Апокрифы: диалоги Конфуция с учениками.
02-07-2008 17:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Цзи кан-цзы спроил:
- Как заставить народ быть почтительным и преданным, чтобы побудить его к добру? Кун-Цзы отвечал:
- Управляй им с достоинством, и он будет почтителен; почитай своих родителей и будь милостив, и он будет предан; возвышай добрых и наставляй неспособных, и он устремится к добру.
- Народ можно принудить к послушанию, его нельзя принудить к знанию.
- Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь. В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон и скрывайся в эпоху беззакония. Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.
Фань Чи спросил учителя о мудрости.
Учитель сказал:
- Должным образом служить народу, почитать духов и держаться от них подальше – в этом и состоит мудрость».
Фань Чи спросил о человеколюбии.
Учитель сказал:
- Испытать трудности, а затем добиться успеха — в этом состоит человеколюбие.
Янь Юань спросил о том, что такое человечность.
Учитель ответил:
– Быть человечным – значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
– А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил:
– Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу.
Янь Юань сказал:
– Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.
Цзы-гун спросил:
- Почему Кун Вэнь-цзы назвали образованным?
На это Кун-Цзы сказал:
- Несмотря на быстрый ум, он любит учиться и не стыдится обращаться с вопросами к низшим, поэтому-то его и назвали образованным.
Цзы-гун спросил:
- Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил:
– Но таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим.
Кто-то спросил:
– Что если за зло платить добром.
Учитель ответил:
– А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote