
1883
Янка Мавр (белорусское имя — Янка Маўр; настоящее имя — Иван Михайлович Фёдоров, Іван Міхайлавіч Фёдараў)
белорусский советский писатель, переводчик и драматург. Один из основателей белорусской детской литературы, основоположник приключенческого и научно-познавательного жанров в белорусской литературе, создатель первой белорусской научно-фантастической повести. Автор книг для детей, пьес, переводов. Член СП СССР (1934). Член ВКП(б) с 1950 года. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1968). Заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1968). Родился в городе Либава, Курляндская губерния, Российская империя (ныне — Лиепая, Латвия) в семье выходца из Белоруссии (который в этом городе оказался в поисках работы). Его отец был отставным солдатом, происходил из безземельных белорусских крестьян, работал столяром. До военной службы он носил фамилию Ильин, а фамилия Фёдоров появилась в результате ошибки армейского писаря, записавшего Михаила Фёдоровича — Михаилом Фёдоровым. Отец рано умер, и маленький Янка (Иван) вместе с матерью переехал на её родину — в основанную русскими переселенцами в 1900 году деревню Лебенишки (в 28 км к северо-востоку от города Поневежа Ковенской губернии).
Иван Фёдоров (Я.Мавр) — семинарист Поневежской учительской семинарии
Они жили в бедности, и только благодаря стараниям матери, которая во что бы то ни стало мечтала дать образование сыну, в 1895 году он окончил начальную школу, а в 1899 году — Ковенское ремесленное училище. После училища он поступил в Поневежскую учительскую семинарию. В конце 1902 года его исключили из последнего, выпускного класса — за вольнодумство и «за сомнения в религии». Тем не менее в 1903 году он всё же получил удостоверение учителя начальной школы, сдав экстерном экзамены за семинарский курс.
Педагогическая деятельность
После обучения в учительской семинарии Фёдоров начал работать в школе под Поневежем (Новое Место), а затем его перевели в деревню Бытча на Борисовщине. В 1906 году он принял участие в нелегальном педагогическом съезде, который состоялся в Николаевщине. В этом же съезде принял участие и будущий классик белорусской литературы Якуб Колас. В «Трудовом списке», который сохранился в архиве писателя, отмечен итог этого события для его участника: «1906. VIII. Уволен со службы и отдан под суд…» Судя по документам, Иван Фёдоров был не просто участником того съезда, а одним из его инициаторов — его подпись, учителя Бытчинского народного училища, стояла первой под протоколом. В ходе следствия этому факту придавалось немаловажное значение. Иван Фёдоров и Якуб Колас входили во временное бюро Минской группы учителей, выбранное во время съезда. Следователи по делу съезда пришли к выводу, что Фёдоров был одним из зачинщиков и играл на учительском съезде едва ли не главную роль, а потому надо, по их мнению, «совершенно устранить его от занимаемой должности». В 1909 году вступил в церковный брак. Переехал в деревню Турец. Судебное разбирательство по делу об учительском съезде длилось почти два года. Фёдорова отстранили от педагогической деятельности и взяли под надзор полиции. Лишь через 5 лет, в 1911 году, ему удалось устроиться преподавателем в частную торговую школу в Минске. С осени 1917 года он устроился учителем географии и истории в минскую железнодорожную гимназию. После революции он стал учителем 25-й железнодорожной школы имени А.Г.Червякова. В 1920-е также работал в Наркомате просвещения Белорусской ССР и в республиканском союзе работников просвещения. Работу учителя Фёдоров оставил только в 1930 году, когда перешёл на работу в Белорусское государственное издательство (где проработал до 1936 года).
Творческая деятельность
Дебютировал в 1923 году как фельетонист в газете «Советская Белоруссия» и ленинградском журнале «Бегемот». В 1925 году в журнале «Белорусский пионер» напечатал первую научно-фантастическую повесть на белорусском языке «Человек идёт», которая положила начало фантастическому и приключенческому жанрам в белорусской литературе. Повесть напечатал под псевдонимом «Янка Мавр». «Янка» — это белорусский аналог имени «Иван». Как отмечала исследовательница творчества Янки Мавра белорусский литературовед Эсфирь Гуревич, писатель, сохранив своё настоящее имя в первой части псевдонима, недвусмысленно указывал на то, что он — сын белорусской земли. Значение псевдонима «Мавр» широко раскроется в его последующих повестях: «В стране райской птицы» (1926), «Сын воды» (1927), в которых он показал себя как защитник прав колониальных и зависимых народов, с сочувствием относившийся к коренным народам Северо-Западной Африки, и проявил себя как интернационалист.
Обложка и титульный лист третьего издания сборника рассказов Я.Мавра «Слёзы Туби», 1938 г.
Свою первую повесть «Человек идёт» Фёдоров написал в возрасте 44 лет, будучи преподавателем 25-й минской железнодорожной школы. В повести автор обратился к жизни первобытного человека на той стадии его развития, когда тот только становился на ноги, ничего ещё не умея, и всё, чего он достигал, — охота с орудиями, получение огня, использование камня в качестве инструмента — было для него впервые. Всё впервые — этот найденный автором художественный ход соответствует видению и восприятию ребёнка, его предчувствию первооткрытия, ожиданию им чего-то нового и необычного. Основой сюжета стал процесс развития человека, мучительный и драматический, наполненный борьбой за свою жизнь, путь длительного и постепенного накопления практического и духовного опыта. Это был замах начинающего писателя на новый для всей национальной литературы жанр, согласно собственному авторскому определению — научно-фантастической повести, которая представляла собой сочетание науки и фантазии. После читательского успеха повести «Человек идёт» писатель продолжил работать в жанре детской приключенческой и научно-познавательной литературы. Янка Мавр писал преимущественно для юных читателей. В произведениях «В стране райской птицы» (1926), «Сын воды» (1928) автор постарался опровергнуть представление о туземцах как о кровожадных людоедах, лишённых элементарных человеческих чувств, людях второго сорта. В повести «В стране райской птицы» действие происходит на Новой Гвинее, на тех островах Тихого океана, на которых побывал путешественник Миклухо-Маклай, исследователь местных жителей-папуасов. Повесть построена на социальном конфликте, на прорисовке двух враждующих сил — угнетаемых и хозяев-колонизаторов. В повести «В стране райской птицы» определились основные особенности художественной манеры Я. Мавра-автора приключенческих произведений, который сумел вобрать в себя энергию, характер и традиции западной приключенческой классики. Повесть «Сын воды», самая поэтическая в этом цикле, согласно признанию самого автора, была наиболее ему дорога. Сюжетная линия главного героя, юного фиджийца Манга, в ней построена на распространённой в приключенческой литературе схеме: спасение белого человека от диких туземцев. Это не воспринял тогдашний рецензент повести на страницах журнала «Полымя», посчитав эту историю неоправданной данью «низкокачественному приключенчеству». Повесть «Человек идёт» очертила ту тенденцию сочетания узнаваемости и приключенчества, которую Мавр развил потом в следующих своих повестях и в романе «Амок» (1929) — о восстании 1926 года на острове Ява; к написанию романа автора подтолкнули прочитанные им мемуары русского консула на Яве Модеста Бакунина. Для своей повести Янка Мавр собирал материалы, изучал документальную литературу по свежим следам событий. Многие наиболее важные материалы (журналы, газеты, фотографии, использованные потом как иллюстрации) он получал непосредственно с Явы и из Голландии через учителей-эсперантистов, с которыми он вёл переписку. В предисловии к роману писатель отметил, что «Амок» более документальный «даже в мелочах», чем может показаться на первый взгляд. В романе «Амок» заметное место занимает познавательный материал о природных особенностях острова, подробностях быта, устоях народа.

