• Авторизация


КТО ТАКОЙ КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ: и почему его смерть - в яйце? 02-05-2025 11:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения MOLODA_I Оригинальное сообщение

КТО ТАКОЙ КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ: и почему его смерть - в яйце?

Кощей (Кащей) Бессмертный — одна из самых загадочных фигур в русских сказках. Ни один герой русских сказок не претерпевал столько метаморфоз, как он. Кощей успел побывать и жестоким правителем, и злым колдуном, и горе-любовником (как в "Невесте Кащея"), и комическим героем… Братья Стругацкие даже отправляли его на перевоспитание в романе "Понедельник начинается в субботу"!

Но каким Кощей представлен в первоисточниках? Попробуем окунуться в мир славянского фольклора и узнаем интересные факты об этом волшебнике...

1 (700x485, 493Kb)
Иван Билибин, "Кощей Бессмертный".

В сказках мы можем встретить два варианта имени этого персонажа: Кащей и Кощей. Одно из них происходит от слова "кость", а другое — от слова "касть" (родственное - "пакость"). Некоторые исследователи склонны верить, что имя злодея восходит к слову с древнетюркскими корнями "кош", что означает "стан", "поселение".

Существует еще одна версия, согласно которой Кощей – воплощение бога зимы и смерти (Карачуна).

2 (700x565, 456Kb)
Карачун - в славянской мифологии злой дух, сокращающий жизнь и олицетворяющий смерть в раннем возрасте, а также по мнению ряда исследователей божество нижнего мира, являющееся повелителем морозов, холода и мрака.

В древних (дошедших до нас) текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в "Слове о полку Игореве" "кощеями" называют пленников:

"Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево" -, то есть в седло рабское. Исследователи считают, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

3 (700x635, 525Kb)
Сергей Малютин, "Кощей" (1904).

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке "Марья Моревна" Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

"— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе".

4 (570x700, 503Kb)
"Марья Моревна", Анатолий Елисеев.

5 (700x469, 460Kb)
В. Васнецов, "Марья Моревна и Кощей".

Но чаще всего Кощей обитает в своем царстве мертвых. Традиционно он крадет юную красавицу, чтобы жениться на ней. Объяснение этому эпизоду можно найти у советского фольклориста Владимира Проппа:

"Умершим... приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака".

6 (660x440, 218Kb)

Вероятно, Кощей охотился за красавицами вовсе не для того, чтобы жениться на них. Он удерживал девушек в своем царстве до тех пор, пока их не вызволяли добрые молодцы. После возвращения девушек домой наступала весна, а ведь до этого миром правила Мара, властительница зимы. Это может намекать на то, что Кощей Бессмертный играл роль в смене сезонов года.

Как хозяин загробного мира Кощей соответствует Аиду. Подобно древнегреческому богу, укравшему Персефону, Кощей похищает прекрасных девушек.

7 (700x481, 463Kb)
"Похищение Персефоны", Симоне Пиньони, ок. 1650.

Пропп также считал Кощея некой вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, и тоже крадет юных дев. Согласитесь, характеристики Кощея и Змея Горыныча схожи: оба героя являются повелителями загробного мира, куда должен спуститься герой, чтобы обрести магические способности.

8 (514x700, 243Kb)

Даже самые маленькие читатели знают, как убить Кощея. И самые любопытные задаются вопросами: причём тут яйцо и почему именно игла?Кощееву смерть традиционно связывают с древнейшими представлениями о душе и мире:

"…Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей" - Владимир Пропп, "Исторические корни волшебной сказки".

9 (700x682, 472Kb)

Местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). В дубе возможно усмотреть "мировое древо". Игла или булавка в народной культуре считаются предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.

10 (700x510, 178Kb)

Образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману — не только плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты и академику. Он стал истинным знатоком и любителем русской старины, что нашло отражение в его романе "Кощей Бессмертный" (1833).

11 (416x312, 78Kb)

А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал в 1902 году оперу "Кащей бессмертный".

12 (345x501, 60Kb)
Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918).

И, конечно же, нельзя не упомянуть фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу. Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл актер театра и кино Георгий Францевич Милляр.

13 (632x474, 82Kb)

Спасибо за внимание!

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КТО ТАКОЙ КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ: и почему его смерть - в яйце? | Валентина-л-1 - Ритмы сердца моего-2 | Лента друзей Валентина-л-1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»