• Авторизация


Дарвеш) 28-06-2014 10:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения красавицаумница Оригинальное сообщение

"Тот, кто стремится в двери"

                       [700x560]


Дервиш буквально означает «тот, кто стремится в двери». Дверь между плотской и духовной жизнью, между скоротечным и вечным.

Дервиш - член суфийского ордена или братства. Давая обет бедности и воздержания, дервиши одного ордена обычно жили в братствах, которые располагались в особых местах, называвшихся такийа, завийа или рибат. Суфизм - духовное движение, которое возникло в Персии до христианской эры, впоследствии интегрировано в ислам и охватывает около 50 миллионов человек по всему миру.

Термин Дервиш происходит от персидского слова Дарвиш. Этот термин был распространен для обозначения нищенствующего аскета, невозмутимого, равнодушного к материальным благам.



                                           [742x553]


                                                             Дервиши - Иран - конец IXX века

Первое письменное упоминание о дервишах называется Qadiriyya, датируется 1166 годом.  В нем говорится, что дервишу можно просить деньги, чтобы научиться смирению, но запрещено их просить для себя. Полученную милостыню тут же надо отдать нуждающимся.

                         [882x710]


Есть также несколько групп дервишей и суфиев, мусульманских аскетов и мистиков, которые считают своим учителями святых Али ибн Аби Талиба и Абу Бакр ас-Сиддик.  Их учение уходит в глубину веков, и каждая группа  имеет характерные костюмы и ритуал, который может быть повторением священных фраз, поиском состояния гипноза или танцев, которые используются для достижения религиозного экстаза (majdhb, Фана). Такая группа, как, например, Мевлеви. 



                           [859x531]


Мевлеви — суфийский тарикат, основанный в XIII веке в Турции Руми. Отличительной особенностью Мевлеви является практика ритуальных танцев с целью достижения единства с Богом. Обряды мевлеви - довольно сложный ритуал, дано это название персидским поэтом Руми, который был Мастер (sheyj) дервиш.Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др


                       [892x638]


Согласно легенде, эта уникальная форма зикра возникла благодаря тому, что Руми однажды услышал на городском рынке ритмичные удары молотков золотобитов. В череде ударов, которые совершали подмастерья при обработке золота, ему послышался зикр «ля ила ха ильляля» («нет Бога, кроме Аллаха»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так появилась церемония «сама» и мевлевийский орден дервишей.


                                                             [600x406]


Они предлагают путь поиска познания Бога, чтобы достичь единства через любовь.  

В дополнение к этому духовному аспекту, суфизм принес богатую культуру в музыке и поэзии, которая была развита в различных странах, но особенно заметны примеры Турции и Пакистана.


Сема состоит из 4 частей, не считая вступления и завершения. В каждой из этих частей дервиши подходят по одному к шейху и после благословления начинают кружиться, каждый в своем ритме.


                                                     [650x885]


Цитата с официального сайта семьи Руми:

"Во время вращения руки открыты, правая направлена в небо, готовая принять благодеяние Божие; глядя на левую руку, повернутую к земле, он поворачивается справа налево, вокруг сердца. Это его способ передачи духовного Божьего дара людям, на которых он смотрит глазами Бога. Вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все живое с привязанностью и любовью"


                                                     [600x958]

В 2005 году ЮНЕСКО объявила Церемонию Сема Мевлеви шедевром устного и нематериального культурного наследия.


                                                                                         [показать]


И все-таки, суфийская традиции это не религия или культ. Это философия жизни и ее цель заключается в предоставлении человеку пути, практического способа, который позволяет достичь более высокой степени сознания и через это состояние повышенной осознанности, понять свои отношения с Богом.

                                                        
                                                                      Джалал ад-Дин Мухаммад Руми


                                                 [показать]


Джалал аддин Руми, великий суфийский поэт и мистик, живший в XIII веке в Малой Азии, принадлежит к числу самых читаемых в мире поэтов. 

Суфийская поэзия пользуется метафорическим языком, призванным с одной стороны - выражать истину, с другой - вуалировать её от неподготовленных. 
Невыразимое бесконечное классическая персидская поэзия пытается выразить подтекстом: хоть и косвенным, но возможно более точным образом. Отсюда образы Возлюбленного, вина, опьянения, свойственные суфийскому эзотеризму.


