Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей. Преподобный Ефрем Сирин |
Года два назад, по телевидению, услышал слова одного муфтия о джихаде, священной войне. Под джихадом также понимают полную отдачу всех сил, включая священную войну. Он говорил о том, что существует два вида джихада: малый и великий. Малый джихад направлен на борьбу с внешними врагами, противниками веры. Джихад же великий правоверный мусульманин ведет проив своих внутренних врагов: страстей и пороков. И что нет смысла выходить на джихад малый, не победив в великом. Что же пишут о борьбе со страстями наши святые отцы? Ради чего христианин ведет эту невидимую брань, которую, по словам преподобного Никодима Святогорца, каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет - воевать за Него, во славу Божественного имени Его даже до смерти? ( Из предисловия к книге прп. Никодима Святогореца "Невидимая брань" ) Вот ответ преподобного: "Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним". |