Янка Мавр и пионеры средней школы № 44 Минска на встрече, посвящённой 25-летию его литературной деятельности
В 1930-х годах писатель, словно насытившись «экзотическим» иноземным материалом, обратился к родным местам, к жизненной реальности, в которой действуют юные герои. Последовали пользовавшиеся успехом у юных читателей повесть «Полесские робинзоны» (1930), рассказывавшая о приключениях двух подростков в глухом Полесье, утопическая «Повесть будущих дней» (1932) о коммунистическом будущем СССР, «ТВТ» (1934), в которой с юмором рассказывается об обыденных делах школьников. В повести «Полесские робинзоны» автор использовал робинзонаду, подсказанную всемирно известным «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо. Мавр, отбросив псевдоромантику, восхищение экзотикой далёких заморских стран, обратился к своей родной стороне, к познанию своего края. Он показал, что и под белорусским небом, в далёких и близких уголках родного края есть своя романтика и своя красота, каждый раз новая и неожиданная. Повествование держится преимущественно на диалогах-спорах между героями-студентами, которые под впечатлением от книг о далёких странах, прежде всего от книг Жюля Верна, Майн Рида и Ф. Купера, отправляются во время весеннего разлива в путешествие по Полесью. Главной идеей робинзонады стала победа человека над стихией. Эту стихию писатель осмысливает в духе классической русской и белорусской литературных традиций. Природа для героев повести — не только материальное, но и духовное богатство. Самым ярким переживанием для героев стало убийство зубра контрабандистами, которое они восприняли с настоящей болью и волнением, «как убийство человека». Сцена убийства зубра, показанная через отношение к этому главных героев — Мирона и Виктора, стала ключевой в понимании авторских отношений к проблеме «человек и природа». Мораль повести заключается в том, что природа — это воплощение спокойствия и уравновешенности, которые не стыкуются со злом и человеческой жестокостью, а те, кто нарушают естественную жизнь природы, сеют враждебность и ненависть между людьми. Повесть была написана в то время, когда активно осваивались природные богатства Белоруссии и когда преобразования природы воспринимались как нечто безоговорочно грандиозное и полезное, свидетельство созидательной силы человека, а трагедия наносимого ей ущерба ещё не осознавалась. Эволюция жанра приключенческой повести прослеживается и в повести «ТВТ» (1934), получившей первую премию на всебелорусском конкурсе детской книги, после чего ею заинтересовался Максим Горький. По просьбе Горького Янка Мавр перевёл повесть на русский язык и отослал ему. Это было накануне I съезда писателей СССР. Художественная новизна этой повести заключалась в том, что так называемая тема рабочего воспитания зазвучала натурально благодаря живому духу игры, по законам которой и создано таинственное и загадочное «Товарищество (Общество) воинствующих техников». Через игру ребята включались в жизнь с её повседневными заботами и мелкими бытовыми проблемами. Ребята собственными силами исправляют все неисправности, наводят порядок и практично обживают этот мир. Во время войны писатель вынужденно оказался далеко от родной земли — вначале в Новосибирске, затем в Алма-Ате. Это время он перенёс как тяжёлое испытание, даже как «психическую травму», о чём он признался в письме к Федосу Шинклеру 2 февраля 1942 года. В 1943 году Мавр переехал в Москву, где, сильно заболев, попал в больницу. В родной Минск он вернулся только после освобождения его от фашистских захватчиков. На протяжении 1946—1948 годов Янка Мавр совместно с Петром Рунцом занимался сбором и редактированием воспоминаний белорусских детей о войне для книги «Никогда не забудем» (белорусское название — «Ніколі не забудзем»), которая вышла в 1948 году с предисловием Якуба Коласа. Изданная книга получила высокую оценку не только в Белоруссии, но и за её пределами.

МоноЛИТ — дом, в котором жил Янка Мавр в Минске (пересечение улица К.Маркса, 36 — улица Энгельса, 16)
После войны Янка Мавр опубликовал цикл рассказов о трагических испытаниях, которые довелось испытать детям в военные годы («Счастье», «Две правды», «Максимка»). Психологическая миниатюра «Счастье» (1945) основана на эмоциональном напряжении, на внутреннем конфликте. В рассказе нет внешних событий, сюжет определяется психологическим столкновением мира детства и мира взрослых на фоне безмятежной природы. Но в этом небольшом повествовании происходят полные драматизма смены душевного состояния героев, внутреннее движение их настроений и переживаний. Психологическая проблема, затронутая автором в рассказе, показывает, как взаимодействуют мир взрослых и мир детства, какие отношения существуют между ними, что представляет интерес как для взрослой, так и для детской литературы. В повествовании «Максимка» (1946) писатель отобразил душу парнишки, сироты-детдомовца, в моменты высшего драматического напряжения, когда он увидел в солдате, возвращавшемся с войны, своего отца, но вдруг осознал свою горькую ошибку. Автору удалось передать душевное состояние маленького героя. В том же году Мавр написал рассказ «Завошта?» (рус. «За что?»), в основу которого лёг реальный трагический факт — гибель жены и сына писателя М.Лынькова. В 1948 году он написал автобиографическую повесть «Путь из тьмы». В 1954 году вышла его научно-фантастическая повесть «Фантамобиль профессора Циляковского», которая стала третьей его книгой, написанной в жанре социальной утопии (первая — фантастическая сказка «Путешествие по звёздам» (1927) из цикла «Пионерские сказки», а затем — «Повесть будущих дней» (1932)). В основу сюжета положена фантастическая идея технического толка — о возможности использования энергии человеческой мысли: на энергии детской фантазии, которая намного большая, чем фантазия взрослых, внуки профессора Циляковского Светозар и Светлана отправляются в далёкое путешествие — сначала в Америку, а потом на Луну и на Марс. В повести совмещено реальное и фантастическое, в ней прослеживается опора на традиции предшественников, таких как К.Э.Циолковский (как автор астрономических повестей), А.Н.Толстой, В.А.Обручев, а также классики мировой фантастики — Жюль Верн, Г.Уэллс; в повести есть прямые ссылки на этих авторов. Янка Мавр выступил как провидец и предсказатель (вслед за Циолковским) эры космических полётов. Но его интересовала больше не столько научная идея, сколько морально-этическая сторона, проблема человеческих взаимоотношений, будущих контактов при встрече с другими цивилизациями. Янка Мавр выполнил переводы на белорусский язык произведений таких классиков мировой литературы, как Жюль Верн — «20 000 лье под водой» (белор. «80 000 кіламетраў пад вадой», 1937); Марк Твен — «Приключения Тома Сойера» («Прыгоды Тома Сойера», 1939) и «Принц и нищий» («Прынц і жабрак», 1940); А.П.Чехов — «Детвора» («Дзетвара») и «Избранные произведения» («Выбраныя творы», 1954). Произведения Янки Мавра переведены на русский, украинский, армянский, таджикский, литовский, польский и чешский языки. Отдельные его произведения изданы в Америке, Англии и других странах. Янка Мавр умер в городе Минск, Белорусская ССР, СССР, 3 августа 1971 года.
Похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Увлечения писателя
Янка Мавр был известным эсперантистом. Эсперанто он начал изучать ещё в 1904 году. В 1926 году он вёл передачу для эсперантистов на белорусском радио. Своему зятю Михасю Мицкевичу он читал «Евгения Онегина» на эсперанто. Ведя переписку с эсперантистами мира и получая от них напрямую редкую информацию, он написал книгу «Амок». Янка Мавр собрал большую домашнюю библиотеку, которая была одной из лучших в довоенные годы в Белоруссии. Писатель увлекался спиритизмом. В его доме собирались компании, которые практиковали вызов духов. У Мавра был философский склад ума, и в спиритизме он видел не мистику, а неисследованное природное явление, и пытался понять его механизм. У писателя были две толстые тетради, в которые он записывал результаты спиритических сеансов, но в 1938 году он их сжёг. Спиритические сеансы проводил при помощи блюдца на столе с алфавитом. Известен случай, когда он устроил некоему партийному работнику мини-сеанс спиритизма, во время которого заставил двигаться карандаш. По мнению Михася Мицкевича, Янка Мавр обладал необычными способностями. Любил Янка Мавр и езду на велосипеде и хорошо играл на скрипке. На своей даче под Минском, в Ждановичах, Янка Мавр построил шалаш-кабинет из лозы. На мостках над Свислочью он поставил импровизированный письменный стол, так, что можно было сочинять книги о дальних странах, свесив ноги в воду и воображая себя на берегу океана.

