справочник для родителей
Если вы планируете прочесть этот справочник – вы или уже состоявшийся приемный родитель, или приняли решение взять на воспитание ребенка. Материалы справочника помогают сориентироваться с определением проблем приемной семьи и способами их разрешения.
Приемное родительство – не вполне привычная форма устройства детей для России, потому что это не усыновление (практически полная замена семьи) и не опека (представление интересов ребенка). Приемное родительство – профессиональное родительство, это форма устройства ребенка, при которой родитель выстраивает целую систему социальных услуг для принятого ребенка и наилучшим способом (по сравнению с детским домом) осуществляет обеспечение потребностей ребенка. Именно поэтому в приемной семье не только ребенок, но и родитель получает средства – зарплату. Означает ли это, что на приемного родителя в полном объеме перекладывается весь комплекс обязанностей самых разных специалистов? Разумеется, нет. Однако приемный родитель обязан обеспечить потребности ребенка – своевременно выявлять необеспеченные потребности и находить оптимальные способы их обеспечения. Например, находить подходящие службы, вовлекать ребенка в отношения с окружающим миром и т.д. Приемного родителя можно сравнить с менеджером – который разрабатывает проект, в данном случае весьма и весьма индивидуальный проект, «Воспитание ребенка», и находит оптимальные способы этот проект реализовать. Поэтому справочник и определяет приемное родительство как управление проектом, менеджмент. Сравнение приемного родительства с менеджментом располагает сравнить основные требования к менеджеру с компетенциями приемного родителя: умение собирать команду и управлять ею; анти-кризисный менеджмент; ответственность и способность комбинировать разные стили управления; работа с партнерами и сетеобразование. Приемный родитель предпринимает примерно те же самые шаги: трансформирует семью в команду, постоянно разрешает кризисы и активно работает с партнерами – внешними организациями и специалистами. Если приемный родитель – менеджер, то приемный ребенок – член семейной команды и одновременно клиент приемной семьи. Ребенок в приемной семье не пассивный получатель услуг, как это обычно складывается в учреждениях общественного воспитания, но тот, кто сам участвует и в формировании запроса, и в достижении цели. Одна из самых успешных приемных семей, которую знает автор, определяет себя как команда, которая принимает «на стажировку» подростков. В приемной семье ребенок учится жизни в обществе, вырабатывает свою стратегию интеграции в социум и вместе с тем приемы противостояния давлению среды. Что значит «эффективная приемная семья»? Та, которая наилучшим образом в имеющихся условиях обеспечивает потребности ребенка. Поэтому ключевым критерием оценки эффективности приемной семьи становится понимание потребностей ребенка – приемные родители могут оперировать весьма ограниченным набором потребностей в духе «сыт, обут, одет», а могут основываться на правозащитном подходе – и стремиться к обеспечению социальных прав ребенка (образование + здоровье + жилье + досуг) и личных свобод (право на уважение частной жизни, право на автономию). Чем сложнее понимание потребностей ребенка, тем больше требований предъявляют приемные родители к себе и окружающим, тем чувствительнее они к ограничениям обеспечения прав ребенка. Поэтому основная цель данного справочника – поддержать «сложное» понимание потребностей ребенка. А как же родительская любовь? Действительно, в обществе распространено представление о том, что любовь решит все проблемы – под любовью подразумевают и жертвенность, и готовность ежесекундно понимать и принимать, и чудо, которое спасает. Любовь – не операционализируемый критерий, в отличии от многих социальных компетенций, любовь нельзя прописать и сформировать. Это не означает, что любви нет, но в приемном родительстве полагаться на любовь – значит обрекать и семью, и ребенка на мучительные взаимные сомнения, делать их уязвимыми перед общественным давлением, которое и так чрезмерно в отношении людей, решающихся не усыновить ребенка, а стать для него той 4 самой командой, в которой ребенок попробует свои силы и будет учиться жить самостоятельно.
РАЗДЕЛ 1 Я И Я:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЯ Умение совладать с трудностями, оптимизировать свои эмоции важно для каждого. Такие навыки и знания становятся отдельным направлением деятельности во многих профессиях – например, шпион и психолог должны уметь разбираться в своих индивидуальных особенностях, анти-кризисный менеджер и врач скорой помощи – справляться со сверх- нагрузками и не планированным рабочим днем и т.д. Приемное родительство в части стресса, непредсказуемости нагрузок и требования разобраться в себе весьма схоже и с работой врача скорой помощи, и менеджера, и шпиона, и психолога. Приемный родитель должен научиться принимать себя, знать свои слабости, планировать свою жизнь исходя из своих индивидуальных особенностей. А еще он должен владеть набором умений восстанавливаться. Этот раздел и направлен на обсуждение основ саморегуляции приемного родителя. Чем лучше приемный родитель разберется в себе, своих эмоциях, данных от природы индивидуальных особенностях и ценностях, тем быстрее и ребенок начнет осваивать этот психологический «набор выживания». Вводное упражнение: Выберете один вариант ответа на каждый из 4 вопросов: Человек умеет справляться с трудностями, если А относится к себе бережно и с любовью, берет нагрузку не выше своих возможностей Б умеет выходить из сложных ситуаций без потерь, или вовсе не попадает в сложные ситуации В старается все делать наилучшим образом и не доступен критике других людей Г он открыт новому опыту, умеет прощать себе и другим В работе с детьми самая большая проблема А малое количество окружающих взрослых, когда на одном человеке слишком много ответственности Б в том, что кровные родители часто мешают, а не помогают работе специалиста В недостаток эффективных программ диагностики и помощи Г эмоциональные проблемы детей и тот травмирующий опыт, который у них есть Недостаток саморегуляции проявляется в том, что А человек не думает, чего ему будут стоить те или иные поступки, действия, переживания Б в жизни человека было много потерь, без большой половины которых можно было бы обойтись В человек не может справиться с заданием, у него много неудач Г он ругает себя, старается скрыть свои переживания и сделать вид, что его все это не волнует Когда руководишь людьми, то самый высокий риск А взять на себя слишком много и не уметь делегировать подчиненным Б подобрать не тех людей для выполнения заданий, а потом жить по принципу «заставь дурака богу молиться» В допускать ошибки и быть объектом критики окружающих Г стремиться быть идеальным руководителем, который хорош в любом деле Обработка результатов Если в ваших ответах преобладают ответы А - вы основываетесь на рациональном подходе к регуляции своего поведения и эмоций. Это помогает Вам быть ответственным и не перетруждаться, ставить перед собой реальные задачи. Но этого способа управлять своим состоянием оказывается недостаточно, если вы работаете с детьми и помогаете им разобраться со своими чувствами и опытом переживаний. Может случиться так, что внутренний мир ребенка напугает вас, если кроме сложившихся приемов саморегуляции вы не начнете формировать новые – направленные на умение понять и проявить чувства. 6 Если в ваших ответах хотя бы 2 ответа Б - преобладающая стратегия вашей саморегуляции состоит в уклонении от рискованных ситуаций. При таком поведении работать с детьми трудно – вы опасаетесь вызвать детей на откровенность, видите в открытых разговорах и конфликтах только отрицательные моменты. Если вы все-таки оказываетесь в ситуации риска, то склоны ругать себя, а не стремиться найти выход. Если в ваших ответах преобладают ответы В, то, возможно, вы стремитесь не просто регулировать свое поведение, а контролировать его от начала до конца. Ошибка кажется вам почти преступлением, а проблемы отношений вы склоны рассматривать инструментально – не анализировать поведение другого, а сразу искать подходящий (желательно, универсальный) прием помощи. Подумайте, когда эти представления у вас сформировались? Чем они вам мешают, а чем помогают? Чего больше от стремления быть самым-самым – пользы или вреда? Если в ваших ответах преобладают ответы Г, то ваша саморегуляция основана на признании права и даже пользы спонтанности, когда человек прислушивается к себе, а поэтому умеет и понять другого. Такая стратегия и становится основой данной программы Может быть, стоит добавить некоторые рациональные техники, например, управления временем, умения дать обратную связь и т.д.?! Можно указать на три основных направления развития навыков саморегуляции: • разобраться со своими психофизиологическими особенностями, которые определяют вашу работоспособность и гибкость, выстроить свой режим работы и отдыха в соответствии с этими особенностями – это направление особенно важно тем, у кого в ответах на вопросы преобладают ответы под литерой «Г»; • продвинуться в принятии своих эмоций и переживаний, освоиться с навыками работы с чувствами – обратите особое внимание на этот раздел, если в ваших ответах преобладают ответы под литерой «А» и «В»; • проработать свои ценности, минимизировать конфликт ценностей и выстроить приоритеты своих целей – проработайте этот раздел внимательно при любом варианте ответов. Каждое из направлений развития совладающего поведения далее проиллюстрировано тренингом на основе … мультфильма. Не удивляйтесь - работа с фильмами становится отличной основой для развития совладающего поведения – неслучайно одно из самых популярных направлений западной психотерапии сейчас – это кинотерапия. Эффект кинотерапии основан на том, что зритель может ставить себя на место героя, а персонаж – на свое место, представляя, как тот или иной герой повел бы себя в условиях реальной жизни. Полная или частичная идентификация с героями – основной механизм включения в терапевтическую работу с фильмом. Вы можете по разному работать с этим разделом – например, если вы видели мультфильм и помните его содержание, то имеет смысл сразу перейти к работе с упражнениями (возможно, по ходу вы захотите пересмотреть фильм, чтобы освежить свое восприятие). Если вы мультфильм не видели, то имеет смысл прочесть упражнения и текст-аннотацию, а затем посмотреть фильм и выполнить упражнения. Возможно, что мультфильмы вам не понравятся – но сам метод кинотерапии не стоит отбрасывать только из-за того, что авторы выбрали не вполне подходящие для вас мультфильмы. Возможно, вы подберете свой терапевтический «репертуар». 1.1. Мой индивидуальный стиль: как воспользоваться дарами наследственности «Следует установить контакт глаз с ребенком в первые же минуты общения», «Важно быть бдительным родителем и уделять внимание как школьным, так и внешкольным делам ребенка», «Важно соблюдать жесткий режим дня, вставать до 7 утра, ложится в одно и то же время»… Знакомы ли вам эти рекомендации? Думается, да. Согласны ли вы с ними? Далеко не каждый родитель готов сказать: «Нет», хотя эти рекомендации подходят не всем – разные люди обладают самыми разными комбинациями психофизиологических, данных от природы и НЕИЗМЕННЫХ комбинаций свойств работоспособности и гибкости (особенности, о 7 которых пойдет речь в данном разделе, даны человеку от природы, психофизиологии считают, что характеристики нервно-психической деятельности наследуются). Знать, какой Вы, принимать себя и уметь разбираться в психофизиологии своего ребенка – важный элемент саморегуляции родителя. Этот раздел – вводная информация для развития таких компетенций. Довольно часто в художественной литературе, фильмах и мультфильмах персонажи представляют собой определенный тип, «профиль» психофизиологических особенностей – как, например, мушкетеры в знаменитом романе А. Дюма. Однако современные мультипликаторы, искушенные психологическим знанием, создают гораздо более точные психологические образы – пусть и в зверином обличье. В мультфильме «Ледниковый период» (Ice age) персонажи мамонт Манфред, ленивец Сид и тигр Диего представляют собой три из четырех основных типов нервной системы. Кроме того, они в той или иной степени становятся временными приемными родителями для потерявшегося малыша. Модель отношений, воспроизведенная в мультфильме, воспроизводит отношения, которые возникают при кратковременном устройстве детей в замещающую семью: актуализацию прежнего опыта (так, мамонт Манфред с новой силой переживает потерю своей семьи, тигр Диего сталкивается с кризисом своих ценностей, а ленивец Сид находится под все возрастающим давлением ответственности – ведь именно он инициатор помочь ребенку, и необходимость реализовать обязательства вынуждает его активно искать кооперацию). Мультфильм адекватен ситуации приемного родительства и тем, что без околичностей указывает на значение личной мотивации такого поведения – Сид спасает свою жизнь, мамонт благодаря опыту заботы о ребенке переживает катарсис и преодолевает травму, а тигр находит новый смысл жизни. Ниже приведено психологическое описание каждого персонажа с точки зрения его типологических особенностей: Мамонт Манфред отличается сильной и инертной нервной системой, ему нужно время, чтобы втянуться в ситуацию, но когда он включается, его работоспособность долгое время остается весьма стабильной и высокой. Его основная сила состоит в выносливости и сохранении высокой концентрации внимания на цели деятельности, при таком сочетании он может весьма глубоко разобраться в сути определенного вопроса. Вместе с тем, слабым местом такого профиля становится трудность переключения внимания, неспособность вовремя (когда силы на пределе) выключиться из трудной ситуации и отдохнуть, рассредоточить внимание на несколько проблем сразу. Вспомните как недоверчив мамонт, и вместе с тем, насколько в своей недоверчивости он ригиден и иногда не замечает опасности, преувеличивая свою способность к контролю за ситуацией? Образ мамонта указывает еще на одну особенность такого сочетания – застревание на переживаниях, долгий период совладания с травмирующей ситуацией, такие люди не обижаются на каждый пустяк, но серьезные обиды и разочарования переживают долго, а иногда и всю жизнь. К любой задаче он подойдет основательно и захочет выработать практически стратегический план ее решения. Ленивец Сид – полная противоположность Манфреду, он обладает подвижной и слабой нервной системой, он легко включается в ситуацию, но быстро устает, «выдыхается», его деятельность состоит их быстро чередующихся периодов отдыха и нагрузки, он с трудом концентрирует внимание на чем-то одном, зато легко находит различные необычные способы решения проблем. В эмоциональной сфере такие люди руководствуются принципом, озвученном Сидом: «Я слишком ленив, чтобы обижаться на тебя», действительно, такие люди лабильны и легко переключаются с одних переживаний на другие, хотя их эмоции бурно выражаются. Главная трудность таких как Сид – риск поверхностного отношения к проблемам. Также Сид по ходу фильма легко втягивается в обязательства, которые ему не под силу одному. Такое сочетание свойств нервной системы должно быть компенсировано способностью находить кооперацию. Он может заниматься и несколькими делами сразу, но главным становится научиться контролировать качество своего труда. Эмоциональная сфера Сида весьма подвижна – он легко падает в обморок, 8 легко радуется, быстро успокаивается, легко выражает свои эмоции (что иногда затрудняет жизнь окружающих). Запрет на выражение чувств, как и несформированность способов самовыражения становится для обладателей слабой подвижной нервной системой источником многих затруднений – поскольку им важно научиться выражать себя, чтобы не казаться окружающим вздорными и неустойчивыми. Тигр Диего – обладатель сильной и подвижной нервной системы, он быстро врабатывается, долго сохраняет работоспособность, но ему становится скучно в ситуации однообразного действия, чем экстремальнее ситуация, тем он лучше проявляет свои сильные качества. По фильму Диего постоянно самоутверждается – для него вопрос силы и доминирования жизненно важен. Примерно так воспринимают отношения с людьми люди с сильной подвижной нервной системой – как поле битвы за влияние и контроль. Обладатель такового сочетания быстро усваивает информацию, имеет хорошую пам ять и прекрасные навыки концентрации. Однако в силу силы нервных процессов такой человек склонен к доминированию и часто просто не в состоянии вслушаться в другого. Диего сконцентрирован на себе, и только опыт переживания совместных трудностей обостряет его чувствительность к переживаниям других (именно он одергивает Сида в момент переживания Манфредом катарсиса). Диего демонстрирует еще одну особенность поведения обладателей сильной подвижной нервной системы – он рационален и относится к эмоциям как адреналину, однако по мере коммуникации с мамонтом и ленивцем Диего пересматривает свой подход. Мультфильм иллюстрирует весьма важное положение для понимания того, как работают наши природные задатки, они реализуются под влиянием наших целей и убеждений. Например, для Диего становится важным переживание того, что он стороне справедливости (хотя он приходит к весьма непростому решению спасти мамонта и ленивца через отрицание ценности человеческой жизни и нарочитый прагматизм, которые преодолеваются в совместной борьбе за жизнь). Сид преодолевает свое стремление получать удовольствие от процесса и не стремиться к определенному результату – потому что слишком велика цель, которую поставили перед ним обстоятельства. Мамонт выбирается из ловушки своих обид и травм – ради спасения себя и других. В фильме нет персонажа, который бы обладал слабой и инертной нервной системой – однако вы легко можете представить себе такого человека – вспомните, например, слоненка из знаменитого мультфильма по сказкам Г. Остера (другие персонажи этого мультфильма также демонстрируют определенное сочетание свойств нервной системы – удав, как и мамонт Манфред, обладает сильной и инертной нервной системой, Мартышка – слабой и подвижной, как ленивец Сид, а попугай – психофизиологическая «копия» тигра Сида). Такое сочетание делает человека чувствительным и вдумчивым, расположенным к кропотливой работе, однако легко теряющимся в необычных условиях, быстро устающим и рискующим впадать в мнительность. Если вы вспомните сцену купания ленивца Сида с двумя дамами- ленивицами, то они довольно метко указывают на то, что чувствительных кавалеров съели, а потому приходится довольствоваться такими как Сид… Отчасти это утверждение верно – люди со слабой и инертной нервной системой страдают от общественного давления сильнее других. Однако, именно это сочетание располагает к кропотливой и многодневной работе, предполагающей высокую сосредоточенность, ответственность и аккуратность. Обладатели слабой инертной нервной системы нарабатывают и свои приемы уклонения от давления. Если вы вспомните другой популярный американский мультфильм, «Лесная братва», то сообщество лесных зверей под предводительством черепаха Верна воплощает самые разные проявления сочетания слабой и инертной нервной системы, и самые разные приемы совладания с негативными проявлениями этого сочетания. Вопросы и комментарии: Вопрос: На какого персонажа вы больше похожи? А на какого персонажа вам хотелось бы походить? 9 Комментарии: довольно часто люди не принимают данный им от природы профиль – например, обладателю слабой нервной системы хочется быть более «сильным»: ярким мультипликационным примером можно считать Волка из фильма «Ну, погоди» - который, несомненно, имел инертную и слабую нервную систему, но вел себя так, будто был обладателем подвижной и сильной. А заяц, который, скорее всего, был обладателем подвижной и слабой нервной системы, вовсю пользовался своими преимуществами перед волком. Стремление быть не таким, какой есть разумно в одних случаях – например, если речь идет о наращивании компетенций, способности понимать, но чревато, когда речь идет о присущем от природы профиле индивидуальных особенностей. Вопрос: Как каждый из героев Ледникового периода взаимодействует с ребенком? Как психофизиологические свойства каждого персонажа помогают и мешают в деле заботы о ребенке? Комментарий: Трудности, с которыми сталкиваются приемные родители, обусловлены и психофизиологическими особенностями родителей. Например, такие как тигр Диего, при желании легко устанавливают контакт с ребенком, умеют настоять на своем, контролировать ситуацию, но им может надоесть возня с ребенком, они могут упустить настроение или переживание ребенка, не суметь вовремя откликнуться и настроиться на ребенка. Родители- Манфреды недоверчивы и долго включаются в контакт, но однажды начав заниматься с ребенком, не смогут остановиться – они последовательны в своих требованиях и поддержке. Ленивец Сид отлично играет с ребенком и ненавязчиво учит его важным вещам, он умеет настраиваться на ребенка, и вместе с тем, «переламывать» негативное настроение и состояние ребенка. Такие родители – «игруны» по натуре. родители со слабой и инертной нервной системой понимают детей, чувствительны к смене их настроения, стараются разделить переживания ребенка. Хотя вместе с тем они весьма сензитивны к негативистическим формам поведения со стороны ребенка. Вопрос: Фильм демонстрирует особое значение взаимодополнения людей с разными типами нервной системы: ведь благодаря кооперации героев им и удается преодолеть столь тяжелое путешествие и избежать гибели. За счет каких особенностей герои ладят между собой, кто и в какие моменты фильма идет на уступки, проявляет инициативу в общении, вовремя задает вопрос? Комментарий: Фильм утверждает – содружество «квази-родителей» с разными типами нервной системы создает идеальную среду для ребенка. Так, ленивец Сид активно инициирует контакты, он изобретателен по части досуга и совместного времяпрепровождения. Примерно также поступают и приемные родители такого типа – они часто и безо всякой помощи психолога осваивают отличный способ ладить с ребенком – делать с ним что-то вместе, втягивать его в дела и при этом не быть назидательными и контролирующими. Мамонт охраняет ребенка, создает ему ощущение полной безопасности, он вдумчиво следит за ребенком и создает все условия для того, чтобы ребенок занимал себя сам, но всегда знал, что родитель рядом. В коммуникации сильные инертные родители берут своей стабильностью – дети знают, когда ожидать наказания, а когда поощрения, система требований таких родителей обычно весьма прозрачна. Тигр Диего показывает типичный для таких родителей подход к взаимодействию – когда ребенок сам просит о помощи, или когда родитель по собственным соображениям проявляет инициативу. Он – отстраненный родитель, но именно его ребенок считает образцом для подражания, такие родители учат ребенка собственной жизнью – давая возможность ребенку наблюдать и быть включенным в дела родителей. В фильме четко показано, что сплачивает людей с разными профилями индивидуальных особенностей – опыт совместных переживаний и сострадания (вспомните сцену в пещере, когда Сид и Диего, понимают, что гложет Манфреда – история его семьи), разделения ответственности и преодоления проблем. Не представленный в фильме тип слабой инертной нервной системы обычно проявляется в долгом периоде установления первичного доверия, однако в самых трудных обстоятельствах такие родители проявляют столько терпения и 10 вдумчивости, что устанавливают долгосрочные стабильные доверительные отношения с ребенком. Возможно, в фильме об экстремальном периоде авторы опасались выводить такого персонажа – навряд ли бы он выжил в таких условиях (неслучайно, во второй части мультфильма появляется грызун, воплощающий как раз тип слабой инертной нервной системы). Заключение к разделу: Индивидуальные динамические особенности – нейтральны, они имеют свои сильные и слабые стороны, и одно из направлений саморегуляции научиться пользоваться сильными и принимать во внимание слабые. Ниже приведены воображаемые рекомендации психолога персонажам Ледникового периода относительно их временного родительства. Подумайте, для кого из персонажей эти рекомендации важны, какие из этих рекомендаций значимы и для вас 1. Не стремитесь быстро установить контакт с ребенком – дайте себе время, примите для себя необходимость присмотреться к ребенку (это предупреждение важно для обладателей подвижной нервной системы). 2. Не спешите втянуть ребенка в какие-то действия и планы, проявите чуть больше терпения и постарайтесь побольше опираться на личные предпочтения ребенка в организации досуга (важно контролировать свою инициативу и силу давления, если вы обладаете сильной и подвижной нервной системой). 3. Предупреждайте мнительность – и вместе с тем, не давайте втянуть себя в манипуляцию вашей мнительностью (важный совет для тех, чья нервная система слаба и/или инертна). 4. Следите за тем, что далеко не всегда ребенок успевает за вашим темпом переключения, и нуждается в большем времени для перехода от одного вида деятельности к другому, чем вы (если вы обладаете гибкой, лабильной нервной системой, этот совет – специально для вас). 5. Работайте со своими эмоциями – старайтесь понимать себя, давайте себе время на переживание (такая рекомендация важна для обладателей сильной нервной системы, таких как Диего). 6. Будьте готовы признаться в том, что вам не хватает информации, что вы не знаете чего-то и что, может быть, вам стоит поискать недостающее знание вместе с ребенком (это важно для обладателя любого типа нервной системы). 7. Учитесь проигрывать и учите ребенка держать удар, в том числе, уступать (это важно для тех, чья нервная система достаточно сильна). 1.2. «Не стой на пути у великих чувств»: как работать со своими переживаниями Один из лучших мультфильмов о проблеме чувств и переживаний в приемной семье – это «Лило и Ститч». Несмотря на всю фантастичность сюжета, «Лило и Ститч» - о самых распространенных, но часто игнорируемых и даже запрещаемых эмоциях – страхе, гневе, отвращении, и о том, как через переживание этих эмоций дети и взрослые научаются понимать друг друга. Фильм показывает равенство больших и маленьких в переживаниях – и взрослые, и дети боятся, злятся, брезгуют, скучают. И главной идеей фильм становится роль эмоций в становлении привязанности, духовном развитии человека – Ститч из маленького монстрика, сфокусированного на разрушении, развивается в креативного, социально активного участника своего микросообщества и члена семьи. Фильм был использован в работе с приемными детьми и родителями в ситуации агрессивного поведения ребенка в семье и для развития навыков совладания с агрессией. Вопросы, задания, комментарии Страх, как и стремление спрятаться от него, в мультфильме представлен в самых разных формах. Чего боятся герои фильма? По каким признакам можно судить о том, принимают ли они свои страхи или нет? Кто боится одиночества? Кто боится несвободы? Кто боится «упасть лицом в грязь» и потерять свой статус, стать объектом насмешек? У кого страх приобретает форму фобии – навязчивого страха? Когда страх помогает героям справиться с 11 проблемой? Почему Нани так боится потерять Лило и опеку над ней? Кто из героев не испытывает страха? Хотели бы вы оказаться на месте героев, которые не испытывают страха? Кто пугает других людей, чем, к чему это приводит? Комментарии к теме Страх: герои мультфильма четко поделены на две группы по отношению к опыту страха, те, кто боятся, и те, кто бесстрашны. Причем боящиеся наделены привязанностями и какими-то сверх-важными для них идеями, а бесстрашные – полномочиями, властью и ответственностью (такие как Гранд-дама и социальный работник Кобра-бабочка). В фильме метко подмечено, что страх – плата за привязанность, любовь, стремление реализовать свой замысел. Те, кто занимает ответственный пост, «переплавляют» свой страх в контроль. Как ни парадоксально, но Кобра-бабочка, который знает, как следует организовать жизнь ребенка лучше Нани, никогда не сможет сделать этого, а Нани, которая допускает ошибки и промахи, сумеет защитить Лило – в том числе, потому что ею руководит страх. Также Гранд-дама, которая владеет приемами установления справедливости, и держит в руках полномочия, никогда не сумеет общаться со Ститчем так, как с ним общается сумасшедший Джамба, который так боится не реализовать свою мечту – сделать сверх-монстра. Джамба, при всей навязчивости своих идей, оказывается вдумчивым педагогом, готовым принимать трансформации Ститча. Тема страха обыгрывается и необычным внешним видом героев – и Джамба, и агент Пликли, и сам Ститч создают гипертрофированные, но вполне узнаваемые образы партнерских и детско-родительских отношений, может быть, такими и кажутся родители детям, а дети – родителям, большими и неуклюжими или маленькими и неказистыми, страшненькими и неприятными. Фильм утверждает идею подлинности страха – невозможно не бояться, жить страшно, но еще страшнее не жить вовсе. Важно, что мультфильм актуализирует тему «пугалочек» - направленной провокации страха: Лило и Ститч вовсю пользуются этим последним средством привлечь к себе внимание и сделать окружающих хоть чуть более контролируемыми. Этот прием – отражение того, как ведут себя с героями «взрослые»: и Лило, и Ститч находятся под давлением ограничений и опасений окружающих. Кобра- бабочка, как и положено представителю социальной службы, пугает и направленно (Нани, которая должна или отступить перед таким грозным противником, или мобилизовать все свои силы), и не направленно (Лило – своим внешним видом и намерением изменить ее жизнь). Единственный очевидно отрицательный персонаж мультфильма, капитан Ганту, рожден вселять страх – многие дети (а иногда и взрослые) в отчаянии хотят пугать других, выглядеть устрашающими. И капитан Ганту – воплощение такой мечты? Легко ли ему живется – такому пугающе огромному, враждебному, безо всяких усилий вселяющему желание держаться от него подальше? Гнев и злость представлены в поведении большинства героев мультфильма. Вспомните, кто проявляет физическую агрессию в отношении других; кто использует вербальные средства агрессии; кто направляет агрессию на себя (наносит себе повреждения); кто рушит и портит вещи, бесцеремонно обращается с собственностью других людей? кто злится на одного, а вымещает злость на другом, к чему это приводит? Комментарии к теме гнева и злости: Мультфильм можно назвать энциклопедией агрессии и гнева как главного источника агрессивного поведения. Мультфильм убеждает в том, что гнев – это материал для выстраивания доверия и границ в коммуникации (вспомните, как в момент похищения Лило инопланетянами отчужденная брезгливость к Ститчу у Нани сменяется яростью, и именно после этого между ними устанавливаются дружеские отношения). Многообразны причины гнева – мультфильм располагает учиться понимать источники гнева и принимать их, работать с ними. Так, Ститч злится от дискомфорта, необходимости приспосабливаться к тому, что ему не кажется родным (хотя у Ститча в начале фильма настолько маленький опыт социализации, что в какие условия его не помести – ему везде будет не очень уютно). Агрессия Ститча схожа с поведением приемного ребенка на стадии адаптации к жизни в семье – какой бы ни была семья, у ребенка недостаточно опыта и социальных навыков, чтобы быстро и безболезненно принять жизнь в семье 12 (поэтому любой ребенок испытывает в новой семье огромный стресс, который сопоставим только со стрессом других членов семьи). Агрессия Лило – немного иного происхождения: ее родители погибли, она злится и винит, себя и их, чувствует себя покинутой, она не особенно верит в то, что они с сестрой выстоят в этих невзгодах. Вместе с тем она не признает