О "Болонском процессе". Неоконченная дискуссия.
27-01-2010 16:13
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ольга: В некоторых Вузах России уже действуют некоторые пункты "Болонского процесса". Плюс этого европейского стандарта заключается в том, что количество вводных, общих предметов сокращается и основной упор делается на профессиональные навыки. Прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образования. Студентов оценивают по мировым критериям, а сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав.
Количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста. Таким образом, разрыв между школой и вузами еще более возрастает.
Возможно Россия готова принять лишь некоторые положения Болонской системы, крайне трудно будет реализовать на российской почве ту же схему бакалавриат-магистратура. На бакалавра учатся 3-4 года. В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Для этого требуются не только ввести процесс, но и написать программы, составить планы занятий и что немаловажно сменить преподавательский состав. Т.к. многие не смогут перестроиться на эту систему.
Главное, чтобы процесс внедрения не шел насильно. Нельзя уравнять все вузы. Слабым институтам система пойдет на пользу. Для ведущих образовательных учреждения страны, должна быть предоставлена свобода выбора - присоединяться к "Болонскому процессу" или нет.
Андрей: Ольга, я бы все таки назвал главным плюсом "Болонского процесса" не только введение европейского стандарта, а в расширении, благодаря этому, возможностей и мобильности учащихся, которые не только оцениваются по мировым критериям, а еще имеют возможность начав обучение к примеру в Омске, продолжать его не только в Москве или Петербурге, но и в Берлине или Гренобле.
Говорю это со знанием, т.к. моя дочь, окончив Московский энергетический институт, получила приглашение продолжить бесплатное образование в высшей инженерной школе при университете Гренобля (Франция). Подчеркиваю, бесплатное. Это важно в контексте того, что у нас частенько необоснованно связывают "Болонский процесс" с коммерциализацией образования, с потерей национальной идентичности, с обществом потребления и бездуховности.
Вы пишите:
- "сами учащиеся дают характеристики на своих педагогов и тем самым напрямую влияют на профессорский состав".
Плохо это или хорошо? Мое мнение - хорошо. А Ваше?
- "Количество вводных предметов в программе бакалавриата гораздо меньше, чем в программе специалиста".
"Болонский процесс" определяет европейский стандарт, позволяющий проводить оценку, не ограничивая ВУЗы в количестве предметов и курсов. Кстати, в обсуждаемой нами статье это четко отражено - "Если возникают какие-то новые научные направления или ответвления, то они довольно быстро превращаются в новые учебные курсы".
Мое мнение - ограничение вводных предметов - хорошо, т.к. позволяет преподавателям быть относительно свободными. А какое Ваше мнение?
- "В России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов".
Я закончил еще советский ВУЗ более 20 лет назад. Встречаясь с однокурсниками, знаю, кто как устроился в этой жизни, кто чего стоит. Именно поэтому по прошествии стольких лет, я абсолютно уверен, что 70 процентов моих однокурсников еще тогда хватило бы трех лет обучения. Большинство из них практически не работали по полученной специальности. А сколько было трагедий, когда после первого-второго года обучения молодые люди понимали, что выбрали не тот ВУЗ, не ту специальность и вставали перед сложной проблемой продолжать учиться-мучиться ради корок или все бросить. Большинство выбрали корки. Извините меня за это отступление о качестве образования.
Мое мнение, что новое всегда дается с трудом. Но я верю в то, что большинство ВУЗов России смогут обеспечить европейский стандарт, не снижая при этом качества образования. И не стоит создавать проблемы в написании программ и планов занятий.
Так же позитивно я думаю о возможности преподавателей перестроится. Проблема мягко говоря преклонного возраста большинства наших преподавателей к сожалению существует, но она ни как не связана с "Болонским процессом"
О насильственности процесса.
Да, насилие плохо.
И ВУЗы не получится все уравнять. Всегда будут сильные и слабые.
Но ведущие образовательные учреждения страны просто будут вынуждены рано или поздно присоединиться к "Болонскому процессу". Просто нужно понять, что мы живем уже в другой реальности. Реальности без железной занавеси, без Берлинской стены. Реальности, где студент может сделать свой выбор.
Вот и ВУЗам придется сделать свой выбор.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote