Поздравить Северный международный университет с 45-летием приехала легендарная группа «Мираж». Приехали в полном составе: Екатерина Болдышева – солистка, Алексей Горбашов – гитара, Анатолий Куров - клавиши, Максим Олейник – клавиши.
Магадан встретил звезд не только холодной погодой, но и достаточно холодными зрителями. Дело в том, что билеты на их концерт не продавались, он было подарочным – для ректората, преподавателей и немногочисленных студентов, приглашенных на юбилей СМУ.
Когда группа появилась на сцене Молодежного центра, конечно, все разразились громкими аплодисментами и криками поддержки. Когда же Алексей Горбашов начал спрашивать, а помнят ли присутствующие слова их песен, все ответили: «Да», а готовы ли все петь? То же согласие. А танцевать? Тут зал был также единодушен, но уже в несогласии. Дружное «Нет» хоть и обескуражило музыкантов, но руки у них не опустились. И магаданцы все же не усидели на своих местах под заводные и такие знакомые мелодии. В чем же секрет? Этот и другие вопросы мне посчастливилось задать Екатерине Болдышевой и Алексею Горбашову стразу после концерта.
- Как вам удается зажигать публику? Ведь в начале вашего выступления зал был мертвый, а к концу практически все поднялись со своих мест и танцевали вместе с вами.
Екатерина:
- Вот так вот, кувырком и удается.
Алексей:
- Здесь нет универсального рецепта. Это то же самое, как написать хит или стать звездой. У одного получается так, а у другого – эдак. То же самое и с залом. Когда мы выходим на сцену, то энергия, эмоции передаются как из зала на сцену, так и со сцены в зал. И поэтому эта подпитка энергией идет двухсторонняя. Мы не делаем какие-то заученные движения, и не повторяем какие-то заученные фразы,
Этот концерт начался тяжело, и для нас тоже. Потому что мы были уставшие. Екатерина:
- К тому же мы должны были познакомиться с залом.
Алексей:
- Во всем виноват восьмичасовой перелет. Мы не спали уже двое суток. Было очень тяжело. Энергии уже не было…
Екатерина:
- Поэтому это не наша заслуга, а заслуга музыки.
Алексей:
- Это заслуга музыки, публики и звукорежиссера.
- Вы уже второй раз в Магадане. Изменился ли он?
- В Магадане мы были в прошлом году, на Дне рождения «Боинга». Выступали в этом клубе три дня подряд. Город с тех пор совсем не изменился. Он такой же красивый. Особенно сейчас, когда огни зажглись.
- На концерте был потрясающий живой звук. Вы используете фонограмму? Считаете это правомерным?
Екатерина:
- Именно потому, что на концерте весь звук был живым, я считаю, что фоногорамма правомерна.
Алексей:
- Так значит, ты под фанерочку бы пела, да?
Екатерина:
- Конечно, если б я имела на это право, я б это делала. Но я человек музыкальный, с музыкальным образованием. Зачем мне это нужно? Но после восьми часов в самолёте, сами слышите – голос просто через штрих-пунктир идет. Поэтому если бы это возможно, если бы это было классно и всем бы нравилось, конечно, я бы себе это позволила. Но нам это уже не интересно абсолютно. Потому что мы выступаем и ради себя тоже. И нам хочется и попеть, и поплясать. И пусть мы мертвые, дохлые и ужасные, но нам просто нравится.
- Как, по-вашему, можно стать звездой? Есть какой-то ваш рецепт?
Алексей:
- Мы не стремимся быть звездами – в этом все дело. Весь шоу-бизнес в России построен на такой игре в звезд. Это определенного рода притворство. Нет у нас реальных звезд, таких как Элтон Джон, Мадонна. У нас же – звездочки, а не звезды.
Екатерина:
- Нет, подожди. Есть же звездный статус какой-нибудь группы
Алексей:
- На самом деле это болезнь мозгов – считать себя звездой. Это мое твердое убеждение. Мы далеки от всего этого. Абсолютно неинтересно играть в звезды.
Екатерина:
- Алексей давным-давно все это прошел, еще в конце 80х , когда был самый пик популярности «Миража», когда солисткой была Татьяна Овсиенко. Это был самый залихватский период. Он тогда не мог по улице пройти спокойно и в метро проехать. Правда, его тогда Макаревичем всегда называли, но это не важно.
- А как складываются отношения с бывшими участниками группы?
Алексей:
- Нашему коллективу – 19 лет. А первому альбому - 20. За время существования группы сменилось много солистов, музыкантов, директоров. И когда мы решили сделать концерт в «Олимпийском», то из всех щелей полезли бывшие участники. Каждый сейчас пытается напомнить о себе. Но ничего плохого ни об одном из участников группы я не могу сказать.
- Вы записываете новые песни?