Янка Мавр и Якуб Колас вместе с общим первым внуком
Янка Мавр и Якуб Колас
Янка Мавр находился в дружеских отношениях с классиком белорусской литературы Якубом Коласом. Они оба учились в учительских семинариях (где также получили и музыкальное образование). Оба участвовали и в учительском съезде (на котором они и познакомились) в 1906 году, после которого Якуб Колас был посажен в Пищаловский замок, а Янка Мавр (тогда ещё Иван Фёдоров) отдан под надзор полиции и, кроме этого, лишён права преподавать в школе. В годы войны во время эвакуации семьи Янки Мавра в Алма-Ату Мавр вёл дружескую переписку с Якубом Коласом, который, также покинув Белоруссию, проживал в те годы в Ташкенте. В письмах друг другу они желали поскорее вернуться в родную Белоруссию:
« …Увидим ли мы наши белорусские боровички под ёлкой? Останутся ли они после поганых немцев?…»
После освобождения Белоруссии Мавр вернулся в Минск. Однако и после войны переписка писателей не оборвалась, они переписывались и в 1950-е годы. В дальнейшем Янка Мавр стал прообразом учителя Ивана Тадорика в трилогии Коласа «На росстанях» (1955). Позже они породнились: дочь Янки Мавра, Наталья, вышла замуж за сына Якуба Коласа — Михася. В Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа хранится скрипка, на которой играл Янка Мавр. Якуб Колас также любил играть на этом инструменте. Дочь Янки Мавра, Наталья, часто музицировала на пару с отцом: он — на скрипке, а она — на фортепиано.
Оценка и значение творчества
Янка Мавр по праву считается «отцом» белорусской детской литературы. Его вклад в белорусскую детскую литературу ценен тем, что он как первооткрыватель и первопроходец определил дальнейшее её направление и развитие, стал создателем новых для неё жанровых форм — приключенческого и научно-фантастического, вследствие чего ему удалось расширить временные и пространственные границы белорусской детской литературы. Его новаторские находки предопределялись прекрасным знанием литературных традиций — национальной, русской, западной. Он умело использовал художественные приёмы таких классиков приключенческой литературы, как Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер. В его творчестве имелось немало реминисценций из произведений Даниеля Дефо, Александра Дюма, Гюстава Эмара, Луи Жаколио, Луи Буссенара, Генри Хаггарда. Написанная им в 1927 году лирическая повесть «Сын воды» была наиболее дорога самому автору. Повесть не отличалась резкостью и непримиримостью социального противостояния. В ней главный конфликт между героями раскрывается не в откровенном столкновении разных социальных сил, как в его предыдущей повести «В стране райской птицы», а преимущественно в моральном плане. Янка Мавр постарался в ней утвердить именно ценность общечеловеческих взаимоотношений независимо от социальных преград. И именно за то, что повесть не отразила социальной борьбы туземцев против колонизаторов, официальная критика 1930-х годов упрекала автора в невыразительности классовой позиции, в аполитичности и «социальной притуплённости». Писателя обвинили в том, что он не наделил полудикого жителя Огненной Земли высокой революционной сознательностью, зрелым классовым чувством, и что взаимоотношения героев раскрываются «не в плане борьбы классов, а только в плане борьбы человека с природой за своё существование». В то время занятая поисками идеологических «срывов» официальная критика и не заметила, что Мавр сделал серьёзный шаг вперёд в овладении секретами приключенческого жанра и что его повесть выгодно отличается композиционной целостностью, которая создаётся концентрацией событий вокруг двух главных героев, что сочетание приключенчества и узнаваемости имело в ней намного более органический характер. Тем не менее, почти сразу после выхода в свет «Сына воды» в журнале «Працаўнік асветы» (рус. «Труженик просвещения») (1928, № 13) рецензент, скромно подписавшийся «Учитель», отметил: «У нас появился настоящий автор детской приключенческой книжки». Автора «Полесских робинзонов» (1930) упрекали за то, что приключения приятелей не ассоциируются с идеалами и жизнью всей республики — ничего не говорится про реконструкцию и мелиорацию Полесья, что путешествие героев повести основано на неугодном влиянии М.Рида, Ж.Верна, Ф.Купера. Неоднозначность авторского замысла повести не была оценена тогдашней критикой, которая хотела видеть в книге прямую и чёткую связь с современностью, с процессами индустриализации и коллективизации, происходившими в то время в стране, или с практичными школьными проблемами. Его повесть «ТВТ» (1934), получившую первую премию на всебелорусском конкурсе детской книги, на I съезде писателей СССР отметил русский писатель Самуил Маршак в своём докладе «О большой литературе для маленьких». Говоря о достижениях литературы, Маршак среди других отметил и «значительную школьную повесть, написанную в Белоруссии». В то же время в республиканском Министерстве образования к повести отнеслись с настороженностью, так как организация «Товарищество воинствующих техников» не предусмотрена школьным уставом. Министерские чиновники рассуждали:
«Есть ли нужда в создании каких-то разных обществ и команд, когда деятельность школьников должна регламентироваться «Правилами поведения учеников»?»
Именно эти опасения и запреты со стороны чиновников образовательных учреждений и приостановили движение «ТВТ-вцев», которое в послевоенные годы стало было разворачиваться во многих городах Белоруссии и бывшего Советского Союза — в Бресте, Пинске, Кобрине, Калининграде, Иванове, Ставрополе, Петрозаводске, Элекмонаре (Алтайский край). В те годы «ТВТ» стало откровенным вызовом официальной нормативной педагогике. Их принцип был: «Если не я — то кто?». Мавр считал, что в обществе все люди постепенно должны становиться такими «ТВТ-вцами», то есть — настоящими хозяевами. Но эта идея оказалась иллюзией.
При написании книг писателю помогали его богатые знания по истории и географии и использование в творчестве мемуаров и книг воспоминаний учёных и путешественников. Мавра называли белорусским Миклухо-Маклаем и Жюлем Верном в одном лице. Настоящие путешественники порой удивлялись точности деталей в описании той или иной страны в его произведениях. В своём творчестве он опирался на традиции творчества Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида, при помощи чего создал новый, социальный тип приключенческого романа и приключенческой повести. В повестях «Полесские робинзоны» и «ТВТ» он отобразил советскую действительность, ему удалось ярко и правдоподобно описать молодых героев. В 1934 году на экраны вышел фильм «Полесские робинзоны», снятый по сценарию Янки Мавра. Его сказка «Путешествие по звёздам», «Повесть будущих дней» и повесть «Фантамобиль профессора Циляковского» заложили основы научно-фантастического жанра в белорусской литературе.
Библиография
Романы: Амок (1929).
Повести: Человек идёт (1924); В стране райской птицы (1926); Сын воды (1927); Полесские робинзоны (1930);
Повесть будущих дней (1932); Вокруг мира (1947); ТВТ, или Повесть о том, как пионеры возмутились против гнёта вещей (1934, 1949); Путь из тьмы (1920, 1956—1958); Фантомобиль профессора Циляковского (1955).
Сказки: Вандраванне па зорках (1927); Пекло (1929); Путешествие в ад (1958).
Пьесы: Ошибка (1940); Дом на окраине (1941); Болтун (1946).
