Мир потихоньку сходит с ума, а искусство всегда показывает дух времени. Роден умер в то время, когда мир тольк-только начинал захлопывать рамки своей раковины. Его последователи увидели замечательные вещи, которые он делал со светом, объемом и композицией, и добросовестно скопировали эту манеру. Чего они не смогли увидеть, так это того, что Мастер рассказывал истории, которые ложились на обнаженную человечесую душу. Они свысока относились к картинам и скульптурам, рассказывающим истории. Они называли такие вещи литературными. И все они перешли на абстракционизм.
Абстракция - это не так уж плохо. Для обоев и линолеума. Но
искусство должно вызывать жалость и ужас. То, что делают современные художники - это псевдоинтеллектуальный онанизм. Созидательное искусство - это общение, в котором художник воссоздает окружающих его людей. Те ребята, которые не снисходят до этого - или не умеют - теряют публику. Обыватель не купит "искусство", оставляющее его равнодушным.
Надо учиться смотреть на искусство. Но и художник должен использовать язык, который возможно понять. Большинство этих шутов не хотят пользоваться языком, который мы способны понять. Они будут фыркать, мол, мы не в состоянии понять того, что они хотели сказать. Если им есть что сказать.
Таинственность скрывает неумение.
[410x418]
Тысячи лет архитекторы проектировали здания с колоннами в виде женских фигур. И наконец Роден заметил, что такая работа слишком тяжела для девушек. Он не стал говорить: "Слушайте глупцы, если вы хотите так делать - ваяйте фигуры крепких мужчин". Но он ПОКАЗАЛ это. Эта бедая маленькая "Кариатида" упала под своей ношей. Она хорошая девочка. Она серьезна, огорчена неудачей и никого не винит, в том числе и богов... И все пытается поднять ношу, раздавившую ее.
Но это более, чем хорошая работа, отвергающая плохую работу. Это символ каждой женщины, пытавшейся когда либо поднять непосильную ношу. И не только женщины. Это символ любого человека, всю жизнь без жалоб тянувшего свою лямку и бессильно рухнувшего, когда ноша стала слишком тяжела. Это символ храбрости и победы.
Победы в поражении. Что моет быть выше? Она не сдается, она все пытается поднять камень, который ее раздавил. Это больной раком отец, работающий, чтобы принести домой денег. Это девушка двадцати лет, старающаяся заменить мать своим братьям и сестрам, потому что мама теперь на небесах. Это девушка-оператор, оставшаяся у пульта управления, хотя дым душит ее, а огнь отрезал путь к бегству. Это все невоспетые герои, что не в силах ничего поделать, но и не в силах сдаться.
© Р. Хайнлайн