#От крепостного до поставщика двора: история «водочного короля» Петра Смирнова
Водку бренда Smirnoff знают во всем мире. Многие считают ее российской, делая выводы из названия. У известной британской компании Smirnoff действительно русские корни. Фирму основал в 1863 году в Москве предприниматель Петр Арсеньевич Смирнов и она успешно работала до самой Октябрьской революции. Жизнь Петра Смирнова, которого по праву называли «водочным королем», была насыщенной и интересной, поэтому мы решили вам о ней рассказать.
Петр Смирнов появился на свет в 1831 году в деревне Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Его родители, Арсений Алексеевич и Матрена Григорьевна были крепостными крестьянами, и в церковных книгах записаны как Алексеевы.
Погрузка бочек с вином на подводы. Москва.
Середина 19 века Несмотря на то что Алексеевы не были свободными людьми, они не бедствовали. В 19 веке многие помещики разрешали своим крестьянам заниматься коммерцией, получая с нее долю прибыли. Точно также зародился бизнес российского «конфетного короля» Алексея Абрикосова.
В середине 1810-х отец Петра вместе с братом Иваном отправились в Москву, где занялись производством и торговлей алкоголем. Бизнес приносил хороший доход, и мужчины мечтали о том, чтобы выкупить себя и свои семьи. Но оброк, который по закону был положен барину, съедал львиную долю прибыли. Поэтому мечта Арсения Алексеевича осуществилась нескоро, только в 1857 году. К этому моменту виноделие стало семейным делом будущих Смирновых, и их продукцию знали и любили не только в столице.
Семейный бизнес
В 1858 году отец забрал сыновей Петра и Якова в Москву. Там они воспользовались правом свободных людей изменить фамилию и превратились в Смирновых. Братья с детства помогали взрослым в их работе и хорошо разбирались в виноделии. Петр Смирнов с 10 лет работал в лавке дяди Якова, который стал купцом первой гильдии. Мальчик не терял время даром и как губка впитывал важные знания и секреты профессии.
Пётр Арсеньевич Смирнов
В Москве Петр также начал с торговли. Он работал приказчиком в принадлежавшем отцу ренсковом погребе (заведении по продаже спиртных напитков на вынос). Молодой человек показал себя старательным и сообразительным работником. Поэтому отец передал свой бизнес именно ему. Вскоре новый хозяин предприятия открыл еще одну лавку и стал купцом третьей гильдии.
В 1864 году Петр Смирнов основал водочный завод «У Чугунного моста», на котором работали 25 человек. Купец никогда не гнался за сверхприбылями любой ценой. Девизом его компании было: «Давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассного русского материала и не жалеть средств и затрат на наисовершенные аппараты производства».
Интересно, что сам Смирнов был убежденным трезвенником и сам так ни разу и не попробовал свою отличную продукцию.
Всемирная популярность
С каждым годом дело Смирнова разрасталось. В конце 1860-х он купил еще один завод у купца Шихобалова и открыл сеть винных погребов. Потребители высоко ценили качество продукции Смирнова. Привлекали их и особые рецептуры, созданные еще отцом купца. Тот активно использовал ягоды, коренья и травы, придававшие водке неповторимый приятный вкус.
В 1869 году Петр Смирнов настолько уверился в своей марке, что подал заявку на право стать поставщиком императорского двора, но ему отказали. К началу 1890-х промышленник, кроме винных заводов, владел 15 складами, 7 стекольными фабриками и 4 типографиями, печатающими этикетки. Всего на Смирнова работали 1500 человек. За год компания разливала 50 млн бутылок алкогольных напитков.
Водку и вина разливали в стеклянную тару разной емкости и формы, что очень нравилось покупателям. Ежедневно только по Москве продукцию доставляли 200 повозок. К 1897 году оборот компании составил огромную сумму 19 млн рублей. По статистике промышленник занял до 60 процентов алкогольного рынка Российской империи.
Водка «Смирновъ» вышла и на международный рынок. В 1873 году бренд принял участие в Международной промышленной выставке в Вене. Там продукты торговой марки получили высокие награды и обзавелись многочисленными поклонниками. Через три года водки и вина Смирнова представили на Всемирной промышленной выставке в Филадельфии. С этого момента начались поставки и в США.
Поставщик императорского двора
В 1877 году Министерство финансов России разрешило Смирнову размещать на этикетках государственный герб Российской империи, рядом с медалями за победы в выставках. Это было высшим признанием качества продукции, и Петр Арсеньевич официально стал «водочным королем».
Петр Смирнов активно занимался благотворительностью. Ежегодно он тратил большие суммы на строительство больниц и храмов, поддержку школ и училищ. Как мецената, промышленника наградили медалью на Андреевской ленте, орденами Святой Анны II и III степени.
В 1882 году, после участия во Всероссийской промышленно-художественной выставке, на этикетках появился второй государственный герб. Такой чести до Смирнова не удостаивался в России никто.
