«Человек глубоко постигает лишь то,
до чего додумывается сам» Сократ.
Здравствуйте.Хочу сегодня вам рассказать о технологии, которую я использую в своей работе, и которая, соответствует всем требованиям ФГОС.
От современного педагога требуется формирование у детей целого комплекса знаний, умений и навыков. В таких условиях перед воспитателем встает сразу несколько вопросов, которые вы видите на экране.
Ответ на эти вопросы появился после знакомства и освоения технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. «Это значит, что ребенок проходит четыре звена научного творчества:
При этом ребенок сам
3. Сущность технологии проблемного обучения заключается в следующем:
Таким образом,
Основное звено технологии– проблемная ситуация – спланированный, специально задуманный приём, направленный на пробуждение интереса у воспитанников. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.
Цели проблемного обучения:
- Дать прочные знания
- Стимулировать интеллектуальное развитие
- Воспитывать активную личность
Образовательные результаты:
- Умение решать проблемы
- Вести диалог
- Извлекать информацию, делать логические выводы
- Оценивать проблемную ситуацию с точки зрения нравственного выбора
Структура образовательной деятельности на основе проблемной технологии представлена на экране.
|
Цель урока |
Этапы новых знаний |
Творческие звенья деятельности |
Блоки технол |
|
з н а н и я |
введение |
1. Постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы 2. Поиск решения – открытие нового знания |
1 блок |
|
воспроизведение |
3. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 4. Реализация продукта – представление продукта |
2 блок |
Существует несколько типов проблемных ситуаций и приёмов
- с удивлением:
Приём создания:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения
2. Столкнуть разные мнения детей вопросом или практическим заданием
3. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием «на ошибку»
4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
- с затруднением:
Приём создания:
1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
4. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Чаще во время образовательной деятельности используются приёмы в виде
Этап решения проблемы:
Поставив учебную проблему, переходим к организации поиска решения. Здесь начинается второй этап в структуре проблемного обучения.
Воспитатель,
При этом достигается подлинное понимание материала детьми, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался сам лично.
Этап вывода:
Обеспечив «открытие» знания, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, выполнению упражнений.
Этап воспроизведения (выражения) знаний должен углубить понимание нового материала. Необходимо стимулировать детей пройти здесь два творческих этапа: выражение собственного решения (вывода) и реализацию продукта. Иными словами, выполняя какое либо продуктивное задание, ребенок должен самостоятельно выразить полученное знание и представить свой результат в виде формулировки, опорного сигнала или художественного образа.
Практическая часть:
1. – проблемная технология можно использовать не только в образовательной деятельности.
- Ежедневно в жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемными ситуациями. И успешно их решаем. Предлагаю вам убедиться в том, что педагоги справляются с любой проблемой.
Послушайте стихотворение:
Средь игрушек и бумаги,
кукол в шляпках и пальто
появился Хаги-Ваги — меховое чёрт-те что.
На лицо — как наш Щелкунчик,
только руки до колен.
Дочке к вечеру наскучил
этот странный джетельмен.
Кривоватый и помятый,
с треугольною башкой,
весь какой-то непонятный,
чужеродный, никакой.
- На какие мысли наводит вас этот отрывок? –что существуют страшные, неприятные игрушки, которые так нравятся детям.
- Какие вопросы возникают у современных родителей по поводу страшных игрушек? (покупать или не покупать? Вредно или нет?)
- А у вас как у воспитателей? (Однозначно-вредно! )
Определите тему беседы- (Приносят ли вред такие игрушки?)
1 Этап: «Постановка учебной проблемы». Тип проблемной ситуации: «с удивлением». Приёмы: яркое пятно, побуждающий диалог, предъявление противоречивых фактов, точек зрения.
2. Предлагаю вам прочитать статью и выбрать необходимую информацию для подтверждения своей точки зрения (групповая работа).Отбирать информацию можно текстовыделителем. 1 группа представляет мнение педагогов, что страшные игрушки вредны и опасны, вторая группа представляет мнение родителей- никакого вреда.
2 Этап-«Поиск решения» Приёмы: исследование, изучение, отбор информации.
Озвучьте, пожалуйста, факты «за» и «против». Выступают группы.
3 Этап: «Выражение решения». Приём: составление опорного сигнала – таблицы.Самые главные факты заносятся в таблицу.
Но, понимая, что родители и педагоги должны работать сообща, нам необходимо сформулировать компромиссное, общее мнение, которое будет устраивать обе стОроны!
Где и кому могут пригодиться эти факты?
Как мы можем сохранить и передать информацию?
В виде какого продукта? -Создаём памятку для родителей.
Итак, мы закончили работать, имея разные точки зрения на проблему, пришли к компромиссу, создали памятку для родителей дошкольников.
4.Этап: «Реализации продукта». Приём: подводящий диалог, составление опорного продукта – памятки.
Рефлексия:
Итак, что нужно педагогу для осознанного усвоения технологии проблемного обучения? Всего две вещи: знания и желание их применять. Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная система – система объяснения знаний. Всё активнее набирает силу система развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Большое спасибо за внимание!