Когда я от кого-то слышу, что мол до революции Российская империя процветала и народ жил хорошо, я понимаю, что передо мной - безграмотный человек, который не читал ничего из русских классиков: Лескова, Толстого, Достоевского, Короленко, Успенского, Мельникова-Печорского, Чехова, Некрасова и многих других. Ничего этого он не читал, и мне не о чем больше с ним разговаривать. Такой пробел в образовании трудно восполнить во взрослой жизни, это надо было читать в юности, чтобы прошло через сердце и хорошенько запомнилось, тогда в голову уже взрослого человека трудно будет вбить ту ложь, которую нам скармливают через СМИ.
Конечно, взрослым занятым людям уже некогда и лень читать классическую художественную литературу, но развиваться-то надо всё равно. Поэтому давайте в сжатой форме почитаем хотя бы публицистику по этой теме. Я предлагаю вам прочесть две довольно свежие статьи.
Вот как на самом деле жили в царской России. Хорошо ли было при царе?
https://dzen.ru/a/Zjg9_HGX_QV6...
Среднестатистическая жизнь людей в царской России в последнее время стала предметом бурных обсуждений. Часто говорят об идиллической жизни в Российской Империи, которая была омрачена большевистской разрухой. Однако если изучить творчество Константина Седых (советского писателя, который написал роман "Даурия", где и рассказал о своей жизни), то это позволяет нам взглянуть на реальность жизни русского крестьянина.
Родившийся в зажиточной казачьей семье, Седых резко контрастировал с большинством, а именно 100-миллионным российским крестьянством (те жили намного беднее него). Семья Седых жила в Поперечном Зерентуе, расположенном в 30 километрах от маньчжурской границы. В этом поселении царской эпохи, насчитывавшем 154 двора и 1000 человек, процветала общинная жизнь.
Но примечательно, то что хотя семья Седых считалась зажиточной и состоящей из 25 человек, жили они все в скромном трехкомнатном жилище , что свидетельствует о том уровне бытия.
Реальность повседневной жизни не позволяла создать даже видимость комфорта. Седых ярко вспоминает о тесноте спальных помещений, где девять взрослых девочек делили импровизированную кровать, а мужчины и семейные пары находили своё "лежбище" в коридорах и кухнях. Неудивительно, что в таких условиях заболеть не составляло никаких проблем, а вот врачей в их поселении само собой не было, поэтому вылечиться было непросто. Детская смертность росла, и даже выживание самого Седых было удачей.
Образование было редкостью, уровень грамотности был близок к нулю. Хотя наличие школы в их поселке было "чудом", но в целом картина была мрачной, особенно в регионах Дальнего Востока и Сибири.
Материальные удобства были скудными, если не сказать хуже, одежда шилась из использованной ткани, а обувь изготавливалась вручную. Жизнь вращалась вокруг труда, сменяемого разными опасными ситуациями, такими как например встреча Седых с волками во время пастьбы быков.
Вот некоторые статистические данные за 1884-1890 годы...
Неграмотность пронизывала даже самые лучшие регионы царской России, подчеркивая повсеместное "интеллектуальное обнищание". В регионах, традиционно считавшихся центром страны, таких как Тульская область под Москвой, уровень неграмотности достиг 67 %. О чём тут еще говорить?
По мере продвижения вглубь страны неграмотность росла. В таких регионах, как Казань, несмотря на наличие учебных заведений, неграмотность достигала 86 %. Даже в таких региональных центрах, как Воронеж, где процветала культурная жизнь, 84 % населения не умели читать.
Казачьи крепости Дона и Забайкалья также отражали эту тенденцию: уровень неграмотности там составлял около 80 %. В таких тяжелых условиях доступ к образованию и здравоохранению оставался недостижимой роскошью...
А сравнение с другими странами подчеркивало отставание России в развитии. В то время как весь мир стремился к прогрессу, царская Россия томилась где-то на задворках..
Жизнь при царе вам не приснится даже в страшном сне, в котором миллионы крестьян и ремесленников боролись с неграмотностью и отсутствием здравоохранения. Последнее делало массы населения уязвимыми перед болезнями и различными травмами.
На фоне всего этого господствовали феодальные представления о верности и возмездии, что еще больше препятствовало прогрессу. И даже несмотря на утверждения о благосклонности к монархии, реальность было иной...
Вот так представление о благополучной жизни в Российской Империи при императоре или царе рассыпается в пух и прах. Та Россия была далека от просвещения, поэтому и томилась в тени своих современников таких как Франция, Великобритания и так далее, борясь с тяжестью собственных устаревших систем.
Комментарии к статье:
- Царская Россия закончилась отречением последнего Гольштейн-Готторопа в феврале (ст. стиля) 1917 года. В нем лично было 1,7 % русской крови. В его больном сыне - менее процента. Это называется - в пределах погрешности измерения.
