
✔ Ежегодный технический осмотр
Виды работ, описанные ниже, необходимо проводить как минимум раз в год, если вы ездите немного, и два раза в год, если вы катаетесь на велосипеде круглый год, в любую погоду. Предполагается, что работы включают в себе осмотр велосипеда, его техобслуживание и регулировку всех узлов, после чего он становится в буквальном смысле как новый. Действуя в соответствии с данными инструкциями, вы сохраните велосипед не на года, а на десятилетия.

Если вы ездите на велосипеде только в хорошую погоду, то проводите все нижеописанные виды работ в конце каждого сезона. Если в плохую погоду вы не выезжаете, то вы можете фактически ограничиться ежемесячной проверкой функций вашего велосипеда, проверкой его состояния в конце и в начале каждого сезона.

Сначала проведите все работы, указанные выше как ежемесячные — проверьте работу узлов, убедитесь, что на велосипеде нет изношенных, сломанных или деформированных деталей. Убедившись, что все в порядке, проверьте следующие узлы:

Колёса:
Проверьте обод на целостность, осмотрите шины и спицы, затем снимите колеса, осмотрите втулки и смажьте их (см. главу 4). Если втулки имеют кассетные подшипники и если они вращаются нормально, смазывать их необязательно, разве что капнуть в подшипник, под уплотнение, немного легкого масла, к примеру веретенного.

Втулки:
Проверьте втулки на наличие зазора, износа и правильности установки (см. главу 4). Предпочтительно втулки снять и смазать, можно и полностью разобрать.

Цепь:
Снимите цепь и измерьте расстояние между первой и пятнадцатой осью-заклепкой. Замените цепь, если ее длина составляет более 129,5 см. Удлинение цепи — яркий показатель ее износа, который повлияет на систему переключения скоростей и эффективность работы трансмиссии. Кроме того, изношенная цепь ведет к износу цепных колес и звездочек. Если цепь изношена не сильно, просто промойте её в растворителе, а затем смажьте в соответствии с инструкциями, данными главы 6.

Каретка:
Проверьте, нет ли зазора и свободно ли она вращается. Если каретка на вашем велосипеде регулируется, снимите шатуны, разберите её и проверьте подшипники в соответствии с инструкциями главы 6. Если на каретке установлены подшипники кассетного типа и она плохо вращается, замените её.

Руль:
Проверьте руль и вынос, они должны поворачиваться легко, без рывков. Если руль поворачивается плохо, разберите его и подшипники в соответствии с инструкциями, приведенными главы 11.
Механизм переключения передач:
Снимите цепь, проверьте, почистите и смажьте оба механизма переключения передач. Убедитесь, что стержни работают легко, а небольшие колесики (ролики) заднего механизма переключения передач легко поворачиваются. На горных велосипедах верхнее колесико частенько изнашивается из-за оседающей на нем пыли и грязи. Если на вашем велосипеде оно износилось, замените его. При необходимости проверьте и замените детали в соответствии с инструкциями главы 7.
Чистка велосипеда

Как только на велосипед попала грязь, немедленно счистите ее. Полную чистку велосипеда проводите как минимум раз в месяц, если вы катаетесь только в хорошую погоду, и раз в неделю, если вы катаетесь постоянно независимо от погоды.
Как чистить велосипед
1. Если велосипед сухой, просто протрите его тряпкой или почистите мягкой щеткой. Если велосипед или налипшая на него грязь мокрые, промойте его из шланга или кувшина. Постарайтесь мыть так, чтобы вода не попадала внутрь втулок, каретки или рулевых подшипников. Избегайте попадания воды на кожаное седло.
2. Труднодоступные места на велосипеде (в основном сгибы) чистите влажной тряпкой или зубной щеткой. Убедитесь, что вы протерли все сложные места — пространство между звездочками и цепью, под тормозами и механизмом переключения передач.
3. После того как вы помыли велосипед или вытерли его влажной тряпкой — особенно это касается труднодоступных мест, — протрите его сухой мягкой тряпкой.
4. Протрите выступающие металлические части тряпкой, которой вы наносите полировку и смазку, — она снимет с велосипеда остатки пыли, грязи и возможную ржавчину.
5. При необходимости дважды в год наносите автомобильный полироль на покрашенные части велосипеда.
