Это цитата сообщения
Ольга-В Оригинальное сообщениеПоленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)

Василий Поленов — художник, который искал живого Христа.

"Женщина, идущая по лесной тропинке", 1883

"Золотая осень", 1893
В 1880-е Поленов отправляется на Ближний Восток. Он хочет понять, где жил Христос, как выглядели эти места, какие были лица, одежда, жесты.
Для него религия — не догма, а история. И Христос — не бог, а человек, живой, реальный, не отстранённый судья, а защитник униженных.
Поленов пишет серию картин о жизни Иисуса, но «Христос и грешница» (1888) становится центральной.
На ней — не распятие, не чудо, не слава.
А один момент сострадания.
Женщина, обвинённая в прелюбодеянии, схвачена мужчинами. Вокруг толпа, готовая убить.
Но Христос — в белом, спокоен.
Поленов не показывает чуда. Он показывает власть тишины.
Толпа вооружена правдой — по закону женщину должны казнить. Но Христос не спорит, не кричит, не обвиняет. Он склоняется к земле и пишет что-то палкой.
И вдруг — тишина ломает агрессию. Он поднимается и говорит: «Кто из вас без греха — первый брось в неё камень».
Художник размещает Христа по центру, но чуть на заднем плане. Он не главный внешне — он главнее внутренне.
Толпа толкается, шумит, лиц много — но все они обезличены. Только женщина и Христос по-настоящему живые.
Это не просто евангельская сцена. Это драма любого времени. О том, как легко судить — и как трудно простить.
Для Поленова важно было не доказать, что Христос был богом,
а показать, что он был человеком с огромным сердцем.
Его Христос — не грозный судья, а светлый гуманист.
Он в белом. Он чист, но не осуждает. Он как свет, который ничего не требует — только рассеивает тьму.
В «Христе и грешнице» нет чудес. Только выбор: убить или простить.
Именно этот выбор делает сцену современной и вечной.
Когда мы видим несправедливость, мы часто говорим: «таков закон». Но закон — это не всегда правда.
И правда — не всегда милосердие. А Христос в картине Поленова — напоминание:
человек выше буквы закона. Источник The Art Digest
"Больная", 1886
"Белая лошадка. Нормандия", 1874
"Воскрешение дочери Иаира", 1871
"Верхний пруд в Абрамцеве", 1882

"Возвестила радость плачущим" 1899-1909

"Старая Ольшанка"1880
"Мельница на истоке речки Вёль". 1874

«Ливень», (1874)

"Египтянка", 1876

Монастырь над рекой. 1898

«Русская деревня», 1889

Солдат с вязанкой дров. 1883

«Среди учителей», 1896

"Сосновый бор на берегу реки"

«Старая мельница», 1880

"Одалиска", 1875

Старые ворота. Вель. Нормандия. 1874

"Этюд из Балканской войны"1877

«Стынет». Осень на Оке близ Тарусы . 1893
Серия сообщений "**по авторам (п)":
Часть 1 - ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.
Часть 2 - Gustav Pope (1831–1910)
...
Часть 30 - Иван Павлович Похитонов (1850-1923).
Часть 31 - Себастьян Петер (Sebastian Pether, 1790–1844)
Часть 32 - Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)
Часть 33 - Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)