[337x500]21 июня 1975 года на экраны вышел триллер Стивена Спилберга "Челюсти". Считается, что именно этот фильм был впервые назван «блокбастером». Молодой Стивен Спилберг, которому исполнилось только 27 лет, уже успел получить известность как режиссёр потрясающей телевизионной картины «Дуэль». Он полностью оправдал надежды, которые возлагали зрители и критики на его первую работу в «большом кинематографе» — ленту «Шугарлендский экспресс». Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Д. Занук решили доверить Спилбергу более внушительный бюджет (называются цифры от семи до двенадцати миллионов — то есть по состоянию на 2008 год это могло бы составить от двадцати четырёх до сорока с лишним миллионов долларов).
Но успех фильма «Челюсти» превзошёл даже самые смелые прогнозы. Он стал первым летним блокбастером в истории американского кино, собрав $260 млн. и сумев привлечь аудиторию в количестве 126,8 млн. зрителей. А если пересчитывать результаты с учётом инфляции и изменения цен на билеты, то эта картина находится сейчас на седьмом месте за все годы, являясь самой кассовой среди кинематографических работ, внушающих страх. Одновременно лента «Челюсти» признаётся классикой кино — и зрителями (имеет оценкой 8,3 балла из десяти по голосованию в imdb), и критиками: согласно опросу Американского киноинститута, проведённому в 2007 году, она названа 56-й по счёту среди ста лучших кинопроизведений США.
Из обычного чтива (американский критик Леонард Молтин употребил термин «жвачка»), вышедшего из-под пера Питера Бенчли, режиссёр Стивен Спилберг создал действительно один из самых напряжённых и пугающих фильмов. Захватывающая атмосфера действия, помноженная на зрелищность с использованием уникальных спецэффектов, дала впечатляющие плоды. В этом «супербоевике» с многомиллионным бюджетом (одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась почти в миллион долларов) постановщик, по сути, повторил конструкцию куда более скромной по затратам «Дуэли». Как будто бы человек противостоит не просто обычной акуле, которая стала нападать на людей у побережья Новой Англии, около острова Мартас-Винъярд (кстати, роман Бенчли был основан на реальном случае), а какому-то совершенно неведомому, непонятному явлению сверхъестественной силы.
И вновь, по версии Спилберга, это самое зло или же Рок (называйте, как хотите!) должен победить, лично преодолеть только отдельный человек, причём один на один и, что называется, голыми руками. К тому же — герой довольно неопытный (не в пример Квинту, отъявленному охотнику за акулами) и не обладающий особыми знаниями, подобно учёному-ихтиологу Куперу. Местный шериф Броди, между прочим, ещё и не умеет плавать (это анекдотично перекликается с тем, что сам режиссёр тоже панически боялся воды, снимая «Челюсти»), больше приспособлен для спокойной семейной жизни, чем для походов в море на акул, и вообще выглядит как неуверенный в себе интеллигент. Помогает же ему выиграть вовсе не сноровка, ум или знания, а человеческий долг. Шериф побеждает свой страх, найдя в себе духовные силы, скрытые резервы для схватки с тем, что вроде бы неистребимо. Не напоминает ли эта борьба с загадочными феноменами в картинах Стивена Спилберга поединок человека практически с самим собой, собственной слабостью, потайным злом, которое всё-таки есть где-то внутри него?!
Постановщик ленты «Челюсти» изобретательно нагнетает состояние тревоги и страха, пользуясь всевозможными средствами: от шоковых, ударных и всегда неожиданных воздействий на психику публики — до создания по-настоящему нервной обстановки восприятия. Этому, безусловно, способствуют: ставшая уже классической «страшная» музыка Джона Уильямса (за что и достались «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми» и премия БАФТА), которая словно предостерегает о приближении опасности, как и соответствующие звуки и шумы (создатели звуковой партитуры тоже были вознаграждены призом Киноакадемии); чисто режиссёрские находки, усиливающие гнетущее ощущение; и задающий нужный ритм виртуозный монтаж Верны Филдс (ещё один «Оскар»). Затем появившиеся три серии об акуле-людоеде, в том числе — стереовариант, абсолютно не могли сравниться по силе впечатления с оригиналом, который рождал у зрителей чуть ли не мифологический, архетипный, гнездящийся глубоко в человеческом подсознании животный страх.
Жанр: триллер
Режиссёр: Стивен Спилберг
Сценарий: Питер Бенчли, Карл Готтлиб, Ховард Сэклер
Продюсер: Дэвид Браун, Ричард Д. Занук
Оператор: Билл Батлер
Композитор: Джон Уильямс, Питер Аллен
Художник: Джо Элвс, Джон М. Двайер
Монтаж: Верна Филдс
Бюджет: $7 000 000
Премьера: 21 июня 1975
В ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон, Карл Готтлиб, Джефри Крамер, Сьюзэн Бэклайни, Джонатан Филли, Крис Ребелло
Продолжительность: 02:04
Производство: США
Награды: 3 премии Оскар 1976 г. Лучший звук, Лучший монтаж, Лучший оригинальный саундтрек.
Сюжет
Действие фильма происходит с 1 по 5 июля 1974 года — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок с тем же названием. Молодая девушка Кристина Уоткинс купается ночью, но становится жертвой акулы.
