Муниципальное Дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 11 Лесозаводского городского округа»
Программа
дополнительного образования
«Умелые ручки»
Художественно- эстетической направленности
Возрастная категориявоспитанников 4-5 лет
|
Адрес:г. Лесозаводск ул. Калининская, д 29
|
2024 г.
|
Авторы:Джура Ольга Анатольевна – воспитатель, 1 квалификационная категория.
|
Оглавление
1. Основные характеристики программы.. 3
1.2 Цель и задачи программы.. 3
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Умелые ручки». 14
2.1 Календарныйучебныйграфик. 14
2.2 Календарныйпланвоспитательнойработы.. 15
Приложение 1 Протокол обследования уровня освоения программного материала.16
Развитие мелкой моторики детей находится в тесной связи с развитием речи и логического мышления ребёнка. Кроме того, уровень развития мелкой моторик - один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому работу по развитию мелкой моторики мы начинаем задолго до поступления в школу.
Одним из наиболее интересных направлений художественно-эстетического развития детей является конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуются творческие задатки.
Содержание кружковой программы «Умелые ручки» предполагает развитие творческих способностей детей, овладение различными приемами работы: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Это способствует развитию точных движений пальцев, совершенствованию мелкой моторики рук, развитию глазомера. В процессе создания композиций у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Работа с бумагой осуществляется в коллективной и самостоятельной творческой деятельности детей.
В качестве основного материала используется разнообразная цветная бумага. Бумага разной фактуры (плотная, толстая, тонкая, гофрированная, салфетки и т.п.) обладает, как и любой материал, свойственным только ей качествами, и в работе с каждым видом бумаги есть своя специфика.
Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы конструирование из бумаги.
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник;
- формировать навыки чтения схем;
- обогащать словарь ребенка новыми терминами.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;.
- развивать мелкую моторику и связную речь;
- развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности;
- формирование чувств коллективизма;
- воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности, стремление к овладению способами действия;
- воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие.
Деятельность кружка проводится с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Деятельность осуществляется посредством обыгрывания сюжетов, использования сказок, подвижных и пальчиковых игр, персонажей (игрушки и куклы различных театров, мелких игрушек-персонажей из киндер-сюрпризов)
Срок реализации программы 8 месяцев (октябрь-май).
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям:
- овладеть основными приемами: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;
- освоить навыки работы с клеем;
- развить умелость рук, мелкую моторику, согласованность движений пальцев.
Дети будут знать:
- о разнообразии бумаги, из которой можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различной бумаги;
- о способах соединения деталей между собой;
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети будут уметь:
- работать различными приемами с бумагой;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- создавать индивидуальные работы;
- анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей.
Продукты программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентаций детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- составление альбома лучших работ;
- участие во всероссийских и региональных конкурсах.
Форма работы
- занятия-игры, сказки, беседы;
- дидактические игры;
- выставки текущих работ;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение схем с изображением последовательности выполнения работ.
Методы обучения.
- объяснительно-иллюстративные методы обучения (инструктаж);
- репродуктивные методы обучения (работа по образцу);
- частично-поисковые методы обучения (изготовление пособия по чертежу без показа готового изделия);
- исследовательские методы обучения (исследование текстуры бумаги, создание собственной модели по самостоятельно придуманной схеме).
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
|
Всего |
теория |
практика |
|
||
|
|
Вводноезанятие. Техника безопасностиназанятиях кружка. |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
|
|
Солнышко |
1 |
|
1 |
Практическое задание, педагогическое наблюдение |
|
|
Коллективная работа «Ветка рябины» |
1 |
|
1 |
|
|
|
Волшебные превращения квадрата Закладка для книги «Весёлая лягушка» |
1 |
|
1 |
|
|
|
Осенний букет |
1 |
|
1 |
|
|
|
Барашек |
1 |
|
1 |
|
|
|
Сказочный домик |
2 |
|
2 |
|
|
|
Веселый треугольник (качели, горка, грибок)
|
2 |
|
2 |
|
|
|
Бабочка |
2 |
|
2 |
|
|
|
Коллективная работа «Яблоки на блюде» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Гусеница |
2 |
|
2 |
|
|
|
Полоски «Снежинки» |
2 |
|
2 |
|
|
|
«Украшения. Цепи»
|
2 |
|
2 |
Выставка |
|
|
«Елочка» |
2 |
|
2 |
Практическое задание, педагогическое наблюдение |
|
|
«Снеговик» |
2 |
|
2 |
|
|
|
«Цветы» |
2 |
|
2 |
|
|
|
«Шары» |
2 |
|
2 |
|
|
|
«Волшебные схемы» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Подарок папе «Самолет в небе» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Коллективная работа «Тюльпаны на клумбе» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Тюльпан для мамы |
2 |
|
2 |
|
|
|
Веселые зверушки 1. «Щенок» |
2 |
|
2 |
Выставка |
|
|
Веселые зверушки 2. «Котик» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Веселые зверушки 3. «Лисенок» |
2 |
|
2 |
Практическое задание, педагогическое наблюдение |
|
|
«Пасхальный цыпленок» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Лягушка
|
2 |
|
2 |
|
|
|
Птичка |
2 |
|
2 |
|
|
|
Вертушка |
2 |
|
2 |
|
|
|
Самолет
|
2 |
|
2 |
|
|
|
Флажок |
2 |
|
2 |
|
|
|
Самостоятельная деятельность детей «Скоро лето» |
2 |
|
2 |
|
|
|
Итого: |
54 |
|
|
|
|
|
|||||
|
Месяц |
Неделя |
Тема занятия |
Программное содержание |
|
Октябрь |
1 |
Волшебная бумага |
Знакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Учить детей путем практических действий определять разницу между видами бумаги. Развивать интерес к окружающему миру, воображение. Воспитывать внимание. |
|
2
|
Солнышко |
Учить детей правильно разрывать на мелкие кусочки бумагу и наклеивать их на подготовленную основу. Формировать умение выбирать цвет, размер бумаги. Развивать воображение детей. Воспитывать самостоятельность в изготовлении композиции, интерес к природному явлению. |
|
|
|
3 |
Коллективная работа «Ветка рябины» |
Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги, формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги; развивать воображение детей. Воспитывать самостоятельность в изготовлении детали общей композиции и включать свою поделку в нее; интерес к природному миру; умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. |
|
4 |
Волшебные превращения квадрата Закладка для книги «Весёлая лягушка» |
Познакомить детей с одним из способов техники оригами-складывание квадрата пополам, по прямой линии, совмещая противоположные стороны. Научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. |
|
|
5 |
Осенний букет |
Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги; формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги. Развивать воображение детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доводить начатое дело до конца; интерес к природному миру. |
|
|
6 |
Барашек |
Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать их на подготовленную основу. Формировать умение выбирать размер бумаги; Развивать воображение детей. Воспитывать самостоятельность, инициативу в изготовлении композиции; интерес к животному миру.
|
|
|
Ноябрь |
1,2 |
Сказочный домик |
Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу, используя изученную технику складывания квадрата пополам, совмещая противоположные стороны. Предложить детям использовать художественное оформление домика: из прямоугольников, выполнить окна, дверь и трубу; Развивать воображение, конструктивное мышление, творчество детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении изделия. |
|
3,4 |
Веселый треугольник (качели, горка, грибок) |
Познакомить со способом складывания квадрата по диагонали, совмещая противоположные углы. Учить использовать изученную технику самостоятельно изготавливать различные поделки, дополняя по необходимости их деталями. Формировать представление о многогранности использования способа. Развивать воображение, конструктивное мышление; умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения и изготовление изделия. |
|
|
5,6 |
Бабочка |
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Развивать воображение, художественную и конструктивную деятельность. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. Воспитывать интерес к природному миру. |
|
|
7,8 |
Коллективная работа «Яблоки на блюде» |
Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавать образ круга – яблока. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищем. |
|
|
Декабрь |
1,2 |
Гусеница |
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. Воспитывать умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время; интерес к природному миру. |
|
3,4 |
Полоски «Снежинки» |
Познакомить детей с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать интерес к природному миру.