                                                                                 [показать]


Джелал эд-Дин Руми родился в 1207 году и к 37 годам стал блестящим ученым и популярным вероучителем. 
Руми заболел и умер 17 декабря 1273 г. Один из величайших мастеров суфизма и наиболее признанный в мире. После его смерти, последователи основали "Мевлевиханеси", в котором они погружаются в медитацию в движении под названием "светофор", где мужчины (и сейчас женщины)  кружатся в сопровождении флейт и барабанов.


                                                                                       [показать]


После смерти моей ищите меня не в земле,
а в сердцах просвещенных людей…

Вначале жил я, прочим подражая,
Себя не видя, не осознавая,
Я недостойно замкнут был в себе, –
Но, отступив на шаг, познал себя я.

Научить никого ничему нельзя.
Можно только указать путь.
Пройти его каждый должен сам…


                                   [показать]


До недавнего времени Сема Мевлеви можно было увидеть только в Конье, но  после реставрации открылась одна из старейших в Стамбуле обителей дервишей (текке) - Йеникапы Мевлевиханеси. 


                                 [показать]


                               [показать]


                                                         

http://tanjand.livejournal.com/1006866.html

Есть место, где слова порождаются тишиной,
место, где зарождается шепот сердца."

Джалад эд-Дина Руми
[показать]

Наверное, мало кто знает о том, что в Евпатории, находится уникальный комплекс - единственный в Европе монастырь дервишей, который, будучи построен  в XV в., сумел сохранить свой древний, первозданный облик. Я там была. Об этом и будет мой рассказ.


Прочитав  книгу П.Д.Успенского "Новая модель Вселенной"и впервые узнав кое-что о вертящихся дервишах, я была очень впечатлена. Описание их  ритуальных танцев завораживало. Но и элемент тайны тоже, конечно, играл свою роль. Потому,  попав в Евпаторию, я первым делом разыскала это таинственное (для меня) место.

Находится  музейный комплекс Текие-Дервиш в историческом месте, рядом с бывшим Одун-базаром, который когда-то находился на окраине города.

[показать]

Ворота закрыты, что сразу же настраивает на таинственный лад. Звоним в звонок. Дверь открывают, и мы сразу же попадаем из знойного, шумного города в совершенно другой мир. Мир прохлады, тишины и спокойствия. Двор совсем небольшой. Справа - источник с водой. Слева - продолговатое одноэтажное здание - там сейчас находится этнографический музей. Когда-то это было учебное заведение - медресе. Прямо перед нами мечеть Шукурулла-эфенди. От мечети мало что осталось. Но если учесть, что построена она была более 300 лет назад, а с1924 года в ней находился склад Черноморского флота, то эта древняя кладка внушает уважение. За мечетью - минарет того же возраста.

[показать]

За  минаретом находится текие ( у Успенского - тэккэ) -  храм дервишей. Он был построен в XVвеке. Именно в нем и совершались ритуальные богослужения с песнопениями и плясками вертящихся дервишей. Мне не хочется повторять то, что есть в Интернете, поэтому подробнее о том, кто же такой дервиш-суфий, вы можете посмотреть взамечательном рассказе с большим количеством фотографий у maximus101

Храм, который вы видите, принадлежал дервишам суфийского братства Мевлеви. Это братство  было основано сыном великого персидского поэта, мыслителя и гуманиста Джалад эд-Дина Руми, которого все звали "Мевлана"(Наш господин). А жил Руми в 13 веке! Вот сколько лет Ордену дервишей Мевлеви. О том, что это, действительно, был великий человек говорит тот факт, что 2007 год был объявлен ЮНЕСКО годом Мевлеви, и отмечалось его 800-летие не только в Турции, но и во всем мире. Наследие Руми огромно. О чем же он писал : "...о единстве мира и единстве человечеств, о величии совершенного человека, о человеческих слабостях, о любви. В эпоху крестовых походов Руми проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка..."(Немного отвлеклась. Просто, я очень заинтересовалась этим большим человеком, и его поэзии, действительно, меня впечатлили).

Перед вами текие вертящихся дервишей.