этих опасений и изо всех сил старается доказать свою состоятельность и самостоятельность – конфликт переживаний и стремления скрыть их порождает язвительность и манипулятивность речи Лило. Агрессия Нани – полное отражение тех же страхов и опасений, что испытывает Лило, с той разницей, что Нани чувствует груз ответственности, и острее переживает собственную несостоятельность как замещающего родителя. Одиночество и отчужденность Лило усиливают переживания Нани. Бессильность ярости присуща и Джамбе – ведь он подчинен воле обстоятельств и вынужден выполнять приказ, что мало согласуется с его представлением о себе как великом ученом. Его агрессия – агрессия униженного достоинства. И риск перенести агрессию на Ститча. который и запустил эту историю так велик, что когда Джамба справляется со своим самолюбием и принимает Ститча в новом варианте, кажется, что и сам Ститч становится более терпимым. Эта линия отношений Джамбы и Ститча располагает задуматься над весьма распространенной проблемой родительства, в том числе, и приемного – до какой степени представления родителей о должном в поведении ребенка и его образе должны быть последовательными и неизменными, как найти баланс между гибкостью и требовательностью? Джамбе удается решить эту проблему – не в последнюю очередь из-за весьма успешного противостояния самого Ститча, но всегда ли у детей хватает запаса агрессии противостоять чрезмерно жестким предписаниям родителей? Агрессия агента Пликли – это агрессия эксперта, которому не верят, мнение которого не воспринимают всерьез, поэтому Пликли, нарушая субординацию, кричит на Гранд-даму, ведь так и ведут себя настоящие эксперты – не боясь никого. Есть в мультфильме и менее легкие для принятия типы агрессий – как например, неприязнь одноклассниц по отношению к Лило или агрессия капитана Ганту, готового расправиться с любым, уменьшающим его авторитет. Однако имеет смысл проанализировать и их поведение – например, поставить себя на место Ганту, который непривлекателен, не очень гибок умом, но стремится к признанию – так, как он это признание понимает. Его последовательная ненависть к Ститчу и обусловлена представлением о признании – безоговорочном подчинении, молчаливой покорности и услужливости, и Ститч, который не признает авторитеты (это явно влияние Джамбы) весьма сильно задевает самолюбие Ганту. Думается, что и приемным родителям, и приемным детям не раз придется столкнуться в жизни с теми, кто имеет примерно такое же представление о признании. И как убедительно доказывает мультфильм, главное, вовремя найти союзников в совладании с такой агрессией. Заключение к разделу: «Лило и Ститч» - одно из самых последовательных воплощений гуманистического подхода к работе с детьми и семьями. В этом подходе эмоции и переживания человека ценны сами по себе, а не только как источник энергии или то, что следовало бы ограничить. Чувствительность к теме переживаний и эмоций у приемного родителя должна быть обострена – в первую очередь, чтобы разбираться и принимать свои переживания. Одним из условий принятия своих переживаний становится готовность жить в согласии с собой даже тогда, когда это согласие означает чуть меньшее согласие с жизнью в обществе – конфликт между согласием с собой и согласием с общественными предписаниями неизбежен в случае приемного родительства, хотя бы потому, что приемному родителю придется отстаивать интересы приемного ребенка и вопреки общественным указаниям (например, в случае учебных затруднений ребенка). О том, как работать с общественным давлением – следующий мини-тренинг на основе другого популярного мультфильма. 1.3. Ценности или предписания: как распознать подлинные желания? 13 Родительство – весьма конфликтная форма коммуникации. Например, стремление больше уделять время детям противоречит карьере, а без хорошей карьеры трудно заработать на достойную жизнь семьи. Или вы можете стремиться к тому, чтобы ваш ребенок был и независимым, и социально успешным – а совместить такие формы поведения сложно. В основе многочисленных внутренних конфликтов родительства находятся разнообразные предписания общества: именно оно в самых разных формах транслирует родителям и детям образцы поведения в семье. При этом трансляции общества очень разные – хотя и весьма сильные. Проблема конфликта ценностей и трудности его разрешения все чаще становится темой популярных фильмов и даже мультфильмов – видимо, настолько велико влияние этой темы на многих и многих людей. Например, столь популярный в России мультфильм Мадагаскар рассматривается его авторами как история о счастье и (не)возможности достичь его без понимания своей сути, разрешения того самого конфликта ценностей. Герои Мадагаскара – самые разные звери, олицетворяют самые важные для людей ценностей, радость от жизни, дружбу, благополучие, безопасность, свободу, самовыражение и т.д. На основе этого мультфильма нами был разработан тренинг для приемных семей – который и был направлен на уточнение приоритетов и работу с конфликтами ценностей. Вам предлагаются некоторые задания к тренингу, которые вы можете выполнить вместе с детьми, если им интересен мультфильм. Задание Попробуйте заполнить таблицу или любую ее часть. Каждый герой Мадагаскара – далеко не равнодушный к чему-то персонаж. У каждого зверя есть заветное желание или самая большая мечта, а у кого-то даже не одна. Эта мечта должна быть настолько сильной, чтобы у героя «голову сносило» от одной мысли об этом (так, как зебра Марти мечтает о воле). Есть герои, мечта которых – жгучее желание чего-то, а есть и такие, которые вместо мечты имеют сильный страх – например, король Жулиан боится потерять власть. Чьи мечты вам понятнее всего? А чьи мечты кажутся совсем чуждыми? Смогли бы вы дружить с человеком, который живет чуждыми для Вас мечтами? А кто из героев уживается с такими другими? Почему? Когда мечты героев становятся «сильными» - герои больше и чаще об этом думают, страдают от неисполнения мечты, или мечта сбывается? Список героев Сверх-ценные идеи в начале фильма (когда зритель видит героя в первый раз) Как эти идеи меняются, из-за чего эти идеи меняются, какие мысли и мечты остаются по прежнему важными Лев Алекс Зебра Марти Жираф Мелман Бегемот Глория Пингвины 14 Король Жулиан Морис (ай-ай лемур) Морт (мышиный лемур) Фоссы Шимпанзе Мейсон и Фил Комментарии к заданию: Разнообразие стилей жизни – отличительная черта мультфильма Мадагаскар. В отличии от персонажей «Ледникового периода» герои «Мадагаскара» не носители неких характерологических особенностей, но как будто персонифицированные сверхценные идеи: непобедимости (пингвины); славы и признания (лев Алекс); удовольствий и развлечений (Глория); свободы и самовыражения (зебра Марти); безопасности и комфорта (Мелман); анархии и безграничной свободы (шимпанзе Мейсон и Фил); власти и контроля (король Жулиан) и т.д.. Изменение в структуре сверх-ценных идей приводит к преобразованию поведения и даже имиджа персонажа (достаточно вспомнить глаза Алекса в зоопарковой жизни, в процессе озверения и осознания своей хищной сущности). Выберете одного-двух персонажей, которые вам нравятся, и относительно этих персонажей выполните следующее задание Мечты героев «Мадагаскара» Мечты льва Алекса 1. Какой вариант, «а» или «б» лучше описывает мечту Алекса в начале мультфильма: а) быть самым любимым и принятым другими людьми или б) быть признанным, самым лучшим. 2.Что для Алекса важнее, жить в комфорте или быть «королем» в период жизни в зоопарке? Почему, живя в зоопарке, Алекс не сталкивается с конфликтом своих желаний: он и знаменитая звезда, и живет в комфорте, и дружит? 3. Когда Алекс попадает на Мадагаскар, с каким конфликтом он сталкивается: «хочу есть и не хочу съедать своих друзей»; «хочу комфорта и не хочу расставаться с друзьями»; «хочу быть королем и не хочу быть королем, таких как лемуры»? Можно ли говорить о том, что Алекс по очереди сталкивается с каждым из конфликтов, как он их разрешает? Если бы вы были на месте Алекса, какой конфликт из трех указанных был бы для вас самым трудным. 