• Авторизация


О воспитании детей 04-10-2005 18:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Многие родители, неправильно любя своих детей, причиняют им духовный вред. Например, мать по чрезмерной плотской любви к своему ребёнку, обнимая и целуя его, говорит: «Какой ты у меня чудный ребёнок», или: «Ты — самый лучший в мире мальчик» и т.п. От этого малыш весьма рано (в возрасте, когда не может ещё этого осознавать и возражать), усваивает высокое мнение о себе, что именно он самый лучший и умный. По этой причине он, естественно, не чувствует надобности в благодати Божией и не умеет просить Бога о помощи. Так с раннего детства в душе ребёнка утверждается каменное самомнение, которое он никогда не сможет преодолеть и унесет с собой в гроб. Зло еще в том, что первые, кто страдают от этого высокомудрия — это сами родители. Действительно, будут ли дети родителей спокойно сидеть и слушать наставления своих родителей, когда они уверенны, что они — самые лучшие и сами всё знают? Поэтому родители должны быть очень внимательными к духовному развитию своих детей, ибо они несут ответственность не только за себя, но и за них.

Паисий Святогорец
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Ferae_Domina 12-10-2005-03:17 удалить
ты придерживаешься того же мнения?
Ferae_Domina 15-10-2005-02:25 удалить
Просто от недостатка любви и одобрения могут развиваться куда более серьезные проблемы, нежели недостаточная вера в Бога...
Zoom 17-10-2005-11:54 удалить
Конечно, все хорошо в меру. На эту тему Отцы хорошо сказали:
Одно дело – это маленько похвалить ребенка, чтобы он не падал духом, другое – раздувать его эгоизм. Скажем, ребенок спутался, читая стишок, и теперь унывает. Его мама, видя это, говорит ему: «Ну всё, всё. Хорошо прочитал». Однако если он прочитал стихотворение хорошо, и мать начнет нахваливать его перед другими: «ну какой же ты молодец! Ты прочитал лучше всех детей! Мой ребенок лучше всех!» – то это плохо. Так родители часто культивируют в детях гордость.

Когда я был маленьким и бегал с ребятами наперегонки, то оставлял их позади. Они не давали мне бегать, прогоняли меня, дразнили «эмигрантиком», беженцем. Я приходил к маме в слезах. «Что ты плачешь?» – спрашивала меня она. «Мне ребята не дают с ними бегать», – отвечал я ей. «Тебе хочется побегать? Вот двор, бегай. Почему ты хочешь бегать на улице? Чтобы на тебя смотрели и говорили «молодец»? В этом есть гордость». В другой раз мне хотелось играть в мяч, а ребята опять меня прогоняли. Я снова плакал и шел к маме. «Что случилось, почему ты опять плачешь:» – спрашивала меня она. «Ребята не дают мне играть в мяч!» – говорил я. «Двор у нас большой, мячик у тебя есть, играй здесь. Что, хочешь, чтобы на тебя смотрели и любовались? В этом есть гордость». И тогда я подумал: мама права. И потихоньку мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я понял, что в этом есть гордость. «И правда, – думал я, – какая же все это чепуха! Мама права»

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)
Ferae_Domina 17-10-2005-17:45 удалить
как грустно...
у ребенка просто взяли и отняли детство...
Zoom 17-10-2005-17:59 удалить
Да что там грустно - страшно становится! ;)
А что, ограничение в какой либо из игр ведет к потери детства?

Что мне нравится в таких фразах - так это их универсальность и "аксиомичность" - Можно вставлять по любому поводу, и ведь никто не будет спорить, что детство отбирать нельзя ;o)

Ferae_Domina, ограничения есть всегда, а отсутствие какого-либо развлечения не всегда влечет телесную или душевную муку. Если ребенку и без душевредной игры хорошо и спокойно, то чего ж тут ужасного? Радоваться надо ;o)
А привычка себя ограничивать, в зависимости от обстоятельств - о, это такая драгоценность, которая иногда и жизни спасает!
Zoom 17-10-2005-18:15 удалить
Ferae_Domina, пользуясь случаем, хочу спросить как у спеца по психологии - как там у вас относятся к тщеславию? a) Как к трудноистребимому злу?
б) Как к свойству хар-ра, присущему каждому человеку в той или иной мере, и с этим бороться безполезно?
в) Как к полезной черте характера, позволяющей управлять челом (помочь избавиться от другого негатива, как вариант)
д) Еще может чего?
Ferae_Domina 17-10-2005-21:55 удалить
Zoom, в общем то, единственная фраза, к которой относился мой коммент, это: "потихоньку мне расхотелось и бегать, и играть в мячик, чтобы меня видели, потому что я понял, что в этом есть гордость".
хочется сказать, что игра очень важна и полезна для развития ребенка. а без общения с другими людьми ребенок вообще не сможет стать полноценным человеком.
конечно, ограничения есть всегда. и это необходимо. проблема состоит только в том, какую именно активность ребенка ограничивать.
если вы хотите вырастить одаренного, свободно мыслящего ребенка, по развитию опережающего своих сверстников, то у вас это врят ли получиться...(в данном случае, вполне возможно, был загублен великий спортсмен...) а если перед вами такой цели не стоит, то вы на верном пути...