[показать]

По узкому проходу между минаретом и текие подойдем к входу в храм дервишей. Наверное, слово "храм" здесь не совсем подходит, т.к. это здание служило не только для религиозных ритуалов, но и было приютом для странствующих дервишей и их шейха (настоятеля, по-нашему).

[показать]

Вход невысокий, нужно наклониться, чтобы войти в старинную дверь. Все правильно - смирение.

[показать]

Согнувшись в три погибели, входим, читаем современную табличку. Думаю, что в те времена ничего подобного не вывешивали. Да и сейчас она странно выглядит. За несколько минут свою совесть не очистишь...

[показать]

И вот - Святая Святых - купольный зал текие. Абсолютно голые стены и потолок: ни росписи, ни образов, никаких украшений, но как здесь вольно дышится! Большой зал, по периметру которого находится 19 келий. В кельях жили дервиши. А в центре зала совершались их таинственные кружения. Процитирую Успенского, который был очевидцем этого ритуала в Константинополе в начале 20 века: "Снова, как будто издали, донеслись звуки музыки. Один за другим, не спеша, несколько дервишей сбрасывают свое одеяние и оказываются в коротких куртках по пояс и к каких-то длинных белых рубахах. Дервиши встают; спокойно и уверенно подняв правую согнутую руку и вытянув левую руку, они медленно вступают в круг и с чрезвычайной серьезностью начинают вертеться, одновременно двигаясь по кругу. А в центре, так же согнув руку и глядя вправо, появляется дервиш с короткой седой бородой и спокойным приятным лицом; он медленно вертится на одном месте, переступая ногами какими-то особыми движениями. Все дервиши - некоторые очень молодые люди, другие средних лет, а кое-кто уже совсем старики - вертятся вокруг него.

[показать]

И все  они вертятся и движутся по кругу с разной скоростью, старики - медленно, молодые - с такой быстротой, что дух захватывает. Одни, вертясь, закрывают глаза, другие просто смотрят вниз, но никто из них ни разу при этом не коснулся другого... А дервиши продолжали вертеться, двигаясь по кругу. Одновременно вертелись тринадцать человек; то один, то другой останавливались и медленно и спокойно, с просветленным и сосредоточенным лицом, усаживались около стены. Тогда поднимался другой и занимал его место в круге.

 . [показать]

Невольно я стал думать, почему же эту церемонию описывают как безумное вращение, которое повергает дервишей в ярость? Ведь если и есть в мире нечто противоположное ярости, то именно это верчение. В нем имелась какая-то система, которую я не мог понять, но которая явно угадывалась; и, что еще более важно, в нем было интеллектуальное сосредоточение, умственное усилие, как будто дервиши не просто вертелись, но и одновременно решали в уме труднейшие задачи.

Я вышел из тэккэ на улицу, полный необычных и беспокойных впечатлений. Я догадывался. что нашел нечто невероятно ценное и важное; но в то же время понимал, что у меня нет средств понять найденное, нет возможности подойти к нему ближе, нет даже языка"
.
[показать]

Заглянем теперь в келью дервиша. Дервиши проповедовали аскетический образ жизни, отсутствие какого-либо имущества, отказ от всех мирских соблазнов. Вместе с тем, они были очень уважаемы населением восточных стран и Крыма. К дервишам обращались за советами, за толкованием снов, за предсказанием будущего и даже за лечением. Как видите, эта келья как раз и иллюстрирует отношение дервишей к своему быту.

Экскурсовод посоветовала заглянуть во все девятнадцать келий, хотя что при этом должно произойти, я прослушала. Да и во все кельи не успела заглянуть, т.к. все время прислушивалась к своим ощущениям и представляла эти таинственные верчения.

[показать]

Что только не видели эти стены и камни за пять сотен лет! Это сейчас верчение дервишей в странах Востока возведено в ранг туристических развлечений. Но ведь тогда, много веков назад, здесь собирались братья по духу, чтобы в этих мистериях приблизиться к Богу, получить духовное очищение и , наверное, познать то, для чего и было основано это братство мистиков. Руми писал в своих стихах: "«Ты стоишь обоих миров, небесного и земного. Но что поделать, коль ты сам не знаешь себе цены?» «Цель человека. Ты можешь забыть все, кроме одного: зачем ты явился на свет. Не продавай себя задешево, ибо цена тебе велика!» «Цель - совершенный человек». Для суфия - это человек, познавший себя и забывший о себе.

