдона космический лайнер в сериале «Звёздный путь». Но несмотря на всё это, известность книг Стэплдона среди массового читателя была и остаётся незначительной. Известно влияние Стэплдона не только на фантастику, но и на философию и футурологию. В «Последних и первых людях» предсказаны генная инженерия и терраформинг. В «Создателе звёзд» содержится первое известное описание сфер Дайсона — сам Фримен Дайсон признавал, что обязан роману этой идеей. Несмотря на социалистические симпатии Стэплдона, который называл себя «ни марксистом, ни антимарксистом», в СССР он не издавался. Переведены на русский язык и изданы в России были только две наиболее известные его книги — «Последние и первые люди» и «Создатель звёзд», причём произошло это уже в постсоветский период. Советский читатель впервые смог узнать о первом из этих произведений благодаря предисловию А.П.Казанцева к выпущенному в 1960 году сборнику «Научно-фантастические рассказы американских писателей». При этом Казанцев (скорее всего, сам не читавший роман Стэплдона) назвал автора «Аллафом Стеббельдогом», а сюжет его романа свёл к описанию ядерной катастрофы, за которую автора якобы начали преследовать маккартисты из ФБР (на самом деле, описание атомной катастрофы в романе присутствует, но оно очень далеко от правдоподобного). Художественные произведения: Last and First Men: A Story of the Near and Far Future (1930) — «Последние и первые люди»; Last Men in London (1932); Odd John: A Story Between Jest and Earnest (1935); Star Maker (1937) — «Создатель звёзд»; Darkness and the Light (1942); Old Man in New World (рассказ, 1944); Sirius: A Fantasy of Love and Discord (1944); Death into Life (1946); The Flames: A Fantasy (1947); A Man Divided (1950); Four Encounters (1976); Nebula Maker (черновики «Создателя звёзд», 1976). Публицистика: A Modern Theory of Ethics: A study of the Relations of Ethics and Psychology (1929); Waking World (1934); Saints and Revolutionaries (1939); New Hope for Britain (1939); Philosophy and Living, 2 тома (1939); Beyond the «Isms» (1942); Seven Pillars of Peace (1944); Youth and Tomorrow (1946); The Opening of the Eyes (ed. Agnes Z. Stapledon, 1954). Поэзия: Latter-Day Psalms (1914). Сборники: Worlds of Wonder: Three Tales of Fantasy (1949); To the End of Time: the Best of Olaf Stapledon (ed. Basil Davenport, 1953); Far Future Calling: Uncollected Science Fiction and Fantasies of Olaf Stapledon (ed. Sam Moskowitz 1979; An Olaf Stapledon Reader (ed. Robert Crossley, 1997). Переводы: Стэплдон О. Создатель звезд / Перевод О.Чистякова. Москва: REFL-book; Киев: Ваклер, 1996. 304 страницы (Серия: Философия сквозь века). ISBN 5-87983-029-2, ISBN 5-87983-024-1; Стэплдон О. Последние и первые люди. Создатель звезд / Перевод О.Э.Колесникова Москва: АСТ; Люкс, 2004. 640 страниц (Серия: Philosophy). ISBN 5-17-021613-0, ISBN 5-9660-0051-4.

Makatayev Mayman (447x700, 115Kb)
1887
Мейман (Майман) Макатаев
заведующий конефермой колхоза имени Ленина Эркеншиликского района Акмолинской области Казахской ССР. Родился в ауле Карагайлы Акмолинского уезда Акмолинской области Степного генерал-губернаторства, ныне село Карагайлы Ерейментауского района Акмолинской области Казахстана. Казах. С началом коллективизации с 1930 года трудился скотником в местном колхозе, с 1932 года – горнорабочим на руднике «Жолымбет». С 1937 года Мейман Макатаев работал табунщиком, а позже – заведующим конефермой колхоза имени Ленина Эркеншиликского района Акмолинской области Казахской ССР, в 1940 году насчитывавшей 40 лошадей. Он настоял, чтобы за ним закрепили косяк конематок, в котором был наибольший выход молодняка и без падежа животных. В годы Великой Отечественной войны колхоз передал для нужд Красной Армии несколько десятков строевых коней. По итогам работы в 1947 году конефермой М.Макатаева было выращено при табунном содержании 40 жеребят от 40 кобыл. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Макатаеву Майману присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1948 году участвовал 1954 году он участвовал в Республиканской, а в 1954 году — во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), награждён бронзовой медалью и отмечен дипломом I степени. В 1957 году вышел на заслуженный отдых. Проживал в селе Веренка, затем Павловка Ерейментауского района Акмолинской области. Умер 16 января 1984 года. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями, а также бронзовой медалью ВСХВ (1954).

