• Авторизация


Первые контуры 08-09-2005 00:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[336x269] Можно ли доверять Библии?

Когда я дочитывал книгу "Жизнь - как она возникла? Путём эволюции или путём сотворения?" у меня впервые начало проклёвываться понимание Истины. А ведь в начале она провалялась в моём столе без должного внимания 5 лет, пока однажды я снова её не открыл. Но тогда я уже знал, что Бог есть. Теперь эта книга занимает достойное место в моей памяти.



17 глава из книги
"Жизнь - как она возникла?
Путём эволюции или путём сотворения?"


МНОГИЕ рассматривают Библию просто как книгу, которая была написана мудрыми людьми прошлой эпохи. Университетский профессор Джеральд А. Лару заявил: «Во взглядах писателей Библии отражаются представления, верования и концепции, широко распространенные в их время и ограниченные уровнем знаний тех времен»1. Тем не менее, Библия утверждает, что она является книгой, инспирированной Богом (2 Тимофею 3:16). Если это так, то в ней, безусловно, не должно быть ошибочных взглядов, преобладавших в те времена, когда были написаны ее различные части. Может ли Библия выдержать проверку в свете современного уровня знаний?
При рассмотрении этого вопроса следует помнить, что с накоплением знаний людям приходится постоянно вносить поправки в свои взгляды соответственно новой информации и открытиям. «Было бы слишком ожидать, что статьи, написанные порой всего лишь пять лет тому назад, могут считаться в настоящее время отражающими новейшее мышление в тех областях науки, которыми они занимаются», - отмечалось однажды в журнале Scientific Monthly (Сайентифик монтли)2. Однако Библия была написана и составлена в течение приблизительно 1 600 лет и была завершена почти 2 000 лет тому назад. Что можно сказать о ее точности сегодня?

[246x242] Библия и наука

В те времена, когда писалась Библия, люди строили догадки о том, каким образом земля держится в пространстве. Некоторые, например, верили, что земля поддерживается четырьмя слонами, стоящими на огромной морской черепахе. Но в Библии не отражаются причудливые, ненаучные представления, существовавшие во время ее написания, а просто говорится: «[Бог] распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Да, более 3 000 лет тому назад в Библии было совершенно правильно сказано, что земля не имеет видимой опоры, - факт, который находится в согласии с гораздо позже постигнутыми законами тяготения и движения. «Откуда Иов знал истину - это вопрос, на который, - как отметил один ученый, специалист по религии, - не легко ответить тем, кто отрицает, что Священное Писание было инспирировано»3.
Относительно формы земли в труде The Encyclopedia Americana (Американская энциклопедия) говорится: «Согласно древнейшему известному представлению людей о земле, она является плоской, неподвижной платформой в центре вселенной... Концепция шарообразной земли не получала широкого признания вплоть до эпохи Возрождения»4. В прошлом некоторые мореплаватели даже боялись уплыть за край плоской земли! Но позже, когда появились компас и другие усовершенствования, стало возможным совершать более далекие морские путешествия. Эти «исследовательские плавания, - объясняет другая энциклопедия, - показали, что земля круглая, а не плоская, как полагало большинство людей прежде»5.
Однако задолго до таких путешествий, около 2 700 лет тому назад, в Библии говорилось: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним» (Исаия 40:22). Еврейское слово хуг, переведенное словом «круг», может также означать «шар», как это показывает и труд Дейвидсона Analytical Hebrew and Chaldee Lexicon (Аналитический еврейский и халдейский словарь). Поэтому в других переводах говорится: «над земным шаром» (Douay Version [перевод Дуэ]) и «над круглой землей» (Moffatt [Моффатт]). Следовательно, Библия не находилась под влиянием широко распространенных во время ее написания ошибочных представлений о плоской земле. Она была точной.
Люди уже давно заметили, что реки, впадая в моря и океаны, все же не повышают их уровень. До того, как выяснилось, что земля шарообразная, некоторые объясняли это тем, что равное количество воды проливается с краев земли. Позже установили, что солнце каждую секунду «вытягивает» из морей миллионы кубических метров воды в виде водяного пара. Так образуются облака, которые переносятся ветром к материкам, над которыми влага затем выпадает в виде дождя или снега. Затем вода сливается в реки и опять впадает в моря. Этот чудесный круговорот, несмотря на то, что он был неизвестен большинству людей в древние времена, упоминается в Библии: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Екклесиаст 1:7).
[484x212] О происхождении вселенной в Библии говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Многие ученые, однако, считали это заявление ненаучным, утверждая, что у вселенной не было начала. Тем не менее, астроном Роберт Ястров, указывая на более новые сведения, объясняет: «Странное развитие сводится к тому, что Вселенная имела, в некотором смысле, начало, что она в определенный момент началась». Ястров ссылается здесь на общепризнанную в настоящее время теорию «Большого взрыва», упомянутую в главе 9. Он добавляет: «Теперь мы видим, что астрономические данные ведут к библейскому взгляду на происхождение мира. Детали различаются, но основные элементы в астрономическом и в библейском сообщениях о Возникновении совпадают»6.

