• Авторизация


Бела Лугоши... Я никогда не пью... вина... 22-10-2012 22:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[311x400]

Бела Ференц Дешо Бласко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии (ныне - Лугож в Румынии) в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугосси», который был упрощён до Лугоши. Он играл множество ролей, иногда до 40 в год. В молодости у него был хороший голос и он часто играл в опереттах. Особенно у него удалась роль Ромео, благодаря которой он в 1911 году был приглашен в крупные театры Будапешта, где заслужил большую популярность. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года. Из-за ранений, полученных на военной службе, у него развился хронический ишиас. В результате в 40-х годах он начал принимать очень сильные болеутоляющие, а потом алкоголь и наркотики. На съемочной площадке, чтобы скрыть свою зависимость от наркотиков, Бела постоянно пил красное бургундское вино.


Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши - Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Ариштид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Также в Венгрии он снимался и в трех фильмах кинокомпании «Феникс», которые режиссировал Михалы Кертеж, который после эмиграции в США сменил имя на Майкл Куртиц и снял в Голливуде такие фильмы как «Касабланка» и «Приключения Робин Гуда» (интересно, что в Голливуде Лугоши не сотрудничал с Куртицом). Его первым шагом к ужасам можно назвать последний венгерский фильм «Королевская жизнь» (Az Elet Kiralya), который был нелегальной версией романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лугоши оказался сильно втянут в политические события своей страны и активно участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики, в том числе организовал Актерский Профсоюз. После падения венгерских коммунистов ему пришлось бежать из страны и в 1919 году он эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре (всего там снялся в 11 фильмах). В 1920 году снялся в фильме «Голова Януса» кинокомпании Lipow Film - экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. Лугоши играл доктора Хайда, а режиссировал этот фильм Мурнау, который войдет в историю благодаря «Носферату».

В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк (официально получил американское гражданство 26 июня 1931 года).

[показать]В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана - например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» (He Who Gets Slapped, 1924) он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде - полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатое кресло» (The Thirteenth Chair), 1929 года. Фильм определили в совершенно новую категорию, названную латинской буквой «H», что обозначало «Horror!», т.е. Ужас. Так родилось официальное название жанра, которое оказалось очень живучим. Так что «Тринадцатое кресло» - это первый американский фильм, официально признанный ужасником! (Лугоши исполнял там второстепенную роль).


В 1929 году актер женился на богатой сан-францисской вдове Беатрис Уикс, но их союз просуществовал только три дня. Развод был вызван тем, что в жизни Лугоши появилась «другая женщина», которой была названа голливудская кинозвезда Клара Боу, что произвело эффект разорвавшейся бомбы и создало ему плохую репутацию.

                              Кадр из фильма "Тринадцатое кресло"

Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль - Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.

[250x318]  [257x318]  [257x318]

К 1931 году финансовые дела компании сильно пошатнулись. Фильмом, который спас студию от разорения оказался «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли. Огромный успех фильма принес ту финансовую стабильность, которая была так нужна компании. Лугоши стал звездой компании (в те времена актеры обычно снимались в фильмах только одной кинокомпании и были ее лицом), а Лэммле поверил в прибыльность ужасов. Мрачная готическая кинематография стала фирменным знаком для фильмов ужасов Universal Pictures.

[400x298]  [387x298]

Фильм вышел в прокат 14 февраля 1931 года (в день святого Валентина) и позиционировался как «история самой невероятной любви из известных миру» и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой (более правдоподобной) версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке.

[379x497]  [400x497]

Существует легенда, что Бела Лугоши играл роль Дракулы, не зная английского языка и выучивая реплики на слух. Однако эта история правдива лишь частично: Лугоши действительно очень долго не желал учить английский язык и текст для своих театральных ролей зазубривал на слух. Ко времени же начала работы над фильмом он уже вполне мог общаться на английском языке.

[400x488]  [390x488]

Поскольку аппаратура для воспроизведения звуковых фильмов ещё не успела полностью сменить «немые» кинопроекторы, крупные фильмы в те времена часто снимались в звуковом и немом вариантах. Известны копии «Дракулы», смонтированные с титрами и без звука.
Параллельно со съёмками англоязычного фильма в тех же декорациях и в то же время другая команда снимала по тому же сценарию фильм на испанском языке - он известен как «Испанский Дракула».

В середине 30-х годов он получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл. Однако амплуа убийц, чудовищ и безумных ученых закрепилось за ним навсегда. Под давлением продюсеров и из соображений рекламы он вел себя эксцентрично, появляясь на людях в образе вампира, лежа в гробу во время интервью и т.д.

