Говорят,что русская песня – душа народа. Если в русских частушках, плясовых и лирических песнях выразилась чувственно-плотская сторона этой души, то в произведения песенно-поэтического жанра представленного в песнях безвременно ушедших архидиакона Романа (Тамберга) и иерея Алексея Грачева, открывается её высшая духовная сторона. Эти произведения на Руси так иназывались духовными стихами, или кантами. Написанные чаще всего анонимными авторами, они передавались из края в край каликами перехожими, и лучшие из них сохранились в памяти народнойНе имея богослужебного употребления, духовные стихи, в отличие от обычных песен, все же возвышались над обыденностью и пробуждали в слушателях высокие, святые чувства. Их недаром любили слушать и петь русские иноки; тексты некоторых из них составлении клириками и даже святителями Православной Церкви.В этих песнях печаль, но печаль к Богу; в них есть и радость, но радость тихая, пасхальная; есть и любовь – святая, христианская. Авторская и исполнительная индивидуальность раскрываются в них по-православному сдержанно, и отдельное «я» существует как часть соборной народной души, а «ты» - как образ друга сотаинника, брата, «души родной».Один из излюбленных образов русского канта – образ дороги. Сама жизнь человека рассматривается в православной традиции как странствие (или плавание по бурному житейскому морю) в Небесное Отечество. Странствие это исполнено скорбей; это путь крестный, на котором только вера, молитва и надежда на милость Божию, на предстательство Пресвятой Богородицы и святых укрепляет путника. Для русского человека дорога – это еще и свобода от житейского попечения , от засасывающей суеты повседневности, дорога к святым местам… Русская дорога – это исторический крестный путь России, то разоряемый чужеземцами, то попираемой собственными сынами., позабывшими свое родство... Это- дорога покаяния, возвращения к себе, дорога в Святую Православную Церковь, открытая всякому человеку.Святая Русь – так называем мы свою Родину. Не потому, что ее населяют одни святые люди. А потому, что никогда русская душа не довольствуется земным благополучием – во все времена тоскует она по благодати, ищет в жизни небесной гармонии, которую обретает только в единстве земной и небесной Христовой Церкви.Есть у России целый сонм небесных заступников – от древних благоверных князей-воинов до Царя-мученика и других новомучеников ХХ века – святых сродников наших, и сегодня незримо охраняющих и освящающих нашу жизнь. Их потомки по-прежнему берегут в душе идеал праведной жизни – такой жизни, когда ради Царствия Небесного отвергается житейская слабость, душевную немощь врачует православнаяи красота родной земли, тоска одиночества претворяется в сострадающую любовь по образу Пресвятой Троицы и даже личная смерть не страшит, а принимается как праздник души.Поэтому в наш век попрания святынь и разрушения державности мы с надеждой говорим, что Святая Русь «не умерла, но спит». Она как сказал философ И. Ильин, вновь заявляет свою «способность незримо возрождается в зримом умирании».Святая надежда русского сердца, его любовь к Отечеству земному и небесному воплощена в особом песенно-поэтическом жанре народного творчества – в духовных стихах и кантах.Одно то, что при всех поворотах истории этот любимый православным народом жанр не вытиснился ни романсом, ни лирической, ни так называемой «авторской » песней, является добрым знаком. Он сохранился как живое современное народное искусство. Он действительно сохранился: наряду со старинными, появляются новые канты и расходятся по России. Люди разных поколений слушают и поют их в дружеском кругу, «для души». Не значит ли это, что «Россия все-таки жива»? Что Святая Русь не погибла, а ушла в себя, затаилась под российскими снегами и туманами? Что, проходя через скорби и покаяние, она «незримо возрождается»?... ( архидиакон Роман (Тамберг))