«Основные элементы в астрономическом и в библейском сообщениях о Возникновении совпадают».

Какова же была реакция на такие открытия? «Астрономы необычайно встревожены, - пишет Ястров. - Их реакция служит интересной демонстрацией того, как отзывается ученый разум - якобы очень объективный разум, - когда данные, обнаруженные самой же наукой, противоречат догматам веры нашей профессии. Выходит, что ученый ведет себя так же, как и все остальные люди, когда их взгляды не совпадают с доказательствами. Мы раздражаемся, мы делаем вид, что никаких противоречий нет, или прикрываем их бессмысленными фразами»7. Но то, что «данные, обнаруженные самой же наукой», не совпали с традиционными взглядами ученых в отношении происхождения вселенной, а подтвердили слова Библии, написанные тысячи лет тому назад, остается фактом.
Библия говорит, что во дни Ноя сильное наводнение затопило всю землю, включая самые высокие горы, и уничтожило всех людей, находившихся вне огромного ковчега, построенного Ноем (Бытие 7:1-24). Многие насмехаются над этим сообщением. Однако очень высоко в горах находят морские ракушки. Еще одним доказательством того, что не так давно произошло наводнение огромных масштабов, является большое количество ископаемых и туш, захороненных в замерзшей грязи. В газете The Saturday Evening Post (Сатердей ивнинг пост) отмечалось: «Многие из этих животных были совершенно свежие, целые и неповрежденные, а некоторые все еще стоят прямо или на коленях... Здесь перед нами предстает - ввиду нашего прежнего образа мышления - шокирующая картина. Большие стада огромных, хорошо откормленных животных, не особенно приспособленных для очень холодного климата, мирно паслись на залитых солнцем пастбищах... Внезапно и безо всякого видимого признака насилия все они были убиты, прежде чем смогли проглотить последний кусок пищи, после чего они были так быстро заморожены, что каждая клетка их тела полностью сохранилась»8.
[189x330] Это соответствует тому, что случилось во время потопа. Библия описывает потоп следующими словами: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились». Низвергающаяся вода ...чрезвычайно усилилась на земле", что, несомненно, сопровождалось ледяными ветрами в полярных областях (Бытие 1:6-8; 7:11, 19). Там изменение температуры определенно было наиболее внезапным и резким. Таким образом различные животные целиком увязли и сохранились в замерзшей грязи. Одним из них, возможно, является мамонт, который был обнаружен специалистами в Сибири и который изображен на иллюстрации. У него во рту и в желудке еще находилась зелень, а мясо, когда его разморозили, было даже съедобным.
Чем тщательнее исследуешь Библию, тем больше удивляешься ее замечательной точности. Как уже было упомянуто на страницах 36 и 37 этой книги, Библия описывает стадии сотворения в том же самом порядке, который подтверждается сейчас наукой, - факт, который трудно было бы объяснить, если бы Библия была человеческого происхождения. Это еще один пример множества библейских деталей, которые подтвердились с приобретением новых знаний. Исаак Ньютон, один из величайших ученых всех времен, не без хорошего основания сказал: «Никакая наука не подтверждается свидетельствами лучше, чем религия Библии»9.

