• Авторизация


vokal 17-10-2008 13:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Andy_Green Оригинальное сообщение

Упражнения для дыхания.



Наиболее частая причина плохого звучания голоса — неправильное дыхание. Следовательно, на это следует обратить внимание прежде всего. В зависимости от того, какие отделы лёгких принимают наиболее активное участие в процессе дыхания,различают верхне-, средне- и нижнерёберное дыхание.

Наиболее благоприяные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнерёберном дыхании, в котором принимает активное участие диафрагма. Выполненяя упражнения, способствующие выработке такого типа дыхания, особое внимание обратите на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторяйте 4–5 раз.

1. Лёжа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей,  правая на животе. На счёт «раз, два, три» глубоко вдохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счёт «четыре, пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки «ссс» или «шшш», и втянуть живот.

2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернуты и слегка опущены.Вдохнутьчерез нос, имитируя вдыхание аромата цветка. Медленно выдыхать через рот, как бы согревая руки струёй выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7–9 секунд.

3. Медленная ходьба: на 2 шага — вдох, на 2 — выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию удлинять выдох на 4, 6, 8, 10 шагов.

4. Стоя,ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперёд,медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новую гласную: «а», «о», «и», «У», «э». Довести продолжительность выдоха до 5–7 секунд.

5. Сидя или стоя, вдохнуть через нос, на 2 секунды задержать дыхание. Затем, чётко выговаривая: «Раз, два, три, четыре, пять»,- с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и так же продолжить счёт до десяти.


За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, «полётность», а за счёт нижних — силу, мощь.
Исправить глухое звучание голоса и максимально использовать возможность верхних резонаторов помогут
следующий комплекс упражнений:
1. Стоя или  сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом,
без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н»,
 добиваясь при этом ощущения лёгкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, произносить одно из следующих слов: «бимм», «бомм»,"донн", «домм».
Протяжно произнося последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохнуть. Выдыхая, протяжно произносить слог, состоящий из сочетаний согласных «м» и «н»
с различными гласными: момм, мимм, мамм, мумм и т. д.
4. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых
слогов: мо-моо, ми-мии, му-мму, мэ-мээ.

В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть — артикуляционный аппарат.
От того, насколько быстро, чётко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция.
Правильная артикуляция — залог хорошей дикции и звучности голоса.
Занимайтесь перед зеркалом; следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы
артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно,
плавно, без резких и быстрых переходов.
1. На счёт «раз» опустить нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счёт «два, три, четыре, пять, шесть»
удерживать это положение. Закрывать рот.
2. Опустить нижнюю челюсть; медленно двигать челюстью вправо и влево.
3. Опустить нижнюю челюсть; медленно выдвигать её вперёд и так же медленно возвращать в исходное положение.
4. Рот закрыт, зубы сомкнуты. На счёт «раз» растянуть губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук
«и». На счёт «два, три» удерживать губы в этом положении. На счёт «четыре, пять» собрать губы трубочкой
и вытянуть их вперёд. На счёт «шесть, семь» растянуть губы в стороны.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов,гласные «о» и «у» старайтесь произносить как можно более низким
голосом и протяжно, добивайтесь ощущения ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.
1. Стоя, положить руку на грудь; зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать гортань в нижнем положении.
На выдохе произносить звук «о» или «у», стараясь почувствовать выбрационные движения грудной клетки.
Если это не получается, надо искусственно вызвать вибрацию лёгким постукиванием рукой в области грудины.
2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперёд, на выдохе произносить гласные «о», «у» длительно и
протяжно. Тоже на выдохе произносить нараспев слова: «око, окно, олово, молоко, мука».

Дыхание

 

 

В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

 


Упр.1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

 

Вспомогательные упражнения

 


Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.8
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

1/. Неправильно : язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
2/. Правильно : горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.9
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.10

 

Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник vokal | Zoso - My Soul is Funk Engine! | Лента друзей Zoso / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»