- Самое главное, что сейчас врут молодежи - что при царской России были все грамотные. Еще врут в церкви. Я была в храме на крови в Екатеринбурге, и там девочки рассказывали, что как хорошо было жить в царское время. Мои бабушки были неграмотные и только при советской власти они начали ходить в школу и научились читать и писать.
- В Русско-Японскую войну крохотная языческая Япония легко , как вокзальную девку , опустила гигантскую оправославлЁнную Российскую Империю, а в 1913 году при небывало высоком урожае пшеницы в России от голода погибло полтора миллиона душ . В том же году 85% россиян были безграмотными , а тайна исповеди была упразднена законодательно .... " - (" Предсмертный дневник " - Великий Российский святой пртр Иоанн Кронштадский).
- Демокапиталистам это ни о чем. Они сразу дурачка включают и твердят, что при царях была малина для трудящихся. Вот вам пример не малины, а дуба. Откуда пошло такое выражение на Руси как "дать дуба"? При царях, когда начиналась уборочная компания, рабочие люди сплавлялись на больших лодках (в народе их называли ДУБЫ) в низовья Волги, на уборку урожая, там же раньше начиналась уборочная страда. И часто переполненные людьми лодки переворачивались, и люди тонули десятками. А работяги почему пользовались ДУБАМИ? Да потому, что это гораздо дешевле, чем поездом. О таких случаях писали все газеты тогда.
====================================================
Вторая статья
Как Романовы в 1903 году показывали свои русские корни, «пир во время чумы» и прозябающий в нищете народ
https://dzen.ru/a/Z5J8LgSA9Vuz...
В феврале 1903 года царская семья устроила бал-маскарад, на который было приглашено 390 гостей в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.
Идея таким образом отпраздновать 290-летие дома Романовых принадлежала императрице Александре Фёдоровне, видимо захотелось немке почувствовать себя русской. Николай II рассматривал этот бал как шаг к возрождению обрядов и одежд московского двора.
Придворные дамы были наряжены в сарафаны и кокошники, кавалеры – в костюмах бояр, стрельцов или сокольничих. Каждый костюм из парчи и бархата, расшитый золотыми и серебряными нитями, кокошник с драгоценными камнями, соболь - стоили целое состояние.
А спустя год в Русско-Японской войне Артурской эскадре не будет хватать броненосцев - именно на такую сумму обошлись костюмы ряженых.
«Пир во время чумы»
Сам Николай II был одет в выходное платье царя Алексея Михайловича, а императрица в костюм Марии Милославской.
Шитьем костюма для царя занимался театральный костюмер Императорских театров Каффи. Согласно счету, который представил костюмер, наряд царя состоял из 7 частей и стоил 2368 рублей. Самой дорогой, как и следовало ожидать, была шуба, цена которой вышла в 950 руб.
Дворянство на начало XX века составляло около 1% населения России, которое жило по принципу – тратить на удовольствия как можно больше, это было престижно. Средства, заработанные народом, они тратили на покупку недвижимости за рубежом и предметов роскоши.
Они финансировали промышленность европейских стран, вывозили капитал из страны и с детства были воспитаны в высокомерном отношении к низшим сословиям. В 1896 году вышел в свет сборник "Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений", где было указано, что разговаривать надо на французском языке, а русский это язык черни.
Жизнь простого народа
Крестьянство в это время, составляющее 82% от всего населения и платившее подати и налоги, было доведено до полу-животного состояния. Либералы любят приводить в пример цифру огромного прироста населения в период правления Николая II. Это плохой показатель.
Есть природная закономерность – чем хуже условия жизни, тем выше рождаемость. Именно поэтому население России в конце XIX века стало расти с невероятной скоростью, всё быстрее и быстрее, достигнув максимума роста к 1913 году, а это означало, что оно в XIX веке начало стремительно нищать, и уровень жизни достиг своего минимума именно к 1913 году.
В некоторых странах Африки сейчас тоже высокая рождаемость (Нигер), но они занимают последнее место по индексу человеческого развития. В основном [в России] люди не доживали до 30 лет.
По данным обследований (1887-1896 гг.) удельный вес умерших детей до пяти лет в среднем по России составлял 43,2%, а в ряде губерний свыше 50%.