Библия и здоровье

Столетиями в вопросах здоровья существовало большое невежество. Один врач даже заметил: «Многие люди до сих пор суеверны, они, например, верят в то, что конский каштан в кармане предохранит от ревматизма, что от прикосновения к жабам появятся бородавки, что повязанная вокруг шеи красная фланель вылечит больное горло». Однако он объяснил: «Ни одно из таких утверждений не находится в Библии. Это само по себе удивительно»10.

Заслуживает внимания то, что в Библии нет суеверных высказываний.

Интересно также сравнить применявшиеся в прошлом опасные методы лечения с тем, что говорится в Библии. Например, Папирус Эберс - медицинский документ древних египтян - предписывал для лечения различных заболеваний использование экскрементов. Он содержит указание прикладывать на раны, не зажившие после отпадения струпа, припарку из человеческих экскрементов, смешанных со свежим молоком. В качестве средства для удаления заноз рекомендуется следующее: «Отварить кровь червей и растолочь в масле; убить крота, сварить в масле и процедить; смешать ослиный навоз со свежим молоком. Приложить к ранке»11. Такое лечение, как сегодня известно, может привести к тяжелым инфекциям.
Что же говорится в Библии в отношении экскрементов? В ней дается следующее указание: «Когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [лопаткой] яму, и опять зарой ею испражнение твое» (Второзаконие 23:13). Итак, согласно Библии, не может быть и речи о применении экскрементов в качестве лекарства, но предписывается надежное удаление нечистот. Вплоть до нашего столетия мало кто знал, что оставлять испражнения открытыми для мух опасно. Результатом незнания были тяжелые болезни, распространявшиеся мухами, и смерть многих людей. В Библии же с давних пор записано простое средство, которое применялось израильтянами более 3 000 лет тому назад.
[407x189] В прошлом столетии врачи, закончив вскрытие трупов в секционной комнате, сразу же, даже не помыв рук, приступали к проведению осмотра в родильном отделении. Таким образом от трупов переносилась инфекция, и многие умирали. Даже когда важность мытья рук была доказана, многие в медицинских кругах противились таким гигиеническим мерам. Они, безусловно, не осознавали, что отклоняли этим библейскую мудрость, так как по закону, данному израильтянам Иеговой, каждый, кто прикасался к умершему, становился нечистым и должен был омыть себя и свою одежду (Числа 19:11-22).
В ознаменование союза с Авраамом Иегова Бога сказал: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола». Позже это требование было провозглашено повторно перед израильским народом (Бытие 17:12; Левит 12:2, 3). Почему был выбран именно восьмой день, не объяснялось, но сегодня мы понимаем, почему. Медицинские исследования обнаружили, что фактор свертывания крови, витамин К, достигает достаточного уровня лишь к этому времени. Концентрация протромбина, еще одного важного элемента свертывания крови, на восьмой день, очевидно, выше, чем в любое другое время жизни ребенка. На основании этих данных д-р С. И. Макмиллен заключил: «Восьмой день идеален для обрезания»12. Было ли это случайное совпадение? Отнюдь нет. Это было знание, переданное знающим Богом.
Другое открытие современной науки состоит в том, что здоровье в некоторой степени зависит от склада ума и эмоций. В одной энциклопедии объясняется: «С 1940 года становится все более и более ясным, что физиологические функции органов и систем органов находятся в тесной взаимосвязи с душевным состоянием личности и что в затронутом органе могут произойти даже изменения ткани»13. Однако в Библии об этой тесной связи между складом ума и физическим здоровьем упоминается уже с давних пор. Например, в ней говорится: «Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей» (Притчи 14:30; 17:22).

Тесная связь между складом ума и физическим здоровьем давно уже упоминалась в Библии.