Рассказы: Звери на корабле (1927); Лаццарони (1927); Необыкновенная приманка (1927); Слёзы Туби (1927); У цясніне (1927); Полымя смерці (1928); Помста кошкі (1928); Сымонка-рызыкант (1929); Школа ў паходзе (1929); Чужаземец (1932); Мая ёлка (1937); Бярозавы конь (1939); Каршун (1939); Новае жыццё (1939); Падарожжа ад школы да дому (1939); Справа пятага «Б» (1939); Семья (1939); Чэснае піянерскае (1939); Начальнік артылерыі (1940); На льдине (1941); Як Соня па доктара хадзіла (1941); Багіра (1945); Васілёк (1945); Дзве праўды (1945); Дом пры дарозе (1945); Шчасце (1945); Деревянная ложка (1946); Завошта? (1946); Максимка (1946); На парозе будучыні (1946); Яно (1946); Невядомы герой (1947); Путешествие вокруг дома (1947); Віцеў экспанат (1948); Гісторыя аднаго шэфства (1948); Пасылка (1948); Записка (1950); Васька Жукаў (1952); Синьора Эмилия (1952); Шапка (1952); Апошні вылет (1954).
Статьи: Каляровыя душы (1930); Урала-Кузбас (1931); Падарожжа па Малой Беларускай чугунцы (1938); Нашы дзеці (1946); Некалькі слоў пра мараль (1947); Раскажы пра сваіх сяброў (1947); Як я пазнаёміўся з Якубам Коласам (1952).
Эссе: Спартак (1936).
Сборники: Слёзы Тубі (1930). Киноинсценировки: 1934 «Полесские робинзоны» (режиссёры Л.М.Молчанов и И.Бахар, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Белгоскино»); 1971 «Неоткрытые острова» (режиссёр Л.В.Мартынюк, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Беларусьфильм»); 2014 «Чудо-остров, или Полесские робинзоны» (режиссёр С.Г.Сычёв, по мотивам повести «Полесские робинзоны»; «Беларусьфильм»).
Награды, почётные звания и премии: заслуженный деятель культуры Белорусской ССР (1968); Государственная премия Белорусской ССР (1972 — посмертно) за повести «Человек идёт», «В стране райской птицы», «Сын воды», «Полесские робинзоны», «ТВТ», «Путь из тьмы», роман «Амок»; два ордена Трудового Красного Знамени (в том числе 25 февраля 1955);
орден «Знак Почёта»; медали.
Я.Мавр в семейном окружении: Фёдор, Арсений, Наталья, жена Стефанида Александровна, Александра
Память
Улицы: Улица Янки Мавра в Минске; Улица Мавра в Пинске. Минская областная детская библиотека имени Янки Мавра;
Районная борисовская школа имени Янки Мавра; С 1993 года в Белоруссии присуждается премия имени Я. Мавра за лучшие произведения для детей. Я.Мавру посвящены документальные фильмы: «Острова капитана Мавра» (1983, режиссёр В. Сукманов, «Летопись»); «След детства» (2004, режиссёр А. Суханова, РУП «Белорусский видеоцентр»); «Янка Маўр. Капітан дзіцячых мараў» («Янка Мавр. Капитан детских мечт») (2013, режиссёр А.Левчик, РУП «Белорусский видеоцентр»).
Семья: первая жена — Варвара Фёдоровна (умерла в 1919 г.); вторая жена — Стефанида Александровна; сын — Фёдор Иванович Фёдоров (2 июля 1911, деревня Турец, Минская губерния — 13 октября 1994, Минск), академик Национальной академии наук Белоруссии; сын — Арсений Иванович Фёдоров (5 февраля 1917 — 13 октября 2001), кандидат технических наук; дочь — Александра Ивановна (Копылова) (1 мая 1919 — 3 мая 2005); дочь — Наталья Ивановна (Мицкевич) (27 июля 1924 — 22 февраля 2012, Минск) — кандидат технических наук (1953); замужем (с 1946 года) за сыном Якуба Коласа, Михасём Мицкевичем.
Литература
Книги: Барсток М. М. Віднейшы беларускі дзіцячы пісьменнік Янка Маўр. — Мн., 1958; Гурэвіч Э. С. Янка Маўр // Гісторыя беларускай літаратуры XX стагоддзя : У 4 т. — Мн.: Бел.навука, 1999. — Т. 2: 1921—1941. — Страницы 747—770; Гурэвіч Э. С. Янка Маўр : Нарыс жыцця і творчасці. — 2-е выд., дапрац. — Мн.: Беларуская навука, 2004. — 148 страниц; Миронов А. Дед Мавр. — Мн.: Мастацкая літаратура, 1979. — 168 страниц; Мавр Янка — статья из Большой советской энциклопедии; Маўр Янка // Беларускія пісьменнікі : Біябібліяграфічны слоўнік. У 6 т. / Пад рэд. А. І. Мальдзіса. — Мн.: БелЭн, 1994. — Т. 4, Лазарук-Перкін; Янка Маўр. Наш вечны рабінзон: штрыхі да партрэт / уклад. Міцкевіч М. — Мн.: Мастацкая літаратура, 2018. — 127 страниц. — (Жыццё знакамітых людзей Беларусі).
Статьи: Грушэцкі А. Л. Дзяцей ён выхоўваў у любові да кніг. Пра педагога… Янку Маўра // Настаўніцкая газета : газета. — Мн.: Міністэрства адукацыі РБ, 2015-06-26. — Вып. 7680, № 75. — Страница 16; Гурэвіч Э. С. Мастацкі космас Янкі Маўра (белор.) // Літаратурная Беларусь : газета. — 2013-05-31. — Выпуск 81, № 5. — Страница 1; Дроздова З. «Капитану наших первых странствий» — 130! Мой Мавр // Нёман : журнал. — 2013. — № 5. — Страницы 208—224; Рублевская Л. И. 125 лет Янке Мавру // Советская Белоруссия : газета. — 2008-06-07; Яфімава М. Б. Дзіцячым пісьменнікам трэба нарадзіцца // Полымя. — 2008. — № 5. — Страницы 161—164; Яфімава М. Б. Добры і мудры настаўнік: творчасць Янкі Маўра // Роднае слова. — 1993. — № 5. — Страница 7; Яфімава М. Б. Цэлы свет — дзецям : [аб творчасці, наватраскіх пошукаў Я. Маўра] / М. Б. Яфімава. — Мінск: БДУ, 1983. — Страница 136
1883
Густав «Ёста» Ульсон (шведское имя — Gustaf "Gösta" Olson)
шведский гимнаст, чемпион летних Олимпийских игр 1908. Родился в приходе Кафедрального собора Линчёпинга, Швеция. На Играх 1908 в Лондоне Ульсон участвовал только в командном первенстве, в котором его сборная заняла первое место. Умер в приходе Оскар, Стокгольм, Швеция, 23 января 1966 года.
1883
Шахан-Гирей Умарович Хакурате
российский революционер, советский партийный и государственный деятель. Первый секретарь Адыгейского обкома (1932—1935). Родился ауле Хаштук, Екатеринодарский отдел, Кубанская область, Российская империя (ныне аул находится в составе Тахтамукайского района Республики Адыгея), в семье крестьянина-середняка. В 1898 году поступил в Шапсугское одноклассное училище в соседнем ауле Панахес, а в 1901-м — в Екатеринодарскую военно-фельдшерскую школу. Окончив её, он стал первым фельдшером среди кубанских адыгов. Революционной деятельностью Шахан-Гирей стал заниматься с 20 лет, член РКП(б) с 1920 года. С 1920 года служил в РККА. После Гражданской войны и установления Советской власти на Кубани — Хакурате активно включился в работу по восстановлению народного хозяйства. С 1920 по 1922 годы был секретарём ячейки РКП(б) совхоза «Абрау-Дюрсо» (Кубано-Черноморская область), затем председателем Горского исполнительного комитета. В 1922 году, когда образовалась Черкесская (Адыгейская) автономная область, он стал первым председателем облисполкома, а впоследствии (с 1932 по 1935 годы) — первым секретарем Адыгейского областного комитета ВКП(б). Умер 5 октября 1935 года в Москве в Кремлёвской больнице, похороны состоялись 10 октября в Краснодаре. Хакурате был похоронен в сквере напротив Адыгейского облисполкома и педагогического техникума по улице Красной города Краснодара. С целью увековечения памяти славного сына адыгского народа горсовет принял решение назвать его именем Рабфаковскую улицу, сквер и фельдшерско-акушерскую школу. Впоследствии посмертно (в 1938 году) Шахан-Гирей Хакурате был оговорен и на 9-й областной партийной конференции обвинен в проведении «вражеской работы». Тогда же было ликвидировано почетное захоронение Хакурате в сквере на улице Красной в Краснодаре. В 1938 году улице было дано новое имя — улица Ежова, через год она стала улицей имени Ворошилова и ещё много раз меняла свои названия. Позже Хакурате был реабилитирован и сегодня его имя носят улицы Краснодара и Майкопа. На карте Краснодара имя Шахан-Гирея Хакурате вновь появилось лишь 29 декабря 1967 года, когда горсовет переименовал Крестьянскую улицу в улицу им. Хакурате.