В те далекие времена европейцы в обители дервишей не допускались, что, конечно, еще более усиливало интерес к их "радениям". Все было окутано тайной. Одни предполагали, что это верчение ни что иное, как схематическое изображение Солнечной системы и вращение планет вокруг Солнца. Другие считали, что во время кружения дервиши принимали поднятой рукой космическую энергию, а другой, опущенной к земле, отдавали ее людям. Когда я стала разглядывать свои фотографии, то увидела  белое пятно почти по центру? Знаю, что многие будут сейчас смеяться и объяснять его происхождение чисто оптическим явлением. А я ХОЧУ думать, что на моей фотографии сгусток энергии, который когда-то был принят человеком не от мира сего. Так дервиши называли себя: "В миру, но не от мира сего".

[показать]

На выходе келья шейха - настоятеля обители. Обстановочка здесь немного побогаче. Да и вообще дервиши никогда не были нищими. Подать милостыню дервишу в мусульманском мире всегда считалось большим благом, т.к. молитва  дервиша считалась очень угодной Богу. Не дервиш просил подаяние, а дервиша просили принять его.

[показать]

Когда же дервиши перестали здесь кружиться? После присоединения Крыма к Российской империи дервишей почему-то перестали пускать в Крым. Только мечеть, в которую приходили местные мусульмане, продолжала действовать вплоть до 1924 года, - об этом я уже писала.

Но дервиши все-таки еще раз были здесь. Это очень интересная история, которую я прочитала в статье, под названием "О пребывании в Крыму анатолийских дервишей с чудесной водой против саранчи",статья была написана в 1918 году. Это была именно та саранча, про которую обиженный Пушкин написал :"Саранча летела, летела и села. Сидела, сидела,- все съела и вновь улетела".В 1823 году весь юг России подвергся нашествию саранчи. Меры, которые принимались, не помогали. Крымские татары, которые очень пострадали от этого бедствия, вспомнили о том, что еще с времен ханского владычества в народе сохранилось предание, что в Анатолии (провинция в Османской империи) есть священный источник. Если воду из этого источника даже в минимальном количестве привезти в местность, которое страдает от саранчи, то при усердном молении саранча на следующий год исчезнет. А находится этот источник на территории обители дервишей. Было решено послать туда просителей. Шейх текие Али Эфенди внял мольбам единоверцев и осенью прибыл в Крым вместе  с десятью дервишами. На шее у каждого их них была фляжка с драгоценной водой. Верхом на лошадях, в сопровождении многочисленной свиты из местных почетных мусульман шейх и дервиши начали объезжать все города и деревни Крыма. В каждой мечети при огромном стечении местного населения они совершали моления об уничтожении саранчи  и оставляли немного чудодейственной воды. "...по отправлении ими продолжительного своего служения возвышена была на вид народа в блестящих баклажках та вода; при сем случае чувствительнейшие были мольбы всех татар с пролитием от умиления слез". Были дервиши и в Евпатории, и , наверняка, молились в этой мечети и, возможно, ночевали в кельях текие. Но почему-то подобные мероприятия пришлись не по душе генерал-губернатору графу Воронцову. А тут еще появился донос, что, якобы, дервиши готовят какой-то заговор. И, несмотря на то, что " по их учению нравственность народа довольно переменилась в том, что в мечетях всегда бывает народу полно, многие татары перестали пить не только водку и вино, но даже и бузу..." шейха с дервишами вежливо попросили убраться восвояси. Что они и сделали в марте 1824 года. Но вот что интересно: в 1824 году "...из имевшихся залежей в почве яичек саранча в большом количестве не развилась; не было налета ее  и со стороны  Донской области..."

За текие можно увидеть вот такое странное сооружение. Это могила древнего мусульманского святого Отеш-деде. Ее обнаружили совсем недавно, в 2000 году, когда начали производить здесь раскопки.