Поэтому Библия советует людям расстаться с вредными эмоциями и взглядами. «Будем вести себя благочинно, - увещевает она, - не предаваясь... ссорам и зависти». Она также советует: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны» (Римлянам 13:13; Ефесянам 4:31, 32). Особенно Библия рекомендует любовь. «Более же всего облекитесь в любовь», - говорится в ней. Являясь величайшим сторонником любви, Иисус сказал своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». В своей Нагорной проповеди он даже сказал: «Любите врагов ваших» (Колоссянам 3:12-15; Иоанна 13:34; Матфея 5:44). Многие, возможно, смеются над этим, считая это слабостью, но им приходится расплачиваться. Недостаток любви, как установлено наукой, является главной причиной многих психических заболеваний и других проблем.
В английском медицинском журнале Lancet (Ланцет) однажды отмечалось: «Самое значительное открытие психиатрии - это сила любви охранять и восстанавливать психику»14. Подобным образом высказался известный специалист по стрессам д-р Ханс Селье: «Язвы, повышенное давление и заболевания сердца возникают не у того, кого ненавидят, или у раздражающего других шефа. Они возникают у того, кто ненавидит и кто дает себя раздражать. ...Люби ближнего своего" - это один из мудрейших медицинских советов, когда-либо данных»15.

Особое значение, которое Библия придает любви, соответствует здравому медицинскому совету.

Библейская мудрость в самом деле далеко превосходит современные открытия. Д-р Джеймс Т. Фишер однажды написал: «Если бы кто-нибудь собрал все авторитетные статьи, когда-либо написанные самыми квалифицированными психологами и психиатрами на тему душевной гигиены, объединил бы весь этот материал, извлек бы из него только суть, опуская все лишнее, и затем передал бы оставшиеся чистые научные сведения самому способному поэту, чтобы тот кратко и выразительно изложил их, то получился бы неуклюжий и неполный пересказ Нагорной проповеди»16.