Утром шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник Ленни Хендрикс находят на берегу остатки тела Кристины. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити. Броуди недавно перевёлся на остров из Нью-Йорка и живёт здесь вместе с женой Эллен и двумя сыновьями: Майком и Шоном. Шеф полиции хочет на некоторое время закрыть пляжи, оповестить о трагедии береговую охрану и вызвать специальную команду для поимки акулы, но мэр острова Ларри Воун, поддерживаемый владельцами прибрежных гостиниц и мотелей, категорически против такой перспективы, так как городу нужны «летние доллары». А впереди ещё 4 июля — День независимости США, будет присутствовать множество гостей и уже в 50-й раз должна состояться ежегодная парусная регата. Броуди соглашается с Воуном, врач переписывает заключение о смерти Кристины, якобы попавшей под винт катера.
Тем временем число жертв акулы продолжает увеличиваться. Сначала погибает собака одного из отдыхающих по кличке Пиппет, в тот же день акула съедает мальчика Алекса Кинтнера. Уже напуган и сам мэр, но он все ещё не желает оповестить всех о грозящей на острове опасности. Местный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт (Роберт Шоу), предлагает на собрании городских воротил за 10 тысяч долларов на своём судне выловить акулу-людоеда. Все увещевания Мартина Броуди и прибывшего сюда эксперта из национального института океанографии Мэтта Хупера не возымели действия. Местные рыбаки ловят трёхметровую акулу, город с лёгкостью вздыхает, хотя Хупер не находит в её внутренностях человеческих останков.
Пропадает без вести рыбак Бен Гарднер. 4 июля акула-убийца предстаёт перед глазами сотен купальщиков на мелководье, утащив в пучину инструктора по плаванию.
Старший сын Броуди Майкл в результате шока от увиденного попадает в госпиталь. Шокированный мэр подписывает договор с Квинтом, и на охоту за акулой на рыбацкой шхуне «О́рка» (англ. «Orca»), приспособленной к ловле акул, отправляются вместе с рыбаком учёный Мэтт Хупер и шеф полиции Мартин Броуди (несмотря на то, что страдает водобоязнью).
Куинт, используя запрещённую наживку ловит акулу на крючок. Хупер спускается в море в стальной клетке, чтобы сфотографировать акулу и убить её шприцом с ядом. Однако бестия разбивает клетку, Хуперу удаётся забиться в расщелину. Акула выпрыгивает из воды и обрушивается на корму судна, которое начинает тонуть. Куинт по палубе съезжает в пасть акулы и погибает в страшных муках. Акула заглатывает баллоны с кислородом, которыми от неё пытается отбиться Броуди. Судно идёт ко дну, Броуди забирается на мачту. Ему удаётся выстрелом угодить в баллон, застрявший в пасти акулы, голову хищницы разносит взрывом. Броуди и выплывший на поверхность Хупер плывут к берегу.
Интересные факты
Кассовые сборы в США составили 260 млн долл., в остальных странах 210,6 млн долл.
На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Жан-Мишель Винсент .
Питер Бенчли, в свою очередь, желал в картине иметь таких актёров, как Роберт Редфорд, Пол Ньюман и Стив Маккуин.
В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съёмок Рон и Валери Тейлор использовали настоящую акулу. Но так как живая акула была гораздо меньше механической, для съёмок построили две уменьшенные клетки. В одну, выполненную в масштабе 1:2, был помещен манекен, во второй, изготовленной в масштабе 5:8, находился профессиональный жокей и каскадер Карл Риццо ростом 4 фута 9 дюймов (примерно 145 см). В первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того, как настоящая рыба начала вламываться в клетку и эти редкие кадры были сняты, был переписан сценарий и эти сцены вставлены в фильм.
В эпизодических ролях снялись Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортёр, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
После выхода фильма владельцы некоторых пляжей подали в суд, так как сильно уменьшилось число посетителей пляжей.
Начальная сцена фильма была спародирована самим Спилбергом в комедии «1941» (1979).
Рабочее название фильма было «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
Механическую модель акулы, сделанную для съёмок фильма, на съёмочной площадке прозвали «Брюс». Это обстоятельство было использовано создателями мультфильма «В поисках Немо», в котором белую акулу тоже зовут Брюсом. Забавно и то, что по воспоминаниям участников съёмок фильма механическая акула постоянно выходила из строя; нечто подобное происходит и с белой акулой из «В поисках Немо».
Ещё одну прямую ссылку на «Челюсти» сделали авторы фильма «Подводная братва», в начале которого белая акула напевает знаменитую музыкальную тему из «Челюстей», сопровождающую каждую атаку хищника.
События декабря и ноября 2010 года в Египте и Турции, связанные с нападением на туристов акул, напомнили людям о фильме «Челюсти». Страхи нападения «Белой смерти» отпугнули туристов от глубоководных и ненаблюдаемых пляжей. Мотивы Питера Бенчли и экранизированная версия «Челюстей» вновь начинают поднимать глубинные страхи перед обитателями морей.
В фантастической комедии Роберта Земекиса «Назад в будущее 2» упоминается фильм «Челюсти 19» режиссёра Макса Спилберга (так зовут сына исполнительного продюсера Стивена Спилберга).
В фильме упоминается катастрофа тяжелого крейсера «Индианаполис», которая вошла в историю ВМС США как наиболее массовая гибель личного состава (880) в результате одного затопления, основной причиной гибели стали нападения акул.