После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах - обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue, 1932), Легендре в «Белом зомби» (White Zombie, 1932), Роксор в «Маге Чанду» (Chandu the Magician, 1932) и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ» (Island of Lost Souls, 1933), экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934) он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира» (Mark of the Vampire, 1935). Роли в фильмах «Ворон» (The Raven, 1935) и «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936) укрепляют его репутацию жанрового актёра.

[195x300]  [410x300]

"Убийство на улице Морг"

[250x323]  [245x323]  [249x323]

[383x292]  [400x292]

"Белый Зомби"

За съёмки в фильме «Белый зомби» Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. Следует отметить, что Лугоши снимался не только в фильмах ужасов, но и в детективах, триллерах и даже драмах (на вторых ролях), однако этот аспект его карьеры остался в тени.

[309x400]  [268x400]

"Остров потерянных душ"                                                                      "Черный кот"

[200x400]  [520x400]

"Знак вампира"

[245x383]  [471x383]

"Ворон"

[231x350] [462x350]

"Невидимый луч"

В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына сына - Бела Лугоши младшего. В фильме Чёрный кот Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом.

[174x300]  [372x300]

Лилиан Арч                                                              Бела Лугоши и Борис Карлофф 

Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» (Son of Frankenstein, 1939) и «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein, 1942). Чтобы получить роль в фильме Сын Франкенштейна ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл (всё-таки) Чудовише Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943).

[218x308]  [400x308]

"Сын Франкенштейна"

[208x313]  [400x313]

"Франкенштейн встречает Человека-Волка"

Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли в фильмах категории «Б», и его слава быстро затихла. Актер начал спиваться и злоупотреблять наркотиками.

Еще в 1952 году брак Белы с Лилиан распался (они развелись в 1953), и Лугоши окончательно опустился на дно своей карьеры, стал законченным наркоманом.

743664_Ed_Wood_photo (300x444, 14Kb)Под конец жизни он подружился с Эдом Вудом, печально известным в качестве худшего режиссера всех времен. В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах - «Глен или Гленда» (Glen or Glenda, 1953), «Невеста чудовища» (Bride of the Monster, 1955), - режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» - по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью.

Лугоши собирался сняться в фильме План 9 из открытого космоса, но не успел - он умер когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах, Эд Вуд использовал архивные съёмки Лугоши в плаще Дракулы и ввёл в фильм персонаж, якобы сыгранный Лугоши. Большую часть роли сыграл дублёр с лицом, почти полностью закрытым плащом. История их отношений легла в основу картины Тима Бертона «Эд Вуд» (Ed Wood, 1994).

 

              Эд Вуд

[300x221]   [300x225]

"Гленн или Гленда"                                                                            "Невеста монстра"    

[400x289]

"План 9 из открытого космоса"

Исполнитель роли Белы Лугоши в биографическом фильме Тима Бёртона «Эд Вуд» (1994) актёр Мартин Ландау за свою работу удостоился премии «Оскар». Наблюдатели увидели в этом запоздалое признание заслуг классического исполнителя роли Дракулы. Сын Белы, юрист в Лос-Анджелесе, был очень недоволен изображением в картине своего отца, хотя никогда не смотрел ее. После длительной переписки с Бартоном, отпрыск согласился посмотреть фильм в компании с самим Ландау, после чего согласился, что игра актера очень похожа на его отца, и они стали с Ландау друзьями. 

[383x260]  [400x260] [338x271]

"Эд Вуд"


Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. На момент смерти актер был так беден, что за его похороны заплатил Фрэнк Синатра.

[600x450]

Его дом в Лос-Анджелесе купил Джонни Депп, сыгравший друга актера, режиссера Эда Вуда в одноименном фильме 1994 года.

[400x525]  [400x520]

[350x446]  [343x446]

[450x356]


Бела Лугоши удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.

[500x424]


Уже после смерти Лугоши стал воистину культовой фигурой, и его жизнь, а еще больше смерть, обросли легендами. Вот парочка из них: Белу Лугоши похоронили в костюме Дракулы...

[450x317]

По легенде, на похоронах актера другой великий "кинозлодей" Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: "Может нам, на всякий случай, вбить ему в сердце осиновый кол?". Комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: "Он вернется!". 

[371x450]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Эльдис 23-10-2012-10:20 удалить
Спасибо, интересно, заберу к себе на память.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бела Лугоши... Я никогда не пью... вина... | Dr_Jack - Silent Hill Manor | Лента друзей Dr_Jack / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»