Библия и история

После того как Дарвин опубликовал свою теорию эволюции, историческая летопись Библии подверглась многочисленным нападкам. Археолог Леонард Вулли объяснил это так: «К концу XIX века возникло крайне критическое направление, готовое отрицать историческое основание фактически всего, что рассказывается в ранних книгах Ветхого завета»17. Некоторые критики даже утверждали, что до времен Соломона или даже позже письменность еще не была так широко распространена и поэтому ранним библейским повествованиям нельзя доверять, так как они были записаны сотни лет спустя после самих событий. Один представитель этой теории сказал в 1892 году: «Время, которое описывается в домоисеевских повествованиях, само по себе доказывает их легендарность. Это было время, когда еще вообще не знали, что такое письменность»18.
За последнее время, однако, накопилось огромное количество археологических данных, из которых видно, что письмо было широко распространено уже задолго до времен Моисея. Археолог Уильям Фоксуэлл Олбрайт объяснил: «Мы должны еще раз подчеркнуть, что алфавитная еврейская письменность применялась в Ханаане и в соседних областях со времен патриархов и что скорость, с которой изменялась форма букв, является абсолютным доказательством его широкого употребления»19. А другой ведущий историк и специалист по раскопкам заметил: «Сейчас нам кажется абсурдным, что вообще мог возникнуть вопрос, умел ли Моисей писать»20.
Точность библейских исторических сообщений подтверждается все снова и снова по мере появления новой информации. Об ассирийском царе Саргоне, например, в течение долгого времени знали только из библейского сообщения в книге Исаия 20:1. В начале прошлого века критики не придавали упоминанию о нем в Библии никакого исторического значения. Позже археологические раскопки обнаружили руины великолепного дворца Саргона в Хорсабаде, среди которых были найдены многочисленные надписи, связанные с его правлением. В результате Саргон относится в настоящее время к наиболее известным ассирийским царям. Израильский историк Моше Перлман писал: «Скептики, которые сомневались даже в подлинности исторических частей Ветхого завета, вдруг начали пересматривать свои взгляды»21.
[195x380] В одной из надписей Саргона описывается событие, о котором прежде знали лишь из Библии. Надпись гласит: «Я осадил и завоевал Самарию и увел как добычу 27 290 ее жителей»22. Соответствующее библейское сообщение в 4 Царств 17:6 гласит: «В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию». Относительно удивительного сходства этих двух сообщений Перлман отметил: «Как мы видим, были сделаны два сообщения: в летописи завоевателя и в летописи побежденных, из которых каждое является почти точным отражением другого»23.
Следует ли нам, однако, ожидать, что библейские и светские сообщения будут совпадать во всех деталях? Нет, согласно следующему замечанию Перлмана: «Подобные случаи идентичных ...военных обзоров" обеих сторон были редкостью на Ближнем Востоке в древние времена (и порой также и в наше время). Это случалось лишь при конфликтах между Израилем и кем-нибудь из его соседей и лишь тогда, когда поражение нес Израиль. Когда Израиль одерживал победу, в хронике противника не появлялось никакого сообщения о неудаче»24 (курсив наш). Поэтому не удивительно, что в ассирийских записях о походе в Израиль сына Саргона Сеннахирима (Синахериба) обнаруживается большой пропуск. В чем он заключается?
Во дворце царя Сеннахирима были обнаружены настенные рельефы, изображающие его экспедицию в Израиль. Были также найдены и письменные описания похода. Например, на одной глиняной призме можно прочитать следующее: «Что касается Езекии, иудея, он не покорился моему игу; я осадил 46 из его укрепленных городов... Его самого я сделал узником в Иерусалиме, в его царской резиденции, подобно птице в клетке... Я ослабил его страну, но тем не менее повысил дань и подарки, которые (полагаются) мне (как его) владыке»25. Итак, версия Сеннахирима в отношении ассирийских побед совпадает с Библией. Но, как и можно было ожидать, он не упоминает того, что ему не удалось захватить Иерусалим, как и того факта, что он вынужден был возвратиться домой, потому что за одну ночь было убито 185 000 его воинов (4 Царств 18:13-19:36; Исаия 36:1-37:37).
[326x489] Сравним сообщение о предательском убийстве Сеннахирима с информацией, которую предоставила недавняя находка. Библия говорит, что Сеннахирима убили два его сына, Адрамелех и Шарецер (4 Царств 19:36, 37). Однако в сообщении, которое приписывается вавилонскому царю Набониду, а также в сообщении вавилонского жреца Бероса третьего столетия до н. э. в связи с убийством упоминается только один сын. Которое из сообщений правильное? Комментируя более позднюю находку фрагмента призмы, принадлежащей сыну и престолонаследнику Сеннахирима Асардану (Асархаддону), историк Филип Биберфельд писал: «Оказалось правильным только библейское сообщение. Оно было подтверждено надписью Асардана во всех подробностях и, что касается этого события вавилоно-ассирийской истории, оказалось более точным, чем сами вавилонские источники. Это является фактом исключительной важности для оценки даже современных событию источников, не находящихся в согласии с библейским преданием»26.
[197x768] Одно время все известные древние источники не совпадали с Библией и в отношении Валтасара. Библия представляет Валтасара как вавилонского царя во время падения Вавилона (Даниил 5:1-31). Однако в светских записях говорится, что в то время царствовал Набонид, а Валтасар не упоминается вообще. Поэтому критики заявляли, что Валтасар никогда не существовал. Но не так давно были найдены древние записи, в которых Валтасар упоминается как сын Набонида и соправитель своего отца в Вавилоне. Очевидно, по этой причине в Библии говорится, что Валтасар предложил Даниилу стать «третьим властелином в царстве», так как сам Валтасар был вторым (Даниил 5:16, 29). Поэтому профессор Иельского университета Р. Ф. Даферти, сравнив книгу Библии Даниила с другими древними записями, сказал: «Библейское сообщение превосходит все остальные, потому что в нем употребляется имя Валтасар, потому что оно приписывает Валтасару царскую власть и потому что оно признает, что в царстве осуществлялось двойное правление»27.
