• Авторизация


Aimless Dreams 18-12-2004 04:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Рассуждала над вопросом о заглавии постинга, как заметила заглавие пьески :)
Только не сны...Бесцельные, да и напрасные старания - найти мемуары Шатобриана в сети. Наверное, они где-то есть, но копаться надо по специализированным библиотекам.
Зато налетела на отрывок из Хобсбаума (Век революции 1789-1848). В главе 14 "Искусства" есть такой абзац: "Романтизм вошел в культуру среднего класса, возможно, главным образом благодаря романтическим мечтаниям женщин, принадлежавших к буржуазным семьям. Продемонстрировать возможности глав семейств, содержать их в праздном времяпрепровождении было одной из их главных общественных функций, благодетельное рабство - их идеальная мечта. При всем этом буржуазные девушки, подобные одалискам и нимфам, который изображали неромантические художники вроде Энгра (1780-1867), вводя романтизм в буржуазный контекст, все больше поддаваясь образу хрупкой, с продолговатым лицом, с локонами вокруг гладко причесанной головки, с нежным цветком в шали или чепце - столь характерных для образа девушки 1840-х гг. Это было очень далеко от неистовой львицы Гойи - герцогини Альба или эмансипированных греческих девушек в белых муслиновых платьях, которых французская революция разбросала по салонам, или самостоятельных леди периода регентства, или куртизанок вроде леди Ливен или Гарриет Уилсон, столь же неромантичных, сколь и небуржуазных. Буржуазные девушки могли исполнять домашнюю музыку Шопена или Шумана (1810-1856). Стиль "бидермейер" мог вдохновить на своеобразный романтический лиризм, как, например, у Эйхендорфа (1788-1857) или у Эдуарда Мёрике (1804-1875), у которых космическое чувство было заменено на ностальгию или пассивную тоску. Деятельный предприниматель во время деловых поездок наслаждается видом горного ущелья как наиболее романтическим пейзажем, который он когда-либо видел, отдыхает дома, рисуя эскизы "Замка Удольфо", даже как Джон Крэг из Ливерпуля, "будучи человеком, наделенным художественным вкусом", подобно тому, как сталеплавильщик "использует чугун в готической архитектуре" [...]."(http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/H/HobsbaumEJ/Revol/14.html)
Вот как - куртизанка, неромантична, но небуржуазна (в смысле, аристократична). В контексте всего написанного в главе, то "неромантичность" отнюдь не в упрек сказано. А по отношению определения, как "куртизанка" - вопрос точки зрения. В конце концов связь Доротеи Ливен с Гизо началась после смерти мужа. А Меттерних вообще был харизматическим негодяем, какая молодая женщина устоит... :)
А да, еще смешно соперничество салонами. Подозревают, что Шатобриан так нелестно отозвался о Д.Ливен, потому что ее салон конкурировался с салоном его возлюбленной мадам Рекамье (которая при том была старше Ливен на целых 8 лет, какой ужас! :) А вообще-то, Гизо был моложе Доротеи на 2 года).
Вот портреты Шатобриана и мадам Рекамье.
LI 3.9.25
[показать]

В колонках играет: John Tafaro - Aimless Dreams
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Aimless Dreams | Леони - Дневник Леони | Лента друзей Леони / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»