[511x700]
1887
Павел Николаевич Поль (настоящая фамилия – Синицын)
советский актер, народный артист РСФСР (1947). Первоначально выступал в любительских спектаклях в Москве. С 1904 г. играл с профессиональными актерами в Народных домах в Сокольниках, в «Аквариуме». В 1908 г. уехал в провинцию (Сибирь, Архангельск, Новороссийск). Исполнял комедийные роли: Хлестаков и Подколесин («Ревизор» и «Женитьба» Н.В.Гоголя), Буланов («Лес» А.Н.Островского) и др. Впоследствии работал в различных театрах миниатюр. Творчество Поля отличали заразительный юмор, легкость, изящество ведения диалога; он достиг большого мастерства в исполнении сатирических и комедийных монологов и сценок. С 1919 г. работал в Тбилисском драматическом театре (Лыняев - «Волки и овцы» Островского, и др.), затем в Пятигорске, Владикавказе, в 1922 г. в театре «Кривой Джимми», в 1924 г. в Театре бывший Корш. Участвовал в организации Московского театра сатиры. Среди ролей: Караулов («Чужой ребенок» В. В. Шкваркина), Зайцев («День отдыха» В.П.Катаева), Хиггинс («Пигмалион» Б.Шоу), Мардыкин («Нечистая сила» А.Н.Толстого). Работал на эстраде, создал ряд злободневных образов-портретов. Сценические персонажи Поля были смешны и трогательны; имели яркую, точную социальную характеристику. Роли: Тараканов ("Таракановщина" Ардова и Никулина), Земчихин ("Мелкие козыри" Ардова), Караулов ("Чужой ребёнок" Шкваркина), Зайцев ("День отдыха" Катаева), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Мардыкин ("Нечистая сила" А.Н.Толстого), Джекобс-младший ("Остров мира" Петрова) и др. Значит, место в его творчестве занимала работа на эстраде. Снимался в кино ("Аэлита", "Девушка с коробкой", "Запасной игрок" и др.). Умер в Москве в 1955 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище (4 участок, 55 ряд). Вместе с ним похоронена жена — Синицына Евгения Васильевна (1896—1974). Награды: Народный артист РСФСР; Орден «Знак Почёта». Фильмография: 1924 год — «Аэлита» − Эрлих; 1925 год — «Дорога к счастью» − Павел, муж Елены; 1927 год — «Солистка его величества» − Миша Марусевич, секретарь Матильды; 1927 год — «Девушка с коробкой» − Николай Матвеевич Трагер, муж мадам Ирэн; 1929 год — «Торговцы славой» − Берлюро, спекулянт; 1954 год — «Запасной игрок» − композитор Днепровский.

