• Авторизация


Документальный проект «Мамины сказки» 29-11-2025 10:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Документальный проект «Мамины сказки»

«Мамины сказки» — это путешествие Дзена по регионам России в поисках народных историй, которые из поколения в поколение передают мамы своим детям. В каждом видео — фольклор, традиции и голоса тех, кто хранит культурное наследие нашей страны.

«Мамины сказки» — это проект Дзена о фольклоре, который живёт не в книгах, а в семьях. Мы отправились в разные регионы, чтобы услышать сказки и предания, которые мамы передают детям из поколения в поколение.

Каждая серия – это не только истории, но и атмосфера домов, семей и традиций, в которых эти сказки продолжают жить.

С одной стороны Дагестан окружен высокими горами, а с другой – омывается теплым Каспийским морем. Здесь живет более тридцати коренных народов, каждый со своим языком, обычаями и фольклором. Это редкое соседство создало культуру, не похожую ни на какую другую: она напоминает роскошный ковёр, каждая нить – уникальный народ, а вместе они образуют цельный и завораживающе красивый узор. Нашим проводником в эту сложную, многослойную и невероятно интересную культуру стала художница Патимат Гусейнова.

  • «Прежде всего я женщина гор. Какой бы я супер креативной ни была, я всегда оставалась Патимат. И я люблю Дагестан, горы. Я люблю место, откуда я».

В родной республике Патимат часто называют «огненной художницей». Всё из-за трагедии, случившейся в её раннем детстве: в доме семьи, в небольшом селении Арчо, вспыхнул пожар. Патимат чудом выжила, но потеряла в огне любимую бабушку. Первые её работы выросли из этой боли: огонь снова и снова прорывался на холсты в виде яркого, тревожного красного цвета.

  • «Для горского жителя огонь – это тепло. Огонь – это возможность подогреть пищу, согреться. Это, мне кажется, культовый символ для дагестанца. Однако, в творчестве он мне сначала сильно мешал, потому что выражал агрессивный цвет – красный. Я долго его не принимала, я была обижена на огонь, потому что для меня лично это был образ пожиратель. Тот, который жестокий, тот, который уничтожает, стирает».

Живопись стала для Патимат языком, на котором она смогла говорить о самом глубоком: о страхе, любви, памяти, потере. Там, где слова оказывались бессильны, помогали холст и краски. В своих работах она опирается на древнюю культуру Дагестана, обращается к общим историческим корням и семейным историям. Так рождается её абстрактная живопись – чувственная, честная, наполненная восточными кодами и символами.

  • «Абстракция — это не новое для Дагестана, потому что наши предки изображали всё достаточно абстрактно. Может быть, потому что ислам не очень приветствовал фигуратив и реальные образы изображать было запрещено. Поэтому у нас орнаментика очень хорошо развита. Она и в резьбе по дереву и в камне, и в коврах. Всюду символы. И всё это очень красиво делали предки».

Для того, чтобы глубже погрузиться в историю родного Дагестана, Патимат пошла работать археологом и участвовала в нескольких экспедициях. Опыт и впечатления, полученные в полевых исследованиях, легли в основу её художественного проекта «Слой». Этот проект вывел Патимат на международную сцену: её работы начали показывать на выставках по всему миру.

  • «Для меня археология – это не просто земля, не просто камни, не просто наука. Для меня это, прежде всего, человек. Мне всегда было интересно, что было до нас в прошлом. Когда видишь первоисточник, у меня, как у любого творческого человека, возникает буря в голове. Когда видишь даже самый простой экспонат, вроде зернотёрки, ты просто представляешь женщину, которая работала с этим, ты представляешь её мощные руки».

Через материнство у Патимат появилась возможность дать своим детям то, чего ей самой порой недоставало в детстве. Сказки читали в её семье редко: в Дагестане это чаще всего делали бабушки, потому что родители заняты на работе, а свою бабушку Патимат потеряла в огне. Зато своих детей она активно знакомила с родной культурой, а теперь продолжает эту традицию и с маленькой внучкой, передавая ей любовь к наследию и историям своего края.

  • «Для меня сказка — это такая некая прививка культуры и, опять же, некая воспитательная штука. Для всех, наверное, это так. То есть через чей-то опыт мы учим детей не делать такие же вещи или, наоборот, стремиться к чему-то».

Прочитать и посмотреть видео версии сказок из Дагестана можно в подборке на канале.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Документальный проект «Мамины сказки» | V7753191L - Дневник V7753191L | Лента друзей V7753191L / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»