• Авторизация


«Писающий Христос» / Табу и диалог 11-04-2006 23:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


jisusart.jpg (180x100, 14Kb)
Художник Андрес Серрано (Andres Serrano) – постмодернист, провокатор и мракобес. Очевидно, что место в аду ему уже приготовлено, а тем временем Серрано множит взбешенных граждан на презентациях своей богохульной фотографии «Писающий Христос». Артефакт представляет собой фото распятия, погруженного в мочу.

В результате двух инцидентов, выставка в Национальной Галерее Виктория (Австралия) была закрыта её директором Тимоти Поттсом. Первая стычка с посетителями произошла, когда некий 51-летний добропорядочный гражданин Джон Хэйвуд сорвал картину со стены и начал её пинать. Дядьке дали месяц тюремного заключения, по истечению которого он пригрозил, что если увидит Андреса Серрано, то обязательно набьет ему морду.
На деле Хэйвуд ни оставил на «Писающем Христе» ни царапины. Его дело решили завершить другие одухотворенные товарищи. На следующий день два подростка провели более успешную операцию. Пока 16-и летний Майкл осуществлял отвлекающий маневр и колотил другую фотографию на выставке, его дружбан Терри нанес «Писающему Христу» восемь ударов молотком. Когда мальчишку схватили, молоток выпал из его рук и покалечил охранника.

«Эти козлы развесили расистские и богохульные работы на стенах, – комментирует свой поступок Терри. – Ку-клукс-клан с радостью принял бы Австралию в свои почетные члены!».

Закрытие выставки вызвало скандал в прессе. Бедняжки демократы сразу закричали о свободе слова и цензуре. Спустя два года после инцидента аналогичная выставка «Священная девственница Мария» так и не была открыта. Католики Австралии возрадовались, граждане спят спокойно, художники-провокаторы пускают слюни, а вообще… весело живут адепты современного искусства в Австралии.

[показать]

Табу и диалог
Когда речь заходит о всевозможных табу и, в частности, о порнографии, общество разделяется на два лагеря, каждый из которых категоричен в своей идеологии и мыслит исключительно крайностями.

С одной стороны находятся те, у кого аллергия уже на само слово «порнография». Они утверждают, что порно – это плохо, его нужно непременно запретить. Именно такие люди являются инициаторами общественного молчания на ту или иную тему. Именно они устанавливают и поддерживают табу. Поскольку термин «порнография» абстрактен и не имеет единого определения на всей территории земного шара, то под невозмутимую косу «борцов за чистоту и мораль» порой попадают предметы искусства, высокохудожественные и эстетские артефакты от культуры.

С другой стороны баррикад кишат различные интеллектуалы и радикалы, которые отрицают любые табу, само слово «порнография» и призывают установить запреты на запреты. У студенческой революции 68-го был даже такой лозунг: «Запрещено запрещать!». Поскольку сторона «творческих товарищей» вступает в прямой конфликт со стороной «борцов за общественную чистоту и мораль», то их методы радикальны уж до глупости. В результате конфликта за свободу творчества, адепты высокохудожественного и эстетского искусства скатываются к банальному подвальному пореву, то есть, собственно, к традиционной порнографии (это которая с дешевой музычкой, обвисшими сиськами и вялым сюжетом).

Обе стороны зачастую одинаково слабоумны. Всё потому, что фанатично убеждены в собственной истинности, а посему не приемлют диалога. В таком контексте проблема с порнографией обрастает мхом, загнивает и начинает жутко вонять. Решением тут и не пахнет.

Ежедневная грызня сторон – это утомительно и бесполезно. Острота темы, её неоднозначность и конфликтность говорят о том, что именно диалог-то и нужен. А диалог начинается тогда, когда стороны осознают, что в отдельных вопросах они могут ошибаться и всесильными не являются.

Рассмотрим несколько тезисов:

1. Установка табу всегда была индикатором слабости общества в том или ином вопросе. Если общество не может осмыслить какую-то тему, оно полагает её враждебной, вредоносной и опасной. Страх порождает злобу. Злоба порождает насилие или молчание. Молчание о табу – источник аромата запретного плода, который, как известно, сладок. Любой запрет и молчание – неэффективны. Их единственный результат – порождение извращений. Естественный человеческий интерес нельзя подавить. Попытки сделать это оборачиваются патологиями. Попытка уберечь общество от зла посредством табу зачастую дает обратный эффект. Табуированное общество возлелеивает зло.

2. Неосмысленность проблемы, поспешно спрятанной за табу, нянчит паранойю, стремящуюся к абсолюту. Примером такого процесса является современное американское законодательство, касательно детской порнографии. Определение детской порнографии в американском законе столь абстрактно, что под запрет не редко попадают фотографии кормления младенца грудью и голенькие новорожденные. Фактически, порнографией объявлено любое несовершеннолетнее тело, которое можно увидеть где-либо (например, на пляже или соседском саду). Взросление, пробуждение в человеке сексуальности, подростковые зреющие чувства – все эти естественные процессы ныне табуированы. В стремлении ликвидировать детскую порнографию «борцы за мораль» объявили несовершеннолетнее существо постыдным созданием, которое нужно прятать в погребе и мыть с закрытыми глазами.

3. В результате борьбы за чистоту и мораль у борцов извратилось сознание. Они запрещают всё, потому что видят сексуальность во всем. В своём ответе на пуританскую критику очередного журналиста, американский фотограф Салли Манн писала: «Я запечатлела невинные детские позы. Если вы видите в них эротизм, то это проблема вашего восприятия, неверных взрослых интерпретаций».