[507x700]
1887
Александр Евгеньевич Раевский
один из первых русских летчиков. Родился в Харьковской губернии. Окончил классическую гимназию в городе Юрьев (Тарту). Учился на химическом факультете Юрьевского университета. 2 ноября 1908 года он был призван на военную службу. В мае 1911 года окончил школу Луи Блерио во Франции. С 1 июня 1911 года — пилот-руководитель в авиашколе Императорского Всероссийского аэроклуба. Совершил множество показательных полётов по России. Занимался фотографией в части применения её в авиации. В 1913 году его вторично командируют во Францию для обучения в высшей школе пилотажа. В апреле 1914 года окончил Высшую школу пилотажа под руководством Луи Блерио в Версале. С началом войны – в составе 32-го КАО (Юго-Западный фронт). 14 октября 1915 года участвовал во встрече и воздушном сопровождении Верховного Главнокомандующего Императора Николая II, совершившего инспекционную поездку на Юго-Западный фронт. С января 1916 года зачислен в Севастопольскую авиашколу. 16 мая 1916 года Раевскому присвоено звание «военный лётчик». 19 августа 1917 года он зачислен в 10-й истребительный авиаотряд, во временное командование которым вступил в декабре того же года. После октябрьского переворота 1917 года заведовал аэростанцией главного аэродрома в Херсоне. 1 мая 1919 года мобилизован в Красную Армию. До конца 1919 года являлся помощником командира Московской авиашколы. В начале 1920 года перешел на испытательную работу. В последующие годы Александр Евгеньевич занимает высокие командные должности в «Главвоздухфлоте».
[700x700]
Авиаторы Раевский Александр Евгеньевич (в очках) и В.Ф.Вишняков с сестрами милосердия на одном из полевых аэродромов.
В эти годы из-под его пера выходит ряд научных статей, две книги об истории первых перелетов и становлении отечественной авиации. Отмечая 10-летие авиационной деятельности Раевского, журнал «Вестник Воздушного флота» писал в 1921 году: «За 10-летний период юбиляр летал на самолетах 32-х различных типов. Обучил летному делу около двухсот летчиков.» За это время А.Е.Раевский пробыл в воздухе около 3 тысячи часов. С сентября 1922 года прекратил лётную деятельность по состоянию здоровья и вернулся к профессии фотографа. С 1922 года заведовал учебной фотолабораторией в Академии Воздушного Флота имени профессора Н.Е.Жуковского. В 1924-1930 годах работал в редакции журнала «Самолёт» и до 1932 года — в ЦАГИ. Репрессирован в 1937 году. Умер в заключении. Посмертно реабилитирован. Чины: унтер-офицер; старший унтер-офицер; прапорщик. Награды: орден СвятогоСтанислава I и III степеней; орден Святой Анны II и III степеней; Георгиевский крест IV степени.

1888
Симфориан Дуцкий (польское имя — Symforian Feliks Ducki)
блаженный Римско-Католической Церкви, монах, мученик. Родился в Варшаве. Входит в число 108 блаженных польских мучеников, беатифицированных римским папой Иоанном Павлом II во время его посещения Варшавы 13 июня 1999 года. В 1918 году вступил в новициат мужского францисканского ордена капуцинов. 22 мая 1925 года принял монашеские обеты. Был арестован Гестапо 27 июня 1941 года и интернирован 3 сентября 1941 года в концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Его концентрационный номер — 20364. В концлагере прятал других заключенных, чтобы спасти их жизнь. Погиб в концлагере Аушвиц-Биркенау 11 апреля 1942 года. 13 июня 1999 года был беатифицирован римским папой Иоанном Павлом II вместе с другими польскими мучениками Второй мировой войны. День памяти — 12 июня. Литература: Roland Prejs: Błogosławiony brat Symforian Ducki. Włocławek: Wydaw. Duszpasterstwa Rolników, 2001. ISBN 838874304X.

1888
Энноскэ 2-й Итикава
японский актер, принадлежал к старейшей актерской династии театра кабуки. Наиболее выдающийся представитель этой ветви Итикава. В 1919 г. выезжал за границу, где знакомился с театральным искусством Западной Европы и Северной Америки. С 1944 г. возглавлял одну из четырёх крупнейших трупп театра кабуки. В 1955-1963 гг. - член японской Академии искусств. В 1961 г. гастролировал вместе с труппой в СССР. Умер 12 июня 1963 года. Литература: Кабуки, [перевод с английского, вступительная статья и примечания Л.Д.Гришелёвой], Москва, 1965; Гундзи М., Японский театр кабуки, Москва, 1969.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 10 мая родились... | kakula - Дневник любителя старины | Лента друзей kakula / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»