спецом по психологии быть не обязательно для того, что бы различать 3 простых слова: гордость, гордыня и тщеславие.
гордость - свойство хар-ра, присущее каждому нормальному человеку в той или иной мере, и с этим не нужно бороться.
гордыня - отвратительное качество, присущее плохо воспитанному человеку.
тщеславие - это то, чем человек страдает уже будучи полноценным, самостоятельным гражданином.
мы, вроде, про гордость?
гордыня - грех. гордость - это разумно. тщеславие - это выбор.
Zoom 18-10-2005-10:34 удалить
Исходное сообщение Ferae_Domina
... хочется сказать, что игра очень важна и полезна для развития ребенка. а без общения с другими людьми ребенок вообще не сможет стать полноценным человеком.


Спешу обрадовать читателей :o) - в данном конкретном случае, ребенок вырос не просто полноценным человеком, но, как гриться, дай Бог так каждому. Старца Паисия в Греции (да и у нас тоже) еще при жизни (и не без основания!) считали святым (настоящим, православным святым, не путать с продуктами масс-медиа :0))

Исходное сообщение Ferae_Domina
спецом по психологии быть не обязательно для того, что бы различать 3 простых слова: гордость, гордыня и тщеславие.
гордость - свойство хар-ра, присущее каждому нормальному человеку в той или иной мере, и с этим не нужно бороться.
гордыня - отвратительное качество, присущее плохо воспитанному человеку.
тщеславие - это то, чем человек страдает уже будучи полноценным, самостоятельным гражданином.
мы, вроде, про гордость?
гордыня - грех. гордость - это разумно. тщеславие - это выбор.


Кстати, очень-очень интересная тема, только очень большая. К тому же, у нас с Вами разная терминология.

Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

В жизни куча примеров, когда очень хорошо воспитанный человек считает всех остальных за фуфло, но это не мешает ему быть вежливым со всеми (потому что типа умный ;) Этот человек одержим гордыней? Или гордостью? Что тщеславен, это понятно..

Признак гордыни (гордости?) - презрение к окружающим, склонность к осуждению, да?

Вот, нашел признаки:
1. Любыми путями искать себе славы, чести и похвалы.
2. Склонность брать на себя дела выше сил.
3. Склонность вмешиваться во всякие дела.
4. Стараться себя показывать выше, чем есть, возвышать.
5. Презирать окружающих.
6. В случае потери чести, славы - негодовать, роптать и жаловаться.
7. Презрение и непослушание начальству, старшим.
8. Добрые дела, таланты, дарования приписывать себе, а не Богу.
9. Стараться не оставаться в тени, всем "себя показать".
10. Других дела пересуживать.
11. Чужие погрешности возвышать, других стараться не хвалить.
12. Слова и поступки с некоторой надменностью.
13. Не любить замечаний, советов не слушать.
14. Не терпеть быть униженным, и прочая.

Таки да? ;)
Ferae_Domina 18-10-2005-13:54 удалить
Тем не менее, уверена, что в детстве Старец Паисий не выглядел очень полноценным ребенком, тк полноценный ребенок может выбирать что то сам, а не убивать в себе здоровые детские потребности под давлением воспитания..
И он, возможно, был бы во много раз полноценнее, если бы пришел к своему соц. статусу по собственному выбору..

Возможно, с терминологией у меня проблемы, но почему то уж очень хочется разделить эти 3 понятия...=)
Гордость - ЗА кого-то (или что-то), а гордыня - сама в тебе.
Гордость за сына, за страну, за красивую жену и свои успехи - это хорошо.
Гордыня - когда ставишь себя выше тех, у кого нет чего-то, что есть у тебя (ум, жена-красавица и т.п) - это плохо.

Хорошее воспитание - понятие относительное=) Если ребенок таким вырос, то кого надо винить? Возможно, его, а, возможно, недостаточное воспитание.

