Надыбал я по этому поводу просто потрясающую книженцию "Ми Замарин, ле Зихрон Яаков", жаль конечно не в полноправное личное пользование, в смысле не стал счастливым обладателем, а взял с библиотеки во временное пользование, после того как во всех, известных мне книжных города героя еврейских и очень даже не только и не сколько войн, Иерусалима, её не нашлосьНо так как я чувствую глубокую ответственность, чот надо бы её оставить, хоть в каком то укороченном варианте и относительно трезвой памяти, попробую некоторые части её сюда выборочно перекинуть. [700x525]
"И встали евреи Румынии (частично), и поднялись, и собрались в три каравана, и покинули места насиженные, чтоб то чем сидели стало не только не тало отсиженным, но и фейсы целыми остались, и отправились в Палестину в кол-ве 54 семей. . именно им и предстояло поселится на скалистой земле Замарина.
И поднялись они на три корабля Тэтис, Ирис и Дания, и выплыли в открытое море, один за другим, но в разные дни, недели, а то и месяцы. В то время как Тэтис и Дания, пройдя несколько штормов, и промотаясь, что Йо-Йо, между портами, как в то время было принято, сбросили якорь у Яффского порта, (почему корабли не заходили в сам Яффский порт, я, если не рассказывал расскажу в очерке о Яффо). Ирис же серьёзно попал.
Ещё в море пошёл слух, что турецкие власти кирдык, евреев в Палестину не пускают:
( " ... Из десятков репатриантов, собрались сотни и с начала "первой алии" их число достигло трёх тысяч, весьма существенное прибавление, к 25000 евреям жившим до этого в Палестине.
Турки испугались. Они привыкли к единичным случаям репатриации, одиночек и реже семей, в основном это были старики, которые хотели умереть и быть похороненными в Иерусалиме. А тут такая перемена. 28 апреля 1882г, на дверь турецкого консульства в Одессе, главные ворота, выход из царской России в Святую Землю, был прикреплён лист бумаги, а на нём:
"ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
правительство Турецкой Империи ставит в известность заинтересованных репатриироваться в на территорию Турецкой Империи, что им запрещается репатриироваться на территорию земли Израиля, но они могут репатриироваться, в любую другую часть турецкой империи, с условием, что примут на себя турецкое подданство, и будут подчиняться всем законам и указам существующим в Империи" ..." ) "Сэфэр ха Алиёт" Мордэхай Наор
В своих воспоминаниях, расказывает Давид Юдалевич, кроме всего прочего: "Мы не могли поверить, что нам правда не дадут возможности сойти на берег. В кконце концов, после долгих мотаний и тряски, мы пришвартовались в Бейрутском порту, и вот, были заставлены вернуться в открытое море."
Давид Юдолевич, из крестьян Ришон ле Циона, турецкий подданный, случайно оказался на борту Ириса, пытался с помощью людей, один из которых Эмиль Франк (представитель барона Хирша в Бейруте) о котором будет ещё много рассказано, и других хороших и не очень евреев, отменить указ. Но нашим героям, предстояло ещё помотатья между портами, пока они не оказались в Александрии, Египет, и после этого, не большими группками, за большие бабки (взятки "бакшиш"), просочится к своим, которые временно осели в маленьком (тогда) городке, Хайфе. Так, репатриантов Ириса, можно считать первыми "маапилим" - "нелегальными олим хадашим)
18 августа 1882г, в хайфский порт прибыл первый "караван" (как можно перевести "אורחה"?) и это начало одного из первых поселений, первой волны репатриации "первой алии". И поселились они как я говорил в Хайфе, в Хане Захалане, пока ещё не купив свой надел, и даже не подозревая как они "попали"
.
А дело было так или "Фонд Олифанта и Палестинское движение в Румынии"
Конец 80х, век напоминаю 18ый, погромы побудили евреев Румынии подниматся и переселяться в Святую Землю, по примеру своих братьев с юга Росийской Империи.
Основная мысль высказываемая на собраниях, и средствах массовых еврейских информации, сводилось к тому, что "время пришло, и не дай нам бог его профукать". Но из не еврейских факторов, подвигающих их к столь не простому решению, были и положительные (отрицательные - погромы), и имя им Сэр Лорэнс Олифант
Сэр Лоренс Олифант, был учёным и бизнессмэном, искателем приключений и членом британского парламента, романтиком, и ваще самым реальным британским "балтийцем" своего времени. Что побудило его, не еврея, стать столь ярым сионистом, историки сказать не могут, но возможно то, что он принадлежал к популярной ветви англианской церкви, верящей, что второе пришествие прийдёт только после того как арод книги вернётся в свою землю. Хотя, в защиту историков, можно поставить тот факт, что он свои религиозные амбиции, он не разу не высказывал (из того что задокументированно).
Продолжение по наличию свободного времени следует....