Награды: Награждён в 1924 году орденом Красного Знамени (Приказ РВС СССР № 350).

Памятник Ш.-Г. У.Хакурате в ауле Афипсип
Память
Именем Хакурате названо большое количество улиц в населённых пунктах Адыгеи; Улица Хакурате в Краснодаре; Памятник в ауле Афипсип. Установлен в 1969 году. Скульптор И.П.Шмагун; Памятник на привокзальной площади города Майкоп открыт 15 ноября 2022 года к столетию республики Адыгея. Скульптор Х.В.Савкуев. .
[443x700]
1884
Лидия Яковлевна Липковская (румынское имя — Lidia Lipkovski, украинское имя — Лідія Липковська; в замужестве — Маршнер)
артистка оперы и оперетты, камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), вокальный педагог, поэтесса. Солистка Мариинского театра (1906—1908, 1911—1913) и Театра музыкальной драмы (1914—1915), участница Русских сезонов Дягилева в Париже (1909, 1920—1930). Родилась в 1884 году в селе Бабин Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне Кельменецкий район Черновицкой области Украины), в семье Липковских Якова Ивановича и Доминики Валерьяновны. У Липковской было три сестры и четыре брата. Отец, очень любил музыку, сам играл на скрипке и организовал детский хор, в котором пел дети. Петь начала с пяти лет. Начальное образование получила в двухклассной сельской школе. Затем поступила в Мариинскую женскую гимназию в Каменец-Подольске. С 12 лет пела в церковном хоре, с 14 принимала участие в благотворительных концертах. В 17 лет, обучаясь на последнем курсе гимназии, вышла замуж за студента факультета восточных языков Петербургского университета Христофора Маршнера, который был старше на шесть лет. Супруги уехали в Петербург, родилась дочь Ариадна. Через два года Липковская оставила мужа, который противился её желанию учиться петь. В Санкт-Петербурге Липковская проживала в доме № 17 по улице Миллионной.
Дебют
В 1903 году Лидия Маршнер становится студенткой Петербургской консерватории по классу вокала Н.А.Ирецкой. В консерватории обучалась бесплатно. На втором курсе дебютировала под своей девичьей фамилией в русско-итальянской частной опере на бенефисе Н.Фигнера 4 января 1904 года. Двадцатилетняя Липковская заменила заболевшую певицу и без репетиций блестяще исполнила партию Джильды в опере «Риголетто». Об успехе написали многие газеты — отмечали отличную колоратуру, выразительные голосовые средства, музыкальность и благородный вкус молодой певицы. Профессор Ирецкая отдала должное вокалу студентки, но за самовольный выход на сцену отстранила её от занятий. Через некоторое время Липковской разрешено было вернуться в консерваторию. Во второй раз студентка ослушалась педагога и по приглашению Римского-Корсакова спела на частной сцене Снегурочку в его одноименной опере.
Сценическая карьера
Мариинский театр (1906—1908) и гастроли в Большом театре
Профессиональный творческий путь певицы начался на сцене Мариинского театра, куда она была принята 1 мая 1906 года после окончания консерватории. Первой ролью в театре была Джильда («Риголетто»). Затем пела репертуар недавно покинувшей мариинскую сцену Мравиной — партии Олимпии («Сказки Гофмана»), Церлины («Дон Жуан»), Розины («Севильский цирюльник»). По рапорту директора императорских театров Теляковского была направлена брать уроки пения у своего бывшего педагога Н.Ирецкой, и сценического искусства у А. Петровского. Через год театр направил Липковскую к дирижеру миланской оперы Ванзо в «Ла Скала» для изучения итальянской техники пения.
[418x700]
Л.Липковская в роли Джильды в опере «Риголетто»
Своим голосом Липковская овладела в совершенстве, что позволяло ей блестяще исполнять труднейшие партии. Она легко состязалась со скрипкой и флейтой. Даже в самом высоком регистре (а она свободно брала три октавы) голос её не терял мягкости и певучести. Взыскательная публика императорского театра была покорена и Липковская вскоре стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано. В сентябре 1907 года впервые выступила с Шаляпиным в опере «Лакме» Делиба. 17 ноября 1907 года партнером по сцене в этой же опере был Собинов. Николай Фигнер пригласил исполнить партию Джульетты («Ромео и Джульетта») на своем прощальном бенефисе 28 декабря 1907 года. Бурные овации и роскошные букеты сопровождали спектакль. Присутствовали вся знать Петербурга и артистическая богема, приглашены были родители певицы. Липковская вспоминала:
«Зал был наэлектризован<…> Для меня все происходящее были театральными похоронами Фигнера. Мне было крайне грустно, что именно мне, его «крестнице» (ведь он был моим первым партнером в «незаконном дебюте», приходится закрыть за ним двери Мариинского театра…) — «Вечерний Кишинёв».
В январе 1908 года впервые выступила на сцене Большого театра в операх «Риголетто» и «Лакме». Московская публика радушно встретила певицу, но критика отнеслась сдержанно. После возвращения в Петербург получила приглашение в Париж для участия в сезонах Русской оперы под предводительством Дягилева (1909, 1920—1930-е годы). 2 февраля 1908 года на сцене Мариинского театра выступала в роли Валентины в постановке оперетты Легара «Весёлая вдова».
Зарубежные гастроли (1909—1911)
В Париже пела на сцене «Théâtre du Châtelet» (1909). Гастролировала в Америке в 1909—1911 годы, пела в «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке, а также в Бостоне (1909) и Чикаго (1910). В США произошла встреча Липковской с Карузо — он был партнером певицы в ноябре 1909 года в опере «Риголетто» и в феврале 1910 года в «Травиате». В этой же стране артистка познакомилась и совместно выступила с Пуччини и Руффо. На сцене лондонского «Covent Garden» пела Сюзанну в премьерном спектакле Э. Вольфа-Феррари «Секрет Сюзанны» (1909) и Мими в опере «Богема» (1911). В дальнейшем успешно гастролировала во многих городах: в Москве, Киеве, Одессе, Берлине, Вене, Будапеште. В октябре 1913 года пела на сцене петербургского Народного дома. 12 ноября этого же года певица дала благотворительный концерт в Дворянском собрании в пользу детского дома. В феврале 1914 года в Монте-Карло Липковская участвовала в опере Рамо «Праздники Гебы», поставленной Раулем Гинзбургом после двухсотлетнего перерыва. 20 сентября 1914 года Липковская, солистка петербургского Театра музыкальной драмы (1914—1915), с разрешения министерства двора организовала спектакль в пользу раненных воинов.