Вам не кажется, что если такое воспитание принять как норму, то развитие, допустим, науки встанет вообще?...
Zoom 18-10-2005-14:18 удалить
Наверное, "гордость за" - "гордыня" = "радость за", типа радость за сына, за страну, жену и успехи, похоже? :o)

Что такое "полноценный", и как стать "полноценнее"?


Вам не кажется, что если такое воспитание принять как норму, то развитие, допустим, науки встанет вообще?

Почему? Академик Павлов с этим бы не согласился ;)
В чем порочность "такого" воспитания для науки?
Ferae_Domina 27-10-2005-10:08 удалить
Да, наверно, так.

Полноценность - это набор таких качеств и способностей, которые позволяют человеку наиболее гармонично и полно проявить себя.

Академик Павлов не был верующим.

Для того, что бы заявить о себе, как об ученом и о своих трудах нужна гордость. А она порицается данным воспитанием.
Zoom 28-10-2005-00:10 удалить
Полноценность - это набор таких качеств и способностей, которые позволяют человеку наиболее гармонично и полно проявить себя.

Что тогда значит "проявить себя"? Заслужить похвалу окружающих? Это сильно зависит от окружения - VIP-тусовки требуют один набор качеств, урки на зоне - другой. "Полноценный" человек из VIP-элиты, которого посадили, становится неполноценным? Теряет он свои "качества и способности"?

Академик Павлов не был верующим.

Я читал записи иеросхимонаха Сампсона, который одно время был духовником Павлова. Грит, что налагал безконечные епитимьи(наказания) за мучение собак ;o)

Для того, что бы заявить о себе, как об ученом и о своих трудах нужна гордость. А она порицается данным воспитанием
Даже в школе, знания тех, кто учится ради славы (оценки, похвалы) значительно хуже тех, кому нравится предмет как таковой. Что уж говорить об ученых. Настоящему ученому по-барабану мнение людей. Бабочки (кванты, что угодно) - только это их интересует!, и больше ничего на свете. А не статьи, доклады, конференции - это только способ поделиться своей радостью с теми, кто может понять. Есть, конечно, и среди ученых и тщеславный, и сребролюбивый народец, но это, как правило, посредственности, которые пользуются чужими плодами - плодами тех, кого интересует исключительно наука.
Ferae_Domina 28-10-2005-01:31 удалить
Ой... не поспеваю я за вашими мыслями... не очень понимаю, как "проявить себя" однозначно приравнивается к "заслужить похвалу"... возможно, в определенном возрасте, это действительно так... но вы, как человек, увлекающийся психологией должны знать, что это всего лишь временное...(но, тем не менее, важное!)
все-таки человек - это многогранно, обширно, индивидуально, так что способы проявить себя совсем не заканчиваются на всеобщем признании.
но если порицать те стремления ребенка, которые помогают решать ему свои возрастные задачи, то не считаете ли вы, что это как отсечь у него руку или ногу? по принципу: жить будет, хоть ему и будет нелегко.

А я читала записи, где Павлов, на вопрос коллеги о вере в загробный мир, говорит примерно следующее: "Как тебе не стыдно! Ты же врач, а говоришь такие глупости!"...
Читала, что "Религию он считал разновидностью психотерапии - не больше и не меньше. "
Читала то, что "Храмы же он посещал - в особенности после революции - потому, что внимательно относился к своей религиозной жене. Да и сам, будучи сыном священника, любил иногда послушать церковное пение, так знакомое с детства. "
И, может быть, еще кто то читал о том, что у Павлова было 3 головы и он ими все свои открытия и придумал...

Конечно-конечно. Я даже не смела спорить с тем, что люди, вкладывающие в дело душу, делают это дело лучше остальных. И этому, несомненно, есть куча-куча подтверждений.
Но почему же тогда так много действительно выдающихся ученых создавали иституты, университеты, академии своего имени?... это из-за тщеславия, гордости или просто радости за что то?.... Если последнее, то радость за что?...
Zoom 30-10-2005-02:10 удалить
Я так и не понял критерия оценки. Как мне понять, проявил я себя, или нет? :o)

Про Павлова. Ну это обычная история - нужно пользоваться источниками инфы, заслуживающими доверия. Опять же, степень доверия у всех разная. Бывает, некоторым непременно нужны подлинники протоколов допросов на руках ;o)))

Я про называние своим именем не очень в курсе. Что, кто-то (не очень здоровый :)) назвал институт своим именем еще при жизни? Ну хоть Ломоносов МГУ своим именем не называл? :)


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О воспитании детей | Zoom - Цитатник | Лента друзей Zoom / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»