4. Почему Алекс, который страдает от голода, и только и мечтает, что о стейке, все таки находит в силы захотеть еще чего-то («Не хочу вас съесть»)? 5. Жизнь в зоопарке из хищника превратила Алекса в рафинированного артиста, и на Мадагаскаре он сталкивается со своей подавленной натурой – потому что хочет есть, потому что ему надо защищать себя и друзей, и т.д. Как вы думаете, мечтает ли Алекс с стать прежним – перестать быть хищником? 6. Что меняется в жизни Алекса к финалу мультфильма – выберите один вариант ответа: • режим питания (теперь он есть рыбные суши, а не стейки); • отношение к друзьям (он считает дружбу не приятным времяпрепровождением, а совместным выживанием и поддержкой); 15 • эмоциональный опыт (раньше Алекс был поверхностный и мало, что понимал в жизни, а теперь многое понял); • отношение к себе – он принимает то, что он хищник, и стремится ограничивать негативные стороны своей натуры? Как изменения в жизни Алекса влияют на его мечты? Какие из прежних мечтаний становятся менее важными? 7. Вспомните какой-нибудь сложный случай из вашей жизни – представьте, что на вашем месте оказался бы Алекс, такой, какой он был в начале фильма, и такой, каким он стал к финалу, какой из Алексов, «зоопарковый» или «островной», лучше разрешит вашу проблему? Почему? 8. Можно ли сказать, что Алекс хочет власти над другими? Похожи ли они с королем Жулианом в стремлении управлять другими? Мечты зебры Мартина 1. Как и у Алекса, у Мартина комфортная жизнь, но он не звезда, скорее, - чудик, который воспринимается посетителями зоопарка как странный, не от мира сего зверь. Мечтает ли Мартин о славе? Что не дает покоя Мартину при такой комфортной жизни? 2. Какой вариант точнее описывает причины, по которым Мартин хочет на свободу: • Марти хочет понять себя – и надеется на новые обстоятельства жизни; • Марти ищет смысла жизни – зачем он живет, а стоит ли стараться жить; • Мартину не нравится жизнь в зоопарке, она ему не подходит, и он ищет лучшей жизни для себя; • Мартину интересно узнать, что происходит за пределами зоопарка, а в зоопарке ему уже все приелось. 3. Почему эйфория от свободы на острове так быстро заканчивается? В какой момент Мартин понимает, что у свободы есть свои отрицательные черты (вспомните фрагменты, когда Мартину становится совсем неуютно на острове)? Выберите из ниже перечисленных переживаний Мартина те, которые больше всего разочаровывают его в стремлении к свободе: • разочарование в лемурах, и последующее отвращение к ним; • страх за Алекса, себя и других друзей – свобода обнаружила все самые неприятные качества в каждом из зверей; • жестокость окружающего мира; • необходимость думать о пропитании и устройстве жизни? 4. Кто умеет больше получать удовольствия от жизни, Алекс или Мартин? Вспомните момент, когда Мартин буквально учит Алекса получать удовольствие от бега после попадания на остров. На самом деле при всей популярности Алекс в начале фильма меньше получает удовольствия от жизни, чем Мартин. Мечты бегемотихи Глории 1. Глория стремится жить в согласии с собой и другими. Для нее это самая главная ценность. Когда интересы Мартина и других друзей расходятся, у Глории наступает внутренний конфликт – одни ее друзья не хотят уходить из зоопарка, а Мартин – наоборот, только о том и мечтает. Как Глория стремится решить этот конфликт? 2. В зоопарке и в первые моменты жизни на острове жизнь в согласии с собой и другими означает, что Глория общается с теми, кто ей приносит радость и кому приносит радость она. Какие события на острове заставляют Глорию засомневаться в том, что согласие с собой и другими - это способность вместе получать удовольствие от жизни, выберите один вариант ответа, который кажется вам самым главным: • усугубление конфликта между Мартином и Алексом; • пробуждение хищнических инстинктов Алекса; 16 • непредсказуемость жизни на острове, постоянная угроза физическому и душевному благополучию; • невозможность быть доброй ко всем – потому что рядом злые и опасные существа. 3. На острове Глория опекает зверей - почему? Что располагает Глорию помогать другим, когда она сама – в неопределенной ситуации? Мечты жирафа Мелман Мечты Мелмана понять не трудно – он стремится к комфорту, при этом в отличии от других зверей комфорт не делает Мелмана ни более довольным жизнью, ни благодарным. Получается, что Мелману мало комфорта, но тогда чего еще хочет этот персонаж: • внимания окружающих; • признания его особенного статуса; • научиться радоваться жизни; • чуть-чуть облегчить свои деструктивные переживания, заставив пострадать окружающих. Мелман – один из самых сильных манипуляторов среди героев мультфильма. И обсуждение его желаний может помочь подросткам понять, что манипуляции быстро уводят человека от умения радоваться жизни и подменяют настоящие желания разными измышлениями на тему статуса, признания и безопасности. Мечты Фила и Мейсона Шимпанзе Фил и Мейсон также сбегают из зоопарка – с иной целью, чем Мартин и компания. Шимпанзе мечтают пробраться на лекцию промилитаристки настроенного журналиста и учинить там скандал – «закидать лектора какашками». На корабле они оказываются за этот побег. 1. В отличии от других зверей в зоопарке Фил и Мейсон с самого начала недовольны жизнью в зоопарке. Но чем они недовольны: • всем – им нравится быть недовольными; • тем, что им все кажется искусственным, не настоящим; • отношением со стороны окружающих; • их раздражают люди и многие звери. 2. Почему Фил и Мейсон хотят опозорить журналиста? Это вопрос убеждения или скуки? Похожи ли обезьяны на пингвинов в своем стремлении воплотить идею в жизнь? А чем они отличаются от пингвинов? 3. Становятся ли Фил и Мейсон более счастливыми при попадании на остров? Комментарии: обратите внимание на то, что конфликт желаний и мечтаний присутствует только у животных из зоопарка, соприкоснувшихся с цивилизованной жизнью. Какие плюсы и минусы есть у такого внутреннего конфликта, что лучше, быть простым и цельным, но «варваром» - как лемуры или фосы, или вечно мучающимся, но неглупым, понимающим и способным на любовь и дружбу? Можно ли совершить движение от «варвара» до «цивилизованного мученика» и наоборот? РАЗДЕЛ 2 Я И РЕБЕНОК Взаимодействие с приемным ребенком включает не только непосредственную коммуникацию с ребенком, направленную на лучшее обеспечение его потребностей, но и взаимодействие с его кровной семьей – в том или ином формате. В данном разделе представлены рекомендации по взаимодействию с ребенком и его кровными родственниками. Попробуйте определиться с тем, какая ассоциация лучше всего описывает для вас такое понятие как родительство: это экзамен (трудный тест, испытание на прочность), удивительное приключение по неведомой территории, когда вы прокладываете свою карту 17 следования; проект, в котором вы – главный менеджер и ответственное лицо или что-то еще? Уже многообразие ассоциаций, которые возникают на слово «родительство», указывает на сложность и даже внутреннюю конфликтность этого понятия. Ведь состоятельный родитель должен уметь много разных вещей: понимать ребенка и контролировать его, учить, развивать способности и уметь быть на равных в игре и развлечении, уметь держать дистанцию (и учить ребенка блюсти границы своего личного пространства) и сопереживать ребенку. Задачи родительства постоянно меняются по мере развития ребенка, из-за изменения условий жизни ребенка и семьи и т.д. Поэтому вполне естественно родители не могут быть успешными на все 100% требований, которые к ним предъявляются. Данный раздел и направлен на то, чтобы родители лучше разобрались со своими сильными и слабыми сторонами. Упражнения раздела могут выполняться независимо друг от друга всеми членами семьи 2.1. Должностные обязанности родителя Упражнение Я хочу от себя … Выберите из ниже перечисленных характеристик пять, которые вы хотели иметь как родитель прежде всего: 1. Создавать наилучшие условия для поддержания здоровья ребенка, заботиться о питании и правильном образе жизни ребенка. 