Эмиграция
С 1919 года жила за границей, сначала во Франции, с 1920 года — в Кишинёве, где преподавала в частных консерваториях, в 1924—1927 годах — в Бухаресте. В 1920—1930-х годах выступала в странах Европы и Америки. Гастроли в Харбине в 1922 году прошли с триумфом. С ноября 1927 года по май 1929 года гастролировала в СССР с концертами и оперными спектаклями. За этот период спела в 160 концертах. В 1933—1936 годах выступала в Бухаресте, Берлине, Париже. 12 декабря 1936 года состоялся концерт Липковской в Палестине (в настоящее время Израиль). После парижских гастролей провела лето в родных местах и приняла решение вернуться. В 1936 году в кишинёвском театре «Экспресс» состоялся прощальный концерт Липковской. Она перебралась в Бухарест. В 1937 году переехала в Кишинёв, в котором проживала по улице А.Щусева, дом 111 до 1940 года. В этот период, с 1931 по 1940 годы, преподавала вокал в частных консерваториях «Униря» и «Муничипал», в 1940—1941 годах — в новообразованной Д.Г.Гершфельдом Кишинёвской государственной консерватории. Среди учеников Липковской — народная артистка Молдавской ССР Тамара Чебан, певец и композитор Алексей Стырча, солистка театра имени Пушкина Анна Даскал, примадонна Бухарестской оперы Лидия Бабич. Сцену артистка оставила в 1941 году после выступлений в Одессе. Во время румынской оккупации в период Второй мировой войны перебралась в Бухарест (1943), с 1948 года преподавала в консерватории в Тимишоаре, в 1950 году переехала в Париж, чтобы быть ближе к дочери. 19 мая 1951 года во Франции состоялся концерт Липковской с участием первого тенора Jeane Filion, пианиста John Pennink и певицы Ирины Ивченко, у рояля К.Лишке. С 1952 года преподает в Париже, где на заседании художественно-педагогического совета русской консерватории «Русского музыкального общества за границей» была избрана профессором по классу пения. В 1953 году Липковскую пригласили на должность директора Бейрутской консерватории Académie Beaux-Arts в Ливане, где в то время проживала её сестра. Вскоре Липковская по состоянию здоровья не смогла работать и последние годы жизни прожила в нужде и забвении. Умерла в Бейруте 22 марта 1955 года. Похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa (Ливан).
Семья
Отец — Липковский Яков (Якоб) Иванович, учитель двухклассной сельской школы. Мать — Липковская Доминика Валерьяновна. Брат — Липковский Анатолий Яковлевич. Брат — Липковский Владимир Яковлевич. Племянник — Липковский Олег Владимирович. Брат — Липковский Василий Яковлевич. Брат — Липковский Дмитрий Яковлевич. Сестра — Липковская (в замужестве Кан) Александра Яковлевна. Сестра — Липковская (в замужестве Кудрявцева) Татьяна Яковлевна (? — 16 мая 1970, Монреаль, Канада), артистка балета и педагог, окончила балетную школу при Мариинском театре, первая ученица танцевальной студии Кшесинской открытой в 1929 году в Париже. В 1934 году уехала в Канаду. Открыла в Монреале школу классического танца. Первый муж — Маршнер Христофор Христофорович, студент факультета восточных языков Петербургского университета. Дочь — Маршнер Ариадна Христофоровна. Внучка — Мария. Второй муж — Баден Иарл, датчанин.
Оперные партии: Мими — «Богема» Пуччини; Элема — «Валенсианские мавры» Понкьелли; Офелия — «Гамлет» Тома; Церлина — «Дон Жуан» Моцарта; Норина — «Дон Паскуале» Доницетти;Татьяна — «Евгений Онегин» Чайковского;Лейла — «Искатели жемчуга» Бизе; Микаэла — «Кармен» Бизе; Лакме — «Лакме» Делиба; Адина — «Любовный напиток» Доницетти;Лючия — «Лючия ди Ламмермур» Доницетти; Рахиль — «Мадемуазель Фифи» Кюи; Панночка — «Майская ночь» Римского-Корсакова; Манон — «Манон» Массне; Эвридика — «Орфей и Эвридика» Глюка; Недда — «Паяцы» Леонкавалло;Геба — «Празднества Гебы» Рамо, опера-балет; Ольга — «Псковитянка» Римского-Корсакова; Джильда — «Риголетто» Верди, дебютная роль на частной сцене и в Мариинском театре; Джульетта — «Ромео и Джульетта» Гуно; Людмила — «Руслан и Людмила» Глинки; Волхова — «Садко» Римского-Корсакова;Розина — «Севильский цирюльник» Россини; Сюзанна — «Секрет Сюзанны» Вольф-Феррари; Царевна Лебедь — «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова; Олимпия — «Сказки Гофмана» Оффенбаха; Снегурочка — «Снегурочка» Римского-Корсакова; Амина — «Сомнамбула» Беллини; Таис — «Таис» Массне; Маргарита — «Фауст» Гуно; Марфа — «Царская невеста» Римского-Корсакова. Оперетта: Валентина — «Весёлая вдова» Легара.
Камерные произведения: «Молдавская степь» — музыкально-лирическая картина. Исполнялась совместно с Александром Вертинским. Песня из пьесы «Псиша» Ю.Д.Беляева. Грамзаписи: Выдающиеся русские певцы прошлого [Звукозапись] : [арии и сцены из русских и зарубежных опер, романсы русских композиторов, русские народные песни]. — Подписное издание. — Москва : Мелодия, 1965 (Апрелевка : Апрелевский завод граммпластинок). — 3 граммпластинки [ГОСТ 5289-61]. — (Выдающиеся певцы прошлого; Серия 1). Архивные записи из фондов ВСГ и коллекции И.Ф.Боярского. Комментарии в приложении. Хранение: Гр Б / 313; Н.Римский-Корсаков ; Ария Снегурочки : из оперы «Снегурочка»; исполняет Л.Липковская, сопрано; Лидия Липковская, сопрано [Звукозапись] / [все произведения] исполняет Л.Липковская, сопрано ; сопровождение: М.Дулов, фортепиано; Оркестр Gramophone Compane Ltd ; [автор комментариев на конверте] Ю.Перепелкин. — Москва : Мелодия, 1985 (Московский опытный завод „Грамзапись“). — 1 граммпластинка. [ГОСТ 5289-80]. — (Исполнительское искусство). ВСГ. Архивные записи 1912-1914 гг. Хранение: Гр Б-1 / 728 (10); Дж. Россини: Каватина Розины : из 1-го действия оперы "Севильский цирюльник" ; Каватина Семирамиды : из 1-го действия оперы "Семирамида"; Л.Делиб: Вальс : из балета "Коппелия" ; Pizzicato : из балета "Сильвия"; Н.Римский-Корсаков: Ариетта Снегурочки : из 1-го действия оперы "Снегурочка" ; Сцена таяния : из 4-го действия оперы "Снегурочка" ; Ария Марфы : из 2-го действия оперы "Царская невеста" ; Ария Марфы : из 4-го действия оперы "Царская невеста"; П.Чайковский: Ариоза Иоланты : из оперы "Иоланта"; А.Даргомыжский — А.Дельвиг: Шестнадцать лет; Лидия Липковская, сопрано, Георгий Бакланов, баритон [Звукозапись] / [все произведения] исполняет : Л.Липковская, сопрано, Г.Бакланов, баритон ; сопровождение: М.Дулов, фортепиано; Оркестр Gramophone Compane Ltd ; [автор комментариев на конверте] Ю.Перепелкин. — Москва : Мелодия, 1985 (Ленинград : Ленинградский завод граммпластинок). — 1 граммпластинка [ГОСТ 5289-80]. — (Исполнительское искусство). ВСГ. Архивные записи 1912-1914 гг. Хранение: Гр Б-1 / 728 (11); Дж.Верди: Ария Джильды : из 1-го действия оперы "Риголетто"; Ш. Гуно: Вальс Джульетты : из 1-го действия оперы "Ромео и Джульетта"; А.Тома: Дуэт Офелии и Гамлета : из 1-го действия оперы "Гамлет"; исполняет Г.Бакланов, баритон; Дж. Пуччини: Рассказ Мими : из 1-го действия оперы "Богема"; Ария Тоски : из 2-го действия оперы "Тоска"; Р. Шуман - Й. фон Айхендорф: Весенняя ночь : сочинение 39 № 2; Р.Шуман - Г.Гейне: И розы, и лилии : сочинение 42 № 3; [все произведения] исполняет Л.Липковская, сопрано; сопровождение: М.Дулов, фортепиано ; Оркестр Gramophone Compane Ltd. Юный Игорь Северянин впервые услышал пение Лидии Липковской на сцене Мариинского театра, в самом начале её творческого пути. Предположительно в 1909 году состоялось их знакомство. В дальнейшем поэт бывал у Липковской в гостях, а она принимала участие в поэтических вечерах Северянина. Пути артистки и поэта не раз пересекались на гастролях 1920—1930-х годов.