Екатерина:
- У нас в репертуаре есть как новые, так и старые песни, которые все хотят слышать. Например, сегодня мы исполнили новую композицию «Остров».
- Вы как-нибудь сотрудничаете с коллективом, называемым Мираж- junior?
Алексей:
- Мы с ними практически не пересекаемся – у нас аудитории. Один раз выступали в Казани – так получилось.
Екатерина:
- Это было мило.
- Чаще пересекаемся с группами формата 80х – 90х годов. Потому что у нас похожая тематика, и мы часто объединяемся в одну программу.
- А что вы можете сказать по поводу громкого заявления: «Мираж исчез», сделанного одним из телеканалов?
Екатерина:
- Это дезинформация полнейшая. Никуда мы не исчезали. Я с 1991 года работаю в группе «Мираж» и никаких перерывов в работе не было.
Алексей:
- На самом деле это не совсем так. Дело в том, что несколько лет мы работали за границей. Мы не жили там, но выезжали на гастроли на несколько месяцев в окрестности Европы. Во Франции, в Голландии, даже в Париже концерты были. В основном выступали в Германии. Для русскоязычной публики: для тех немцев, которые приехали из Казахстана, этнические немцы Узбекистана, Сибири… их сейчас в Германии огромное количество – порядка трёх миллионов.
Но поклонники нашей музыки, оказалось, есть и среди коренных немцев, и среди турков, которых там бесчисленное количество. Турецкой душе близка наша русская милодия. Я всегда этому удивлялся. У турков есть свои дискотеки, где они крутят наши песни. Они знают слова, поют. И при этом по-русски совсем не разговаривают! У нас есть поклонник из Польши Джерри. Который тоже абсолютно не знает русского языка. И это удивительно.
Вот еще просто анекдотический случай. В Германии у нас есть поклонник. Ни слова по-русски не говорит. Он фанат – ходит на все русские концерты. У него майка, полностью исписанная автографами: Пугачева, Киркоров, Мираж и многие-многие другие, кто приезжал в Германию. Еще у него есть кроссовки такие же. Он их не носит, использует для автографов. Когда заканчиваются старые, покупает новые, чтоб было где расписаться приехавшим на гастроли русским артистам.
Екатерина:
- На все концерты он приходит с подарками, всегда фотографируется с нами. А в следующий раз, когда мы приезжаем - через полгода, не важно – в какой город Германии, он обязательно приедет и привезет фотографии с прошлого раза.
- Сейчас в только ездите с гастролями или записываете диски тоже?
Алексей:
- Я работал два года над новым альбомом, который совсем недавно вышел. Поэтому этот альбом – такой долгожданный ребенок. В него вошло процентов восемьдесят концерта в «Олимпийском», всё то, что имеет отношение к нашему творчеству.
- Какая аудитория ходит на ваши концерты?
Екатерина:
- Самая разнообразная. Студенты, дети, бабушки, дедушки – любая аудитория принимает нас по-доброму.
Алексей:
- Самое интересное, что на наши концерты приходят не только люди нашего поколения, у которые в 80е с нашими песнями выросли, у которых под наши песни – первые поцелуи, проводы в армию, и другие ностальгические воспоминания. А приходят дети – 16, 17, 18 лет. Поют песни. Знают слова. Откуда - непонятно.
- Вы на эстраде уже 20 дет. Изменилась ли публика с того времени?
Алексей:
- Вообще жизнь изменилась. Конечно, и публика – тоже. Но однозначно ответить нельзя – в какую сторону: в лучшую или худшую. Теперь время такое жесткое. Не жить надо, а выживать. Вот когда Советский Союз был, вопрос «быть или не быть» не стоял. Была вера в светлое будущее, точно знал, что институт закончишь – по распределению пойдешь. Будущее было расписано – условно говоря. Были универсальные рецепты, например: хочешь в жизни устроиться – иди в армию, офицером. Будет и квартира, и зарплата, и пенсия, и все остальное. Сейчас же, разве военные – это люди, имеющие какие-то социальные гарантии и привилегии? Эта эра кончилась..
Екатерина:
- А у меня, знаешь, как было как раз в то время? Я тогда попала как раз по распределению в музыкальную школу работать. Я дирижерско-хоровое отделение в музыкальном училище закончила. А потом – бах! И случайно совершенно попала в шоу-бизнес.
Алексей:
- Ну в основном-то было по-другому. Я имею ввиду, что и песни такие рождались в то время: наивные с одной стороны, с другой – очень романтические и мелодичные. Тот же «Ласковый май» - насколько это было наивно, настолько же проникновенно, что достало до душ не только подростков, но и взрослых. Потому что это было написано от души. И все песни были искренними. Теперь таких песен пишется очень мало.
Екатерина:
- Получается, что если публика до сих пор ходит на наши концерты, то, может, она и изменилась, но романтизм в душах остался. Значит, и молодежь такая же.