2. Договариваться с ребенком о выполнении обязанностей без особого принуждения и повышения голоса. 3. Уметь играть с ребенком в интересные для него игры, нескучно проводить досуг с ребенком. 4. Выражать свою привязанность к ребенку, не чувствуя особых ограничений для выплескивания таких чувств. 5. Находить оптимальные способы объяснения сложных учебных заданий, поддерживать учебные дела ребенка. 6. Сохранять неприкосновенность своей территории от детских «посягательств», устанавливать границы общения. 7. Принимать взросление моего ребенка и неизбежность его сепарации, усиления влияния других людей. 8. Поддерживать ребенка даже в неоднозначных ситуациях, находить ресурс принять ребенка и быть ему опорой даже в ситуации отвержения. 9. Стимулировать успехи моего ребенка в спорте, искусстве, других видах деятельности. 10. Вместе делать сложные задания и домашнюю работу, быть «в команде» с ребенком. 11. Быть справедливым в наказании ребенка, находить действенные способы ограничения и поощрения ребенка, уметь оценивать ребенка, не унижая его. 12. Отпускать ребенка, доверять его способности постоять за себя. 13. Быть способным решать материальные проблемы, связанные с ребенком: обучение, медицинское обслуживание, покупка необходимых вещей. 14. Последовательно осуществлять требования, уметь разъяснять ребенку, почему эти требования важны Комментарии к упражнению: Перечисленные характеристики описывают шесть наиболее значимых родительских функций, по исполнению которых, например, оцениваются родители в странах развитой Европы. Определитесь с тем, какие функции для вас оказались важными: Базовые потребности (1, 13) – материальная сторона родительства, обеспечение базовых потребностей ребенка. Если вы выбираете оба утверждения, то вы считаете себя или ограниченными в своих ресурсах, или, наоборот, придаете материальной стороне родительства важную роль и считаете, что деньги решают очень многое. Контроль за ребенком (2, 11) – установление запретов и ограничений, мониторинг того, как ребенок придерживается установленных правил. Если вы выбрали оба утверждения, то тема 18 контроля за ребенком и психологической «платы» за такой контроль для вас важна – например, вам трудно определиться с тем, как действенно наказывать и поощрять ребенка. Эмоциональная связь с ребенком (4, 8) – суть детско-родительских отношений, практически не поддается специально направленному «взращиванию». Если вы выбрали оба утверждения, то для вас важно получить признание от самого ребенка, эмоциональная близость значимее многих других аспектов отношения. Значимость этой функции может объясняться разным возрастом ребенка. Если ребенку меньше 7 лет, эмоциональная связь воспринимается как само собой разумеющийся компонент. Если ребенок старше 13 лет, то родитель стремится сохранить такую связь, которая ослабевает. Если наоборот, вы не выбираете эти утверждения, то возможно, ваши отношения с приемным ребенком строятся на иной основе, например, понимании, вдумчивом отношении. В этом случае вам важно проработать вместе с ребенком в доступной для вас и него форме складывающиеся отношения Стимуляция развития, поддержка познавательной активности ребенка (3, 5, 9) – формирование среды, в которой ребенок может проявить свои способности; регулярные занятия с ребенком; приоритет образования ребенка. Если вы выбрали два или три утверждения этой группы, то, возможно, задача образования ребенка актуальна, но трудно решаема. Стабильность (10, 14) – устойчивость, прозрачность, понятность требований, представление требований в такой манере, которая адекватна детскому восприятию, предсказуемость поведения членов семьи, понимание последствий действий в контексте отношений. Чем больше родитель ориентирован на стабильность, тем более уверенным он себя чувствует, поскольку стабильность предполагает общение, свободное от манипуляций и жестких принуждений. Выстраивание границ (6, 7, 12) – эта функция приобретает решающее значение для развития самостоятельности подростка, часто именно эта функция упускается из виду, хотя в приемном родительстве именно границы приобретают особое значение – и ребенок, и родитель предпринимают попытки нарушить границы другого, и сталкиваются с самыми разными реакциями. Несомненно, чем старше ребенок, тем больше разных функций требуется выполнять родителю, и тем больше конфликтов между функциями, например, эмоциональным теплом и установкою границ. Невозможно найти идеального родителя, который бы все хорошо делал – вспомните семьи Болконских и Ростовых, воспитательные ресурсы этих семей были весьма разными, что, однако, не мешало ни той, ни другой семье справляться с задачами родительства. Поэтому родителю важно уйти от стремления соответствовать всем требованиям сразу, но понять, что получается хорошо, а что требует повышенного внимания или даже частичного делегирования. Какие функции должны реализовываться всеми взрослыми членами семьи? Какие из функций на Ваш взгляд могут выполняться другими членами семьи? Какие функции время от времени было бы хорошо перекладывать на специалистов? Какие функции вызывают напряжение? Комментарии к вопросам: распределение функций родительства в семье может быть разным: одни функции закрепляются за одним родителем, а другие за другим (например, кто-то из родителей берет на себя функцию контроля, а кто-то стимуляции развития); в других семьях родители и другие взрослые гибко распределяют функции (например, тот родитель, у кого есть время, берется за проверку домашних заданий или игры с ребенком, а в другой день другой родитель делает то же самое). Однако безопасность, эмоциональная привязанность и установление границ – те функции, которые реализуются каждым членом семьи – как основа коммуникации ребенка и взрослого. Исполнение функций зависит и от стилей родительства, которые весьма и весьма различны. Психологи выделяют самые разные подходы к описанию стилей родительства. В данном пособии стили описываются с точки 19 зрения соотношения значимости процесса и результата воспитания для воспитывающего. Если вы обратитесь к материалам предыдущего раздела, «Я и Я», то можете увязать выбор приоритетных для вас функций не только с актуальными проблемами ребенка, но и своим виденьем ценностей. Например, чем «процессуальнее» ваши ценности, чем больше вы ориентированы на радость от жизни, сопереживание, понимание других, тем более важными могут оказаться для вас такие ценности как эмоциональные отношения, границы, и чем больше вы ориентированы на успех, достижение признания, тем более явственно будут проступать такие функции как контроль, стимуляция развития. Интеграция функций в систему ценностей родителя формирует стиль родительства и доступный родителю репертуар стилей. 