Из поэзии Игоря Северянина
<…>Идем назад по Маршалковской,
Что солнышком накалена,
Заходим на часок к Липковской:
Она два дня уже больна.
Мы – в расфуфыренном отэле,
Где в коридорах полумгла.
Снегурочка лежит в постели
И лишь полнеет от тепла…
Лик героини Офенбаха
Нам улыбается в мехах,
И я на пуф сажусь с размаха,
Стоящий у неё в ногах.
И увлечен рассказом близким
О пальмах, море и сельце,
Любуюсь зноем австралийским
В игрушечном её лице.
«Дорожные импровизации» (1924).
Северянин посвятил Липковской ряд своих произведений: «Сонет» («Мы познакомились с ней в опере…») (1909), «Тебе, моя красавица!» (с посвящением: «Ариадниной мамочке») (1910), сонет «Лидии Липковской» (1924). Упоминается имя певицы и в «Поэме беспоэмия» (1915) — «И с ней снегурочность Липковской», и в романе «Падучая стремнина», строками из которого Северянин признавался в своей любви к оперному искусству: « <…>Я музыку боготворю не меньше Поэзии, и удивляться надо ль, Что посещенье оперы являлось Потребностью моей необходимой<…> Да, имена там были звездоносны: Певала там и Лидия Берленди, И Баронат, и Гай с Пеллингиони, И Арнольдсон с Ансельми, Баттистини, И Собинов, и Фигнер, и Клементьев. Липковская там делала карьеру, И Монска промелькнула метеором <…> Игорь Северянин, «Падучая стремнина» (1920—1921)» В романе в строфах «Рояль Леандра» (1925) Северянин сравнивал голос певицы с пением жаворонка «Когда, как жаворонок некий, моя Липковская поёт!». А.И.Куприн в стихотворении посвященном Лидии Липковской («Я помню Мариинского театра») писал, что в её голосе слышится «песня соловья», «солнца золотая радость». Талант певицы высоко ценили Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, Э.Направник, Ж. Массне, К.Станиславский, В.Мейерхольд, В.Качалов, А.Луначарский. 1916 — На выставке произведений искусства в Петрограде в пользу инвалидов-поляков экспонировался портрет «Артистка Императорских театров Л. Я. Липковская» (художник Н.К.Бодаревский). Поэтесса Любовь Юрьевна Зубова-Моор (1881—1970) сочинила стихотворение «Лидии Яковлевне Липковской». Одна из улиц в родном селе певицы названа в её честь (украинское название — вул. Л.Липковської).
[700x419]
2001 — Выпущена памятная почтовая марка «(румынское название — Lidia Lipkovski (1884—1958) — cântăreaţă de operăи» в честь дня рождения певицы. 2007 — В библиотеке села Бабин создана комната-музей Лидии Липковской. 2009 — По инициативе Р.Ольшевской и В.И.Гетьмана, в честь 125-ти летия со дня рождения, в селе Бабин (Украина) открыт памятник Лидии Липковской (скульптор И.М.Салевич).
[680x700]
В этом же году в Молдове выпущен памятный почтовый штемпель «румынское название — Lidia Lipkovski — 125 ani de la naștere ».
Литература: Macy, Laura Williams. The Grove Book of Opera Singers. — Oxford University Press, 2008. — Страница 284. — ISBN 9780195337655; Агин М.С. Липковская Лидия Яковлевна // Вокально-энциклопедический словарь. (Биобиблиография): В 5 томах. — Москва 1992. — Том 3. — Страницы 173—175; Арабаджиу Р. Очарованная песней : Страницы жизни и творчества Л.Я.Липковской. — Киев: Лит. артистикэ, 1977. — 196 страниц; Арабаджиу Р. Судьба примадонны : воспоминания и документы о жизни и творчестве Л.Я.Липковской. — Кишинёв: Литература артистикэ, 1989. — 236 страниц; Иванова Л.Н. Игорь Северянин. Письма к С.И.Карузо (1931—1940) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1992 год : журнал. — Санкт-Петербург, 1996. — Страницы 256—279. — ISSN 5-7331--0075-3; Котляров Б.Я. Из истории музыкальных связей Молдавии, Украины, России : журнал. — Киев 1996. — Страницы 88—92; Липковская Л.Я. [Отрывки из автобиографии] // Наши артисты : сборник. — Санкт-Петербург 1909. —выпуск № 1. — Страницы 5—6; Момотюк В.П. Певица из Бессарабии // Пантелеймон целитель : газета. — Вышгород, 2013. — № 12 (409); Пружанский А.М. Отечественные певцы 1750—1917. Словарь.. Москва: «Композитор» (2000); Соловьёва Т. Бессарабский соловей // Кишинёвский обозреватель : газета. — Кишинёв, 2010.
1884
Генрих Ловаг (немецкое имя — Heinrich Lohwag)
австрийский ботаник-криптогамист и миколог, ученик Рихарда Веттштейна. Родился в городе Вена, Австро-Венгроия, ныне Австрия, в семье писателя Эрнста Ловага. В 1903 году поступил в Венский университет, в 1908 году получил степень доктора философии по ботанике, после чего преподавал в гимназии в Брюксе. С 1914 по 1918 год преподавал в Райхенберге, с 1918 года — в Академической гимназии в Вене. В 1928 году Ловаг прошёл хабилитацию под руководством Рихарда Веттштейна, стал читать лекции в Венском университете. В 1940 году получил звание профессора. В 1944—1945 годах читал лекции по ботанике в Высшей школе почвоведения. Умер в Вене 22 сентября 1945 года. Сын Генриха Ловага, Курт Ловаг (1913—1970), также стал известным микологом. Умер в родном городе 22 сентября 1945 года.
Некоторые научные работы: Anatomie der Asco- und Basidiomyceten, in: Hdb. der Pflanzenanatomie, hrsg. von K. Linsbauer, fortgeführt von G. Tischler und A. Pascher, Bd. 6, Abt. 2, Teilbd. 3, 1941.
Роды и виды грибов, названные в честь Г.Ловага: Lohwagia Petr., 1942; Lohwagiella Petr., 1970 — Niesslia Auersw., 1869; Mycena lohwagii Singer, 1929; Ophiobolus lohwagianus Kirschst., 1936; Volutella lohwagii Petr., 1948.
Литература: Stafleu F. A., Cowan R. S. Taxonomic Literature : [англ.]. — Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1981. — Vol. III: Lh—O. — P. 146—147. — 980 p. — ISBN 90-313-0444-1. — doi:10.5962/bhl.title.48631.
