• Авторизация


Без заголовка 07-03-2021 21:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Искусство фрески

Фреска, или стенная роспись, была очень востребована в средневековой Италии, особенно во Флоренции, где, кстати, начинал свой путь знаменитый Микеланджело Буонаротти. Замечу, кстати, что путь его к искусству был не так-то прост: отец хотел отдать его в ремесленный цех шерстяников, чтобы тот стал купцом. Но Микеланджело сумел настоять на своем, и это было равносильно чуду, ибо в семье Буонаротти искусство презирали. Но речь сейчас не об этом. Мне показалась интересной сама техника фресок.
Художник писал фреску не один, у него всегда была мастерская - боттега - с подмастерьями и помощниками. Официально живописцы относились к цеху аптекарей, потому что краски были минеральными. Их, между прочим, еще и растирать надо было. Процесс от А до Я выглядел так: получив заказ на фреску и сформировав замысел, художник готовил рисунки фрески. Затем, когда он останавливался на окончательном варианте, он передавал свои рисунки подмастерьям. Те разбивали их на квадраты и переносили в увеличенном виде на картон в масштабе 1:1. При написании фрески в ход шли именно эти картоны.
Фреску писали на свежей штукатурке. Требовалось сначала очистить стену, нанести тонкий слой свежей штукатурки, разгладить ее. Тут же к ней прикладывали картоны, прокалывали шильцем дырки в нем по контурам рисунка и припудривали отверстие тампоном с сажей. Таким образом, на стене получалась пунктирная линия. Тут же начинали расписывать штукатурку, пока она была свежей. Это было необходимо, ибо, если художники не успевали за день расписать весь оштукатуренный кусок, то остаток штукатурки засыхал и краски на него ложились уже совсем не так, как надо. Приходилось его сбивать и наносить свежий слой. Но при этом очень видны были стыки. Так что требовалась быстрота и точность.
Самые ответственные фигуры писал сам главный художник. Менее значимые сюжеты доверялись подмастерьям - там, где была тень или неудобно было разглядывать. Так они все и учились. Так учился и Микеланджело. Начал он, как и все, с растирания красок. Между прочим, своих секретов и в этом деле было немало. Например, к темпере, которой писали обнаженные участки тела, добавлялся куриный желток. Но! Если надо было писать тело человека молодого, то желток брали только от городской курицы, желток от деревенской был слишком ярок и пригоден был только для тел людей смуглых или старых.
При высыхании штукатурки краски не уходили вглубь, они оставались на поверхности и, взаимодействуя с углекислым газом воздуха, покрывались чем-то вроде металлизированной пленочки, той самой, благодаря которой все чудеса настенной росписи сохранились и дошли до нас.
В свое время Леонардо да Винчи задумал новую технику фрески - с воском. Но эксперимент не удался, воск потек. В конечном итоге незаконченную фреску пришлось соскоблить.
Современные реставраторы без компьютера не обходятся, но когда приступают к самой ответственной части - восстановлению, пользуются все той же техникой.

А это Микеланджело. Дельфийская сивилла. Фрагмент фрески плафона Сикстинской капеллы.
[576x600]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | О_всякой_всячине - Дневник О_всякой_всячине | Лента друзей О_всякой_всячине / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»