Другой пример находки, которая подтверждает историчность упомянутого в Библии лица, приводится Майклом Дж. Хоуардом, участником археологической экспедиции 1979 года в Кесарии (Израиль). «В течение 1 900 лет, - писал он, - Пилат существовал только на страницах Евангелий и в смутных воспоминаниях римских и иудейских историков. О его жизни почти ничего не знали. Некоторые говорили, что он вообще не существовал. Но в 1961 году одна итальянская археологическая экспедиция работала в руинах древнеримского театра в Кесарии. Кто-то из рабочих перевернул камень, который использовался для одной из лестниц. На обратной стороне находилась следующая частично нечеткая надпись на латинском языке: ...Caesariensibus Tiberium Pontius Pilatus Praefectus Iudaeae"...[]. Это начисто уничтожило сомнения в существовании Пилата... Впервые появилось эпиграфическое доказательство жизни человека, приказавшего распять Христа, которое относится к тому же времени»28 (Иоанна 19:13-16; Деяния 4:27).
--------
*«Понтий Пилат, Префект Иудеи, [подарил жителям Кесарии] (этот) Тиберией» (Бо Рейке, Леонард Рост, Biblischhistorisches Handwеrterbuch [Библейско-исторический настольный словарь], том 3, столбец 1472).
--------
Современные находки подтверждают достоверность даже мелких подробностей древних библейских сообщений. Например, в 1964 году Вернер Келлер, противореча Библии, утверждал, что верблюды в те ранние времена еще не были приручены и поэтому сцена, в которой «мы впервые встречаем Ревекку в ее родном городе Нахор, должна претерпеть изменение реквизита. ...Верблюды" ее будущего свекра Авраама, которых она напоила у колодца, были - ослами»29 (Бытие 24:10). Однако в 1978 году израильский министр обороны и археолог Моше Даян указал на данные, подтверждающие то, что верблюды уже тогда «служили средством транспорта» и что библейское сообщение, следовательно, является точным. «На одном рельефе восемнадцатого столетия до Р. Х., который был найден в финикийском городе Библ, изображен верблюд, стоящий на коленях, - объяснил Даян. - А на восходящих ко временам патриархов роликовых печатях, которые были недавно найдены в Месопотамии, изображены люди, едущие верхом на верблюдах»30. [351x501]
Доказательства в пользу исторической точности Библии неуклонно умножаются. О потоплении египтян в Красном море и о других подобных поражениях пока не найдено никаких светских сообщений, но это и не удивительно, так как правители не имели обыкновения вести хронику своих поражений. Однако в Египте, на стенах одного храма комплекса Карнак, была обнаружена запись об успешном вторжении фараона Сусакима (Шешонка) в Иудею во время правления сына Соломона Ровоама. Библия сообщает об этом в 3 Царств 14:25, 26. Кроме того, был обнаружен так называемый Камень Месы, на котором записана версия моавитского царя Месы (Меши) о его восстании против Израиля. Описание этого события можно также прочитать в Библии в 4 Царств 3:4-27.
[192x819] Во многих музеях можно увидеть настенные рельефы, надписи и статуи, подтверждающие библейские сообщения. Имена царей Иуды и Израиля, например Езекии, Манассии, Амврия, Ахава, Факея, Менаима и Осии, упоминаются в клинописных надписях ассирийских правителей. На Черном обелиске Салманассара (Салманасара) изображен царь Ииуй или один из его посланников, приносящий дань. Декор персидского дворца в Сузах, каким его знали библейские персонажи Мардохей и Есфирь, был восстановлен и сегодня доступен для обозрения. В музеях также выставлены статуи ранних римских императоров Августа, Тиберия и Клавдия, которые упоминаются в Библии (Луки 2:1; 3:1; Деяния 11:28; 18:2). Найден также серебряный динарий с изображением Тиберия Цезаря - такую же монету попросил Иисус, когда обсуждал вопрос уплаты налогов (Матфея 22:19-21).
Знакомые с Библией люди, посещающие сегодня Израиль, могут только удивляться тому, насколько точно Библия описывает страну и ее характерные особенности. Руководитель геологической экспедиции на Синайском полуострове д-р Зеев Шремер однажды сказал: «Мы, конечно, имеем собственные карты и планы геодезической съемки, но когда Библия и карты расходятся, мы предпочитаем Книгу книг»31. Наглядным примером соприкосновения с историей, представленной в Библии, является до сих пор проходимый туннель длиной в 533 метра в Иерусалиме, который был проложен в твердых скальных породах более 2 700 лет тому назад. Он был высечен, для того чтобы проводить воду из находящегося за городскими стенами скрытого источника Геона в находящуюся в городе купальню Силоам, таким образом обеспечивая водоснабжение города. Библия описывает, как царь Езекия, предвидя осаду Сеннахиримом, построил этот водовод для снабжения города водой (4 Царств 20:20; 2 Паралипоменон 32:30).
[202x445] Это лишь немногие примеры, иллюстрирующие, почему неразумно недооценивать точность Библии. Таких примеров существует гораздо больше. Следовательно, сомнения в достоверности Библии обычно основаны не на ее высказываниях или на здравых доказательствах, а на дезинформации или неосведомленности. Бывший директор Британского музея Фредрик Кенион писал: «Археология еще не сказала своего последнего слова; но уже полученные результаты подтверждают то, что подсказала бы вера, а именно что Библия только выигрывает от умножения знаний»32. А хорошо известный археолог Нелсен Глюк сказал: «Можно категорически утверждать, что никакие археологические открытия не противоречили библейским сообщениям. Были сделаны многочисленные археологические находки, которые подтверждают исторические высказывания Библии или в ясных очертаниях, или в точных подробностях»33.

