Пьерфон входит в список хорошо сохранившихся боевых замков во Франции. Идея его создания принадлежит Людовику Орлеанскому, сыну Карла V в 90- х годах 14 века. Замок был построен около реки, на небольшой возвышенности, на остатках замка 12 века и за прошедшие столетия вокруг Пьерфона появился настоящий город.
В 12 веке владельцами замка были Пьерфоны из Кьерзи. От него сохранились только подвалы. В конце 12 столетия Пьерфон становится владением короля Филиппа Августа.
В 1392 году Пьерфон и герцогство Турень были подарены Карлом VI герцогу Людовику Орлеанскому.
Пьерфон стал замком нового типа. Сменилась эпоха аскетичных бескомпромиссных рыцарей, замки стали не просто защитными сооружениями, но и должны были внушать врагам страх своей масштабностью и роскошью. Пьерфон стал таким замком. Зал Рыцарей Круглого стола и Зал Героинь были оснащены не только огромными каминами, но и роскошной мебелью, богатыми гобеленами и картинами. На стенах замка появились барельефы с мифическими чудовищами, которые символически охраняют огромный замок от врагов.
Эта мощная крепость, возведенная по законам средневековой военной архитектуры, была необходима Людовику. В эпоху Столетней войны легко возникали политические партии и часто непокорные дворяне платили своей головой на эшафоте. Людовик лавировал между всеми и мог заключать союзы Франции против англичан и с англичанами против Франции. Ему благоволила фортуна, и он стал регентом короля. В 1407 году фортуна отвернулась от него, и Людовик Орлеанский был убит соперником на королевский престол. После чего началась 24-летняя гражданская война.
В XVI веке замок попадает в руки Антуана д’Эстре, маркиза де Кёвр, отца красавицы Габриэль д’Эстре, фаворитки короля Генриха IV Наваррского. В начале XVII века маркиз де Кёвр, сын Генриха IV и Габриэль д’Эстре принимают сторону принца Конде в борьбе высшей аристократии Франции и молодого короля Людовика XIII, сына Генриха IV и его второй супруги Марии Медичи. В середине XVII века замок разрушают по приказу кардинала Ришелье.
К.Коро "Руины замка Пьерфон"
Для 19 века характерно увлечение архитектурой Средневековья и развалины Пьерфона привлекли к себе внимание в качестве места романтического отдыха. Наполеон I в 1813 году принимает решение приобрести земли, на которых стоит замок менее чем за 3000 франков.
В августе 1832 годы у замка Пьерфон проводится свадебный банкет по поводу свадьбы дочери Луи-Филиппа Луизы и первого короля Бельгии Леопольда Саксен-Кобургского.
Замок был запечатлен на многих знаменитых полотнах изобразительного искусства, в том числе Коро.
Будущий император Наполеон III очень интересовался археологией и побывал на развалинах в 1850 году. А в 1857 году по совету Проспера Мериме он решил реконструировать замок и превратить его в свою резиденцию. Реконструкционные работы велись по проектам Виоле-ле-Дюка, имевшего авторитет лучшего специалиста по архитектуре Возрождения. Он занимался реставрацией готических и романских архитектурных сооружений, например, Каркассон, собор Парижской богоматери, Шартрский собор. Но с его методами работы далеко не все соглашались и немало его критиковали за «неправильный» подход. Он перестраивал здания по своим представлениям и это часто не совпадало с прежним обликом здания.
Первоначально в Пьерфоне задумывалось построить башни с жилыми помещениями, оставив нетронутыми «живописные» руины. Работы в замке велись до 1885 года, а после смерти Виоле-ле-Дюка в 1879 году контроль над проектом возглавил ученик Дюка Ураду.
Фото 1890 года.
Замок имеет прямоугольную форму, размеры 88 на 103 м, толщина внешних стен до 5-6 метров. Каждая башня носит своё имя: Гектора, Артура, Александра, Карла Великого, Юлия Цезаря.
Внутренний двор носит имя Двор Чести. Здесь установлена конная статуя Людовика Орлеанского.
В замковой капелле собраны литейные изделия местных мастеров. А в склепе – имитации надгробий выдающихся личностей: королей, королев, фавориток, придворных.
Внутренние помещения Ле Дюк построил в стиле Ренессанса, добавив туда готических штрихов - химер, саламандр и прочих зверюшек.
Внутри замка очень интересны рисунки, изображающие руины до начала реставрации. В гостиной представлены разные химеры и прочие чудища – фантастическая фауна средневековья, вырезанная из венгерского дуба Виолле ле Дюком. В зале гипсовых работ представлены его же эскизы-работы, которые использовались потом как образцы для каменных скульптур при оформлении восстановленного замка.
Самыми красивыми являются два сообщающихся зала – Гербовый зал и Зал рыцарских дам, отражающими романтические представления XIX века о королях прошлого. Императрица и её придворные дамы изображены в виде героинь древности.
Их оформление было заказано в период Второй Империи – об этом свидетельствует общий выдержанный стиль и весьма характерная для того периода мебель. Вдоль стены зала расположены стилизованные гербы. Зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64 м в длину, 9,5 в ширину и 12 – в высоту. В южной части зала 5 фигур рыцарей. А над камином в северной – 9 рыцарских дам, которые олицетворяют античных богинь. Круговые диваны в центре зала тоже сделаны по эскизам Ле Дюка. Находящиеся здесь до недавнего времени доспехи из коллекции Наполеона III были перенесены в Париж в Музей вооруженных сил в комплексе Инвалидов.
Источники:
https://www.kudatotam.ru/pages/5388-zamok-perfon.html
https://fb.ru/article/422997/zamok-perfon-frantsiya-opisanie-istoriya-otzyivyi
https://france-guide.livejournal.com/55538.html