Опа, двадцатая серия, юбилей? :)
— Когда и как вы познакомились с Высоцким?
— Мы пригласили Владимира написать песни для кинофильма "Иван да Марья" и сыграть там одну из главных ролей — Соловья-Разбойника. Фильм вышел в 1975 году, значит, познакомились мы в 74-м.
— А кто решил заказать песни именно ему — вы или автор сценария А.Хмелик?
— Мы обсуждали это с Хмеликом. Позвонили Высоцкому — он согласился. Но играть спустя некоторое время раздумал. Мы как-то затронули этот вопрос, и Володя сказал, что выбрал для себя такую линию: играть только положительных героев. Причем, сообщил это не впрямую, а рассказал о своих сложных отношениях с Фурцевой.
В ролях "положительных героев" использовать Высоцкого не рекомендовалось. Е.Фурцева до 1974 г. была Министром культуры СССР. (Ред.)
— А что, с ней были какие-то отношения?
— Ну конечно! Отношения Высоцкого с Фурцевой были достаточно сложными. Ведь Володя находился под постоянным прицелом и давлением. Он сумел сохранить себя и свое творчество, потому что его песни на миллионах пленок и кассет расходились по стране. Доходили и до кабинетов высоких начальников. По-моему, Володины песни этому начальству нравились.
— Кто в результате сыграл Соловья-Разбойника?
— Николай Лавров из Ленинграда. Тогда он был молодым актером ТЮЗа, а сейчас играет в театре Додина, стал известен. Как ни странно, в то время он был даже внешне похож на Володю Высоцкого. И песни в картине пел, подражая ему.
— Вы встречались с Высоцким вне студии?
— Однажды мы провели почти целые сутки у него дома на Матвеевской. Прямо при мне он работал над песнями для картины, шло обсуждение, какая-то корректировка...
А потом были встречи по жизни. В Доме кино Володя познакомил меня с Мариной Влади.
— Алексей Чердынин, оператор вашего фильма, говорил мне, что запись ваших разговоров на Матвеевской должна была сохраниться.
— Я об этом ничего не знаю.
— Почему в фильм включены далеко не все песни, а те, что вошли, — сокращены?
— Тут мы с Хмеликом занимали единую позицию. Дело в том, что Володя написал прекрасные песни, но они — как и все его вещи — были достаточно злободневными. А сказка требует все-таки некоторой абстракции. Вот на эту тему у нас и были не антагонистические, но противоречия. Володя с трудом расстался с некоторыми своими находками. Мы упорно гнули собственную линию и довели дело до конца.
Одну свою песню Володя даже доработал — эту "Песню Марьи" потом спела Марина Влади, записывая пластинку. А в общем, с самого начала была такая договоренность, что Высоцкий сделает много песен, среди которых будет произведен какой-то отбор.
Из 11 песен, написанных Высоцким первоначально и продемонстрированных им на киностудии, в фильм вошли только фрагменты 3-х: "Серенады Соловья-Разбойника", "Песни Соловья-Разбойника..." и "Солдатских песен", а также "Частушки", авторство которых в "Монтажной записи" (М., 1975. с.63) приписано А.Хмелику. Из дописанных позднее трех песен в сокращенном виде вошли "Если в этот скорбный час..." и "Ни пуха ни пера..." (Ред.)
По окончании работы мы расстались друзьями, но ощущение некоторой неудовлетворенности у Владимира Семеновича сохранилось. А при мне осталось мое упрямство. И когда я снова смотрю эту картину, то все-таки думаю, что мы с Хмеликом были правы...
Работа над фильмом была интересной и очень веселой: у нас снималась почти вся молодая еще Таганка. Зина Славина, например, играла Бабу-Ягу... Все вели себя почти по-студенчески.
Фильм вышел, и больше с Высоцким мы в кино не пересекались.
— А его отзывов о фильме вы не слышали?
— Я не знаю, какого мнения он был о картине, не уверен даже, видел ли ее полностью. Но натура-то у Володи широкая и добрая. После окончания работы он приехал в группу и привез ящик шампанского.
----------------------------
Полный текст (только для вас!):
СЕРЕНАДА СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА.
Выходи, я тебе посвищу серенаду!
Кто тебе серенаду еще посвистит?
Сутки кряду могу - до упаду,-
Если муза меня посетит.
Я пока еще только шутю и шалю -
Я пока на себя не похож:
Я обиду терплю, но когда я вспылю -
Я дворец подпилю, подпалю, развалю,-
Если ты на балкон не придешь!
Ты отвечай мне прямо-откровенно -
Разбойничую душу не трави!..
О, выйди, выйди, выйди, Аграфена,
Послушай серенаду о любви!
Эй-ей-ей, трали-вали!
Кабы красна девица жила в полуподвале,
Я бы тогда на корточки
Приседал у форточки,-
Мы бы до утра проворковали!
Во лесных кладовых моих - уйма товара,
Два уютных дупла, три пенечка гнилых...
Чем же я тебе, Груня, не пара,
Чем я, Феня, тебе не жених?!
Так тебя я люблю, что ночами не сплю,
Сохну с горя у всех на виду.
Вот и голос сорвал - и хриплю, и сиплю.
Ох, я дров нарублю - я себя погублю,-
Но тебя я украду, уведу!
Я женихов твоих - через колено!
Я папе твоему попорчу кровь!
О, выйди, выйди, выйди, Аграфена,-
О не губи разбойничую кровь!
Эй-ей-ей, трали-вали!
Кабы красна девица жила в полуподвале,
Я бы тогда на корточки
Приседал у форточки,-
Мы бы до утра проворковали!
Так давай, Аграфенушка, свадьбу назначим,-
Я - нечистая сила, но с чистой душой!
Я к чертям, извините, собачьим
Для тебя позабуду разбой!
Я и трелью зальюсь, и подарок куплю,
Всех дружков приведу на поклон;
Я тебя пропою, я тебя прокормлю,
Нам ребята на свадьбу дадут по рублю,-
Только ты выходи на балкон!
Ответь всерьез, прошу проникновенно,
Ведь знают соловьи, что "се ля ви".
Так выйди, елки-палки, Аграфена,-
Не дай погаснуть пламенной любви!
Во темечке моем да во височке -
Одна мечта: что выйдет красота,-
Привстану я на цыпочки-мысочки
И поцелую в сахарны уста!
Эй-ей-ей, трали-вали!
Кабы красна девица жила в полуподвале,
Я бы тогда на корточки
Приседал у форточки,-
Мы бы до утра проворковали!
1974.
Источник: http://otblesk.com/vysotsky/rycarev-.htm#ixzz1tu7uqW2V Все песни к фильму.