Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в ДОУ»
«Человек глубоко постигает лишь то,
до чего додумывается сам» Сократ.
Здравствуйте.Хочу сегодня вам рассказать о технологии проблемного обучения, которую я использую в своей работе, и которая, соответствует всем требованиям ФГОС.
Основное звено технологии– проблемная ситуация – спланированный, специально задуманный приём, направленный на пробуждение интереса у воспитанников. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.{more+ДАЛЕЕ...}
Цели проблемного обучения:
- Дать прочные знания
- Стимулировать интеллектуальное развитие
- Воспитывать активную личность
Образовательные результаты:
- Умение решать проблемы
- Вести диалог
- Извлекать информацию, делать логические выводы
- Оценивать проблемную ситуацию с точки зрения нравственного выбора
Существует несколько типов проблемных ситуаций и приёмов
- с удивлением:
Приём создания:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения
2. Столкнуть разные мнения детей вопросом или практическим заданием
3. Обнажить житейское представление детей вопросом или практическим заданием «на ошибку»
4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
- с затруднением:
Приём создания:
1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
4. Доказать, что задание учениками не выполнено.
При этом достигается подлинное понимание материала детьми, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался сам лично.
Выполняя какое либо продуктивное задание, ребенок должен самостоятельно выразить полученное знание и представить свой результат в виде формулировки, опорного сигнала или художественного образа.
Практическая часть:
1. – Проблемная технология можно использовать не только в образовательной деятельности.
- Ежедневно в жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемными ситуациями. И успешно их решаем. Предлагаю вам убедиться в том, что педагоги справляются с любой проблемой.
Послушайте стихотворение:
Средь игрушек и бумаги,
кукол в шляпках и пальто
появился Хаги-Ваги — меховое чёрт-те что.
На лицо — как наш Щелкунчик,
только руки до колен.
Дочке к вечеру наскучил
этот странный джетельмен.
Кривоватый и помятый,
с треугольною башкой,
весь какой-то непонятный,
чужеродный, никакой.
- На какие мысли наводит вас этот отрывок? –что существуют страшные, неприятные игрушки, которые так нравятся детям.
- Какие вопросы возникают у современных родителей по поводу страшных игрушек? (покупать или не покупать? Вредно или нет?)
- А у вас, как у воспитателей? (Однозначно-вредно! )
Определите тему беседы- (Приносят ли вред такие игрушки?)
Обратите внимание- мы прошли первый этап- «Постановка учебной проблемы».
Тип проблемной ситуации: «с удивлением».
Приёмы: яркое пятно, побуждающий диалог, предъявление противоречивых фактов, точек зрения.
Предлагаю вам разделиться на 2 команды. У вас будет групповая работа. 1 группа представляет мнение педагогов, что страшные игрушки вредны и опасны, вторая группа представляет мнение родителей- от этих игрушек совершенно никакого вреда. В помощь вам будет дана статья, где нужно выбрать необходимую информацию для подтверждения своей точки зрения.Отбирать информацию можно текстовыделителем. Команды могут приступать к работе.
Сейчас мы дошли до второго этапа- «Поиск решения» Приёмы: исследование, изучение, отбор информации.
Команды готовы?
Озвучьте, пожалуйста, факты «за» и «против». Кто желает выступить первым? Выступают группы. ( Листочки с ответами прикрепим на доску)
Мы подошли к 3 Этапу: «Выражение решения». Приём: составление опорного сигнала – текст с выделенными цитатами.
Но, понимая, что родители и педагоги должны работать сообща, нам необходимо сформулировать компромиссное, общее мнение, которое будет устраивать обе стОроны! Как же нам поступать со страшными игрушками?
Давайте выведем общие правила:
1. Наблюдаем- как именно он играет с игрушкой?
2. Учим играть в добрые игры
3. Выбираем игрушку соответственно возрасту ребенка.
4. Не храним страшные игрушки в спальне ребенка.
Где и кому могут пригодиться эти факты?
Как мы можем сохранить и передать информацию?
В виде какого продукта? - Создаём памятку для родителей.
Итак, мы подошли к финалу. Имея разные точки зрения на проблему в начале пути, мы пришли к компромиссу, создали памятку для родителей дошкольников.
Это 4 этап: «Реализации продукта». Приём: подводящий диалог, составление опорного продукта – памятки.
Итак, что нужно педагогу для осознанного усвоения технологии проблемного обучения? Всего две вещи: знания и желание их применять. Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная система – система объяснения знаний. Всё активнее набирает силу система развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Большое спасибо за внимание!