Честность и гармония

Еще один признак Божьего происхождения Библии - честность ее писателей. Несовершенной человеческой натуре не свойственно признаваться в ошибках или неудачах, особенно в письменной форме. Почти все древние авторы писали только о своих удачах и положительных качествах. Моисей же описал, как он ...согрешил" и поэтому был лишен права провести Израиль в Обетованную землю (Второзаконие 32:50-52; Числа 20:1-13). Иона рассказал о своей собственной непокорности (Иона 1:1-3; 4:1). Павел признавался в своих прежних неправильных действиях (Деяния 22:19, 20; Титу 3:3). А Матфей, один из апостолов Христа, не скрывал, что апостолы иногда проявляли маловерие, искали видного положения и даже покинули Иисуса, когда его арестовали (Матфея 17:18-20; 18:1-6; 20:20-28; 26:56).
Если бы писатели Библии хотели что-либо исказить, то разве не начали бы они с неблагоприятной информации о себе? Едва ли они стали бы обнаруживать свои собственные недостатки, давая одновременно ложные сведения о других вещах. Поэтому честность писателей Библии придает вес их утверждению, что они писали под руководством Бога (2 Тимофею 3:16).

Человеческой натуре не свойственно признаваться в ошибках или неудачах, особенно в письменной форме.

О Божьем авторстве свидетельствует также внутренняя согласованность с центральной темой. Легко сказать, что 66 книг Библии были написаны в течение 16 столетий приблизительно 40 разными писателями. Но подумай, как удивителен этот факт! Допустим, что написание какой-нибудь книги началось во времена Римской империи и продолжалось в течение эпохи монархий вплоть до появления республик нашего времени, а писателями были самые разные люди: солдаты, цари, священники, рыбаки и даже пастух и врач. Разве можно было бы ожидать, что каждая часть этой книги придерживалась бы одной и той же определенной темы? И все же Библия была написана примерно за такой срок, в условиях различных политических строев, людьми всех перечисленных выше категорий. И она полностью гармонична. Ее основная весть имеет одну направленность от начала и до конца. Не придает ли это вес библейскому утверждению, что эти «люди высказывали послания Божии, движимые Духом Святым»? (2 Петра 1:20, 21, Благая Весть от Бога).

Библия полностью гармонична.

Можно ли доверять Библии? Кто действительно сам проверяет, что она говорит, а не признает необдуманно то, о чем некоторые лица утверждают, что это находится в Библии, тот найдет основание доверять ей. Однако существуют еще более веские доказательства в пользу того, что Библия была действительно инспирирована Богом. Это обсуждается в следующей главе.


