Одинокие сосны, тихая зима и сотни тысяч долларов на аукционах...
Алексей Александрович Писемский (1859-1913) - живописец и акварелист из Петербурга, ученик Михаила Клодта и Юлия Клевера. Как и его наставники, он специализировался на пейзаже.
Вы наверняка знаете "Портрет Писемского" кисти Ильи Репина из собрания Третьяковской галереи. На нём - не наш сегодняшний герой, а его дядя. Будущий художник Писемский родился в Костромской губернии, в семье помещика. Писемский Алексей Александрович (1859–1913) - русский живописец-пейзажист, представляет русский реалистический пейзаж 1880-90-х годов.
Родился в 1859 году в селе Буе, Костромской губернии. Сын помещика, родной племянник писателя А.Ф.Писемского. Воспитывался в костромском реальном училище, но, не окончив в нем курса, поступил в 1878 г. вольноприходящим учеником в Императорскую Академию Художеств, в которой уже будучи академистом был награжден за свои успехи тремя малыми и двумя большими серебряными медалями. В Академии учился у Ю.Ю.Клевера и М.К.Клодта.
Художник Алексей Александрович Писемский
Оставил академию в 1880 г., получив звание неклассного художника 3-й степени. На следующий год, за представленные на академическую выставку картины повышен в художники 2-й степени. Особенно удачно писал акварелью и рисовал пером. Он являлся постоянным участником в выставках обществ русских акварелистов со времени его возникновения. Занимался книжной иллюстрацией. На выставках с 1883 г. (АХ, Общества выставок художественных произведений, МОИХ и др.).
Экспонент академических передвижных выставок в Одессе (1886), Харькове (1887), Риге и Киеве (1888), Казани (1889); международной выставки в Берлине (1887). С 1890 года преподавал в Рисовальной школе ОПХ.
Писатель и драматург Алексей Феофилактович, дядя художника - на портрете кисти Ильи Репина.
Писемский вёл активную творческую деятельность: оставил после себя сотни работ, вступал в разнообразные творческие сообщества, выставлялся по всей Российской империи.
Алексей Писемский. "Окраина леса"
Нельзя сказать, что Писемский изобрёл свой уникальный стиль. Скорее, его пейзажи похожи разом на все картины более знаменитых современников: и на Саврасова, и на Шишкина, и на Клевера. Однако и Писемский умеет представить очарование (а то и величие) неприметных, на первый взгляд, уголков природы.
Алексей Писемский. "Сумерки"
Алексей Писемский. "Крымский вид"
Алексей Писемский. "Березы у дороги". Начало ХХ века
Алексей Писемский. "Дорога в лесу". XIX век.
Алексей Писемский. "Маки". Ок.1891 года
Алексей Писемский. "Туман над озером"
А в следующей работе Писемский явно подражает эффектным зимним пейзажам своего учителя Юлия Клевера.
Алексей Писемский. "Зимний пейзаж"
Картины и акварели Алексея Александровича Писемского можно встретить в музеях России и ближнего зарубежья, а также в частных коллекциях - откуда они и попадают на аукционы. Следующая картина Писемского - "Пейзаж с мельницами" - в 2007 году на аукционе "Сотби" была продана за 108 тысяч долларов.
Алексей Писемский. "Пейзаж с мельницами"
Следующая работа - самая дорогая у Писемского.
Алексей Писемский. "Осенний пейзаж с озером"
В том же 2007 году, но на другом аукционе - "Кристи" - картина Писемского "Осенний пейзаж с озером" ушла за 150,5 тысяч фунтов стерлингов.
А.А.Писемский - некогда популярный художник. Известен, как создатель многочисленных пейзажей, некрупных по формату, безлюдных или однофигурных. В них он говорит языком живописи о красоте неброских уголков русской природы с высокими редкими деревьями, глубоким снегом или травой с полевыми цветами. Он писал небольшие водоемы, уходящие вдаль лесные или деревенские дороги и тропинки, ветхие домики и старые колодцы. Технологические приемы его - использование пигментов конца 19-начала 20 веков, сочетание подвижного, достаточно широкого, местами почти штрихового, а местами гладкого мазков, а также композиция и колорит, идентичные известным работам русских пейзажистов того времени.
"Белки в лесу"
"Сосновый бор"
В конце 1890-х годов в творчестве уже известного в ту пору пейзажиста появилась новая тема – марины. По свидетельству современника, опубликованному в «Историческом Вестнике» за 1913 год, А.А.Писемский «за последнее время начал писать море, и хотя этот вид пейзажа не был его специальностью, но его изумрудно-зеленая «волна» может составить украшение любой коллекции».
А. А. Писемский Алексей Александрович (1860-е) на портрете М. А. Кудрявцева
Число пейзажей, написанных художником, велико. Произведения Писемского охотно приобретались коллекционерами, среди которых были и представители императорской семьи.
Алексей Александрович Писемский жил и умер в Ст.-Петербурге.
Источник - 1
Источник - 2