А еще сегодня - память священномученика Феопемта, епископа Никомидийского, и мученика Феона, волхва.
Один момент похож на историю с вмч. Георгием - яд волхва никак не подействовал на исповедника. Смотрите, как интересно - правитель пытает человека, но тот вышеестественно выдерживает муки, и вышеестественно выживает. Правителя это не прошибает, он решает, что человек пользуется волшебством, и призывает самого крутого чародея. Тот дает мученику яд со 100% гарантией результата, но яд не действует. Реакция правителя - "или они сговорились, или я позвал непрофессионала. Но Я добьюсь своего!", т.е. невежество в чародействе и эмоции (гордость) берут верх, что неизбежно ведет, скажем так, к помутнению рассудка. Реакция волхва более взвешенная, потому что, конечно, он понимал неестественность происходящего. Плюс ко всему, волхв наверняка имел "доброе расположение", так что злоба не захлестнула сознание, и разум возобладал над эмоциями. В результате чародеи в обеих историях стали мучениками Христовыми.Интересные времена были - казнили с жесточайшими пытками одного воина Христова, и сотни людей, воочию видя помощь Божию, становились христианами. Я думаю, если бы христианство было не от Бога, то, при тех условиях, власти бы с легкостью искоренили бы всех христиан напрочь.
P.S. Кажется, в фильме "Ронин" герой Роберта де Ниро высказывался о пытках - "боль невозможно терпеть бесконечно", типа рано или поздно человек расколется.