Список источников

1. Джеральд Лару, «The Bible as a Political Weapon», Free Inquiry, лето 1983, стр. 39.
2. Хэри В. Уоррен, «Geology and Health», Scientific Monthly, июнь 1954, стр. 396.
3. Ф. Ч. Кук, Cook's Commentary, 1878, том IV, стр. 96.
4. Encyclopedia Americana, 1977, том 9, стр. 553.
5. The World Book Encyclopedia, 1984, том 20, стр. 136.
6. Роберт Ястров, God and the Astronomers, 1978, стр. 11, 14.
7. Там же, стр. 16.
8. Айвен Т. Сандерсон, «Riddle of the Frozen Giants», The Saturday Evening Post, 16 января 1960, стр. 82, 83.
9. The New Dictionary of Thoughts, 1954, первоначально составлен Трайоном Эдвардсом. Пересмотрен Ч. Н. Катревасом и Джонатаном Эдвардсом, стр. 534.
10. Ч. Раймер Смит, The Physician Examines the Bible, 1950, стр. 354.
11. Ч. П. Брайан, The Papyrus Ebers, 1931, стр. 73, 91, 92.
12. С. И. Макмиллен, None of These Diseases, 1963, стр. 23.
13. Encyclopedia Americana, 1956, том 18, стр. 582б.
14. Джеффри Виккерс, «Mental Health and Spiritual Values», The Lancet, 12 марта 1955, стр. 524.
15. Дж. Д. Ратклифф, «How to Avoid Harmful Stress», Today's Health, июль 1970, стр. 43.
16. Джеймс Т. Фишер и Лоуэлл С. Холей, A Few Buttons Missing, 1951, стр. 273.
17. Леонард Вулли, Abraham, Recent Discoveries and Hebrew Origins, 1935, стр. 22.
18. Дж. Х. Херц (издатель), «Exodus», The Pentateuch and Haftorahs, 1951, стр. 106.
19. Уильям Фоксуэлл Олбрайт, From the Stone Age to Christianity, 1940, стр. 192, 193.
20. Дж. Х. Херц (издатель), «Exodus», The Pentateuch and Haftorahs, стр. 106.
21. Моше Перлман, Digging Up the Bible, 1980, стр. 85.
22. Джеймс Б. Притчард (издатель), Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament, 1969, стр. 284, 285.
23. Моше Перлман, Digging Up the Bible, стр. 85.
24. Там же.
25. Джеймс Б. Притчард (издатель), Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament, стр. 288.
26. Филип Биберфельд, Universal Jewish History, 1948, том 1, стр. 27.
27. Реймонд Филип Даферти, Nabonidus and Belshazzar, 1929, стр. 200.
28. Майкл Дж. Хоуард, «Unearthing Pontius Pilate», The Sun, Балтимор, Мэриленд, 24 марта 1980, стр. В1, В2.
29. Вернер Келлер, The Bible as History, издание 1964, стр. 161.
30. Моше Даян, Living With the Bible, 1978, стр. 39.
31. The Sun, Сан-Бернардино, Калифорния, 19 октября 1967, стр. В-12.
32. Фредрик Кенион, The Bible and Archeology, 1940, стр. 279.
33. Нелсен Глюк, Rivers of the Desert, 1959, стр. 31.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
11-09-2005-01:50 удалить
Если стоимость (80-е годы) четверка водки возвести в степень равную стоимости пол-литра водки получится число Пи с точностью до 4-ого знака после запятой. Но это ничего не значит. Как и всё вышесказанное.
Мелли 11-05-2006-15:42 удалить
Библия представляет интерес только в чисто художественном плане. В ней слишком много нестыковок, чтобы верить ей.
Детко 11-05-2006-16:29 удалить
Если тебя действительно волнует этот вопрос, то ответы можешь поискать тут.
Во всяком случае, мои сомнения после этой книги развеялись.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Первые контуры | Детко - Беседка для потерянных душ | Лента друзей Детко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»