
Дата создания: 1844 Техника: масло Материал: холст Размер: ? В Библии: Быт. 21:9-14
Сюжет
Сюжет картины отсылает нас к книге Бытия, к истории Авраама. В ней говорится о том, что Авраам и его супруга Сарра долгое время были бездетны. И хотя Бог открыл Аврааму, что тот станет родоначальником великого народа, однако, у Авраама и его супруги, Сарры, долгое время не было наследника. Тогда Сарра предложила своему мужу разделить ложе со своей служанкой – египтянкой по имени Агарь, чтобы та зачала сына. Агарь родила сына, ему дали имя Измаил. Между тем, Агарь, родив, стала презирать свою госпожу, Сарру. А через некоторое время исполнилось обетование Божие, и Сарра родила сына. И вот в тот день, когда их законный первенец Исаак был отнят от груди, Авраам устроил большой пир: «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:9-10). Авраам был глубоко опечален желанием жены, однако, послушал голоса Бога: «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии» (Быт. 21:12-14).
Описание
Джузеппе Беззуоли (28 ноября 1784 — 13 сентября 1855) — итальянский художник эпохи неоклассицизма и романтизма.
<<= Автопортрет (1852)
На полотне художник изобразил прощание Авраама с Агарью и Измаилом. Действие происходит на фоне гор и бескрайних полей: вдалеке виден пастух со стадом овец, справа изображен шатер, в котором расположился другой пастух в окружении овец. Художник в деталях изображает внешний облик героев и саму обстановку. Авраам в алом плаще и зеленом хитоне наставляет Агарь, которая стоит рядом с ним, потупив голову. Агарь одета в легкое белое платье, а голову ее украшает цветной тюрбан и красный платок, подобранный под подбородком. Наряд оттеняет ее светлую кожу, красивое лицо служанки печально, глаза ее опущены долу. Ее душа глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях. За спиной ее грубый холщовый мешок и привязанный к нему кувшин для воды. Рядом с ней Измаил – темноволосый мальчик, который одной рукой держит мать, а другой обнимает младшего брата Исаака. Исаак бросается в объятия старшего брата, еще до конца не осознавая горечь предстоящей разлуки. Агарь глубоко скорбит о предстоящих им испытаниях.
Художник восхищался мастерами итальянского Ренессанса и многому научился у них. В этой картине он подражал стилистической ясности Рафаэля, о чем свидетельствует богатый колорит, композиционные построения. Задачей художника было передать наиболее выразительно и эмоционально сцену прощания, в его картине мы видим глубокий психологизм.
История
В данной картине художник использует методы романтического искусства, сочетающиеся с классицистической традицией. В Италии это было время Рисоджименто или «Второго Возрождения», основу новой эстетики, сочетающей в себе черты академизма и романтизма заложил художник. Опираясь на его работы, эстетику Рисоджименто развил впоследствии еще один известный представитель итальянского Рисоджименто художник Антонио Чизери, способствуя возрождению искусства религиозной живописи, начиная с середины XIX века. Последние три десятилетия мастер создавал работы для миссионерских религиозных орденов Капуцинов, монахов Биджи и францисканцев Ордена Гроба Господня, а также итальянского правительства. Они стали своеобразной визитной карточкой нового искусства. Таким образом, «Изгнание Агари», написанное в 1844 году для венгерской графини де Хурнокур, стало основой для романтического направления в живописном искусстве, на них стали ориентироваться и другие представители итальянского искусства.
Биография
Он родился в семье фермера Луиджи Баццуоли и его жены Анны, урождённой Банчиери. Позже он изменил написание своей фамилии на «Беццуоли», чтобы она соответствовала фамилии старинного флорентийского дворянского рода.
В 1796 году, в возрасте двенадцати лет, он был принят в Академию изящных искусств. Там он учился рисованию и живописи у Жана-Батиста Демаре, Пьетро Педрони и Гаэтано Пьяттоли. После 1803 года он был частным учеником Пьетро Бенвенути. В 1812 году он получил трёхлетнюю стипендию Академии, которая позволила ему отправиться в Рим, чтобы изучать и копировать работы старых мастеров. За это время он побывал в нескольких городах, выполняя заказы на портреты и исторические работы.
Вернувшись во Флоренцию в 1816 году, он завершил циклы фресок в Палаццо Пуччи (Франческа да Римини) и Палаццо Питти (Александр Македонский). Его большая картина «Крещение»Хлодвига (1823) знаменует собой переход от классицизма к романтизму. Среди других известных картин 1820-х годов — портрет Лоренцо Бартолини (1825), изображение Венеры, которое было представлено на "Выставке продукции французской промышленности" в 1827 году, и Въезд Карла VIII во Флоренцию (1829), написанная по заказу великого герцога Тосканского Леопольда II. В том же году его бывший учитель Бенвенути нанял его в качестве помощника.
В 1836 году он начал работу над очередной серией фресок в Палаццо Питти, изображающих сцены из жизни Юлия Цезаря. Два года спустя по заказу князя Анатолия Демидова он создал большое полотно, на котором изображено обнаружение тела короля Манфреда после битвы при Беневенто. В 1839 году он украсил люнет для новой Трибуны Галилея в Национальном историческом музее сценой, изображающей Галилея, экспериментирующего с гравитацией.
Эта работа привела к тому, что в 1844 году он стал профессором Академии, заменив покойного Бенвенути. В этот период он сосредоточился на заказных портретах, в том числе политиков, таких как Беттино Рикасоли, и писателей, таких как Джузеппе Джусти. В 1853 году портрет недавно скончавшегося австрийского генерала Юлиуса Якоба фон Гайнау вызвал споры, поскольку тот участвовал в жестоком подавлении некоторых революций 1848 года в итальянских государствах. Его последняя выставка состоялась на Всемирной выставке 1855 года, где он представил несколько картин на религиозные темы.
Среди его учеников в Академии были Джованни Фаттори, Джузеппе Раджо, Энрико Полластрини, Карло Адемолло, Джузеппе Пьеротти, Стефано Усси, Сильвестро Лега и Адеодато Малатеста; а также американцы Уильям Эдвард Уэст и Эдвин Уайт.
Избранные работы
Святой Ремигий Крестит короля Хлодвига
![]()
Принцесса Мария Антония Обеих Сицилий

Въезд Карла VIII во Флоренцию, 1829 год
![]()
Великий герцог Тосканский Леопольд II
![]()
Julius von Haynau