"CLXVI
-- Я в ответе за каждый шаг каждого человека, -- говорил отец.
-- Но у тебя есть предатели и трусы, -- возразили ему. -- Что же, ты
трусишь и предаешь?
-- Да, моей трусостью трусит трус. И моим предательством предает
предатель.
-- Как ты можешь предать сам себя?
-- Факты я представил некой картиной, они не согласились с ней, картина
моя, я за нее в ответе, я сделал ее явью, а она убедила их в правоте моего
врага. Значит, я сослужил службу своему врагу.
-- А каким образом ты оказался трусом?
-- Трусит тот, -- отвечал отец, -- кто отказывается идти вперед,
чувствуя, что беззащитен. Трус кричит: "Река уносит меня!" Смелый чувствует
свои мускулы и плывет.
Я называю трусом и предателем того, -- заключил отец, -- кто винит
других за ошибки и жалуется, что враг слишком силен.
Никто не понял его.
-- Как-никак, есть множество обстоятельств, и за них мы никак отвечать
не можем... -- сказали ему.
-- Нет, таких не существует, -- сказал отец.
Отец взял одного из гостей за руку и подвел к окну:
-- Скажи, что тебе напоминает это облако? Гость долго присматривался.
-- Спящего льва, -- наконец сказал тот.
-- Покажи его своим друзьям.
Друзья гостя полюбовались в окно на спящего льва, которого тот показал
им.
Потом отец отвел их всех в сторону и позвал к окну совсем другого
человека.
-- На что похоже это облако? -- спросил он. Гость долго всматривался в
него.
-- На улыбающееся лицо, -- наконец сказал он.
-- Покажи его своим друзьям.
И друзья увидели улыбающееся лицо, на которое показали им пальцем.
Затем отец собрал всех гостей вместе и предложил:
-- Поговорите-ка об облаке, что висит за окном. И гости ожесточенно
заспорили: так очевидно для одних было улыбающееся лицо, а для других --
спящий лев.
-- Факты, -- сказал отец гостям, -- бесформенны, словно облако;
вожатый, ваятель, мыслитель придает им форму. Формы все одинаково
достоверны.
-- Относительно облака мы с тобой согласны, -- отвечали ему, -- но
относительно жизни... Утром на поле боя ты видишь, что войско твое ничтожно
по сравнению с армией противника. Разве в твоей власти изменить ход битвы?
-- В моей, -- отвечал отец. -- Облако занимает пространство; события,
факты -- время. Если я озабочен, чтобы моя картина мира восторжествовала, я
должен печься, чтобы время ей шло на пользу. Я не изменю того, что свершится
к вечеру, но завтрашнее дерево вырастет из моего семечка. А оно есть уже и
сегодня. Создавать не означает тотчас воспользоваться уловкой, которую тебе
подбросил случай и благодаря которой ты победишь. У твоей победы не будет
будущего. Созидание не морфий, что избавляет от боли, но не излечивает
болезнь. Создать -- значит сделать победу или выздоровление неизбежностью,
как неизбежно тянется вверх дерево.
Но гости не понимали его.
-- Логика событий... Отец мой разъярился.
-- Тупицы! -- рявкнул он. -- Холощеный скот! Историки! Логики! Критики!
Вы похожи на трупных червей, вам никогда не понять, что такое жизнь!
Он повернулся к премьер-министру:
-- Король, наш сосед, надумал объявить нам войну. Мы не готовы к ней.
Создать, сотворить -- вовсе не значит за один день собрать войско, которого
нет. Надеяться на это -- ребячество. Нужно создать в короле-соседе того, кто
захотел бы нашей любви.
-- Не в моей власти сделать это.
-- Я знаю одну певицу, -- продолжал отец. -- Когда я устаю от тебя, я
всегда думаю о ней. Как-то вечером она пела нам об отчаянии преданного и
нищего влюбленного, что не смеет признаться в своей любви. Я видел: наш
главнокомандующий плакал. Хотя он богат, спесив и насилует девиц без счета.
На десять минут она превратила его в робкого ангела, и он пережил все муки
застенчивости.
-- Я не умею петь, -- ответил премьер-министр."