Граф Лев Толстой в конце XIX века проехал по деревням разных уездов. Вот что он писал:
"Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором… Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей…"
Русский писатель Владимир Короленко (1853-1921) много лет прожил в деревне и помогал как мог крестьянам, организовывая столовые в деревнях. Он оставил записки, раздирающие душу, о жизни этих обездоленных людей:
"У меня была надежда, что, когда мне удастся огласить все это, когда я громко на всю Россию расскажу об этих дубровцах, пралевцах и петровцах, о том, как они стали «нежителями», как «дурная боль» уничтожает целые деревни, как в самом Лукоянове маленькая девочка просит у матери «зарыть ее живую в земельку», то, быть может, мои статьи смогут оказать хоть некоторое влияние на судьбу этих Дубровок, поставив ребром вопрос о необходимости земельной реформы, хотя бы вначале самой скромной".
Доведённые до отчаяния люди бросали свои дома, бежали в города в надежде, что там они смогут что-то заработать или хоть подаянием прокормиться. Многие не доходили, умирали по дороге.
Для того чтобы сдержать эти массы обезумевших людей, правительство вводило войска в деревни. Крестьян или не выпускали вообще, или разрешали уйти только тем, у кого был паспорт.
В 1890-х годах, чтобы сдержать бегущих, правительство решило выдавать крестьянам ссуды. Вот только возвращать их было нечем.
Крестьянская изба, как правило, представляла одно просторное помещение с печью, которое выполняло роль спальни, гостиной и кухни. Вокруг печи строилась жизнь семьи: в печи готовили и мылись, на печи спали малые и старые, около печи на соломенных матрасах спали взрослые.
Большую часть года крестьяне питались чёрствым, трудноперевариваемым и отвратительным хлебом и очень жидким зерновым супом. Вечерняя трапеза состояла из небольшого количества этого хлеба и кипятка, слегка подкрашенного чаем или травяным порошком. Они все не умели ни читать, ни писать.
Голодные годы при Николае II (официальная статистика)
В начале 20 века в России голодными были годы: 1901-1902, 1905-1908 и 1911 - 1912 годы.
В 1901 - 1902 голодали 49 губерний: в 1901 - 6,6%, 1902 - 1%, 1903 - 0,6%, 1904 - 1,6% населения.
В 1905 - 1908 голодало от 19 до 29 губерний: в 1905 - 7,7 %, 1906 - 17,3% населения.
В 1911 - 1912 за 2 года голод охватил 60 губерний: в 1911 - 14,9 % населения.
На грани смерти находилось 30 млн. человек!
Слово «голод» было запрещено, велено было заменить его словом «недород».
А у Николая II, при разговорах о голоде случалось, видимо, несварение, так как он требовал не слышать "про это, когда оне изволили обедать".
Но самым омерзительным было то, что хлеб в стране был в достаточном количестве, но его продавала за золото за границу кучка монополистов.
Об этом, в частности, писал учёный-химик и агроном Александр Энгельгардт (1832-1893): в своих «Письмах из деревни»: "Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси" - писал в своих "Письмах из деревни" Энгельгардт.
А в это время царская семья и господа дворяне ели, пили, устраивали балы-маскарады с русскими танцами в баснословно дорогих костюмах.
Это были две России: богатая, говорившая на французском и немецком и жившая в своё удовольствие, и вымирающая крестьянская, в которой народ не считали за людей, обзывая чернью.
Конечно, одной статьи мало, чтобы показать социальные язвы того времени, поэтому эта тема будет продолжена.
О горькой судьбе детей того времени можно почитать в статье:
«Нищета и рабский труд детей, низведённых до полу животного состояния в царской России в картинах XIX века». ЗДЕСЬ https://dzen.ru/a/Z4qDKOmoWwjr...
Нищета, голодное детство, тяжёлый труд с 10-12 лет – всё это привело к ужасающей смертности детей: «… в 1905 г. из каждой 1000 умерших обоих полов в 50 губерниях Европейской России приходилось на детей до 5 лет 606,5 покойников, т.е. почти две трети (!!!). Из каждой 1000 покойников мужчин приходилось в этом же году на детей до 5 лет 625,9, из каждой 1000 умерших женщин - на девочек до 5 лет – 585,4. Другими словами, у нас в России умирает ежегодно громадный процент детей, не достигших даже 5-летнего возраста, - страшный факт, который не может не заставить нас задуматься над тем, в каких же тяжелых условиях живет российское население, если столь значительный процент покойников приходится на детей до 5 лет».
(Н.А. Рубакин «Россия в цифрах», С-Петербург, издание 1912 года)
По докладу на ежегодной сессии Министерства здравоохранения Российской империи ужасающими были цифры по смертности населения «из 6–7 млн ежегодно рождаемых детей 43% не доживало до 5 лет. 31% в той или иной форме обнаруживали различные признаки пищевой недостаточности: рахита. цинги, пеллагры и прочее».
На листе отчета за 1912 год против слов: «До 10% крестьянских детей являют признаки умственной недостаточности» - рукой царя написано: «Не важно».
Такая же пометка стоит в том же докладе против строк: «Средняя продолжительность жизни в России 30,8 года».