|
|
|
5,6 |
«Украшения. Цепи» |
Продолжать знакомство с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать интерес к совместной работе, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. |
|
|
7,8 |
«Елочка» |
Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, творческие способности, воображение. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие. |
|
|
Январь |
1,2 |
«Снеговик» |
Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. |
|
3,4,5 |
«Цветы» |
Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. |
|
|
Февраль |
1,2 |
«Шары» |
Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки. Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки. Воспитывать интерес к рукотворному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. |
|
3,4 |
«Волшебные схемы» |
Познакомить детей с пооперационными схемами. Учить детей работать по пооперационным схемам. Развивать логику, пространственное воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику рук; речь детей, умение строить предложения. Воспитывать интерес к искусству оригами. |
|
|
5,6 |
Подарок папе «Самолет в небе» |
Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны квадрата. Развивать речь детей, уверенность в своих силах. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – дедам, отцам, братьям. |
|
|
7,8 |
Коллективная работа «Тюльпаны на клумбе» |
Учить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата. Продолжать учить детей работать по пооперационным картам; закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы. Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей. Воспитывать эстетический вкус, культуру труда; стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам; Создание обстановки общей увлеченности и творчества. |
|
|
Март |
1,2 |
Тюльпан для мамы |
Закреплять умение складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата. Продолжать учить детей работать по пооперационным картам. Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы. Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей; повышать интерес к оригами через новую форму работы – составление открыток в подарок; Воспитывать эстетический вкус, культуру труда; стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам. |
|
3,4 |
Веселые зверушки 1. «Щенок» |
Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Развивать умение детей работать по пооперационным картам; пространственное воображение, память, творческие способности; мелкую моторику рук; умение наблюдать, описывать, строить предложения. Расширять коммуникативные способности детей. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно. |
|
|
5,6 |
Веселые зверушки 2. «Котик» |
ш |
|
|
7,8 |
Веселые зверушки 3. «Лисенок» |
Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Развивать умение детей работать по пооперационным картам; пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; мелкую моторику рук; умение наблюдать, описывать, строить предложения. Расширять коммуникативные способности детей. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно; воспитывать самостоятельность, любознательность. |
|
|
Апрель |
1,2 |
«Пасхальный цыпленок» |
Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «пасхальный цыпленок» Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; творческие способности, уверенность в своих силах. Воспитывать самостоятельность, любознательность. |
|
3,4 |
Лягушка |
Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – лягушку-закладку; закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях; продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «лягушка». Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; творческие способности, уверенность в своих силах. Воспитывать самостоятельность, любознательность. |
|
|
4,6 |
Птичка |
Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – птичку; закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях; продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «птичка». Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; творческие способности, уверенность в своих силах. Воспитывать самостоятельность, интерес к животному миру. |
|
|
7,8 |
Вертушка |
Закреплять умение детей работать по пооперационной карте; умение детей складывать базовую форму «треугольник», точно совмещать углы и стороны квадрата. Развивать умение детей разрезать по сгибам; уверенность в своих силах. Воспитывать интерес к искусству оригами. |
|
|
Май |
1,2 |
Самолет |
Учить детей складывать из бумаги самолет; закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, точно соединяя его стороны. Развивать конструктивное мышление, пространственное воображение, точную моторику пальцев рук. Познакомить детей с историей авиации; Воспитывать чувство патриотизма. |
|
3,4 |
Флажок |
Учить выполнять разрезание прямоугольника на полоски; закреплять навыки вырезания. Напомнить правила безопасности работы с ножницами Воспитывать интерес к работе с бумагой. |
|
|
5,6 |
Самостоятельная деятельность детей «Скоро лето» |
Выяснить усвоение правил работы с ножницами, складывания бумаги. Уровень творческих способностей детей. |
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.
Правила бережного использования бумаги.
2. Различные способы и приемы: вырезание по прямой линии, вырезание по сгибу, вырезание треугольника, вырезание круга.
3. Особенности и различные виды бумаги: картон, бумага для принтера, цветная бумага, гофрированная бумага.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1.Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Следовать устным инструкциям педагога. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, разрезать, вырезать. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, ножницами, канцелярским ножом.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
|
Этапыобразовательногопроцесса |
1 год |
|
|
Продолжительностьучебногогода,неделя |
31 |
|
|
Продолжительность |
1полугодие |
15.10.2024-29.12.2024 |
|
2 полугодие |
9.01.25-25.05.25 |
|
|
Возрастдетей,лет |
4-5 |
|
|
Продолжительностьзанятия, час |
1 |
|
|
Режимзанятия |
2раза/нед |
|
|
Годоваяучебнаянагрузка,час |
54 |
|
|
Мероприятия |
Срокипроведения |
|
Выставка работкДнюматери |
Ноябрь2024г. |
|
Выставкаработ«Зимушка-зима» |
Январь2025г. |
|
Выставкаработ«Весна» |
май2025г. |
|
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Правильно держит ножницы, раскрывает концы ножниц, |
Режет бумагу по прямой линии, не обрывает конец бумаги |
отрезанные детали имеют ровный край, одинаковый размер. |
Детали приклеены ровно, без лишнего клея, равномерно распределены на листе бумаги |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
2 балла |
|
|
|
|
|
|
1 балл |
|
|
|
|
|
|
0 баллов |
|
|
|
|