Оказывается, при написании этой картины Илья Репин совершил — с точки зрения истории искусства — две заметные ошибки, одну большую и другую поменьше. Конечно, ненамеренно: просто в 1883—1885 годы, когда он писал полотно, эта отрасль истории находилась еще в зачаточном состоянии, и даже весьма образованные люди не подозревали о многих нюансах.
Картина на стене
Проблема состоит в облике дворца в Александровской слободе
, где
(согласно историческим источникам) царь Иван Грозный убил своего сына ударом посоха по голове. Хотя той в царской резиденции сохранились некоторые жилые палаты
, их интерьеры с XVI века
, конечно
, не уцелели. Поэтому Репину пришлось намного труднее
, чем
Николаю Ге, который просто скопировал для своего полотна
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» сохранившийся даже до наших дней Ассамблейный зал дворца Монплезир.
У Репина не было такой возможности
, и он изобрел облик комнаты сам
, опираясь на те представления о быте XVI века
, которое было у ученых и художников эпохи историзма.
На первый взгляд, ничего не раздражает: ковры, изразцовая печка, лари у стены, резная мебель… Но что будет, если вглядеться в картину, которая висит на стене? Она теряется во мраке, но если постараться, то детали все-таки можно разглядеть.
Видно, что это портрет, который изображает человека в полный рост. На нем длинное одеяние, из-под которого едва видны ноги, в руках у него скипетр и держава, а на голове, скорее всего, — шапка Мономаха.
В русском искусстве действительно существовали подобные портреты и, вероятнее всего, одним из них Репин и вдохновлялся, заполняя фон своей картины.
Но вот беда: Репин изображает событие, которое произошло в 1581 году. А подобные царские портреты, которые принято называть термином «парсуна», появились на Руси только в XVII веке, в спокойные времена Романовых. Причем самые красивые и яркие из них — это вообще копии и вариации, которые писали уже в императорскую эпоху живописцы европейской реалистической школы, получившие заказы на украшение дворцовых «галерей предков».
Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680 годов
Неизвестный русский художник. Портрет царя Михаила Федоровича. 1772 г.
Неизвестный художник. Портрет царя Василия IV. XVIII век
Во времена Ивана Грозного на Русь еще не проник жанр полноценной портретной живописи, если мы говорим о привычных нам портретах, которые вешали на стену жилых помещений «для красоты». В XVI веке портретные изображения русских царей и великих князей писали только на иконах, где их изображали в обществе святых, Христа или Богородицы. Предназначались эти работы, конечно, для храмов, а не для жилых покоев.
Мастера оружейной палаты. Василий Великий и вел. кн. Василий III. XV — последняя четверть XVII вв.
Список с чудотворной иконы Мирожской божьей матери, хранящейся в Мирожском монастыре. 1583 (?) год. Псков.
Когда же появились портреты отдельных людей, без компании небожителей? Древнейшими дошедшими до наших дней русскими портретами являются парсуны Скопина-Шуйского и царя Федора I Иоанновича, созданные в 1610—1630-х годах (парсуна самого Ивана Грозного ныне считается подделкой XIX века). Но и они «работали портретами» не так, как мы привыкли — недаром эти парсуны были написаны на дереве в технике иконописи. Их писали не для украшения дворца, а для того, чтобы установить в надгробный иконостас в соборе над могилой знатного усопшего. Именно в иконостасах портреты Скопина-Шуйского и царя Федора I и провели практически всю свою историю, пока революция не упразднила Архангельский собор.
Неизвестный художник. Царь Федор Иванович. Парсуна. 1630-е гг.
Другая особенность, на которую вы могли обратить внимание, разглядывая эти два древнейших русских портрета — это их размер и формат. Оба они — небольшого размера и изображают только голову. Это нормально для начальной стадии развития станкового портрета. Древнейшие сохранившиеся западноевропейские портреты — точно такие же («Портрет Иоанна Доброго», 1349; «Портрет Рудольфа IV», 1360−1665). Художникам потребуется не одно столетие, чтобы набраться храбрости и расширить рамки полотна.
Портрет Иоанна Доброго, 1349 г.
Портрет Рудольфа IV, 1360−1665 гг.
В XV веке в Западной Европе рамка опускается ниже — уже до пояса. В начале XVI века
Леонардо да Винчи продолжает работать в этом же формате даже в новаторской
«Моне Лизе», но уже совсем скоро смельчаки осваивают
портрет «по бедра».
В итальянском искусстве первым портретом
, изображающим человека в полный рост
, считается
«Карл V с собакой»
Тициана 1533 года — всего за полвека до нашего убийства! В Северном Возрождении осмелели чуть пораньше — в пример приведем работу
«Генрих V Благочестивый»
Кранаха 1514 года.