В 1885 он снова подал заявку и все-таки стал поставщиком императорского двора. Его водку полюбил сам император Александр III, который был не совсем равнодушен к спиртному.
После этого Смирнов получил еще два герба, орден Станислава III степени, титул коммерческого советника и право поставлять кагор во все православные храмы империи. В 1897 году Смирнов получил золотую медаль на выставке в Стокгольме. Это была последняя награда в жизни «водочного короля». 29 ноября 1898 года промышленник скоропостижно скончался. Свое дело он передал сыновьям Петру, Николаю и Владимиру.
Бренд после революции
Компания «Смирновъ» существовала до Октябрьской революции. После прихода большевиков ее национализировали, а семья Смирновых бежала за границу. Имея на счетах более 15 млн рублей, сыновья «короля» без труда основали новый бизнес в Стамбуле, а затем в принадлежавшем Польше Львове. Именно львовская фабрика начала выпускать продукцию под маркой «Smirnoff», известной сейчас во всем мире.
Компания принадлежала Смирновым до 1938 года, после чего ее выкупил Джон Мартин, владелец компании Heublein. С этого момента бренд полностью утратил всякую связь с Россией. В 1992 году торговую марку «Смирновъ» возродил Борис Смирнов, праправнук Петра Смирнова. Но зарубежная компания Diageo, владеющая правами на бренд, после многочисленных судов поглотила компанию, сделав ее своим дочерним предприятием.
#Неординарный рекламный ход: как преступник на эшафоте в разы поднял продажи какао
Сейчас какао — довольно распространенный напиток, который любят многие взрослые и дети. Но в самом начале своей популярности в Европе необычному чужеземному лакомству пришлось испытать на себе все чудеса средневековой рекламы, которая в прямом смысле слова работала не на жизнь, а на смерть. Средневековые европейские торговцы действовали решительно, но, как ни странно, успешно. Так может современным маркетологам тоже стоит поучиться у них искусству продаж?
1. Полезные свойства
Напиток из какао-бобов имеет чудодейственные качества. /Фото: chocolatefamily.ru
На границе XV и XVI веков в Америке впервые побывали гости из Европы. Многие обычаи и привычки местных жителей казались европейцам странными и непонятными, и одна из таких особенностей — трепетное отношение к какао-бобам. Американские жители регулярно собирали плоды, вплоть до того, что даже один упавший боб тут же поднимался и складывался в подходящую корзинку. Из какао-бобов готовили напиток с горчинкой, который назывался чоколатль. Вкус диковинной жидкости не особо понравился европейцам, однако они не могли не заметить его полезных качеств: прилив бодрости и сил через краткое время после того, как выпьешь всего 200 мл. А выпив чуть большую порцию, человек мог сутки ничего не есть, но при этом оставаться бодрым и полным энергии.
Какао придает сил и бодрости. /Фото: polomedia.ru
Познавательная информация: Ученые считают, что какао может вызывать чувства, по ощущениям сходные с влюбленностью. Дело в том, что в состав какао-бобов входят элементы, стимулирующие определенные зоны головного мозга и нервной системы, что в итоге приводит к повышенной энергичности, ощущению легкости и появлению чувства «окрыленности», которые большинство людей испытывают по отношению к своему объекту страсти. Помимо этого аминокислоты, которые также содержатся в какао-бобах, имеют свойство улучшать настроение.
2. Заинтересованность в какао
В XVIII столетии популярный десерт уже мог попробовать каждый, кто не был беден. /Фото: encheres-nantes-labaule.com
Питательные свойства какао были быстро оценены европейскими солдатами. Уже в XVI веке напиток из какао-бобов использовался для поддержания сил на войне. Какао-порошок даже включали в обязательный паек испанских солдат. Король Испании ни в коем случае не хотел делиться секретом приготовления чудодейственного напитка, который приносит столько пользы его людям, поэтому, согласно его официальному указу, рецепт держали в строжайшей тайне, а те, кто его нарушал, подвергались смертной казни.
Если исследования этого вопроса точны, то согласно этому указу было убито примерно 80 человек, которые все же не удержались и рассказали великую тайну «по секрету». Увы, все тайное рано или поздно становится явным, поэтому в 18 столетии какао начинает приобретать действительно широкую популярность: его могут пить уже не только военные и члены аристократической знати, но и все, кто сможет найти деньги на его покупку.
3. Голландец Конрад Ван Гуттен
Европа сопротивлялась, но какао постепенно начало проникать в жизнь всех ее жителей. /Фото: artgitato.com В начале XIX века в Европе появился настоящий «шоколадный магнат» — Конрад Ван Гуттен из Голландии. Несмотря на то, что в тот период в странах Старого Света больше ценились и были в ходу кофе и чай, предприимчивый торговец сделал ставку на неизведанный какао-порошок, который и начал активно продвигать в массы. Для этого он в первую очередь изобрел специальный пресс, который превращал жареные какао-бобы в порошок, а потом занялся и активной рекламной компанией.
