Караваджо Микеланджело Меризи да (1571–1610)
	
Сюжет
В основе картины «Давид с головой Голиафа» лежит библейский сюжет о том, как во время военного противостояния израильского народа с филистимлянами юный Давид (впоследствии царь во Израиле) победил в поединке великана Голиафа, поразив его камнем, выпущенным из пращи, после чего ударом меча отсек ему голову.
Описание
	 Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан[7] — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из самых ярких представителей реализма в живописи эпохи барокко. Одним из первых он применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени, а также «тенебризмо»[10]. Большую часть своей творческой жизни он работал в Риме, пользуясь покровительством влиятельных церковных лиц. В течение последних четырёх лет своей жизни он странствовал между Неаполем, Мальтой и Сицилией. Художник работал непосредственно с живых моделей, рисовал и писал сразу на холсте, отказываясь от предварительных эскизов. Этим объясняется то, что до настоящего времени не обнаружено ни одного подготовительного рисунка.
Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан[7] — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из самых ярких представителей реализма в живописи эпохи барокко. Одним из первых он применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени, а также «тенебризмо»[10]. Большую часть своей творческой жизни он работал в Риме, пользуясь покровительством влиятельных церковных лиц. В течение последних четырёх лет своей жизни он странствовал между Неаполем, Мальтой и Сицилией. Художник работал непосредственно с живых моделей, рисовал и писал сразу на холсте, отказываясь от предварительных эскизов. Этим объясняется то, что до настоящего времени не обнаружено ни одного подготовительного рисунка.
Оттавио Леони. Портрет Караваджо. Ок. 1621. Бумага, уголь, сангина, мел. Библиотека Маручеллиана, Флоренция =>>
На картине мы видим разворачивающуюся драму: победив Голиафа, Давид, как будто, связывает его веревкой. Однако Давид здесь выглядит не грозным победителем, а обычным человеком: художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом. Эта нить, объединяющая две противоборствующие силы, становится еще более очевидной при осознании того, что в образе связанного великана мы видим автопортрет живописца. Давид здесь явно символизирует добродетель, а Голиаф – порок. Караваджо в картине как бы напоминает зрителю историю своего падения, когда он совершил убийство. Неоднократно каясь в совершенном грехе, он обращался к известному библейскому образу.
Караваджо знаменит своей индивидуальной техникой письма с противопоставлением света и тени; на картине центральным светлым пятном является Давид, но внимание всё равно концентрируется на голове великана, туда же устремлён и взгляд победителя.
Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Победа Давида над Голиафом рассматривается как образ победы добра над злом.
История
Картина «Давид с головой Голиафа» написана в период с 1605 до 1609-1610 годов. В книге Джованни Пьетро Беллори «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», вышедшей в свет в 1672 году, говорится о том, что полотно было создано по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, при этом лицо убитого филистимлянского великана – не что иное, как автопортрет Караваджо.
Сохранились документы, датируемые 1613 годом, подтверждающие оплату картинной рамы, размеры которой в точности соответствуют ширине и длине холста. В рукописях поэтического произведения Шипионе (Сципионе) Франкуччи да Имола, относящихся к 1613 году, также присутствует описание работы Караваджо «Давид с головой Голиафа», которая, согласно данному источнику, к тому времени уже находилась в Галерее Боргезе.
Вероятно, мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника бо́льшим драматизмом.