[показать]

Ну и, конечно же, многочисленные туристы тут же украсили околомогильное дерево своими памятными знаками. На Востоке считается, что оставив в таком памятном месте что-то свое, оставишь здесь свои беды и напасти. Правда, это одна из слышанных мной версий. Надо бы ее проверить...

[показать]

До 1933 года перед текие  находилось кладбище, на котором хоронили дервишей и шейхов. Затем, когда здесь были складские помещения, кладбище, конечно, попытались стереть с лица земли. Но кое-что осталось. Сейчас эти остатки надмогильных плит выставлены для всеобщего обозрения. Грустно на них смотреть. Лучше бы они стояли рядом с теми, кому они предназначались.

[показать]

Вот такая чалма в мусульманском мире ставится на могилах у тех, кто ходил в Мекку.

Экскурсовод рассказывает, что в 1918 году здесь произошла трагедия. Красные моряки расстреляли имама мечети. И с тех пор он  бродит по своей обители, пугая здешних жителей своими белыми одеждами. Причем, его можно увидеть не только ночью, но даже и днем..
.
[показать]

Но на этом тайны монастыря не заканчиваются. На месте кладбища есть магические зоны. И это не сказки. Приборами зафиксированы выходы трех мощных энергетических источников. Они обведены камешками.

[показать]

Вот эти зоны крупным планом. Между прочим, экскурсовод о них не упоминала, и всячески обходила это место. Хорошо, что я знала об этих зонах. А так как считается, что очень пользительно постоять в подобных местах, чтобы подпитаться энергией, или даже излечиться от своих болячек, то я, отстав от группы, все-таки постояла в них. К сожалению, никаких знаков  не почувствовала. А, может, их и не должно было быть.

 .. [показать]

На территории бывшего монастыря находится этнографический музей. Это несколько маленьких комнат с низкими потолками,- ведь здание 17 века. Но очень много интересных экспонатов. В основном показан быт крымско-татарского населения. Впечатляет зал, посвященный депортации татар из Крыма. Конечно, хотелось бы побольше экспонатов, посвященный теме дервишей. Но что это может быть? Ведь быта, как такового, у дервишей и не было. Вот что удалось мне сфотографировать - статуэтка вертящегося дервиша и сумка дервиша с очень интересным узором. Не об этой ли сумке написал Руми свою притчу?

История о том, как суфий объяснялся в любви висящему на стене дорожному мешку, в котором не было никаких припасов.

"Однажды суфий, человек святой,
Увидел на гвозде мешок пустой.

Увидел суфий эту благодать,
И стал в слезах одежды рвать.

"Лишь в нем, - воскликнул суфий, - нет коварства!
В нем царство нищих и от бед лекарство!"

Кричали: "Вот спаситель наш от бед!" -
Другие суфии за ним вослед.

Они порой смеялись и рыдали,
Мешок пустой хваленьем восхваляли.

У простака вопрос сорвался с уст:
"Что прославлять мешок, который пуст?"

Ответили ему не без презренья:
"Ты здесь к чему, ты чужд воображенья?

Ступай отсюда, если ты такой,
Что зришь лишь то, что можно взять рукой.

В мечтах влюбленный видит днем и ночью
Предмет любви, невидимый воочью!
"

[показать]

Если вам посчастливиться побывать в Евпатории, то обязательно загляните в эту древнюю обитель. Вам откроет массивные ворота пожилая, скромно одетая и очень строгая женщина. Обратите на нее внимание. Это не кассир и не дежурная, как я подумала вначале. Это Алифе Яшлавская - человек, благодаря которой недавний военный склад был преобразован в Национальный историко-архитектурный памятник XV-XVII ст. - "Текие-дервиш". Алифе -ханум - историк, обществовед, кандидат социологических наук. И кроме того - Алифе-ханум - суфий. О ней вы можете прочитать подробнее в Интернете.

Очень не хотелось покидать это загадочное место, где когда-то, давным -давно, загадочные люди кружились в своем мистическом танце в поисках истины. Нашли ли они ее? Это навсегда останется тайной. И хочется думать, что я чуть-чуть к ней прикоснулась.

Очень рекомендую посмотреть эту ссылку про Дж

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дарвеш) | Orion20 - Дневник Orion20 | Лента друзей Orion20 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»