4. Для хорошей торговли все средства хороши
Такую рекламу было трудно упустить из виду. /Фото: capital.ua
Голландец Ван Гуттен считал, что для получения прибыли нельзя гнушаться никаких приемов. Именно поэтому он сначала начал самолично читать лекции о полезных свойствах какао для организма человека. Примеры были емкими, цепкими и обнадеживающими, ведь торговец утверждал, что ученые уже доказали несомненную пользу какао-бобов для интенсивного роста волос, крепкого здоровья, а также улучшения зрения и зубов.
На сообщество родителей предприниматель влиял по-другому: утверждал, что привычные напитки, соки и чаи вредны для детей, а вот какао — именно то, что необходимо растущему детскому организму. Свои слова Ван Гуттен подкреплял и наглядной рекламой: в большом количестве выпускались картинки с изображением детей, которые полны здорового духа и сил, исключительно благодаря постоянному распитию напитка какао.
Изображения радостных детей активно печатались в журналах и газетах того времени. /Фото: artyposters.com
5. «Пейте какао Ван Гуттена!»
Более кардинальные меры по продвижению любимого продукта. /Фото: capital.ua
Однако никакие вышеперечисленные приемы не действовали достаточно эффективно, поскольку в то время пользовались популярностью и другие продукты. Рекламы было много, поэтому нужно было как-то «зацепить» потенциального покупателя, привлечь его внимание. Выделиться из серой массы Ван Гуттену позволила неординарная задумка. Несмотря на то, что многих она просто шокировала, незамеченным какао больше не могло оставаться.
В 1865 году узник из амстердамской тюрьмы перед самой своей казнью воскликнул: «Пейте какао Ван Гуттена!». /Фото: i-fakt.ru
Что это было: предсмертный бред или необычные пристрастия преступника? На самом деле все гораздо банальнее, поскольку Ван Гуттен предложил выплатить семье арестанта крупную сумму денег, если тот прорекламирует его товар. Слово он свое выполнил, да и желаемого добился: вся Голландия обсуждала такой необычный рекламный прием. Были те, кто восхищался, но не меньше людей считало Ван Гуттена чудовищем. Однако результат был налицо — продажи какао резко возросли.
#Залог пармезаном, или Как в итальянском банке кредитной валютой стал…сыр
В этом банке, на первый взгляд, практически все – так же, как и в других. Высокий забор с проволокой и камерами видеонаблюдения по периметру, хранилища оборудованы системой слежения за активностью внутри. Но одна отличительная черта в нем все-таки есть: банк не содержит ни одной денежной купюры. А дело в том, что кредитной валютой этого учреждения является…сыр «Пармезан».
Банк с необычным содержимым. /Фото: forbes.ru
Это необычное учреждение находится в Италии и является собственностью банка «Кредито Эмилиано». Именно головками сыра забиты полки хранилища. Количество хранящегося там сыра поражает: по данным Novate.ru, в среднем там находится около 300 000 голов пармезана, каждая из которых весом от 14 до 17 килограмм.
Цель деятельности сырного банка весьма благородна: таким образом, они поддерживают производителей этого продукта. Ведь статистика – вещь упрямая, и ее показатели довольно удручающие: за последнее пятилетие почти сотня специалистов по производству этого сыра объявили себя банкротами и закрыли дело.
Столь нетривиальным способом в Италии поддерживают производителя сыра. /Фото: vilingstore.net
Механизм работы банка довольно прост: основными его клиентами являются сыроделы, занимающиеся производством пармезана. Когда же им нужны деньги, они отдают в качестве залога свой же продукт и получают кредиты под малый процент – всего 3 %.
Интересный факт: даже процент по кредиту идет на поддержание производителей – основной статьей расходов от этой статьи прибыли является поддержание надлежащего хранения сыра.
Оказывается, и пармезан может быть кредитной валютой. /Фото: cheesemania.ru
Интересно, что от сделки с банком производитель пармезана извлекает двойную выгоду. Кроме получения кредита, он может не беспокоиться за свой заложенный продукт: дозревает сыр прямо на полках хранилища и к моменту погашения кредита становится полностью готовым для продажи. То есть, сыродел не терпит убытки от невозможности реализовать часть своего товара. В прибыли остается и сам банк: в случае не погашения клиентом кредита банк имеет право реалиовать этот сыра.
Пармезан дозревает прямо в банковском хранилище. /Фото: mail.battour.ru
Несмотря на то, что сырный банк не хранит ни деньги, ни драгоценные металлы, он также попадал в поле зрение воров: его грабили уже три раза. Справедливости ради, стоит сказать, что это неудивительно, а воришки не являлись просто любителями изысканного продукта. Все дело в том, что пармезан является одним из самых дорогих сыров мира, а его общее количество в банке оценивается примерно в двести миллионов долларов.
Даже без денег в хранилище банк становится мишенью для воров. /Фото: mail.battour.ru