
Факторы, которые могут приводить к подобным поступкам, разнообразны, но подростковые суициды все равно поражают своей кажущейся бессмысленностью. Как утверждают психологи, среди причин, толкающих детей на самоубийство, наиболее часто фигурируют конфликты со взрослыми, депрессивные состояния, спровоцированные, к примеру, разводом родителей, неразделенная любовь, ревность, подозрения в кражах и туманное определение "просто не захотелось жить", которое зачастую ни сам ребенок, ни даже опытный психолог не может объяснить. Также существует версия, связанная с ранним вступлением подростка в половую жизнь, "идеалы" навязываемые СМИ и Интернетом, развенчивают ареал любви, необходимый для нормального формирования молодой психики, такое разочарование иногда становится смертельным.
Врачи отмечают, что пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 - 16 лет). К сожалению, самоубийства уже становятся типичной реакцией подростков на кризисные ситуации в их жизни. Но это не всегда так: все чаще происходят коллективные самоубийства, совершаемые либо группой подростков одновременно, либо одним вслед за другим (скопированные). Вспоминаются серии суицидов после выхода в свет романа "Страдания юного Вертера" Гете, а в психологии есть даже "эффект Вертера". Кстати, роман во многих странах запретили.
Часто дети и подростки готовы расстаться с жизнью после смерти или самоубийства своего кумира - любимого музыканта, актера.
Несмотря на то, что раньше суицид был уделом психически больных людей, современная статистика показывает, что 2/3 самоубийств совершаются нормальными подростками. Пожалуй, в этом-то и весь ужас - часто дети просто играют с жизнью. Движимые порывом: "пусть посмотрят, как им без меня", поддающиеся минутной слабости или желанием доказать, что могут довести до конца свои планы, они делают шаг с крыши.
REGNUM
Новый президент Эстонии избавит Россию от вредных иллюзий
Абоненты МТС остались без SMS и MMS
Депутат Савельев официально вступил в ДПНИ
Кого винить? В первую очередь, взрослых. Как считают психологи, первой и самой главной причиной подростковых самоубийств является не желание уйти из жизни, а стремление обратить на себя внимание.
10 причин начать беспокоиться:
разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух.
стремление к одиночеству.
рассуждения на тему: "Я никому не нужен", "Все равно никто не будет обо мне тосковать", перемежающиеся фразами "А вот посмотрите, как вам будет без меня".
чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;
завуалированные попытки "попрощаться" (например, дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям; приведение дел в порядок).
неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
двойственность ощущения подростка: с одной стороны - уже не ребенок, а с другой - абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи
максимализм оценок и приговоров - и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.
отсутствие друзей, нормального общения с ровесниками и родителями.
постоянные "мнимые болезни" ребенка, часто очень серьезные. Это попытка обратить на себя внимание, которая заканчивается "смертью понарошку", иногда приводящей к реальной.
Что делать?
Во-первых, обязательно обращаться к психологу.
Во вторых, разговаривать. Если он доверил вам свое "горе", каким бы мелким и смешным оно не казалось, не занимайтесь нравоучениями: этим вы его только отталкиваете. Прежде всего, нужно дать человеку выговориться, показать, что вы его слышите.
Внимательно слушайте - искренний интерес к ребенку и его проблеме в данном случае может спасти жизнь.
Психологи советуют все обсуждать: открытые разговоры о проблеме суицида снимают тревожность и не могут спровоцировать его, тогда как избегание этой темы увеличивает подозрительность к терапевту.
Будьте внимательны: каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. В подростковом возрасте нет границы между угрозой и реальным намерением, считает детский психиатр Елена Вроно. Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причем следующая попытка нередко бывает более тяжелой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя ее для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными.
Задавайте вопросы и раскрывайте его мысли: помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах: "Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...", "Большинство людей задумывалось о самоубийстве...", "Ты когда-нибудь думал, как совершить его?" Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Важно сделать недосказанное и затаенное - явным.
И, пожалуй, самое важное: ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять, но при этом не будут ограничивать свободу.