1884
Ольга Петрова (Olga Petrova, урождённая Мюриель Хардинг (Muriel Harding )
американская актриса и сценарист, уроженка Англии. Её дебют на большом экране состоялся в 1912 году в Российской империи в короткометражке «Уход великого старца», где она сыграла роль Софьи Андреевны Толстой. Вскоре она переехала в США, где продолжила актёрскую карьеру в водевилях. В 1914 году состоялся её американский кинодебют, и за последующие шесть лет она снялась почти в трёх десятках картин на студиях «Solax Studios» и «Metro Pictures», играя преимущественно роковых женщин. Большинство фильмов с её участием в настоящее время утеряны. Помимо этого Петрова выступила в качестве сценариста четырёх фильмов. В 1918 году она ушла с большого экрана, но продолжила выступления на Бродвее. В 1920-е годы актриса гастролировала по США в составе одной из театральных трупп, а также написала несколько пьес. В 1942 году была опубликована её автобиография «Butter With My Bread». Актриса дважды была замужем, но детей у неё не было. Последние годы своей жизни она провела вместе с мужем во Флориде в городе Клируотер, штат Флорида, США, где скончалась 30 ноября 1977 года. Её вклад в американскую киноиндустрию отмечен звездой на голливудской «Аллее славы».
Избранная фильмография

1885
Марко Алаупович (хорватское имя — Marko Alaupović)
католический прелат, архиепископ Врхбосны с 7 сентября 1960 года по 13 января 1970 год. 5 апреля 1925 года Марко Алаупович был рукоположён в священника. Родился в городе Бусовача, Австро-Венгрия, ныне Среднебоснийский кантон, ФБиГ, Босния и Герцеговина. 21 мая 1950 года Римский папа Пий XII назначил Марко Алауповича вспомогательным епископом Врхбосны и титулярным епископом Капитолиаса. 24 сентября 1950 года состоялось рукоположение Марко Алауповича в епископа, которое совершил архиепископ Белграда Йосип Антун Уйчич в сослужении с титулярным епископом Августополиса Фригийского Антоном Акшановичем и апостольским администратором Лаванта и титулярным епископом Абриттума Максимилианом Држечником. 7 сентября 1960 года Римский папа Иоанн XXIII назначил Марко Алауповича архиепископом Врхбосны. Участвовал в работе I, II, III и IV сессиях Второго Ватиканского собора. 13 января 1970 года подал в отставку и в этот же день Святой Престол назначил его титулярным архиепископом Сегисамы. Скончался в городе Сараево, СР Босния и Герцеговина, Югославия, ныне Босния и Герцеговина, 18 апреля 1979 года и был похоронен в крипте собора Святейшего Сердца Иисуса.
[546x700]
1885
Борис Петрович Жадановский (украинское имя — Бори́с Петро́вич Жадані́вський)
российский революционер, участник революции 1905—1907 годов и вооруженной борьбы с немецкими частями в 1918 году в Крыму. Родился в Харькове, в семье кадрового офицера. Учился в Полтавском кадетском корпусе. Окончил Николаевское военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге. С 1905 года служил подпоручиком 5-го понтонного батальона 3-й саперной бригады в Киеве. В июле 1905 года в Киеве установил связь с военной организацией РСДРП. 18 ноября 1905 года возглавил вооруженное выступление сапёров в Киеве. Демонстрация была расстреляна царскими войсками. Раненый Жадановский спасся, затем скрывался на агрономической ферме Киевского политехнического института. В сентябре 1906 года военно-окружной суд приговорил его к расстрелу, который был заменен бессрочной каторгой. По дороге на каторгу предпринял неудачную попытку бежать. Каторгу отбывал в Шлиссельбургской крепости, затем был заключен в Смоленской, Орловской, Курской, а с конца 1913 года — Херсонской тюрьмах. Здесь он встречался и общался с большевиками, анархистами и эсерами. Освобожден после Февральской революции 1917 года по амнистии, принятой министром юстиции Временного правительства Александра Керенским. После выхода из тюрьмы переехал в Крым для лечения туберкулеза. В ноябре 1917 года вступил в ряды РСДРП(б), занимал должность заместителя председателя Ялтинского совета рабочих депутатов, был главным редактором е печатного органа «Известия». В апреле 1918 года, при наступлении на территорию Украинской Народной Республики и в Крым австро-немецких войск организовал из коммунистов, левых эсеров и анархистов «особый социалистический» отряд численностью в 150 человек. В боях под Симферополем отряд был разгромлен немцами, а Жадановский погиб 27 апреля 1918 года. Жилянская улица в Киеве в 1926—1993 годах носила имя Жадановского.
[494x700]
Мемориальная доска установлена в Киеве на фасаде дома № 5 по улице Московской, где в 1905 жил Жадановский Борис Петрович.
Литература: Литвак Ю.С., Б.П.Жаданiвский. Icторiko-бioграфiчний нарис, К., 1962.

1885
Мэй Мюррей (Mae Murray; имя при рождении — Мари Эдриен Кёниг, Marie Adrienne Koenig)
американская актриса театра и кино, танцовщица, изредка выступала как кинопродюсер и сценарист. Мэй Мюррей родилась в городе Портсмут, штат Виргиния, США, в семье Джозефа и Мэри Кёниг, и имела французские и немецкие корни. Помимо неё в семье было ещё два ребёнка — младшие братья Мюррей. В мае 1896 года от острого гастрита, вызванного злоупотреблением алкоголем, умер её отец, и чтобы содержать детей, её мать устроилась экономкой к знаменитому в то время бизнесмену Гарри Пэйну Уитни. Свою карьеру Мюррей начала в 1906 году в качестве танцовщицы в бродвейских постановках. С 1908 года она стала выступать в знаменитых ревю «Безумства Зигфелда», благодаря чему к 1915 году добилась успеха и признания публики. В 1916 году актриса дебютировала в кино, став одной из основных звёзд студии «Universal Studios» после выхода на экраны комедий «Восхитительный чертёнок» с Рудольфо Валентино в главной роли, и «Азбука любви». В разгар своей популярности в первой половине 1920-х годов Мюррей создала собственную продюсерскую компанию, снимавшую фильмы на студии «Tiffany Pictures». В то же время она, наряду с Сесилом Б.Демиллем, Дугласом Фэрбенксом, Гарольдом Ллойдом, Ирвингом Тальбергом и другими видными деятелями голливудской киноиндустрии, была членом попечительного совета Фонда кино и телевидения — благотворительной организации, оказывавшей помощь и заботу тем деятелям кино, кто испытывал финансовые трудности. Последней крупной работой Мюррей в кино стала роль в комедии Эриха фон Штрогейма «Весёлая вдова» в 1925 году. Вторая половина 1920-х годов ознаменовалась спадом в карьере актрисы. В 1926 году, спустя год после развода с режиссёром Роберт Леонард, Мюррей вышла замуж за одного из наследников богатой грузинской семьи — Дэвида Мдивани. Супруг убедил актрису покинуть студию «MGM», на которой в то время она работала, и тем самым Мюррей навлекла на себя опалу её владельца Луиса Б.Майера. Позже, осознав что данный поступок закрыл ей путь в кино, актриса, проглотив свою гордость, умоляла Майера вернуть её обратно, но тот был неприступен. По сути, отказ Майера означал, что голливудская карьера актрисы была завершена. К тому же, в наступившей эпохе звукового кино, Мюррей так и не смогла утвердиться, и в 1931 году завершила свою карьеру. В 1933 году актриса развелась с Мдивани, оставив себе их сына Корана Дэвида. В 1940-е годы Мюррей периодически выступала в театрализованных постановках в ночном клубе Билли Роуза в Нью-Йорке. Не желая принимать свой возраст, она появлялась на публике в коротких платьях с декольте, чем вызывала смешанные отзывы зрителей. Её финансовое положение с годами ухудшалось, и остаток своей жизни она провела в нищете. Посильную помощь в старости ей оказывал Фонд кино и телевидения, в котором она сама некогда состояла. Последние годы своей жизни актриса испытывала проблемы со здоровьем. Так в 1964 году она была обнаружена службой спасения блуждающей по Сент-Луису, думая при этом, что находится в Нью-Йорке. Позже Мюррей переехала в дом престарелых для актёров кино и телевидения в Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, где умерла от болезни сердца 23 марта 1965 года. Её вклад в американскую киноиндустрию отмечен звездой на Голливудской аллее славы.