2.2. Родительский стиль Процесс воспитания – собственно, сама совместная жизнь с ребенком, со-переживание и со- деятельность. Значимость процесса воспитания проявляется в том, что для родителя важно «здесь и сейчас»: взаимодействие с ребенком, эмоции и чувства, опыт совместной деятельности. Результат воспитания – успехи и неудачи ребенка, то, чего достигает ребенок в освоении навыков, компетенций, как происходит социализация ребенка. Значимость результата воспитания проявляется в том, что родитель легко формулирует свое «кредо»: к чему он готовит ребенка, какими целями руководствуется. И процесс, и результат одинаково важны для родителя и ребенка, но часто вступают в конфликт – далеко не во всех ситуациях можно (и нужно) находить баланс между процессом и результатом приемного воспитания. Например, в ситуации конфликта ребенка и педагога чрезмерная ориентация на результат может привести к тому, что родитель упустит из виду переживания ребенка, будет настаивать на учебных результатах вместо того, чтобы вслушаться в переживания ребенка. Или в ситуации переживания ребенком разочарования (например, из-за несчастной любви) родитель, ориентированный на результат, может недоумевать – что ему делать, как помочь ребенку? Часто в семье родители распределяют между собой фокус на процессе и результате воспитания. Если вы вспомните знаменитый сериал Моя любимая няня, то папа детей как раз был ориентирован на результат, тогда как няня – на процесс жизни и сопереживания детям. С одной стороны, такое распределение дает детям шанс получить разный опыт, иметь гарантию понимания и стимуляции развития. С другой стороны, разный фокус неизменно приводит к столкновению взрослых в вопросах воспитания ребенка. Соотношение «процесс- результат» определяет пять основных стилей родительства: • альтруистическое родительство – преобладает роль процесса; • доминирующее родительство – преобладает результат; • индивидуализация воспитания – согласованно высокое значение процесса и результата; • кооперация и коллективно-распределенная деятельность, баланс процесса и результата; • контракт и четкие рамки отношений, минимальная представленность результата и процесса. Ниже, на схеме приведено распределение этих стилей по соотношению результата и процесса воспитания 20 Альтруистическое родительство основывается на принятии ребенка и поддержке эмоциональной связи между ребенком и родителем. Как ни странно на первый взгляд, такая стилистика справляется и с функцией выстраивания границ – потому что альтруизм в отношении ребенка не может быть реализован без альтруизма в отношении себя. Такие родители умеют ненавязчиво и вдумчиво делить ответственность с ребенком. Альтруистическое родительство состоит в принятии виденья ситуации ребенком – и вместе с тем наделением ребенка ответственностью за это виденье. В качестве примера такой стилистики можно указать на поведение приемной мамы, которая воспитывала десятилетнюю девочку, переболевшую лейкемией и находящуюся в стадии ремиссии. Девочка была вынуждена принимать препараты, которые влияли на ее вес – из-за лечения она была полненькой и переживала по этому поводу. И время от времени она старалась избежать приема препаратов. Мама знала об этом – и говорила девочке примерно следующее: «Наверное, я могу только немного понять тебя – потому что когда мне было 10- 12 лет, я тоже не была образцом стройности. Но тебе еще тяжелее – потому что по природе ты очень стройная, а вынуждена оставаться как бабочка в коконе из таблеток. Но я очень волнуюсь за твое здоровье. Тебе решать – сейчас не пить таблетки и заболеть или еще какое- то время потерпеть, а потом сбавить вес». Родитель-альтруист принимает поведение ребенка и спонтанно делится своими переживаниями. Наша культура не очень располагает к такой стилистике родительства – скорее, от родителя ждут изощренных принуждений и умения контролировать ребенка, тогда как альтруист встанет на сторону ребенка, просто будет рядом с ним в самые трудные моменты жизни ребенка. Как показывает опыт, в самые трудные моменты жизни семьи и ребенка альтруизм «пробивается» - через неожиданное понимание ребенка, сочувствие ему, эмпатию (разделение переживаний) и т.д. Если вы вспомните мультфильм «Лило и Ститч», то такой взаимный альтруизм помогал Нани и Лило в самые трудные момента их семейной жизни. В зависимости от того, каким сочетанием свойств нервной системы вы обладаете, вы можете найти свой способ усиления альтруизма. Обладателям слабой нервной системы легче, чем тем, у кого нервная система сильная, быть альтруистом – потому что их чувствительность высока. Вместе с тем, высокая чувствительность может усилить мнительность и эгоцентризм, поэтому важно работать над рационализацией своих способов анализировать коммуникацию с ребенком. Обладатели Процесс Результат Контракт Кооперация Альтруизм Доминирование Индивидуализация м 21 сильной нервной системы также нуждаются в специальной работе над лучшим проявлением альтруизма в воспитании ребенка – для этого следует давать больше воли своим переживаниям, умерять стремление добиваться контроля и доминирования. В предыдущем разделе обсуждение проблемы чувств как-раз и соотносится с данной задачей. Доминирующее родительство с точностью до наоборот основано на том, что родителю лучше ребенка известно, что следует делать, в каком направлении двигаться, а самое главное – как достигать результата. Доминирующий родитель настаивает на своем, находит аргументы, чтобы убедить ребенка последовать его родительской точке зрения. Такой родитель может отлично справляться с задачей контроля и стимуляции развития ребенка. Важным условием доминирующей стилистики становится последовательность – если родитель берется детально разработать решение проблемы, то он должен быть рядом с ребенком от начала до конца. Так, в приемной семье приемный сын-подросток был поставлен на учет детской комнатой милиции – в силу неоднократных мелких краж в магазине и участии в разного рода хулиганских выходках на улице. Родители заявили подростку, что не собираются отказываться от него и будут его воспитывать, даже если произойдет что-то серьезное. Однако было поставлено условие, что ребенок возвращается домой в 6 вечера и с этого момента находится только в пределах дома. И родители не остановились только на ограничительных мерах – они детально расписали жизнь ребенка в «заточении» (как сам ребенок назвал свое пребывание в доме вечерами). Родители нагрузили подростка домашней работой, в том числе, и руководством младшими детьми и жестко контролировали подростка, соизмеряя меру поощрения (игры на компьютере) с тем, насколько тщательно подросток выполнял свои обязательства. Был определен испытательный срок – три месяца, после которого время прихода домой было сдвинуто до 8 вечера. Спор о том, насколько доминирующее родительство хорошо и резонно, длится много лет. Например, почти во всех приемных семьях, которые воспитывают детей с серьезными хроническими заболеваниями, в период обострения заболеваний родительский стиль приобретает все черты доминирующего: ведь родители опасаются за жизнь ребенка, считают, что не вполне хорошо понимают состояние ребенка и т.д. Научиться доминировать, быть уверенным и убедительным – так же непросто, как и быть альтруистом, особенно если вы обладаете слабой нервной системой (и вам легче промолчать, чем сказать, что следует делать по-другому). Тем не менее, при недостатке доминирования приемному родителю следует руководствоваться идеей баланса уважения – между ребенком и родителем. Важно не путать умение доминировать с безошибочностью – будьте готовы признавать ошибки и показывать их неизбежность, уверенно работайте со своими пробелами, и постепенно вы приобретете нужную долю доминирования в коммуникации с ребенком. Индивидуализация – один из самых интенсивных стилей родительства, когда родитель посвящает все свое время ребенку, вслушиваясь в ребенка, стремясь распознать способности и склонности ребенка, а затем выстроить план поддержки задатков ребенка. Такая стилистика в равной степени встречается как среди семей, в которых воспитывается одаренный ребенок, так и среди семей, которые ставят своей задачей максимальную социализацию и интеграцию ребенка с ограничениями в среду. Такое интенсивное родительство предъявляет значительные требования и к выносливости/работоспособности ребенка. Наилучшим образом в рамках такой стилистики решаются задачи стимуляции развития, контроля за ребенком и обеспечения его безопасности. Однако выстраивание границ и эмоциональная близость оказываются в проигрыше – по сравнению даже с доминирующей стилистикой (в доминирующей стилистике отношения между ребенком и родителем достаточно тесные, хотя часто и перерастают в конфликтные, но именно в конфликтной ситуации хорошо обозначаются границы и проявляются чувства). Приемная семья, которая обладает значительными ресурсами, может выбирать такую стилистику для компенсации многочисленных отставаний развития, накопившихся за предыдущие периоды развития. Так, семья взяла на воспитание девочку с