4. Цензура во имя добра не редко причиняет зло искусству. Во время постоянно вспыхивающих войн за чистоту общественной морали некогда атаковались такие признанные литературные классики как Миллер, Джойс, Бодлер, Флобер, Боккаччо, Руссо, Вольтер, Толстой, Дефо, Апдайк, Набоков, Фолкнер, Драйзер, Овидий, а также книги «Камасутра» и «Тысяча и одна ночь».

5. Искусство против цензуры не редко лишает себя высокохудожественных ценностей. Примером тому можно назвать работу Андреса Серрано «Писающий Христос» - любительскую и ничем ни примечательную фотографию распятия, опущенного в стакан с мочой.

***

Даже самая болезненная для общества проблема должна решаться посредством диалога, а не запретов, молчания, и подавления. Наша свобода заключена не в праве заткнуть рот или свершить провокацию, а в реальной возможности быть понятыми.

Анатолий УЛЬЯНОВ
Публикация: 17 октября 2005
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Laska_1972 12-04-2006-08:31 удалить
Не знаю.. При всём моём "свободном мышлении"), как то с трудом я воспринимаю подобное искусство.
Всё таки, я считаю, что в подобной "специфической" сфере тема Христа неуместна...
Думаю, к вопросу детской порнографии автор слишком смело выражается в статье. Согласна, что борцы за мораль видят во всём угрозу и доходят до абсурда. Но взявшись за вопрос детской порнографии, автор только это и упомянул, а в основном тексте есть красная ниточка - мысль, что установка табу - негативное действие. Не устанавливать табу детской порнографии? Наверное, нет. А как избежать психоза, паранойи, которая проявляется в результате борьбы против детской порнографии? Значит ли то, что из Америки слышно о случаях детской порнографии и что там законы не тонко определяют, что есть детская порнография, что в Европе этого нет или есть меньше? Возможно ли, что в Европе дети защищаются хуже?

Автор пишет, что проблема в категоричности в своей идеологии и мышлении исключительно крайностями, с чем я согласна. Вопросы, которые отвечают "да" или "нет", наиболее комплексные для однозначных ответов. Но детская порнография неуместна в контексте статьи, именно из-за своей комплексности. Конечно, автор не даёт ответ ни на один вопрос, из-за чего всё это, что я здесь написала, есть ни критика, а мои мысли, прочитав статью, и за что автору большое спасибо-)

Спасибо, Lolos, за содержательное утро-)
RomanFallen 12-04-2006-19:00 удалить
Какого черта!! Фотография называется Распятие Христа в моче :)
Lolos 13-04-2006-10:37 удалить
Laska_1972, почему не уместно? ведь он не утопил самого Христа в мочу -)
это фото распятого Христа, погруженного в мочу. Серрано выбирает два символа один абстрактный, выдуманый и доведеный до крайности не-реальности, можно сказать шизофреническое сознание которую называют "моральной и чистой"
и другой символ конкретный, натуральный и естественый (природа, тело) прагматичное сознание на которое поставили табу под знаком "аморальности, грязи и постыдства)
согласись что это положение вещей есть - ненормально.
Вот эту проблему и поднимает Серрано,
искусство разбивает табу что бы вернутся к естественым нормам.
Lolos 13-04-2006-10:49 удалить
Esperanza_e_Cronopio, да, да, я с тобой согласен.
и еще, скорее всего автор хотел поднять вопрос
- что такое порнография?
где начинается порнография как понятие и где кончается?
и является ли порнография аморальность вцелом , частично или не является?
Lolos 13-04-2006-10:50 удалить
Fallen_Angel_POMKA, фоткам тоже названия нужны -)
Laska_1972 13-04-2006-21:30 удалить
Lolos, Что ж.. Оставим всё это на совести Серрано))
Я написала лишь то, что думаю...
И, пожалуй, останусь при своём мнении)
19-04-2006-00:34 удалить
это фото распятого Христа, погруженного в мочу. Серрано выбирает два символа один абстрактный, выдуманый и доведеный до крайности не-реальности, можно сказать шизофреническое сознание которую называют "моральной и чистой"
и другой символ конкретный, натуральный и естественый (природа, тело) прагматичное сознание на которое поставили табу под знаком "аморальности, грязи и постыдства)
согласись что это положение вещей есть - ненормально.
Вот эту проблему и поднимает Серрано,
искусство разбивает табу что бы вернутся к естественым нормам.

т.е., Лол, ты хочешь сказать, что Серрано "задела" эдакая "чистота" Иисуса, и чтобы, так сказать, унять собственное уязвленное самолюбие, он решает прополоскать Иисуса в моче? По-моему, глупо... И вообще, мне кажется, эта картинка, отражая лишь личный протест "художника", вовсе не поднимает никакой Проблемы. В чем она эта проблема?? лично мне это совершенно непонятно, как и то, что хотел сказать Серрано этой экспрессивной картинкой...
Lolos 21-04-2006-00:18 удалить
Quasimodo,Серрано постмодернист, он не использует искуство для того что бы протестовать, а наоборот , использует протест для искуства.
и как постмодернист Серрано не обидется если его мнение в счет не будут брать, у постмодернов мнение автора и то что он хотел сказать интересует меньше всего -)
не автор а произведение интересует.
а что сам Серрано хотел? я не знаю что он хотел. он нам не сказал -) но то что табу с этой темы снял так это точно. доказательство тому даже тот факт что мы с тобой сейчас эту тему и обсуждаем. -)


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Писающий Христос» / Табу и диалог | Lolos - Wolf Cry | Лента друзей Lolos / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»